Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Как осуществляется воспроизводство солидарности между гражданами государства?
В дальнейшем я исхожу из того, что конституция либерального государства может самостоятельно удовлетворять потребность в собственной легитимизации, то есть ей для этого достаточно когнитивных возможностей аргументации, не зависящей от религиозных и метафизических традиций. Но и при таком допущении остаются все же сомнения, касающиеся мотивации. Дело в том, что нормативные предпосылки существования демократического конституционного государства требовательнее в том, что касается роли граждан, понимающих себя как субъекты права, нежели в том, что касается роли граждан как адресатов права. От адресатов права ожидается только, что они не будут в своем восприятии субъективных свобод (и требований) переходить границы, установленные законом. В отличие от 50 простого повиновения обязательным законам свободы, от граждан как демократических участников законодательства требуется более серьезная мотивация и незыблемые установки. Граждане должны воспринимать свои права на коммуникацию и участие активно, причем не только в собственных интересах, хотя последние, естественно, присутствуют, но и с оглядкой на общественное благо. Это требует от граждан большей мотивации, к чему их нельзя принудить легальным путем. Так, например, обязательное участие в выборах для демократического правового государства абсолютно чуждо точно так же, как и обязательная солидарность. От граждан либерального общества можно только ожидать готовности в случае необходимости вступаться за незнакомых и анонимных сограждан и идти на жертвы ради общих интересов. Поэтому политические добродетели, хотя их можно «взимать» только мелкой монетой, имеют существенное значение для существования демократии. Они 51 4" ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ЮРГЕН ХАБЕРМАС
суть дело социализации и приучения к практике либеральной политической культуры и соответствующему мышлению. Статус граждан государства, можно сказать, вмонтирован в цивилизованное общество, черпающее силы из стихийных, если угодно «до-политических», источников. Из этого еще не следует, что либеральное государство неспособно к воспроизводству своих мотивационных предпосылок из собственного секуляр-ного «арсенала». Мотивы участия граждан в формировании политического мнения и воли основываются, конечно, на этических проектах и культурных формах жизни, но мы не должны забывать о том, что и демократические практики обладают собственной динамикой. «Только правовое государство без демократии, к какому мы в Германии достаточно долго были приучены, требовало бы отрицательного ответа на вопрос Бёкенфёрде: «Могут ли объединенные в государство народы жить одним лишь предоставлением свободы отдельной личности, не имея объединяющих уз, которые предшествовали бы этой свободе? »5 Ведь правовое государство с демократическим устройством не только обеспечивает негативными свободами граждан общества, озабоченных собственным благом. Давая им коммуникативные свободы, оно мобилизует граждан государства и на участие в публичном споре на темы, касающиеся всех. Те «объединяющие узы», которых не находит Бёкенфёрде, есть сам демократический процесс - коммуникативная практика, которая может осуществляться лишь совместно и в которой на повестке дня стоит в конечном счете правильное понимание конституции. Таким образом, в современных спорах о реформе государства общего блага, о миграционной политике, о войне в Ираке и об упразднении воинской повинности речь идет не просто о private policy /личном деле, но также 5 Bockenforde 1991, S. 111.
52 53 ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ЮРГЕН ХАБЕРМАС
и о спорной интерпретации конституционных принципов и, имплицитно, о том, какими мы хотим сознавать себя в свете многообразия наших культурных образов жизни, наших мировоззрений и религиозных убеждений в качестве граждан ФРГ и в качестве европейцев. Разумеется, в исторической ретроспективе для возникновения высокоабстрактной гражданской солидарности чрезвычайно полезны были общий религиозный фон и общий язык, но прежде всего вновь пробудившееся национальное сознание. Однако республиканские настроения со временем в значительной степени отделились от этих дополитических взаимосвязей: то, что мы не готовы уже умирать «за Ниццу», теперь не может быть доводом против Европейской конституции. Подумайте о политико-этических рассуждениях о Холокосте и совершённых от имени правительства массовых преступлениях - этот дискурс ввел в сознание граждан ФРГ понимание того, насколько важна конституция. Пример самокритичной (теперь уже вовсе не исключительной, а распространившейся и в других странах) «политики памяти» показывает, как конституционно-патриотические взаимосвязи могут самообразовываться и обновляться посредством политики. В противоположность широко распространенному недоразумению «конституционный патриотизм» означает, что граждане усваивают конституционные принципы не только в их абстрактном виде, но конкретно в контексте собственной национальной истории. Для того, чтобы моральные содержания основных прав нашли опору в умах людей, недостаточно когнитивного процесса. Нравственных идей и морального согласия людей во всем мире в том, что массовые нарушения прав человека возмутительны, будет достаточно лишь для призрачной интеграции граждан политически сложившегося всемирного общества (если такое когда-либо возникнет). У наших граждан солидарность, как бы она ни была абстрактна и опосредована правовым путем, воз-
54 55 ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ЮРГЕН ХАБЕРМАС
никает только тогда, когда принципы справедливости тесно переплетаются с культурными ценностными ориентирами. 3. Когда рвутся социальные узы... Согласно вышеизложенным рассуждениям, секулярная природа демократического конституционного государства не демонстрирует имманентной политической системы как таковой, то есть внутренней слабости, которая бы представляла в когнитивном или мотивационном отношении угрозу самостабилизации. Но это не исключает существования внешних причин. Выходящая из-под контроля модернизация вполне может ослабить демократические узы и истощить ту солидарность, которая необходима демократическому государству, хотя оно и не может ее требовать для себя правовым путем. Если это произойдет, то возникнет именно та констелляция, которую имеет в виду Бёкенфёрде: превращение граждан богатых и мирных либеральных обществ в разрозненные, действующие лишь в собственных интересах, монады, использующие свои субъективные
56 57
ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
права лишь в качестве оружия друг против друга. Свидетельства разрушения гражданской солидарности видны в широком контексте политически неконтролируемой динамики всемирной экономики и всемирного общества. Рынки, которые невозможно демократизировать, в отличие от государственных органов власти, во всё большей степени берут на себя функции регулирования в тех областях жизни, которые до сих пор поддерживались либо политически, либо через допо-литические формы коммуникации. В результате всё очевиднее становится переориентация на механизмы действия, направленные на достижение успеха, на определенные собственные преференции, причем не только в частной жизни. Сокращается и пространство, где действует общественная легитимизация. Уход граждан в частную жизнь усиливается ввиду того, что демократическое формирование мнения и воли обескураживающе утрачивает свои функции. Оно продолжает в некоторой мере функционировать лишь на национальной сцене, а потому уже не касается процессов решения, перешедших на уровни наднациональные. Надежды на политическую формирующую силу международного сообщества тают, следствием чего стала тенденция к деполитизации граждан. Перед лицом конфликтов и кричащей социальной несправедливости в весьма «фрагментированном» мировом сообществе с каждой новой ошибкой усугубляется разочарование, а такие ошибки постоянно совершаются на выбранном после 1945 года пути к кон-ституционализации международного права. Постмодернистские теории подходят к этим кризисам с позиций критики разума, а значит не как к следствию избирательной исчерпанности всё еще сохраняющегося в западном модерне потенциала разума, а как к логическому результату программы саморазрушительной духовной и общественной рационализации. Правда,
58/ 59 ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ЮРГЕН ХАБЕРМАС
радикальный скепсис в отношении разума изначально чужд католической традиции, но католичеству вплоть до 60-х годов минувшего столетия трудно было уживаться с секулярным мышлением гуманизма, просвещения и политического либерализма. Поэтому и сегодня вызывает резонанс утверждение, что «полинялому» модерну поможет выбраться из тупика только религиозное стремление к трансцендентному. В Тегеране один коллега задал мне вопрос: не является ли европейская секуляризация с точки зрения культурного компаративизма и социологии религии как раз особым путем, требующим корректировки? Это напоминает о настроениях, царивших в Веймарской республике, о Карле Шмитте, Мартине Хайдеггере и Лео Штраусе. Я предпочитаю не заострять, с точки зрения критики разума, вопрос: может ли амбивалентный модерн покоиться на базе одних лишь секуляр-ных сил коммуникативного разума? Лучше рассматривать его без лишней драматизации как открытый эмпирический вопрос. Это не значит, что я хочу превратить феномен сохранения религии в продолжающем секуляризоваться обществе в простой социальный факт. Философия должна всерьёз подойти к этому феномену как бы изнутри, должна увидеть в нем когнитивный вызов. Но прежде чем я перейду к обсуждению этой проблемы, мне хочется хотя бы упомянуть напрашивающееся тут ответвление диалога: радикализируя критику разума, философия пришла и к саморефлексии над собственными религиозно-метафизическими истоками и порой позволяла вовлечь себя в беседы с богословием, которое в свою очередь искало контакта с философскими попытками послегегелевской саморефлексии разума6. 6 P.Neuner, G.Wenz (Hg.), Theologen des 20. Jahrhunderts. Darmstadt, 2002.
60 61 ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ЮРГЕН ХАБЕРМАС
Экскурс Опорной точкой для философского дискурса о разуме и откровении является постоянно встречающийся умозрительный образ: разум, рефлексирующий над своими глубинными основами, находит свои корни в ином и вынужден признать роковую силу этого иного, если не желает потерять разумную ориентацию в тупике гибридного овладения самим собой. Моделью здесь служит опыт свершившегося или хотя бы начатого обращения собственными силами, конверсии разума через разум - всё равно, исходит ли рефлексия (как у Шлейермахера) из самосознания познающего и действующего субъекта, или (как у Кьеркегора) - из историчности каждого отдельного экзистенциального самоудостоверения, или же (как у Гегеля, Фейербаха и Маркса) - из провоцирующей противоречивости нравственных отношений. Несмотря на первоначальное отсутствие всяких богословских намерений, разум, осо- знав свои границы, переходит таким образом к иному: будь то в мистическом соединении с космическим всеохватным сознанием, или в отчаянной надежде на историческое событие несущей освобождение вести, или в форме неуспокоенной солидарности с униженными и оскорбленными, стремящейся к приближению мессианского счастья. Эти безымянные боги послегегелевской метафизики -всеохватное сознание, невообразимое событие, нераздельная общность -становятся легкой добычей богословия. Они словно так и просят, чтобы их расшифровали как псевдонимы трёх ипостасей Бога, дарующего людям откровение о Себе Самом. Попытки послегегелевского обновления философского богословия всё же симпатичнее того ницшеанства, которое просто заимствует христианские коннотации слышания и восприятия, благочестия и ожидания благодати, пришествия и события, чтобы привести лишенное пропози-
62 63 ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ЮРГЕН ХАБЕРМАС
ционального зерна мышление в неопределенную архаическую эпоху, предшествующую Христу и Сократу. Философия, сознавая свою слабость и свое шаткое положение в сложном дифференцированном устройстве современного общества, напротив, настаивает на родовом, хотя вовсе не имеющем негативного смысла, различии между секулярной речью, доступной, по ее собственному пониманию, всем, и речью религиозной, зависящей от истин откровения. В отличие от Канта и Гегеля, такое грамматическое разграничение никак не связывается с философским притязанием самостоятельно определить, что из предлагаемого религиозными традициями - помимо социально институциализированного знания о мире - истинно, а что ложно. Уважение, неотъемлемое от когнитивного воздержания от суждения, основывается на уважении к людям и образу жизни, черпающему свою безупречность и идентичность из религиозных убеж- дений. Но уважение - это еще не всё: у философии имеются основания для готовности учиться у религиозных преданий.
64 65 5 Диалектика секуляризации ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ЮРГЕН ХАБЕРМАС
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы