Подготовлено членом Совета Пензенского областного отделения РГО

Ольгой Ильиной, фотоматериал Юрия Рачека.

Т у р и с т с к и е  т р о п ы

ВЕЛОПОХОД ПО ВЬЕТНАМУ 2018

Даты: 18 марта - 1 апреля 2018 года

Маршрут: Sa Pa - Nghia Lo - Phu Yen - Moc Chau - Ninh Binh. Бонус: бухта Ha Long и остров Cat Ba.

- 10-

Вступление

Мне нравится Азия - колоритная, экзотичная и тёплая. После посещения Шри-Ланки, Таиланда и Индии логичным было посетить Вьетнам или Камбоджу. Вначале настрой был ехать к "красным кхмерам", даже трек нарисовал и сделал раскладку по дням, но после презентации Насте фотографий, взятых из интернета и сделанных вдоль маршрута, она воскликнула:"Слишком уныло и однообразно, изучай тему лучше, например, Вьетнам, говорят, классный". Странно, я-то думал, я больше знаю, где интереснее и куда стоит ехать, а тут... Взглянув на карту высот Вьетнама, я понял, что север интереснее, а когда стал более углублённо читать про тот регион, пришёл к выводу что действительно, маршрут там обещает быть намного интересней, чем первоначальный по Камбодже. Спасибо тебе, Настя!

Относительно времени похода решили, что это будет вторая середина марта - минимальное количество осадков и тёплая, нежаркая погода, идеально подходящая под формат велопохода.

И в Ханой, и обратно в Москву летели прямым рейсом Аэрофлота, цена билета составила около 28000 руб.

Участники (все из Пензы). Слева направо: Дмитрий (ziggy), Настя, Сергей, Вадим (timka).

День 1 (18 марта): Ha Noi

В 9 утра самолёт приземлился в аэропорту Ханоя. Землю в иллюминатор было не видно до самых последних минут приземления - сплошной туман, что после холодного и малосолнечного лета 2017 года и затяжной осени и зимы немного расстраивало - ведь так хотелось вот так вот за сутки попасть из зимы (в Москве накануне было -120С и сильный ветер) в лето. Но сам факт, что дождя нет, и можно выйти их аэропорта в шортах и лёгкой ветровке, уже радовал. Самое главное начало любого похода - это чтобы велосипеды приехали в целости и сохранности. Правда, у двери негабаритного багажа пришлось ждать их, наверное, с час, даже бегали на информационную стойку, где нас успокаивали - ждите...

Собрали на улице велосипеды и своим ходом окольными дорогами поехали в столицу Вьетнама город Ханой, до которого примерно 35 км. Но сначала мы заехали в отель, где я забронировал ночёвку перед возвращением домой и договорился с хозяином, чтобы он оставил у себя на время нашего похода зимние тёплые вещи и велочехлы. Возить их с собой нет никакого смысла. Тут же сразу у отеля был местный рынок, и мы закупили разных экзотических фруктов, не понимая, зачастую, что мы берём. Жестами как могли, показывали - есть сырыми можно? На какие-то фрукты кивали утвердительно, на некоторые улыбались и мотали головой - нет.

- 11 -

Первые часы всё казалось необычным. Особенно поразила архитектура жилых домов - ширина всего 4 метра, а высоту два, три, а то и четыре этажа! Как правило, фасад отделан, а вот боковые стороны просто оштукатурены и зачастую не имеют окон. Да и дома стоят впритык друг к другу, зазора вообще нет, ни сантиметра. Как оказалось, такая картина практически во всех городах. Проезжая какой-то небольшой городок по центральной улице, оказались прямо в каком-то празднике: она была празднично оформлена разными растяжками, фонариками и т.п. Наверное, они тут всегда висят, просто потому, что это центральная улица. Хоть погода была и не солнечной, но чувствовалось себя в окружении всего этого как-то уютно и комфортно.

При подъезде к Ханою нам предстояло пересечь широкую реку по длиннющему (3700м!) мосту Nhat Tan Bridge (Nhật Tân Bridge), противоположный конец которого растворялся где-то там, в тумане. В вечернее время этот мост подсвечивается очень оригинально, зрелище просто завораживает. Это мы увидим в конце похода, а пока он нам предстал вот в таком виде.

Но удивительное дело, как только мы доехали до середины моста, туман стал растворяться, и перед нами раскрылся вид на Ханой, который сразу же начинался на противоположном берегу. Интересно был отметить, что сначала от берега тянулись метров на 200 грядки, потом был пояс какой-то несуразной застройки бедняков, и за ними уже возвышались современные небоскрёбы столицы.

В Ханое сразу же вкусили прелести азиатского трафика, но в отличии от Индии тут было всё же проще передвигаться - не было такого количества автобусов, а среди скутеров мы на велосипедах были почти "как свои". Пошёл дождь, но вскоре он кончился. Главное, что тепло, особенно после московских -170 С. Мы взяли курс в сторону железнодорожного вокзала, попутно осмотрев пагоду Чанкуок (Trấn Quốc Pagoda). Вход бесплатный, но большое количество туристов делают посещение её не особо комфортным.

Зарулили по пути в Ботанический сад, но на велосипедах по нему ездить нельзя, поэтому решили не осматривать и поехали к Мавзолею генерала Хо Ши Мина. Но тут охрана была чересчур бдительная и близко с велосипедами нас не подпустила к нему. Ну, и ладно, небольшая потеря - отъедем подальше, сфотографируем издалека и

- 12 -

нормально. Но как только расчехлили фотоаппарат, как охрана в 100 метрах от нас сразу стала кричать и махать руками - не положено! Вот блин, коммунисты упёртые! Поехали дальше, нас ещё долго провожали строгими бдительными взглядами. Что за дела, что за секретность, непонятно?

Проехали мимо сквера с памятником Ленину и стали по лабиринту улиц пробираться к Старому Кварталу. Сегодня был выходной, и в местах для прогулок было очень многолюдно (а, может, так всегда), и в целом, как-то празднично.

Потом доехали до ж/д вокзала Ga Hà Nội за несколько часов до отправления ночного поезда до Lao Cai, чтобы был запас времени выяснить все нюансы погрузки велосипедов. Это было правильно, т.к. у нас ушёл примерно час, только на то, чтобы выяснить, куда сдать велосипеды для погрузки в багажный вагон. (Замечание 2). Когда все вопросы были решены, побродили по уже тёмным привокзальным "не парадным" проулкам, чтобы покушать и купить в дорогу каких-нибудь фруктов. Пока всё ещё местный колорит слишком контрастировал по сравнению с тем, что мы каждый день видим в России, поэтому как-то долго "тупили", чтобы найти, где можно поесть. В округе предлагали только местную уличную еду, по-английски никто не понимал, и мы соответственно не знали, что же нам подадут. Увидели - парень сидит за столиком, наворачивает супчик... вот, хотя бы это нас устроит. Сели рядом с ним на пластиковые низкие стульчики рядом с ним и отведали неведанный до этого момента настоящий вьетнамский суп Фо (Pho Bo).

Было вкусно! Потом уже этот суп лично для меня стал основным источником пополнения жизненных сил - если он нравится, то можно брать где угодно, он везде одинаковый. Потом уже, в последующие дни разобрались, что означают вывески, и чем там кормят. Как правило, у всех своя специализация, кто-то суп Pho делает, кто-то что-то из риса (Com - это рис). Pho Bo - это суп с говядиной, Pho Ga - с курицей.

Оставшееся до поезда время мы с Настей потратили на поиски вьетнамского рома, но так ничего и не нашли. Но не беда, мы накупили всяких необычных экзотических фруктов, так что дегустировать будет что.

Расскажу про поезд... Мы купили билеты в купе, так получилось, что три места были в одном купе, одно в соседнем. Но при посадке проводник понял, что нас четверо, так что сразу усадил в одно купе. Мы пытались объяснить, что один билет из другого купе, но он дал понять, что все проблемы, если будут, уладит сам. Купе выглядело очень необычно - отделано деревянной вагонкой, спальное место длиннее, чем в наших поездах, но вот мест для багажа тут практически совсем нет. Да и само расстояние между соседними кроватями ну, очень узкое.

В итоге мы со своими четырьмя рюкзаками кое-как уместились. Хорошо, что мы друг друга знаем, а вот если ехать с посторонними людьми - то зона контакта будет очень, очень близкой. Не успел поезд тронуться, как мы начали пробовать то что накупили: Са́харное я́блоко (Анно́на чешу́йчатая), апельсины разного вида, Лонган, и ещё что то, я уж не помню. Пиво вначале тоже стеснялись пить в открытую, но потом уже поняли, что пиво тут пьют все и везде.

- 14 -

День 2 (19 марта): Sa Pa, радиалка

Поезд прибывает в Sa Pa в 5-30 утра, и за 40 минут до прибытия нас разбудил проводник и предложил кофе. За окном ещё была кромешная тьма, и мы не спеша, очень медленно выползали из-под тёплых одеял. Да-да, в вагоне было довольно прохладно. Вот поезд остановился, я допивал кофе, а кто-то из нас даже ещё и не вставал. Стоим минут 5, за окном всё так же - полная темень. Слышу: снаружи купе какая-то суета, и только тут до меня доходит, что это уже конечная станция! Я быстро обулся и выскочил на улицу разгружать велосипеды, а в нашем тесном купе ребята начали судорожно одеваться и собирать вещи. В этой суете все совсем забыли про мой гермомешок, который мы повесили на потолке чтобы закрыть вентиляционные щели, через которые ночью довольно сильно сифонило. Вот он, первый мой дар Вьетнамским богам! Такое ощущение, что машинист до последнего ждал, когда уже на опустевший перрон вылезут запоздавшие русские туристы, т.к. как только последний из нас спрыгнул с подножки вагона, он дал свисток и тронулся.

До города Sa Pa - 30 км по очень извилистой узкой горной дороге с набором 1500 м. На велосипедах ехать даже и в мыслях не было, пошли искать автотранспорт. Увидели микроавтобус, подошли, выяснили - едет в Sa Pa, но он уже наполовину заполнен туристами - не, не влезем, ещё же 4 велосипеда с рюкзаками. Женщина-контролёр, которая руководила погрузкой, показала жестами - "Да ладно, вы чё - вам ехать надо или как?". В итоге я сам не представляю до сих пор, как водитель смог запихнуть все наши вещи в этот небольшой микроавтобус и ещё нас усадить. То, что кто-то сидел между рядов на каких-то коробках, это уже мелочи. Вообще, для Азии это вполне нормально, тут к грузу и вообще к перевозке людей относятся очень просто - если надо ехать, то водитель сделает всё возможное и невозможное, чтобы тебя посадить. Возможно, это связано с тем, что у их большая плотность населения, и теснота воспринимается нормально. (Замечание 3)

Тронулись уже по-светлому, всё небо было затянуто тучами. Вообще, хорошая погода в Sa Pa - это лотерея, особенно в это время года, а т.к. у нас всего лишь один день был запланирован на Sa Pa, то очень уж хотелось получить солнечный денёк. Чем выше мы поднимались, тем всё чаще и чаще ветер рвал пелену туч на части, и сквозь прорехи на небе появлялось солнце. Дорога заняла больше часа, и под конец с непривычки от постоянных поворотов дороги меня начало укачивать, но вот уже и доехали мы до города. Как же было приятно вылезти из тесного микроавтобуса на свободу, где тебя обдувал свежий горный ветерок, а над головой светило яркое солнце! Доехав до заранее забронированного отеля, приняв душ, отдохнув с полчасика, стали думать, как провести досуг на сегодня.

Вариантов было много, и мы решили первым делом позавтракать в городе (время только около 9 утра же), а потом поехать на велосипедах в радиалку по часовой стрелке вдоль очень красивой долины Muong Hoa Valley. На круг около 25 км, половина из которых идёт по асфальту вниз с потерей около 500 метров высоты, а потом обратно по другой стороне долины вначале, судя по карте OSM, какая-то тропа несколько километров и дальше уже асфальт/гравий - сущие пустяки, подумали мы! Взяв с собой только самое нужное - деньги, фотоаппараты и воду, мы поехали в предвкушении прекрасного. Кругом действительно было красиво, но т.к. рис высаживают в этом

- 13 -

регионе где-то ближе к середине апреля, а сейчас ещё март - террасы были пустыми.

Сочных зелёных «отфотошопленных» пейзажей, как на картинках из интернета, мы не увидели, но всё равно, изрезанные трудолюбивыми вьетнамцами горные склоны были завораживающими. Когда мы остановились у очередного View Point сделать фотографии, нас обступили с десяток женщин в национальной одежде. Это хмонги - северная народность Вьетнама. Они тут жили и занимались сельским хозяйством, а в последние годы им очень подфартило - эти края стали посещать толпы белых туристов с кошельками, так что они в перерывах между работами неплохо зарабатывают деньги, продавая всякую мишуру и предлагая туристам пешую прогулку по местным горам и сёлам. Это проще, чем работать на склоне (хотел было написать поле).

Мы, можно сказать, только приехали во Вьетнам, ещё не освоились, так что предложение купить всякие сумочки и верёвочки звучали заманчиво. Попытался торговаться, но как-то не вышло, не умею, в итоге купил сумочку за 300 руб., что довольно дорого, как выяснилось в дальнейшем. Забегая вперёд, скажу, что в Sa Pa лично мы столкнулись с тем, что местные торгаши ввиду огромного количества туристов, которые приезжают сразу из Ханоя сюда, продают всё за дорого. В других городах, в том же Ninh Binh, всё было в разы дешевле, и торговаться можно было. Когда я покупал эту сумочку, я ещё не привык к местным деньгам с большим коли-чеством нулей, а по цвету бумажки различать номинал ещё не научился, и у меня закралось такое впечатление, что я сунул сумму в 10 раз больше, т.к. пока я разгля-дывал приобретённый товар, ко мне подбежала торговка и бесплатно дала несколько подвязок на руку, которыми тут активно торгуют. На тот момент я ещё не понимал, что к чему, и был удивлён такой щедростью вроде не с того ни с сего, а то, что у меня не хватает в кошельке пары тысяч рублей, я обнаружил только несколько дней спустя. После шопинга, который удачным никак нельзя назвать, мы ещё немного сбросили высоты и достигли точки где надо свернуть направо, перейти через реку и уже возвращаться обратно в город по другой стороне долины. На OSM карте этот участок нарисован пунктирной линией, и я думал, что ну уж, чуть меньше двух километров-то мы как-нибудь пройдём. Как только перешли на другую сторону реки по узкому мостику, то дорога, пригодная для велосипеда, закончилась - сразу пошёл резкий пешеходный взлёт по глинистой дороге.

Навстречу спускалась группа европейских туристов в сопровождении женщин-хмонгов в традиционной одежде. Они дали понять, что с велосипедами будет трудно дальше, но мы особо не придали этому значения. А зря, дальше пошло одно «таскалово» велосипеда на руках: даже просто катить его удавалось не так часто. Нас догнала очередная (тут по тропе их бродит с десяток, водят туристов туда-сюда) группа женщин-хмонгов, и они, смеясь, стали нам помогать.

Уже немолодые женщины, в резиновых сапогах т.к. местами глина была сырая и к тому же скользкая, так легко прыгали то вверх, то вниз по этой тропе, что мы удивлялись этой резвости. Это у них в крови, видать. Насте помощь от них как нельзя пришлась кстати, т.к. реально было тяжело. Ещё и жарко было очень, мы не успели так быстро адаптироваться к резкой смене климата. Когда выбрались к деревне, от которой дальше пошла хорошая дорога, мы вымотались по полной. Конечно, с тропы местами

- 15 -

виды открывались очень красивые, но, думаю, лазать по ней с велосипедами уж точно не стоит. (Замечание 4).

Дальше оставалось только подняться вверх метров на 400 до Sapa, и тут солнце совсем разошлось - его лучи обжигали кожу, пот лил градом. Хоть сильный ветер в долине был нам на руку - обдувал и спасал от перегрева. Когда приехали в отель, сил куда-то ещё ехать уже не было, так что в деревню Cat Cat Village мы так и не попали. В целом, думаю, немного потеряли, по велосипедному треку было много деревень, поглазели, а в Cat Cat, судя по отчётам, совсем уж в базар превратилась. Вечером нашли отличный ресторанчик, душевно посидели и пошли гулять по городу. А Sa Pa не большая, весь центр проходится пешком на раз-два.

Сходили на местный базар, купили разных диковинных орехов наугад. Особенно понравился орех пекан, хотя, когда покупали, думали, что берём кешью. Сладкий, ванильный, очень по вкусу напоминает печенье.

Так же тут можно было купить разные тряпки-сувениры, и особенно много было холодного оружия. Таких строгих правил ношения, как в России, тут, похоже, нет. Вот она - глобализация. Может, это наш родной "Магнит"? Не, ценник в донгах. Водка «Путинка» 350 000 донгов, или около 950 руб. за бутылку.

Вообще, вьетнамцы любят выпить в меру. Тут нет такой религиозности как скажем, в Индии, подавляющий процент населения атеисты. Хотя, если быть точнее, они не атеисты, а скорее приверженцы традиционного религиозного верования - "культ предков". Часто мы наблюдали, что наряду с фруктами в местах для пожертвований ставят баночки пива.

Ниже базара - центральное озеро в городе, мы его обошли пешком по кругу. И под самый конец прогулки недалеко от отеля зашли в место, где отдыхают местные водители и рабочие. Заказали мясо на шпажках, попили сильно разбавленного пива - в общем, вечер после тяжёлого дня прошёл замечательно. Конечно, нам очень повезло с погодой, могло быть совсем всё не так. Зачастую в Sa Pa стоит туман, и идут дожди. Как говорится, бережёного бог бережёт - хозяин нашего отеля завозит свои скутера и транспорт постояльцев в холл - так спокойней, хотя говорит, воровства тут вроде нет.

(Продолжение следует)

Вадим Щербаков.

- 16 -

Путешествие во времени

ОТ РЕДАКТОРА.   Вниманию читателей газеты предлагаются страницы попавшего в руки редактора «Ветра странствий» дневника туристической группы пензенского велозавода, совершившей летом 1960 года пеший поход по Южному Уралу. Руководителем группы из 10-ти человек являлся Виктор Животов, его спутниками были Александр Сдержиков (заместитель руководителя), Виктор Валякин, Эдуард Чубук, Людмила Харитошина, Антонина Шикина, Наталья Карпухина, Альбина Косева, Геннадий Винокуров, Евгений Веретенников. Дневник был записан в рукописном и машинописном вариантах, а оцифрован редактором.