Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Зарождение воспитания в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса.
20.История образования и развития педагогической мысли История образования и педагогической мысли является отраслью педагогической науки и учебной дисциплиной. Как учебная дисциплина она изучает состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества. Учебная дисциплина «История образования и педагогической мысли» логически связана с основными курсами педагогики и психологии и имеет целью на историко-педагогическом материале проанализировать возникновение, развитие различных педагогических явлений, их связь с конкретно-историческими условиями развития общества и философскими, мировоззренческими позициями авторов педагогических течений и концепций. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих учебных задач: - показать общечеловеческий и конкретно-исторический характер развития воспитания и образования как особого вида человеческой деятельности; - раскрыть сущность и содержание различных педагогических систем; - проследить логику развития зарубежной и отечественной педагогической мысли, выявив общие черты и принципиальные отличия; - помочь самовоспитанию и профессиональному становлению студентов педагогических специальностей и совершенствованию у них навыков самостоятельной исследовательской работы. На современном этапе мировая наука предлагает ряд концепций происхождения воспитания. 1. Эволюционно-биологическая теория (Шарль Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас). Представители данного направления считали, что воспитательную деятельность первобытного человека необходимо отождествить с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. Поэтому воспитание в большей степени является природным, а не социальным явлением. 2. Социально-психологическая теория (Пауль Монро) объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражать взрослым. Американский профессор педагогики Пауль Монро в свое время утверждал, что решающее значение в воспитании принадлежит социальному окружению человека и заложенной в нем от рождения способности к подражанию. «Мир первобытного человека, - писал П. Монро, - сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь непрогрессирующее приспособление к среде» [Торосян, С. 16]. 3. Трудовая теория (Карл Маркс, Фридрих Энгельс) согласно которой, происхождение воспитания связано с объективной потребностью первобытного человека передавать накопленный опыт подрастающему поколению в процессе трудовой деятельности. Будучи материалистами К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что воспитание возникло с момента использования человеком первого орудия труда, то есть труд создал человека и стал основным условием его развития. Воспитание как особый вид человеческой деятельности появилось в первобытном обществе около 40 – 35 тысяч лет назад. К этому периоду на Земле появляется разумный человек современного физического типа (homo sapiens). Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Характерной особенностью первобытного общества были общий труд и собственность, отсутствие эксплуатации и классов, коллективный быт, общие дети, отсутствие специально организованных форм воспитания. Целью воспитания была подготовка ребенка к удовлетворению практических потребностей, то есть овладение простейшими трудовыми навыками (охота, ловля рыбы, изготовление оружия и одежды, обработка земли) и включение подрастающего поколения в коллективный труд. Воспитание в первобытном обществе условно делится на три самостоятельных периода: воспитание в дородовой обществе; воспитание в родовой общине; воспитание в период разложения первобытного общества. Воспитание в дородовом обществе носило крайне ограниченный и примитивный характер. Оно было коллективным, всеобщим, стихийным, бессистемным, утилитарным, прикладным. Дети были общими, принадлежали всему роду, с детства активно участвовали в жизни общины. В труде и повседневном общении с взрослыми они усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять религиозные обряды. Разделение труда и социальные функции на стадии дородового общества основывались на естественнобиологическом фундаменте, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами (женщина – мать и хранительница семейного очага, мужчина – добытчик и воин). Поэтому мальчики вместе с взрослыми мужчинами отправлялись на охоту и рыбную ловлю, изготавливали орудия труда и оружие, защищали племя от врагов. Девочки, в свою очередь, с опытными женщинами занимались собирательством, готовили пищу, шили одежду, оберегали очаг и т. д. Дородовое общество делилось на три основные возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда (активные и трудоспособные члены общины); пожилые и старики не участвующие в активной трудовой жизни общества. За каждой возрастной группой были закреплены особые правила поведения, права и обязанности. Ребенок изначально попадал в общую группу сверстников, где под присмотром пожилых членов общины приобретал первый социальный опыт и трудовые навыки. Несмотря на то, что дети в дородовой общине строго подчинялись требованиям старших и интересам рода, они пользовались достаточной свободой и самостоятельностью. Наказания использовались крайне редко. Детям предоставлялась возможность на собственном опыте убедиться в истинности или ложности выдвинутых идей и познакомиться с различными сторонами общественной жизни. Расширение трудового опыта людей, появление на определенном этапе развития человеческого общества скотоводства, земледелия, ремесел, что привело естественным образом к усложнению процесса воспитания, которое приобрело в родовой общине более многосторонний и планомерный характер. Именно в родовой общине возникла объективная необходимость в организованном воспитании, которое стало выделяться как особая формаобщественной деятельности. Родовая община поручила воспитание подрастающего поколения пожилым, наиболее опытным членам общины. На данном этапе расширяется объем и содержание передаваемых знаний. Наряду с приобщением детей к трудовой деятельности их знакомят с зачатками военного и нравственного воспитания, с правилами религиозного культа, обучали простейшему письму. Вхождение молодых людей во взрослую жизнь сопровождалось особыми торжественными испытаниями, «посвящениями» или инициациями, во время которых проверялось умение переносить боль, лишения, проявлять храбрость и выносливость. Эти испытания проводились публично в присутствии старейшин рода и носили нравственную, религиозную и сексуально-этическую направленность. В IX - VIII тыс. до н. э. в ряде регионов мира, в частности Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение и растет дифференциация труда, усложняется социальная структура общества. В период разложения первобытного общества основной социальной ячейкой становится моногамная семья. С появлением семьи и семейного воспитания значительно увеличивается период детства. Забота, уход, а также воспитание младенца в первые годы жизни закреплялось за матерью. Данные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание приобретает планомерный и многосторонний характер, становится сословно-семейным. Развитие производительных сил, усложнение орудий труда, появление частной собственности и господствующих групп населения (жрецов, вождей, старейшин рода) привело к разделению физического и умственного труда. Физический труд оставался уделом низших классов, а умственный труд был сосредоточен в руках высших слоев общества и стал их исключительной привилегией. Этим объясняются значительные различия в воспитании представителей различных страт – вождей, жрецов, воинов, других членов общины. Такие необходимые и ценные знания как обмер полей, предсказания природных явлений, приемы лечения людей и животных и пр. привилегированные слои населения стремились сосредоточить в своей власти и передать своим детям по наследству. Начавшееся на исходе первобытной истории разделение умственного и физического труда вызвало к жизни появление новой специальности – учителя. В связи с острой необходимостью сохранения и передачи достаточного объема, накопленных в обществе знаний, появлением различных видов письменности (шумерского, китайского, египетского письма) возникает объективная потребность в создании особого социального института – школа. Предшественниками школ, первыми организованными формами воспитания и образования детей и подростков в период разложения первобытнообщинного строя являются так называемые дома молодежи. Дома молодежи стали ответом на необходимость воспитания общественного человека, обладающего определенными трудовыми навыками, умениями, знанием обрядов. Основной формой воспитания в домах молодежи были совместные занятия и игры. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. По мере имущественного расслоения появляются дома молодежи для бедных и состоятельных членов общества. В период патриархально-родового строя дома молодежи становятся все более изолированными для девочек и мальчиков. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам, а обучение девушек ограничивалось лишь подготовкой к ведению домашнего хозяйства. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы