Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 13. Проблема славянского этногенеза. Зарубинецкая и Черняховская культуры. 3



Археология

(Средневековье)

 

Создано группой «Конспект МАСТЕР»

 

Оглавление

Вопрос 13. Проблема славянского этногенеза. Зарубинецкая и Черняховская культуры. 3

Вопрос 14. Раннеславянские культуры: пражско-корчакская и пеньковская. 15

Вопрос 15. Восточнославянские племена Приднепровья и Подонья: Лука-райковецкая культура, Роменская и Боршевская культуры. 20

Вопрос 16. Расселение восточных славян в лесной зоне. Длинные курганы и сопки. 26

Вопрос 17. Финно-угорские племена Верхнего Поволжья и Волго-Окского междуречья. Культура племен меря и мурома. 30

Вопрос 18. Сельское население Древней Руси X-XIII вв. (племенные союзы, селища, курганы, хозяйство и материальная культура). 34

Вопрос 19. Древнерусский город X-XIII вв. (происхождение, фортификация, планировка, жилища, культовые сооружения). 36

Вопрос 20. Древнерусский город Х-XIII вв. Происхождение. Архитектура. Развитие ремесла. Культура. 37

Вопрос 21. Памятники Хазарского каганата (салтово-маяцкая культура VIII-X вв.). 52

Культура Хазар.. 53

Поселения СМАК.. 54

Религия. 55

Погребения. 56

Хозяйство. 58

Вопрос 22. Племена лесной и лесостепной зоны VIII – XII вв. Салтово-маяцкая культура. Печенеги и половцы. 59

Вопрос 23. Волжская Болгария. Могильники. Культура и быт. 71

Вопрос 24. Золотая Орда. Культура и быт. 78


Средневековье

Вопрос 13. Проблема славянского этногенеза. Зарубинецкая и Черняховская культуры.

 

Становление и ранняя история славян не могут быть изучены и понятны в отрыве от процессов формирования и развития других этнических групп Европы. Начальная история праславян не совсем ясна, но она точно пересекается с историей кельтов и германцев, скифо-сарматов, финно-угров и балтов. Поэтому проблема происхождения восточных славян обычно рассматривается на материалах нескольких археологических культур начала 1 тыс. до н.э. – пер. пол. 1 тыс. н.э., памятники которых оставлены населением, обитавшим на территории современных России, Польши, Украины, Белоруссии и Молдовы. Причём население ни одной из археологических культур данного региона и времени не было чисто славянским и состояло из нескольких этнических компонентов. Некоторые авторы связывают со славянами сообщения 1-2 вв. н.э. о венедах, живших к востоку от Вислы. Начиная с 6 в. сведения о славянах уже достоверны и более разнообразны. Это сообщения о славянских набегах из византийских источников, германские хроники, ПВЛ.

Зарубинецкая культура: весьма показательна с точки зрения сложности и многообразия этноязыковых процессов, характерных для лесной зоны Вост. Европы. В рамках этой культуры, вероятно, имели место процессы славянского этногенеза. Вместе с тем существует мнение, что население зарубинецкой культуры могло быть балтоязычным. Ареал: Припятское Полесье, правобережное Среднее и Верхнее Поднепровье и Левобережье Днепра до бассейна Среднего Сейма – в целом же самая восточная граница латенской культурно-исторической общности. Хронология: рубеж 3-2 вв. до н.э. – сер. 1 в. н.э. Памятники представлены поселениями и погребениями.

Поселения: как правило, в поймах рек, на речных террасах или на возвышенных останцах (изолированная возвышенность в долине реки, образовавшаяся вследствие изменения русла, приведшего к отделению выступа коренного берега или террасы) в долинах рек или же на мысах. Городища укреплены рвами и валами, иногда с неясными деревянными конструкциями (частоколами? ). Небольшие прямоугольные наземные или углублённые жилища с очагом по центру имели в северной зоне зарубинецкой культуры бревенчатые стены, тогда как в южной – плетневые с глиняной обмазкой на столбовой основе.

Могильники: типичные бескурганные «поля погребений». В неглубоких ямах непосредственно на земле или в сосудах-урнах хоронили прах кремированных на стороне людей, причём кости тщательно очищали от погребального костра. Прах мог сопровождаться керамическими сосудами, оружием, орудиями труда, украшениями (обычно фибулами), иногда ритуальной пищей (несожжённые кости свиней, коров или баранов). Трупоположение практиковалось зарубинецкими племенами гораздо реже.

Хозяйство: основа хозяйства – земледелие, очевидно подсечно-огневое и переложное с использованием деревянного рала без железного сошника. Применялись железные слабоизогнутые серпы и каменные зернотёрки. Культивировали просо, ячмень, некоторые разновидности пшеницы, репу, лён и коноплю. Скотоводство: крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Для заготовки сена использовали короткие железные косы. Практиковалась также охота с собакой – как мясная, так и пушная. О ткачестве свидетельствуют пирамидальные или конические глиняные грузила для станков и биконические глиняные пряслица.

Широко были развиты чёрная и цветная металлургия и металлообработка. Железо восстанавливали из местной болотной руды в специальных глинобитных горнах, остатки которых обнаружены в поселениях. Зарубинцы освоили цементацию и технику пакетирования. Остатки кузнечных шлаков обнаружены практически на каждом поселении, но известны и специализированные поселения металлургов. Бронзу, поступавшую в основном из Сев. Причерноморья, плавили в глиняных тиглях, лили в формы с помощью остродонных льячек, а также ковали, чеканили, подвергали протяжке.

Керамика: ещё не использовали гончарный круг с ножным вращением, при этом чернолощёная посуда подправлялась на ручном круге. Формы сосудов весьма разнообразны – горшки, корчаги (20-30 л) для хранения припасов, сковороды для выпечки лепёшек, миски и кувшины. Сосуды декорировались насечками и вдавлениями по краю, валиком с ямочными вдавлениями на корпусе, налепными псевдоручками-подковками, расчёсами, зубчатым штампом. Известно также орнаментальное сочетание лощёных и намеренно ошершавленных зон. Кроме того, до 15% керамики зарубинецких поселений Среднего Поднепровья – привозные гончарные сосуды, в основном античные амфоры.

Прочее и фибулы: редко встречаются предметы вооружения и конского снаряжения, но очевидно воздействие на зарубинецкую культуру соответствующих кельтских и сарматских традиций. Латенское влияние ярко проявляется, помимо того, в погребальном обряде, керамическом комплексе и в украшениях и деталях одежды – многочисленные фибулы из бронзы и железа (найдено около 700). Во 2-1 вв. до н.э. они производятся здесь по латенскому образцу, а в 1 в. н.э. сюда из римских провинций поступают фибулы новых типов. Наиболее распространены и считаются специфично зарубинецкими, но возникшими на базе латенских фибулы с треугольной пластиночкой, напускаемой на спинку фибулы. Распространены также бронзовые одежные булавки – посоховидные и со спиральным многовитковым завершением, бронзовые браслеты и кольца, железные подковообразные фибулы. Стеклянные разноцветные бусы привозились из северопричерноморских античных центров.

Исчезновение: связано с миграциями племён зарубинецкой культуры под влиянием экологических факторов и сменой материального комплекса в новых зонах расселения под культурным воздействием аборигенов этих новых районов. После этого в ареале зарубинецкой культуры и не только появились так называемые позднезарубинецкие памятники. Здесь в рамках киевской и черняховской культур продолжались процессы славянского этногенеза.

 

Черняховская культура.

Ареал: лесостепные районы Украины и России (часть Курской и Белгородской областей), черноморские степи к западу от Днепра, Молдова и Юго-Вост. Румыния от Северского Донца до Нижнего Дуная и от верховьев Буга до Нижнего Поднепровья. Хронология: сер. 3 – нач. 5 в. н.э.

Хозяйство: земледельческо-скотоводческое. Основа – пашенное земледелие с использованием лёгкого или тяжёлого плуга. Известны находки железных наральников разных типов, железных мотыжек. Выращивали просо, ячмень, пшеницу, овёс, горох, лён и коноплю. Для уборки урожая использовали серпы и косы разных форм, что может быть связано со специализированным назначением орудий. Хранились припасы в ямах-погребах и больших глиняных сосудах-хранилищах. На поселении Флорешты в Молдавии обнаружена хозяйственная яма, способная вместить до 12 центнеров зерна, что составляет годовой запас для семьи из 6 человек. Для размола применяли ротационные каменные ручные жернова. На поселении Иванковцы (Украина) раскопаны остатки мельницы с двумя комплектами жерновов, расположенными в одной постройке с ямой-погребом. Скотоводство – ведущая роль у крупного рогатого скота, но разводили и мелкий, свиней, лошадей, домашнюю птицу. Кости животных широко использовались для изготовления орудий, предназначенных для очистки шкур и обработки кожи, из них также изготавливались гребни, некоторые украшения, бытовые предметы. Возможно, существовали даже специализированные костерезные мастерские.

Для черняховской культуры характерны развитая металлообработка, гончарное производство и другие ремёсла. Изготовленные в специализированных мастерских изделия, втч орудия труда, оружие, бытовые предметы, глиняная посуда и некоторые виды украшений, были распространены по всему ареалу культуры независимо от этнической принадлежности населения, оставившего памятник. С обработкой цветных металлов связаны находки шлаков, льячек, тиглей и их обломков, а также заготовок и полуфабрикатов изделий. Исследование состава цветного металла украшений показало две основные группы сплавов: первая близка по рецептуре изделиям прибалтийского происхождения, вторая сходна составу бронз, распр. в мастерских Причерноморья. Большинство украшений черняховской культуры сделаны из бронзы или биллона – медного сплава на серебряной основе. Находки вещей из драгоценных металлов очень редки.

Большое значение имело развитие железоделательного и железообрабатывающего ремёсел. Использовались болотные и другие руды, в частности могли использоваться залежи жел. руды в районе Кривого Рога (Украина). Отходы производства в виде шлаков найдены на многих черняховских поселениях. Черняховские мастера знали различные приёмы обработки железа и получения стали. Специалисты отмечают некоторые позднескифские и центрально-европейские и провинциально-римские черты в кузнечном ремесле – широкое использование и устойчивые сочетания технологических приёмов в изготовлении одного предмета – пакетирования, цементации, закалки.

Гончарное ремесло: было развито очень хорошо – остатки более чем на 50 селищах небольших гончарных мастерских. Напр. на поселении Журавка (Украина) найдены две печи для обжига керамики, расположенные рядом с полуземлянкой-мастерской. Есть данные об использовании ножного гончарного круга. Население черняховской культуры пользовалось лепной и круговой посудой, которая отличалась разнообразием форм, размеров и назначением. Кроме того, она была высокого качества. Предположительно, идея гончарного круга проникла сюда из Причерноморья, из римских провинций или была воспринята черняховцами от населения Прикарпатья, знакомого с кругом благодаря кельтскому или дакийскому влиянию.

Другие ремёсла и занятия: стеклодельная мастерская на поселении Комарово в Среднем Поднестровье, разработка месторождений туфа (камень, исп. для изготовления жерновов), добыча соли, ткачество, изготовление льняных и шерстяных тканей, деревообработка.

Поселения: подавляющее большинство – селища значительного размера, расположенные на склонах берегов небольших рек и ручьёв. На плодородных чернозёмных почвах поселения достигают 20-30 га, на менее пригодных для земледелия – до 5 га. Часто селища группируются, образуя «гнёзда». Постройки на селищах расположены кучно или двумя-тремя рядами вдоль берега реки.

Жилища: полуземлянки и наземные дома. Большинство полуземлянок прямоугольные площадью 20 кв.м. Наземные постройки, одно- или многокамерные, также прямоугольные площадью 10-40 кв.м. Каркасно-столбовые плетневые стены домов обычно обмазывались глиной, в центре дома на полу был очаг. По размерам и планировке среди наземных построек выделяются сооружения столбовой конструкции площадью 60-160 кв.м – так называемые большие или «длинные» дома, внутри которых выделялись жилая и хозяйственная части: жилое помещение, и помещение для содержания домашних животных, иногда разделённые тамбуром. Стены таких сооружений вероятно делались из дёрна. Крупные постройки в основном открыты на территории Зап. и Сев. Украины и Молдовы, а их прототипы хорошо известны на территории Скандинавии и Сев. Германии.

На большинстве поселений культуры существовали разные типы одновременных построек. В южных районах ареала черняховской культуры – наземные жилые и хозяйственные постройки, возведённые из камня. Стены таких домов сооружены в технике панцирной кладки, сложенной «насухо», без раствора, с забутовкой внутренней части мелкими камнями.

Мысовые городища. Известны всего три мысовых городища, расположенные в юго-восточной, степной части черняховского ареала (Городок, Башмачки и Александровка – самое значительное по площади), возникшие в 4 в. н.э. – в самом конце существования культуры. Оборонительные сооружения этих городищ представляют собой земляные валы, на кот. возведены двойные каменные или деревянные стены с глиняной внутренней забутовкой, и рвы. Предполагают, что кроме валов и стен были ещё каменные башни. Конструкция всего этого близка к позднескифской или античной.

Грунтовые могильники черняховской культуры располагаются на более высоких, чем поселения, местах, но неподалёку от них и занимают небольшую площадь. Большинство известных могильников относятся к 4 в. Погребальный обряд – биритуальность (трупоположение и трупосожжение). Оба обряда встречаются на одном и том же могильнике. Погребения располагались в грунтовых ямах, кое-где обнаружены следы тризн и культовые ямы. Трупосожжения совершались на стороне, остатки помещались на дне неглубоких округлых ям, которые сверху перекрывались сосудом, черепками или плоским камнем. Встречаются как урновые, так и безурновые захоронения. Урнами служили керамические горшки, миски, в единичных случаях – деревянные шкатулки и др. вместилища (из кожи, ткани итд). Более 60% погребений безынвентарны. Остальные сопровождаются в основном металлическими деталями костюма, иногда обожжёнными или преднамеренно сломанными и положенными внутрь урны или рядом. С единичными урновыми трупосожжениями связаны находки предметов вооружения: втульчатых наконечников копий и стрел, ножей-кинжалов, щитов (от них сохраняются железные умбоны – центральные конусовидные бляхи), топоров, шпор, изредка находят мечи. Мечи длинные, их рукояти, как правило, не имеют наверший и перекрестий. Иногда это оружие оказывется преднамеренно испорченным.

Трупоположения совершены в обычных продолговатых ямах, ямах с подбоем или внутренними боковыми уступами, а также в катакомбах. Поза – вытянутая на спине головой на север или запад. Большинство погребений индивидуальные, но есть и парные. Известен обряд ритуального разрушения погребений, который видимо совершался соплеменниками умершего. Причём погребения с северной ориентировкой оказываются разрушенными чаще. Погребения с западной ориентировкой в большинстве своём безынвентарны или содержат 1-2 предмета.

Погребальный инвентарь: украшения – стеклянные бусы, фибулы, подвески, пряжки, гребни, ножи, пряслица, сосуды с напутственной пищей, ключи, камешки, панцири черепах. Орудия труда обычно отсутствуют, оружие – редкость. Среди погребений выделяются могилы знати – глубокие большие ямы, обложенные деревом, с многочисленными предметами, пиршественными наборами с импортными изделиями.

Предметы материальной культуры: основная масса находок – фрагменты различных глиняных сосудов. Столовая посуда отличается тщательной выделкой, её украшали налепными валиками, желобками, врезными горизонтальными линиями, реже использовали каннелюры, волнистый и штампованный орнамент. Отдельные лощёные сосуды подражают привозным металлическим. Довольно часто встречаются причерноморские амфоры, в кот. привозились масло или вина. Имеются также отдельные находки красноглиняной и краснолаковой посуды, вышедшей из провинциальных римских мастерских. Интересны также тонкие глиняные кубки полуяйцевидной формы со штампованным орнаментом – местные подражания римским стеклянным сосудам. Некоторые сосуды украшались сложной системой изображений, возможно, связанных с календарными циклами и имевших ритуальное значение.

Для поседений черняховской культуры характерно значительное количество находок орудий труда – железные ножи, рыболовные крючки, глиняные пряслица, грузила для ткацкого станка, железные и костяные иглы, проколки, шилья. Вооружение редко. Многочисленны находки римских монет, среди которых есть боспорский чекан. К западу от Днестра – римские бронзовые монеты 3-4 вв., восточнее Днестра – преобладают серебряные римские денарии 2 в. Всего около 140 кладов монет найдено. Также с римским миром связывают находки стеклянных и единичных металлических сосудов.

Этнический состав: германские, скифо-сарматские, славянские, фракийские и др. элементы. Германский круг – биритуальный погребальный обряд, «большие дома», керамика вельбарских типов (есть такая культура), формы украшений и предметов быта. Сарматские и поздне-скифские черты – трупоположение в ямах с подбоями или катакомбах, отдельные формы лепной керамики, постройки из камня, помещение в погребения напутственной мясной пищи с воткнутым ножом, обычай прижизненной деформации черепа. Славяне – маленькие квадратные полуземлянки, высокий процент в керамике лепных гошков, отсутсвие крупных могильников.

Финал черняховской культуры: время появления и господства новой волны кочевников – гуннов (нашествие в конце 4 в. н.э.).

 

 


 

 

 

 

Лука-райковецкая культура

– Территория распространения: на севере — до Белорусского полесья, на юге — до р. Прут, на запеде — до верховий Западного Буга, на востоке — до Среднего Поднепровья.

– Хронологические рамки: VIII – X вв.

Хозяйство и орудия

– Земледельческое хозяйство. Распространено пахотное земледелие. Найдены зерна возделываемых культур — пшеницы, проса, ячменя. Развивались домашние промыслы — прядение и ткачество, обработка дерева и кости, бортничество. Рыболовство и охота играли, скорее подсобную роль.


В IX в появляется керамика, изготовленная на ручном гончарном круге. До этого делалась вручную. Керамика украшалась линейным или волнистым орнаментом. Круговая и лепная посуда некоторое время сосуществовали вместе. Ранние гончарные сосуды расширялись в верхней трети. Возможно, технология работы на ручном гончарном круге заимствована у жителей Подунавья и быстро освоена местным населением.

– Достаточно распространены были пахотные орудия — наральники, чересла, железные мотыги, серпы, топоры. Помимо керамики, часто встречаются предметы быта — ножи, пряслица — и оружие — наконечники стрел (железные втульчатые двушипные, черешковые листовидные и ромбовидные; наконечники копий втульчатые; двусоставные удила, шпора). Также найдены украшения: подковообразные фибулы, бронзовые поясные пряжки, перстни, браслеты, височное кольцо.

 

Памятники

– Для данной культуры характерны открытые поселения — селища, расположенные по берегам рек, в удобных для ведения сельского хозяйства местах. Площадь их незначительна, а застройка бессистемна. Позднее площадь увеличивается и могла достигать 3 га, постройки стали располагаться рядами. В IX в также начинают появляться небольшие усадьбы (несколько построек жилого и хозяйственного назначения) и иногда они образовывали отдельные группы. Тогда же увеличивается общее число городищ.

– Характерный пример поселения — Хотомельское поселение на р. Горынь (Украина). При небольшой площади (0, 12 га) оно расположено на выдающейся в пойму реки возвышенности, с трех сторон окруженное низиной. Городище сооружено еще носителями Пражской культуры, но было сожженно. Городище имело овальную площадку, окруженную земляным валом. С востока и запады были сделаны дополнительные дугообразные валы и рвы. К городищу примыкало селище. Постройки, видимо, имели срубную конструкцию и отапливались глинобитными печами, либо были полуземлянками прямоугольной формы с печкой-каменкой или угловой глинобитной печью. Описанные орудия, в основном, были найдены в этом поселении.

– Погребения представлены грунтовыми могильниками и курганами. Погребения совершались по обряду сожжения на стороне. Захоронения редко сопроводались вещами — известны несколько единичных находок в погребениях. Как и в Пражской культуре, кремированные останки захоронялись в глиняных урнах или без них в небольших ямах. В VII-IX вв широкое распростронение получили курганные захоронения. Они содержали индивидуальные бузурновые погребения. Чаще всего основанием курганов становились остатки кремации на ритуальном кострище, на месте сожжения.

 

Носители данной культуры, как наследники пражской культуры, и близкие к ним культуры, после смешения с местным населением дали начало волынянам, древлянам, полянам и, частично, дреговичам.

 

Хозяйство и орудия

· Основу хозяйства составляло пашенное земледелие, выращивались пшеница, просо, а позднее рожь. Очень распространение имело скотоводство, это подтверждает найденное огромное колличество костей домашних животных. На ранних стадиях преобладал крупный рогатый скот, позднее распространение получили свиньи и мелкий рогатый скот. Широко использовались железные изделия, что говорит о местном характере металлообработки и местном железоюобывающем промысле.

 

·
Эта культура характеризуется лепной керамикой, представленной широким набором сосудов разного размера и форм — горшки, миски, сковороды. Преобладают грубые горшки, урашенные отпечатками веревочного штампа в виде косых полосок или зигзагов, а также пальцевыми защипами по краю венчика. Несмотря на появление в IX в ручного гончарного круга, в течение X в сохраняется преобладание лепных форм. На некоторых поселениях встречается круговая посуда салтовского происхождения — кувшины и горшки, тщательно сделанные, покрытые полосками лощения.

·
Распространены были сельхоз орудия — пахотные орудия с широкими железными наральниками - мотыги и мотыжки; железные серпы, топоры, ножи, ложкари, тигели, плужные ножи. Заметное место занимали украшения, о чем свидетельствует огромное колличество находок. Заметное число салтовских украшений встречается на роменских памятниках. В Качестве сырья использовали цветной металлолом и и арабские серебряные монеты. Характерен следующий набор украшений — лучевые височные кольца, металлические браслеты и шейные гривны.

Памятники


- Поселения неравномерно распределены внутри ареала и, в основном, сосредоточены в районах, в древности покрытых лесными массивами. Среди них преобладают неукрепленные и обширные селения, достигающие 10 и более га. Для самых ранних селищ характерно расположение на низких берегах в пойме рек. В IX-X вв поселения начинают занимать плато высоких берегов. Также появляются отдельные, на 1-2 двора, селища, свободно располагавшиеся на широких пойменных участках.

- Небольшим скоплениям селищ соответствовали отдельные укрепленные поселки — городища. Иногда селища вплотную примыкают к городищу. Чаще всего площадь городищ не превышает 0, 5 га, хотя встречаются отдельные экземпляры в 2-3 га.

- Для укреплений чаще всего использовали особенности ландшафта. На примере Битицкого городища (Украина) хорошо виден пример 10 метровой подрезки берега (специальное усиливание крутизны берега), где подрезанными оказался весь периметр. Широко применялось строительство рвов и валов.

- Типичными жилищами являлись прямоугольные полуземлянки, имевшие стены столбовой конструкции и отапливавшиеся печами. В X в начали распространяться срубные постройки. В Горбово удалось определить двухэажные жилые постройки.

- Погребальные памятники для ромеской и боршевской культур были немного различными

 

Роменская культура Боршевская культура
Небольшие округлые курганы с обрядами кремации на стороне Кремация умершего на стороне и захоронения под курганной насыпью
Кремированные останки помещались в основании в 1-2 урнах Более сложное устройство захоронений (напр. Большое Боршевское городище)
Сожженные кости располагались в верхней части курганной насыпи Внутри кургана располагались невысокие погребальные камеры с остатками нескольких трупосожжений в урнах
Практически безынвентарные погребения Найдены сопроводительные сосуды, видимо, с напутственной пищей
На севере встречаются ритуальные кострища Вокруг домовин устанавливались кольцевые оградки из деревянных солбиков
Курганные насыпи насчитывают несколько десятков насыпей в относительной близости от поселения Однако большинство курганов имеют обычное устройство

 

- Роменская культура соотносится с племенем северян, территория обитания которого, совпадает с ее ареалом. Однако, некоторые автроры пишут, что в X-XI вв значительная часть роменских поселений подвергается разорению и гибнет в пожарах.

- Часть исследователей связывает боршевскую культуру с вятичами, однако, не все согласны с этим. Ясно только одно — памятники этой культуры связаны с каким-то славянским племенем.


 

Славяне лесной зоны

 

Примерно в VIII в. происходит постепенное продвижение некоторых групп славян с Верхнего Днестра на северо-восток, на левый берег Днепра и территорию бассейна р. Десна, здесь формируются племена радимичей. Поселения этой территории изучены слабо. Особенностью данного ареала является преобладание курганов с трупосожжениями, совершенными на месте возведения насыпи на специально сооруженной подсыпке. Характерны индивидуальные безурновые погребения, практически лишенные каких-либо предметов. Иногда встречаются остатки стеклянных бус, проволочные височные колечки, фрагменты лепных сосудов, близких по форме с роменско-боршевскими. Определение точной даты радимических курганов трудно, но их обычно относят к IX-X вв.

Племена кривичей и словен новгородских помещены автором ПВЛ на обширных пространствах лесной зоны — Верхнее Поднепровье, Подвинье и Верхнее Поволжье, Приильменья. Процесс формирования этих племён довольно сложен и в ряде случаев остаётся дискусионным.

 

Культура Длинных курганов

Большинство курганов расположено небольшими группами на склонах и в поймах рек. На всей территории культуры эти памятники характеризуются обрядом сожжения на стороне и несколькими захоронениями на разных уровнях насыпи, очень незначительным набором инвентаря, пострадавшим в погребальном огне.

– Территория распространения: от Псковского озера (ранний этап) до Верхней Волги (поздний этап);

– Хронологические рамки: общий период существования VI – начало X вв.

 

Памятники

· Длинную форму курганы получали в несколько приемов, т.е. к совершенному ранее захоронению последовательно добавлялись более поздние. Таким образом длинные курганы — коллективные усыпальницы. Число захоронений от одного-двух до двух десятков. Около ¼ всех погребений урновые, они характерны для смоленских и полоцких длинных курганов.

· Поселения этой культуры изучены слабо. Обычно это селища незначительной площади, расположенные на краю возвышенных берегов.

· Многие длинные курганы расположены в составе могильников вместе с круглыми курганами более позднего времени. Это аргумент в пользу отнесения их к единой славянской культуре.

· С IX в. по всему ареалу распространяются круглые курганы с индивидуальными сожжениями. Они сооружаются вплоть до X-XI вв

· Самое известное и исследованное поселение — Изборское городище. Оно возникло в VIII в. на высоком труднодоступном мысу, с напольной стороны из плотной глины возведен вал и ров. На небольшой площадке городища располагались жилые наземные срубные дома с деревянными полами и глиняной печью, расположенной в одном из углов. Особый интерес представляют две постройки IX в. Постройки имели срубную конструкцию и глинобитные полы, отапливались наземными очагами, устроенными из песка, глины и камней. Подобные сооружения были открыты на Псковском городище и городище Камно.

 

Орудия и находки

· Основная часть находок, найденных в селищах — фрагменты лепных сосудов, кузнечные шлаки, железные ножи, пряслица. Украшения крайне редки.

· Вещевой инвентарь курганов делится на 3 группы

- Общие предметы — разноцветные стеклянные бусы, металлические пряжки простой формы, металлические накладки поясов, бронзовые проволочные или пластинчатые браслеты и перстни, подковообразные фибулы, ножи, шилья, глиняные пряслица;

- Характерные находки для псковских курганов — бронзовые бляшки или подвески колпачковидной или полусферической формы;

- Характерные находки для смоленско-полоцких курганов — детали женского головного убора балтских племён — бронзовые прямоугольные обоймы и спиральки от вайнаги-головного венчика, серповидные височные кольца, колоколовидные и трапециевидные подвески, круглые бляхи, проволочные биспиральные украшения

- Орудия труда или предметы вооружения встречены в единичных случаях

Культура сопок.

Сопки — высокие крутобокие погребальные насыпи, резко отличающиеся от курганов этого времени.

Территория распространения: бассейн о.Ильмень, отдельные насыпи встречаются в бассейнах рек Зап. Двины, Великой и Мологи.

Хронологические рамки: VII-VIII вв, наиболее поздние датируются IX в.

Сопки обычно располагаются цепочкой вдоль берега реки или озера.Иногда входят в группу вместе с круглыми небольшими курганами. Насыпи содержат остатки нескольких сожжений, совершенных на стороне, и являются коллективными усыпальницами.

Захоронения в сопках располагались ярусами — верхний, средний, нижний — больше всего захоронений находится в верхней части. Более 70% погребений безынвентарны. Находки встречаются крайне редко. Наиболее характерны безурновые погребения., но встречаются глиняные и, даже, берестяные урны.

Важная часть конструкции сопок — кольцо в основании, сложенное из валунов, оно имеет ритуальный смысл. В основании сопок встречаются разные каменные сооружения. Еще одна особенность погребений — наличие кальцинированных или необожжённых костей животных, чаще всего лошадей.

Основной тип поселения — селища небольшого размера, но исследованные недостаточно. Они расположены вдоль рек с широкими долинами и пологими береговыми террасами, в местах где удобно подсечно-огневое земледелие. Полностью изучены селища IX в. в Поволховье — Золотое Колено и Новые Дубровники. Здесь раскопаны остатки наземных срубных жилищс печами-каменками в углу.

С этой культурой связывают возникновение поселений Старая Ладога в низовьях Волхова и Рюриково Городище у его истока под Новгородом. В Старой Ладоге открыты наземные постройки двух типов — обширные срубно-столбовые постройки площадью до 100 кв.м с открытым очагом посередине и небольшие срубы площадью до 20 кв.м с печью в углу. Первые — скандинавские, вторые — славянские.

Лепная посуда сопок подразделяется на 3 группы — приземистые слабопрофилированные сосуды, широкогорлые сосуды с ребристым плечиком, горшкообразыне профилированные сосуды.

Материалы указывают, что славяне тесно взаимодействовали с местным населением — потомками носителей археологических культур раннего железного века.

В X в на смену сопкам приходят круглые курганы с трупосожжением, особенно распространенные в тех же ареалах. Черта их связывающая — валунное кольцо в основании.

Большинство курганов содержит по одному-два захоронения. Вподавляющем большинстве погребений никаких вещей не найдено. Северо-западная территория Руси, на которой распространились сопки и курганы с сожжением, а затем трупоположениями, соответствует расселению новгородских словен.

 


 

Племя мери

Мери — одно из крупных финно-угорских пленён, согласно ПВЛ, участвовавшее в призвании варягов. По мнению некоторых исследователей, меря — наследники и потомки финно-угорского населения, оставившего памятники дьяковской культуры.

Территория проживания: Верхнее Поволжье и Волго-Клязьминское междуречье.

Хозяйство и орудия

– Основа хоз-ва — животноводство и земледелие. Стадо домашнего скота состояло из свиней, лошадей и крупного рогатого скота. Земледелие имело второстепенное значение и было подсечным. Значительную роль играли охота и рыболовство;

– Находки пахотных орудий неизвестны;

– Земля после подсеки обрабатывалась мотыжками;

– Из других орудий известны находки слабоизогнутых серпов, каменные жернова;

– Были найдены следы кузнечного и ювелирного ремёсел (железные крицы, наборы кузнечных и слесарных наборов — клещи, зубила, ювелирный молоток, глиняные льячки, литейные формы);

– Обнаружены многие предметы вооружения — наконечники стрел, втульчатые наконечники копий, мечи каролингского типа, фрагменты кольчуг и шлемов;

– Характерные орудия труда — пластинчатые кресала и железные втульчатые топоры-кельты.

 

 

 

Памятники

· Основной тип поселения — селища, расположенные на берегах небольших рек и озёр;

· Прослежено расположение мерянских селищ т.н «гнёздами». Наибольшая их концентрация обнаружена в окрестностях о.Неро под Ярославлем и вокруг Плещеева озера;

· В нескольких случаях поселения располагались на городиах дьяковской культуры (Мало-Давыдовское городище в Ивановской обл.);

· Наиболее исследованный памятник — Сарское городище в излучине р.Сары. Это городище считается центром одной из групп мерянских племён. Древнейшее поселение возникло здесь еще в VII в. на гряде и было укреплено двумя валами. К X в. поселение разрослось до 2 га и имело 3 оборонительных вала, к городищу вплотную примыкал грунтовый могильник;

· Были найдены остатки наземных построек с углублёнными полами и несколько полуземлянок. Характерны очаги из небольших валунов. Вероятно, что возводились и столбовые постройки;


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.1 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь