Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тропарь Феофану, еп. Затворнику Вышенскому



Православия наставниче, /благочестия учителю и чистоты, /Вышенский подвижниче святителю Феофане богомудре, /писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси /
и всем верным путь ко спасению указал еси, /моли Христа Бога спастися душам нашим.


События дня.

Всенощное бдение.

И в этом году я, будучи осведомлен, что самая торжественная служба этого праздника будет совершаться не ночью, а накануне вечером и в сам день утром, вдобавок, ночная служба, как ходили слухи, будет сокращена до предела, все же предпочел идти на ночную службу. Выбор этот сделан по той же причине, по какой я непременно пожелал быть на ночных новогодней и рождественской службах. Чувство причастности к почти забытым традициям древней Церкви пересилило все. Всенощное бдение под этот праздник, как я уже частично писал, построено по тому же принципу, что и служба Рождества. Начинается бдение Великим повечерием, которое, как я уже писал, помимо этих праздников, совершается еще в Великий пост. Если в службе Пасхи читаемых частей не бывает вообще, то эта служба, как и служба Рождества, больше чем любая другая, составляется их чтений. Этим как бы напоминается то, что Господь пришел не для того, чтобы послужили Ему, но чтобы Он послужил людям и предал Себя ради их спасения. Праздник же Крещения Господня знаменует собой выход Христа в мир, начало служения, которое завершится на Кресте. Вместе с тем, так как и в Рождество в этот праздник звучит торжественное пение «С нами Бог…»[255]. Напомню, что повечерие – это последование, предназначенное для совершения перед отходом ко сну «по вечери», то есть, после ужина. Создавалось оно в монастырях, где после совершения вечерни монахи ужинали, а затем – после повечерия и чтения молитв на сон грядущий, расходились на ночь по кельям.

Итак, наступает вечер. Собраться вовремя, увы, не получилось, потому иду я, несколько опоздав, при этом, по дороге читая те самые псалмы, входящие в состав первого последования Великого повечерия: 4, 6, 12 и 24.… Вот, и храм. Вокруг пусто, лишь у входа в верхние ворота двора стоят двое полицейских. Во дворе стоит автоцистерна с водой, от которой немногочисленные верующие набирают воду (вода эта не освящена, а потому людям еще придется нести ее на освящение). А в храме народа хоть и относительно много, в отличие от прошлого года, но не так много, как это бывает при совершении службы накануне вечером и в сам день – утром. А служба уже идет. Чтец читает 4 псалом, говорящий об отходе ко сну, а служащий о.Александр Корниенко кадит храм. Пел на службе боковой хор. Покадив храм, священник возвращается в алтарь. После этого, прочитав сразу 90 псалом и затем начинает возглашать «С нами Бог…» (диаконов, кои могли бы возглашать его более красочно, на службе нет). Напомню, что первое последование состоит из прочитанного 4 псалма, за которым следует 6, являющийся воплем покаяния, но одновременно, воплем человека, страждущего от болезни. После 6 псалма в последовании следует 12 – вопль человека, изможденного нападениями врагов (бесов, разумеется) и считающего, что Бог «оставил» его…. В 24 псалме присутствует и покаяние и просьбы о помощи, а еще – 30.… Правда, читаемые в первом последовании тропари с прошениями о даровании мирной и спокойной ночи опущены не были. Но все это компенсировало торжественное (насколько малочисленный боковой хор мог петь) пение тропаря (тропарь праздника Крещения Господня) после Трисвятого. При этом на сей раз свет весь в храме не выключался, а Царские врата все время были открыты. Во втором последовании, также как и в Рождество, был прочитан только покаянный 50 псалом, предшествующий ему 101 псалом, также носящий покаянный характер, а также следующая за 50 псалмом покаянная молитва Манассии, были опущены.… А после Трисвятого пелся кондак праздника[256]. Из третьего последования были прочитаны оба псалма – 69 – также содержащий вопль человека страждущего от врагов, но в отличие от 12 псалмопевец уже не сомневается в Боге и просит о защите, зная, что Бог его не оставит. Второй псалом – 142 – молитва человека, изнемогающего от находящих на него скорбей и нуждающегося в помощи и защите. Начинается славословие[257]. Далее сам чин службы предусматривает, что чин повечерия как бы прерывается, начинается пение литийных стихир, как это бывает в конце вечерни на бдении, а духовенство выходит в притвор. Но лития… вовсе была опущена, как это бывает под обычные воскресные дни, а также бденные праздники, считающиеся «не очень важными», словно праздник Крещения Господня и не является вторым по значимости двунадесятым праздником после Рождества Христова. Поются обычные стихиры (всего их пропето было три), а затем поется молитва праведного Симеона Богоприимца и далее служба идет, как обычно.

Наступает время полиелея. Величание праздника пел сам о.Александр (которому несколько нестройно подпевали пономари). Он же сам возглашал прокимен праздника: «Море виде и побеже и Иордан возвратися вспять».

Евангелие (от Марка): 1Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, 2как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

3Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

4Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

5И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

6Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

7И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; 8я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.

10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.

11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

12Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.

13И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

14После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия 15и

говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

В центре храма начинается помазание. При этом читается канон (помазание длится до 6 песни). На сей раз, катавасии на каноне пелись лишь после 3, 6, 8 и 9 песней. Помазание идет почти до конца бдения. Лишь перед самой 9 песню о.Александр прерывает помазание и идет в алтарь, начина кадить. После того, как была пропета катавасия 8 песни, он выходит на амвон, оттуда возглашая: «Величай, душе моя, Честнейшую славнейшую горних воинств, Деву пречистую Богородицу». И хор поет ирмос: Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу; Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем. Хор после этого поет стихи, каждый раз разные (припев, пропетый перед ирмосом, повторяется лишь один раз), а чтецы читают тропари канона. Они были также сокращены до нескольких последних. Упомянутые выше стих и ирмос первого канона на литургии будет петься вместо задостойника. В качестве каставасии поется ирмос второго канона: О паче ума Рождества Твоего чудес, Невесто всечистая, Мати Благословенная! Еюже получивше всесовершенное спасение, достойно хвалим, яко Благодетеля, дар носяще песнь благодарения. Все остальное: стихиры (сокращены до всего трех), Великое славословие, сугубая и просительная ектения в конце, совершается, как всегда…..

Литургия.

Начинается чтения 1 часа. В это время о.Александр прочитывает входные молитвы, готовясь к совершению литургии. При чтении часов сокращений, сверх обычного, не было.

Литургия праздника отличается пением особых, праздничных антифонов.

Антифон 1, псалом 113, глас 1:

Стих 1: Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

И другий лик. Стих 2: Бысть Иудеа святыня Его, Израиль область Его. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси

Нас.

Стих 3: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

Стих 4: Что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять? Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

Слава, и ныне: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

Антифон 2, псалом 114, глас 2:

Стих 1: Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего. Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: Аллилуиа.

Стих 2: Яко приклони ухо Свое мне, и во дни моя призову. Спаси ны, Сыне Божий:

Стих 3: Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя, скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах. Спаси ны, Сыне Божий:

Стих 4: Милостив Господь и праведен, и Бог наш милует. Спаси ны, Сыне Божий:

Слава, и ныне: Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!

Особенность третьего антифона в том, что чтец или канонарх (певчий, возглашающий те или иные стихи при пении хора) возглашает особые стихи, а хор (или хоры попеременно, если их несколько) поет тропарь праздника.

Стих 1: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Тропарь: Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение, явлейся Христе Боже, и мир

Просвещей слава Тебе.

Стих 2: Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость Его. Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи:

Стих 3: Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость Его. Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи:

Стих 4: Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его. Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи:

Фактически были провозглашены лишь три стиха. Под эти возгласы и пение совершается вход. После традиционного «Премудрость прОсти[258]» сам о.Александр возглашал: «Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог Господь, и явися нам». Еще одной особенностью праздничной службы, как и службе Рождества Христова, является то, что вместо Трисвятого хор поет «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» - «поскольку во Христа крестились, во Христа облеклись» - песнопение из чина Таинства крещения. Связано это с тем, что в древности в этот день совершалось массовое крещения оглашенных[259], так что Таинство вставлялось прямо в литургию (ныне в отдельных приходах такие литургии начинают служиться снова). Эти слова – не молитва, а как бы напоминание присутствующим в храме о тех клятвах, что они давали при крещении….

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Титу: 1Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; 3чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; 4чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.

6Юношей также увещевай быть целомудренными.

7Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, 8слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.

9Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, 10не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.

11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, 12научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, 13ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, 14Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

15Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.

Глава 3.

1Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, 2никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам.

3Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.

4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, 5Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, 6Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, 7чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

8Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам.

Апостол призывает ученика с усердием проповедовать и учить паству (ведь тот уже находится в сане архиерея) добродетельной жизни, являя пример самому. Попутно он напоминает о том, чем для людей были Крестные страдания Христа. Пострадав, Господь дал человечеству путь спасения, не по делам, ибо в Ветхом Завете дела не спасли и самых великих праведников, но по милости Божией, ведь Бог сам дал человеку средства очищения греха и преображения души, через которые Он сам подает ему их.

Евангелие (от Матфея): 1В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской 2и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

3Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

4Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

5Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему 6и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

7Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

8сотворите же достойный плод покаяния 9и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

10Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

11Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; 12лопата* Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою

в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.

13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

И снова о крещении Господнем. Напомню, в оригинале было слово «омовение», как «βαπτις» - «омовение». Так по-гречески именуется и само Таинство Крещения, принятое в Церкви, а слово «крещение» придумал русский народ, верное для новозаветного Таинства, но не совсем верное для таинства, которое совершал Иоанн Предтеча и которое воспринял Господь. Иоанн по действию Духа Божия понимает – КТО перед ним, и пребывает в страхе. Но Господь напоминает о том, что этим подобает исполнить всякую правду, то есть, Господь во всем ведет себя, как простой человек, желая во всем подчиниться Закону Божию, дабы ничем не отличаться от простых людей – ведь Он должен воспринять на Себя грехи всего человечества. Потому Он и приходит, принимая это крещение, в котором не нуждался, как не имеющий греха.

После чтения Евангелия литургия была сильно сокращена: сугубая ектения завершилась славословием, обычно следующим перед Херувимской песнью, так что все, следующее в это промежутке, включая ектению об оглашенных, было опущено.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь