Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 26 декабря / 8 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился 6 / 19 августа 1872 г. в д. Малая Николаевка Артемовского района Днепропетровской области (тогда – Екатеринославской губернии) в семье крестьян. Образование получил домашнее. В 1888 г., в 16 лет, он принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой Лавре. По возведении в сан иеромонаха состоял казначеем Чудова монастыря г. Москвы. В 1908 году - начальник подворья Пекинской миссии в г. Санкт-Петербурге. В 1911 году строитель храма Миссии в Санкт-Петербурге. Во время Первой мировой войны ему было поручено построить церковь в городе Харбине, но в результате революции строительство прекратилось. В 1922 году будущий святитель был впервые арестован ГПУ и провел в заключении один месяц. 26 июня 1927 хиротонисан во епископа Переяславль-Залесского, викария Владимирской епархии. В 1930 году он был осужден коллегией ОГПУ на пять лет лишения свободы и отправлен в Пинюгские лагеря в Кировской области. Здесь заключенные строили земляное полотно для железной дороги Пинюг-Сыктывкар. Строили вручную, только с помощью лопат, и землю возили в тачках, работали при сильнейших морозах, легко одетые. Местные жители помнят это и говорят, что под каждой шпалой — смертельный труд человека. Владыка Леонид духовно окормлял христиан, находящихся в лагере, — исповедовал, причащал Святыми Дарами, присылаемыми из Москвы архиепископом Варфоломеем (Ремовым), и даже совершил монашеский постриг будущего архимандрита Сергия (Савельева). Несмотря на тяжелые условия жизни и строгий надзор, заключенным удавалось совершать богослужения. Вот как описывает в своей книге “Далекий путь” архимандрит Сергий (Савельев), постриженик владыки Леонида и очевидец событий празднование Пасхи в 1930 году. “В бараке была полная тишина, — пишет он, — вдруг, ровно в двенадцать часов, раздался певучий голос: “Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити”. Мгновенно со всех концов барака люди устремились к поющему. Пел священник, и даже в облачении. На нем были фелонь из простыни и епитрахиль из полотенца... С великим воодушевлением пропели Пасхальный канон и стихиры Пасхи”. На другой год верующих вынудили встречать этот Праздник на нарах и в безмолвии. Из заключения владыка Леонид был освобожден в 1932 году и в сентябре 1932 получил назначение на кафедру в г. Александров (викариатство той же Владимирской епархии). Но 3 апреля 1932 г. его сослали в г. Балахну, а затем — в Сенгилей, близ Ульяновска. Отсюда святитель пишет письма-утешения своим чадам. 10 декабря 1934 года был освобожден из ссылки. 17 января 1935 получил назначение на Кунгурскую кафедру, а через некоторое время — на Свердловскую кафедру. Но туда он не был допущен властями. С марта 1937 — епископ Марийский. По воспоминаниям архимандрита Сергия (Савельева), уезжая к месту назначения, «уже из вагона епископ Леонид благословил провожающих и тут же пророчески указал на себя в грудь и в землю».
Прибыв в Марийскую республику, владыка Леонид поселился при церкви Рождества Пресвятой Богородицы в с. Семеновка, близ г. Йошкар-Олы. Здесь он и был арестован 21 декабря 1937 года. На время следствия владыка был помещен в Йошкар-Олинскую тюрьму. 22 и 27 декабря были проведены два допроса. Епископа обвиняли в контрреволюционной деятельности и создании “церковно-фашистской организации”. Виновным он себя ни в чем не признал. 29 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила владыку Леонида к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 7 января 1938 г., в день праздника Рождества Христова. Причислен к лику святых новомучеников российских постановлением Священного Синода 17 июля 2002 года для общецерковного почитания. Молитвы Тропарь, глас 4 Царевококшайска архипастырь добрый показался еси, священномучениче Леониде, Церкве Христовы утверждение и Евангелия исполнение: гонений бо мученически сподобився, еще же уз и темниц, Апостольское теми исправил еси житие твое, пострадав даже до крове, исповедал еси Христа Бога Совершенна, Егоже усердно моли о творящих твою память верно. Кондак, глас 1 Божественнаго Твоего, Христе, разумев истощания силу, новый угодник Твой, Господи, Леонид мудрый, исповедник и мученик явися днесь; сей убо ведый, яко Ты, Спасе мира, образ дал еси учеником Твоим, первый пострадати хотя даже до смерти Крестныя, избра Тебе последовати во времена последняя, свидетельствовав доброе исповедание. Темже вопияше: Ты мучеников еси, Христе, утверждение. Документы и литература
Использованные материалы |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы