Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Приемы воспитания в красной армии



 

В самих приемах военного воспитания коммунисты не придумали нового. Они использовали старые способы влияния на человеческую душу: религию, патриотизм, знамя, лозунги, форменную одежду, сомкнутый строй, музыку, пение, внешность начальника.

Их религия — «Ленинизм». Заветы «Ильича» — их заповеди.

В старой Русской казарме в каждом помещении роты, эскадрона, сотни, батареи и команды, в красном почетном углу был более или менее богато украшенный образ святого, покровителя роты. Перед ним горела лампадка, стояло паникадило, и солдаты возжигали по праздникам свечи. Когда солдаты старой Императорской Армии получали свое скудное жалованье, они бросали медяки на поставленную фельдфебелем тарелку — «на ротный образ». Вечером к нему лицом обращалась рота, и перед ним пели «Отче наш» и «Спаси Господи люди Твоя». Две трогательные молитвы. Без них было бы тяжело солдату проститься с тяжелым трудовым днем.

Теперь в каждом помещении красноармейской казармы есть свой «Ленинский уголок». Он задрапирован красным кумачом, там стоит бюст Ленина или висит его портрет, лежат коммунистические брошюры, висят плакаты с «заветами Ильича». Там собирают Русских крестьян и рабочих, учат петь Интернационал и молиться новому богу злобы и ненависти — Ленину. А попробуй кто не помолиться? Эти уголки видали кровавые расправы и трупы, лежащие перед изображением «апостолов коммунизма».

Вместо патриотизма — общемировой рабоче-крестьянский союз с алым знаменем и двумя символами сокрушительной работы — серпом, снимающим другими посеянный урожай, и молотом, сокрушающим и раздробляющим другими построенные здания.

Все в красноармейском ритуале направлено к тому, чтобы поразить ум, парализовать волю и завладеть чувством красноармейца.

Политический комиссар… Откуда только набирают большевики эти отвратительные, большей частью нерусские хари со сбритыми усами и со всеми признаками вырождения для внушения страха красноармейцам? В кожаной шапке «комиссарке» с алой звездой, в кожаной куртке, в кожаных штанах, с двумя, тремя тяжелыми револьверами на поясе и за поясом — Маузерами, Парабеллумами или Наганами — он одним своим видом, одною своею громадною властью подавляет воображение красноармейца и доводит его до гипноза. Этот «политком» влияет не только на серую массу призывных, но и на молодых краскомов и на самих начальников.

За ним стоит таинственная сила коммунистической ячейки и вся система сыска и доносов…

Это такая страшная психология, что кто ее не пережил, тот ее не поймет.

Франтоватые, в рубашках с косыми, под стрелецкие нашивками, в красных галиффе краскомы, расшитые по воротнику и рукавам золотыми и алыми звездами, квадратами и ромбами, грубые и фатоватые — «товарищи командиры», с которыми красноармеец никогда не знает, где кончается панибратство, когда можно ходить «в обнимку» с товарищем командиром, и где наступает страшное «молчать — не рассуждать», каждую минуту могущее кончиться смертью, — загадочны, непонятны и страшны красноармейцу.

Мы не ошибаемся, если скажем, что красная армия живет как бы в гипнозе вечного страха перед своим начальником.

В этом гипнозе она готова исполнять малейшее желание своих вождей. Ее сбивают на митинги. На этих митингах она выносит самые бессмысленные постановления. Она жжет чучела, изображающие Черчилля и Чемберлена, жалует званием «почетного красного рулевого» рабочего-металлиста Ворошилова, избирает почетным казаком Оренбургского казачьего войска Лейбу Бронштейна.

Как зачарованная дьявольским внушением толпы, красная армия невменяема и податлива ко внушению. Когда кончится это внушение, когда распадутся эти чары, она сама ужаснется тому, что она наделала, она будет жадно искать пути к исправлению и этот путь уже смутно там намечается — путь национальной Русской России.

Там, в этой отрезвевшей красноармейской толпе, потребуются весь разум офицера, весь запас знания, вся сила воли, все самое страстное чувство веры в Бога и любви к Родине, чтобы перевоспитать эту толпу и создать из нее опять славную Российскую Армию.

В эти страдные, но и великие дни во весь рост, во всю высоту и величие встанет значение офицера, как вождя, начальника и воспитателя.

 

Воспитание офицера

 

В современной армии с ее короткими сроками службы, с ее контингентами, составленными из людей самых различных убеждений, настроений и верований, в громадном большинстве с атрофированной верой в Бога и с неясным чувством любви к Родине, в этой армии, не желающей воевать, не любящей военной службы, смотрящей на нее, как на тяжелую, нудную и ненужную повинность, как на отрыв от своего дела и личного благополучия, — на офицера и сверхсрочного унтера ложится тяжелый труд перевоспитать всех тех, кого еще можно перевоспитать, и заставить повиноваться тех, кого перевоспитать невозможно.

Страх наказания за неисполнение приказания, наказания, быстро следующего за проступком, налагаемого без суда, властью начальника, — иными словами, продуманно составленный дисциплинарный устав ложится в основание воинского воспитания всех армий. Но, как бы строг ни был дисциплинарный устав, везде дающий право начальнику употребить оружие для побуждения неповинующихся в исключительных случаях, он бессилен, если, с одной стороны, офицер не будет поставлен в такие условия, чтобы самая мысль о неисполнении его приказания не могла возникнуть в голове солдата, а с другой, сам он не будет уметь так держаться, чтобы одним своим видом внушать солдату повиновение.

В грозные часы боя офицер должен уметь владеть собою, подавить в себе чувство страха и внушить своим подчиненным веру в себя.

Это даст ему прежде всего глубокая, искренняя вера в Бога и в будущую жизнь. Тот офицер, который умеет так верить и внушить такую веру своим солдатам, всегда будет образцом доблести на любом посту, великом или малом. Таким был Суворов — такими были на последней войне доблестные герои Ахтырцы, братья Панаевы…

Офицер должен быть военно-образованным человеком. Знание свойств всех видов оружия и современной техники и знание действий на войне и свойств всех родов войск, — иными словами, знание всей сложной военной техники, артиллерии, тактики и стратегии помогут офицеру разбираться в обстановке. Для него не будет ничего неожиданного и непонятного, а следовательно, и страшного. Знание военного дела поможет ему в бою толково работать, занять себя и своих людей, а следовательно, убрать докучную мысль о ранении и смерти. Знание даст ему уверенность в себе, то есть повысит его душевную напряженность, даст ему энергию для действия и укрепит веру в него его людей.

Образованный, знающий офицер как в бою, так и в период мирного обучения будет влиять на своих солдат, будет авторитетом для них, и это облегчит ему овладение коллективной душой своей части, поможет ему внушить ей высокие идеалы мужества и храбрости.

Без образования, без знания не может быть офицера. Одной храбрости мало.

Офицер никогда не товарищ солдату, но всегда его начальник.

Он может быть братом солдату, питать к нему чувство любви, какое питал, например, полковник Л. Гв. Гренадерского полка Моравский, ночью ходивший в секреты, чтобы своим присутствием ободрить и успокоить солдата, лежащего ночью в томительной неизвестности и вблизи от неприятеля. Он может и должен братски делиться с солдатом всем и помогать ему советом и словом ободрения. Он должен, как отец, заботиться о подчиненном, непрестанно о нем думая и опекая его, но он никогда не может и не должен становиться с кем в товарищеские, панибратские отношения. На этом и споткнулась красная армия. Она, объявившая, что краском является товарищем красноармейцу вне службы, десятый год не может наладить ни внутреннего порядка в частях, ни настоящей дисциплины. Если вечером в кинематографе или танцульке краском ходит обнявшись с красноармейцем и ухаживает за теми же девицами, то днем в казарме он слышит на замечание: «почему не подметена казарма?» ответ: — «сам подмети». А в бою ему приходится стрелять в спины, чтобы заставить идти вперед. В красной армии это уже учитывают и воен-мор-комиссар Ворошилов свое благодарственное письмо команде линкора «Марат» подписал уже не «с товарищеским приветом» и не «с коммунистическим приветом», но «с братским приветом».

Генерал Ольховский в своей прекрасной брошюре «Воинское воспитание» рассказывает следующий поучительный случай.

Командующий войсками Киевского военного округа генерал Александр Романович Дрентельн производил смотр полку. После смотра полку он принял приглашение на завтрак в офицерское собрание. Командир полка провозгласил тост за здоровье «Его Высокопревосходительства Командующего войсками генерал-адъютанта Дрентельна». В конце завтрака какой-то подпоручик, находившийся в размягченном душевном состоянии, подобном тому, в каком находился Купринский Ромашов во время церемониального марша, под влиянием смотра, ласковых слов начальника, музыки, речей и вина встал и воскликнул: — «Господа, выпьем еще раз за здоровье Александра Романовича»! — «Позвольте, позвольте! — остановил его Дрентельн. — Тут нет Александра Романовича. Я и в бане командующий войсками!»[26]

То, что офицер всегда есть начальник, накладывает прежде всего тяжелую узду на самого офицера. Он никогда, вот уж именно даже и в бане, не должен забывать своего офицерского достоинства.

Наш старый устав, титуловавший офицера «ваше благородие», «ваше высокоблагородие» — постоянно напоминал этим и подчеркивал моральное превосходство офицера и его обязанность благородно себя вести, благородно поступать, быть рыцарем.

В силу этой же моральной обязанности офицера вести себя «по-благородному» в наш старый дисциплинарный устав был введен кодекс об офицерском суде чести, допускавший узаконенные дуэли. Этим способом и солдатам, и офицерам указывалось, что для офицера честь (невесомое) дороже жизни (материального, весомого).

Отсюда один шаг к очень сложному и острому вопросу — о ношении форменной одежды, мундира вне службы.

Защитники ношения штатского платья вне службы обыкновенно говорят, что это дешевле. Неправда. Прилично одеваться в штатское платье стоит много дороже, чем быть хорошо одетым в военном платье. Кроме того, надо уметь носить штатское платье, надо следовать моде, а на это у офицера нет ни времени, ни средств. Причина ношения штатского платья офицерами другая. Это грозная, страшная, неохотно признаваемая причина, заключающаяся в желании оградить офицера от возможных эксцессов со стороны лиц, враждебно настроенных к государственной власти.

Психологически это очень скверно. Заранее, еще до войны, до того момента, когда под влиянием страха за свою целость и жизнь, общество обратится в психологическую толпу, массе уже незаметно внушается мысль, что она что-то может сделать с офицером, что офицеру лучше не показываться среди нее в своей форме. Равно и офицеру тем самым внушается страх перед теми людьми, которыми ему придется командовать. Создается очень нездоровая атмосфера, развращающая толпу и дурно влияющая на офицеров. Мне лично пришлось видеть, как в Париже на улице Rivoli кондуктор автобуса ударил и вытолкал с площадки лейтенанта в форме. Публика была на стороне кондуктора, и было непередаваемо тяжело видеть побитого офицера, уходящего под смех толпы. В день похорон Жореса военному министру Франции пришлось бегом спасаться в Палату депутатов от криков, брани и угроз толпы. За это во дни войны придется некогда платить большою кровью, как уже пришлось заплатить Франции перед страшными Марнскими днями.

Правильнее поступит то государство, которое, обязав офицера носить форму всегда и везде, воспитает свое общество в уважении к военному мундиру, оградит суровыми законами неприкосновенность мундира и даст право офицеру оружием защищать свою честь, в свою очередь обезопасив общество от злоупотреблений с обратной стороны.

Мундир, отдание чести, «ты» при обращении к нижнему чину — все это так легко отметенное в дни революции как ненужные цацки, как «игра в солдатики», унижающая человеческое достоинство, — все это оказалось потом не таким простым, ибо во всем этом было то незаметное воспитание духа, без которого нельзя создать солдата.

Когда так просто и легко сердечное «ты» мы заменили холодным «вы», следуя требованиям невменяемой толпы, — мы незаметно сделали офицера только начальником, но уже не братом или отцом.

Я не буду долго касаться этого вопроса. Но я представляю себе покойного героя полковника Моравского. Ночью в осеннюю стужу он прокрался к своим часовым, лежащим в пятистах шагах от неприятельской цепи. Там охотники Иванчук и Сыровой, его фельдфебель и горнист. Как лучше сказать ему?

— Иванчук, вам холодно? Вам страшно… Ничего… Я с вами. Или

— Иванчук, тебе холодно… Потерпи, дорогой. Вместе потерпим…

 

Старший начальник

 

Положение старшего начальника в современном бою нелегко. Бой раскинулся на многие версты. Старший начальник находится далеко от поля сражения.

В былое время начальник к моменту атаки лично вел резервы к линии боя. Они шли с барабанным боем, с музыкой, с распущенными знаменами. У Наполеона крики: «Vive l'Empereur!», несшиеся по всем линиям, поднимали дух французской армии и понижали дух армии противника.

Теперь это невозможно.

Но начальник — психолог и в современном бою прибережет к моменту атаки несколько тяжелых и легких батарей, несколько десятков танков и броневиков, и в нужную минуту грозная музыка вдруг загремевших новых батарей подымет дух его войск и понизит дух противника не хуже, чем крики «Vive l'Empereur» поднимали дух Наполеоновских войск. Ползущие, переваливаясь по окопам, наши танки, их выстрелы, шум пропеллеров наших самолетов в воздухе, треск пулеметов на скрипящих цепями броневиках, — вот та музыка, тот оркестр современного начальника, который он пошлет вместе с резервами в бой. Умеющий разбираться в духовной стороне жизни человека и толпы начальник сохранит этот запас для последней минуты и пошлет в решительный момент сражения.

Теперь старшему начальнику редко удастся, как Скобелеву, на сером коне, в распахнутом пальто кинуться с атакующими цепями. Старший начальник принужден беречь себя, ибо смерть или ранение его тяжело отзываются на подчиненных войсках. Однако, есть моменты, когда и старшему начальнику нужно для поднятия духа армии уметь рисковать собою. Психологически — удаление штабов должно быть минимальным. Для штаба полка — это линия дальнего ружейного огня, 2 версты от неприятеля. Для штаба дивизии — не далее 4-х верст, для штаба корпуса — не далее 8 верст. Более далекое расстояние уже скверно влияет на войска. В предвидении боя начальник должен появиться на ответственных участках позиции и показать себя войскам. Он должен расстаться с автомобилем, сесть на коня, а, где нужно, — пройти пешком. Надо, чтобы люди видели его, рассматривающим не издали, а вблизи, тот путь, по которому они пойдут. Начальник, приехавший на позицию во время артиллерийского обстрела, не может уехать до окончания обстрела. Спокойно должен он стоять или ходить по окопам, шутить с солдатами, не кланяться разрывам, смотреть в бинокль, держа его не дрожащей рукой. Во время газовой атаки он должен в противогазе быть на виду у своих людей, на пораженном участке. Тут нет вопроса — разумно это или нет. Это поднимает дух, это создает обаяние вождя. И когда скажет такой вождь по телефону или даже по аппарату Юза: «вперед», — его приказание исполнят.

Флюиды веры в себя так же, как и флюиды колебаний и сомнений, излучаются и с ленты Морзе или Юза, и от беспроволочного телеграфа. Когда начальник подходит к аппарату, чтобы начать диктовать дежурному телеграфисту приказание или донесение, он должен обдумать каждое слово, чтобы ни лишние слова, ни промежутки на ленте не выдали его колебаний. Самые слова должны быть спокойные, твердые, уверенные, подобные тем, какие были некогда сказаны в приказе Азовскому пехотному полку о штурме Праги. В приказании не должно быть никаких «если», никаких «может быть», никаких «попробуйте». Везде повелительное наклонение, но это повелительное наклонение должно быть взвешено, продумано и возможно к исполнению. Надо требовать минимум того, что части могут дать, но требовать исполнения этого минимума бесповоротно и блестяще. Так воспитанные войска, когда нужно, дадут и максимум.

Не всегда же придется работать в нездоровой обстановке войны, воспитывая солдат в боях, как то пришлось делать Добровольческой Армии. Это исключение. Правило же говорит нам, что перед войною у нас долгие годы воспитания и обучения и чем лучше мы обучим и воспитаем армию, тем вернее мы обеспечим себе мир.

При воспитании армии начальник должен помнить, что в боевой обстановке будет исполнено лишь то, что привыкли исполнять в мирных условиях.

Начальник должен знать, что страх неизбежно овладеет его солдатами. Когда овладеет ими страх, они будут делать машинально, рефлекторно лишь то, что они привыкли делать. Исполнять команды, рассыпаться в цепи, применяться к местности, окапываться, ставить прицел. Чем выше обучение, чем более натасканы солдаты, тем скорее они овладеют собою.

На войне неизбежны лишения. Не доставят во время провианта — голодай! На войне придется переносить холод и страдать от грязи, от дождя и снега. Промокшее, иззябшее тело разумными, никогда не отменяемыми из-за погоды или усталости учениями и маневрами закалить солдата, памятуя Суворовское правило: «тяжело на ученьи — легко на походе».

Начальник еще в мирное время должен выработать в себе волю и уменье владеть собою. Он должен принять определенную военную доктрину и уверовать в нее, то есть твердо знать, что нужно и чего не нужно, что важно и что мелочи, без которых можно обойтись.

Грядущая война будет беспощадна. Никакая Лига Наций ее не остановит и не предотвратит. Идея вечного мира и арбитража — сладкая, вредная и опасная утопия… Будущая война не будет считаться ни с какими конвенциями и не будет щадить ни мирных жителей, ни женщин, ни детей. Достижения техники стали огромны и враг, конечно, прежде всего попытается расстроить эту технику. Налеты аэропланов на столицы и фабрично-заводские центры, разрушение в них таких министерств, как министерства путей сообщения, продовольствия, финансов, торговли, взрывы банков и фабрик, физическое уничтожение или внесение паники среди сложного бюрократического аппарата чиновников, газетных деятелей и рабочих, сеяние среди них смуты, «пораженчества», агитация среди низших служащих, призыв их к неповиновению, забастовки, террор — вот что пойдет в ход в будущей войне наряду с великолепной техникой и благодаря ей.

Большая доля сражений перенесется в тыл, всегда шаткий и слабый.

При такой войне еще большее, чем прежде, значение имеет дух всего народа, сопротивляемость не только армии, но и общества, его моральная сила. Война пойдет на истощение нервов. У кого нервы окажутся крепче, тот и выдержит.

В настоящее время на офицера ложится громадная работа оздоровления расшатанной атеизмом, социализмом и материализмом, этими гнилыми учениями нашего века, народной души. Офицер должен быть всегда на своем посту — пламенным проповедником, защитником Родины и ее чести, в казарме. Святый храм — твердыня доблестям неодолимая. Что дерево без корня, то почитание ко власти земной без почитания ко власти Божией: воздай честь Небу, потом Земле.

Дух укрепляй в вере отеческой православной: безверное войско учить — что железо перегорелое точить. Тонка щетина, да не переломить; так чудо-богатыри — покой, опора и слава отечества; с нами Бог!

И великие дела криводушных гаснут.

Победи себя — будешь непобедим…

Субординация… экзерциция… дисциплина… Чистота… здоровье… опрятность… Бодрость… смелость… храбрость…

Победа! Слава!.. Слава!.. Слава!»

 

П.Краснов. Душа Армии. Очерки по военной психологии. — Берлин: Медный Всадник, 1927.

 

 


[1] (К. Попов. Воспоминания Кавказского гренадера 1914–1920 г. Стр. 22–25.)

 

[2] (Ген. Головин. «Из истории кампании 1914 года на Русском фронте. Стр. 211–212.)

 

[3] (Ген. Головин. Из истории кампании 1914 года на Русском фронте. Стр. 190)

 

[4] (Белогорский. Марсова маска. Изд. «Медный Всадник». Стр. 182–185.)

 

[5] (К. Попов. Воспоминания кавказского гренадера. Страницы 142 и 143.).

 

[6] (И. Калинин. «Русская Вандея». Стр. 167–168.)

 

[7] (Ев. От Матфея, Глава 17 ст. 1–4.)

 

[8] (Проф. Н. Н. Головин. Кавалерийское сражение у д. Волчковце.)

 

[9] (Н.Н.Головин. «Исследование боя», стр. 120–121.)

 

[10] (Н.Н. Головин. «Исследование боя», стр. 113.)

 

[11] (Гр. Л.Н. Толстой. «Война и Мир"». Изд. Ладыжникова. Том III, стр. 9.)

 

[12] (Гр. Л. Н. Толстой. «Война и Мир». Том III, Изд. Ладыжникова, стр. 121.)

 

[13] (Селиванов. «Петровцы на Путиловской сопке», стр. 21.)

 

[14] (Первые слова полковой песни-марша.)

 

[15] (Н.Н.Головин, «Исследование боя», стр. 145-146-147.)

 

[16] (Гр. Л.Н.Толстой. «Война и Мир». Изд. Ладыжникова. Т. II, стр. 341 и 347.)

 

[17] (А.Куприн. Поединок. Московское книгоиздательство. Стр. 284–287.)

 

[18] (Распутин, сепаратный мир с Германией, измена генералов, шпиономания и т. д.).

 

[19] (Генерал Н.Н.Головин. Из истории кампании 1914-го года на Русском фронте. Стр. 28, 29, 30.)

 

[20] (Гр. Л.Н.Толстой. «Война и Мир». Изд. Ладыжникова. Том III. Стр. 268–269.)

 

[21] (Грошев. «Нечто о духовном элементе».)

 

[22] (General Bonnal. «La psychologie militaire de Napoleon». La Revue Hebdomadaire. # 8. Fevrier 1908. Page 433.)

 

[23] (Генерал Головин. Тактика в задачах. Стр. 98–99.)

 

[24] (Colonel Lebaud. Education moral du «Soldat de Demain». Pages 72–75)

 

[25] (Гершельман. Нравственный элемент в руках Скобелева.)

 

[26] (П. Ольховский. «Воинское воспитание». Белград. Стр. 23.)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.077 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь