Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 19 января / 1 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.



Родился 22 апреля / 5 мая 1874 года в селе Сидоровское Звенигородского уезда Московской губернии. Его отец был крестьянином. Получить образование, даже начальное, Федору не удалось. В семье было пятеро детей, и с раннего детства он помогал отцу по хозяйству.

В 1912 году был избран односельчанами сельским старостой и оставался на этой должности до захвата власти большевиками. В своем хозяйстве имел дом, двор, амбар, сарай, лошадь, корову, телку, двух овец, поросенка. Его дальний родственник Сергей Гусев был церковным старостой в храме святителя Николая Чудотворца в Сидоровском. В конце 1920-х годов, когда крестьян стали загонять в колхозы, сын Сергея Гусева Иван был назначен колхозным бригадиром. Испугавшись близости отца к церкви, Иван Гусев потребовал от отца, чтобы тот вышел из церковного совета. На его место в 1929 году в церковный совет вошел Федор Федорович, он стал церковным казначеем.

По воспоминаниям его дочери Евдокии Федоровны, " отец всю жизнь ходил в церковь и меня с собой брал. Ходили и на ночные службы «Двенадцати Евангелий». Нас детей было восемь, и все были крещеные. Он любил молиться и нас с детства придал к молитве. Он был очень добрый, мы от него никогда не слышали грубого слова. 1 июля, на праздник Боголюбской иконы Божией Матери, всегда приезжало много священников, певчих, они останавливались у нас в доме. 1 июля ходили крестным ходом по окрестным селам с иконой Божией Матери «Боголюбская». При храме была сторожка, там жил священник отец Федор Доброхвалов с семьей. Жили они бедно, не хватало средств на пропитание. Там же жил звонарь с матерью. В этой же сторожке и невест одевали к венцу».

В 1932 году вступил в колхоз. По воспоминаниям его младшей дочери Марии Федоровны, «отец был хороший колхозник, хороший хозяин. Колхозное добро он берег, как свое. Тятя наш всегда ходил в церковь, прислуживал там. Нас всегда обзывали просвирочниками. Мы, бывало, скажем: «Тятя, лучше не ходи в церковь». А он нам говорит: «Пусть обзывают, а вы молчите, тогда и отвяжутся».

Новомученик Федор Гусев, икона с сайта odinblag.ru

В 1933 году Федора Гусева и священника сельского храма Федора Доброхвалова привлекли к ответственности по заявлению Голубевой О. В., ко­торая утверждала, что будто бы священник и казначей оскорбили ее. Оба были осуждены к 6 месяцам исправительно-трудовых работ, но московский област­ной суд не признал обвинения основательными и приговор отменил.

В 1935 году был снова привлечен к суду в связи с пропажей из храма некоторых вещей из церковной утвари. Звенигородский районный суд обвинил его в недосмотре и приговорил к одному году условно.

В первой половине 1937 года стало ясно, что гонения на Церковь уси­ливаются многократно, и сын Федора Федоровича Иван стал уговаривать отца, чтобы тот ушел из Церкви, так как власти хотят его арестовать. По воспоминаниям Евдокии Федоровны, Иван сказал отцу: «Уходи, отец, из Церкви, под тебя «подбирают ключи». Заберут тебя, посадят, и на нас будет пятно». «Не уйду я из Церкви», — ответил Федор Федорович, — «Я от Бога не откажусь. Заберут меня за Бога, а не за хулиганство, пусть эти богохульники «подбирают ключи».

10 августа 1937 года в село приехали сотрудники Звенигородского райотдела НКВД и стали вызывать крестьян и спрашивать у них о Федоре Гусеве, не ведет ли он антисоветскую деятельность и агитацию. Они проводили допросы три дня. Большинство крестьян заявило, что ничего подобного от него не слышали. Но нашлись и те, кто согласился подписать то, что хотел получить от них НКВД. Имена этих людей известны. Среди них оказался и родственник Федора Федоровича колхозный бригадир Гусев Иван Сергеевич. Председатель правления Сидоровского колхоза и председатель сельсовета выдали характеристики Гусева Ф.Ф., которые гласили что Гусев Ф. Ф. «напитан религиозным духом», «активный церковник, член церковного совета (бессменный). Его влияние действует при помощи его сына Гусева И. Ф. отрицательно на колхозное укрепление труддисциплины. Сам он работает в колхозе хорошо (кроме праздников, воскресенье и др.)».

На основании стандартных обвинений в «проведении контрреволюционной деятельности против Соввласти и правительства, высказывании террористических настроений по адресу руководителей партии и правительства и сожалении расстрелянным врагам народа» 20 августа начальник Звенигородского РО НКВД по Московской области лейтенант госбезопасности П. Столетов постановил: «Гр. Гусева Федора Федоровича привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 10 УК, мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей в Бутырской тюрьме»

Через два дня, 22 августа 1937 года, Федора Федоровича арестовали.

Евдокия Федоровна вспоминает:

«Был месяц, август, овес тогда убирали. Пришли к нам домой два милиционера и два понятых, показали ордер и сделали обыск. Дома были отец, мать и я. В сундуке у отца нашли ключи от церкви, деньги. Отец говорит: «Это деньги немой, сын копит на дом». Стали все переворачивать, найти мои письма и стали читать. Составили протокол, я подписалась. И забирают отца. Я заплакала, а мили­ционер, хороший был человек, успокоил: " Не плачь, до милиции довезут и отпустят». По воспоминаниям Марии Федоровны, « отца посадили на табуретку, и давай все искать в сундуке и кроватях. Потом сказали «Вы арестованы» и повели к машине, даже не дали нам проститься. Тятя только сказал матери: «Матрена, не плачь. Знать, такая моя судьба на старости лет». Федору Федоровичу было 63 года.

Сначала его содержали в камере предварительного заключения в Голицине, затем перевели в Звенигородскую тюрьму.

Из допроса:

«Вы обвиняетесь в том, что проводите среди верующих контрре­волюционную деятельность, направленную против существующего строя. Следствие требует от Вас дать правдивые показания.»

«Никогда я среди населения контрреволюционной деятельности не проводил».

— «Кто у Вас был в доме 1 июля 1937 года? »

Федор Федорович ответил, что съезжались священники из соседних приходов, но разговоров на политические темы не было.

«Когда еще у Вас собирались служители религиозного культа? »

Федор Федорович ответил, что по случаю церковного праздника Боголюбской иконы Божией матери кроме 1 июля 1937 года служители культа собирались у него в доме 1 июля 1936 г.

«Следствием установлено, что Вы вместе с другими церковниками проводите контрреволюционную деятельность, направленную против существую­щего советского строя. Требую от Вас дать правдивые показания по данному вопросу! »

«Контрреволюционной деятельности, направленной против существую­щего советского строя, я не проводил и не провожу».

Этим допросом следствие было завершено. Все это время родствен­ники Федора Федоровича носили ему в Звенигородскую тюрьму передачи, их принимали, но свидания не давали. Однако иногда им удавалось

переговорить с ним через тюремное окно.

Федора Федоровича посадили сначала в Бутырскую тюрьму, затем перевели в Таганскую. 17 сентября лейтенант госбезопасности П. Столетов подготовил обвинительное заключение по следственному делу №14986 по обвинению Гусева Ф. Ф. по ст. 58 п. 10 ч. 1 УК. В нем сказано, что Гусев Ф. Ф, «вел среди колхозников контрреволюционную деятельность, распространяя гнусную контрреволюционную клевету против Соввласти, выступал в защиту расстрелянных врагов народа, высказывал террористические настроения в отношении членов советского правительства». На основании этих измышле­ний следователь постановил представить следственное дело на рассмотрение судебной тройки при Управлении НКВД по Московской области.

11 октября 1937 года тройка УНКВД постановила: «Гусева Ф.Ф. заключить в исправтрудлагерь, сроком на десять лет, считая срок с 24.8.37 г.».

Федор Федорович был направлен в Амурскую область, в Югвостлаг. Родные получили от него несколько коротких писем, которые под его диктовку писали такие же как он осужденные, потому что сам он писать не умел. Сообщал, что работает сторожем в лагерном огороде. В последнем письме написал: «Пухнут ноги, опухоль дошла выше колен. Чувствую себя плохо, наверно, умру на чужой земле».

Скончался в Югвостлаге 1 февраля 1940 года и был погребен в безвестной могиле.

В 1996 году был реаби­литирован.

16 июля 2005 года был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Использованные материалы

  • Житие мученика Феодора (Гусева) из книги «Мученик Феодор». Храм Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, с. Сидоровское Одинцовского района Московской области. 2006 г.
    • http: //www.obschina.info/index.php? do=static& page=feodor

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из Соборного послания апостола Иакова, брата Господня: 1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.

2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, 3и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, - 4то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?

5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?

6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?

8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете.

9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.

10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.

11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.

12 Та́ к говорите и та́ к поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Против лицеприятного отношения к людям, исходя из их состояния, а также раболепного обращения к людям состоятельным. Хоть сегодня, скорей, распространено предубеждение к людям богатым, ибо богатый, в глазах людей – это, по умолчанию, вор и разбойник, но и в наше время эта тема актуальна, особенно, когда дело касается желания кого-либо получить финансовую помощь на какое-нибудь дело. Тогда обиваются пороги разных организаций, да богатых домов, притом, что богатые подчас менее охотно творят добрые дела, чем люди бедные, произносится много льстивых слов. Но любовь к ближнему у нас должна быть без всяких «но», без всякого деления по предубеждениям. Об этом апостол и пишет…

Евангелие (от Марка): 1Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

2Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

3Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

4Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

5Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

6В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

7Посему оставит человек отца своего и мать 8и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они

уже не двое, но одна плоть.

9Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

10В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

11Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12и если жена

разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

13Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.

14Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

15Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

16И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

17Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

18Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.

19Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.

20Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.

21Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

22Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: || как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.

28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою.

29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́ мли, ради Меня и Евангелия, 30и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.

31 Многие же будут первые последними, и последние первыми.

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним: 33вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, 34и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

35Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

36Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

37Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

38Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

39Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.

41И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

42Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

43Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́ льшим между вами, да будем вам слугою; 44и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

45Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

И снова наше внимание акцентируется на словах Христа о богатстве. Разумеется, не богатство губит, а пристрастие к нему. Трудно богатому войти в Царство Божие не потому что оно плохо, но потому что редко кто смог преодолеть искушения, связанные с богатством, редко кто не купил на богатство это ада вместо рая, как пишет святитель Николай (Велимирович). Очень велик соблазн тратить имеющиеся в распоряжении деньги не на помощь нуждающимся, а на свои мелкие страсти и страстишки. Увы, страсть к приобретению благ, притяжение к материальным благам имел всякий, кто хоть когда-нибудь зарабатывал деньги, как и соблазн потратить их на разные прихоти. Но если что-то для человека становится более важным, то остальное отходит на второй план. Соответственно, если главным для человека становится приобретение богатства, то все остальное, в том числе, отношения с Богом, становится вспомогательным, ему уделяется внимание лишь постольку, поскольку эти факторы помогают осуществлению главной цели. Если же возникают противоречия, то второстепенным, с точки зрения человека, можно пренебречь. Так, если заповеди мешают приобретению материальных благ, то они игнорируются. Именно это и мешает вхождению в Царство Божие. Спасались же те богатые, что воспринимали богатство, как возможность послужить Богу, помогая ближним. Но страсть к стяжательству может одолевать и людей не очень богатых и совсем не богатых. Потому слова эти касаются всех нас. Слова эти удивляют учеников, привыкших относиться к богатству, как признакам праведности, как об этом пишут книги Притч и Премудростей Соломоновых. Но если даже богатство, которое иудеи воспринимали не как Крест, а как благословение Божие, не спасает, то кто же спасется? И Господь отвечает, говоря, что человек своими силами не может спастись, но Бог спасает его. Однако Бог не будет спасать человека без его желания, потому он и сам должен приложить усилия. И здесь апостол Петр спрашивает о том, что же будет с ними, оставившими все ради Него. И Господь говорит обетование, и сегодня касающееся всех, кто оставит мир ради служения Богу. В первую очередь, это касается монашество, ведь монахи буквально следуют этим словам Христа. Но это не повеление, а обетование награды тем, кто изберет этот путь, ведь не все смогут понести это бремя, но лишь те, кому это по силам. «… Иные, слыша слово Христа, оставляли родных и дома…, но мы и этого от тебя не требуем. Оставь только злые привычки, и ты можешь, оставаясь дома, со своими [родными], удобно спастись …» - пишет по этому поводу святитель Иоанн Златоуст.

И чтения праздника преподобного Макария. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́ те друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны, ) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носи́ те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Дела плоти и плоды духа. Апостол призывает к величайшей высоте, дабы каждый сделался сосудом Духа Господня, каким являлся и сам апостол, так как если этого не будет, то место в нем займет иной дух….

 Но путь к этой высоте лежит через многие труды, через отвержение своих греховных влечений, что апостол назвал «распятием плоти», да это сравнение справедливо, так как многие греховные навыки сделались для человека естественными, поэтому для их искоренения требуется борьба с самим человеческим естеством. Но иного способа достичь цели нет….

Евангелие (от Матфея): 27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Иго Господне благо и бремя Его легко, но путь к осознанию этого лежит через многие труды, ибо для этого следует всецело предаться в руки Божии, стать на путь Господень и не сходить с него. Кто может сказать, что делает это? Никто. Лишь только ослепленный гордостью ум может дерзнуть сказать такое, но это будет чудовищная ложь. Правда же состоит в том, что ни один человек не свободен от греха, а многие греховные навыки сделались естественными для падшей природы человека и это открывает то, какую борьбу предстоит перенести тому, кто хочет познать истинность слов Христовых. И лишь в конце этой борьбы, когда страсти отступят и Благодать Божия воцарится в нем, тогда он познает легкость бремени Христова…. Увы, нам с вами до этого далеко, однако именно поэтому нам и читается данный текст, дабы дать нам параметр той высоты, к которой мы призваны стремиться.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь