Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 1. Предмет культурологии 10
I. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ И ДРЕВНЕГО МИРА 21
Глава 2. Культура Первобытной Эпохи 22 2.1. Периодизация первобытности 23 2.2. Особенности первобытного искусства 24 2.3. Ранние формы верований 32 Глава 3. Культура Древнего Египта 36 3.1. Древний Египет 36 3.2. Эллинистический Египет. Египет— римская провинция 46
Глава 4. Культура Древней Месопотамии (Двуречья) 49 4.1. Заселение Двуречья 49 4.2. Шумеро-Аккадская культура 50 4.3. Культура Старовавилонского царства 54 4.4. Культура Ассирии 58 4.5. Культура Сасанидского Ирана 59
Глава 5. Культура Древней Индии 63 5.1. Древнейшая Индия 63 5.2. Магадхо-Маурийская эпоха 68 5.3. Кушано-Гуптский период 71
Глава 6. Культура Древнего Китая 77 6.1. Философско-религиозные системы Китая 77 6.2. Нормы повседневной жизни 82 6.3. Развитие науки, литературы и искусства 83
Глава 7. Культура Древней Греции 90 7.1. Доклассический период 90 7.2. Классический период 96 7.3. Культура эпохи эллинизма 103
Глава 8. Культура Древнего Рима 107 8.1. Этрусская культура 107 8.2. Царский период 108 8.3. Период Республики 110 8.4. Период империи 114
Глава 9. Культура Славянской Древности 120 9.1. Велесова книга 121 9.2. Космогонические представления древних славян 123 9.3. Обряды и обычаи древних славян 126 9.4. Письменность древних славян 131
Глава 10. Культура народов Северной Америки 134 10.1 Культура племен Северной Америки 135 10.2. Мировоззрение североамериканских индейцев 141 10.3. Мифы и легенды Северной Америки 144
II. КУЛЬТУРА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 146
Глава 11. Культура западной европы в эпоху Раннего и Классического Средневековья 147
11.1. Общая характеристика Раннего Средневековья 148 11.2. Влияние религии на культурную жизнь 151
Глава 12. Западноевропейская культура эпохи Возрождения 159
12.1. Новое мировоззрение 159 12.2. Итальянское Возрождение 162 12.3. Северное Возрождение 169
Глава 13. Культура Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности 177
13.1. Культура Киевской Руси 178 13.2. Культура Русских земель XII—XIII вв. 185 Глава 14. Культура Московской Руси 198 14.1. Подъем культуры в период образования единого Русского государства 198 14.2. Новые тенденции в развитии культуры Руси в конце XV—XVI вв. 203
Глава 15. Культура Византии 211 15.1. Особенности исторического развития Византии 211 15.2. Государственное устройство Византии 214 15.3. Период Раннего Средневековья 216 15.4. Период Македонской династии и династии Комнинов 224 15.5. Эпоха Палеологов 230
Глава 16. Культура Арабского Востока 235 16.1. Арабский Восток — родина ислама 235 16.2. Арабская культура 240 16.3. Быт и нравы арабов 244
Глава 17. Культура Средневековой Индии 248 17.1.Раджпутский период 248 17.2. Эпоха Делийского султаната 255 17.3. Эпоха Могольской империи 259
Глава 18. Сультура Средневекового Китая 266 18.1. Эпоха Раннего Средневековья 266 18.2.Эпоха Классического Средневековья 272 18.3. Эпоха монгольского завоевания Китая 282 18.4. Эпоха Мин. Зрелое Средневековье 285
Глава 19. Культура Средневековой Японии 292 19.1 Эпоха царей Ямато 292 19.2. Эпоха Хэйан 298 19.3. Эпоха сёгуната 302
Глава 20. Культура Мезоамерики 312 20.1. Ольмекская культура 313 20.2. Теотиуаканская культура 317 20.3. Культура тольтеков 321 20.4. Цивилизация Майя 326 20.5. Культура ацтеков 334
Глава 21. Культура цивилизаций Южной америки 345 21.1. Культура южноамериканских первобытных народов 346 21.2. Культура народов Центральных Анд и Промежуточной области 347 21.3. Цивилизация инков 361
III. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ 371 Просвещения 372 22.1. Главные ценности эпохи Просвещения 372 22.2. Особенности Просвещения в странах Европы 376 22.3. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия 384
Глава 23. Западноевропейская культура XIX века 393 23.1. Основные процессы и направления общественно- политической, научной и религиозной жизни 393 23.2. Классицизм 397 23.3. Романтизм 402 23.4. Реализм 414 23.5. Новые направления в западноевропейской культуре конца XIX в. 426
Глава 24. Русская культура XVII - XVIII веков 436 24.1. Культура России на пороге Нового времени 437 24.2. Формирование русской национальной культуры 444
Глава 23. Культура России XIX века 455 25.1. Первая половина XIX в. 456 25.2. Переформенные годы 465 25.3. Серебряный век русской культуры 479
Глава 26. Культура США XV11-XIX веков 487 26.1. Особенности формирования культуры США в эпоху колонизации и борьбы за независимость 487 26.2. Американская культура XIX ». 492
IV. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 502 27.1. Индустриальная цивилизация и проблемы культуры 504 27.2. XX век и новые формы искусства 510 27.3. Западноевропейская литература XX в. 513 27.4. Европейский театр в XX в. 516 27.5. Архитектура, музыка, кинематограф 519
Глава 28. Культура СССР 524 28.1. Культурные преобразования в 20—30-х гг. 524 28.2. Особенности культурных процессов в 40-е гг. 532 28.3. Культура в 50-90-х гг. 535
Глава 29. Культура США XX века 543 29.1. Философские и религиозные воззрения 543 29.2. Наука и образование 547 29.3 Литература, театр, музыкальное творчество 550 29.4. Изобразительное искусство, архитектура, кино 553 29.5. Американизация массовой культуры 562 Литература 566 Иллюстрации 568
1 Предмеt Культурологии
Предмет и объект Культурологии
|
Предмет культурологии — объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
Объектом культурологии являются культурные аспекты различных областей общественной жизни, выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.
В развитие культурологических теорий вносят свой вклад разные научные направления: антропология, социология, психология, философия и история. Но выделение специфики предмета и объекта изучения культурологии позволяет провести границу между ними. Культурология акцентирует содержательную сторону совместной деятельности и жизни людей, и это отличает ее от социологии. От естествознания культурологию отличает внимание к искусственным объектам и процессам. И если социальную философию можно представить как науку о смысле индивидуального и общественного бытия, а историю — как теорию о событийно-деятельностном содержании общественного бытия, то культурология занята конкретно-историческими формами этого бытия, которые подразумевают как формо-образующие элементы культурно-исторического типа, так и содержание регулирующих и упорядочивающих эти типы систем ценностей и технологий деятельности.
В становлении культурологии как области научного знания принято выделять следующие периоды: этнографический (1800—1860), эволюционистский (1860—1895), исторический (1895—1925). В эти периоды происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете, выделение исходных оснований и ключевых категорий. Исследования этого времени носили в основном академический характер. Но начиная со второй половины XX в. ситуация меняется. Становится очевидной прагматическая ценность знаний об истоках общего и особенного, устойчивого и меняющегося в культуре. Эти знания начинают востребоваться и применяться в самых различных сферах — в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном деле и т. д.
Понятие «культура»
|
Понятие культура — центральное в культурологии. В своем современном значении оно вошло в оборот европейской социальной мысли со второй половины XVIII в., хотя представление о культуре возникло значительно раньше.
Слово «культура» происходит от латинского, означавшего возделывание почвы, ее культивирование, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании понятия язык выразил важную особенность — единство культуры, человека и его деятельности, хотя в понятие «культура» вкладывали и вкладывают самый различный смысл. Так, эллины видели в воспитанности свое главное отличие от «диких», «некультурных варваров». В Средние века слово «культура» ассоциировалась с личными качествами, с признаками личного совершенствования. В эпоху Возрождения под личным совершенством начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу. А с точки зрения просветителей XVIII в. культура означала «разумность». Джамбаттиста Вико (1668—1744), Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803), Шарль Луи Монтескье (1689—1755), Жан Жак. Руссо (1712—1778) считали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется достижениями в области науки и искусства. Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. Это уже была концепция культуры, получившая название эвдемонической1.
Со второй половины XIX в. понятие «культура» все более приобретает статус научной категории. Она перестает означать только высокий уровень развития общества. Это понятие все чаще стало пересекаться с такими категориями, как «цивилизация» и «общественно-экономическая формация». Понятие «общественно-экономическая формация» ввел в научный оборот Карл Маркс (1818—1883). Оно составляет фундамент материалистического понимания истории.
Долгое время понятия «культура» и «цивилизация» были тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804), а в начале XX в. другой немецкий философ Освальд Шпенглер (1880—1936) и вовсе противопоставил их.
В XX в. в научных представлениях о культуре окончательно исчезает налет романтизма, придававший ей значение уникальности, творческого порыва, высокой духовности, освобождение от бремени повседневности Французский философ Жан Поль Сартр (1905—1980) отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо2.
Оригинально расшифровывал понятие «культура» Н.К. Рерих (1874— 1947). Он разбивал его на две части: «культ» — почитание, «ур» — свет, т. е.
почитание света. Следовательно, девиз Н.К. Рериха «Мир через культуру» в свою очередь должен расшифровываться как «Мир через почитание света», т. е. через утверждение светоносного начала в душах людей.
Итак, что же следует понимать под культурой? Единого ответа нет и не только из-за многозначности самого понятия культуры, но и из-за того, что слово «культура» объединяет различные точки зрения. Сейчас, по оценкам ряда исследователей, существует около тысячи определений культуры.
В современной культурологии наиболее распространены технологическая, деятельностная и ценностная концепции культуры. С точки зрения технологического подхода культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности человека, который отражается во всем обществе. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни — должного в жизни общества, и культура в ней рассматривается как воплощение, реализация должного в сущее, реальное.
Понятие «культура», — отмечается в Философском словаре, — означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях1.
Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление — не следствие действия природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Как писал русский поэт Николай Заболоцкий (1903—1958),
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Таким образом, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.
Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание — это не что иное. как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу2.
Любой человек прежде всего овладевает той культурой, которая была создана до него, тем самым он осваивает социальный опыт предшественников. Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым обогащая его.
Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений (общение в дошкольных учреждениях, школе, вузе, предприятии, путешествии, семье) и самообразования. Огромна роль средств массовой информации — радио, телевидения, печати.
Процесс социализации можно представить как непрерывное овладение культурой и вместе с тем как индивидуализацию личности. Это связано с тем, что культурные ценности накладываются на конкретную индивидуальность человека: его характер, психический склад, темперамент, его менталитет.
Интересный опыт самоанализа индивидуальности сделал русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948):
С одной стороны, я переживаю все события моей эпохи, всю судьбу мира, как события, происходящие со мной, как собственную судьбу; а с другой — я мучительно переживаю чуждость мира, далекость всего, мою неслиянность ни с чем1.
Н.А. Бердяев ясно выразил противоречия процесса социализации и, следовательно, культуры, представляющей собой сложную антиномичную (противоречивую) систему. Ее противоречивость проявляется в противоречии: 1) между социализацией и индивидуализацией личности, 2) между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку (норма и свобода — два полюса, два борющихся начала в культуре), 3) между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.
Эти и некоторые другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но являются источником ее развития.
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы