Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Самарский художественный музей (СХМ)
Адрес: пл. Куйбышева, 1, тел. 332-27-07, 332-18-61; ул. Куйбышева 92, т ел.: 332-33-09, 332-23-50 Е-mail: office@artmus.ru Сайт музея: www.artmus.ru Директор: Востриков Владимир Николаевич
Самарский художественный музей - один из крупнейших музеев России. Его уникальная коллекция основана в 1897 году самарским купцом, владельцем писчебумажного магазина, талантливым художником-пейзажистом и организатором местных художественных выставок Константином Павловичем Головкиным (1871-1925) при участии группы самарских живописцев. В основу вновь созданного отдела при Публичном музее передали свои произведения местные художники Н.П.Осипов, И.Ф.Никонов и Н.Ф.Холявин и сам К.П.Головкин. Понимая, что вновь созданный отдел не может представлять только самарских художников, Головкиным от имени Городского головы П.А.Арапова в 1898 году было разослано около 270 писем к известным художникам России с просьбой поддержать начинание и прислать в дар музею свои произведения. Первыми откликнулись на просьбу самарцев выпускники Академии художеств. В 1898 году выслали свои дипломные картины П.К.Вениг, А.А. Жаравова, и Е.И. Столица. В 1898–1909 годах коллекция пополнилась работами М.В.Нестерова, А.К.Беггрова, В.Н.Бакшеева, К.Ф.Юона. К 1911 г. количество живописных произведений превысило 130 единиц. В художественный отдел поступала не только живопись. Ежегодно от самарских коллекционеров принимались в дар иконы и медное литье, керамика, графика и предметы прикладного искусства Востока, гобелены, большое количество произведений из стекла и фарфора, старопечатные книги. В январе 1937 года художественный отдел был преобразован в самостоятельный краевой (позднее областной) художественный музей. Его коллекция была переведена в новое здание Дворца культуры им. В.В.Куйбышева (пл. Куйбышева 1), построенного на месте взорванного кафедрального собора на главной площади города. Для посетителей музей открылся 28 марта 1939 года. Середина 30-х годов отмечена большой потерей — собранная за многие годы гигантская (несколько тысяч экспонатов) коллекция древнерусского искусства была уничтожена: иконы сожжены, серебряные оклады и кресты переданы на переплавку в Гохран, а несколько тонн медного литья сданы как обычный металлолом. Из переданных при разделе коллекций в художественный музей экспонатов (которые также были частично уничтожены в конце 30-х годов) осталось всего 85. Такая же участь едва не постигла произведения художников-авангардистов начала XX века, поступившие в музей с 1919 по 1929 год. Созданная в августе 1953 года комиссия рекомендовала к уничтожению около 400 работ, среди которых более 100 - произведения русского авангарда. К счастью, сотрудникам музея удалось сохранить эти работы. В годы Великой Отечественной войны музей был закрыт для посетителей, а картины убраны в запасники. На организованных в эти годы 14-ти выставках, посвященных Отечественной войне, музеем приобретались картины К.Г.Савицкого, В.П.Ефанова и И.П.Цыбульника; скульптуры В.П.Акимова и А.В.Грубе. У эвакуированных в Куйбышев москвичей и ленинградцев приобретались и произведения художников XIX - начала XX века. С конца 1947 по 1953 годы директором музея был вернувшийся с фронта В.И.Володин. Это были годы активной собирательской работы. При этом в музей поступали не только художественные произведения, но и архивы художников: письма, дневники, фотографии. С 1940-х годов в музее хранятся архивы С.Н.Южанина и Л.В.Попова. В 1954 году — Анетта Яковлевна Басс (с 1958 по 2006 годы — директор музея) занялась восполнением явных пробелов в коллекции: требовалось расширить отделы русского искусства XVIII и первой половины XIX века. В Ленинградском музее городской скульптуры были отобраны для Куйбышевского музея портреты XVIII века. Значительно расширилась восточная коллекция, начало которой было положено произведениями из собрания фон Вакано. Большое значение музей придает собиранию произведений самарских художников: покупаются и поступают в дар от родственников полотна К.П.Головкина, разыскиваются картины Ф.Е.Бурова, В.А.Михайлова, К.Н.Воронова, К.П. Подбельского и других. Значительно выросла коллекция русского и советского искусства в 1960-1980-е годы. Стали традиционными передачи Министерством культуры РСФСР закупленных в разные годы произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Практически все периоды современного советского искусства представлены сегодня в коллекции. Перевод в 1989 году основного музейного собрания в здание бывшего Волжско-Камского банка (ул. Куйбышева 92, архитектор В.И.Якунин, 1913-1915 годы) предоставил возможность постоянно экспонировать около двух тысяч произведений. В настоящее время экспозиция музея знакомит зрителей почти со всеми разделами коллекции: постоянно экспонируются русская и зарубежная живопись и графика XVI — XX веков, керамика России и Западной Европы, искусство стран Востока, а также раздел " Культура старой Самары". В 1997 г. начала формироваться коллекция " Музея-квартиры художников Васильевых". Художником, историком моды А.А.Васильевым музею были подарены работы его отца, театрального художника А.П.Васильева, а также собственные театральные эскизы (всего 1620 экспонатов). В 2003-2006 годах значительным поступлением стало переданное в дар музею творческое наследие самарского художника В.З.Пурыгина, куда вошли около 2000 работ – картины, рисунки, наброски. В 2003 году был образован сектор " Музей-мастерская В.З. Пурыгина". Ныне коллекции музея экспонируется в двух зданиях: в первом - на ул. Куйбышева - классическое искусство, во втором – на пл. Куйбышева – современное. Размещенные в залах художественного музея постоянные экспозиции включают в себя около двух тысяч произведений, выставленных по отделам: русская и зарубежная живопись, отдел искусств стран Востока, самарские художники, керамика. Гордостью музея являются портреты XVIII века Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, полотна художников передвижников Н. Ге, И. Крамского, В. Маковского, А. Саврасова. В экспозиции музея представлены масштабные композиции И. Репина, ряд этюдов В. Сурикова. Залы заподноевропейского искусства знакомят посетителей с работами Р. Гобера, Д. Де Ла Пенья, Ф. Воувермана, Я. Бунса, полотнами итальянских, французских и немецких мастеров. Экспонаты стран Китая, Японии и Индии - одна из крупнейших коллекций Востока в русской провинции. Особенно ценна коллекция русского авангарда начала XX века. Музейное собрание включает в себя и отечественное искусство 1920-1970-х годов. Музей неизменно участвует во всех культурных программах и фестивалях, а ценность художественной коллекции позволяет представлять ее на зарубежных выставках. Собрание музея продолжает пополняться за счет даров и закупок, проводимых музеем.
Публикации:
23. Уткин В. За кордон иконы не уплыли: [в дар СХМ от самар. таможни передано три иконы нач. 20 в.] / В. Уткин // Самар. газ.- 2003.- 26 марта.- С.2
Особняк Шихобаловых (филиал СХМ)
Адрес: ул. А.Толстого, 39
В 1994 г. Самарскому художественному музею был передан знаменитый «Дом с атлантами», построенный по проекту архитектора Александра Щербачёва в 1901 г. В настоящее время здание находится на реставрации. После открытия здесь будут размещены экспозиция «Художественная культура старой Самары», музей-квартира семьи Васильевых и выставка работ заслуженного художника России Валентина Пурыгина. Публикации:
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы