Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 1.1. Предмет, структура и функции культурологии
В европейской философии XIX века выделялись 2 типа знаний: знания о природе и знания о культуре. В отличие от знаний о природе, знания о культуре не всегда получали статус наук, их называли гуманистикой (humanities). Эти знания непосредственно связаны с человеком – с его сознанием, ценностями, идеалами. Главная задача гуманитарного знания – воздействие на духовный мир личности, побуждение людей к творчеству и взаимопониманию. В систему гуманитарного знания и включена культурология. Само название «культурология» появилось сравнительно недавно: в конце XIX – начале ХХ века. Немецкий химик В. Оствальд в труде «Система наук» (1915) предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией»[1]. Английский антрополог Л. Уайт в 1939 в статье «Проблема терминологии родства» использовал понятие культурологии для обозначения целого класса явлений, имеющих наряду с функциональным ещё и ценностное, символическое значение. Культурология ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей. Вопрос о том, что такое культура, ставит задачу целостного понимания истории, с позиции философского осознания ее всеобщего содержания и природы. История культуры – попытка обозреть предшествующее развитие человечества с точки зрения целей, потребностей и задач современности. Культурология – это не только система рационального знания, но внерационального понимания, и обе эти системы внутренне организованы и одинаково важны для постижения культуры. Культурогия изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические сферы культурной жизни, взаимодействуя с другими отраслями научного знания: политологией, социологией, психологией, искусствоведением, экономикой, лингвистикой и т. д., так как всегуманитарные науки, так или иначе, берут свое начало в культуре. Культурология – это комплексная гуманитарная наука. Культурология как наука возникла потому, что появилась потребность рассмотреть культуру как систему. Культура как система-это, прежде всего, система вещей-артефактов. Артефакты – это все вещи, созданные человеком. И если культура – это система вещей, то мы должны попытаться сделать своего рода классификацию этих вещей. Культурология находится в самом начале своего пути, но уже сейчас она обретает все возрастающее значение для понимания и объяснения человека и его символической вселенной. Культурологию как полифоническую науку можно структурировать по ряду оснований.В отличие от большинства социальных и гуманитарных наук, изучающих те или иные сферы человеческой жизнедеятельности, дифференцированных по специализированным предметам этой деятельности – экономические, юридические, военные, искусствоведческие, педагогические и другие науки, культурология относится к группе наук, исследующих в качестве объектов все виды и формы целеориентированной человеческой жизненной практики (как специализированной, так и обыденной), но в строго определенных аспектах. К этой группе относятся исторические науки (генетико-хронологический аспект коллективного человеческого существования), психологические (мотивационный аспект человеческих самопроявлений), социологические (структурно-функциональный и деятельностно-ролевой аспекты социальной активности людей), а также культурологические науки (ценностно-регулятивный и коммуникативный аспекты коллективной и индивидуальной жизнедеятельности людей). Подобный составной характер как объекта, так и предмета культурологии детерминирует и столь же сложную структуру самого культурологического знания. Культурология в нашей стране стала активно развиваться с 1960-х г.г. Культурология находится в процессе становления, её границы пока недостаточно чётки. Структура культурологии. Культурология представляет собой комплекс отраслей научного знания, и процесс их дифференциации свидетельствует о развитии науки. При изучении культурологии как учебной дисциплины в качестве основных блоков принято выделять исторический и теоретический. В историческом блоке раскрываются генезис и исторические этапы становления культуры; показываются реальные процессы развития культуры, функционирования ее стереотипов, образцов, миросозерцании, норм, ее регулирующих. Данный блок включает два раздела – историю мировой культуры и культуры России. При изучении истории культуры России следует показать ее взаимосвязь с мировой культурой, дать анализ современного ее состояния, показать место в мировой цивилизации. В процессе изучения теории культуры раскрываются представления об ее основах (предмет, исходные понятая, структура и функции культурологии), ведущих школах, направлениях, концепциях в культурологии. К главным теоретическим понятиям относятся также культурантропология, философия культуры, символическая, игровая, психологическая концепции культуры, теория архетипов культуры, концепция «локальных цивилизаций», социология культуры и др. Кроме того, непременной частью культурологии является анализ развития искусства (его основных течений и стилей) как важнейшей сферы духовной деятельности. Структура культурологии подразделяется также по уровням познания и обобщения. Прежде всего имеют место разделения культурологии на фундаментальную, изучающую культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, разрабатывающую категориальный аппарат и методы исследования и т. п., и прикладную, ориентированную на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта и механизмов достижения соответствующего культурным нормативам уровня развития тех или иных форм социальной практики. В рамках фундаментальной культурологии могут быть выделены такие более или менее сформировавшиеся предметные направления, как социальная и культурная антропология, исследующая культуру как социальный феномен и социальную микродинамику порождения и функционирования «социальных конвенций» коллективной жизнедеятельности людей, а также культурно-историческую типологию сообществ; психологическая антропология, рассматривающая человеческую личность как «продукт», «потребителя» и «производителя» культуры, а также психологию социокультурных мотиваций, самоидентификаций и взаимодействия людей; культурная семантика, исследующая знаково-коммуникативные черты и функции культурных явлений, использующая методы лингвистики и филологии для «дешифровки» и реконструкции культурных объектов как смыслонесущих текстов, а также ряд иных более частных направлений изучения культуры. В каждой из этих дисциплин фундаментальной культурологии могут быть выделены несколько уровней познания и обобщения материала: общетеоретический, системных объектов., паттернов (образцовых форм, норм и пр.), единичных артефактов культуры. В прикладной культурологии формируются такие направления исследований, как управление культурой, социокультурное проектирование, культуроохранная деятельность, социокультурная реабилитация, социокультурные аспекты образования, культурно-просветительная и досуговая работа, музееведение, информационно-библиотечное и архивное дело и пр. Реальное вычленение культурологии как самостоятельного научного направления обосновано реальным процессом дифференциации и интеграции наук. В ее задачи входит раскрытие характера взаимосвязи культурных явлений, динамики, структуры и функций культуры, ее смысла и значимости. Таким образом, культурология как наука выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, его методологической основой, так как исследует наиболее общие закономерности развития культуры как творческого процесса по созданию и сохранению общечеловеческих духовных ценностей, взаимосвязь и взаимозависимость разных культур, отличающихся друг от друга пространственно-временными, этносоциальными, морально-политическими, научными и художественными характеристиками. Кроме того, культурология исследует взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, технологий и т.д.; изучает форму разумного человеческого существования, то есть те смыслы, которыми наполнен для человека мир. Целью культурологического исследования является понимание как своей, так и иной культуры, а предметов становится содержание общественной жизни. Культурология приобретает статус самостоятельной научной дисциплины по мере выдвижения на первый план проблемы человека во всех его измерениях. Поэтому главный вектор движения культурологии – достижение культурного совершенства человека. Среди основных задач культурологического исследования следует выделить: • анализ культуры как системы культурных феноменов; • исследование ментального содержания культуры; • выявление типов связей между элементами культуры; • исследование типологии культур и культурных единиц; • разрешение проблем социокультурной динамики; • исследование культурных кодов и коммуникаций. Функции культурологии 1. Гносеологическая, познавательная, функция является общей для науки в целом. Применительно к культурологии она имеет специфику, обусловленную необходимостью объединения различных принципов и методов познания мира, присущих науке, искусству, религии, философии. 2. Эвристическая функция задается, исходя из понимания культуры как диалога. Культуру в различных ее проявлениях (например, выращивания культурных растений и домашних животных, изготовления изделий, ремесел, создания памятников художественной культуры и пр.) созидает не только отдельный познающий и деятельностный субъект, но и целые коллективы людей. Подобное созидание сопровождается взаимопониманием, сотворчеством, коллективным обучением и изобретением новых форм культуры. 3.С эвристической – тесно связана воспитательная функция культурологии. Иначе говоря, коллективное обучение и решение проблем, стоящих перед данным обществом, сопровождается воспитанием индивидов через вхождение в мир культуры прошлого и настоящего, в мир культуры человеческих отношений. В свою очередь, элементами воспитательной функции выступают эстетическая, этическая и правовая доминанты, ориентирующие на формирование политической, правовой и нравственной культуры человека, т.е. то, что мы называем культурой поведения. 4. Мировоззренческая функция является принадлежностью философии культуры – составной части культурологии. Она служит выявлению как бы «духовного ядра», определяющего культурные устремления той или иной исторической эпохи, а также формированию художественной, религиозной, либо научной картины мира. Таким образом, культурология рассматривает культуру в ее содержательной глубине и сложности, помогает философски осмыслить ее природу, происхождение и типологию. В процессе изучения теории культуры раскрываются представления о ее основах (предмет, исходные понятая, структура и функции культурологии), ведущих школах, направлениях, концепциях в культурологии. К главным теоретическим понятиям относятся также культурантропология, философия культуры, символическая, игровая, психологическая концепции культуры, теория архетипов культуры, концепция «локальных цивилизаций», социология культуры и др. Кроме того, непременной частью культурологии является анализ развития искусства (его основных течений и стилей) как важнейшей сферы духовной деятельности.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы