Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблемы прикладной этнологии. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Всякая наука не только удовлетворяет потребность в познании, то также играет существенную прикладную, практическую роль: выявляет, указывает и обосновывает. Постановка прикладных целей и задач в рамках одной самой этнологической науки, включение практических выводов – такая проблематика впервые выдвинута сторонниками функционалистиеского направления. Одним из приёмов прикладной этнологии является метод профессиональной экспертизы, однако добросовестность такой экспертизы может зависеть от социально-политической ориентации экспертов. Известный учёный, один из основоположников функционалистского течения – Б.К. Малиновский выступал с лекциями перед чиновниками. Некоторые из его последователей сотрудничали с колониальной администрацией, иные вносили предложения, направленные на улучшение положения колониальных народов. Российские этнологи немало сделали на приобщения народов Севера и Сибири. Задачи и возможности прикладной этнологии: 1) Деятельность (теоритическая и практическая) по преодолению межэтнических конфликтов и противоречий. 2) Обнаружение (прогнозирование) потенциальных межэтнических конфронтаций и их предупреждение. 3) Содействие формированию государственной и\или общественной этнологической службы в стране, способной взять на себя заботу по многостороннему изучению народов России. 4) Проектирование культурных программ кросс-культурного обмена и взаимодействия. 5) Исследование возможных последствий крупных технико-экономических проектов и, в случае необходимости, создание программ этнозащитных мероприятий. 6) Изучение этнических аспектов экономических программ (изучение спроса на те или иные изделия промышленности). 7) Распространение этнических знаний в самых широких кругах народов путем преподавания основ этой науки в школах и т.д. Для улаживании рода конфликтов может оказаться полезным метод переговоров между сторонами, метод пропагандистских приёмов, создание Государственной этнологической службы.
Этнологические источники. Этнологический источник - всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах. На ранних этапах – наблюдения купцов, послов, путешественников, судовых врачей и натуралистов (Дарвин, Геродот, Тацит). Позже – полевые исследования и экспедиции. Уже научный подход к сбору данных. На этом этапе появляется методология этнографии. Привлекаются сведения ботаники, медицины, биологии и др. (комплексный подход Д.Н. Анучина). Основные группы источников: 1) Артефакты – материальные предметы культуры изучаемого народа. К этой категории относятся коллекции этнографических музеев, национальная одежда, национальные кушанья и т.д. 2) Мемораты (предания) – отражения тех или иных сторон этнического объекта. К этой категории относят многие виды письменных свидетельств, разнообразные записи и фиксации, устные рассказы, рисунки. 3) Классические письменные нарративные источники. Перечислить их невозможно. И это хорошо. 4) В эпоху феодализма появилось немало разнообразных источников - хроники (летописи), произведения художественной литературы, правовые документы и другие памятники. 5) “Домовники” или “Домострои” – религиозно-бытовые инструкции-направления касательно всего порядка и стиля семейной жизни в соответствии с христианско-патриархальным идеалом. 6) Содержательные источники, связанные с интенсивными географо-экономическими обследованиями нашей планеты. 7) Полевой материал (сведения собираемые этнографией). 8) Результаты деятельности по производству профессиональной духовной культуры.
Науки о народах зарубежных странах и степень их соответствия народов. В конце 18 века возникли термины “этнология” и “этнография”. Однако сама наука о народах сложилась в самостоятельную отрасль знаний в ряде стран Европы и в Северной Америке к середине 19 века. Французская этнология, английская социальная антропология, а позднее американская культурная антропология изучали, главным образом, первобытные внеевропейские народы и индейцев Америки. Только в 20м веке в сферу научных исследований были вовлечены развитые народы. В странах немецкого языка – Германии, Австрии, части Швейцарии сложилась традиция, которая сохраняется и сейчас: наука разделилась на две части – Этнология (исследование внеевропейских отсталых народов) и Народоведение (изучение развитых народов Европы). Решающее значение для возникновения этнологии и антропологии имело эволюционное движение, сложившееся в конце 18 – начале 19 века. До Второй Мировой: США – школа исторической этнологии Франца Боаса. Культурные ценности разных народов несопоставимы. Исторический метод исследования. Франция – социологическая школа Эмиля Дюркгейма. Идеи позитивизма. Каждое общество рассматривалось изолированно, отрицались исторические законы развития. Германия – этнопсихологическая (этносоциологическая) школа Рихарда Турнвальда. Обществом управляют не социально-экономические, а психологические, биологические законы.
После Второй Мировой: США и Великобритания – неоэволюционизм (Стюарт, Мердок).
Эволюционизм в этнологии. Это первая теоритически значимая школа в этнологии. Первым идею эволюции и естественного отбора сформулировал Чарльз Дарвин в своей книге “Происхождение видов”, которая была опубликована в 1859 году. Идеи эволюции в этнологии практически одновременно были сформулированы в Германии и Англии: · 1871 году в Германии была опубликована книга Адольфа Бастиана “Общее основание этнологии” · В том же году в Англии книжка Эдуард Тайлора “Первобытная культура”. · Чуть позже эти идеи стали продвигать в США – книга Льюиса Генри Моргана “Древнее общество” в 1879. Основные положения эволюционизма – 1) Существуют универсальные законы развития человечества, познав которые, можно будет управлять социальными процессами (Интрига возможности управлять) 2) Умственные способности людей – одинаковые, поэтому в схожих ситуациях люди будут принимать схожие решения. 3) Этапы (стадии) развития человечества едины, а исходной стадией является мифическое (первобытное) общество, которое якобы характеризовалось едиными культурными, социальными и экономическими моделями. 4) Миграции и заимствования особую роль не играли (так думали эволюционисты), и мы имеем дело с бесчисленным количеством параллельных рядов развития. Уже на рубеже 19 -20 веков, эволюционизм вступает в кризис. Причины кризиса: 1) В ходе Первой Мировой Войны, были разрушены культурно-ценностные основания эволюционизма: вера в прогресс, в лучшее в человеке. 2) Началась критика конкретных эволюционистных схем и главное, началась критика научной стратегии эволюционистов: большинство эволюционистов были кабинетными учеными, которые основывались на фактах, полученных из вторых и третьих рук, и многие из этих фактов были недостоверные. Американский этнолог Льюис Генри Морган имел опыт полевого изучения. 3) Игнорирование явления миграции и заимствования (культурной диффузии). В ходе колониальной экспансии, западные интеллектуалы столкнулись с культурной диффузией (проникновение культурных элементов). Игнорирование больше было невозможно.
Диффузионизм в этнологии. Приходит на смену эволюционизма в начале 20го века. Первым идеи этого нового направления сформулировал немецкий ученый Фридрих Ратцель в книге “Антропогеография” в 1909. Ø Диффузианизм не был анти эволюционизмом! Он находился в одном потоке с эволюционизмом. Сохранялась идея прогресса, объектом анализа по-прежнему оставались отдельные элементы культуры. Основные положения диффузионизма: 1) Исключительно важную роль в развитии культур играет географический фактор (среда). 2) Каждый элемент культуры имеет конкретную географическую и этническую привязку. 3) Перед этнологами стоят 3 задачи: 1 – определить место возникновения данного элемента культуры; 2 – реконструировать пути перемещения этого предмета по планете; 3 – определить временные рамки. Наиболее популярен диффузионизм оказался в Германии, где крупнейшими представителями были - Фриц Гребнер, Лео Фробениус (разработал основы учения о “культурных кругах”, Вильгельм Шмидт (цель – использование данных этнологии для обоснования ряда библейских положений). В России крупнейшим представителем был Владимир Германович Богораз-Таг. В Англии эта школа достигла крайних форм. Например, возникла теория “панегиптизма” в соответствии родиной всех культурных элементов является древняя египетская цивилизация. Диффузионистское направление стало терять популярность из-за того, что их последователи не сумели убедительно обосновать свои выводы о ходе культурных процессов, и стало очевидным несоответствие искусственно сконструированных “культурных кругов” и “культурно-исторических” построений фактическим данным.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы