Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОРО ООО «Российский комитет защиты мира»



ОРО ООО «Российский комитет защиты мира»

Методические рекомендации

 для образовательных организаций

В школе

 

Что характеризует «Урок миролюбия» в условиях признания того, что процесс формирования миролюбивой личности длительный и повседневный? Иными словами, каковы характеристики «Урока миролюбия»?

Во-первых, речь идет о концентрации вниманияк проблеме. Повседневная работа по воспитанию миролюбия проводится учителями ежедневно, часто без специальных размышлений на эту тему. Ведь невозможно представить, что в прежние годы педагоги, не пользовавшиеся термином «миролюбие», не стремились воспитать у учащихся те качества личности, которые мы сегодня обозначаем этим словом. Происходит погружение в него. Это приводит к двум важным следствиям:

  • размышление и осознание проблемы (первичное или более глубокое) учащимися;
  • некоторое подведение итогов и планирование продолжения работы по воспитанию миролюбия педагогами.

Во-вторых, «Урок миролюбия» позволяет эффективно объединять усилияразличных субъектов процесса воспитания: учащихся, которые через канал самосоциализации во многом определяют успех работы, педагогов, родителей школьников, представителей государственной власти, общественных организаций, религиозных конфессий, научных работников и др.

В-третьих, логическим продолжением предыдущих размышлений является вывод о том, что в ходе «Урока» происходит развитие системности в воспитании учащихся, когда эта тема становится объектом прямого рассмотрения классными руководителями, учителями-предметниками (причём, не только теми, кому заниматься вопросами миролюбия предписывает своим содержание сама преподаваемая ими дисциплина).

Мир понимается как единство, целостность природной, социальной и духовной среды обитания человека, как плодотворное сотрудничество народов и государств при отсутствии войны и вражды между ними, как гармония межличностных отношений и гармония в душе человека.

Миролюбие – это готовность любую ситуацию, и жизненную, и политическую, разрешать без применения насилия.

Миролюбие – это способность спокойно принимать существование других точек зрения.

Миролюбие – это качество характера человека, которое помогает выстраивать добрые отношения с людьми разных возрастов, взглядов, социальных слоев и национальностей.

Миролюбие – готовность поступиться личными интересами ради сохранения всеобщего мира

 

При определении содержания урока целесообразно обратить внимание на следующие принципиальные позиции:

· рассмотрение мероприятий в качестве этапа воспитательной работы с учащимися, выдвижение на первый план именно воспитательных её целей;

· опора на предшествующий учебный опыт школьников, изучение ими вопросов, поднимаемых в курсах истории, обществознания, литературы и в других школьных дисциплинах, на классных часах и иных мероприятиях;

· учёт тех знаний по теме, которые учащиеся получают через различные каналы социализации, в т.ч. семью, СМИ;

· необходимость опираться на социальный опыт школьников, на те общественные процессы, которые оказывают влияние на формирование их мнения по рассматриваемым проблемам;

· разумное дозирование позитивной и негативной информации по избранной проблематике;

· акцент на личное участие школьников в тех процессах, которые служат укреплению нашего российского единства, единства в регионе, развитию многообразия культур и противоборства негативным явлениям во взаимоотношениях людей разного этнического происхождения, конфессий, культур;

· превращение школьника в активного участника урока, в его соавтора через реализацию деятельностного подхода к подготовке и проведению урока.

При выборе содержания и форм урока педагогу необходимо учитывать:

· особенности детского коллектива, в котором пройдет то или иное мероприятие: возраст учащихся; индивидуальные особенности школьников; этнический состав класса, школы; его состав по социальному и имущественному положению; отношение ребят к религии; сложившиеся традиции в ученическом и школьном коллективе; наличие и степень конфликтных отношений в нём;

· предшествующую уроку работу с данными учащимися по воспитанию у них миролюбия на уроках и в ходе внеклассных мероприятий;

· культурно-исторический контекст места, где расположена школа и живут ученики, историю их семей и сограждан;

· собственные возможности в раскрытии содержания темы, выбора, отбора вопросов для рассмотрения из предложенного перечня или формулирования иных тем для обсуждения, отбора содержания.

Возможными формами проведения такого занятия могут быть:

- урок традиционного типа с рассказом учителя, постановкой вопросов учащимся и совместным обсуждением их ответов;

- урок-конференция, на котором заслушиваются и обсуждаются мини-доклады учащихся (это целесообразно делать, если по тематике занятия уже проводилась соответствующая работа);

- урок – дискуссия, применимый в хорошо подготовленных классах;

- урок – встреча с представителями власти, работниками СМИ, учеными, представителями религиозных конфессий, этнокультурных сообществ и др.;

- урок – практикум с анализом документов, статистических данных и др. материалов;

- урок – викторина;

- урок – устный журнал;

- урок – диалоговая площадка.

Примерные вопросы для рассмотрения:

  • Сущность миролюбия
  • Миролюбивая и конфликтная личность.
  • Миролюбие и нетерпимость в истории человечества.
  • Миролюбие – ключевая задача современного мира.
  • Система международного права и ценности миролюбия.
  • Взаимопонимание культурного многообразия народов.
  • Миролюбие и культура мира.
  • Проявления нетерпимости и миролюбие в России и в нашем городе.
  • Политика Российского государства по развитию духа патриотизма и миролюбия в стране.
  • В чем проявляется нетерпимость?
  • Как противостоять нетерпимости.
  • Миролюбие и нетерпимость вокруг меня.
  • Насколько я миролюбивая личность.
  • Миролюбие и Мы.
  • Можно ли научиться миролюбию?
  • Стратегия поведения в конфликте.
  • Мы разные, но мы вместе.
  • Все свои.
  • Жить в мире с собой и с другими.

Особо можно выделить темы, которые в явном виде предполагают дискуссионную работу школьников и ориентированы на хорошо подготовленных учащихся, или учащихся старших классов, например такие:

  • Миролюбие без границ или границы миролюбия?
  • А судьи кто? Кто определяет, что миролюбиво, а что нет?
  • Все ли свои?

Организация Дня Миролюбия  

Возможные тематические аспекты Дня Миролюбия:

- миролюбие по отношению друг к другу (бесконфликтное общение, терпимое отношение к непохожему на тебя, эмпатия, доброта, милосердие, забота, культура общения);

- миролюбие в семье (уважение родителей, этика семейных отношений и т.д.);

- культурно-национальное пространство России (фольклорные традиции, менталитет, традиции, народные игры);

-национальные культуры и традиции (этнографические знания о происхождении народов, своеобразие национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства художественных промыслов, праздников, история религий, диалог культур и пр..

Формами проведения Дня миролюбия могут быть (целевая аудитория – учащиеся):

- уроки/учебные занятия (урок традиционного типа, урок-конференция, урок-дискуссия и др.);

- тематические классные часы («Мы разные, но мы вместе», «Миролюбие и мы», «Миролюбие к себе и другим», «Миролюбие – это…», «Ключ к миролюбию», «Традиции и обычаи моей страны», «Дети разных народов, мы, мечтою о мире живем! », «Движение к взаимопониманию», «О неформальных подростковых объединениях экстремистского направления» и др.);

- практикумы;

- круглые столы, в т.ч. с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами («Жить в мире с собой и с другими», «Миролюбие – гармония многообразия», «К чему приводит национальная и религиозная нетерпимость? », «Что значит уважать другого», «Законы миролюбия» и др.);

- конференции;

- диспуты;

- конкурсы творческих работ обучающихся: сочинений-эссе, стенгазет, плакатов, журналов, видеоматериалов и др., посвящённых вопросам миролюбия;

- викторины;

- самодеятельные концерты, на которых могут быть показаны образцы искусства разных народов;

- встречи со специалистами, работающими в сфере изучения вопросов этно-конфессиональных отношений;

- беседы, проводимые с представителями власти, СМИ, религиозных конфессий, этнокультурных сообществ;

- выезд в музеи, в культурные центры, на выставки, исторический парк «Россия – моя история» и т.д.;

- организация в библиотеках образовательных организаций тематических книжных выставок;

-познавательно-игровые программы;

- диалоговые площадки;

-кинолектории, ток-шоу по правовому просвещению;

- праздники, фестивали национальных культур, фестивали дружбы народов;

- акции милосердия;

- десант добра;

- проведение различных конкурсов.

Участниками проведения Дня миролюбия могут быть: педагогический коллектив, родители, привлеченные специалисты.

Формами проведения Дня миролюбия для взрослых могут быть:

- педагогические советы;

- педагогические семинары;

- круглые столы,

- конференции;

- диалоговые площадки;

- педагогические чтения;

- конкурсы воспитательных проектов и программ;

- анкетирование обучающихся, педагогов, родителей по определению уровня конфликтности, уровня воспитанности;

- проведение родительских собраний, семинаров родительского всеобуча по теме миролюбия.

Начальные классы:

· «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»;

· «Мама, папа, я – дружная семья»;

· «Миролюбие в семье».

 

Среднее звено:

· «Чтобы не было беды»;

· «Учимся быть терпимыми»;

· «Миролюбие – возможность диалога»;

· «Ваш ребёнок – подросток. Обратите внимание.»;

· «Как воспитать миролюбие».

Старшие классы:

· «Давайте познакомимся: современные молодёжные движения»;

· «Ваш ребёнок вечером дома? »;

· «Экстремизм – это опасно! »;

· «Современные молодежные течения – все ли хороши? »;

· «Что значит подготовить к жизни»;

· «Воспитание семьянина».

Цель педагогов и воспитателей – поддержка и формирование личностных качеств обучающихся и воспитанников (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, художественных, литературных способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере, педагогическая поддержка родителей в вопросах воспитания миролюбия.

Мероприятия по профилактике экстремизма и терроризма:

1.  Разработка и внедрение обучающих программ и методик по работе с молодежью, направленных на предупреждение роста социальной напряженности, устранение предпосылок обострения политических, социальных, конфессиональных и этнокультурных конфликтов и профилактику экстремизма.

2.  Проведение конференций, семинаров, «круглых столов» по разъяснению методических основ профилактики экстремистской деятельности, правоприменительной практики по пресечению и минимизации ее последствий с привлечением специалистов

3.  Повышение квалификации работников общеобразовательных организаций, образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и профессиональных образовательных организаций по вопросам профилактики экстремизма и воспитанию миролюбия среди обучающихся.

4.  Реализация мероприятий, направленных на воспитание у молодежи чувства патриотизма, формирование социальной и межкультурной компетентности, а также осознание неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности. Создание условий для самореализации молодежи и организации досуга посредством проведения массовых мероприятий с использованием культурного потенциала Омской области с целью формирования миролюбивого сознания, недопущения включения молодежи в экстремистскую деятельность. Организация занятости обучающихся во внеурочное время, привлечение обучающихся для занятий в спортивных секциях образовательных организаций

5.  Проведение мероприятий в рамках Дня солидарности в борьбе с терроризмом, Международного дня терпимости (толерантности), Международного Дня Мира, Международного Дня Земли.

6.  Разработка и внедрение новых форм работы с молодежью, в том числе интерактивных, по формированию системы общенациональных ценностей, позитивного восприятия этнического и конфессионального многообразия, интереса к другим культурам.

7.  Обобщение, распространение и внедрение опыта работы образовательных организаций по вопросам воспитания обучающихся в культуре мира и согласия; освещение в средствах массовой информации и размещение на официальных сайтах информации о проведенных мероприятиях, нацеленных на гармонизацию межнациональных отношений, профилактику экстремизма, воспитания миролюбия, межнациональных отношений, профилактику экстремизма.

8.  Комплектование фондов библиотек литературой и периодическими изданиями, содействующими гармонизации национальных, конфессиональных отношений и профилактике экстремизма.

9.  Сохранение, развитие и популяризация культурного и духовного наследия народов, проживающих на территории Омской области. Реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных организациях.

10.  Организация контроля за соблюдением мер по подготовке объектов к проведению массовых мероприятий образовательными организациями.

 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных принципов государственной политики в сфере образования называет «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности…» (ст. 3). Закон также обязывает образовательные организации «создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации» (п. 6 ст. 28). Таким образом, безопасность является обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.

1 Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

2 состояние объекта опасности, при котором отсутствуют различного рода опасности и угрозы, способные нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека; состояние объекта защиты и системы «человек-среда обитания», при котором риск не превышает приемлемое обществом значение, а уровни вредных факторов потоков вещества, энергии и информации – допустимых величин, при превышении которых ухудшаются условия существования человека и компонентов природной среды.

Главная идея концепции безопасности – безопасность образовательной среды должна быть организована так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Культура безопасности включает в себя:

- изучение видов и причин опасностей (накапливание знаний); - формирование умений предвидеть возникновение опасностей в любом месте и в любое время;

- по возможности избегание опасных ситуаций, не следует рисковать без нужды; - изучение способов действий по нейтрализации или преодолению опасностей (накапливание умений);

 - выбор из возможных вариантов наиболее безопасного пути или способа действий; - обращение за советом и помощью к специалистам;

- частые тренировки, участие в учениях (накапливание навыков); - в критической ситуации не пугаться и не паниковать, не опускать руки, действовать активно, защищая свою жизнь, свои законные права и имущество.

В настоящее время безопасность становится обязательным условием образовательной среды. Если среда - некое окружение индивида, оказывающее на него определенное воздействие, то образовательная среда - система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно- пространственном окружении.

Безопасность образовательной среды подразумевает и защиту детей от влияния на них проявлений экстремизма и терроризма. Можно выделить следующие предпосылки экстремизма и терроризма в образовательной среде:

 - рост напряженности вследствие нестабильности экономической, финансовой ситуации, увеличение стрессогенных и психогенных факторов в семье, в учебных заведениях, на работе, на улице и т. д.;

 - усиление криминогенных факторов и соблазнов; - социальная и психологическая оторванность детей и подростков от взрослых;

 - отсутствие правовой и психологической культуры у некоторых педагогов, представителей органов власти и у населения в целом;

 - разрушение и отсутствие целенаправленных способов формирования духовно-нравственных, культурных, социальных и экономических оснований для объединения общества;

 - ослабление государственного и социального контроля за противоправным поведением;

- снижение общей гуманитарной культуры в системе образования, нарушение преемственности социально-культурных, национальных традиций и, как следствие, усвоение чуждых российскому менталитету нормативов и образцов;

 - недостаточность жилищных, культурных, спортивных и иных социальных условий для психологической разгрузки и комфорта;

 - агрессивность информационной видеосреды;

- резкое уменьшение возможностей для продуктивной и соответствующей моральным нормам реализации активности детей и подростков, из-за чего их активность реализуется в противоправных и аморальных формах (от вандализма до криминала)

 Участники образовательного процесса способны и должны разоблачать мифы, героизирующие террористическую и в целом экстремистскую деятельность, лицемерие организаторов и спонсоров терроризма, их внешне привлекательные лозунги и пропагандистские приёмы, объяснять учащимся, кто такие террористы и чем они могут помочь государству и обществу в борьбе с терроризмом, показать роль органов исполнительной власти, сотрудников специализированных подразделений спецслужб и правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом в целях обеспечения безопасности общества, показать позицию государства в борьбе с терроризмом и экстремизмом и неотвратимость наказания за террористическую деятельность.

Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.

Задачи государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения заключаются в формировании у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на миролюбии, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, знании истории нашей страны, на всех этапах образовательного процесса путем: повышения роли гуманитарного направления в процессе образования, разработки учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России посредством ознакомления с историческими документами о знаковых событиях, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности; совершенствования системы обучения в общеобразовательных учреждениях в целях сохранения и развития культур и языков народов России наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям; введения в программы общеобразовательных учреждений образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов России; создания в образовательных организациях структур самоуправления (клубов, советов и других) на интернациональной основе, а также условий для координации их деятельности; поддержки общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации; совершенствования программ обучения в целях более эффективного формирования у подрастающего поколения общероссийского гражданского самосознания, воспитания культуры межнационального общения.

Хочется обратить внимание на школьные сайты и пределы и параметры освещения национальной проблематики в школьных газетах. Необходимо в их новостном контенте рассказывать массовой аудитории об этническом своеобразии человеческого сообщества, для повышения этнической компетентности, хорошо знать описываемый народ, его традиции, культуру межнациональных отношений в России. Учитель должен помнить, что неосторожное использование этнического признака на уроках и в публикациях может стать поводом для конфликта.

Глоссарий:

- государственная национальная политика Российской Федерации – деятельность органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации, гармонизации межнациональных отношений и этнокультурного развития народов Российской Федерации;

- диаспоры – группы лиц, относящих себя к определенной этнической общности и находящихся вне исторической территории расселения.

- диалект - разновидность общенародного языка, которая служит средством общения людей на определенной территории, много меньшей, чем вся территория распространения этого языка (например, северно-русский диалект, уральские диалекты, рязанский диалект).

Диалект иногда отождествляется с говорами, но большинство ученых различает эти явления по размеру охватываемой ими территории: говор может распространяться даже на одну деревню, диалект – только на значительную территорию. Во множественном числе термины «диалекты» и «говоры» синонимичны (сибирские диалекты, синоним: сибирские говоры).

- коренные народы Российской Федерации – народы, исторически проживающие в Российской Федерации, внесшие свой вклад в становление российской государственности;

- конфликт с этническим компонентом – открытый конфликт бытового и (или) криминального характера с участием лиц различных национальностей (этносов), в котором этническая принадлежность не является первопричиной его возникновения, при этом численность каждой из сторон конфликта не превышает трех человек;
- межнациональный конфликт - открытый конфликт бытового и (или) криминального характера с участием лиц различных национальностей (этносов), обладающий значительным потенциалом привлечения большого количества участников, в ходе которого в мотивах действий как минимум одной из сторон конфликта преобладает неприязненное отношение к иной стороне (сторонам) конфликта вследствие принадлежности к различным национальностям (этносам), странам происхождения или имеются безусловные свидетельства неприязненного отношения к лицам иной национальности (этноса) как причины конфликта, а также конфликт, возникший в результате разрастания с течением времени числа участников открытого конфликта с этническим компонентом;

- предконфликтная ситуация, относящаяся к сфере межнациональных отношений, - совокупность скрытых противоречий и социальной напряженности, основанная на столкновении интересов, потребностей и ценностей граждан Российской Федерации и (или) иностранных граждан (или представляющих их интересы некоммерческих организаций) либо основанная на искаженной информации и неадекватном восприятии происходящих в обществе или отдельных социальных группах социокультурных изменений, проецируемых на этническую или религиозную почву и создающих риски по ухудшению межнациональных и межконфессиональных отношений;

- этнос (греч. ἔ θ ν ο ς — народ) — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления этнологии (этнографии) включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид,

Сергей Широкогоров и Макс Вебер определяли этнос, как группу людей, говорящих на одном языке, имеющих общее происхождение и традиции.

Язык является чрезвычайно важным фактором в жизни этноса. Как говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер, язык – это дом бытия. Именно язык объединяет местность, на которой проживает этнос. Например, русскими могут считаться все думающие и говорящие по-русски, в каком бы государстве они ни проживали.

 - этническая общность – общность людей, исторически сложившаяся на основе происхождения, территории, языка и культуры;

- Народ также является базовым этносоциологическим понятием. В ходе исторического процесса этносы вступают во взаимодействие между собой, утрачивают статическое состояние, и постепенно вместе формируют народы. Возможен и другой вариант, когда уже сформировавшийся активный народ, поглощает, в том числе и военным путем, проживающие поблизости этносы.

Народ можно определить, как объединение этносов, которое вступает в историю, становится игроком на политической арене. Притом социум приобретает высокую степень дифференциации. Образовав единый народ, этнические группы могут создать государство, религию и цивилизацию.

Нация общественная единица, которая выражает политическое единство именно индивидов, проживающих в одном государстве. Латинское слово «natio» обозначает массу людей, имеющую общее территориальное происхождение. При образовании нации, стираются культурные различия между этносами и народами, образовавшими государство. Нация – ничто иное, как «плавильный котел», который уничтожает традиционные формы идентичности (этническую, культурную, даже религиозную) и создает искусственное образование в рамках государства. При создании нации, как правило, полностью ликвидируется языковое различие между этническими группами, и язык одного наиболее многочисленного этноса навязывается в государстве, как единственно возможный для использования. В западной терминологии «национальность» — это гражданство. Если говорят «французская нация» — это означает принадлежность к Франции как к государству. На Западе отличают принадлежность этническую от национальной. Внутри французской нации есть и арабы, они будут французами по гражданству.

А в России существует предыдущая традиция, где национальность означала этническую и гражданскую принадлежность, и даже в переписных материалах стоял вопрос о национальности. Сейчас есть попытка перейти к западной терминологии, и когда вводится понятие «российская нация», это означает принадлежность к стране и российское гражданство.

Национальность термин, введенный австрийским марксистом О. Бауэром, который понимал под данным словом народ, переходящий в состояние нации. В нашей стране, под национальностью в советскую эпоху подразумевалась этничность, что не соответствует принятому в мировой научной среде определению данного термина. Назвать этнос, входящий в государство, национальностью – все равно, что призвать к сепаратизму. Согласно Конституции, мы – многонациональный народ России.

 

Литература:

 

1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №4. - Ст. 445.

2. Словарь русских народных говоров. Вып. 1—39. Л. СПб., 1965-2005; Словарь говоров Русского Севера / под ред. А.К. Матвеева. Т. 1-4. - Екатеринбург, 2001-2009.

3. Ивлев С. Журнал «ПРАВО. ЭКОНОМИКА. БЕЗОПАСНОСТЬ». Издательство: Негосударственная образовательная автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Социально-правовой институт экономической безопасности» (Москва), 2015 г.

4. Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 86-87.

5. Национальная доктрина образования Российской Федерации (Постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751);

6. Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации (от 5.12.2001 г. № 4);

7. Российская нация: становление и этнокультурное многообразие / Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; под ред. акад. В. А. Тишкова. ‒ М.: Наука, 2011. – 461 с

8. Улановская И.М. Понятие образовательной среды // Качественное образование для всех. М. Баласс. 2011. с.29-36

9.  Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и др.

10. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

 

11. Интернет-ресурсы:

12. Марина Юрьевна Горбунова, Общая социология http: //www.litres.ru/marina-gorbunova/obschaya-sociologiya/chitat-onlayn/   http: //www.k2x2.info/kulturologija/obshaja_sociologija/index.php

13. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 " О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"

14. https://thequestion.ru/questions/178143/kakaya-raznica-mezhdu-naciei-nacionalnostyu-i-etnosom

15. https://www.geopolitica.ru/article/etnos-narod-naciya-nacionalnost-raznica-ponyatiy-i-opasnost-ih-smesheniya

 

 


ОРО ООО «Российский комитет защиты мира»

Методические рекомендации

 для образовательных организаций


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь