Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ
В ряде исследований предприняты попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности. (Т.А.Березина, Е.С.Бабунова, Т.М.Баринова, Н.В.Демидова). Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивления, поскольку в общеобразовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания. В последние годы создаются программы знакомства детей с окружающим миром, в которых представлены знания о семье (О.К.Васильева, С.А.Козлова). В этом отношении особо следует отметить программу С.А. Козловой « Я - Человек». Формирование ребенка как полноценного члена семьи автор рассматривает в логике созидания Человека в Человеке, воспитания гражданина Родины и жителя планеты Земля. Знания о семье сосредоточены в специальной теме «Моя семья, моя родословная» и «рассыпаны» в других разделах. На протяжении всей программы проводятся идеи о ценности содержательного досуга в семье, о необходимости дарить радость близким, понимать их настроение и т.д. Раздел «Что я знаю о себе» написан от лица ребенка, тем самым знания о семье представлены как бы в зеркале детского восприятия. Это, несомненно, «натолкнет» педагога на максимальную активизацию личного опыта каждого воспитанника, побудит к использованию художественных средств, будирующих детское воображение. Своеобразная «программа» формирования у детей представлений о семье как величайшей общечеловеческой ценности содержится в народной педагогике. Из курса дошкольной педагогики вы знаете, что народ не создал книг о том, как надо воспитывать детей. Но зато оставил в наследство много произведений материальной и духовной культуры, анализируя которые ученые сформулировали основные положения народной педагогики. Обращение к произведениям устного народного творчества (сказкам, пословицам, пестушкам, потягушкам, закличкам и др.) позволяет проследить, как народ с малых лет вводил ребенка в мир семейной жизни. До детей дошкольного возраста важно донести саму суть понятия «семья», и поддержкой в этом будут произведения устного народного творчества, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать» «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражающие родственные отношения. При знакомстве детей с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей (мама, папа, братья, бабушки, дедушки), раскрываются понятия «род», «семья». Знакомство с художественными произведениями, опора на личный опыт ребенка служат основой для характеристики семьи по принципу «раньше - теперь». Раньше семья была многодетной (здесь уместно ознакомление с пословицами), теперь в семьях не более одного-двух детей. Раньше дети трудились вместе с родителями, нянчили своих младших братьев и сестер, теперь картина иная. Привлечение современных художественных произведений (например, А.Барто, Е.Пермяка, В. Осеевой и др.) поможет педагогу активизировать личный опыт детей с целью осознания ими своего места в системе семейных отношений, укрепить их в стремлении «быть полезным», «быть любезным» родным людям. Однако и раньше и теперь в семье - одинаковые беды: дети-сироты, «плохие» дети. Проблема детей-сирот сегодня особо актуальна. Задача педагога - помочь детям понять не столько умом, сколько сердцем, что значит народная мудрость: «В сиротстве жить - слезы лить». Чтение и обсуждение любимых сказок (например, «Хаврошечка», «Золушка»), анализ пословиц соответствующего содержания должны прежде всего пробудить у ребенка чувство сострадания, стремление быть внимательным к окружающим детям, оказывать помощь тому, кто в ней нуждается. В арсенале педагога имеется немало художественных произведений, опираясь на которые он формирует у воспитанников представления о «хороших» и «плохих» детях. Назовем некоторые из произведений, список которых советуем продолжить: «Пудин и Лягушка» (нанайская сказка), «Три сестры» (татарская сказка), «Ласточка» (корейская сказка), «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова. Познакомив детей с некоторыми из этих произведений, педагог помогает детям разобраться в поступках, поведении персонажей, высказать свое отношение к ним. Далее подводит детей к самостоятельным выводам о том, что значит «плохие» дети, «хорошие» дети, связав эти выводы с особенностями поступков, чувств, отношений к другим людям. Старшему дошкольнику вполне доступно поразмышлять над пословицей «Добрые дети - делу венец, плохие дети - дому конец», а затем подумать над тем, какой он сын (дочь), внук (внучка), что он делает хорошего для своих близких, чем может их порадовать. В народной педагогике, как, впрочем, и во всей культуре народа, особое место занимает понятие «отчий дом» (родной кров, родительский дом). О нем есть сказки, много пословиц, которые педагог использует в своей работе. Хорошо, если удастся показать детям разнообразие жилищ (кирпичные, деревянные дома, хижины, юрты и т.д.), а затем предложить им подумать, чем они отличаются и чем похожи (живут люди, семьи, родители заботятся о детях, друг друге). Далее можно провести серию бесед (о домашнем хозяйстве, распределении обязанностей по дому, праздниках, досуге и т.д.), воспитательная цель которых заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи: действенное проявление любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувство благодарности, уважения к родителям -одна из задач педагога. Необходимо учить детей понимать эмоциональное состояние членов семьи, воспитывать желание порадовать их. Здесь неоценимы повседневные жизненные ситуации. Так, вечером педагог напоминает детям, что скоро за ними придут родители, с которыми они не виделись целый день, поэтому надо ласково поздороваться, внимательно посмотреть в лицо, узнать, какое настроение, не требовать сладости, самостоятельно одеться и т.д. Сам педагог подает детям пример, приветливо встречая тех, кто приходит за детьми, спрашивая пожилых людей о здоровье, предлагая им сесть, на прощание желает доброго пути. Целесообразно создавать специальные ситуации, которые ставят детей перед необходимостью лучше узнать особенности, интересы своих близких, для того чтобы порадовать их, доставить удовольствие. Например, перед Днем матери, Женским днем 8 Марта педагог заранее предупреждает детей, что им предстоит делать сувениры женщинам своей семьи. Чтобы подарок был приятен, вызвал радость, надо знать, что именно будет приятно маме, бабушке, сестренке, тете. Тогда не будет одинаковых обезличенных подарков, а в каждом из них будет заключен индивидуальный смысл. Например, Саша говорит: «Мама очень любит читать, она обрадуется, если я сделаю закладку в книгу. Бабушке можно нарисовать цветы, она их очень любит. А сестренке Катюше я сделаю корзиночку, она будет с ней играть! » Углублению интереса детей к эмоциональному состоянию близких людей служат мини-этюды, направленные на развитие умений различать средства общения и пользоваться ими: «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать на них (О.К.Васильева). С помощью этюдов дети учатся передавать, распознавать радость, волнение, усталость, тревогу, страх. Можно использовать игровые тренинга типа «Назови ласково близких и родных», «Скажи, чем ты можешь порадовать маму (папу, дедушку, бабушку)», «Чей ты помощник дома», задания, требующие закончить предложения типа «Если мама огорчена, я...», «Если бабушка устала, я...». Целесообразно использовать и дидактический театр, как-то: «Подготовка ко дню рождения», «Приятный сюрприз мама (папе, бабушке)», «Делу время - потехе час». Для формирования у детей представлений о семье необходимо освоить комплекс методов и приемов. Переоценка словесных методов, что достаточно часто имеет место в современном дошкольном учреждении, приводит к усвоению детьми формальных знаний, не окрашенных собственным отношением. Эффективно обращение к разным художественным средствам, которые побуждают детей к деятельности творческого содержания (например, рассказ о своей семье, рисование портрета на тему «Моя мама (бабушка)», участие в концерте «Песни моей семьи», изготовление сувениров, подарков, выращивание растений и др.). Многие авторы (Р.И.Жуковская, А.А. Анцыфирова, В.М.Иванова) исследовали возможности сюжетно-ролевых игр в формировании у детей представлений о семье, ее членах, их взаимоотношениях. Известно, что игры на семейную, бытовую тематику наиболее распространенные на протяжении всего дошкольного возраста. Но, как выявили специальные исследования, они отличаются бедностью и однообразием содержания. Часто линия «мама-папа» развивается в негативном плане: командные нотки «мамы», ее стремление повелевать, подчинить себе «папу». Мальчики плохо представляют себе, в чем заключается роль «папы». Уходя на «работу», они не возвращаются в «семью», отвлекаясь на другие игры, и т.д. С целью обогащения содержания игр семейной тематики эффективными оказываются такие сюжетные линии, как «В семье родился ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче» и др. В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимодействии поколений, о досуге. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации. В последнее время детей стали привлекать к различным формам работы, которые помогают им проникнуть в свои генеалогические корни. Конечно, такая работа должна вестись в семье, но многие родители не понимают ее необходимости, не знают, как правильно к ней подступиться. Поэтому педагог показывает направления, возможные формы «путешествия» ребенка в историю семьи, а родители продолжают ее дома. Для уточнения смысла понятия «семья» используется наглядный материал с изображением членов семьи, относящихся к трем поколениям (мама, папа, их родители, дети). Далее целесообразно прибегнуть к моделированию. Педагог предлагает детям составить модель семьи, состоящей из трех поколений. Каждое поколение обозначено фишкой своего цвета. Раскладывая фишки, а затем подбирая изображения членов семьи, ребенок выстраивает ее модель, называя при этом, кто кому кем приходится. Но это семья абстрактная. Следующий шаг - к модели своей семьи, которую ребенок выкладывает рядом, называя имена, отчества членов семьи, их социальные роли, определяя при этом кем он приходится своим родным (сын, внук, племянник, брат). Тут, как правило, ребенка «подкарауливают» трудности - не знает имена и отчества всех своих близких. И педагог в этом помочь не может. Создается ситуация, когда ребенок наглядно убеждается, что такое семейная память, кто является ее носителем. Появляется естественная потребность обратиться за помощью к родителям. Педагог беседует с детьми, что значит отчество (наименование по отцу), рассказывает, что звать людей не только по имени, но и по отчеству - особенность русского и некоторых других народов. Называя отчество человека, люди вспоминают его отца, выражают уважение к его корням. Здесь уместно поговорить о фамилии, которая также передается от отца к сыну. Если в группе есть дети с фамилиями, вызывающими у окружающих улыбку, смех, уместно провести соответствующую работу. Суть ее в том, чтобы дети поняли, что человек, даже совсем маленький, все родственники, носящие одну фамилию, украшают или позорят ее (элементарное понятие о чести семьи). Завершить беседу целесообразно чтением С.В.Михалкова «Финтифлюшкин». Дальнейшее изучение своей родословной следует продолжить в семье. Педагоги рекомендуют родителям оформить семейный альбом «Наша родословная», составить генеалогическое древо с использованием фотографий. С целью поддержания интереса к родословной своей семьи детям можно предложить задания типа «Самый старший (младший) член нашей семьи», «О папах (мамах) моих родителей», «Защитники Родины в нашей семье», «Наши семейные имена (профессии, увлечения)», изготовить коллаж «Моя семья». В ходе совместной работы дошкольного учреждения и родителей дети подводятся к первоначальному, еще очень элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. Несомненен нравственный результат такой работы: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения. У детей складываются первые ожидания в отношении своей будущей семьи. Например, они говорят: «Когда у меня родятся свои дети, я никогда не буду их ставить в угол», «Я, когда вырасту, своей жене всегда буду дарить цветы». «Запускается» элементарная рефлексирующая позиция на основе понимания «хорошая» - «плохая» семья. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы