Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Кафедра « Информатика, математика и общегуманитарные науки »Стр 1 из 2Следующая ⇒
Липецкий филиал
Кафедра « Информатика, математика и общегуманитарные науки » Башаримов Ю.П. Философия Методические рекомендации по подготовке эссе
направление подготовки: 38.03.01 - Экономика, профиль: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; 38.03.05 – Бизнес-информатика, профиль: «ИТ – менеджмент в бизнесе»; 38.03.02 – Менеджмент, профиль: «Финансовый менеджмент» (программа подготовки бакалавров)
Липецк 2017
Философское эссе Что такое философское эссе? Само понятие эссе означает особый литературный жанр относительно небольшого объема и свободной формы. Слово образовано от французского essai – попытка, проба, очерк. Как форма философского текста эссе получило широкое распространение в ХХ веке, хотя родоначальником этого стиля считается Мишель Монтень, собравший в своих «Опытах» (1580), небольшие очерки на самые разные темы, от частных и политических, до философских. Философское эссе содержит собственные размышления автора над обозначенной в названии проблемой. В нем автор объясняет свое видение существа проблемы, высказывает и аргументирует собственные позиции по аспектам данной проблемы. Обращаясь к написанию философского эссе, студент должен быть готов продемонстрировать не только собственную трактовку проблемы, что для эссе является непременным условием, но и определенное знакомство с разработкой этой проблемы в литературе, знание соответствующего теме категориального аппарата, умение последовательно и аргументировано излагать свои мысли. Целью эссе является демонстрация способности размышлять над сложной философской проблемой, и выражать свои мысли в приемлемой для читателя форме. Можно сказать, что философское эссе, кем бы ни был его автор, необходимо является философствованием, то есть, по определению Хайдеггера, – мышлением в предельных вбирающих понятиях, спрашиванием, которое вкаждом вопросе, а не только в конечном итоге спрашивает о главном. Другими словами, приступая к написанию эссе, его автор как бы соотносит тему своего размышления с человеком и миром вообще, как если бы от решения и раскрытия этого частного вопроса зависело очень многое.
Чем эссе отличается от реферата? Эссе представляет собой более свободную форму написания философской работы, нежели реферат. В отличие от реферата, автор эссе не претендует на исчерпывающую или общепринятую трактовку темы. Напротив, он стремится показать собственное понимание сути проблемы, аргументировать свою позицию, убедить в ее правильности читателя. Однако выбирая такую форму работы, ее автор не может забывать, что эссе всегда остается лишь одной из многих «попыток» решить ту или иную проблему, поэтому не может и не должен претендовать на «истину в конечной инстанции». Написание эссе это одновременно и более легкая, и более сложная работа, нежели подготовка реферата. Более легкая, поскольку от автора эссе не требуется такая глубокая проработка темы, как от автора реферата, не требуется знакомства с большим объемом литературы. Форма эссе позволяет обойтись без сносок и оформления ссылок, что так же облегчает работу по грамотному оформлению текста. Однако эссе это и более сложная работа. Она предполагает умение и желание мыслить, формировать собственную позицию по достаточно сложному вопросу, аргументировать ее. Кроме того, для написания эссе требуются некоторые литературные способности, по крайней мере, способности четко и ясно излагать свои мысли в письменной форме. Требования к содержанию эссе. Несмотря на то, что выше эссе было определено как свободное размышление на заданную тему, оно необходимо должно соответствовать нескольким требованиям, для того чтобы являться собственно философским эссе. Во-первых, эссе это всегда изложение собственного видения темы, поэтому основная его часть должна состоять из размышлений самого автора, а не быть заимствована из литературы. Во-вторых, эссе это именно размышление, то есть высказывание некой идеи и ее аргументация, доказательства, пояснения. Недопустимо включать в эссе голословные (то есть ничем не подкрепленные) утверждения, тезисы без доказательств. Аргументация эссе не обязательно носит логическую форму. Очень часто авторы таких произведений, желая объяснить свою мысль, прибегают к примерам из личной жизни, литературы, или даже целиком, вымышленным ситуациям. Главное здесь, что бы мысль автора была понятна, а его объяснение вызывало доверие. В-третьих, эссе это именно литературная форма, поэтому стиль и образы играют в нем не последнюю роль.
Форма эссе. Эссе пишется в прозе. Но, в отличие от реферата, может содержать сколько угодно эпиграфов, стихотворных или иных вставок. Эссеистическому стилю свойственны образность и эмоциональность. Может отсутствовать сквозная логика изложения – то есть текст может состоять из ряда фрагментов, непосредственно не продолжающих друг друга, но связанных воедино какой-то ассоциацией, образом, сюжетом, героем. Многие эссе строятся на парадоксальных, взаимоисключающих утверждениях, которые диалектически соединяются автором лишь в конце. Нередко эссе придается разговорная интонация, или форма обращения к некому лицу.
Требования к оформлению эссе. Титульный лист эссе содержит указание темы, автора, факультета, курса, специальности, группы. Форма эссе не предполагает деления текста на главы и параграфы, не требуется ему, соответственно, и оглавления. Сноски и список литературы оформляется аналогично реферату.
Как работать над философским эссе? Предлагаем примерный алгоритм работы над философским эссе. Подготовительный этап. Прежде чем принять решение о написании в качестве самостоятельной работы философского эссе настоятельно рекомендуем познакомиться с тем, что это такое, и трезво оценить свои возможности работать в данном жанре. Для этого необходимо прочитать хотя бы несколько философских текстов этого жанра. В качестве таких образцов можно обратиться кработам А. Камю, , М. Хайдеггера.
1. Выбор темы. 1.1. Ознакомьтесь со всем списком предлагаемых тем эссе. 1.2. Выберите несколько тем, которые кажутся вам интересными. 1.3. Подумайте, что бы вы могли и хотели сказать другим по каждой из этих тем. 1.4. Определите, какая из выбранных тем вам более всего знакома. 1.5. Учитывая личный интерес, и собственную осведомленность, остановите свой выбор на одной теме. 1.6. Подтвердите у преподавателя возможность работы над данной темой, при необходимости скорректируйте с ним тему эссе. 2. Формулирование собственной позиции. 2.1. Для удобства работы над текстом эссе советуем делать все рекомендуемые далее записи на левой половине листа, оставляя правую свободной. 2.2. Попробуйте сформулировать и записать в трех-четырех предложениях, что вы можете сказать по теме эссе. Как вам кажется, что в ней самое главное. 2.3. Напишите почему, данная тема волнует вас. 2.4. Развейте мысль каждого предложения. Аргументируйте ее. Запишите отдельными абзацами получившиеся тезисы. 3. Работа с литературой 3.1. В учебной и справочной литературе ознакомьтесь с распространенной трактовкой выбранной вами темы, обращая внимание на имена философов (именно философов, а не авторов учебников или монографий), и названия их работ по данной теме. 3.2. Выпишите названия заинтересовавших вас работ. 3.3. Ознакомьтесь с выбранными работами по теме. И сделайте их конспекты. 3.4. В отличие от работы с литературой при подготовке реферата, работая над эссе, вам следует обращать внимание не только на то, что говорится в книге, но и на то, как это согласуется с вашей позицией. 3.5. Сделайте дополнительные записи на полях ваших конспектов, указывая, согласны ли вы с мыслью автора, чем ее можете дополнить, или что на нее возразить. 4. Разработка аргументации. 4.1. Уточните свое понимание существа проблемы, над которой вы работаете. Запишите, что, на ваш взгляд, является в ней самым главным, какие вопросы входят в эту проблему. 4.2. Обдумайте и запишите, в одном двух предложениях, свое понимание каждого из этих вопросов. 4.3. Перечитайте свои записи и подумайте, почему вы придерживаетесь именно таких взглядов. Для каждого из записанных тезисов подберите объяснения, аргументы, поясняющие и доказывающие его. 4.4. Кратко запишите свою аргументацию. Хорошо, если в разработке аргументов вы будите опираться на прочитанную по теме литературу. 5. Обдумывание формы эссе. 5.1. Перечитайте, разработанные вами тезисы, и постарайтесь придумать для них выигрышную форму подачи. Тот сквозной образ, идею, стиль, который придаст вашему тексту форму эссе. 5.2. Попробуйте несколько вариантов: рассказ, связанный с событиями личной жизни, спор или диалог нескольких лиц, размышление вслух, монолог какого-то литературного персонажа, эпистолярная форма (письма). 5.3. Добавьте к записям параграфов 2 и 4 найденные вами образы, сюжеты и т.д., запишите их в правой половине листа, напротив соответствующих им тезисов. 6. Написание текста эссе. 6.1. Если вы этого еще не сделали, прочитайте любое философское эссе. 6.2. Перечитайте записи получившиеся у вас в результате работы. Выделите в них три части – введение, основную часть, заключение. 6.3. Напишите введение, поясняя в нем тему эссе, свое понимание этой темы и ее аспектов. 6.4. Напишите основную часть, выделив в ней свои главные позиции в понимании изучаемого вопроса и аргументы, поясняющие и подтверждающие эти позиции. 6.5. Оформите сноски. (Подробнее о сносках и их оформлении, смотрите соответствующий раздел методических рекомендаций к написанию реферата). 6.6. Напишите заключение, в котором подведите итог своим размышлениям над темой. Стараясь не повторять предыдущий текст. 6.7. Отдохните, не обращайтесь к тексту эссе несколько дней. 6.8. Перечитайте получившийся текст, внося правку. 6.9. Подготовьте чистовой вариант текста эссе. 7. Сдайте эссе преподавателю лично или в указанную аудиторию и ждите результата.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЭССЕ Философия бытия (онтология) 1. Проблема бытия в истории философии. 2. Философский смысл проблемы бытия. 3. Основные формы и диалектика бытия. 4. Бытие бога: попытки доказательства и их критика. 5. Проблема материи в современном материализме и естествознании. 6. Современная наука о системной организации материи. 7. Эволюция Вселенной в свете современных естественно-научных преставлений и их философская интерпретация. 8. Понятие движения в истории философии и науки. 9. Современная наука о структуре материального мира. 10. Философские аспекты теории относительности. 11. Специфика пространственно-временных характеристик в различных типах материальных систем. 12. Проблема бесконечности мира. 13. Современные представления о сущности и происхождении сознания. 14. Сознание и мозг в свете современных данных науки. 15. Мозг и машина. 16. Философский смысл проблемы искусственного интеллекта. 17. Проблема сознания в религиозной философии. 18. Проблема бессознательного в свете современных данных науки. 19. Парапсихология: «за» и «против». 20. Психофизическая саморегуляция и проблема сознания. 21. Человеческое сознание и космос. 22. Проблема сознания, души, духа в истории философии. 23. Материалистическая диалектика — методология современного научного познания. 24. Развитие: единство преемственности и обновления. 25. Проблема связи и развития в истории философии. 26. Принцип системности в материалистической диалектике и в частных науках. 27. Проблема противоречивости движения. 28. Социальные противоречия, особенности в формах проявления и разрешения. 29. Концепция причинности в философии и науке. 30. Детерминизм как философская концепция. Социальная философия 1. Социальная философия, её предмет. 2. Основные функции социальной философии и их взаимоотношение. 3. Основные исторические этапы развития и направления социальной философии. 4. Проблема гармонии социальной жизни в истории философии. 5. Познание природы и познание общества: сходство и различия. 6. Философские проблемы взаимоотношения природы и общества. 7. Естественная и искусственная природа, их специфика и взаимосвязь. 8. Единство и соподчиненность природы и общества. 9. Основные исторические этапы взаимодействия природы и общества. 10. Основные этапы эволюции философских представлений о взаимосвязи общества, человека и природы. 11. Современная экологическая ситуация и пути решения её проблем. 12. Идея ноосферы: П. Тейяр де Шарден и В. И. Вернадский. 13. Экологические проблемы в современной России. 14. Концепция устойчивого развития России (социально-философский аспект). 15. Современные представления о системности в обществе. 16. Экономическая жизнь общества: сущность и основные компоненты. 17. Экономическое сознание: сущность и структура. 18. Макс Вебер и Карл Маркс о развитии общества: сопоставительный анализ. 19. Место и роль государства в политической системе общества. 20. Политическое сознание: структура, уровни и виды. 21. Основные разновидности современной политической идеологии. 22. Политика и идеология: взаимовлияние и различия. 23. Сущность и основные функции права. 24. Правовое государство: идея и реальность в современной России. 25. Духовное производство, его сущность и основные виды. 26. Есть ли прогресс в искусстве? 27. Современные теории социальной структуры общества. 28. Анархизм и тоталитаризм: сущность и теоретические источники. 29. Искусство и политика. 30. Идея совершенного государства в истории философии и современность. 31. Проблема социального равенства в истории философии. 32. Авторитаризм: его проявления, экзистенциальные и социальные истоки. 33. Государство для человека или человек для государства? 34. Метафизические истоки бунта (Альбер Камю). 35. Революция: разрушение или созидание? 36. Идея ненасилия в истории философии. 37. Теория «социальной мобильности» Питирима Сорокина и современность. 38. Современные представления о революции и её роли в истории. 39. Народ как социальная целостность: реальность или миф? 40. Проблема общественного прогресса в истории философии. 41. Смысл и направленность истории в христианской философии. 42. Прогресс всемирной истории в концепции Н.Я. Данилевского. 43. Освальд Шпенглер о культуре и цивилизации. 44. Понятие цивилизации в философии и исторической науке. 45. С. Хантингтон о конфликте цивилизаций. 46. Современные концепции о направленности человеческой истории. 47. Существуют ли смысл и цель истории? 48. Современные теории модернизма. 49. Карл Ясперс о смысле истории. 50. Арнольд Тойнби о стадиях развития цивилизации. 51. Культура и цивилизация. 52. Роль традиции и новации в становлении и развитии культуры. 53. Россия в диалоге культур Востока и Запада. 54. Личность и культура. 55. Феномен культуры: проблемы определения. 56. Элитарная и массовая культура. Философская антропология 1. Философская антропология, ее предмет 2. Основные понятия философской антропологии. 3. Основные этапы развития философской антропологии. 4. Происхождение человека, его специфика в ряду других существ. 5. Философские учения о природе человека 6. Человек как высшая ценность бытия. 7. Антропологический период развития античной философии. Софисты и Сократ. 8. Учение о бессмертии души в философии Платона. 9. Аристотелевское понимание человека. 10. Учение о человеке как микрокосмосе в философии Николая Кузанского. 11. Натуралистический подход к исследованию человека в философии Нового времени. 12. Человек – машина, человек – растение в философии Ламетри. 13. Антропология Г.В.Ф. Гегеля. 14. К. Маркс о сущности человека. 15. М. Шелер о положении человека в космосе. 16. Иррациональный подход к человеку в творчестве представителей психоанализа. 17. Проблема человека в русской религиозной философии начала ХХ века. 18. Человек в философии русского космизма. 19. Современные представления о сущности человека. 20. Биологическое и социальное в человеке. 21. Танатология: сущность и основные проблемы. 22. Проблема конечности человеческого бытия. 23. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в истории человеческой мысли. 24. Историческое и экзистенциальное в человеке. 25. Индивидуальные и общественные интересы, их взаимодействие. 26. Свобода как основная ценность человека. Липецкий филиал
Кафедра « Информатика, математика и общегуманитарные науки » Башаримов Ю.П. Философия Методические рекомендации по подготовке эссе
направление подготовки: 38.03.01 - Экономика, профиль: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; 38.03.05 – Бизнес-информатика, профиль: «ИТ – менеджмент в бизнесе»; 38.03.02 – Менеджмент, профиль: «Финансовый менеджмент» (программа подготовки бакалавров)
Липецк 2017
Философское эссе Что такое философское эссе? Само понятие эссе означает особый литературный жанр относительно небольшого объема и свободной формы. Слово образовано от французского essai – попытка, проба, очерк. Как форма философского текста эссе получило широкое распространение в ХХ веке, хотя родоначальником этого стиля считается Мишель Монтень, собравший в своих «Опытах» (1580), небольшие очерки на самые разные темы, от частных и политических, до философских. Философское эссе содержит собственные размышления автора над обозначенной в названии проблемой. В нем автор объясняет свое видение существа проблемы, высказывает и аргументирует собственные позиции по аспектам данной проблемы. Обращаясь к написанию философского эссе, студент должен быть готов продемонстрировать не только собственную трактовку проблемы, что для эссе является непременным условием, но и определенное знакомство с разработкой этой проблемы в литературе, знание соответствующего теме категориального аппарата, умение последовательно и аргументировано излагать свои мысли. Целью эссе является демонстрация способности размышлять над сложной философской проблемой, и выражать свои мысли в приемлемой для читателя форме. Можно сказать, что философское эссе, кем бы ни был его автор, необходимо является философствованием, то есть, по определению Хайдеггера, – мышлением в предельных вбирающих понятиях, спрашиванием, которое вкаждом вопросе, а не только в конечном итоге спрашивает о главном. Другими словами, приступая к написанию эссе, его автор как бы соотносит тему своего размышления с человеком и миром вообще, как если бы от решения и раскрытия этого частного вопроса зависело очень многое.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы