Когда возлюбишь Бога, тогда и ближнего своего возлюби, как самого себя»
Итак, возлюбленное мое дитя, когда загорается эта любовь, тогда мы приступаем ко второй заповеди Божией. Когда возлюбишь Бога, тогда и ближнего своего возлюби, как самого себя. Слышишь, что говорит Господь, дитятко мое? Когда ты, возлюбленное мое дитя, жаждешь принести пользу своему брату, и идешь, и говоришь ему то, что знаешь, стремясь ему помочь, — это любовь к ближнему: ты любишь брата своего, как самого себя.
И то, что, как пишешь, ты ощущаешь в своем сердце и что вызывает у тебя радость-веселье, — это любовь Божия, которая начинает действовать в твоей душе.
Итак, если ты наблюдаешь за собой и постоянно читаешь Иисусову молитву, а также помогаешь своим младшим братьям, то зажигаешь огонь любви Божией в своей душе. И насколько сильно ты жаждешь и спешишь помочь другому, настолько сильный поток любви изливает Бог, чтобы напоить тебя.
И когда ты слышишь апостола Павла, говорящего: «Кто может мя разлучити от любве?» (Рим. 8:35) — то это говорит не Павел, а сама любовь взывает к любви в сосуде Павла.
Поэтому «пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16), «яко Бог любы есть» (1 Ин. 4:8). И когда эта любовь воспламенится в человеке, то горит и не опаляет. Он жаждет, но жажда не ослабевает. Сердце пылает от любви, взывает: «Где Ты, сладкая моя любовь, Иисусе мой, свет моей жизни?»
И еще сильнее пылает, пока не перестанут действовать чувства.
Итак, дорогое мое дитя, не проси ничего другого, только любви: «Сподоби меня, Господи, возлюбить Тебя, как Ты возлюбил меня!»
И сейчас уже достаточно, дитятко мое, так как я устал, ибо меня сильно мучает одышка. Я послал тебе и другое маленькое письмецо, которое написал отец Ефрем: тогда я не мог держать ручку. Сейчас, слава Тебе Боже, снова начинаю писать.
Будь очень осторожен с еретиками, дитя мое. Там, где ты сейчас находишься, — чужие племена и языки…
Вообще не разговаривай с ними, ибо твоя чистая душенька оскверняется от их хульных слов. Наша Православная Церковь их отлучила.
81. «Я никуда не выезжаю… здесь почию, с отцами моими»
Не прошло и четырех дней, как я послал тебе письмо, дитя мое, и начал писать для тебя маленькое сочинение, чтобы оно было у тебя для памяти.
После того как ты уехал от меня, я принял на себя обязанности твоего духовного отца: молиться о тебе не как о чужом, но как о возлюбленном моем чаде. И, кроме литургий и других молитв, я совершаю за тебя каждую ночь еще шесть четок.
Благодарю за все, что ты сделал для нас. Теперь не беспокойся.
Имей терпение в своих скорбях и болезнях и призывай Христа молитвочкой; пусть она не сходит с твоих уст. И сладкая Его и сладкая наша Мамочка да покрывает тебя от всякого зла.
Я послал тебе и другой листочек, второй, сейчас посылаю тебе третий. Но мне стало хуже, не знаю, смогу ли написать еще; если нет — буду молиться о вас в иной жизни.
Молитва моя всегда будет с вами.
Имейте помощниками Христа и Пресвятую, пусть Их сладчайшие и желаннейшие имена всегда будут в вашем уме и сердце. И этого достаточно вместо многих молитв.
Не огорчайся, что не находишь благодати в своей молитве. Она придет опять. Она отступает для того, чтобы ты ее искал с большим желанием. А когда она приходит, будь более внимательным, чтобы ее не потерять. И она снова уходит.
И таким образом ты становишься человеком совершенным, опытным делателем, чтобы с безопасностью наставлять и других на путь спасения.
Итак, понуждайте себя и остерегайтесь сетей диавола. Ибо «нуждницы восхищают... Царствие Небесное» (Мф. 11:12).
Обо всем, что ты мне пишешь, позаботились твои духовные братья, и сегодня пришли врачи и уколы, но над всеми рука Господня.
Я написал тебе, что одышка — от болезни сердца, но по сути она от Бога.
Ибо, поскольку молодым я подвизался по произволению, теперь нам нужно подвизаться вопреки произволению, дабы иметь и большую награду.
Я все это вижу, дитя мое, но что мне делать? Братья твои не успокаиваются. Хотят меня оживить. Я вижу: надо мной рука Господня. Плачу, убогий, безутешно и напрасно. Кричу им: «Дайте мне умереть!»
Я никуда не выезжаю. Никуда не поеду, чтобы не умереть по дороге; здесь почию, с отцами моими.
Целую тебя. Смиренный о. Иосиф
Заголовки к письмам даны греческими издателями. — Прим. пер.
«Эвергетинос» — душеполезный сборник, составленный в XI в. монахом константинопольского Эвергетидского монастыря Павлом Эвергетиносом и носящий его имя. Переработан и дополнен в XVIII в. преп. Никодимом Святогорцем. — Прим. пер.
См. часть III настоящего издания. — Ред
Сотирис Схинас (1887–1975) — владелец издательства и книготорговец из г. Волос. Издавал богослужебную и святоотеческую литературу, в частности серию книг «Святогорская библиотека». Поддерживал духовные связи с афонскими старцами. — Прим. пер.
Восьмым веком старец называет последние времена или восьмое тысячелетие от сотворения мира, в которое мы живем. — Прим. пер.
Ока — греческая мера веса, равная 1280 г. — Прим. пер.
В греческих деревнях часто кладут на крышу тяжелые камни для укрепления кровли. Это же можно увидеть и в маленьких келлиях на Святой Горе. — Прим. пер.
Античное учение о четырех первоэлементах (стихиях) — земле, воде, огне и воздухе, свойствами которых являются соответственно сухость, влажность, тепло и холод, — использовалось многими святыми отцами. — Прим. пер.
Т. е. вначале Бог сотворил из земли тело человека, а потом вдунул в него дыхание жизни (Быт. 2:7). — Прим. пер.
Житель острова Хиос. — Прим. пер.
Имеется в виду келлия в честь святого пророка Илии, находящаяся недалеко от Керасьи. — Прим. пер.
Имеется в виду келлия в честь преподобного Петра Афонского. — Прим. пер.
25 драми равняется 80 граммам. — Прим. пер.
То есть спасение Божие: «Сия измена десницы Вышняго» (Пс. 76:11). — Прим. пер.
Ветхозаветный патриарх Мафусал прожил девятьсот шестьдесят девять лет. — Прим. пер.
Саул не исполнил данного ему через пророка Самуила повеления Божия о полном истреблении амаликитян и всего их имущества, но, уничтожив их, взял в плен их царя Агага, разграбил со своим войском все их добро и привел с собой отборные стада скота для жертвоприношения Богу, истребив только негодных животных. Встретив его после битвы, Самуил обличил его за пренебрежение к глаголу Божию и предсказал ему лишение царской власти. (1 Цар. 15:22) — Прим. пер.
Один из скитов Лавры св. Афанасия. — Прим. пер.
Лядвия — поясница (слав.)
Первые три дня Великого поста, в которые по святогорскому обычаю ничего не едят и не пьют. — Прим. пер.
Порт, связывающий Святую Гору с внешним миром. — Ред.
Неботечец (слав.) — «бегущий по небу». В церковной письменности так именуется святой пророк Илия. — Прим. пер.
Смысл фразы таков: послушай Павла, а на мои слова можешь не обращать внимания. — Прим. пер.
Предварять (слав.) — своевременно приходить на помощь, заботиться, опережать. — Прим. пер.
Имеется в виду скит святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. — Прим. пер.
Имеется в виду скит святителя Василия Великого. — Прим. пер.
С Богом (с Богом Святым) — выражение, употребляемое в церковной письменности, означающее «с Божией помощью», «с Божиим содействием». — Прим. пер.
О святом Сервии говорится в «Посмертных вещаниях» преп. Нила Мироточивого. — Прим. пер.
Обол — мелкая древнегреческая монета, весом около 1 г серебра, равная 16 драхмы. — Ред.
Талант — древнегреческая денежная единица, соответствующая по весу примерно 30 кг серебра, равная 6000 драхм. — Ред.
В «Лествице» о преподобном Аввакире говорится, что он в течение 17 лет безропотно терпел обиды от братии и, умирая, благодарил их за то, что они его искушали, поскольку из-за этого был свободен от искушений бесовских. См.: Лествица. Слово 4. Глава 29. — Прим. пер.
В этих словах содержится намек на повествование Отечника о том, как один монах, закрывшись у себя в келлии, молился об исцелении от страсти гнева и у него выходил во время молитвы дым из ноздрей. — Прим. пер.
Имеется в виду святитель Нектарий Пентапольский (1846–1920), канонизированный Константинопольской Церковью в 1958 году. — Ред.
Имеется в виду преподобный Евфросин Палестинский. В его житии содержится повествование о следующем чуде. В монастыре, где жил преподобный Евфросин, был один пресвитер. Он молился о том, чтобы Господь показал ему чувственным образом райские блага. И вот однажды видит во сне, что находится в раю и встречает Евфросина, имевшего там прекрасную обитель. Тот дал ему несколько райских яблок. Проснувшись, пресвитер обнаружил у себя в руках яблоки, Придя в храм, он поведал братии о чуде. Когда это произошло, Евфросин, избегая славы человеческой, незаметно ушел из монастыря. — Прим. пер.
Старец так называет себя самого. — Прим. пер.
По–видимому, речь идет о деньгах — пятистах драхмах. — Ред.
Стадия — греческая мера длины. — Прим. пер.
Речь идет о пятом гласе византийского церковного пения, который отличается радостным звучанием. — Прим. пер.
Имеется в виду евангельская притча о блудном сыне (Лк. 15:11—32). — Прим. пер.
Валахия — область в Румынии. — Ред.
Слова плача святого царя Давида о смерти его сына Авессалома (2 Цар. 18:33). Здесь употребляются как выражение глубокой отеческой любви. — Прим. пер.
Дикей — в скитах на Святой Горе так называют монахов, отвечающих за связь с внешним миром: прием паломников, приобретение продуктов и необходимых вещей и т. д. Дикей назначаются обычно на 1 год. — Прим. пер.
Имя Фотина по–гречески означает «светлая». — Прим. пер.
Вездесущий (слав.). — Ред.
Эксапостиларий Страстной седмицы. — Ред.