Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Квалификация «Художественный руководитель любительской студии



Кино-, фото-, видеотворчества, преподаватель»

 

 

Г. Кемерово

2009

 

Утверждена на заседании кафедры фотовидеотворчества 

19.11.09, протокол №3.

 

 

Фоторецензирование: Учебная программа по специальности 071031 «Народное художественное творчество», специализации «Фотовидеотворчество»/ Сост. Гулик В.Л.- Кемерово.: Кемеровск. гос. университет культуры и искусств, -2009. – 9 с.

 

 

Составитель:

доцент

Гулик В.Л.

 

 

Пояснительная записка

Фоторецензирование является одним из важнейших предметов обучения будущего режиссера фотовидеостудии. Этот курс является третьей основной частью фотоведческих дисциплин наряду с историей и эстетикой фотографии.

 Будущие художественные руководители фотостудий должны уметь объективно и грамотно раскрывать авторский замысел  фоторабот.

Таким образом, целью программы является формирование и развитие у студентов эстетических, художественных и нравственных критериев оценки фотоискусства на примере отдельных фоторабот и жанров фотографии.

Исходя из этого, основные задачи курса заключаются:

 - в выработке умения чётко раскрывать авторский замысел снимков, их идею и содержание;

- в приобретении профессиональных навыков искусствоведческого анализа фотопроизведений в различных жанрах, а также фотопроцесса в целом.

Курс «Фоторецензирование» рассчитан на 64 часа и рассчитан на два семестра (8, 9).

Структура курса такова, что лекционными являются лишь первые занятия в начале каждого семестра ( по 2 часа ).

На первой лекции обращается внимание на  теоретические основы анализа фотоснимков, определяются общие принципы рецензирования фотографий на основе выявления авторского замысла и степени его реализации путём применения выразительных и изобразительных средств и определённой композиционной схеме, основанной на световом, линейном, тональном решении снимка и его колорите.

Учитывая то, что каждый из фотографических жанров обладает собственным набором выразительных средств, выявляется специфика анализа снимков в различных жанрах.

Особое внимание обращается на зависимость формы от идеи и содержания снимка, а также на то, что культура и рецензента и автора состоит в знании истории фотографии с её знаковыми находками, сделанными выдающимися мастерами прошлого.

В содержании лекции девятого семестра обращается внимание на необходимость знания специфики каждого из предложенных многокадровых жанров: фоторепортажа, серии, фотоочерка. Оценивается правильность следования кадров в соответствии с авторским замыслом (фотоочерк), логикой развития события (фоторепортаж), а также общее композиционное построение конструкции: чередование крупности планов, гармонизация сочетания снимков по направлению движения в кадре, тональному решению и колориту отдельных кадров.

Таким образом, из содержания лекций становится понятным, что в курсе «фоторецензирование» рассматриваются те же вопросы, что и в курсах цикла «фотомастерство», «история фотографии», «эстетика фотографии», однако на новом качественном уровне.

Практические занятия (60 часов) являются основными для данной дисциплины. Они посвящены устным рецензиям на работы студентов и мастеров фотографии,  обсуждению и анализу этих работ. Кроме этого, студенты выполняют контрольные задания – письменные рецензии на предложенные, или выбранные ими самостоятельно фотоснимки.

Тематика и очерёдность выполнения рецензий устанавливается по принципу постепенного усложнения заданий.

По итогам выполнения этих контрольных заданий в 8 семестре студентам выставляется зачет.

В 9 семестре работа строится по такому же принципу, как и в восьмом, с той лишь разницей, что студент выполняет три контрольных задания по каждому из жанров (фоторепортаж, фотоочерк и фотосерия) соответственно. Зачет студентам выставляется по итогам выполнения вышеперечисленных контрольных заданий.

 

Тематический план курса

«Фоторецензирование»

 

Наименование тем курса

 

Всего часов

 

В том числе

Лекции Семин Практ. Индив СРС
1.1.Оценка авторского замысла и степень его реализации     2   8   6
1.2.Анализ композиционного решения снимка       10   10
1.3. Полная рецензия на фотографии различных жанров       10   10
1.4. Анализ фоторепортажа   2   10   10
1.5. Рецензирование фотосессий       10   10
1.6. Рецензирование фотоочерка       10   10
Итого: 118 4   58   56

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЙ

Задание №1

Оценка авторского замысла и степень его реализации

Главное в этой работе – раскрыть авторский замысел, определить идею фотоснимка, попытаться объяснить, почему фотограф выбрал данный сюжет и снял его именно так и в данный момент. А так же выявить изобразительные и выразительные средства, примененные автором, и показать, как они работают (или не работают) на идею и содержание снимка.

Объем задания – до одной страницы машинописного текста.

Задание №2

Анализ композиционного решения снимка

В отличие от предыдущего задания в данной работе полностью анализируется композиционное решение снимка в тесной связи с его содержанием. При этом обязательна оценка линейного, светового, тонального решений кадра, его колорита.

Анализируется так же выбранные автором выразительные и изобразительные средства и их соответствие авторскому замыслу, идее и содержанию снимка.

Объем задания – до одной страницы машинописного текста.

Задания №3, 4, 5, 6

Полная рецензия на фотографии различных жанров

При выполнении этих заданий суммируется опыт анализа фотографических работ по отдельным компонентам.

Каждое из заданий посвящается фотоснимку, выполненному в одном из жанров художественной фотографии: пейзажу, портрету, жанру и натюрморту соответственно.

При этом необходимо обращать внимание на специфический набор выразительных средств (включая крупность плана), свойственных именно данному фотографическому жанру.

Объем каждого из заданий - 1 страница машинописного текста.

 

Задание №7

Анализ фоторепортажа

При рецензировании многокадрового фоторепортажа студентом обязательно должны быть отмечены следующие моменты:

1.Ответил ли автор на три главных вопроса: что? где? когда?

2.Насколько данный фоторепортаж публицистичен и документален.

3.Попал ли автор фоторепортажа в «ритм событий».

4.Насколько явственен эффект присутствия автора в качестве очевидца или участника событий.

5.Достаточно ли данный фоторепортаж концептуален и аналитичен.

6. Насколько ярка стилевая форма подачи как отдельных снимков, так и фоторепортажа в целом.

Студенту необходимо также оценить, имеет ли данный фоторепортаж познавательную и эстетическую ценность.

В заключение задания дается полная рецензия на один из снимков фоторепортажа.

Объем контрольного задания – не менее 1, 5страниц машинописного текста

Задание №8

Рецензирование фотосерий

В данном задании вначале определяется тематический характер фотосерии. Далее выясняется, чем объединены отдельные кадры в анализируемой фотосерии (сюжетным ходом, композиционным приемом и т.д.).

Необходимо также проанализировать художественные и информативные достоинства каждого из кадров фотосерии и определить степень их равноценности.

В заключение оценивается общая компоновка, порядок следования снимков в фотосерии и гармоничность сочетания их друг с другом.

Так же, как и в задании №1, дается полная рецензия на один из снимков фотосерии.

Объем контрольного задания – не менее 1, 5 страниц машинописного текста

Задание №9

Рецензирование фотоочерка

Выполнение данного задания начинается с определения разновидности фотоочнрка: портретный, путевой или проблемный.

Далее исследуется, на какой основе строится фотоочерк:

-на основе ли жесткой сюжетной структуры, или

-на основе главного «стержневого» кадра, объединяющего вокруг себя мозаику «второстепенных кадров», либо

-на основе ассоциативных связей, возникших между разными по творческому решению кадрами, или, наконец,

-на основе сочетания кадров сегодняшнего дня с ретроспективными.

Оценивается также общественная значимость «биографии» факта, события или человека и глубина проникновения автора в отснятый и предложенный материал.

Анализируется наличие не только информативных, но и художественных достоинств снимков, составляющих фотоочерк.

В заключение дается полная рецензия на главный «стержневой» кадр фотоочерка.

Объем контрольного задания – не менее 1, 5 страниц машинописного текста.

 

Перечень ключевых слов

Акцент на главном Интерпретация
Алгоритм Классификация
Анализ  формы Композиция  уравновешенная
Артефакт Композиция  ассиметричная
Асимметрия Контрапункт
Взаимосвязи Контраст световой и цветовой
Восприятие Контраст фигуры и фона
Восприятия процесс Контур композиционный
Выразительные  средства Концепция
Гармония  части и целого Линии " золотого сечения"
Гештальты Манера
Единица изобразительная Мгновение  решающее
Единство композиционное Моделирование
Идея Модель визуальная
Изобразительные средства Образ типический
Иллюзия чувственная Объект сюжетно-важный
Объектов иерархия Самовыражение  творческое
Оверлеппинг фигур Симметрия
Оценка  визуальная Содержание
Перспектива воздушная Средства  композиции
Перспектива линейная Стиль
Плоскость  кадра Тема
Поле  визуальное Точки " золотого сечения"
Поле  изобразительное Форма
Поляризация  композиции Фотография  художественная
Прием экспрессии Характеристики психологические
Прозрачности эффект Центр  сюжетно-композиционный
Равновесие Черты типические
Реальность  физическая Элементы изобразительные
Ритм Элементы композиции

 

 

Основная литература


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь