Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как вдохнуть жизнь во все сферы интеграции



 

Я использовал концепцию, построенную на восьми сферах интеграции, для работы с пациентами всех возрастов. Приходя на психотерапию в состоянии внутренней скованности или хаоса, эти люди вместе со мной анализировали, как они попали в такое положение, и пытались определить те сферы, в которых дифференциация или, наоборот, связь оказались заблокированы. Во время наших сессий мы укрепляли эти сферы и стабилизировали треугольник благополучия, и я часто наблюдал, как у моих пациентов появлялось новое ощущение цельности. Оно проявлялось по-разному, но все люди постепенно осознавали, что являются частью чего-то большего и живут в глобальном мире. Несмотря на распространенное убеждение, что майндсайт – лишь потакание своим прихотям, он вовсе не способствует эгоцентричному самокопанию или зацикленности на себе. Напротив, он неизменно вызывает желание делиться с другими, расширять спектр волнующих нас проблем и искать новые причины происходящего. Осознание себя как части мира, не ограниченного ближайшими родственниками и определенным социальным кругом, позволило моим пациентам раздвинуть ту самую «сферу участия», о которой писал Эйнштейн.

Это проявляется в незначительных изменениях. Например, мой двенадцатилетний пациент Томми, пытаясь совладать со страхом смерти, обнаружил, что связь с другими ослабляет ужас и изоляцию. Мэтью, одинокий мужчина с бесконечной чередой бесперспективных романов, работая над чувством стыда, испытал потребность углубиться во что-то, кроме себя, и увлекся очисткой залива в нашем районе. У него появилась цель, он был полон энтузиазма и благодаря деловым навыкам и бизнес-связям пытался сохранить часть природных ресурсов – не только для блага современников, но и для будущих поколений. Питер и Дениз, научившись защищать друг друга благодаря межличностной интеграции, стали делать пожертвования семьям, страдавшим теми или иными болезнями. Это имело для них личное значение, так как в детстве они понесли утраты, но расширилась сфера их участия, они активнее вовлеклись в более масштабные процессы.

Я четко понял, что по мере того, как люди становились более интегрированными в первых восьми сферах, ощущение идентичности и границы их «я» раздвигались. Для данного явления я выбрал термин транспирация , где «транс» – «через», а «спирация» – «дыхание»: то есть то, как мы вдыхаем все восемь сфер интеграции. Транспирация означает, как мы растворяем иногда ограничивающее нас ощущение «я» и становимся частью расширенной идентичности, входим в состав понятия «мы», являющимся даже бо льшим, чем наши межличностные взаимоотношения. Мы как бы интегрируем интеграцию.

Для достижения такого состояния не потребовалось ничего особенного, кроме развития базовых навыков майндсайта. Люди, добившиеся транспирационной интеграции, начинали по-разному и имели различные причины для этого. Кто-то столкнулся с серьезной проблемой или конфликтом, а кто-то испытывал боль незалеченной психологической травмы. Единый путь отсутствовал, но всем пациентам просто нужно было прийти к рефлексирующему состоянию сознания, позволяющему четче увидеть внутренний мир.

Судя по письменным источникам, созерцательные практики обеспечивают такое же чувство глубокой взаимосвязи. Но на протяжении всей истории нашего биологического вида мы считали себя изолированными, своего рода солистами на сцене небольшого театра в обществе нескольких избранных актеров и актрис. Пожалуй, такая тенденция особенно заметна в современном обществе. До других театров нам нет дела, а может, мы и вовсе рассматриваем их в качестве конкурентов. Почему же мы настолько ограничены в самоопределении?

 

Мы и они

 

Сегодня мы можем научно отметить нейронные границы нашего узкого определения «себя». Когда задействованы резонансные каналы, мы ощущаем чувства окружающих и создаем своеобразный корковый отпечаток. Он позволяет понять происходящее в голове у другого человека еще и потому, что она похожа на нашу. Наш мозг включает механизм майндсайта, чтобы всмотреться в лицо другого и рассмотреть скрывающееся под ним сознание. Но если мы не способны идентифицировать себя с окружающими, то наши резонансные каналы отключаются, и в людях мы видим «их», а не «нас». Это происходит из-за отсутствия активации каналов, позволяющих нам заметить, что у людей есть своя внутренняя жизнь.

Отключение механизмов сочувствия – вероятно, одна из причин жестокой истории нашего биологического вида. Не имея возможности заглянуть в свое или чужое сознание, люди из активных субъектов, похожих на нас и достойных уважения и знакомства с ними, превращаются в объекты. Чувствуя угрозу, мы искажаем увиденное в других, проецируем собственные страхи на их намерения и думаем, что они навредят нам. Мы ощущаем недоброжелательность там, где ее нет, и переключаемся в режим выживания «бей – беги – замри», типичный для сознания в угрожающей ситуации. Если опасность вызывает у нас рефлекс «бей», то мы делаем все, чтобы избавиться от ее источника.

Ощущение опасности полностью завладевает нашим восприятием. Иногда это выручает нас, как в той ситуации, когда я увидел змею всего в паре метров от сына и только потом осознал, что испытал страх. Но в других ситуациях тот же механизм сильно влияет на наше взаимодействие с окружающими. Эксперименты с применением томографии мозга доказывают, что, когда мы глядим на фотографии угрожающих ситуаций: направленный на нас пистолет или автомобильную аварию с человеческими жертвами крупным планом, – мозг приходит в повышенную готовность. Даже если эти изображения демонстрируются так быстро, что мы просто не способны увидеть их осознанно, они действуют на подсознание и, следовательно, на наше состояние и поведение.

Исследования осознания человеком собственной смертности неоднократно подтверждали, что с людьми, похожими на нас, мы становимся добрее и прилагаем больше усилий для заботы об их благополучии. Мы видим в них членов нашего клана, разделяющих с нами одну «пещеру», и мы защищаем их от опасностей, которых подсознательно боимся. Если же мы взаимодействуем с не похожими на нас окружающими, мы с большей вероятностью отнесемся к ним с презрением или равнодушием, как к потенциальным врагам. Нам легче избавиться от их общества, и мы выбираем для них суровые наказания за любые провинности.

Однако если бы наше сознание не обладало механизмами, отделяющими «своих» от «чужих» в ситуации угрозы, всё человечество находилось бы в опасности. В нашем глобальном и технически продвинутом мире, где информация распространяется со скоростью света, неумение отключить чувствительную подкорковую сигнализацию приводит к печальным последствиям.

Когда нами управляет инстинкт выживания, мы утрачиваем некоторые или даже все девять функций медиальной префронтальной коры и заранее настраиваемся на то, чтобы «отпустить тормоза». В реактивном состоянии мы возвращаемся к примитивным моделям поведения, не отличающимся гибкостью и сочувствием. Мы действуем импульсивно, теряем способность уравновешивать эмоции и опираться на моральные суждения. Эти автоматические нейронные реакции могут формировать как поведение отдельных людей, так и государственную политику. Вместо того чтобы руководствоваться пониманием и гуманностью, даже к тем, кто угрожает нам, мы идем по пути враждебности и жестокости, утрачивая всякие нравственные ориентиры.

 

Больше, чем «я»

 

Согласно исследованиям позитивной психологии[81], когда мы становимся частью чего-то большего, чем собственное «я», наша жизнь делается осмысленнее и приятнее, а это, в свою очередь, необходимые компоненты счастья[82]. Например, тратя деньги на других, мы получаем больше удовольствия, чем расходуя их на себя. Такое благополучие основано на осмысленности, взаимодействии и уравновешенности. Древние греки называли его эвдемонизмом , то есть процветанием, а в современном мире оно, пожалуй, и есть настоящее счастье. Как ни странно, чтобы чувствовать себя счастливым, нужно значительно расширить границы индивидуальных интересов и занятий. Мы устроены так, чтобы быть частью «мы»: испытывать большее удовлетворение и жить полнее, осмысленно взаимодействуя с другими. Живой организм соединяет разрозненные части воедино, и без этой интеграции он страдает и умирает.

Ощущение благополучия и настоящего счастья появляется тогда, когда мы определяем «себя» как часть большого взаимосвязанного целого, разрывая изолирующие границы нашей личности. И это подтверждается научными исследованиями. Развивая в себе способность ощущать энергетический и информационный потоки, мы расширяем свое «я» за пределы нашего тела и приходим к пониманию, что действительно являемся частью большого взаимосвязанного мира. Наш организм – на самом деле сообщество живых существ.

Однако достичь этого не так просто: нам потребуется растворить устоявшиеся представления, сформированные определенными паттернами мозговых импульсов и поддерживаемые культурными традициями. Взаимоотношения состоят из ранних моделей восприятия, подкрепляющих наше ви дение мира и веру в собственный нарратив. Без внутреннего обучения, побуждающего нас остановиться и задуматься, мы продолжим жить на автопилоте, попадая под влияние общества и коры мозга, провоцирующих изолированность.

Нам необходимо напрямую изучить то, как процессы в коре формируют воздействие сверху вниз на основе нашего опыта и тем самым затуманивают наше мироощущение. Чтобы добиться благополучия и для себя, и для окружающих, нам нужно в первую очередь развить навыки майндсайта, освободиться от сдерживающих определений самих себя и стремиться к высокой степени интеграции и в индивидуальном, и в общественном плане.

 

Ясный взгляд

 

Если сознание накладывает ограничения на самоощущение, в результате чего мы отделяемся друг от друга, что способен сделать каждый из нас и общество в целом, чтобы лучше чувствовать друг друга и остановить автоматические процессы? Эффективной является стратегия, помогающая четче видеть собственное сознание.

Эта способность не только ускоряет различные измерения интеграции, улучшая физическое и психологическое состояние и межличностное взаимодействие, но и избавляет от оптической иллюзии нашей «отдельности». Так мы учимся испытывать больше сострадания к себе и к близким, расширяя этот круг и включая в него другие аспекты окружающего мира, на первый взгляд не имеющие к нам прямого отношения. Транспирационная осознанность позволяет нам почувствовать себя частью более глобального мира. Физические границы и отличия становятся менее выраженными, когда мы видим, что наши действия влияют на взаимосвязанную цепь живых существ, где мы лишь одно из звеньев. Время и расстояние утрачивают значение, когда мы видим в себе тесную связь между тем, что было раньше, и тем, что будет после смерти нашего тела. В этом заключается суть транспирации.

Благодаря интеграции мы приобретаем расширенную идентичность. Постигая реальность взаимосвязей, мы внимательнее и заботливее относимся к миру, и в нашей жизни происходит фундаментальный сдвиг. Почувствовав, как важно заботиться друг о друге и о нашей планете, мы поймем, что помимо осмысленности и счастья обеспечивающие их транспирация и интеграция необходимы для нашего выживания.

На физиологическом и генетическом уровне наш мозг, может, и не сильно изменился за последние сорок тысяч лет, в отличие от сознания[83]. Ребенок, появившийся на свет сегодня, не слишком отличается от родившегося тысячелетия назад. Но если бы мы сравнили сложные нейронные структуры мозга современного взрослого и наших предков, живших сорок тысяч лет назад, мы бы увидели огромные отличия. Учитывая разницу в социокультурном опыте, каждый зрелый мозг реагирует на энергетический и информационный потоки совершенно разными нейронными соединениями.

Сознание использует мозг для формирования себя. По мере того как потоки энергии и информации передаются от человека к человеку в пределах одной культуры или из поколения в поколение, сознание развивает мозг внутри эволюционирующих человеческих сообществ. Хорошая новость состоит в том, что в современном мире мы способны использовать осознанное отношение для изменения хода культурной эволюции в лучшую сторону. Наблюдая за своим сознанием и сознанием других, мы можем воспитывать внутреннее знание у наших детей и превратить его в привычку. Мы в силах сделать выбор в пользу совершенствования природы нашего сознания в текущих интересах каждого из нас и ради потомков, которые будут ходить по этой земле, дышать этим воздухом и жить той самой человеческой жизнью.

 

 

Основные термины

 

Ниже я привожу двенадцать основных идей и связанных с ними терминов, составляющих основу изложенного подхода. Он включает в себя майндсайт, интеграцию и благополучие.

1. Треугольник благополучия выявляет три аспекта нашей жизни. Взаимоотношения, сознание и мозг – его вершины, влияющие друг на друга. Взаимоотношения подразумевают объединение и совместное пользование энергии и информации по мере нашего взаимодействия через различные средства коммуникации. Мозг – это физиологический механизм, через который проходят энергия и информация, а сознание – процесс их регулирования. Однако треугольник не разделяет жизнь на три отдельные части, а представляет три измерения системы энергетического и информационного потоков.

2. Майндсайт – это процесс, позволяющий нам отслеживать и модифицировать поток энергии и информации в рамках треугольника благополучия. Под отслеживанием понимается ощущение потока внутри себя – восприятие его в совокупности наших собственных нервных систем, называемых мозгом, а также внутри других людей при помощи взаимоотношений. Затем мы можем модифицировать этот поток за счет осознанности и намерений, базовых аспектов нашего сознания, напрямую формируя пути, по которым энергия и информация движутся в нашей жизни.

3. Система включает в себя отдельные части, взаимодействующие друг с другом. Поток энергии и информации – неотъемлемая часть системы человеческого организма и сознания. Энергия – это физическая характеристика, позволяющая нам совершать то или иное действие; информация – репрезентация чего-то отличного от нее самой. Примерами коммуникационных единиц информации служат слова и идеи. Наши взаимоотношения состоят из связей с другими людьми внутри пар, семей, групп, школ, локальных сообществ и обществ.

4. Благополучие достигается, когда система интегрирована. Интеграция – это соединение дифференцированных частей системы. Дифференциация компонентов позволяет индивидуализировать отдельные части, добиваясь специализированных функций и до некоторой степени сохраняя их независимость. Соединение частей подразумевает функциональное соединение дифференцированных компонентов друг с другом. Для обеспечения интеграции нужны одновременно и дифференциация, и соединение. Майндсайт можно использовать для целенаправленного достижения интеграции в нашей жизни.

5. Когда система открыта внешним воздействиям и хаосу, ее называют динамической нелинейной сложной системой. Когда система такого типа интегрирована, она движется наиболее гибким и адаптивным образом. Характеристики ее интегрированного потока помогает запомнить английское сокращение FACES: flexible, adaptive, coherent, energized, stable (гибкий, адаптивный, связный, энергичный, стабильный).

6. Река интеграции означает динамичное развитие системы, где FACES-поток – это центральный канал, отличающийся гармонией. У этой реки два берега: хаос и скованность. Система не интегрирована, когда в ней отсутствуют гармония и ощущение благополучия. Периодические вспышки гнева или страха, ощущение парализованности или пустоты жизни – это примеры хаотических и скованных состояний, находящихся за пределами реки интеграции.

7. В данном подходе выделяют восемь сфер интеграции , которые помогают достичь благополучия: интеграция осознанности, горизонтальная и вертикальная интеграции, нарративная интеграция, интеграции памяти и различных состояний, межличностная и темпоральная интеграции . Поскольку сознание – это процесс, воплощенный в теле и проявляющийся там, где возникают отношения между отдельными элементами, который регулирует поток энергии и информации, мы можем целенаправленно концентрировать осознанность, направляя поток интеграции и к мозгу, и к взаимоотношениям. По мере развития этих сфер интеграции формируется девятая сфера под названием транспирационная интеграция , благодаря которой мы ощущаем себя частью более масштабного и взаимосвязанного целого.

8. Интеграция в отношениях подразумевает гармоничную коммуникацию между людьми, которых ценят за их особенности. Они объединяются вместе, чтобы превратиться в «мы». Термин интеграция в мозге используется для описания нервной системы, которая распространяется по всему телу и подразумевает соединение между собой отдельных, дифференцированных нейронных участков и их специализированных функций. За счет концентрации внимания мы направляем поток энергии и информации через определенные нейронные пути. Так, мы можем говорить о том, что сознание использует мозг для формирования себя . Внимание активирует конкретные нейронные пути и закладывает основу для изменения соединений между активированными нейронами за счет фундаментального процесса, называемого нейропластичностью . Наше сознание на самом деле способно модифицировать структуру самого мозга. Майндсайт позволяет нам проводить нейронную интеграцию.

9. Нейронную интеграцию можно понять на примере функций медиальной префронтальной коры. Этот участок мозга задействует конкретные области префронтальной коры, расположенные за лобной костью (включая переднюю поясную, орбитофронтальную, медиальную и вентромедиальную префронтальную кору), интегративные волокна медиальной префронтальной коры соединяют всю кору, лимбическую долю, ствол, тело. Девять функций медиальной префронтальной коры, возникающих благодаря этой многоплановой нейронной интеграции, включают:

– Регулирование процессов в организме

– Гармоничную коммуникацию

– Эмоциональную уравновешенность

– Модуляцию страха

– Гибкость реакций

– Инсайт

– Эмпатию

– Представления о моральных нормах

– Интуицию

У большинства людей эти функции, пожалуй, находятся во главе списка характеристик благополучия. Они также представляют собой процесс и результат наблюдения за своим внутренним миром, а первые восемь достигаются благодаря надежной привязанности в отношениях ребенка и взрослого, наполненных любовью. Список показывает, как интеграция обеспечивает благополучие.

10. Майндсайт происходит не только в медиальной префронтальной коре. Практика рефлексии и направления внутреннего внимания на сознание с открытостью, наблюдательностью и объективностью способствует росту интегративных волокон медиальной префронтальной коры. Мы используем сокращение СТАР(н) для обозначения стимуляции, активации и роста нейронов . Это основа нейропластичности. Майндсайт стимулирует мозг к интеграции и позволяет целенаправленно усиливать связь и дифференциацию в различных сферах интеграции.

11. Пространство терпимости – это полоса допустимых уровней активации систем организма и сознания, в пределах которой мы можем достичь интегрированного FACES-потока, оставаться в нем и жить в гармонии. Расширение этого пространства делает нас сильнее. Если оно сужено, то энергетический и информационный потоки «выходят из берегов», и наша жизнь становится слишком хаотичной или скованной. Интегрированные состояния внутри пространства терпимости – это наш субъективный опыт жизни, наполненной ощущением легкости и гармоничного течения вниз по реке интеграции. По мере отслеживания наших внутренних доминирующих ощущений, образов, чувств и мыслей мы можем контролировать поток энергии и информации в каждый момент времени в рамках пространства терпимости. Таким образом, мы способны модифицировать внутреннее состояние, чтобы оставаться в состоянии интеграции и внутри FACES-потока. В конечном счете эта способность пригодится, чтобы изменить не только наше нынешнее состояние , но и давно сложившиеся черты характера . Они показывают, что наше пространство терпимости к различным чувствам и ситуациям реально расширить за счет изменений в динамических регулирующих каналах мозга.

12. Колесо осознанности – это метафора нашего сознания. Мы можем удерживаться на открытой и восприимчивой оси колеса, чтобы ощущать любые проявления умственной деятельности, возникающие на ободе , не давая им завладеть нами. Укрепление оси позволяет нам расширить пространство терпимости по мере того, как мы становимся более наблюдательными, объективными и открытыми и за счет этого – более сильными. Это способность оставаться восприимчивыми и видеть свой внутренний мир с большей ясностью и глубиной.

 

Благодарности

 

Этот проект развивался на протяжении всей моей жизни, и мне повезло, что ту дорогу, которая привела меня к описанным идеям, разделили со мной многие люди. С самого первого дня в университете мои пациенты мотивировали меня к формированию принципов, лежащих в основе майндсайта. Быть приглашенным в их жизнь, делить боль и замешательство их борьбы, а также ясность и радость триумфов было для меня большой честью. Я имел возможность принять непосредственное участие в их попытках понять и изменить собственную жизнь – отправиться вместе с ними в нелегкий путь, чтобы помочь им трансформировать тревогу и отчаяние в психологическую устойчивость и раскрепощение. Благодаря этому я и в человеческом, и в профессиональном плане научился тому, о чем и не мечтал. Эти уроки побудили меня написать книгу, а общая мудрость моих пациентов и все то, что им пришлось преодолеть, помогли понятию майндсайта обрести более четкие очертания.

Я очень ценю учителей, направляющих меня во время клинической и исследовательской подготовки в психиатрии: докторов Джин Березин, Лестона Хэйвенса, Дэвида Херцога и ныне покойного Тома Уитфилда из Гарвардской медицинской школы; докторов Гордона Штраусса, Йоэля Ягера и покойных Денни Кантвелла и Роберта Штоллера из ординатуры; докторов Роберта Бьйорка, Криса Хайнике, Эрика Гессе, Мэри Мейн и Мэрион Зигман, консультировавших меня по научной работе.

Я благодарю коллег-врачей за поддержку, которую они оказывали в течение тридцати лет, прошедших с начала моей учебы. Студенты и коллеги в Институте наблюдения за сознанием тоже активно участвовали в оживленных дискуссиях, когда сфера межличностной нейробиологии только зарождалась. Многие прочли ранние версии моей рукописи, и я выражаю признательность за высказанные предложения и вопросы, задаваемые ими в течение нескольких лет. Особенно мне помогли Бонни Баденох, Эрик Бергеманн, Тина и Скотт Брайсон, Линн Катлер, Эрика Эллис, Донна Эммануэль, Стефани Хэмильтон, Джоан Розенберг и Обри Сигел. Я благодарю моих врачей-интернов: Габе Экхаус, Дини Айхенштайна и Эллен Стрейт, а также Бет Пеарсон, Тома Питоньака и Кейт Норрис в издательстве Random House за их глубокое погружение в последнюю редакцию рукописи. Брайан МакЛендон и Кэролин Шварц сыграли важную роль в попытках издательства Random House представить эту книгу широкой публике.

Международная ассоциация исследований межличностной нейробиологии[84] стала прекрасным объединением единомышленников, согласных с тем, что майндсайт улучшает жизнь как отдельного человека, так и общества в целом. Я начал карьеру в академической среде, но сейчас, будучи практикующим врачом, я рад, что могу продолжать мои научные изыскания в Фонде психокультурных исследований/Центре изучения культуры, мозга и развития при Калифорнийском университете[85] и в Исследовательском центре осознанности[86]. Люди, работающие там, обеспечивают интеллектуальную базу, необходимую тем, кто трудится в субъективном мире психотерапии, чтобы поддерживать в тонусе свои умственные способности. Я благодарю Сью Смолли, Диану Уинстон и Сюзан Кайзер Гринланд из Исследовательского центра осознанности; Миреллу Дапретто, Патрисию Гринфилд, Эли Окс, Алана Фиске, Марко Якобони и Алана Шумана из Центра изучения культуры, мозга и развития. Мне также хочется выразить признательность всем писателям, причастным к публикациям по межличностной нейробиологии, в которых мы попытались объединить исследования, клиническую практику и образовательные подходы; в особенности Лу Кохолино и Алану Шору, ставшим моими друзьями и коллегами с самого начала наших попыток объединить науку и психотерапию. Я благодарен Мэрион Соломон и Бонни Голдштайн из Института непрерывного обучения[87] за их постоянную поддержку и дух товарищества. Я благодарю фонд Сесилии Аттиас, фонд экономических исследований Atlas и фонд семьи Кирлин за их поддержку. Я благодарю Пэт Огден за то, что показала мне методику самоуспокоения, и Дэвида Дэниелса за то, что познакомил меня с термином «направление роста»[88].

Коллеги и друзья сыграли важнейшую роль в моем личном и интеллектуальном развитии и высказывали неоценимые соображения по ходу моей работы над книгой. Диана Акерман, Дэн Гоулман, Джон Кабат-Зинн, Джек Корнфилд, Регина Пэлли и Рис Чаймон стали мне буквально братьями и сестрами, и я благодарю их за дружбу и поддержку в трудные минуты, коих было немало. Мне также хочется вспомнить моего дорогого друга и коллегу Джона О’Донахью, который ушел от нас слишком рано, но его прекрасные книги и любовь к жизни продолжают вдохновлять меня каждый день.

Мои дети оказали мне неоценимую помощь; их хорошее настроение и оживленные дискуссии не дают мне расслабиться и учат меня никогда не воспринимать ничего как должное. Как, наверное, знают родители с детьми подросткового возраста, невозможно остановиться в своем совершенствовании перед лицом подростковой честности.

Моя жена Кэролайн Уэлч – настоящий кладезь мудрости, ободрения и вдохновения. Кэролайн прочла все версии по мере эволюции рукописи, и ее вклад в работу над книгой был незаменим. Я глубоко признателен ей за наши отношения.

Мне также хотелось бы выразить огромную благодарность моему литературному агенту и другу Дагу Эбрамсу, разделяющему мое стремление приносить в мир новые идеи, которые, страница за страницей, могут немножко изменить его к лучшему. Благодаря нашему знакомству моя жизнь обогатилась. Затеяв этот проект, мы искали издательство с похожими взглядами, и когда нашли Тони Бербэнк в издательстве Bantam Books, наша мечта сбылась. За те годы, что мы знакомы, Тони сохранила репутацию блестящего и участливого издателя, который к тому же удостоился нескольких наград. Мне повезло, что она была заинтересована не только в получении этого проекта, но и хотела стать его редактором. Пока мы сосредоточенно изучали каждую страницу каждой главы, мы лучше друг друга узнали, и я воочию убедился, что она имеет острый ум и мастерски владеет словом. И к тому же с ней просто хорошо и весело. Я ценю ее преданность проекту, а во время работы над ним я восхищался тем, как она сумела использовать принципы майндсайта, чтобы всегда держать в уме читательское восприятие, пока мы ломали голову над научными объяснениями и потоком нарративов. Бет Рэшбаум, присоединившаяся к нам в качестве главного редактора, оказалась незаменимым членом команды. Ее энтузиазм, ценные предложения и способность видеть полную картину позволили нам добавить множество чрезвычайно важных заключительных штрихов. Я не могу найти слова, чтобы выразить мою признательность Бет, Тони и Дагу за то, что они прошли со мной весь путь для воплощения этого проекта.

 


[1] Майндсайт (mindsight) – от англ. mind – сознание, умственные способности и sight – взгляд. Прим. ред.

 

[2] Речь идет о книге Emotional Intelligence. Издана на русском языке: Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. Прим. ред.

 

[3] Эмпатия – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Прим. ред.

 

[4] Паттерн – в психологии cистематически повторяющийся, устойчивый элемент или последовательность элементов поведения. Прим. ред.

 

[5] Институт наблюдения за сознанием – Mindsight Institute. Институт расположен в Калифорнии и занимается прикладной нейробиологией, проводя разнообразные семинары и тренинги. Прим. ред.

 

[6] Дэниел Гоулман – американский психолог, научный журналист, автор ряда книг по психологии, образованию, лидерству. Прим. ред.

 

[7] Подробная библиография размещена на сайте http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/vzglyad_v_sebya/

 

[8] Я был первым редактором серии учебников по межличностной нейробиологии, вышедших в издательстве W.W. Norton. В них обсуждается практическое применение этой увлекательной новой научной области. Их тексты содержат, без преувеличения, ссылки на тысячи исследований данного подхода к сознанию, мозгу, отношениям и другим темам, связанным с майндсайтом. Подход межличностной нейробиологии был впервые представлен в книге The Developing Mind, а его адаптация для нужд родителей описывалась в книге, соавтором которой является Мэри Хартцелл, Parenting from the Inside Out.

 

[9] Концепция майндсайта подтверждается эмпирически благодаря изучению схожих процессов, известных под такими научными терминами, как: теория сознания, ментализ, психологичность и осмысленность сознания, функция рефлексии и ментализация. Исследование Джона Аллена, Питера Фонаги и Алана Бейтмана продемонстрировало, что ментализация отсутствует при нарушениях надежной привязанности, но ей можно научить взрослого человека.

 

[10] Хотя термин «шестое чувство» в бытовой лексике часто используется для обозначения сверхспособностей (например, ви дение мертвых), в XIX веке физиолог Чарльз Белл и психолог Уильям Джеймс называли им умение воспринимать внутреннее состояние организма. Такая трактовка кажется уместной, потому что мы направляем восприятие внутрь, тогда как остальные пять чувств направлены во внешний мир. Шестое чувство включает равновесие и проприоцепцию – ощущение положения собственного тела в пространстве, а также голод, жажду и сигналы от мышц, зубов и болевых сенсоров на коже. Даже тактильные ощущения составляют часть данной внутренней информации. Сюда также входит энтероцепция, или висцеральное ощущение, – ощущение наличия внутренних органов, например сердца, легких и кишечника. В совокупности ощущение своего внутреннего мира называется интероцепцией. Тонкая пластина – слой спинного мозга – переносит внутреннюю информацию вверх к различным участкам головного мозга. Таким образом, майндсайт мы полноправно считаем седьмым чувством.

 

[11] Важно помнить, что способность к майндсайту может быть нарушена при наследственных заболеваниях или заблокирована негативным опытом.

 

[12] Капкейк (от англ. cupcake) – небольшой кекс, который часто покрывают глазурью или другими украшениями. Прим. перев.

 

[13] Репрезентация – многозначное понятие из области психологии, философии, социологии, культурологии, связанное с представлением одного объекта посредством другого. Прим. ред.

 

[14] См. также книгу Дэвида Рока: Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок. – М.: Альпина Паблишер, 2013. Прим. ред.

 

[15] Автор разворачивает английское слово emotions – «эмоции» – до фразы evoke motion – «провоцировать движение». Прим. перев.

 

[16] Перцептивная память позволяет запечатлеть некие события или процессы в адекватном виде. Прим. перев.

 

[17] Используя в названии главы игру слов, автор ссылается на произведение американского писателя Джона Стейнбека «Гроздья гнева» (The Grapes of Wrath). По-английски заголовок звучит как Crepes of Wrath. Прим. перев.

 

[18] Инсайт, или внелогическое прозрение, – способность личности менять мотивы собственного поведения. Прим. перев.

 

[19] Вероятно, имеется в виду канадский психолог Эндел Тульвинг, впервые указавший на эту способность. Прим. ред.

 

[20] Чтобы получить представление о науке интероцепции и нашем субъективном опыте, я приведу цитату из статьи Хьюго Критчли: «Первичная интероцептивная репрезентация в дорсальной части островковой доли порождает отчетливые ощущения в теле, включая боль, температуру, зуд, прикосновение, мышечные и висцеральные ощущения, сосудодвигательную активность, голод, жажду и нехватку воздуха. У людей метарепрезентация первичной интероцептивной активности возникает в передней правой части островковой доли, которая, по всей видимости, дает основу для эмоциональной осознанности – то есть формирования субъективного образа материального “я” в качестве наделенного чувствами существа».

 

[21] Эта цитата приписывается Джону Экклзу, однако точный источник не установлен.

 

[22] Влияние раннего опыта на регулирование генов изучается эпигенетикой. Она ссылается на то, как определенные впечатления вызывают спонтанную активность нейронов, которая, в свою очередь, выборочно «включает» одни гены и «выключает» другие, трансформируя механизмы химического регулирования в ядрах нейронных клеток. В результате меняется процесс роста нейронов на конкретных участках мозга, обеспечивая долгосрочные структурные преобразования на основании конкретного опыта. Исследования Майкла Мини подтверждают, что у людей, испытавших сильный стресс в раннем детстве, активируются особые гены, продолжающие воздействовать на рост нейронных клеток в детстве и в зрелом возрасте. Насилие повлияло на работу рецептора, который участвует в реакции на стресс. Оказалось, что у гена глюкокортикоидного рецептора, участвующего в реакции на стресс, снижалась активность, если человек подвергался насилию в детстве. Предположительно это уменьшает способность реагировать на стресс. Пониженное число рецепторов приводит к более тревожной внутренней жизни во взрослом возрасте. Данный вывод подтверждает, что опыт напрямую изменяет активность генов.

 

[23] В контексте высшей нервной деятельности человека подкрепление означает процесс, с помощью которого закрепляется реакция организма. Если в результате связи между событием и реакцией на него возрастает вероятность повторения реакции в будущем, говорят о подкреплении. Прим. ред.

 

[24] Серповидноклеточная анемия характеризуется изменением красных кровяных клеток из кольцевидной формы в серповидную. Такие деформированные клетки теряют пластичность и могут закупоривать мелкие кровеносные сосуды, нарушая кровоток. Прим. перев.

 

[25] В западной традиции до конца XIX века врачи носили черные сюртуки, а вовсе не белые халаты, как сейчас. Этот вид одежды считался формальным и подобающим такому серьезному специалисту, как доктор. Прим. перев.

 

[26] Интернатура подразумевает перемещение сотрудников по ряду медицинских специальностей в одном из государственных госпиталей в течение одного года. Прим. перев.

 

[27] Лейкоз – заболевание костного мозга, в обиходе иногда называемое раком крови. При лейкозе нарушается нормальное кроветворение. Прим. перев.

 

[28] Нарратив – изложение взаимосвязанных событий, представленных в виде последовательности слов или образов. Нарративная психология утверждает, что нам проще воспринимать собственную жизнь по законам сюжета, в виде истории. Соответственно, человек может справиться с психологическими проблемами, переосмыслив и переписав собственную историю с помощью психотерапевта. Прим. перев.

 

[29] Десятилетие мозга (Decade of the Brain, 1990–2000) – совместная программа Библиотеки Конгресса и Национального института психического здоровья США (National Institute of Mental Health), разработанная с целью повысить осведомленность общества о преимуществах исследований мозга. Прим. перев.

 

[30] Хотя неотъемлемым аспектом сознания является его регулирующая функция, наш ментальный опыт состоит из многочисленных слоев внутренних процессов, например субъективного ощущения жизни и ощущения осознанности. Во многом энергетический и информационный потоки позволяют нам чувствовать, что значит жить.

 

[31] Это стандартная точка зрения когнитивной науки[31][31] Когнитивная наука (когнитивистика) – область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие мыслительные процессы. Включает такие дисциплины, как когнитивная психология, психолингвистика, нейробиология. Прим. ред.

 на обработку информации.

 

[32] Эта наука устанавливает общие принципы на основе результатов исследований различных дисциплин. Данный процесс был назван консилиенсом и описан американским биологом Эдвардом Осборном Уилсоном в одноименной книге. По его мнению, консилиенс раздвигает границы знаний, выходя за привычные ограничения изолированных попыток описать реальность, характерных для академических сфер. Межличностная нейробиология основана на принципах консилиенса: она делает научные выводы на данных других научных областей, искусства, созерцательных и духовных практик. В таком смысле она не является ответвлением нейронауки или синонимом социальной нейронауки. Межличностная нейробиология – это открытая площадка для совместной работы по углублению нашего понимания реальности, человеческого сознания и благополучия.

 

[33] В книге Марко Якобони «Отражаясь в людях» описан кластер нейронов, называемых суперзеркальными, которые определяют, когда срабатывают зеркальные нейроны. Они расположены преимущественно в медиальной префронтальной коре (а также в соединенной с ней вспомогательной премоторной области) и, наряду с увеличением числа импульсов от тела, поступающих в кору через предклинье, позволяют различать, когда мы ощущаем свое сознание, а когда – чужое. Суперзеркальные нейроны также могут препятствовать имитации других, если это является неуместным. По мнению Якобони, они создают основу того, как мы отличаем себя от другого. Возможно, суперзеркальные нейроны излишне активны в состоянии «эфирного купола» и не позволяют нам резонировать с другими, что ведет к чувству изоляции. Настоящая проблема требует дальнейшего изучения.

При расстройствах аутичного спектра дисфункциональность зеркальных нейронов в буквальном смысле подразумевает, что они не функционируют нормально. Этому есть несколько причин. Если личный контакт не кажется детям безопасным или интересным, они «отключают» зеркальные нейроны. Таким образом, система зеркальных нейронов оказывается исправной, но не активной. Согласно альтернативной точке зрения, у аутистов система вознаграждения за использование социальной перцепции снижена. Например, Сюзан Букхаймер в своей работе показала, что сниженная активность в вентральной области, связанная с вознаграждением, и сниженная активность нейронов в орбитофронтальной коре служат причинами сниженного вознаграждения за реагирование на социальные стимулы. Возможно, данный вывод подтвердит, что мотивация к общению способна существенно ослабнуть даже при исправных зеркальных нейронах.

 

[34] См. также книгу Якобони М. Отражаясь в людях. Почему мы понимаем друг друга. – М.: Юнайтед Пресс, 2011. Прим. ред.

 

[35] Селигман М. В поисках счастья. Как получать удовольствие от жизни каждый день. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. Прим. ред.

 

[36] Oh! Susanna – одна из самых популярных американских песен, написанная в 1848 году на стихи Стивена Фостера; Amazing Grace – христианский гимн, написанный английским поэтом и священнослужителем Джоном Ньютоном в 1779 году; Row-Row-Row Your Boat – популярная в Америке детская песня. Прим. перев.

 

[37] Дистресс – стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями. Прим. перев.

 

[38] Речь идет о синергетике – междисциплинарной науке, изучающей сложные открытые системы, склонные к самоорганизации. Прим. ред.

 

[39] Я благодарю своих коллег Эшеля Бен-Джейкоба, Фритхофа Капру, Николаса Хамфри, Стюарта Кауфмана и других за оживленные обсуждения интеграции и самоорганизации сложных систем в рамках Третьей международной конференции по науке и духовности в итальянском Кортоне в июне 2009 года. В частности, выяснилось, что концепция интеграции дифференцированных частей применяется в адаптивной самоорганизации, но сам термин «интеграция» не используется в математике или физике, потому что там он обозначает суммирование. Тем не менее для наших задач термин «интеграция» вполне подходит. В повседневной жизни результат интеграции больше, чем сумма ее элементов, потому что по мере связывания дифференцированных элементов в процессе адаптивной самоорганизации повышается сложность системы.

 

[40] Что касается корреляции состояния нейронов психического здоровья, пока нет опубликованных исследований, посвященных, например, темпоральной и пространственной нейронной синхронии, измеренной при помощи техник визуализации мозга, взаимосвязанных с интеграцией. Надеюсь, что будущие технологии позволят нам найти формы нейронной активности, подтверждающие, что нейронная интеграция, связанное сознание и сострадание являются взаимно поддерживающими фундаментальными элементами треугольника благополучия. Тогда мы также выясним, означают ли корреляции состояния нейронов одновременное отсутствие психических расстройств и ощущение внутреннего благополучия.

 

[41] Saks Fifth Avenue – американская торговая сеть дорогой модной одежды. Прим. перев.

 

[42] В увлекательной беседе с Ричардом Дэвидсоном в Университете Юты в феврале 2009 года мы обсуждали природу эмоций и то, как наши более старые с эволюционной точки зрения подкорковые участки работают совместно с корой для их создания. Дэвидсон определяет эмоции как валентные умственные состояния. Оценка – то есть определение, хорошей, нейтральной или плохой является та или иная вещь, – формирует общее состояние сознания. По мнению Дэвидсона, эмоция – всеобъемлющий процесс, не формирующийся на одном участке мозга и не воздействующий только на изолированную часть нервной системы. Используя новый метод диффузионно-тензорной томографии в лаборатории города Мэдисон, Дэвидсон с коллегами продемонстрировал, что крючковидный пучок, через который префронтальная кора направляет тормозящие сигналы вниз, помогает использовать префронтальную кору для регулировки подкорковых импульсов. Исследования осознанной медитации подтверждают, что она вместе с отслеживанием ощущений позволяет стабилизировать эмоциональное состояние и усиливает способность к его регулированию, максимально используя функции префронтальной коры.

 

[43] Пограничное расстройство личности – заболевание, характеризующееся импульсивностью, низким самоконтролем, эмоциональной неустойчивостью, нестабильной связью с реальностью, высокой тревожностью и десоциализацией. Прим. перев.

 

[44] Осознанность включает два различных аспекта психических функций: свойство, то есть постоянную характеристику работы сознания, которую мы считаем частью нашей личности; и конкретное состояние осознанности.

 

[45] Тай-чи – китайское боевое искусство, приемы которого используются в комплексе физических упражнений для оздоровления. Прим. перев.

 

[46] Ки-гонг – китайская методика физических и медитативных упражнений, направленных на достижение телесного и духовного совершенства. Прим. перев.

 

[47] Инсайт-медитация основана на полном рассредоточении внимания к окружающим объектам и погружении в мир спонтанно возникающих внутренних образов. Прим. перев.

 

[48] Я впервые провел эту медитацию на публике на конференции Mind and Moment («Разум и момент») в 2006 году в Сан-Франциско с Дианой Акерман, Джоном Кабат-Зинном и покойным Джоном О’Донахью.

 

[49] Деменция – синдром, при котором происходит деградация памяти, мышления, поведения и который поражает в основном пожилых людей. Прим. перев.

 

[50] Лимфома – группа заболеваний крови, поражающих лимфатические ткани. Прим. перев.

 

[51] Гибралтарская скала – монолитная известняковая скала высотой 426 метров, расположенная в южной части Пиренейского полуострова, в Гибралтарском проливе. В древности была известна как один из Геркулесовых столбов. Прим. перев.

 

[52] Силлогизм – рассуждение, состоящее из трех простых атрибутивных высказываний: двух посылок и одного заключения. Пример силлогизма: «Всякий человек смертен. Сократ – человек. Сократ смертен». Прим. перев.

 

[53] Речь идет о книге Бетти Эдвардс Drawing on the Right Side of the Brain. Издана на русском языке: Эдвардс Б. Откройте в себе художника. – Минск: Попурри, 2012. Прим. ред.

 

[54] Имеется в виду рассказ A Painful Case («Несчастный случай») из цикла «Дублинцы». Прим. ред.

 

[55] Фронтоинсулярная кора и передняя поясная кора имеют общий тип клеток – нейроны фон Экономо, также известные как веретенообразные нейроны. Данные длинные клетки со множеством взаимосвязей расположены исключительно в резонансных каналах. По одной теории, они обеспечивают быструю коммуникацию между удаленными друг от друга участками мозга, например между фронтоинсулярной корой и поясной корой. Наибольшее количество веретенообразных нейронов отмечается у взрослых людей, у детей их меньше, а у горилл и шимпанзе – еще меньше. У обезьян и большинства других млекопитающих они просто отсутствуют. Распределение веретенообразных клеток соответствуют наличию способности к самораспознаванию, поэтому некоторые исследователи считают, что клетки играют важную роль в самоосознанности. Два вида млекопитающих, не относящихся к приматам, также обладают способностью узнавать себя в зеркале (это стандартный тест на самоосознание): слоны и дельфины. Оказывается, у них тоже имеются веретенообразные нейроны.

Благодаря островковой коре и передней поясной коре с большим количеством веретенообразных нейронов мы формируем осознанность нашего эмоционального состояния и тем самым отслеживаем происходящее во внутреннем мире. Благодаря зеркальным нейронам, выполняющим похожую функцию, мы осознаём внутренний опыт других людей. Однако соединение островковой и поясной коры ведет к еще одному нюансу, основанному на тесной связи передней поясной коры и медиальной префронтальной коры. Если человек находит способ отключить поток, идущий к фронтоинсулярной коре и передней поясной коре, то исчезает не только осознанность, но и способность формировать собственное эмоциональное состояние. У такого человека не будет возможности отслеживать и модифицировать внутренний мир при помощи коры.

 

[56] В работах Стивена Поргеса описывается поливагусная теория, согласно которой различные отростки блуждающего нерва и симпатический отдел автономной нервной системы участвуют в ответе ствола головного мозга на опасность. Поргес ввел термин «нейроцепция», обозначающий, как мы оцениваем ситуацию на предмет угрозы и затем, почувствовав опасность, активируем реакцию «бей – беги – замри». При отсутствии угрозы мы включаем систему социального взаимодействия и оказываемся восприимчивы к другим. Поргес называет это любовью без страха. Параллельный процесс заключается в том, что внутренняя настроенность создает ощущение безопасности и включает систему взаимодействия с самим собой. Мы открываемся себе и становимся собственным лучшим другом.

 

[57] Десенсибилизация и коррекция переработки информации с помощью движений глазных яблок – это вид терапии, объединяющий различные ощущения, образы и мысли и использующий двустороннюю стимуляцию для их изменений.

 

[58] Миелин – это липидная оболочка, работающая по принципу изоляции и способствующая току ионов (аналогу электрического тока), ускоряя его в сто раз. На участках серого цвета синапсы находятся в коре и миелин отсутствует, но, когда миелин покрывает длинные зоны аксонов, они белеют, поэтому такие участки аксонов называют белым веществом.

 

[59] Эту фразу обычно приписывают канадскому врачу и психологу Дональду Хеббу. Он постулировал, что нейроны, срабатывающие одновременно, с большей вероятностью станут активироваться синхронно и в будущем. Такая ассоциативная связь лежит в основе термина «синапс Хебба», означающего повышенную связанность нейронов, срабатывавших вместе ранее. Норман Дойдж приписывает данную расхожую формулировку нейробиологу Карле Шатц, но отмечает, что в 1888 году Зигмунд Фрейд высказал похожее предположение, назвав это законом ассоциативности по одновременности. Практически все исследования памяти подтвердили правильность предположений Хебба и Фрейда. Например, психиатр Эрик Кандель исследовал данную систему у морских слизняков и обнаружил у них зачатки механизма обучения, получив в 2000 году Нобелевскую премию за огромный вклад в науку.

 

[60] См. также книгу Эрика Канделя In Search of Memory. Издана на русском языке: Кандель Э. В поисках памяти. – СПб.: Астрель, 2011. Прим. ред.

 

[61] Софтбол – спортивная командная игра с мячом, аналог бейсбола. Во многих странах, где распространен бейсбол, софтбол также популярен, так как его предпочитают непрофессионалы и женщины. Прим. перев.

 

[62] При чрезмерном стрессе выработка гормона кортизола ведет к подавлению развития гиппокампа и его нормальной работы. Согласно ряду еще не опубликованных исследований, дети, которые первые годы жизни провели в приютах, имеют ряд особенностей, связанных с чрезмерным стрессом, обусловленным жесткой, непредсказуемой и иногда пренебрежительной обстановкой в таких учреждениях. Так, например, у них отмечают увеличенное миндалевидное тело и иногда уменьшенный гиппокамп. Степень увеличения миндалевидного тела соответствует уровню эмоционального замешательства, испытываемого детьми, когда им показали фотографии людей с негативными выражениями лица. Кроме того, на увеличенное миндалевидное тело указывала сниженная концентрация внимания на глазах при просмотре изображений. Таким образом, механизм стресса работал следующим образом:

 

стресс от неблагоприятных условий среды → ускоренный рост миндалевидного тела → повышенная эмоциональная реактивность на лица с отрицательными эмоциями и сниженное восприятие черт лица

 

Предположительно в результате неблагоприятной ситуации у детей возникали трудности с эмоциональной регуляцией, с самоорганизацией в социальной обстановке и с восприятием лиц. Дети, которые росли в семьях, при просмотре фотографий лиц задействовали кортикальные участки (включая кору верхней височной доли и латеральную затылочно-височную извилину, отвечающую за знания и опыт). А дети из детских домов не задействовали выше расположенные участки. Вместо этого у них происходила стимуляция миндалевидного тела и других подкорковых участков. Следовательно, имплицитная и эксплицитная память опыта обусловлена первыми годами жизни.

 

[63] Нормотимики – психотропные препараты, стабилизирующие настроение у психически больных, прежде всего у страдающих аффективными расстройствами. Прим. перев.

 

[64] Тест в виде последовательности заранее спланированных разлучений и воссоединений младенца и заботящегося взрослого (матери), используемый для выявления паттерна привязанности. Прим. ред.

 

[65] Данная статистика приводится для населения США. Допустимо варьирование результатов в зависимости от изучаемой культуры и времени проведения. Результаты новых исследований могут изменить статистику, а изучение групп высокого риска: людей, живущих в бедности, наркозависимых и пациентов с психическими расстройствами – способно показать степень ненадежной привязанности, отличную от приведенных цифр. Кроме того, антропологи рекомендуют не «патологизировать» участников исследований, так как термин «ненадежная привязанность» может быть унизительным для ребенка. Другими словами, проблема не в закомплексованности ребенка, а в том, что его отношения с родителями не были оптимальными и привели к ненадежной привязанности.

 

[66] Этот тип привязанности также называют сопротивляющейся привязанностью. Она проявляется в том, что в ситуации стресса ребенок отказывается от утешения.

 

[67] Окружающая среда ребенка играет важнейшую роль в установлении типа привязанности. Вклад наследственности в нормальную диссоциацию может быть существенным, а ситуации, в которых взрослый оказывается психологически недоступным для ребенка или пугает его, способны вызывать патологическую диссоциацию. Дети с определенными вариантами гена допаминовой системы имеют более интенсивные реакции на подавляющие события.

 

[68] Окружение и гены играют важную роль, и родители не определяют весь путь нашего развития. Стивен Пинкер полагает, что в современном мире влияние родителей на детей слишком преувеличено. И хотя наследственность влияет на темперамент, темперамент и генетика вовсе не доминируют в установлении той или иной привязанности. Более важным фактором служит наш опыт взаимодействия со взрослыми в раннем детстве.

 

[69] Автор ссылается на песню американской рок-группы Rolling Stones, в которой поется: You can’t always get what you want, but if you try sometimes, well you might find. You get what you need («Не всегда удается получить то, что хочется, но, если попытаться, иногда вдруг удается получить то, что нужно»). Прим. перев.

 

[70] Фразу также приписывают Зигмунду Фрейду. Прим. ред.

 

[71] Эмфизема легких – заболевание, при котором альвеолы, составляющие легочную ткань, растягиваются и теряют способность к достаточному сокращению, вследствие чего нарушается поступление кислорода в кровь и выведение из нее углекислого газа. Прим. перев.

 

[72] Американский психолог и нейробиолог Яак Панксапп предположил, что у нас имеется множество мотиваций (например, для игры, власти, распределения ресурсов, продолжения рода или заботы) с подкорковой организацией, функционирующих практически независимо друг от друга. Противоположной точки зрения, подчеркивающей значение коры в ощущении эмоций, придерживается Ричард Дэвидсон.

 

[73] Автор ссылается на религиозную концепцию непорочного зачатия. Прим. перев.

 

[74] Таковость – понятие религиозной философии, в основном характерное для буддизма и смежных религий, определяющее истинные свойства или подлинное существо объекта или явления, не замутненное внешними иллюзиями. Прим. перев.

 

[75] Барбитураты – лекарственные вещества, обладающие снотворным, противосудорожным и наркотическим эффектом. Прим. перев.

 

[76] Любопытно, что джазовая импровизация, в отличие от исполнения классической музыки, требует активного участия медиальной префронтальной коры.

 

[77] Каролина у меня на уме (англ.). Прим. ред.

 

[78] Полосатое тело играет решающую роль в факторе мотивации, и во время экспериментов его активация была снижена у людей с избегающим типом привязанности, которые видели улыбающиеся лица. Активация миндалевидного тела усиливалась в ответ на враждебные лица у людей с амбивалентной привязанностью.

 

[79] Бихевиористский подход (бихевиоризм) – направление в психологии, предметом которого является поведение, а не сознание. Прим. перев.

 

[80] Одно из первых исследований, продемонстрировавших долгосрочное ослабление симптомов и изменение деятельности мозга, было проведено в Калифорнийском университете при помощи стратегий когнитивного поведения, обсуждения механизмов работы мозга и тренировки осознанного внимания в качестве одного из компонентов лечения взрослых.

 

[81] Позитивная психология, в отличие от классической, изучает не патологию психики человека, а ее положительные аспекты. Прим. ред.

 

[82] Согласно исследованиям, даже выигрыш в лотерею не делает людей счастливее. Вопреки расхожему мнению, то, что, как нам кажется, сделает нас счастливее, и то, что на самом деле делает нас счастливее, не совпадают.

 

[83] Помимо потенциала, определяемого наследственностью, на развитие мозга непосредственно влияет наш культурный опыт.

 

[84] Global Association for Interpersonal Neurobiology Studies. Прим. ред.

 

[85] Psychocultural Research/UCLA Center for Culture, Brain, and Development. Прим. ред.

 

[86] Mindful Awareness Research Center. Прим. ред.

 

[87] Lifespan Learning Institute. Прим. ред.

 

[88] Growth edges. Прим. ред.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.214 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь