Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Марксистские и постмарксистские школы и направления



Марксизм

Марксизм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине 40-х годов XIX века.

Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:

· учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма),

· материалистическое понимание истории (исторический материализм),

· учение о диктатуре пролетариата (так называемый научный коммунизм).

 

Сам К. Маркс оценивает свой вклад в науку следующим образом: «Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.». См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 28 с 424—427 - Письмо И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 года

 

Начинался марксизм как политическое движение. В 40-х годах XIX века обостряются социальные противоречия в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834, подъём движения английских чартистов в середине 30-х — начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844) [классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план]. В этот период немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс весной 1847 примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов», организованному немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. По поручению общества они составили знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848г. В нём они провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата и привели краткую программу перехода от капитализма к коммунизму.

Учение называется марксизмом, по имени одного из основателей, а не обоих, поскольку основа его – экономический детерминизм общественной жизни. А разработал его экономическую часть, - политическую экономию, -  именно К. Маркс.

 

В творчестве Маркса выделяют два периода:

Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.

Будучи, вместе с Ф. Энгельсом, основателем трудовой теории антропогенеза, К.Маркс утверждает труд в качестве основы человеческой сущности. Именно труд сделал человека человеком – однако в процессе капиталистического производства происходит отчуждение человека от труда. Рабочий отчужден от продукта труда, поскольку продукт является собственностью капиталиста. Во-вторых, рабочий отчужден от процесса труда, поскольку становится «приложением к конвейеру», его участие в трудовом процессе становится механическим, не требующим эмоционального и духовного участия. Вследствие чего происходит отчуждение людей друг от друга – основой отношений становится не кооперация, а конкуренция за рабочие места внутри рабочего класса. А интересы рабочего и капиталиста принципиально противоположны, их антагонизм неустраним, поскольку одни стремятся к удовлетворению общественных потребностей, а другие – к извлечению прибыли.

И в результате, трудящийся воспринимает труд только как источник средств к существованию, перестает воспринимать его как благо и как ценность. Но это и есть отчуждение от собственной сущности – потеря ценности источника этой сущности! С этим необходимо покончить, считает Маркс, и это возможно единственным способом: путем изменения всей системы общественных отношений, порождающей отчужденный труд. Анализу этой системы, точнее этих систем – общественно-экономических формаций, – посвящены работы позднего периода творчества.

Поздний Маркс в центр внимания ставит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.

 

Российский последователь марксизма В. И. Ленин, анализируя его идейные источники, находит таковых три:

- английская экономическая теория (А. Смит, Д. Риккардо);

- немецкая классическая философия (диалектика Г. Гегеля и материализм Л. Фейербаха);

- французский утопический социализм (А. де Сен-Симон, Ш. Фурье)

(статья «Три источника и три составных части марксизма»)

Маркс, взяв за основу эти источники, подверг их критическому осмыслению и переработке. Итогом чего и стал марксизм как новый этап в развитии общественной мысли.

Маркс выступает против распространенного в современной ему Германии «третирования» философии Гегеля и объявляет себя его учеником. Критикуя Гегеля, Маркс ставит вопрос о материалистической переработке его идеалистической диалектики. В своих ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за её умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность. Так, широко известен 11-й тезис Маркса о Л. Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его». Позднее такая позиция вырождается в резкую критику метафизической философии в «Немецкой идеологии».

Оттолкнувшись от учения Гегеля о противоречиях как источнике развития, К. Маркс, будучи социальным философом, интересуется, в первую очередь, социальными противоречиями. А поскольку, под влиянием Л. Фейербаха, Маркс становится материалистом, то источник противоречий он видит в материальных условиях жизни, или в условияхматериального производства.

Основываясь на экономических учениях А. Смита и Д. Риккардо, К. Маркс развивает теорию прибавочной стоимости как основу для экономической эксплуатации человека человеком, которая становится причиной классовых противоречий.  Исходя из этого, К. Маркс создает теорию общественно-экономических формаций. ОЭФ Маркс определяет как определенный уровень развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений. К производительным пилам относятся средства производства, - орудия труда, земля, и т.п., -  и рабочая сила. Производственные отношения – это отношения, возникающие в процессе совместного труда, и они определяются правом собственности на средства производства. В книге "Нищета философии", опубликованной в 1847 г. на французском языке. Читаем: Ручная мельница дает вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница -- общество с промышленным капиталистом (Маркс К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.4. С. 133). Это означает, что состояние практического технологического знания или технологическое качество инструментов и механизмов, используемых в производстве, должно считаться существенной чертой материальных производительных сил, которые однозначно определяют производственные отношения и тем самым "надстройку".

Т. о., движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»). Его сподвижник Энгельс утверждает, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему., вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.

Все известные формации заключают в себе противоречия в виде антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства члены общества разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. В ходе классовой борьбы наиболее могущественный класс создаёт государство, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы этот класс мог господствовать над другими классами общества. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что приводит к революциям (социальным и политическим).

Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовой коммунистической формации.

 

Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс свое учение диалектическим материализмом не называли. Они пользовались понятиями «современный» или «новый» материализм, чтобы отличить свои взгляды от механистического материализма французских просветителей, а также «материалистическая диалектика». Термин диалектический материализм введен русским марксистом Георгием Валентиновичем Плехановым (1856—1918) и закреплён Лениным как официальное название философского компонента советской системы марксизма-ленинизма. Выражение «диалектический материализм» ввёл в научный оборот Иосиф Дицген в работе «Экскурсии социалиста в область теории познания».

Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. В «Анти-Дюринге» Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в «Диалектике природы» подчеркивается, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы».

Карл Маркс не использовал в своих работах термин «социология», ассоциировавшийся в то время с именем Огюста Конта. Он занимался не социологией, а социальной философией, то есть наиболее общими закономерностями развития общества. Однако в современной научной практике принято считать, что работы Маркса оказали значительное влияние на развитие социологии. Воззрения Маркса в значительной степени отличаются от многих других признанных классиков социологии, поэтому его идеи принято выделять в отдельное направление.

Прежде всего, стоит сказать о материалистическом понимании истории: в основе всех социальных изменений лежат не идеи и прочие духовные ценности, а сугубо экономические интересы основных социальных групп общества. Так, в результате конфликта классов по поводу экономических ресурсов и свершаются революции, обозначающие смену общественно-экономических формаций. Другими словами, все изменения в обществе и движение истории происходит в результате разрешения социальных конфликтов, возникающих между господствующим и другими классами общества. Именно на конфликте, по мнению Маркса, построена социальная структура. Таким образом, можно утверждать, что Маркс отвергал идею социального консенсуса, согласно которой единство общества зиждется на социальной солидарности, и утверждал, что общество изначально нестабильно и только благодаря этому внутреннему противоречию живёт и развивается.

В России идеи марксистской социологии получили широкое распространение благодаря Г. В. Плеханову.

Коммунизм

Коммунизм, по мнению Маркса — необходимый этап закономерного развития общества. Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой могут развиться общественные отношения. По мере развития производительных сил общество получает все больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам все больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень общественных отношений. Коммунизм Маркс понимал как высшую ступень развития человечества в аспекте классовых отношений. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил.

В ряде государств в течение тех или иных исторических периодов у власти находились различные политические партии и движения, называющие себя марксистскими, или находившиеся под влиянием марксизма. Марксизм в этих странах зачастую объявлялся официальной государственной идеологией или был таковой де-факто. Далеко не все политики, использовавшие и использующие марксизм для оправдания своих действий, действительно в нём разбирались и были его последовательными и убеждёнными сторонниками. Довольно часто марксизм использовался как идеологическое прикрытие для замыслов и действий, далёких от идей и целей марксизма. Ряд современных исследователей высказывают мнение, что в СССР и некоторых других странах партийная номенклатура использовала марксистские идеи в их догматизированном и вульгарном представлении.

Однако марксистские воззрения имеют своих политических сторонников и в современном мире. Несколько стран сохранили название и жизненный уклад социализма как переходной стадии к коммунизму, и коммунистические партии действуют во многих странах.



Российский марксизм XX в.

· Выготский Л. С.

· Лифшиц М. А.

· Ильенков Э. В.

Российский марксизм XXI в.

· Бузгалин А. В.

· Колганов А. И.

Критика марксизма

По мнению ряда историков и экономистов попытки построить «справедливое общество» на основе классического марксизма не только не жизнеспособны и утопичны, но привели к напрасной гибели миллионов людей во всём мире.[11][12]

Точка зрения о несостоятельности марксизма как науки о развитии общества имеет место и в современном экономическом образовании [13] :

В курсе, который предлагается избравшим его студентам, будет аргументированно показано, почему эта теория за два века существования выявила свою полную несостоятельность. История развивалась совершенно не так, как то представлено в марксистской теории формаций, особенно в той её части, которой в свое время наиболее старательно занимался сам Маркс.

Литература

1. Маркс, Карл, Энгельс, Фридрих Собрание сочинений. Изд. 2. — М.: Изд. политической литературы, 1955—1981 (pdf)

2. Корш, Карл «Марксизм и философия» (1923)

3. Юрий Семёнов «Марксизм и псевдомарксизм» //глава монографии «Россия: что с ней случилось в XX веке»

4. Юрий Семёнов «Философия истории» // Современные тетради, (монография)

5. Перри Андерсон «Размышления о западном марксизме» (монография) — Москва, 1991.

6. Перри Андерсон «На путях исторического материализма»

7. Эрих Фромм «Марксова концепция человека» // Э. Фромм. Душа человека. — Москва: «Республика», 1992. — с. 375—414.

8. Кагарлицкий Б. Ю. Марксизм: не рекомендовано для обучения — Москва: Алгоритм, Эксмо.— (Философский бестселлер)

9. S. D. Shenfield. VLADISLAV BUGERA: PORTRAIT OF A POST-MARXIST THINKER

10. Максимилиан Рюбель Маркс против марксизма. — Москва: НПЦ «Праксис», 2006. — ISBN 5-901606-08-6

11. Каутский, Карл Экономическое учение Карла Маркса 1886

12. Каутский, Карл К критике теории и практики марксизма («Антибернштейн») 1899 (djvu)

13. Розенберг Д. И. Комментарии к «Капиталу» Маркса.

14. Месарош, Иштван По ту сторону капитала: к теории переходного периода

15. Даниэль Герен Анархизм и марксизм

16. Лекции А. Б. Гофмана

17. Владимир Ленин Три источника и три составных части марксизма

18. Владимир Ленин. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма). ПСС, т.26. — с. 43-81.

Критика

1. Людвиг фон Мизес.Социализм. Экономический и социологический анализ. — Москва: «Catallaxy», 1994, — С. 416. — ISBN 5-86366-022-8 (русск.).

2. Поппер, К. Открытое общество и его враги. Т. 1—2. — М., 1992.

3. Поппер, К. Нищета историзма. — Москва, 1993.

4. Рассел Б. Практика и теория большевизма / [Авт. послесл. В. С. Марков; АН СССР, Науч. совет «История революций и социал. движений»]. — Москва: Наука, 1991.

5. Хайек Ф. А. Дорога к рабству.

6. Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма — Москва: Новости, 1992. — ISBN 5-7020-0445-0.

7. Бакунин М. А. Государственность и анархия // Философия. Социология. Политика. — М.: Правда, 1989.

8. Черкезов В. Н. Предтечи Интернационала. Доктрины марксизма. — Пб.-М.: Голос Труда, 1919

9. В. А. Бубнов «Антимарксизм» Санкт-Петербург. 2000 г. ISBN-5-88977-030-7 ЛР N 064064 от 5 мая 95 года



Оглавление

1. Буржуа и пролетарии

2. Пролетарии и коммунисты

3. Социалистическая и коммунистическая литература

1. Реакционный социализм

1. Феодальный социализм

2. Мелкобуржуазный социализм

3. Немецкий, или «истинный», социализм

2. Консервативный, или буржуазный, социализм

3. Критически-утопический социализм и коммунизм

4. Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям

Эта работа оказала сильное влияние на умы мыслителей конца XIX — начала XX века.

Наследие

Некоторые цели, намеченные в Манифесте, уже реализованы в ряде стран, например:

· бесплатное публичное образование и запрещение детского труда;

· прогрессивная система налогов.

Другие цели не достигнуты. Например:

· преодоление отчуждения труда и человеческих отношений;

· преодоление «диктатуры меньшинства (правящих классов) над большинством (пролетариатом)»;

· уничтожение государства как инструмента насилия в руках правящего класса;

· свободное развитие каждого через свободное развитие всех.

В целом «Манифест» является базовым программным документом коммунистических партий всех стран.

Оценки

Академик Пётр Поспелов: «Маркс и Энгельс научили пролетариат всего мира сознавать свои силы, свою великую историческую миссию могильщика капитализма. На место мечтаний о лучшем будущем человечества они поставили науку о революционном преобразовании мира, об исторической закономерности гибели капитализма и создания нового экономического и политического строя, фундаментом которого является общественная собственность на средства производства»[1].

· В 2013 году рукопись Манифеста коммунистической партии включена в реестр «Память мира» (проект ЮНЕСКО) с формулировкой[2]

«Манифест коммунистической партии» и «Капитал» являются двумя из наиболее важных публикаций 19-го века, весьма влиятельные и по сей день.

Переводы на русский язык

· 1869 — первое издание «Манифеста» на русском языке в Женеве. Авторство перевода приписывается Михаилу Бакунину[3], хотя на самой книге переводчик указан не был. Имели место искажения.[3]

· 1882 — издание «Манифеста» в переводе Георгия Плеханова (вышло в Женеве со специальным предисловием Маркса и Энгельса).[3]

· 1903 — перевод «Манифеста», сделанный Владимиром Поссе.

· 1906 — выходит «Манифест» в переводе Вацлава Воровского.

· 1932 — перевод «Манифеста» Владимира Адоратского

· 1939 — коллективный перевод «Манифеста» Института Маркса-Энгельса-Ленина

· 1948 — юбилейное издание «Манифеста» ИМЭЛ (уточнен перевод 1939 года)

· 1955 — выходит 4 том «Сочинений» Карла Маркса и Фридриха Энгельса (2-е издание), подготовленный Институтом Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина при ЦК КПСС. В том включена последняя версия перевода «Манифеста коммунистической партии».

Литература

Багатурия Г. А. «Манифест Коммунистической партии» // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 337-339. — 840 с. —150 000 экз.

 

Марксизм

Марксизм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине 40-х годов XIX века.

Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:

· учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма),

· материалистическое понимание истории (исторический материализм),

· учение о диктатуре пролетариата (так называемый научный коммунизм).

 

Сам К. Маркс оценивает свой вклад в науку следующим образом: «Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.». См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 28 с 424—427 - Письмо И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 года

 

Начинался марксизм как политическое движение. В 40-х годах XIX века обостряются социальные противоречия в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834, подъём движения английских чартистов в середине 30-х — начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844) [классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план]. В этот период немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс весной 1847 примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов», организованному немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. По поручению общества они составили знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848г. В нём они провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата и привели краткую программу перехода от капитализма к коммунизму.

Учение называется марксизмом, по имени одного из основателей, а не обоих, поскольку основа его – экономический детерминизм общественной жизни. А разработал его экономическую часть, - политическую экономию, -  именно К. Маркс.

 

В творчестве Маркса выделяют два периода:

Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.

Будучи, вместе с Ф. Энгельсом, основателем трудовой теории антропогенеза, К.Маркс утверждает труд в качестве основы человеческой сущности. Именно труд сделал человека человеком – однако в процессе капиталистического производства происходит отчуждение человека от труда. Рабочий отчужден от продукта труда, поскольку продукт является собственностью капиталиста. Во-вторых, рабочий отчужден от процесса труда, поскольку становится «приложением к конвейеру», его участие в трудовом процессе становится механическим, не требующим эмоционального и духовного участия. Вследствие чего происходит отчуждение людей друг от друга – основой отношений становится не кооперация, а конкуренция за рабочие места внутри рабочего класса. А интересы рабочего и капиталиста принципиально противоположны, их антагонизм неустраним, поскольку одни стремятся к удовлетворению общественных потребностей, а другие – к извлечению прибыли.

И в результате, трудящийся воспринимает труд только как источник средств к существованию, перестает воспринимать его как благо и как ценность. Но это и есть отчуждение от собственной сущности – потеря ценности источника этой сущности! С этим необходимо покончить, считает Маркс, и это возможно единственным способом: путем изменения всей системы общественных отношений, порождающей отчужденный труд. Анализу этой системы, точнее этих систем – общественно-экономических формаций, – посвящены работы позднего периода творчества.

Поздний Маркс в центр внимания ставит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.

 

Российский последователь марксизма В. И. Ленин, анализируя его идейные источники, находит таковых три:

- английская экономическая теория (А. Смит, Д. Риккардо);

- немецкая классическая философия (диалектика Г. Гегеля и материализм Л. Фейербаха);

- французский утопический социализм (А. де Сен-Симон, Ш. Фурье)

(статья «Три источника и три составных части марксизма»)

Маркс, взяв за основу эти источники, подверг их критическому осмыслению и переработке. Итогом чего и стал марксизм как новый этап в развитии общественной мысли.

Маркс выступает против распространенного в современной ему Германии «третирования» философии Гегеля и объявляет себя его учеником. Критикуя Гегеля, Маркс ставит вопрос о материалистической переработке его идеалистической диалектики. В своих ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за её умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность. Так, широко известен 11-й тезис Маркса о Л. Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его». Позднее такая позиция вырождается в резкую критику метафизической философии в «Немецкой идеологии».

Оттолкнувшись от учения Гегеля о противоречиях как источнике развития, К. Маркс, будучи социальным философом, интересуется, в первую очередь, социальными противоречиями. А поскольку, под влиянием Л. Фейербаха, Маркс становится материалистом, то источник противоречий он видит в материальных условиях жизни, или в условияхматериального производства.

Основываясь на экономических учениях А. Смита и Д. Риккардо, К. Маркс развивает теорию прибавочной стоимости как основу для экономической эксплуатации человека человеком, которая становится причиной классовых противоречий.  Исходя из этого, К. Маркс создает теорию общественно-экономических формаций. ОЭФ Маркс определяет как определенный уровень развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений. К производительным пилам относятся средства производства, - орудия труда, земля, и т.п., -  и рабочая сила. Производственные отношения – это отношения, возникающие в процессе совместного труда, и они определяются правом собственности на средства производства. В книге "Нищета философии", опубликованной в 1847 г. на французском языке. Читаем: Ручная мельница дает вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница -- общество с промышленным капиталистом (Маркс К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.4. С. 133). Это означает, что состояние практического технологического знания или технологическое качество инструментов и механизмов, используемых в производстве, должно считаться существенной чертой материальных производительных сил, которые однозначно определяют производственные отношения и тем самым "надстройку".

Т. о., движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»). Его сподвижник Энгельс утверждает, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему., вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.

Все известные формации заключают в себе противоречия в виде антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства члены общества разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. В ходе классовой борьбы наиболее могущественный класс создаёт государство, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы этот класс мог господствовать над другими классами общества. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что приводит к революциям (социальным и политическим).

Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовой коммунистической формации.

 

Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс свое учение диалектическим материализмом не называли. Они пользовались понятиями «современный» или «новый» материализм, чтобы отличить свои взгляды от механистического материализма французских просветителей, а также «материалистическая диалектика». Термин диалектический материализм введен русским марксистом Георгием Валентиновичем Плехановым (1856—1918) и закреплён Лениным как официальное название философского компонента советской системы марксизма-ленинизма. Выражение «диалектический материализм» ввёл в научный оборот Иосиф Дицген в работе «Экскурсии социалиста в область теории познания».

Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. В «Анти-Дюринге» Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в «Диалектике природы» подчеркивается, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы».

Карл Маркс не использовал в своих работах термин «социология», ассоциировавшийся в то время с именем Огюста Конта. Он занимался не социологией, а социальной философией, то есть наиболее общими закономерностями развития общества. Однако в современной научной практике принято считать, что работы Маркса оказали значительное влияние на развитие социологии. Воззрения Маркса в значительной степени отличаются от многих других признанных классиков социологии, поэтому его идеи принято выделять в отдельное направление.

Прежде всего, стоит сказать о материалистическом понимании истории: в основе всех социальных изменений лежат не идеи и прочие духовные ценности, а сугубо экономические интересы основных социальных групп общества. Так, в результате конфликта классов по поводу экономических ресурсов и свершаются революции, обозначающие смену общественно-экономических формаций. Другими словами, все изменения в обществе и движение истории происходит в результате разрешения социальных конфликтов, возникающих между господствующим и другими классами общества. Именно на конфликте, по мнению Маркса, построена социальная структура. Таким образом, можно утверждать, что Маркс отвергал идею социального консенсуса, согласно которой единство общества зиждется на социальной солидарности, и утверждал, что общество изначально нестабильно и только благодаря этому внутреннему противоречию живёт и развивается.

В России идеи марксистской социологии получили широкое распространение благодаря Г. В. Плеханову.

Коммунизм

Коммунизм, по мнению Маркса — необходимый этап закономерного развития общества. Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой могут развиться общественные отношения. По мере развития производительных сил общество получает все больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам все больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень общественных отношений. Коммунизм Маркс понимал как высшую ступень развития человечества в аспекте классовых отношений. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил.

В ряде государств в течение тех или иных исторических периодов у власти находились различные политические партии и движения, называющие себя марксистскими, или находившиеся под влиянием марксизма. Марксизм в этих странах зачастую объявлялся официальной государственной идеологией или был таковой де-факто. Далеко не все политики, использовавшие и использующие марксизм для оправдания своих действий, действительно в нём разбирались и были его последовательными и убеждёнными сторонниками. Довольно часто марксизм использовался как идеологическое прикрытие для замыслов и действий, далёких от идей и целей марксизма. Ряд современных исследователей высказывают мнение, что в СССР и некоторых других странах партийная номенклатура использовала марксистские идеи в их догматизированном и вульгарном представлении.

Однако марксистские воззрения имеют своих политических сторонников и в современном мире. Несколько стран сохранили название и жизненный уклад социализма как переходной стадии к коммунизму, и коммунистические партии действуют во многих странах.



Марксистские и постмарксистские школы и направления

Теория и идеология Маркса породила множество последователей как в научной сфере, так и в политике.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.08 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь