Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Праздники современной России.
Народные праздники одна из наиболее ярких и составных частей традиционной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многосторонних явлений – фольклора, который выделился из единой культуры первобытного общества в результате распада его устоев и в связи с разделением труда. К основным аспектам народной культуры можно отнести: менталитет народа, опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, народные обряды, знания и умения, художественное творчество. Народная культура обладает следующими чертами: неразрывная связь с природой, открытость, воспитательный характер народной культуры России, контактность с культурой других наций, диалогичность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального заряда, сохранение языческой и православной культуры, и чувство юмора. Совокупность обычаев и любого народа - это итог его воспитательных усилий на протяжении многих веков. Через эту совокупность каждый народ воспроизводит себя, свою культуру, свой психотип, в ряду сменяющих друг друга поколений. Культура составляет основу народной культуры. Этнограф и К.В. Чистяков отмечает, что традиция - это сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при этой системе совершается определенный отсев стереотипов, которые опять воспроизводятся и общество без традиций также невозможно как общество без культуры. Традиционная культура -элемент народной культуры, имеющей региональный оттенок. Праздники существовали во все времена, трансформируясь по смыслу и форме, соединяясь с духовной и эстетической эволюцией общества. Они имеют большую эмоциональную и воспитательную значимость, обеспечивая передачу традиций от поколения к поколению. Корни народных праздников исходят из времен язычества. Несмотря тысячелетнее давление православной церкви по их искоренению, большинство древних обрядов и ритуалов дошли в до наших дней. Часть таких обрядов православие умело приспособило к своим праздникам, а некоторые народные традиционные праздники стали частью или продолжением православных обрядов. Прекрасной опорой для изучения истории русского праздника, и народного образа и быта, нравственных ценностей народа являются источники собранные в музее Российского Этнографического музея в Санкт –Петербурге, экспозиция которого знакомит посетителей с семейными торжествами и обрядами, также с некоторыми верованиями русского народа. Время возвратить назад и возродить к исторические формы празднично-обрядовой культуры невозможно, потому что всякие попытки возрождения народной культуры, народных традиций без восстановления исторической среды обитания обречены на провал. Вне данной концепции любая традиция будет жить в виде экзотики, которую можно посмотреть, послушать, но не воспринимать в виде собственного национального самоощущения. Однако подобрать действенные средства и методы привлечения детей, молодежи, просто населения к традиционным формам проведения досуга, обрядам, народным промыслам и ремеслам можно и нужно, так как и ритуалы и их музыкальное сопровождение - это часть нашей истории, нашей самобытности, нашего быта и всего, без чего наш народ не полный, не цельный. И, безусловно, был справедлив Д.К. Зеленин утверждая, что в истории обычая форма меняется, а значение при этом часто остается, хотя иногда перетолковывается на иной лад. В прошлом в крестьянской жизни (ровно как и сейчас) жизнь человека развивалась циклично – взросление, свадьба, рождение детей, старость, То же наблюдается и в цикличной повторяемости сезонов года и типичных для них сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая. В связи с этим появились два основных вида обрядов: Календарно-земледельческого круга; Социальные семейно-бытовые. Первая разновидность появилась на почве земледельческого быта, в следствии чего их иногда называют «аграрными». Но их тематическое значение шире, потому что они членили год агрария на определенные отрезки времени, отмечали переход от периода к периоду и в целом способствовали воспроизведению и самих людей и их жизненной среды: растительности, животных в масштабах определённых периодов времени и в рамках их цикличной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимопереплетение индустриальной, сельскохозяйственной и человеческой, семейной обрядности. Второй вид связан с биолого-социальным ростом человека и отражает три главные его жизненные фазы: рождение, вступление в брак, старение. смерть. Это способствовало появлению трех форм обрядности - рождению, свадебной, похоронной. Обряды первого вида связаны с землёй, солнцем, небом. Святки - зимний праздник, который продолжается две недели от Рождественского сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января). Старый Новый как бы разделяет Святки на равные половины. Время от Рождества до 13 января называют «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения - «страстными вечерами». Знаками о приближении весны были наполнены обряды другого праздника «Сретенья Господня» - 15 февраля. Старики считают, что в данный день зима и лето встречаются. Воистину народным праздником считается Масленица. Ее празднование связано с лунным календарем. Чествование Масленицы начинают за восемь недель до первого весеннего полнолуния и приходится на конец февраля -начала марта. Длится всю неделю и традиционно связано с проводами зимы встречей весны. Праздником весны является день весеннего равноденствия – 22 марта по новому стилю - «Сороки», вторая встреча весны. 40 птиц прилетает. Народ считал, приход весны можно устроить ускорив исполнение определенных обрядовых действий. На сегодняшний день мы можем довольствоваться только воспроизведением «заклинаний весны, особыми песнями – веснянками да выпечкой в виде фигурок птиц: «жаворонушков», «жаворонушек», «голушек», «сорок». В конце дня ребятишки ели «жаворонков», а их кусочки бросали в реку, отдавали скотине, либо зарывали в землю, веря в принесение благополучия этими обрядовыми фигурками. В это же время «играли» особые песни прибаутки. Примечателен праздник Вербного воскресенья, предшествующий святой Пасхе, которую называли Светлым Христовым Воскресеньем. И немудрено, что прародители обставили её множеством обрядовых действ, идущих из прошлых времён. Прежде всего это обычай дарить яйца, который существовал с языческих времён до Рождества Христово. Продолжается праздник всю Святую неделю вплоть до Красной Горки. Красная Горка народный праздник, приходится на начало действия животворящих сил природы. В тот день было принято карагоды, танки и «ширинки» под плясовые песни танцевать, на релях, яйца с холмов катать «на хороший урожай, достаток». Молодые люди шли в лес и жгли костры. Было много обрядовых ритуалов, песен, направленных на оберег домашних животных от хворей, сглаза, хищного зверя и обеспечение плодовитости. Наделен праздник Георгия Победоносца или Егорьев день-покровитель скота. С течением времени праздники видоизменялись. Ритуалы рождения и детства, роды и всё что связано с ними окружалось загадкой, а принятия дитя в общину, то есть крещение производили торжественно в присутствии родственников. Детский календарный фольклор представлен песенным репертуаром календарно-земледельческого круга: калядки, щедровки, веснянки, купальские, различный закличник: дождю, радуге, солнцу – с просьбой мочить, греть; игры (драматические, спортивные, хороводные). Спортивные игры помогают физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных навыков. Например: «салки», «Волк и гуси», и другие. Так различные варианты пряток заключают в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, и развития личности ребенка, существовавшие в школах подготовки их и к боям и к охоте. Так в большинстве драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых, опека о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая - что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку и приучить их к труду и самостоятельной жизни.
Глава 2. Специфицеские особенности подготовки и проведения массовых праздников. Сценарий массового праздника сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим воедино работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора. Тема- это круг жизненных явлений, отобранных сценаристом и режиссером. Идея- это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий. Тема обычно задана в самом начале праздника, а к идее как к общему главному выводу сценарист и режиссер должны подвести собравшихся зрителей. Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария. В драматургии массового зрелища вступают в силу свои особенности. Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают в драматургии массового зрелища, действа специфические черты, обусловленные монтажной структурой, где конфликтность существует не в результате возникающего контрдействия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении, " сбор-кеб" разнородных эпизодов, номеров и " аттракционов". Само соединение различных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей сути, обладает определенной возможностью возникновения противоборствующих сил. В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная структура, дающая в конечном итоге новое качество- драматургию, основой которой является не традиционное действие и контрдействие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность различных тем и жанровых разновидностей. Нельзя особенно в массовом празднике, имеющем в своей основе конкретную праздничную ситуацию, вызывающую личностные ассоциации у каждого, рассказывать о войне, вообще о пятилетке и т.д. Действие массового зрелища, представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического -к музыке, от музыки -к слову и т.д. И поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение. Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающем одновременно замыслу сценариста и режиссёра. Поиски такого хода, являются специфичными для сценариста и режиссёра массового действия. Заданный драматургический ход, двигающий развития сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы показывает всё действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами, трагическое со светлым, радостным. Это находит выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из спектакля, кинофрагмент, они чередуются с публицистическими выступлениями, массовыми действиями участников. В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку. Следующая часть композиций - основное действие, т.е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям: 1) Строгая логичность построения темы. 2) Нарастание действия. 3) Законченность каждого отдельного эпизода. 4) Конкретность построения. Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. к наивысшей точки в развитии действия. После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия.
Специфика, массового зрелища, на наш взгляд, в документальности. Драматургия массового зрелища, как правило, основана на конкретных фактах, на их осмыслении. Это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сценарии праздника, театрализованного концерта, массового зрелища не может быть обобщенных образов героев прошлого, настоящего, будущего. Напротив, именно сочетание двух линий - документальной публицистичности и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину, их нельзя противопоставлять друг другу или взаимоисключать, как это подчас еще делают некоторые драматурги и режиссеры. Документальность, разумеется, не является особенностью только лишь массовых форм. Сценарий, основанный на документах, письмах, дневниках, сегодня чрезвычайно распространен в театре, кино, на телевидении и радио. Однако документальность наиболее присуща именно массовому зрелищу, происходящему на площадях и в парках культуры и отдыха, на улицах. Использовать конкретные факты, положить их в основу сценариев массовых зрелищ - это значит, прежде всего изучать и хорошо знать жизнь конкретной человеческой общности, черпать из нее темы и сюжеты, рассказывать о реальных, жизненных событиях. Без такого жизненного материала немыслим любой праздник. Разумеется, степень документальности в различных массовых зрелищах может быть разной: от театрализованного представления или вечера-портрета по биографии героя до символического действия на площади, ассоциирующегося с реальным событием. Фактический материал нужен сценаристу и режиссеру массового зрелища не как самоцель, а для того, чтобы на этом доходчивом, близком людям материале раскрыть важнейшие общеполитические вопросы, сделать доходчивей и понятнее задачи. Именно отражение общих процессов в реальных делах интересных людей своего предприятия, села, города, района, области есть основное содержание документальной драматургии массового действа, предстающее в известном смысле в качестве специфического образного способа обработки социальной информации. Только образное решение превращает документальный материал в произведение искусства. Документ может быть основой, отталкиваясь от которой драматург и режиссер создают новый образ. Однако возможности театрализации позволяют показать в документальном действии реальных, а не вымышленных героев. Знание живых прототипов тех образов, что воплощены в театрализованном представлении, или показ самих героев неизмеримо усиливает в зрителях активное начало «сотворчества» с происходящим, делает более полноценным само эстетическое восприятие. По своей художественной природе массовый театрализованный праздник суть высокая идея, выраженная в яркой, образной форме. Именно образность делает массовый праздник явлением искусства, его массовой формой. Система образов в документальной драматургии массового театрализованного зрелища не ограничивается лишь таким символическим, ассоциативным стержневым образом. Применительно к ней необходимо говорить также и о герое массового зрелища. Анализ массовых зрелищ еще раз подтверждает, что особенно удаются они там, где в центре театрализации яркие образы ветеранов, героев войны. Создание ярких образов реальных героев на общем фоне конкретных исторических событий очень важно. Благодаря этому становится возможным глубже почувствовать историческую ретроспективу, лучше понять борьбу страстей вокруг тех или иных свершений. Путь образного решения в театрализации всегда идет от предельной конкретизации героев сценария, особенно в каждом из его эпизодов, к обобщенному собирательному образу сценарно-режиссерской разработки, наиболее адекватному идее празднично-обрядового действия. Причем эту образность подсказывают именно реальный материал, жизненный путь героев театрализации, положенные в основу сценарно-режиссерского хода. Диалектика общего и частного, собирательного и конкретизированного чрезвычайно характерна для театрализации, составляет ее сценарное ядро. Сущность театрализации выдвигает важнейшее методическое требование: в сценарной разработке любой, даже самый всеобщий, праздник, знаменательное событие, торжественная дата должны быть конкретизированы до уровня той общности людей, в которой отмечаются. А это значит, что в первую очередь необходимо точно подобрать героев театрализации. Их судьбы, их жизнь, трудовая деятельность должны перекликаться с празднуемым событием, быть созвучны ему. Именно в показе таких людей, в воздействии образа современника, его яркого положительного примера - воспитательная суть театрализации, которую необходимо максимально использовать. Поиски героя всегда были главной
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы