Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память: 28 декабря/ 10 января — день блаженного преставления святого и 9 июля/ 22 июля — день обретения честных его мощей.



Преподобный Корнилий жил в Крыпецком монастыре[202] в конце 19 - начале 20 века.

Имя его стало известно многим в связи с его примечательным завещанием - пророчеством о своём погребении "головой на север". Слова Корнилия - "и будет это на бедствие России" - вызвали интерес к его личности. Корнилий утверждал, что бедствия России окончатся, как только тело будет предано земле по чину православной Церкви, т. е. лицом на восток.

Прп. Корнилий Крыпецкий

Он родился в деревне Великое Село, расположенной в 7 км от Пскова в 1841 году. В миру именовался Лука Поляков. О его детстве сохранилось мало сведений. Но известно, что Лука (мирское имя Корнилия) с 3 лет был наделён удивительным даром прозорливости. А будучи десятилетним мальчиком, видел то, что происходило в ближайшей деревне, знал то, что произойдёт в ближайшие дни. Где и когда пострижен в монашество - неизвестно. Вероятно, что в ранней молодости ушёл в Крыпецкий монастырь на послушание и там же был причислен к иноческому лику.
Была в нём великая любовь к людям. Любимым изречением старца было: "Другому пожелаешь - себе получишь!". Многим людям Корнилий предсказал будущее, а так же и другие грядущие события.

Умер в 1903 году.
В 1905 году сбылось пророчество Корнилия, о том, что колокольня обагрится кровью. На ней, действительно, было убито несколько монахов.
Корнилий предсказал также день и час своей смерти. Говорил он и о том, что тело его не опустят в землю в день отпевания. И, действительно, гроб старца после отпевания не сразу был предан земле, потому что настоятеля не было тогда в монастыре. На время гроб поставили в склеп под часовней. Не дождавшись настоятеля монастырские работники похоронили старца, положив его головою … на север. Так исполнилось пророчество Корнилия о своём необычном погребении.

"Похоронят меня, - говорил, - вся Россия заплачет." И действительно, через год началась русско-японская война. Стала "плакать Россия". Но Корнилий предсказывал и конец этих бедствий. "Когда тело моё переложат как следует, тогда и окончатся бедствия России. В 1913 году, спустя 10 лет после смерти Корнилия, нашлись люди, хотевшие исполнить последнюю волю покойного: предать его тело правильному погребению. Но это дело не вызвало интереса, т. к. люди, от которых зависело решение этого вопроса, усомнились в достоверности этого пророчества.
В 1917 - 1918 годах Крыпецкий монастырь переживал тяжёлые дни. Серебряковцы разорили его, увели скот, увезли все запасы продуктов. Игумен и часть монашествующих были арестованы. В эти смутные дни вспомнили иноки Крыпецкого монастыря о пророчестве Корнилия. Игумен Нафанаил созвал братию на совет. На совете решили исполнить волю почившего Корнилия. Могила старца была отрыта, была отслужена панихида. Гроб, действительно, был опущен неправильно. При вскрытии могилы Корнилия присутствовала женщина, хорошо его знавшая и семью которой он часто навещал. Его переложили, не открывая. Было уже поздно, совершенно темно. Тут женщина вспомнила, что сделали что-то не так. К тому же нагрянули красногвардейцы из отряда Серебрякова. Начались допросы.
И так, первая попытка выполнить завещание Корнилия потерпела неудачу. В 1943 - 1944 годах вновь поднимался вопрос о перекладывании останков Корнилия, но осуществить это намерение не позволили обстоятельства военного времени.
Совсем недавно, в 1997 году останки Корнилия были перезахоронены. Корнилий пророчествовал также и о закрытии монастыря и о том, что его вновь восстановят и будет он красивым и значительным.

8 сентября 1998 года останки блаженного монаха Корнилия были переложены в новый гроб. С того времени и по сей день от правой кисти старца, положенной в особом ковчежце, постоянно ощущается тонкое благоухание, засвидетельствованное многими богомольцами.

10 января 2000 года, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием, в Крыпецком монастыре при огромном стечении народа было совершено торжественное богослужение с чином прославления преподобного Корнилия Крыпецкого в лике местночтимых святых.

3 февраля 2016 года решением Архиерейского собора Русской православной церкви был канонизирован для общецерковного почитания в числе других подвижников, которые почитались но не были прославлены общецерковно.







Тропарь, глас 3

От юности велию любовь ко Господу в себе имея, блаженне/, воздержанием и послушанием житие твое украсил еси,/ любви и смирению люди безмолвно учил еси/ деснием и словом будущая являя, яко настоящая./ Ты же, преподобне отче наш Корнилие,/ яко имаши дерзновение многое,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОДИМ (КОНОНОВ), ЕПИСКОП БЕЛГОРОДСКИЙ

Память 28 декабря / 10 января, 22 октября / 4 ноября (обретение мощей в 2012), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах новомучеников и исповедников Белгородских и Соловецких, в Соборах Санкт-Петербургских и Московских святых

Сщмч. Никодим (Кононов), епископ Белгородский

В миру Александр Михайлович Кононов, родился 18 июня / 1 июля 1871 года в Архангельской губернии в семье священника Михаила Семеновича Кононова, настоятеля Тельвисочного прихода Мезенского уезда Архангельской губ. Род Кононовых прослеживается до XVII века, и в нем было много замечательных священников - северных миссионеров.

В 1886 году окончил Архангельское духовное училище по II разряду[203], в 1892 году - Архангельскую духовную семинарию первым студентом[204] и поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

10 / 23 февраля 1896 года он был пострижен в монашество с именем Никодим, 24 февраля / 9 марта - рукоположен в сан иеродиакона, 21 апреля / 4 мая - в сан иеромонаха.

В 1896 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен смотрителем Александро-Невского духовного училища в Санкт-Петербурге, а также смотрителем Санкт-Петербургских Педагогических курсов для учителей второклассных церковно-приходских школ. Кроме того, иеромонах Никодим состоял председателем Комиссии по постройке дома для учителей Александро-Невского духовного училища с 18.04. (1.05)1898 г. по 18.03. (1.04)1900 г.

30 августа / 12 сентября 1904 был возведен в сан архимандрита "за примерное отправление обязанностей по должности Смотрителя духовного училища по представлению Его Преосвященства от 20 августа (2 сентября) 1901г. определением Св.Синода от 28 августа (10 сентября) 1901г".

В 1904 году был назначен ректором Калужской духовной семинарии.

С 21 сентября / 4 октября 1908 г. по 14 / 27 января 1909 г. состоял в особом совещании начальников средних мужских и женских учебных заведений г. Калуги под председательством Калужского губернатора, по выработке правил внешкольного надзора.

Получил благодарность от Калужского епископа за «неусыпные труды, понесенные в последнее особенно время по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль, - если не навсегда, то на продолжительное время, - не подчиняться законным распоряжениям начальства».

В 1909 году перемещен на должность ректора Олонецкой семинарии.

С 1 / 14 июня 1909 г. состоял председателем заседаний Олонецкого Миссионерского Совета и Совета Александро-Свирского Братства.

Указом Св.Синода от 13 / 26 октября 1909 г., вследствие представления Его Преосвященства, назначен редактором неофициального отдела "Олонецких Епархиальных Ведомостей"

Ему была выражена признательность Святейшего Синода за составление акафиста святому Иоанну Златоусту. Этот акафист был напечатан Синодом для церковного употребления. Акафист святителю Иоанну Златоусту был написан иеромонахом Никодимом, когда он был еще студентом Санкт-Петербургской духовной академии. Однако в то время цензор отклонил акафист примерно в таких выражениях: «Акафист гению должен писать гений, а не какой-то безвестный иеромонах».

9 / 22 января 1911 г. хиротонисан во епископа Рыльского, викария Курской епархии[205]. Хиротония состоялась в Санкт-Петербурге. Чин хиротонии совершали: митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) и другие.

С 15 / 28 ноября 1913 г. - епископ Белгородский, викарий той же епархии.

 Всё время своей архипастырской деятельности владыка был церковным песнотворцем, он составил акафисты преподобным Никодиму Кожеезерскому, Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу.

Духовный писатель, церковный историк, владыка Никодим был автором книг о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли, а также являлся одним из главных составителей многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18-19 столетий». В 1910 была опубликована его книга «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел». Кроме этого, им были написаны несколько сборников жизнеописаний святых угодников Божиих Санкт-Петербургской и Вологодской епархий, а также подвижников Соловецкого монастыря. Занимался он и историей старчества.

Священномученик Никодим Кононов, епископ Белгородский, Икона работы Александра Сорокивского, Санкт - Петербург, 2013

Много потрудился владыка в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. В годы служения в Курской епархии им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа»[206]. Под руководством епископа Никодима и при его непосредственном участии были изданы три тома консисторских дел, связанных с деятельностью святителя Иоасафа, в Свято-Троицком мужском монастыре[207] воссозданы его покои, создан уникальный музей святителя Иоасафа, обладавший обширным фондом документов.

В 1917 удостоен степени магистра богословия.

8 января 1919 года был арестован комиссаром Саенко[208] прямо в алтаре Троицкого собора за проповеди против грабежа и насилия.

По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одну из групп верующих, протестовавших против ареста епископа, возглавила жена священника, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, которая была сразу же арестована как «руководительница контрреволюционной демонстрации» и расстреляна. На следующие сутки епископ был повторно арестован.

Тайно расстрелян 10 января 1919 года, похоронен в общей могиле за городом[209].

После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была вскрыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия не смертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками.

Святым останкам владыки Никодима были возданы должные почести, их погребли в Свято-Троицком мужском монастыре и близ раки святителя Иоасафа Белгородского.

Священномученик епископ Никодим (Кононов). Икона.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 13-16 августа 2000 г. епископ Белгородский Никодим (Кононов) был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

2 ноября 2012 года на месте захоронения святителя Никодима были обретены его нетленные останки. После проведения идентификации останков Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) определил: «Найденные останки признать мощами священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского, внести в месяцеслов Русской Православной Церкви дату обретения мощей священномученика Никодима». Рака с мощами священномученика Никодима находится в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Белгорода.

Тропарь, глас 4:

Православия и благочестия ревнителю,/ священномучениче Никодиме,/ святителя Иоасафа велегласный прославителю,/ душу свою за овцы стада Христова положивый,/ моли о нас всемилостиваго Бога,/ да верою, надеждою и любовию утвердит отечество наше в Православии/ и душам нашим дарует велию милость.

Кондак, глас 8:

Избранный светильниче земли Белоградския,/ страдания и кончину Христа ради восприявый,/ темже обретый благодать несокрушимую,/ помогай нам твоим предстательством во утверждении Православия,/ да с верою зовем ти:/ Радуйся, священномучениче Никодиме,/ архипастырю и молитвенниче усердный!

Труды

  • "Преп. Иов, Ущельский чудотворец и судьба основанной им обители". СПБ, 1900.
  • "Преп. Никодим, пустынножитель Хозьюгский". СПБ, 1900.
  • "Верное и краткое исчисление преподобных отцев Соловецких; в посте и Добродетельных подвигах просиявших и исторические сведения о церковном их почитании". Агиологические очерки. СПБ, 1900.
  • "Соловецкие подвижники благочестия XVIII-XIX вв.". СПБ, 1900.
  • "Древнейшие Архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании". СПБ, 1901.
  • "Русские святые и подвижники благочестия подвизавшиеся и чтимые в пределах СПБ епархии XIV-XVII вв.". СПБ, 1901.
  • "Преп. Трифон Печенегский чудотворец и его ученики". СПБ, 1901.
  • "Указатель к циркулярам по Духовн. Учебн. Ведом.". СПБ, 1902.
  • "Преп. Александр Свидерский и его ученики подвижники". Исторические сведения о церковном их почитании. Петрозаводск, 1904.
  • "Отношение к семье и детям преподобного Серафима и старца Амвросия". "Русск. Паломн." 1905, № 51, с. 808-811, "Русск. Паломн." 1905, № 52, с. 832-834.
  • "Старец о. Наум Соловецкий - подвижник карел". Биографический очерк. Петрозаводск, 1910.
  • "Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков". "Изв. Каз. Еп." 1911, № 4, с. 125.
  • Речь при наречении его во епископа Рыльского. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 3, с. 97.
  • "Иоасаф Свят. и чудотворец епископ Белгородский". Его жизнь, прославление и чудеса (с рисунками). Курск, 1914.
  • "Преп. Антоний, Сийский чудотворец".
  • "Архангельский Патерик". СПБ, 1901.
  • Zitie, proslavienie i cudesa Svjatitelja Iosafa.

Награды

  • набедренник (1898, за предоставление слушателям и слушательницам курсов 1897 и 1898 года всевозможных удобств)
  • наперсный крест (1899)
  • Библия от Святейшего Синода (1901, в поощрение любви его к детям, являемой делом и истиною)
  • орден св.Владимира 4 степени (1901)
  • наперсный крест (1904, за встречу Государя-наследника на осенних маневрах 1903г. в с.Феофилова-Пустынь)
  • орден св.Анны 2-й степени (1904, за отлично-усердную службу)
  • орден св.Владимира (1906)
  • орден св.Владимира 1 степени (1910)
  • орден св.Анны 1 степени (1914)

Литература

  • "Церк. Вед." 1910, № 51-52, с. 470, 1913, № 48, с. 527.
  • "Приб. к "ЦВ" 1911, № 3, с. 126.
  • "Прав. Собес." 1897, июнь, с. 244.
  • "Прав. Паломн." 1911, № 40, с. 636.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 122-123.
  • Булгаков, с. 1404.
  • БЭС т. II, стб. 1649.
  • НЭС т. XXVIII, с. 533.
  • M. Pol'skij, Novye muceniki I, 72, 179; II, 299-305.
  • Regel'son 524, 526.

Использованные материалы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь