Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 2. Исследователь и исторический источник



Историю пишут историки

История представляет собой сокровищницу опыта, накопленного предыдущими поколениями. Исторические знания возникли в глубокой древности, передавались в устной форме, получили отражение в мифологии и религиозных представлениях. С появлением письменности важные события, факты стали заноситься в хроники, анналы, летописи в соответствии с хронологическим принципом изложения материала («Повесть временных лет» в Древней Руси, созданная летописцем Нестором в XII в.). Формирование истории как науки на Востоке, Западе и в России происходило в разное время. Появлялись профессиональные историки, научные школы и направления, научные учреждения, учебные заведения, специальные журналы. В России для становления исторической науки как самостоятельной отрасли знания многое сделали В. Н. Татищев (XVIII в.), Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, П. Н. Милюков (XIX – начало XX в.) и другие историки. Дисциплину о развитии самой исторической науки стали называть историографией.

Профессиональные историки извлекают факты из источников. Основными группами являются источники письменные (летописи, документы, мемуары, газеты и журналы и т. д.), вещественные (здания, механизмы, предметы быта и т. п.), аудиовизуальные (применительно к концу XIX–XX в. речь идет о кинофотофонодокументах), изобразительные (от наскальных росписей до зарисовок в современных судах). Теорию и методологию исторических источников изучает источниковедение.

Самые интересные сведения современные молодые российские историки находят в архивах. В систему Федерального архивного агентства входят Российский государственный архив древних актов (документы от основания российской государственности до Петровской эпохи), Российский государственный исторический архив (документы от Петровской эпохи до 1917 г.), Российский государственный архив социально-политической истории, Российский государственный архив литературы и искусства и другие федеральные и местные архивы.

В отношении всех источников фактической информации историки осуществляют внешнюю (достоверность источника, авторство и т. д.) и внутреннюю (личная позиция автора, уровень его осведомленности и т. д.) критику.

Серьезной проблемой является фальсификация истории, то есть заведомо предвзятое, целенаправленное искажение фактов, тенденций, действий тех или иных лиц в историческом прошлом. В 2009 г. при Президенте Российской Федерации была создана специальная комиссия по противодействию фальсификации, особенно в том, что касается решающей роли СССР в победе над германским фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне. Советская Армия уничтожила 75–80 % личного состава вооруженных сил Германии, их военной техники, а в западных СМИ говорят о том, что главную роль сыграли американские и английские войска.

В современной России будущие профессиональные историки учатся на исторических факультетах университетов и педагогических институтов. По окончании вуза они преподают историю в школах, работают в архивах, музеях и других учреждениях. После обучения в аспирантуре люди, склонные к научным изысканиям, защищают кандидатские диссертации. Следующей ступенькой является степень доктора исторических наук. В состав Российской академии наук входят Институт всеобщей истории и Институт российской истории. В России выходят научные журналы «Вопросы истории», «Российская история», «Новая и новейшая история» и другие. Огромный объем исторической информации содержится в сети Интернет. Вокруг многих исторических проблем происходят споры, привлекающие внимание всех интересующихся.

 

Барщина – повинность, состоявшая в обязанности крестьянина, имевшего собственный надел, работать на господском поле в течение определенного количества дней в неделю.

Бортничество – первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах.

Бояре – в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси старшие княжеские дружинники, в Новгороде и Пскове – верхушка городского населения, потомки древней родоплеменной знати. В Московской Руси XV-XVII вв. – обладатели высшего чина, члены Боярской думы.

Боярская дума – высший совет знати при великом князе (во времена Киевской Руси
и периода раздробленности), а с XVI в. при царе. Боярская дума была постоянным
законосовещательным органом и принимала участие в решении вопросов внутренней и
внешней политики государства. Боярская дума состояла из думных чинов: думных
бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Была упразднена в 1711 г.
Боярская республика – тип государственного устройства, сложившийся в Новгороде и Пскове в период политической раздробленности. Предполагает широкое участие населения в делах управления посредством веча, однако реальная власть все равно находится в руках знати (которая занимает основные выборные должности, контролирует деятельность веча).
Варяги – воины-дружинники из скандинавских народов, которых в Европе именовали викингами, норманнами. Варяги упоминаются в “Повести временных лет”. В IX-XI вв. у русских князей служило немало варяжских воинов-дружинников, которые выступали в качестве наемников. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути “из варяг в греки”. В XI-XIII вв. варяжские воины и купцы на Руси ославянились, не оказав заметного влияния на русскую историю и культуру.
Вервь – одно из названий общины у восточных и южных славян. На Руси первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую (территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде вервь несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала (кормила) княжеских сборщиков штрафов.
Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. Вече ведало вопросами войны и мира.
Вира – крупный штраф, присуждаемый по законам “Русской правды” за убийство свободного человека.
Вотчина – в России наследственное земельное владение феодала. Первые вотчины были княжескими, они появляются в Х в. К XI-XII вв. в документах упоминаются уже боярские и монастырские вотчины. Основную ценность в вотчинном хозяйстве представляла не столько земля, сколько жившие на ней зависимые крестьяне. Крестьяне не могли владеть землей, поэтому брали ее в пользование у своего феодала. За это они отрабатывали барщину и платили оброк.

Десятина – налог в пользу церкви.
Дружина – первоначально отряд воинов, который складывался вокруг военного вождя на этапе перехода от родового строя к государству. Дружина должна была защищать вождя, а он, в свою очередь, обеспечивал дружину всем необходимым. Главным источником богатства для дружинников являлись войны и захваченная в ходе них добыча. Постепенно дружина превращается в верхушку племени, сосредоточившей в своих руках богатство и власть. На Руси дружина появилась в IX в. Ее возглавлял князь. В те времена дружина состояла из двух частей: так называемая “старшая” дружина (наиболее близкие советники и помощники князя) и “младшая”, в которую входили недавно набранные воины.

Закуп – категория зависимого населения Древнерусского государства. Свободный человек брал у феодала ссуду, “купу” (скотом, деньгами, орудиями труда и т.д.) и обязан был отработать ее. Бежавший закуп делался обельным, т. е. полным холопом. Вернув ссуду, закуп освобождался от зависимости.
Князь – глава государства или удела в IX-XVI вв. у славян и других народов, позднее – дворянский титул. До образования государства князьями были племенные вожди, которые затем постепенно превратились в главы государств. Сначала власть князя была выборной, затем стала наследственной. Например, династия Рюриковичей в Древнерусском государстве. В период политической раздробленности особыми функциями князья обладали в Новгороде и Пскове, являясь лишь наемными военачальниками, обязанными поддерживать порядок внутри страны и охранять ее границы.

Крещение – введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века (988 г.) князем Владимиром Святославичем.
Летопись – записи событий русской истории, расположенные по годам.
Местничество – система назначения членов Государева двора на служебные посты на основе служебного положения предков и ближайших родственников.
Митрополит – глава русской православной церкви до учреждения патриаршества в 1589 г.
Наместник – на Руси X-XVI вв. должностное лицо, возглавлявшее местное управление. Назначался князем. В XIV-XV вв. получал кормление. Должность наместника упразднена с отменой кормлений в 1555-1556 г.

Норманнская теория – направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформулирована во второй четверти XVIII в. Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Норманнскую теорию отвергали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др.
Оброк натуральный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина вносить в пользу владельца земли определенное количество продуктов, произведенных в собственном хозяйстве.
Оброк денежный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина уплачивать владельцу земли определенную сумму деньгами.

Погост – по налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило
население и где располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за
своевременным и правильным поступлением налогов в казну.

Политическая (феодальная) раздробленность – этап в истории средневековых европейских государств, когда они были разделены на феодальные владения и собственник каждого из них сам издавал законы, судил, собирал налоги, содержал свою армию, а центральный правитель не имел реальной власти.
Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.

Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора
дани

Посад – название торгово-ремесленной части города на Руси.
Посадник – в эпоху существования Древнерусского государства наместник князя. Позднее этот термин стал обозначать высшую государственную должность в Новгороде и Пскове (до конца XV – начала XVI в.). Посадники избирались на вече из представителей наиболее знатных и богатых боярских родов.
Православие – восточная ветвь христианства, представленная несколькими церквами, которыми руководят патриархи и церковные соборы.
Путь “из варяг в греки” – водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию в Средние века. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на Юг – в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII-XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией.
Раннефеодальное государство – этим термином историки характеризуют Древнерусское государство IX-X вв. В этот период еще окончательно не сложилась территория государства, не было оформившейся системы управления. Сохранялась племенная обособленность входивших в состав государства территорий.
Родовая община – одна из первых форм общественной организации людей. На ранних этапах своей истории отдельный человек не в силах был противостоять природе, добыть минимум необходимого для жизни. Это привело к объединению людей в общины. Для родовой общины характерен коллективный труд и уравнительное потребление. Внутри общины существовало лишь половозрастное разделение труда.
Рядович – категория зависимого населения Древнерусского государства. Заключали с феодалом договор (ряд), который ставил их в определенную зависимость от феодала.

Смерд – в Древней Руси категория неполноправных людей. Жизнь смерда в “Русской Правде” защищалась минимальной вирой – 5 гривен. Возможно, так называли жителей недавно присоединенных территорий, обложенных повышенной данью. Есть мнение, что смердами называли всех земледельцев, среди которых были как зависимые, так и свободные.
Соседская община – группа, коллектив людей, не связанных родственными узами. Общинники живут на определенной территории и входят в общину по принципу соседства. Каждая семья в рамках общины имеет право на долю общинной собственности и сама обрабатывает свою часть пашни. Все вместе общинники поднимают целину, расчищают лес, прокладывают дороги. У восточных славян переход от родовой общины к соседской завершился к VII в. После этого мужское население общины получило название “люди”. С ростом феодального землевладения (время существования Древнерусского государства) община становится зависимой от феодала или государства. Однако сохраняет все свои функции. Община регулировала цикл сельскохозяйственных работ, распределяла налоги между общинниками (при этом действовал принцип круговой поруки), решала текущие хозяйственные вопросы.
Тысяцкий – в Древнерусском государстве возглавлял ополчение. В Новгородской республике выбирался на вече на один год, являлся помощником посадника. К середине XV в. эта должность постепенно исчезает.
Удел – часть княжества-земли, полусамостоятельное владение, выделенное одному из младших членов правящей династии.
Урок – по налоговой реформе княгини Ольги фиксированный размер дани, взимаемой с подвластного населения.

Холоп – категория зависимого населения в России Х-XVIII вв. Самая бесправная часть населения, по своему правовому положению близкая к рабам. Феодал мог убить, продать, наказать холопа, а также нес ответственность за действия своего холопа. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, женитьбы на холопке. Как правило, холопы не имели собственного надела и входили в число челяди.
Христианство – одна из мировых религий, наряду с буддизмом и исламом.
.
Челядь – в широком смысле слова прислуга. В Древней Руси категория зависимых людей, рабы.

Язычество – религиозные верования, основанные на первобытных мифах о множестве богов, духов, олицеворяющих силы природы (солнце, дождь, плодородие), человеческие занятия (земледелие, торговля, война).

Начало формы

 

Конец формы

Тема 1. Древнерусское государство в IX – XII вв. (2 час).

1. Предпосылки образования древнерусского государства.

2. Особенности политического и экономического развития.

3. Крещение Руси.

Литература

Исаев, Б.А. Демократическая тенденция в политической истории средневековой Руси: политические системы, институты, группировки [Текст] / Б. А. Исаев // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. - 2013. – 15. - Режим доступа: http: //cyberleninka.ru

Карпов, С. П. История средних веков [Текст] / С. П. Карпов - М.: Изд-во МГУ, 2008. – 1108. ISBN: 978-5-91561-011-7

Поляков, А.Н. Древнерусская цивилизация: основные черты социального строя [Текст] / А. Н. Поляков // Вопросы истории. - 2006. - № 9. – С. 67-86.

Фомин, В. В. Народ и власть в эпоху формирования государственности у восточных славян [Текст] / В. В. Фомин // Отечественная история. - 2008. - N 2. - С. 170-189.

Фортунатов, В. В. История [Текст]: Учебное пособие для бакалавров и специалистов / В. В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – 464 с.

Филатов В.В. Российская история: хронология и события. Справочное пособие. Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2012. 202 с.

Филатов В.В. Россия в системе международных отношений (IX-XXI вв.): вопросы и ответы. Учебное пособие. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. техн. ун-та, 2014. 185 с.

Фортунатов, В.В. Российская история в лицах [Текст] / В.В. Фортунатов. – СПб: Питер, 2009. – 571 с.

Анисимов, Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты [Текст] / Е.В. Анисимов. – СПб.: Питер, 750 с. ISBN 978-5-388-00696-7

Задания

Как называлось народное собрание на Руси IX – XIV вв.?

Ответ: ________________________

Князь, при котором произошло известное восстание древлян:

а) Олег;

б) Святослав;

в) Игорь;

г) Владимир.

Укажите, в каком году произошлонанесение князем Святославом окончательного поражения хазарам

Ответ: ________________________

Дата принятия Русью христианства:

а) 862 г.;

б) 988 г.;

в) 1015 г.;

г) 1113 г.

Князь Киевской Руси:

а) Василий II;

б) Иван Калита;

в) Ярослав Мудрый;

г) Дмитрий Донской.

К XII веку относится:

а) княжение Ярослава Мудрого;

б) походы Святослава на печенегов;

в) княжение Владимира Мономаха;

г) Невская битва.

Племя восточных славян, которое на среднем течении Днепра основало г. Киев:

а) вятичи

б) поляне

в) древляне

г) волыняне

Город, который являлся северным центром формирования древнерусской государственности:

а). Полоцк

б). Москва

в). Великий Новгород

г). Суздаль

Государственный строй Киевской Руси:

а). Раннефеодальная монархия

б). Сословно-представительная монархия

в). Абсолютная монархия

г). Республика

Государство, которому восточные славяне платили дань в VIII – первой половине X в. дань:

а). Византийская империя

б). Волжская Булгария

в). Хазарский каганат

г). Речь Посполитая

Основоположник «антинорманизма»:

а). Г. Байер

б). М.В. Ломоносов

в). Н. М. Карамзин

г). К. Маркс

Событие, закрепившее право каждого из князей на его удел («отчину») и означавшее замену родоплеменных ценностей семейными:

а). Восстание в Киеве после смерти Святополка II (1113 г.)

б). Реформа язычества (980 г.)

в). Любечский съезд князей (1097 г.)

г). Крещение Рус (988 г.)

Важнейшее последствие новгородского восстания 1136 г.:

а). Вхождение Новгорода в Ганзейский союз (объединение немецких торговых городов)

б). Провозглашение «вольности в князьях»: свободное назначение и смещение князей, ограничение их прав

в). Ликвидация вечевого строя (республиканской формы правления)

г). Ликвидация феодальной зависимости

Соотнесите князей и мероприятия внешней политики:

а). Святослав;

б). Олег;

в). Ярослав Мудрый;

г). Владимир Святой;

д). Игорь.

1). Участие в подавлении восстания под предводительством Фоки;

2). Разгром Хазарии, походы на Балканы, борьба с печенегами;

3). Присоединение древлян, северян, радимичей;

4). Походы на Византию и заключение греко-русских торговых договоров;

5). Укрепление династических связей с Европой.

Князь, убивший в междоусобице своих братьев Бориса и Глеба:

а). Святослав (957 – 972 гг.)

б). Владимир Святой (980 – 1015 гг.)

в). Святополк I (1015 – 1019 гг.)

г). Рюрик (862-879 гг.)

1. Соотнесите события и даты:

а). 862 г. 1). Принятие княгиней Ольгой христианства;

б). 1132 г. 2). Начало периода политической раздробленности;

в). 955 г. 3). Призвание Рюрика.

«Уроки» в Киевской Руси – это:

а) вид наказания;

б) поселения на новых местах;

в) размер дани;

г) места сбора дани.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.073 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь