Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Декабрь.9. День Николая Рериха в Национальной библиотеке ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
ЛЕКЦИЯ В. Л. МЕЛЬНИКОВА Тема культурных кладов у Николая Константиновича Рериха находится в совместном владении науки и литературы. С рассказами о денежных кладах Н. К. Рерих столкнулся ещё во время первых археологических разведок. И по сей день местные жители часто видят в археологах кладоискателей. Тут есть какая-то доля истины, ведь древние клады – это уникальный исторический источник, своеобразная посылка из далёкого прошлого. Николай Константинович постоянно собирал информацию о подобных находках. В 1899 году у деревни Раглицы Старорусского уезда Новгородской губернии он даже попытался отыскать основную часть древнерусского клада, отдельные монеты из которого из года в год выпахивались крестьянами. Другой пример – 5 сентября 1903 годаН. К. Рерих писал неизвестному жителю Новгородской губернии по поводу найденных в деревне Устрике Боровичского уезда монет, желая получить их для своей нумизматической коллекции. К октябрю 1908 года, когда Николай Константинович решил расстаться со своим собранием русских монет, в его распоряжении были отличные экземпляры.
Но гораздо чаще, чем правдивые сведения, слышал Н. К. Рерих полусказочные предания с нечистой силой, страшными заклятиями и неисчислимыми сокровищами. Атмосфера таких разговоров, сопровождающая раскопки, передана им в статье «На кургане»(1898). В народе ходили даже записи о кладах. В подстрочном примечании той же статьи Николай Константинович пишет, что один мужичок предлагал ему купить такую «книжку», купленную им самим у старого нищего. Это была рукопись о предполагаемых местах кладов на русском, польском и литовском языках; внешние данные, вероятно, списаны с натуры.
В 1912 году Н. К. Рерих написал сказку «Клады», построенную как рассказ чёрного кузнеца из придорожной кузни. Первая её часть – сообщения о разных кладах. Всего пять рассказов о спрятанном золоте. Однако смысл сказки выходит далеко за пределы истории о спрятанных сокровищах.После описания кладов кузнец рассказывает: «Намедни чинился у меня важный человек. Он говорил, а я услыхал: В дальнейшем тема кладов не уходит из его жизни никогда, но всё чаще он подходит не к материальным сокровищам, а к духовным.
С ранних лет тема сокрытого клада присутствует в творчестве Рериха, но постепенно расширяется как её география, так и внутреннее содержание.
В 1917 году Николай Константинович пишет картины «Клад захоронённый»и «Победители клада»(из «Героической серии») – на них мы узнаём карельский пейзаж, характерный для этого периода его творчества. В 1943 году появляются три эскиза «Угадыватель кладов», и, наконец, в самом конце жизни, в 1947 году, художник возвращается к теме первых двух произведений и создаёт новый вариант обеих картин.
В подготовленном в конце 1920-х годов сборнике «Шамбала» появляется рассказ «Клады захоронённые», где эта тема приобрела совершенно новое – всемирное звучание. Недаром на последнем варианте картины «Клад захоронённый»,созданном в год смерти автора, мы видим окружающие клад высочайшие горные вершины – вершины человеческого духа. В лекции использованы собственные материалы автора, а также исследования Е. П. Маточкина, С. М. Шамина, П. Ф. Беликова и других учёных. https://www.youtube.com/watch?v=adwqrKUtgPQ
Север единит и вдохновляет Национальная гордость Финляндии, композитор Ян Сибелиус был признан при жизни великим певцом Финляндии. Есть свидетельства, что Сибелиус был наделен феноменом синестезии: он обладал способностью видеть свои композиции и музыку других авторов как произведения визуального искусства. По словам его ближайшего друга и биографа Карла Экмана, «каждый звук, каждая звуковая тональность отражались и фиксировались цветом на сетчатке его глаза». Его произведения непосредственно связаны с образами родной страны, ее истории, народной поэзии, особенно «Калевалы». Великий русский художник Николай Рерих, имеющий скандинавские корни, был не только «пленен» красотой Финляндии, но и знал об особой духовной и исторической мисси Севера в сохранении и развитии человеческой культуры. Картины его звучали…
Пока не найдено свидетельств о возможных встречах Сибелиуса и Рериха. Но Север их вдохновлял и единил, рождая в их творчестве волшебные и запоминающиеся образы, признанные шедеврами мировой культуры. Музыка сфер великих современников (Рерих был моложе Сибелиуса на 9 лет) сольется в концерте «Северное вдохновение», в ротонде Национальной библиотеки. Евгений Терехов, художественный руководитель и дирижер Камерного оркестра "Nord-West-Studium" Петрозаводской консерватории имени Глазунова подготовил специально к нашему концерту композицию из трех произведений Сибелиуса, назвав ее «Сибелиус -Рериху»: https://www.youtube.com/watch?v=XcmxAh3H7PQ http://library.karelia.ru/news/n_news_articles3711/?page=1&u=9&records_on_page=7 Концерт «Северное вдохновение» стал симбиозом музыки Яна Сибелиуса, стихов Николая Рериха, Юрия Линника, Светланы Бердовой и прекрасных северных картин художника.
Работа Центра продолжается. В «2019 годудрузей, жителей и гостей Петрозаводска приглашаем на необычные экскурсии «Знаки и послания в картинах Рериха, написанных в Карелии»! Выставка будет работать до июля 2019 года. Приглашаем всех к сотворчеству!
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы