Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 1 / 14 января (в день кончины); 27 сентября / 10 октября в день прославления (Полтав.) и в Соборе Полтавских святых (Укр.)
В миру Феодор Волховский/Вольховский, родился в 1741 году в Полтаве, в семье полтавского протоиерея. Был племянником и воспитанником епископа Тверского, а затем Ростовского Афанасия (Волховского). Окончил Тверскую духовную семинарию, а в 1765 году - Киевскую академию. Служил священником при Николаевской церкви в родном городе. После кончины жены 1 / 14 октября 1769 года принял монашеский постриг в Болдинском Ильинском монастыре[303] близ Чернигова с именем в честь святителя Афанасия Лубенского, патриарха Цареградского, а также сообразно имени его дяди и покровителя. С 1770 года святитель исполнял разные послушания при Черниговском кафедральном соборе и Свято-Троицком монастыре. С 1777 года - игумен Кириллова Белозерского монастыря. С 1783 года - игумен приписанного к Новгородскому архиерейскому дому Отенского монастыря[304]. 23 ноября / 6 декабря 1783 года определен архимандритом Вяжищского Новгородского монастыря[305]. 13 / 26 ноября 1785 года был назначен наместником Новгородского Юрьева монастыря. 30 июля / 12 августа 1788 года был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 5 / 18 марта 1795 года по ходатайству князя А. А. Безбородко был перемещен на Могилёвскую и Полоцкую кафедру. Назначение в Могилёв произошло сразу после присоединения Западной Белоруссии к России, в результате которого большое число бывших униатов воссоединилось с Православной Церковью. Возвращение униатов в Православие (призыв к этому содержится в его "Пастырском увещании к униатам"), противостояние римо-католицизму, восстановление церковной жизни православных общин были главными задачами архипастырской деятельности святителя. Во время его пребывания на кафедре были установлены архиерейские службы по храмовым праздникам в приходских церквах и Буйницком монастыре, предпринята попытка укрепления богослужебной дисциплины. При нём были упразднены При нём был упразднен Шкловский женский монастырь (в статье говорилось также про Могилёвский братский монастырь[306], но на деле он в означенный период не упразднялся, а даже был повышен в классе, получил в управление Буйницкий монастырь) Особое внимание владыка уделял Могилёвской духовной семинарии, в которой ввёл созданный им метод обучения. 31 октября / 13 ноября 1795 года его по распоряжению была создана "контора" для надзора за семинарией. Вопреки, написанному выше, не упразднялся в означенный период. Многие действия владыки Афанасия, выражавшиеся в излишнем администрировании, недостаточном знании традиций местных православных общин, вызывали недовольство, а подчас и открытые протесты. Ошибки были допущены и при обращении униатов в Православие, в связи с чем случилось выступление униатов в городе Сенно. Действия владыки были причиной жалоб в Санкт-Петербург со стороны могилёвского дворянства. Это способствовало усилению позиций римо-католического клира, обратившего промахи епископа в свою пользу, что, в частности, выражалось в совращении недовольных в римо-католицизм. Все это стало причиной увольнения владыки на покой. Существует также мнение, что отрешение владыки от кафедры явилось следствием интриг со стороны инославного дворянства, занимавшего тогда видное положение в западнорусских землях и имевшего связи с придворными кругами в столице. Наконец, упоминаются доносы с напраслиной на владыку - так, один недостойный дьякон Харкевич написал в Синод донос с обвинениями "в прелюбодеянии, лихоимстве, несоблюдении табельных дней и в других не менее тяжких преступлениях"[307]. Указом императора Павла Петровича от 27 августа 1797 года он был отстранён от епархии и направлен в Мгарский Преображенский монастырь[308] без права управления обителью. При этом епископу императорским указом была назначена пенсия. В 1800 году в состоянии нервного расстройства переехал к родственникам в Полтаву, откуда в обитель уже не возвращался, несмотря на распоряжения Синода. Скончался 1/ 14 января 1801 года в Полтаве. Почитание В 1882 году будущий Полтавский владыка Иларион (Юшенов), обозревая гробницу святителя Афанасия в Полтаве, обнаружил нетление его тела. Об этом было донесено в Святейший Синод, откуда последовало предписание вынести гроб из усыпальницы, а в склепе устроить церковь, где поставить мощи и там служить панихиды до времени официальной канонизации.
Ввиду многих исцелений и чудес происходящих у святых мощей материалы к канонизации были подготовлены скоро. Имя святителя Афанасия было внесено в готовящийся к изданию Полтавский патерик. По слову одной книги того времени "жизнь этого святителя разрешилась скорбями, вследствие перенесенных им людских напастей и клеветы человеческой, и, вероятно, поэтому он, будучи сам искушён клеветою, может и другим, сущим в скорбях от клеветы и напраслины, помогать данною ему от Бога благодатью"[309]. Торжества по случаю прославления планировалось совершить после Собора Русской Церкви 1917 года, однако этому помешал переворот и последовавшая гражданская война. Погребённые под полом Крестовоздвиженского собора Полтавского монастыря мощи были изъяты в 1923 году и переданы в краеведческий музей как экспонат музея атеизма. Во время немецкой оккупации святыня была возвращена монастырской общине и вновь погребена под полом Крестовоздвиженского собора. 28 мая 2010 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви был причислен к лику местночтимых святых Полтавской епархии как святитель Афанасий, Полтавский чудотворец, с установлением памяти в день его блаженной кончины. 2 июня того же года были обретены его нетленные мощи, которые были положены в усыпальнице Крестовоздвиженского женского монастыря Полтавы[310]. 5 января 2013 Синод Украинской Церкви также установил второй день его местной памяти, 27 сентября, в день прославления. 30 ноября 2017 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви благословил общецерковное почитание святителя Афанасия Полтавского[311]. Молитвословия Тропарь, глас 4 Многоско́рбный уго́дниче Христо́в,/ святи́телю о́тче на́ш Афана́сие,/ в житии́ свое́м кре́ст тя́жкий понесы́й/ и мно́гия гоне́ния и клеветы́ претерпе́вый,/ не оста́ви на́с, ча́д твои́х, твои́м предста́тельством,/ и́маши бо дерзнове́ние ко Го́споду моли́тися,/ о е́же вся́кия ско́рби на́м претерпе́ти досто́йно,// ко спасе́нию ду́ш на́ших. Кондак, глас 8 Избра́нный от ю́ности уго́дниче Христо́в,/ сла́ву ми́ра нивочто́же вмени́вый/ и Го́споду после́дствовати возжеле́вый,/ те́мже поноше́ния и гоне́ния па́че хвалы́ вмени́л еси́,/ и да́же до сме́рти о Це́ркви Святе́й боле́зновал еси́,/ сего́ ра́ди зове́м ти́ уми́льно:/ Ра́дуйся, многоско́рбный святи́телю Афана́сие,// ра́дости небе́сныя прича́стниче. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы