Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Восстановление патриаршества.
11 октября 1917 г. Председатель отдела высшего церковного управления епископ Астраханский Митрофан выступил на пленарном заседании с докладом, которым открывалось главное событие в деяниях Собора – восстановление Патриаршества. Предсоборный Совет в своем проекте устройства высшего церковного управления не предусматривал Первосвятительского сана. При открытии Собора лишь немногие из его членов, главным образом епископы и монашествующие, являлись убежденными сторонниками восстановления Патриаршества. Но когда вопрос о Первом епископе был поставлен в отделе высшего церковного управления, его восприняли там с большим пониманием. На каждом последующем его заседании мысль о Патриаршестве приобретала все больше приверженцев, претворяясь в исповедание соборной воли и соборной веры Церкви. На седьмом заседании отдел принимает решение не медлить с восстановлением Первосвятительского престола и еще до завершения обсуждения всех деталей структуры высшей церковной власти предложить Собору восстановить сан Патриарха. 4 ноября 1917 г. Поместный Собор подавляющим большинством голосов вынес историческое постановление: «1. В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян. 2. Восстанавливается Патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом. 3. Патриарх является первым между равных ему епископами. 4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору». Опираясь на исторические прецеденты, Соборный Совет предложил такую процедуру избрания: соборяне должны подать записки с именами 3 кандидатов. Если ни один из кандидатов не получит абсолютного большинства, проводится повторное голосование, и так до тех пор, пока три кандидата не получат большинства. Потом жребием из них будет избран Патриарх. 5 ноября 1918 г. из трех кандидатов, получивших большинство голосов, Патриархом избран был митрополит Московский Тихон (Белавин). 21 ноября/ 4 декабря того же года последовало его настолование (интронизация) в Успенском соборе Московского Кремля. В случае освобождения Патриаршего Престола предусматривалось избрание Местоблюстителя. 24 января 1918 г. на закрытом заседании Собор предложил Патриарху избрать несколько Блюстителей Патриаршего Престола, которые будут преемствовать его полномочия в случае, если коллегиальный порядок избрания Местоблюстителя окажется неосуществимым. Это постановление было исполнено Патриархом Тихоном в канун его кончины, послужив спасительным средством для сохранения канонического преемства Первосвятительского служения. Святитель Тихон скончался 7 апреля 1925 г. на Благовещение. Высшее церковное управление в период с 1925 г. по 1945 г. В условиях гонения на Русскую церковь со стороны советского государства 7 января 1925 г. патриарх Тихон составил следующее распоряжение: «В случае нашей кончины наши Патриаршие права и обязанности до законного выбора Патриарха предоставляем временно митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к митрополиту Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к митрополиту Крутицкому Петру». На основании этого распоряжения сонм архипастырей в составе 60 иерархов, собравшихся на погребение Патриарха Тихона 12 апреля 1925 г. постановил, что «почивший Патриарх при данных обстоятельствах не имел иного пути для сохранения в Российской Церкви преемства власти». Поскольку митрополитов Кирилла и Агафангела в Москве не оказалось (были под арестом), Русскую Церковь в качестве Местоблюстителя возглавил митрополит Петр. В декабре того же года, митрополит Петр своим распоряжением поручил митрополиту Сергию (Страгородскому) быть его заместителем. В мае 1927 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий учредил в качестве совещательного органа Временный Патриарший Синод, который просуществовал 8 лет и был закрыт в мае 1935 года. 27 декабря 1936 г. митрополит Сергий принял должность Патриаршего Местоблюстителя. Поместный собор 1943 года. 8 сентября 1943 г. в Москве открылся Архиерейский Собор, в состав которого входили 3 митрополита, 11 архиепископов и 5 епископов. Собор избрал митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Поместный Собор 1945 года. 31 января 1945 г. в Москве открылся Поместный Собор, в котором участвовали все епархиальные архиереи вместе с представителями от клира и мирян своих епархий. Среди почетных гостей на Соборе присутствовали Патриархи Александрийский – Христофор, Антиохийский – Александр III, Грузинский – Каллистрат, представители Константинопольской, Иерусалимской, Сербской и Румынской Церквей. Всего на Соборе было 204 участника. Право голоса на нем имели одни епископы. Но голосовали они не только от себя лично, но и от имени клириков и мирян своих епархий. Поместный Собор избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Ленинградского Алексия (Симанского). На своем первом заседании Собор утвердил Положение об управлении Русской Православной Церкви, которое включало в себя 48 статей. Гонения на Церковь. Русская православная церковь в советский период пережила самые трагические времена в своей истории. Советские власти считали Церковь пособницей царской власти, а значит, своим классовым и идеологическим противником. Они развернули против нее войну сразу по нескольким направлениям. Были приняты законы, идущие вразрез с христианскими нравственными заповедями: потерял юридическую силу церковный брак, впервые в мировой практике разрешили аборты. Закрывались храмы, запрещались церковные Таинства (венчание, крещение и др.). Тех, кто участвовал в них, подвергали преследованиям — например, увольняли с работы. Власти вели антирелигиозную агитацию, насаждали научные теории, доказывавшие ложность любой религии. Шла дискредитация представителей Церкви, уничтожались и подвергались поруганию святыни. Были вскрыты и выставлены в музее мощи святителя Димитрия Ростовского, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и других великих святых. Под предлогом борьбы с контрреволюцией были арестованы и расстреляны многие священнослужители, члены их семей и простые верующие. Была расстреляна и уничтожена царская фамилия. Однако в народе православные традиции были живы. При переписи населения страны в 1936 году более ¾ ее жителей назвали себя верующими. Особым видом разрушения православия стало обновленческое движение в Церкви – т. н. Живая церковь, действовавшая с поддержки большевиков с 1922 по 1936 года. Формально " Живая Церковь" представляла собой отделившуюся от православной Церкви пресвитерскую организацию, однако фактически она целиком находилась под контролем государственных органов, и использовалось ею с целью разрушения Православия изнутри. С началом Великой Отечественной войны многие территории Советского Союза были оккупированы врагом. Немецкие власти допустили открытие храмов и ведение богослужений. Освобождая оккупированные территории, советская власть приняла решение не препятствовать церковной жизни на них и смягчить гонения на Церковь в целом. С разрешения Сталина стали открываться храмы, монастыри, возрождались духовные школы, был избран новый патриарх. Во времена Хрущева началась новая волна гонений на верующих. Церковь подвергалась строгому контролю со стороны властей, спецслужбы выявляли и наказывали людей, участвующих в церковных таинствах. Священникам запрещалось учить людей — это считалось религиозной агитацией. Большинство советских людей ничего не знало о Церкви, не имело возможности прочесть Евангелие и другие священные книги. Так продолжалось до самой Перестройки. Лишь в 1987-1988 годах о Церкви вновь заговорили — в связи с подготовкой к 1000-летию Крещения Руси. Так начинался новый, постсоветский этап в жизни Русской православной церкви. Советский террор против верующих «родил» для Церкви многотысячный сонм новых святых, прославленных в лике новомучеников и исповедников. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы