РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1768–1774 гг. И ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ ПОЛЬШИ
В 1768 г. Османская империя объявила войну России. Однако ввиду своей неподготовленности турки открыли военные действия только в следующем году; тогда же крымские татары по приказу султана напали на южные окраины России. Это последнее в русской истории татарское вторжение было успешно отражено русскими войсками.
Военные действия против Турции велись одновременно на трех фронтах: на юго-западе (Дунай), на юге (Крым) и в Закавказье, куда русские войска вступили по приглашению Грузии в 1769 г.
Уже кампания 1770 г. прошла под знаком превосходства России на суше и на море. Хотя Турция еще была в состоянии выставить огромную по численности армию, но по своему экономическому и военному потенциалу она во многом уступала России. Умело используя боевые качества русской регулярной армии, а также перевес в артиллерии и ручном огнестрельном оружии, талантливый русский полководец П. А. Румянцев, командовавший войсками на юго-западном театре военных действий, разбил турок при урочище Рябая Могила, на реке Ларге и на реке Кагул. Эти победы обеспечили выход русских войск к нижнему течению Дуная.
Блестящую победу одержал русский флот. Экспедиция Балтийского флота в Архипелаг ставила своей задачей вызвать выступление против Турции славянских народов и греков, оттянуть силы турецкой армии с главного, дунайского, театра войны и отрезать Константинополь от Эгейского и Средиземного морей.
10 июля 1774 г. в результате полного разгрома Турции в деревне Кючук-Кайнарджи (к югу от Дуная) с Турцией был подписан мирный договор. Согласно этому договору татары — крымские, кубанские и др. — становились независимыми от Турции, во владение России переходили Керчь и Еникале в Крыму, Кинбура на берегу Днепровского лимана и Кабарда. Россия получила право укрепить Азов. Турция предоставляла русским торговым судам свободный проход через проливы, признавала покровительство России над Валахией и Молдавией и уплачивала 4, 5 млн. рублей контрибуции. Кючук-Кайнарджийский мир превратил Россию в черноморскую державу и значительно усилил ее позиции в Закавказье и на Балканах.
Александр I – самый любимый внук Екатерины II, запомнившийся современникам сложным и противоречивым характером. Его политические настроения вызывали радостные надежды населения всей страны, ведь после царствования Павла Россия надеялась освободиться от гнёта. Первые годы Александр I посвятил внутренней политике, в чём очень преуспел. Государство, казалось бы, вступило в эру мирного развития. Однако это спокойствие прервалось войной с Наполеоном. Тогда-то все внимание императора пало на внешнюю политику. Внутренняя политика Александра I Несмотря на развёрнутую внутреннюю политику Александра, его реформы не смогли кардинально поменять устройство государства, как того хотел император.Первое, о чём позаботился молодой вседержитель, это о создании Негласного комитета, целью которого было помогать ему в принятии реформ и в преобразовании страны. Далее либералы затронули центральное управление. Было установлено созывать «Непременный совет», ставший постоянным учреждением, необходимым для рассмотрения и согласования дел государственной важности.В феврале 1802 года был подписан указ, в котором чётко описывалась деятельность Сената. Согласно этому документу, Сенат стал верховным органом в государстве, который был наделён тремя ветвями власти: судебной, административной и контролирующей. Но у Сената так и не создалось непосредственных отношений с верховной властью, и это определило его дальнейшие столкновения с министрами.Финансовая реформа также претерпела изменения. Так как бумажные деньги не прекращали печатать, то в стране на этом фоне намечалась инфляция. Чтобы стабилизировать денежную ситуацию, Александр I решил увеличить налоги и временно прекратить выпуск ассигнаций.В области образования тоже наметились сдвиги. Теперь учебные заведения могли посещать люди различных сословий. Учебные программы учитывали разные уровни грамотности, благодаря чему обучаться могли даже крестьяне, причем бесплатно. Внешняя политика Александра I В начале XIX столетия обстановка в Европе была довольно нестабильна. Наполеон Бонапарт, придя к власти во Франции, сразу же начал войны с целью завоевания авторитета у близлежащих стран. Конечно, такое положение дел не могло не отразиться на внешней политике России. К тому же среди многих европейских регионов началась борьба за влияние на международной арене.К Французской революции Российское государство имело самое прямое отношение. Перед своей смертью Екатерина II хотела направить во Францию войска, чтобы избежать войны. Однако, она не успела это сделать, и её замыслы стал воплощать Павел. Но и он не смог охладить пыл французов, потому что был восхищен Наполеоном и заключил с Францией мир.Александру I, помимо непонятных отношений в Европе, досталось огромные территории на Кавказе. Но и здесь начались волнения со стороны персидских стран, которые, несмотря на многочисленные военные действия, закончились подписанием Гюлистанского мира. Одновременно с Персией войну с Россией начала и Османская империя, стремившаяся захватить кавказские земли. Стараниями М.И. Кутузова с турками был заключён мир, после которого последовала война с Францией.Попутно завоёвывая страны Европы, Наполеон стремился как можно скорее захватить Москву. В 1807 году Александру I удалось заключить Тильзитский мир с французами, но вскоре стало ясно, что его условия были не в интересах российского общества и государства, поэтому мирных отношений между странами не стоило ожидать. В 1812 году началась Отечественная война.В целом политика Александра I носила мирный характер, однако во время его правления Российское государство пережило одну из самых больших войн за всю её историю. Российское общество во главе с императором попыталось как можно достойнее выйти из сложившейся ситуации. Россия ценой больших потерь выиграла войну, но впереди императора ожидало еще много «подводных камней» в политике.Александр I скончался в Таганроге в декабре 1825 года, в возрасте 47 лет. О его смерти до сих пор ходит много легенд. Однако все гипотезы исследователей не имеют достаточно аргументированных исторических фактов.
ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ
Существование крепостного права, усиление абсолютизма и реакции, отсутствие гражданских свобод, развитие европейской политической мысли и дворянской революционности были объективными предпосылками, вызвавшими появление первого в России революционного движения. Его основу составили прогрессивно настроенные военные из либеральных слоев дворянства.
Особенности российской дворянской идеологии, отказ правительства Александра I от политики преобразований, патриотический подъем и идеи французских просветителей, заимствованные во время заграничных походов русской армии, стали субъективными причинами зарождения идеологии декабризма. Декабристы пытались разрешить две труднейшие задачи: изменить социально-политическое устройство России и в то же время избежать при этом ужасов террора и анархии Великой Французской революции.
В 1814-1815 гг. возникают первые тайные офицерские организации (Союз русских рыцарей, Священная артель, Семеновская артель). Их основателями стали М. Орлов, М. Дмитриев-Мамонов, братья А. и М. Муравьевы. В 1816 г. в Петербурге был создан Союз спасения, в который вошли более 30 человек. Через год Союзом были приняты устав и программа, после чего организация стала именоваться Обществом истинных и верных сынов Отечества. Согласно уставу членами общества могли стать только офицеры гвардии или Генерального штаба. Участники общества приносили клятву. Основными задачами общества стало уничтожение абсолютизма, введение конституции, отмена крепостного права. Эти требования предполагалось предъявить в момент смены монархов на престоле. М. Лунин и И. Якушкин ставили вопрос о необходимости цареубийства и возведения на престол прогрессивного монарха, но М. Муравьев, И. Бурцев и другие выступали против насилия, так как это могло спровоцировать развязывание гражданской войны или анархию. Споры о способах достижения цели вызвали необходимость принятия нового устава и программы.
В 1818 г. Союз спасения был распущен, вместо него был создан Союз благоденствия. Специальная комиссия (С. Трубецкой, М. Муравьев, Калошин) разработала новый устав, названный по цвету переплета «Зеленой книгой». Теперь членами Союза могли стать не только военные, но и купцы, мещане, духовенство и свободные крестьяне. За счет этого численность организации выросла с 30 до 200 человек. Декабристы планировали создать в России сеть филиалов своего Союза, заняться издательской деятельностью, учредить легальные общества. Основной задачей была 20-летняя подготовка общественного мнения к необходимости реформ. В общественном мнении авторы программы видели движущую силу грядущих преобразований. Для этого все области жизни были поделены на части, и каждый член Союза должен был выбрать сферу (военную или гражданскую службу, просвещение, журналистику, сельское хозяйство и др.), где он развернет агитацию.
Руководство Союзом отводилось Коренной управе в Петербурге, главные управы (отделения) находились в Москве и в Тульчине (на Украине), возникли управы в Полтаве, Тамбове, Киеве, Кишиневе, в Нижегородской губернии. Вокруг Союза образовались просветительские общества полулегального характера. Однако неудовлетворенность просветительской деятельностью в условиях роста крестьянских волнений, вступлений в армии и революционных событий в Европе привела к радикализации части Союза. В январе 1821 г. в Москве собрался съезд Коренной управы, на котором было объявлено о роспуске Союза благоденствия, чтобы облегчить отсев «ненадежных» ленов, выступавших против насильственных мер. Сразу после съезда почти одновременно возникли тайные Северное и Южное общества, объединившие сторонников вооруженного переворота и подготовившие восстание 1825 г.
Южное общество
На базе Южной управы Союза благоденствия в Тульчине было создано Южное общество. Его председателем стал П. Пестель. Южное общество признало необходимым вооруженное восстание, поэтому членом общества мог стать только военный. Кроме того, было принято решение о строжайшей дисциплине и конспирации.В 1824 г. Южное общество приняло составленный им программный документ - «Русскую правду», в которой была выдвинута задача установления в России республиканского строя, отмены крепостного права и ведения сословного равенства. Согласно уставу гражданские права получали все граждане, достигшие 20 лет. Высшая законодательная власть должна была принадлежать Народному вече из 500 человек, которое избиралось на 5 лет. Органом исполнительной власти становилась избираемая на вече Державная дума из 5 человек. Контрольные функции отводились Верховному собору из 120 граждан, избираемых пожизненно.В аграрном вопросе земля каждой волости делилась на общественную (неотчуждаемую) и частную. Из первой половины землю получали освобождаемые крестьяне и все граждане, пожелавшие заниматься земледелием. Вторая половина состояла из казенных и частных владений подлежала купле-продаже. Проект провозглашал право личной собственности. Была установлена свобода занятий и вероисповеданий.
Северное общество
Одновременно с Южным обществом возникло Северное общество, в которое входили Н. Муравьев, Н. Тургенев, М. Лунин, С. Трубецкой, Е. Оболенский и И. Пущин. В дальнейшем состав общества значительно расширился. Н. Муравьевым был составлен проект программы - Конституция Н. Муравьева. В соответствии с ней Россия становилась конституционно-монархическим государством. Вводилось федеративное деление страны на 14 «держав» и 2 области. Власть делилась на законодательную, исполнительную и судебную.Высшим законодательным органом являлось двухпалатное Народное вече, избиравшееся сроком на 6 лет на основе высокого имущественного ценза. На местах законотворчеством должно было бы заниматься двухпалатное Державное вече, избираемое в каждой «державе» на четырехлетний срок. Высшим судебным органом федерации становилось Верховное судилище. Сословный строй отменялся, провозглашались гражданские и политические свободы. Крепостное право уничтожалось. Крестьянский вопрос решался наделением крестьян землей - 2 десятины на двор. Помещичья собственность сохранялась.Однако из-за разногласий проект поддержали не все члены общества. Оппоненты Н. Муравьева присоединились к более радикальному течению внутри общества, которое возглавлял К. Рылеев, придерживавшийся республиканских взглядов.
Подготовка вооруженного восстания
Наиболее напряженная деятельность декабристских организаций приходится на 1824-1825 гг., когда велась подготовка к открытому вооруженному выступлению. В это время шла упорная работа над согласованием политических платформ Северного и Южного обществ. В 1824 г. было принято решение подготовить и провести объединительный съезд, а летом 1826 г. осуществить военный переворот. Во второй половине 1825 г. силы декабристов увеличились: к Васильковской управе Южного общества присоединилось Общество соединенных славян. Оно возникло в 1818 г. как тайное политическое «Общество первого согласия», в 1823 г. преобразованное в Общество соединенных славян (его целью было создание республиканской демократической федерации славянских народов).
30. Внутренняя политика Николая I
|
|
| При Николае I (1825-1855) заканчивается эпоха «просвещенного абсолютизма». Начинается наступление на политические, а отчасти и экономические права дворянства ради укрепления самодержавия. Было сокращено участие малоимущих дворян в дворянских собраниях. Ограничился доступ в «благородное сословие» для недворян (для поощрения последних было создано сословие «почётных граждан», имевшее ряд привилегий). Укрепилась дисциплина среди чиновников. Созданное при Николае I Третье отделение императорской канцелярии во главе с А. X. Бенкендорфом, а позднее А. Ф. Орловым занималось борьбой с инакомыслием (а также надзором за тюрьмами, иностранцами, прессой, рассматривало жалобы крестьян на помещиков и др.). Усилилась цензура. Вскрывалась переписка. Недовольные отправлялись в ссылку, в армию на Кавказ. После либерального правления Александра I притеснения правительства вызвали резкое недовольство высших слоев. Николай I, пришедший к власти после восстания декабристов, панически боялся малейшей активности в обществе и потому всячески давил ее. На руководящие должности чаще назначались люди исполнительные, а не способные и инициативные.
| В то же время проводились ограниченные реформы. Было упорядочено (кодифицировано) законодательство. В 1830 г. под руководством Сперанского начался выпуск Полного собрания законов Российской империи, в 1832 г. — Свод действующих законов государства. Это облегчило административную практику. В 1837 г. под руководством П. Д. Киселёва стала проводиться реформа управления государственными крестьянами. Многие из них получили больше земли (часто за счёт переселения в необжитые районы), в их деревнях строились медпункты, внедрялись агротехнические новшества. Однако делалось это обычно силовыми методами, что вызывало недовольство. Увеличилось число управлявших ими чиновников. Излишки производимой государственными крестьянами продукции нередко вывозились в другие районы. Это вызывало волнения. Были ограничены права помещиков — крестьян нельзя теперь было отправлять на горные работы, запрещалось продавать их с аукциона за долги.
| В 1839-1843 гг. министр финансов Канкрин Е. Ф. провёл денежную реформу, установив твёрдое соотношение между серебряным рублём и ассигнациями.
| Однако главный вопрос — о крепостном праве — оставался нерешённым. Николай не решал его, боясь волнений в обществе.
|
Общественное движение в годы правления Николая I Особенности общественного движения 30—50-х гг. В 30—50-х гг. XIX в. Россия переживала период великого исторического поворота от уходящего аграрного общества к обществу индустриальному. Поэтому главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны. Каждый понимал его по- своему. Общественное движение в те годы имело несколько характерных особенностей: — оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов; — произошел окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством; — впервые консервативное направление получило собственную идеологию; — оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли; — участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам. Консервативное движение. Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии наук графа С. С. Уварова, ставшего впоследствии министром народного просвещения. Он считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества. Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединенного вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и т. д. Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России.Крупнейшими теоретиками консервативного направления были также историки Н. Г. Устрялов и М. П. Погодин, драматург и поэт Н. В. Кукольник, писатели Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч, М. Н. Загоскин. Они доказывали исключительность исторического пути России и считали его единственно правильным. Либеральное движение. Западники и славянофилы.Российский либерализм был представлен в те годы западниками и славянофилами. Складывание идеологии западничества и славянофильства относится к концу 30-х — началу 40-х гг. Представителями западничества были историки Т. Н. Грановский и Соловьев, юрист К. Д. Кавелин, литераторы П. В. Анненков, В. П. Боткин, И. С. Тургенев. Западники считали, что мировая цивилизация едина и вычленение из нее какой-либо страны ведет не к благу, а к загниванию. Они полагали, что Россия стала цивилизованным государством лишь благодаря преобразованиям Петра Великого, который впервые попытался привить своему народу черты европейской образованности. Задача России, по их мнению, состояла в том, чтобы примкнуть к Западу и образовать вместе с ним «единую общечеловеческую культурную семью».Славянофилы, напротив, отстаивали идею самобытности каждого народа, в том числе и русского. Говоря о России, они подчеркивали особенности ее государственного и общественного быта, православной веры. С этой точки зрения славянофилы отрицательно оценивали деятельность Петра I, считая, что его реформы повели Россию по пути ненужных заимствований у Запада. Это, по их мнению, стало причиной общественных неурядиц. Главной задачей, стоявшей перед страной в середине XIX в., славянофилы считали возвращение ее «в старое, самобытное состояние». Даже иностранные слова, вошедшие в русскую речь, они предлагали исключить из употребления. Теоретиками славянофильства были публицисты А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев.Несмотря на многие важные различия западничества и славянофильства, у этих течений общественной мысли были и общие черты: — отрицательное отношение к крепостному праву, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности; — убежденность в необходимости коренных преобразований; — надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности; — расчет на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер; — уверенность в возможности мирного осуществления реформ; — вера в Россию, в возможности ее стремительного и уверенного движения к процветанию. Кружки 20—30-х гг.Помимо становления либеральных течений, в России получала распространение и революционная идеология. Большую роль в ее зарождении сыграли студенческие кружки 20—30-х гг., в которых участвовали и будущие либералы, и будущие сторонники революционных идей. В московской гостиной 40-х гг. XIX в. С картины художника Б. М. Кустодиева. Слева изображены В. П. Боткин и Д. Л. Крюков, беседующие с М. С. Щепкиным; вошедший В. Г. Белинский здоровается с хозяином дома А. А. Елагиным, за столом сидят (слева направо) П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, за ними стоят А. С. Хомяков и П. В. Киреевский; справа — сидит А. П. Елагина, стоят А. И. Герцен и А. И. ТургеневКонец 20-х — начало 30-х гг. можно назвать кружковым периодом российского общественного движения. Небольшие кружки быстро раскрывались полицией, так и не успев перерасти в тайные организации и выработать свою программу
Одним из объединений, в котором были представлены и будущие западники, и славянофилы, и будущие революционеры, был кружок, созданный в 1833 г. молодым философом и литератором Н. В. Станкевичем. В него входили такие разные люди, как Т. Н. Грановский и К. С. Аксаков, В. Г. Белинский и М. А. Бакунин.В 1834 г. был разгромлен кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Кружки были раскрыты во Владимире, Нежине, Курске, на уральских заводах. Революционное движение. Революционное движение в России возникло в 40—50-е гг. XIX в. Оно зародилось не только в центре России, но и в ряде национальных районов. Здесь идеи революционного протеста соединились с требованиями национального освобождения. Одной из наиболее известных революционных организаций стало Ки- рилло-Мефодиевское общество на Украине (1846—1847). Его основателем был известный историк Н. И. Костомаров. Позже одним из руководителей организации стал выдающийся украинский поэт Т. Г. Шевченко. Общество выступало за отмену крепостного права и сословных привилегий. Главной своей целью участники общества считали создание федерации (равноправного объединения) славянских республик русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, сербов, хорватов, болгар. По вопросу о методах борьбы за осуществление своих идеалов члены общества разделились на два лагеря — сторонников умеренных мер (их возглавлял Костомаров) и приверженцев решительных действий (во главе с Шевченко).Шло оформление и идеологии русского революционного движения. Оно было связано в первую очередь с деятельностью А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Александр Иванович Герцен (1812—1870) был незаконнорожденным сыном московского богача И. А. Яковлева. Герцен считал себя духовным наследником декабристов. Вместе со своим другом Н. П. Огаревым в 1827 г. он дал клятву «отомстить за казненных». В 1829 г. Герцен поступил на физико-математический факультет Московского университета, где вокруг него и Огарева в начале 30-х гг. сложился кружок единомышленников, выступавших против феодально- крепостнических порядков. В 1834 г. Герцен был арестован и выслан в Пермь за публичное исполнение «пасквильных песен». В последующие годы он состоял на государственной службе и занимался научной и писательской деятельностью. В 1847 г. он выехал за границу и отказался вернуться в Россию. В 1852 г. Герцен поселился в Лондоне и в 1853 г. на деньги, полученные в наследство от отца, основал там Вольную русскую типографию, издававшую альманах «Полярная звезда», газету «Колокол», сборник «Голоса из России» и др. Они широко распространялись в России. В 50-е гг. Герцен разработал основные положения теории «общинного», или «русского», социализма. Согласно учению Герцена, социализм в России возникнет непременно и главной его «ячейкой» станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех людей на землю, общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина должны были стать основой построения социалистического общества. Главными условиями для этого Герцен считал освобождение крестьян и ликвидацию самодержавного политического строя. Другим крупным теоретиком революционного направления был Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1848). На словесном отделении философского факультета Московского университета вокруг него сложился кружок «Литературное общество 11-го нумера». Белинский вскоре был исключен из университета. В 1833 г. он вошел в кружок Н. В. Станкевича, а с 1834 г. вел литературно- критический отдел в журналах «Телескоп» и «Молва». В 1834 г. в «Молве» была напечатана его статья «Литературные мечтания». В ней автор резко критиковал идеи С. С. Уварова. В начале 40-х гг. под влиянием Герцена Белинский стал приверженцем революционных социалистических преобразований в России. Его взгляды особенно отчетливо проявились в критических статьях, опубликованных в журнале «Современник», издававшемся Н. А. Некрасовым. В них Белинский выступал как один из признанных духовных вождей зарождавшегося революционного лагеря. Наиболее отчетливо идеи Белинского были изложены в его «Письме к Н. В. Гоголю» (1847). В этом письме резко критиковалось самодержавие и крепостничество. Белинский главные задачи общественного движения видел в «уничтожении крепостного права, отменении телесного наказания, введении, по возможности, строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть». Письмо Белинского к Гоголю в сотнях списков расходилось по России и стало основой для формирования мировоззрения значительной части образованной молодежи.В 40-е гг. были созданы первые революционные организации социалистов. К их числу прежде всего относится общество, сложившееся в 1845 г. в Петербурге вокруг М. В. Буташевича-Петрашевского, чиновника Министерства иностранных дел. Еженедельно на «пятницы» Петрашевского собирались литераторы, учителя, чиновники, разделявшие революционно-демократические идеи. Среди них были молодые писатели М. Е. Салтыков и Ф. М. Достоевский, поэты А. Н. В 1849 г. кружок был разгромлен, а 39 петрашевцев арестовано. 21 человек был приговорен к смертной казни, замененной каторгой и ссылкой.Многие революционеры 40—50-х гг. со временем пересмотрели свои взгляды на революцию и социализм. В социалистическом учении разочаровался, например, Ф. М. Достоевский. В целом революционное движение в России именно в 40—50-е гг. получило мощный толчок к развитию, вызванный не только внутренними причинами, но и революциями в Европе.Главными особенностями революционной идеологии этого периода стали: — утрата надежды на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества; — обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе; — выдвижение в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни страны после победы революции социалистических учений.Революционное движение 40—50-х гг. стало важной причиной, подталкивавшей власти к реформированию общества.
|
|