Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память в Соборе семидесяти апостолов. Использованные материалы. Использованные материалы



Явление Господа своим ученикам на пути в Эммаус

Клеопа был одним из двух учеников, которым явился Господь по Своем воскресении на пути в селение Эммаус. В третий день по смерти Спасителя, Клеопа, вместе с другим учеником Христовым, шел из Иерусалима в селение Эммаус. На пути явился им сам Господь, который подошел к ним в то время, когда они рассуждали между собою о последних событиях в Иерусалиме, т.е. о суде над Господом и Его крестной смерти. Господь спросил их: о чем они рассуждают и от чего так печальны? Тогда Клеопа рассказал ему об Иисусе Назарянине, о Его великих делах и учении, о Его страданиях и крестной смерти, и присоединил: "а мы надеялись было, что Он есть тот, который должен избавить Израиля; но вот уже ныне третий день, как это случилось; и нас изумили некоторые женщины из наших. Они рано были у гроба, и не нашли тела Его, и пришедши сказывали, что они видели явившихся Ангелов, которые говорят, что Он жив. И ходили некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили. Но самого не видели." - Тогда Господь, видя недостаток веры их в предсказания пророческие, объяснил им все места о Нем из Писания, начиная от Моисея. Среди разговоров приблизились они к тому селению, в которое шли. Христос показал вид, что Он хочет идти далее, но они уговорили Его остаться с ними, и Он вошел с ними в дом, и когда возлежал с ними за столом, взяв хлеб, благословил, и преломив подал им. В это время открылись у них глаза и они узнали Его; но Он стал невидим. Тогда сказали они друг другу: "не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге; объясняя Писания?" и тотчас же вставши, пошли обратно в Иерусалим, и нашли вместе одиннадцать апостолов и других с ними учеников, которые говорили им, что Господь истинно воскрес и уже явился Симону Петру. И они рассказали, что с ними было на пути и как они узнали Господа в преломлении хлеба (Лк 24).

О личности Клеопы написано сравнительно много и в нашей литературе, не говоря уже о западной, но сказать о нем что-нибудь вполне точное, определенное весьма трудно, мнения о нем различны.

Некоторые отличают Клеопу, упоминаемого у евангелиста Луки, от мужа Марии Клеоповой, упоминаемой у евангелиста Иоанна (Ин. 19:25), находя различие в самом имени; у Луки на греческом пишется: Κλεόπας, а у Иоанна: Κλωπας. Первое имя - греческое (сокращенная форма: Кλέοπατρος;) а последнее - арамейское (от слова Cleopae, или Cleophae; см. Алфей). Другие указывают на тождественность этих имен и, следовательно, речь может идти об одном человеке.

Некоторые отождествляют евангельского Клеопу с Клеопой, братом Иосифа Обручника[58], о котором упоминает Евсевий Памфил[59]. Другие, напротив, утверждают, что их следует различать[60]. Евангелисты называют двух сыновей Марии Клеоповой - Иакова малого (по росту) и Иосию (Мф. 27, 56, Мк. 15, 40), а Клеопа, брат Иосифа Обручника, имел сына Симеона, епископа Иерусалимского. В понимании столь спорного фрагмента Егезиппа, находимого в Церковной истории Евсевия (4, 22:4), лучше следовать самому же Евсевию, а последний считает Иакова, брата Господня, сыном Иосифа Обручника (2, 1), следовательно, Симеон, сын Клеопы, был не родным, а двоюродным братом Иакова. А отсюда дальнейший вывод, что братья Господа по плоти, между которыми был Иаков, не суть дети Клеопы, а дети Иосифа Обручника от первого его брака.

Многие отождествляют Клеопу с Алфеем, отцом апостола Иакова[61]. Если Иакова малого, сына Марии Клеоповой, не стоявшего в родственном отношении к Господу, отождествлять, что делают многие, с Иаковом Алфеевым, то спорный в науке вопрос, равнозначны ли имена Клопа и Алфей, решается в утвердительном смысле. Весьма вероятно, что арамейское "Алфей" - Chalphay переходило в произношении в "Калпай" = Клопа(й). По Брокгаузу, более вероятно, что оба имени, Клеопа и Алфей, представляют собой греческий вариант двух различных семитских имен[62].

Литература

  • Проф. Н. Н Глубоковский, Благовестие христианской свободы в послании св. Апостола Павла к Галатам, Спб. 1902, стр. 64-69
  • Проф. А. Л. Лебедев, Братья Господни (обзор и разбор древних и новых мнений по вопросу; историко-критическое исследование, Москва 1905 г.
  • Православная богословская энциклопедия. VI. 54-91; VIII, 861.
  • J. В. Lightfoot, Saint Paul’s Epistle to the Galatians, London 1890, p. 252-291;
  • Th. Zahn, Forschungen z. Geschichted. neutestam. Kanons, Th. VI, Leipzig 1900.
  • Hastings, À Dictionary of the Bible I, p. 74. 449; 321. 322.
  • Cheine, Encyclopedia Biblica 1. col. 848-853
  • Vigouroux, Dictionnaire de la Bible I, col. 806-807.
  • The Catholic Encyclopedia IV, p 48.
  • J. Hastings, A Dictionary of Christ and the Gospels I. 337-338. 232-237

Использованные материалы

  • Прот. Д. И. Богдашевский. "Клеопа" // Православная богословская энциклопедия. Том 11, стлб. 54. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1910 г.
    • http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovs...tml
  • Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г.
  • Полный Православный богословский энциклопедический словарь, стлб. 1353
  • Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза

Апостол от 70-ти Онисим

Дни памяти: 4 / 17 Января (70 ап.), 15 / 28 Февраля

Избиение апостолов Павла и Силы Священномученик Игнатий Богоносец  

Апостол от 70-ти Онисим в молодости был рабом Филимона, христианина знатного рода, жившего в городе Колоссах[63]  Фригийской области. Провинившись в чем-то перед своим господином и боясь наказания, святой Онисим бежал в Рим, но там, как беглый раб, попал в тюрьму. В тюрьме он встретился с апостолом Павлом, содержавшимся в узах, был просвещен им и принял святое Крещение. В тюрьме святой Онисим как сын служил апостолу Павлу. Апостол Павел, лично знавший святого Филимона, написал ему письмо, полное любви, прося простить беглого раба и принять его как брата; с этим письмом он отправил святого Онисима к его хозяину, лишив самого себя помощи, в которой очень нуждался.

Святой Филимон, получив письмо, не только простил Онисима, но и отпустил его на волю, послав обратно в Рим к первоверховному апостолу. Впоследствии святой Филимон был рукоположен во епископа города Газы[64]. (память его 4 / 17 января, 19 февраля / 4 марта и 22 ноября / 5 декабря).

После смерти апостола Павла святой Онисим служил апостолам до их смерти и был поставлен ими во епископа. После кончины святых апостолов он проповедовал Евангелие во многих странах и городах: в Испании, Карпетании, в Колоссах, в Патрах[65]. В глубокой старости святой Онисим занял епископский престол в Эфесе, после апостола Тимофея. Когда священномученика Игнатия Богоносца вели в Рим на казнь, к нему навстречу вышел епископ Онисим с некоторыми христианами, о чем упоминает святой Игнатий в своем письме к эфесянам. В царствование императора Траяна святой Онисим был схвачен и приведен на суд к епарху Тертиллу. Он продержал святого 18 дней в темнице, а потом сослал на заточение в город Путиолы (Поццуоли – юг Италии). Через некоторое время епарх вызвал узника и, убедившись, что святой Онисим всё так же твердо исповедует веру во Христа, подверг его жестокому избиению камнями, после чего святому усекли голову мечом. Тело мученика

взяла одна знатная женщина и положила в серебряную раку. Это было около 109 года.

Апостол от 70-ти Тит, епископ Критский

Апостол от 70-ти Тит

Дни памяти: 4 / 17 Января (70 ап.), 25 Августа / 7 Сентября

Апостол от 70-ти Тит был уроженец острова Крита, сын знатных язычников. В молодых годах он внимательно изучал эллинскую философию и древних поэтов. Занимаясь науками, Тит проводил жизнь добродетельную, не предаваясь порокам и страстям, свойственным большинству язычников. Он соблюдал девственность, как засвидетельствовал о нем священномученик Игнатий Богоносец (память 20 декабря / 2 января). За такую жизнь Господь не оставил его без Своей помощи. В двадцатилетнем возрасте святой Тит во сне услышал голос, внушавший ему оставить эллинскую премудрость, не дающую душе спасения, но искать той, которая спасает. После этого сна святой Тит ждал еще один год, не будет ли ему еще подобного веления и, действительно, ему было указано ознакомиться с учением Божиих пророков. Первое, что ему довелось прочитать, была Книга пророка Исаии. Открыв ее на 47 главе, он был поражен словами, сказанными как бы про его собственное духовное состояние.

Когда до Крита дошел слух о появившемся в Палестине Великом Пророке и о чудесах, творимых Им, правитель острова Крита, родной дядя Тита, послал его туда. Этот Пророк был Сам Господь Иисус Христос, воплотившийся от Пресвятой Девы Марии и пришедший в мир для искупления рода человеческого от тяготевшего над ним первородного греха. Святой Тит в Иерусалиме увидел Господа; слушал Его проповедь и уверовал в Него. Он был свидетелем Крестных страданий и смерти Спасителя, Его славного Воскресения и Вознесения на Небо. В день Пятидесятницы будущий апостол слышал, стоя в народе, как 12 апостолов, после сошествия на них Святого Духа, говорили разными языками, в том числе на языке критян (Деян. 2, 11). Святой Тит принял Крещение от апостола Павла и сделался его ближайшим учеником. Он сопровождал апостола Павла в его миссионерских путешествиях, неоднократно выполнял его поручения, касающиеся новоустроенных Церквей, и был с ним в Иерусалиме. Святой Тит был причислен к 70-ти апостолам и рукоположен апостолом Павлом во епископа Критского. Около 65 года, незадолго до второго заточения, апостол Павел направил пастырское послание своему избраннику (Тит. 1-3). Когда апостол Павел как узник был привезен в Рим на суд кесаря, святой Тит оставил временно свою Критскую паству и пошел в Рим послужить своему духовному отцу. После мученической кончины апостола Павла апостол Тит вернулся в главный город Крита – Гортину (юг острова).

Апостол Тит мудро управлял своей паствой и трудился над просвещением язычников светом веры Христовой. Ему был дан от Господа дар чудотворений. Во время одного из языческих праздников в честь богини Дианы Тит проповедовал собравшимся во множестве язычникам. Когда он увидел, что они его не слушают, он помолился Господу, чтобы Сам Господь показал заблуждающимся людям ничтожество идолов. По молитве апостола Тита, идол Дианы на глазах у всех упал и разбился. В другой раз апостол Тит молился, чтобы Господь не допустил окончания постройки воздвигавшегося языческого храма в честь Зевса, и он разрушился. Такими чудесами апостол Тит привел к вере во Христа многих. Просветив светом веры и окрестные страны, апостол Тит мирно скончался в глубокой старости 94-х лет. Перед смертью его лицо просияло, как солнце.

Апостол от 70 Филипп

Дни памяти: 4 / 17 Января (70 ап.), 11 / 24 Октября

Святой апостол Филипп, из числа 70-ти, родился в Кесарии Палестинской[66], был женат и имел детей.

После Сошествия Святого Духа двенадцать апостолов поставили его на диаконское служение в Иерусалимской Церкви и поручили, как и прочим шести диаконам, заведовать приношениями верующих и заботиться о вдовах, сиротах, убогих. Старшим среди семи перводиаконов был святой архидиакон Стефан. Когда начались гонения, и первомученика Стефана иудеи побили камнями, апостол Филипп покинул Иерусалим. Он переселился в Самарию (континентальная часть в центре современного Израиля и часть Палестинской автономии), и там успешно проповедовал христианство. В числе обращенных апостолом был знаменитый волхв Симон, который, "крестившись, не отходил от Филиппа" (Деян. 8, 9 - 13).

Первомученик и архидиакон Стефан

По указанию Ангела Господня апостол отправился на дорогу, соединявшую Иерусалим с Газой, и там встретил сановника царицы Эфиопской, которого тоже обратил в христианство (Деян. 8, 26 - 39). Святой апостол Филипп неутомимо проповедовал Слово Божие во многих странах Ближнего Востока, расположенных рядом с Палестиной. В Иерусалиме апостолы рукоположили его в сан епископа и послали в Лидию[67], где он крестил многих. Скончался святой Филипп в глубокой старости.

Тропарь Филиппу

Благоукрашается вселенная, /Ефиопия ликовствует, /яко венцем красуема, /
тобою просветившися, /светло торжествует память твою, /Богоглагбливе Филиппе, /вся бо веровати Христу научил еси /и течение совершил достойно Евангелия. /Тем дерзновенно варит Ефиопская рука к Богу, /Егоже моли даровати нам велию милость.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь