Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Имам Хомейни: борьба и восстание



Восстание 15 хордада

Наступил месяц мухаррам, совпавший с месяцем хордад 1342г. Имам Хомейни максимально воспользовался этой возможностью для того, чтобы побудить народ совершить восстание против деспотичного шахского режима. Во второй половине дня в день Ашуры 13 хордада 1342 года (3 июня 1963 года) Хомейни в научной духовной семинарии «Фейзие» произнес свою историческую речь, которая стала началом восстания 15 хордада 1342 года (5 июня 1963 года). В этом же выступлении Имам Хомейни громко обратился к шаху со словами: " Я советую вам, шах, оставить эти дела. Они тебя обманывают. Я не хочу, чтобы однажды, когда они бросят тебя, все возблагодарили за это Бога... Когда они диктуют свои правила и условия, подумай над ними. Прислушайся к моему совету. Что связывает шаха с Израилем? На каком основании служба безопасности запрещает говорить об Израиле? Разве шах – израильтянин? "
Шах отдал приказ подавить восстание. Сначала была арестована большая группа соратников Имама Хомейни вечером 14 хордада, а в 3 часа ночи, то есть на рассвете 15 хордада 1342 года (5 июня 1963 года) сотни бойцов спецназ, отправленных из центрального аппарата власти, окружили дом Имама и арестовали его в то время, когда он совершал ночной намаз. Поспешно они доставили Имама в Тегеран и заключили его в тюрьму офицерского клуба. Вечером того же дня Имам был переведен в тюрьму Каср. Утром 15 хордада весть об аресте лидера революции дошла до Тегерана, Мешхеда, Шираза и других городов и воссоздала ситуацию, аналогичную ситуации в Куме. Ближайший и неизменный советник шаха генерал Хусейн Фардуст в своих воспоминаниях приподнял завесу над событиями тех дней о том, как использовался опыт и привлекались к сотрудничеству профессиональные политические агенты спецслужб США для подавления восстания, а также о растерянности и напуганности шаха вместе с его окружением, а также силами армии и агентами САВАК. В своих воспоминаниях Фардуст описывал, как шах и его генералы, подобно безумцам отдавали приказы подавить восстание.
Имам Хомейни после 19 дней тюремного заключения, которые он провел в тюрьме Каср, был переведен в одну из тюрем, находящихся на военной базе в районе Эшрат-Абад. После ареста лидера революционного движения и варварского убийства людей 15 хордада 1342 года (5 июня 1963 года) восстание внешне было подавлено. Во время ареста Имам Хомейни смело отказался от ответов на вопросы следователей, заявив, что считает существующий в Иране режим и судебную власть незаконными и некомпетентными в вопросах управления страной. Вечером 18 фарвардина 1343 года (1964г.) без предварительного уведомления Имам Хомейни был выпущен на свободу и перевезен в Кум. Узнав об этом, люди, ликуя, незамедлительно устроили торжественные праздники в кумской духовной семинарии «Фейзие» и во всем городе, которые длились несколько дней. Первая годовщина восстания 15 хордада была отмечена в 1343 году (5 июня 1964 года) после издания совместной декларации Имамом Хомейни и несколькими другими высшими муджтахидами, а также издания отдельных деклараций научными духовными семинариями. Этот день был объявлен днем всеобщего траура. 4 абана 1343 года (1964г.) Имам Хомейни издал революционную декларацию, в которой написал: «Пусть знает мир, что причиной всех проблем иранского и всех мусульманских народов являются чужеземцы, США. Мусульманские народы ненавидят чужеземцев в целом и США в частности... Именно США оказывают покровительство Израилю и его сторонникам. Именно США помогают Израилю изгонять арабов-мусульман с их земель и заставлять скитаться».
Разоблачение Имамом незаконного принятия законопроекта о капитуляции, предусматривавшем политическую неприкосновенность для американцев, в абане 1343 года (1964г.) поставило Иран на порог нового восстания. Утром 13 абана 1343 года (1964г.) вооруженный бойцы спецназ, прибывшие из Тегерана, осадили дом Имама в Куме. Заслуживающим внимание было то, что во время ареста, как и в предыдущий раз, Имам был занят совершением поощрительных ночных богослужений. Имам был арестован и в сопровождении сил безопасности доставлен прямо в тегеранский аэропорт «Мехрабад», откуда он был переправлен в Анкару на военном самолете, который был приготовлен заранее в сопровождении сил безопасности и военных. Вечером того же дня тайная полиция шаха (САВАК) опубликовала в прессе новость о ссылке Имама по обвинению в ведении деятельности против безопасности страны. Несмотря на атмосферу удушья, в стране поднялась волна протестов в форме митингов на Тегеранском рынке, долгосрочного приостановления занятий в научных духовных семинариях и писем в адрес международных организаций и высших муджтахидов. Пребывание Имама в Турции продлилось 11 месяцев. За это время шахский режим при использовании беспрецедентно жестоких мер расправился с оставшимися силами сопротивления и в отсутствии Имама поспешно принялся за реализацию проамериканских реформ. Вынужденное пребывание в Турции явилось хорошей возможностью для Имама, которой он воспользовался для написания своей книги «Тахрир аль-Василе».




Кончина Имама Хомейни

В субботу 13 хордада 1368 года (3 июня 1989г.), в 20: 22 по тегеранскому времени, Имам Хомейни покинул бренный мир и воссоединился с Создателем. Перестало биться сердце, возродившее миллионы сердец и направившее их к божественному и духовному свету. Число собравшихся на церемонии погребения тела Имама – 9 миллионов человек. Тело имама Хомейни было погребено рядом с кладбищем Бехешт-е Захра на юге Тегерана.

 

Имам Хомейни: борьба и восстание

Дух борьбы и джихада на пути и во имя Аллаха уходит корнями в идеологическое воззрение, воспитание и семейное окружение Имама Хомейни, а также в социально-политические условия, окружавшие его на протяжении всей его жизни. Борьба его началась, когда он был еще юношей, и эволюционный рост продолжался в различных формах и проявлениях параллельно его духовному и научному совершенству с одной стороны, а также политической и социальной обстановке Ирана и исламского сообщества в целом, с другой. В 1340-1341гг. (1961-1962 гг.) споры о городских и сельских советах предоставили возможность Имаму Хомейни сыграть роль лидера восстания и духовенства. Таким образом, 15 хордада 1342 года (5 июня 1963 года) началось всеобщее восстание иранского народа и духовенства, которое отличалось двумя знаменательными особенностями: оно проходило под единым руководством Имама Хомейни; мотивы, лозунги и цели восстания носили исламский характер. Это восстание ознаменовало начало нового периода в борьбе иранского народа, которое впоследствии стало известно во всем мире под названием «Исламская революция». В своих воспоминаниях о временах первой мировой войны Имам Хомейни, которому было тогда всего 12 лет рассказывает следующее: «Я помню обе мировые войны... Я был маленький и ходил в начальную школу. В центре Хомейна я видел солдат советской армии. Во время Первой мировой войны на нас часто нападали».В другой части своих воспоминаний, называя имена некоторых ханов и аристократов притеснителей, которые под прикрытием центрального правительства занимались разграблением имущества людей и морали их честь, Имам Хомейни рассказывает: «Я воевал с детства... на нас совершали налеты банды Зулки и Раджабали. У нас у самих были винтовки. В период, когда я быть может только достиг совершеннолетия, а тогда я был еще подростком, мы ходили и проверяли баррикады, которые были созданы в наших районах для сдерживания атак грабителей и их попыток разграбить нас». Хотя переворот, свершенный 3 исфанда 1299 года (1920 г.) Реза-ханом который, согласно надежным, историческим и неопровержимым документам был организован и поддержан англичанами, покончил с правлением Каджаров и до некоторой степени ограничил средневековую систему самоуправства отдельных ханов и аристократов, однако взамен возникла такая диктатура, при которой тысяча семей стала управлять судьбами угнетенного иранского народа. Таким образом, семейство Пехлеви стало в одиночку совершать то, чем занимались бывшие ханы и аристократы. В подобных условиях иранское духовенство, которое после событий Конституционного движения подвергалось постоянным гонениям со стороны тогдашних правительств, а также нападкам английских наемников с одной стороны и враждебным акциям прозападной интеллигенции - с другой, зашевелилось и стало принимать все меры, чтобы защитить Ислам и своё существование. По приглашению улемов Кума в этот город переселился из Арака великий аятолла Хадж Шейх Абдул-Карим Хаири, а вскоре к нему примкнул и Имам Хомейни, который, благодаря своим исключительным способностям, экстерном завершил предварительные дисциплины научной духовной семинарии в Хомейне и Араке и на деле принял активное участие в укреплении только что учрежденной научной духовной семинарии Кума. Вскоре Имам Хомейни уже был признан одним из выдающихся богословов научной духовной семинарии Кума в области мистики, философии, фикха и догматики. После смерти великого аятоллы Хаири 10 бахмана 1315 года (10 января 1937г.) кумская научная духовная семинария оказалась на грани распада. Ревностные улемы пытались воспрепятствовать распаду и искали выход. В течение восьми лет научной духовной семинарией Кума руководили великие аятоллы: сейид Мухаммад Ходжат, сейид Садраддин Садр и сейид Мухаммад-Такы Хансари. В этот период, особенно после свержения Реза-хана возникли благоприятные условия для воплощения в жизнь Великого Марджаията. Великий аятолла Боруджерди был выдающимся мусульманским ученым богословом, способным стать достойным преемником аятоллы Хаири и сохранить суть и истину кумской научной духовной семинарии. Это предложение энергично поддержали ученики аятоллы Хаири, в том числе Имам Хомейни. Имам лично сделал все, чтобы аятолла Боруджерди переехал в Кум и принял ответственный пост руководителя духовной научной семинарии Кума. Имам Хомейни, внимательно изучал политическую жизнь общества, положение научных духовных семинарий и пополнял свою информацию посредством постоянного чтения книг по современной истории, газет, журналов, поездками в Тегеран и посещая лекции таких великих исламских ученых богословов как аятолла Модаррес. Он осознал, что единственной надеждой на освобождения от обременяющих и унижающих условий навязанных в результате поражения Конституционного движения и особенно прихода к власти Реза-хана является пробуждение и возрождение научных духовных семинарий и в первую очередь обеспечение гарантии продолжения их существования, а также духовная связь народа с духовенством. Преследуя свои важные и далеко идущие цели, в 1328 году по лунной хиджре (1943 г.), Имам Хомейни при сотрудничестве с аятоллой Муртезой Хаири подготовил план коренной реформы научной духовной семинарии и передал это предложение на рассмотрение аятолле Боруджерди. Данный проект был с энтузиазмом поддержан учениками-семинаристами Имама и учащимися семинарии.

Законопроект о городских и сельских советах, согласно которому изменялся ряд условий, в том числе отсутствие необходимости быть мусульманином, мужчиной и давать клятву на Коране как среди избирателей так и среди кандидатов был принят 16 мехра 1341 года (8 октября 1962г.) кабинетом Амира Асадуллы Алама. Свобода предоставленная женщинам на выборах служила лишь прикрытием для других целей. Исключение и изменение первых двух условий было сделано специально для того, чтобы узаконить присутствие бахаитских агентов на ключевых постах страны. Поддержка шахом сионистского режима Израиля в вопросах расширения отношений между Ираном и израильским режимом служила условием поддержки шаха Америкой. Проникновение последователей секты бахаитов в законодательную, судебную и исполнительную власти Ирана удовлетворяло этим условиям. Имам Хомейни вместе с великими исламскими богословами Кума и Тегерана, как только стало известно о принятии данного предательского проекта, обменялись мнениями и развернули всесторонние демонстрации протеста. Роль Имама Хомейни в разоблачении целей шахского режима, а также напоминание ответственной роли исламских богословов и научных духовных семинарий в тех условиях была эффективной и конструктивной. Телеграммы и открытые послания с протестами, адресованные шаху и Асадолле Аламу развернули волну поддержки среди различных слоев народа. Тон телеграмм Имама Хомейни шаху и премьер-министру был резким и угрожающим. В одной из этих телеграмм Имам Хомейни писал: «Я вновь советую вам подчиниться Богу и конституции. Остерегайтесь плачевных последствий нарушения Корана, указаний исламских ученых богословов, предводителей мусульман и нарушения конституции. Не пытайтесь умышленно и беспричинно подвергать страну опасности. В противном случае улемы не станут воздерживаться от высказываний своего мнения в ваш адрес". Таким образом, проблемы провинциальных и городских советов стали победоносным и ценным опытом для иранского народа, особенно в том плане, что народ узнал отличительные особенности Хомейни, который заслуживал роль лидера исламского общества со всех позиций.
Несмотря на поражение шаха, связанное с городскими и провинциальными советами, США продолжили оказывать давление, настаивая на реализацию проамериканских реформ. В дее месяце 1341 года (январь 1962 г.) шах перечислил шесть пунктов, выдвигаемой им реформы, и настоял на проведении референдума. Имам Хомейни в очередной раз призвал высших муджтахидов и улемов Кума провести совещание и найти выход из положения. По предложению Имама древнеиранский праздник Ноуруз в 1963 году (1342г. по солнечной хиджре) был бойкотирован в знак протеста против действий шахского режима. В декларации Имам назвал «белую революцию» шаха черной революцией и, таким образом, разоблачил следование шаха по пятам США и сионистского режима Израиля. С другой стороны, шах заверил вашингтонские власти в готовности иранского общества к осуществлению американского плана реформ, которые он окрестил " белой революцией". Несогласие исламских богословов шаху обошлось очень дорого. Имам Хомейни, выступая перед народом, открыто называл шаха главным фактором преступлений и союзником Израиля и призывал людей к восстанию. В ходе речи, произнесенной им 12 фарвардина 1342 года (1963г.), Имам подверг резкой критике молчание улемов Кума и Неджефа, а также других исламских городов перед лицом новых преступлений шахского режима и сказал: " Сегодня молчание означает следование за деспотичным режимом". На следующий день 13 фарвардина 1342 года (1963г.) Имам опубликовал свою знаменитую декларацию под названием " Дружба с шахом – значит грабеж". Секрет удивительно большого влияния, которое послание и слова Имама оказали на аудитории, готовой пойти на самопожертвование, следует искать именно в оригинальности мышления, непреклонности пути и искренности в общении с людьми.
1342 год (1963г.) начался бойкотом праздничных церемоний, посвященных празднику Ноуруз и обагрился кровью угнетенных мучеников кумской духовной семинарии. Шах настаивал на проведении американских реформ, а Имам Хомейни усердствовал для просвещения людей и призывал их к восстанию против вмешательства США и предательства шаха. 14 фарвардина 1342 года (1963г.) великий аятолла Хаким из Неджефа, направив телеграммы улемам и высшим муджтахидам Ирана, призвал их к массовому переселению в Неджеф. Это предложение было внесено с целью сохранения жизни улемов и научных духовных семинарий. Имам, невзирая на существующие угрозы, ответил на телеграмму великого аятоллы Хакима, в которой подчеркнул, что массовое переселение исламских ученых богословов и опустошение кумской духовной семинарии является нецелесообразным. 12 ордибехешта 1342 года (1963г.) Имам Хомейни в послании по случаю 40-го дня трагедии в кумской духовной семинарии подчеркнул необходимость солидарности народа и улемов Ирана в борьбе глав исламских стран и арабских государств с режимом Израиля и осудил соглашения, заключенные между шахом и израильским режимом.



Восстание 15 хордада

Наступил месяц мухаррам, совпавший с месяцем хордад 1342г. Имам Хомейни максимально воспользовался этой возможностью для того, чтобы побудить народ совершить восстание против деспотичного шахского режима. Во второй половине дня в день Ашуры 13 хордада 1342 года (3 июня 1963 года) Хомейни в научной духовной семинарии «Фейзие» произнес свою историческую речь, которая стала началом восстания 15 хордада 1342 года (5 июня 1963 года). В этом же выступлении Имам Хомейни громко обратился к шаху со словами: " Я советую вам, шах, оставить эти дела. Они тебя обманывают. Я не хочу, чтобы однажды, когда они бросят тебя, все возблагодарили за это Бога... Когда они диктуют свои правила и условия, подумай над ними. Прислушайся к моему совету. Что связывает шаха с Израилем? На каком основании служба безопасности запрещает говорить об Израиле? Разве шах – израильтянин? "
Шах отдал приказ подавить восстание. Сначала была арестована большая группа соратников Имама Хомейни вечером 14 хордада, а в 3 часа ночи, то есть на рассвете 15 хордада 1342 года (5 июня 1963 года) сотни бойцов спецназ, отправленных из центрального аппарата власти, окружили дом Имама и арестовали его в то время, когда он совершал ночной намаз. Поспешно они доставили Имама в Тегеран и заключили его в тюрьму офицерского клуба. Вечером того же дня Имам был переведен в тюрьму Каср. Утром 15 хордада весть об аресте лидера революции дошла до Тегерана, Мешхеда, Шираза и других городов и воссоздала ситуацию, аналогичную ситуации в Куме. Ближайший и неизменный советник шаха генерал Хусейн Фардуст в своих воспоминаниях приподнял завесу над событиями тех дней о том, как использовался опыт и привлекались к сотрудничеству профессиональные политические агенты спецслужб США для подавления восстания, а также о растерянности и напуганности шаха вместе с его окружением, а также силами армии и агентами САВАК. В своих воспоминаниях Фардуст описывал, как шах и его генералы, подобно безумцам отдавали приказы подавить восстание.
Имам Хомейни после 19 дней тюремного заключения, которые он провел в тюрьме Каср, был переведен в одну из тюрем, находящихся на военной базе в районе Эшрат-Абад. После ареста лидера революционного движения и варварского убийства людей 15 хордада 1342 года (5 июня 1963 года) восстание внешне было подавлено. Во время ареста Имам Хомейни смело отказался от ответов на вопросы следователей, заявив, что считает существующий в Иране режим и судебную власть незаконными и некомпетентными в вопросах управления страной. Вечером 18 фарвардина 1343 года (1964г.) без предварительного уведомления Имам Хомейни был выпущен на свободу и перевезен в Кум. Узнав об этом, люди, ликуя, незамедлительно устроили торжественные праздники в кумской духовной семинарии «Фейзие» и во всем городе, которые длились несколько дней. Первая годовщина восстания 15 хордада была отмечена в 1343 году (5 июня 1964 года) после издания совместной декларации Имамом Хомейни и несколькими другими высшими муджтахидами, а также издания отдельных деклараций научными духовными семинариями. Этот день был объявлен днем всеобщего траура. 4 абана 1343 года (1964г.) Имам Хомейни издал революционную декларацию, в которой написал: «Пусть знает мир, что причиной всех проблем иранского и всех мусульманских народов являются чужеземцы, США. Мусульманские народы ненавидят чужеземцев в целом и США в частности... Именно США оказывают покровительство Израилю и его сторонникам. Именно США помогают Израилю изгонять арабов-мусульман с их земель и заставлять скитаться».
Разоблачение Имамом незаконного принятия законопроекта о капитуляции, предусматривавшем политическую неприкосновенность для американцев, в абане 1343 года (1964г.) поставило Иран на порог нового восстания. Утром 13 абана 1343 года (1964г.) вооруженный бойцы спецназ, прибывшие из Тегерана, осадили дом Имама в Куме. Заслуживающим внимание было то, что во время ареста, как и в предыдущий раз, Имам был занят совершением поощрительных ночных богослужений. Имам был арестован и в сопровождении сил безопасности доставлен прямо в тегеранский аэропорт «Мехрабад», откуда он был переправлен в Анкару на военном самолете, который был приготовлен заранее в сопровождении сил безопасности и военных. Вечером того же дня тайная полиция шаха (САВАК) опубликовала в прессе новость о ссылке Имама по обвинению в ведении деятельности против безопасности страны. Несмотря на атмосферу удушья, в стране поднялась волна протестов в форме митингов на Тегеранском рынке, долгосрочного приостановления занятий в научных духовных семинариях и писем в адрес международных организаций и высших муджтахидов. Пребывание Имама в Турции продлилось 11 месяцев. За это время шахский режим при использовании беспрецедентно жестоких мер расправился с оставшимися силами сопротивления и в отсутствии Имама поспешно принялся за реализацию проамериканских реформ. Вынужденное пребывание в Турции явилось хорошей возможностью для Имама, которой он воспользовался для написания своей книги «Тахрир аль-Василе».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-19; Просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь