Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Семейная педагогика решает определенные задачи. Она призвана изучать состояние, основные тенденции и закономерности воспитания детей в семье. Поэтому в круг ее задач входят: разработка теоретических проблем семейного воспитания; изучение опыта семейного воспитания; внедрение научных достижений в практику семейного воспитания; исследование путей повышения педагогической культуры родителей; обоснование целесообразного соотношения семейного и общественного воспитания и технологии взаимодействия родителей и профессиональных педагогов. Методы семейной педагогики, как и любой другой отрасли педагогической науки, делятся на две группы: 1) методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется домашнее воспитание; 2) исследовательские методы, которые используются для изучения семьи как воспитательного института. Изучение семьи вызывает определенные трудности в силу того, что она представляет собой относительно замкнутую ячейку общества. Исследование семьи осуществляется на разных уровнях: теоретическом и эмпирическом. Эмпирическим путем собирается фактический материал, характеризующий семью и домашнее воспитание. Факты представляют собой нечто реальное, конкретное из области изучаемых явлений, поэтому важно установить их и описать. В социальной действительности, клеточкой которой является семья, нет изолированных фактов и явлений: они все взаимосвязаны. Поэтому в задачи эмпирического уровня исследования входит обнаружение объективных связей, всестороннее изучение любых фактов и явлений домашнего воспитания в связи с другими социальными характеристиками семьи (например, особенности воспитания в зависимости от состава семьи, ее типа и т.д.). Для сбора фактического материала используется комплекс взаимодополняющих методов: изучение литературных источников, наблюдение, беседа, «педагогический консилиум», метод независимых характеристик, метод сочинений, изучение и обобщение опыта, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, опытная работа и др. Следует обратить внимание на то, что при изучении семьи и семейного воспитания педагогический эксперимент имеет более ограниченное применение, чем при исследовании различных проблем общественного воспитания. Дело заключается в том, что в ходе эксперимента педагогические явления изучаются в специально созданных условиях в течение более или менее длительного периода. При этом экспериментатор активно вмешивается в процесс изучаемого явления, устраняет одни факторы и усиливает другие. Семья, в силу своей закрытости, неохотно впускает экспериментатора в свои стены, в свой внутренний мир. В последние годы широкое распространение получили социологические методы: социологические опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия. Активно используются психологические методы, которые углубляют и расширяют представления о современной семье и одновременно ставят испытуемых перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с близкими, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного т.д. Усилия исследователя (социолога, психолога) направлены на то, чтобы мобилизовать социальную активность испытуемых, посредством которой вырабатываются позитивные представления о различных сферах семейного образа жизни, приемах воспитания, технологии ведения домашнего хозяйства и т.д. Разработана методика изучения семьи глазами ребенка с помощью рисунков, наблюдения игр и других видов деятельности, шкалирования привязанности ребенка к членам семьи, его самооценки и др. Для сбора и обработки полученного фактического материала применяются математические методы: шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др. На основе количественных данных строят диаграммы, графики, таблицы. Количественные показатели делают результаты исследования более убедительными, поддающимися сравнению с данными, полученными другими учеными. С развитием компьютерной техники расширились возможности математической обработки большего объема данных. Так, во многих странах систематически публикуются обработанные путем компьютерной техники статистические данные, характеризующие современную семью по разным параметрам (количественный состав, тип семьи, уровень образования родителей, детей и т.д.). Поэтому и в эмпирических исследованиях возникла тенденция некоторого преувеличения роли количественных показателей. Вместе с тем следует учесть, что количественные показатели не могут раскрыть многие сущностные процессы, характеризующие семью и домашнее воспитание. В связи с этим целесообразно использовать количественные данные для дополнения, аргументации качественного анализа собранного фактического материала, но не подменять его. Исследования теоретического уровня ведутся соответствующими методами. К ним относятся методы теоретического анализа и диалектического познания, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ, раскрытие, обобщение и систематизация полученных данных, прогностическое моделирование и др. Мир семьи прямо или косвенно представленв художественно-образной форме: в литературе, живописи, музыке, произведениях народного творчества. С помощью указанных средств можно углубить характеристику семьи, особенно в сравнительно-сопоставительном, ретроспективном планах. Например, в художественной литературе XVIII-XIX вв. содержится интересный материал о традициях семейного воспитания, о деятельности домашних наемных педагогов (гувернеров, гувернанток, учителей), о взаимоотношениях поколений и т.д. Таким образом, методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. Задания 1. Составьте схему общих и различных признаков общественного и семейного воспитания 2. Схематично представьте источники семейной педагогики как самостоятельной отрасли педагогических знаний. 3. Изучите по работе П.Ф.Лесгафта «Семейное воспитания ребенка и его значение» (М., 1991) принципы семейного воспитания (их автор называет «главные основания», они даны в главе «Семейная жизнь ребенка»), отметьте, какие принципы можно порекомендовать современным родителям. 4. Подберите пословицы о семье, домашнем воспитании, определите, какие из них доступны пониманию старших дошкольников. Продумайте педагогическую ситуацию (беседа с детьми, игры на бытовую тематику, показ инсценировки, рассматривание иллюстративного материала, чтение художественного произведения и т.д.), в которой целесообразно использовать соответствующую пословицу, проведите работу и проанализируйте ее. Спланируйте последующую работу, которая будет служить дальнейшему осознанию детьми иносказательного смысла пословиц. 5. Прочитайте одну из книг, где представлен опыт семейного воспитания (В.С.Мухиной, Н.А.Менчинской, Б.А и Л.А.Никитиных, В.К.Маховой), попытайтесь определить основные направления, методы и средства воспитания ребенка, оценить их эффективность. 6. Вспомните художественные произведения, в которых дается характеристика семьи, разных ее поколений, внутрисемейных отношений и т.д. ГЛАВА ВТОРАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ СЕМЬЯ И БРАК Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Выявлено много признаков семьи, но как их объединить, выделив самые существенные? Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство. Итак, семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений - супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками). В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних семья - оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других - своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на земле связывают прежде всего с семьей: счастливым себя считает тот, кто счастлив в своем доме. Оказывается, что люди, имеющие, по их собственным оценкам, хорошую семью, дольше живут, меньше болеют, продуктивнее трудятся, более стойко переносят жизненные невзгоды, общительнее и доброжелательнее по сравнению с теми, кто не сумел создать нормальную семью, сохранить ее от распада или является убежденным холостяком. Об этом говорят результаты социологических исследований, проведенных в разных странах. Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов. В житейских представлениях, да и в специальной литературе понятие «семья» часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия, по сути имеющие общее, не являются синонимами. Брак - это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни (С.И.Голод, А.А.Клецин ). Цель брака заключается в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. Следует иметь в виду, что - брак и семья возникли в разные исторические периоды; - семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей (А.Г.Харчев). НЕМНОГО ИСТОРИИ Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества. Тем не менее эти проблемы не являются сегодня досконально изученными: в них остается много спорных вопросов. Общепризнанным считается взгляд на семью как на продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества, с совершенствованием форм общественного регулирования отношений между полами. Некоторые из этих форм были свойственны отдельным племенам, другие имели более широкое распространение. Общим была их зависимость от определенного уровня социально-экономического развития общества (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин). Половые отношения в первобытном человеческом стаде носили животноподобный характер. Они проявлялись в неупорядоченных половых связях, в которые вступала женщина с любым мужчиной (и наоборот, мужчина с любой женщиной) этого стада. Такие отношения, будучи сопряжены с конфликтами, драками и другими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь первобытного стада, для выживания которого требовались сплоченность и единство в обеспечении условий существования. В результате сложилась объективная потребность - ввести общественные санкции, направленные на упорядочение половых отношений. Появились запреты, всякого рода «табу», которые сдерживали беспорядочное удовлетворение половых инстинктов. Важнейшим из этих запретов стал запрет на половые связи между кровными родственниками (предками и потомками, родителями и детьми), в результате чего стал формироваться род. Таким образом, в первобытном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между полами. Возникновение родовой общины и функционирование группового брака привели к новой угрозе для выживания людей: росту числа неполноценных детей как результата кровного родства отца и матери, автономному существованию каждого рода, ограничению социальных связей с другими общинами. Для устранения этих негативных явлений появилась более строгая форма брачных отношений - экзогамия, запрещающая половые связи внутри одного рода. Групповой брак превратился в союз двух родов, но не привел к созданию семьи: дети принадлежали всему роду и воспитывались его сообществом. По мере социального расслоения общества групповой брак видоизменился и принял форму полигамии (многобрачия), когда одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лицами противоположного пола. В историю человечества вошли две формы полигамии: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Пережитки второй формы (полигинии) сохранилась и по сей день в некоторых странах Востока в форме семьи гаремного типа. Для позднепервобытной общины характерно усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей, что привело к дальнейшему упорядочению брачных отношений: они приняли форму моногамного парного брака, который отличался большей прочностью по сравнению с групповым браком. Парный брак знаменует начало домашне-семейного воспитания, которым занимаются родители, другие члены рода. Возникает хозяйственная ячейка, состоящая из мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения начинают регулироваться не только социальными, но и экономическими факторами: жена, дети не могут обойтись без мужа и отца. Верность жены обеспечивалась ее подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно меняется и сам характер брака: его целью становится создание семьи, содержание и воспитание детей (а не только регулирование половых отношений, как это было ранее). Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи. На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в VIII-IX вв. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее хозяйственную надежность. Дом, семья становились начальной образовательной школой для детей, своеобразной «домашней академией» (И.В.Бестужев-Лада), где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую, девочке - материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей. Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, менялись экономические уклады, а моногамия сохранилась. Установление моногамии, единобрачия не следует объяснять лишь достижениями социально-экономического характера человечества. В этом процессе свое достойное место занимают мораль и нравственное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической культуры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах». С развитием общества значительная часть нагрузки по стабилизации брачно-семейных отношений переносится с внешних регуляторов (социальный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчиненность женщин, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства). ТИПЫ СЕМЕЙ Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу. Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, которые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах. В городских семьях большего размаха достиг процесс нуклеаризации и сегментации семьи, характерный для большинства народов индустриальных стран. Нуклеарные семьи (преобладающий тип семьи) состоят преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) - из супругов и детей - до вступления в брак последних. Наконец, в нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколений (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) последних. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья. В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), т.е. молодых семьях, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, в результате снижается возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему. В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых «вылетели из гнезда»). Печальная примета нынешнего времени - рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей). Такая же структура материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной представительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. В последние годы материнские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор «родить для себя». Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного родителя в результате развода. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье. ¯ Для любознательных Существует так называемый гражданский брак. Иногда его называют фактическим, в просторечии именуют сожительством. Психологи имеют свой термин - промежуточная семья, подчеркивая, что в любой момент она может принять какую-то окончательную форму, развалится или будет закреплена документально (часто это делается «под давлением» беременности). В такой семье трудно строить долгосрочные планы. Мужчина и женщина, годами проживая под одной крышей, остаются при этом «он» и «она», тогда как супружеское «мы» обладает совсем иным качеством ощущения самих себя и жизни вообще. Фактические браки приобретают всевозрастающую популярность в западном мире - Швеции, Англии, Франции, Нидерландах, США, Канаде. Не осталась в стороне и Россия, где около 7% супругов живут в незарегистрированном браке. Чтo же лежит в основе такого партнерства двух «независимостей»? Оказывается, вовсе не соображения типа «мы еще молоды для брака, надо материально встать на ноги, а тогда уж...» По данным социологических исследований, в фактическом браке чаще живут те пары, которые уже достигли или, по крайней мере, уверенно подходят к приличному достатку. Скорее всего, решение «просто пожить вместе» рождается в силу желания оградить себя от ответственности, подстраховаться удобной подножкой, с которой можно при случае соскочить. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 1832; Нарушение авторского права страницы