Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Реализм в русской критике и литературоведении.



В литературоведении реализмом называют литературное направление, которое создает у читателя иллюзию реальности. В основе его лежат следующие принципы:

● художественный историзм, то есть образное представление о связи времени и об изменяющейся реальности;

● объяснение происходящих событий социально-историческими и естественнонаучными причинами;

● выявление взаимосвязей между описываемыми явлениями;

● подробная и точная обрисовка деталей;

● создание типических героев, которые действуют в типических, то есть узнаваемых и повторяющихся, обстоятельствах.

 

 

Задания 1.

По научным словарям, энциклопедиям и литературоведческим справочникам отработайте теоретические понятия: «реализм», «предреализм», «неореализм», «социалистический реализм», «идеализм», «позитивизм», «детерминизм», «типическое», «полифония».

Реализм

Þ направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Þ  - (от лат. realis - вещественный) - художественный метод в литературе и искусстве, следуя которому, писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью; правдивое воспроизведение "типических характеров в типических обстоятельствах" (Ф. Энгельс). Р. - "направление в искусстве, которое наиболее близко изображает реальность" (В.П. Руднев). В центре внимания Р. находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и времени, в котором он живет. При этом писатель не отрывается от реальности, с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни. Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типические — все это связано с точкой зрения художника на жизнь, а это зависит от его мировоззрения, от умения уловить движение эпохи.

 

Предреализм

Þ   условная категория в искусствоведении: к протореализму относят произведения искусства (в том числе литературы)с реалистическими чертами с целью подчеркнуть реалистические тенденции. Возможно обозначение предреализм, широко употребляется термин "ренессансный реализм", имея при этом в виду всё большее внимание искусства по отношению к человеческой личности как таковой.

К протореализму относят произведения с показом диалектического взаимодействия человека и его окружения, с правдоподобными мотивировками поступков героев, с характерами типичными, а не условными. Реалистические тенденции при желании можно найти в разные эпохи, поскольку детали реалистического характера есть, к примеру, ещё в древнегреческих дидактических поэмах - и вопрос как бы в "удельном весе" примет реализма в том или ином произведении.

 

Неореализм

Þ  течение в литературе второй половины ХХ века: так называемая "традиционная проза", ориентированная на традиции классики (возвращение к реалистической эстетике XIX века) и обращенная к историческим, социальным, нравственным, философским и эстетическим проблемам современности. Примером неореалистического произведения может считаться роман Г.Н. Владимова "Генерал и его армия" (1994).

 

Социалистический реализм

Þ   художественный стиль, почти безраздельно господствовавший в искусстве устойчивого коммунистического (социалистического) общества. Искусство Соц. реализма должно было изображать жизнь в свете идеалов коммунизма (социализма). Предполагалось, что эти идеалы определяют не только содержание произведений искусства, но и их форму. «Литература и искусство социалистического реализма, — констатирует «Литературный энциклопедический словарь» (1987), — создали новый образ положительного героя — борца, строителя, руководителя. Через него полнее раскрывается исторический оптимизм социалистического реализма: герой утверждает веру в победу коммунистических идей, несмотря на отдельные поражения и потери».

Þ основной художественный метод, использовавшийся в искусстве Советского Союза начиная с 1930-х годов, разрешенный, либо рекомендованный, либо навязываемый (в разные периоды развития страны) государственной цензурой, поэтому и тесно связанный с идеологией и пропагандой. Он был официально одобрен с 1932 года партийными органами в литературе и искусстве.

Þ художественный метод литературы и искусства и, шире, эстетическая система, сложившаяся на рубеже XIX–XX вв. и утвердившаяся в эпоху социалистического переустройства мира.

Идеализм

Þ (франц. idealisme, от греч. idea - идея) общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - Платон, Плотин, Прокл; в новое время - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). В обыденном словоупотреблении "идеалист" (от слова "идеал") часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.

Позитивизм

Þ философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования (посредством основных эмпирических методов: наблюдение, соцопросы и. т. п.) и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Þ философия, возникшая в XIX веке и исходившая из того, что бытием обладают только конкретные верифицируемые физические факты ("атомарные факты"), а все остальное является лишь относительной и всегда спорной рассудочной интерпретацией; все подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных (преимущественно, естественных) наук. Наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. XIX в. О. Контом (ввел сам термин).

Детерминизм

Þ учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов[1], доктрина о всеобщей причинности.

Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм).

На этой основе определяется понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и, соответственно, личной ответственности у людей, по существу, нет места.

Þ это философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности.

Типическое

Þ      (от греч. typos — отпечаток, образец) — черта, особенность, в которой наиболее ярко проявляются сущность, качества и свойства, характерные для ряда каких-либо жизненных явлений, общественного строя, определённой группы людей и т. п.

Þ социально значимое, симптоматичное, характеризующее существеннейшие черты ряда общественных явлений, событий, групп людей, идейных течений в различных странах в различные исторические эпохи. Воплощение в литературных произведениях Т. определяет их огромную познавательно-воспитательную ценность, делает лит-ру подлинным "учебником жизни". Знакомясь с Т., читатели постигают закономерности общественной жизни, проникают в важнейшие тенденции ее развития и на этой основе вырабатывают свои взгляды на мир и на место и назначение в нем человека.

Полифония

(от греч. polys - много и phone - слово) - особая форма авторского видения мира и человека, реализованная в полифоническом романе (термин исследователя творчества Ф.М. Достоевского М.М. Бахтина). П. - музыкальный термин. В П., в отличие от гармонии, нет деления на мелодию и аккомпанемент, все голоса (музыкальные инструменты) равноправно ведут свои партии. М. М. Бахтин применил термин П. прежде всего к творчеству Ф.М. Достоевского, имея в виду структурный принцип его романов. Под полифоническим романом Бахтин понимал тот факт, что, в отличие от других писателей, Ф.М. Достоевский в своих главных произведениях "ведет" все голоса персонажей как самостоятельные партии. Борьба и взаимное отражение сознаний и идей составляет, согласно Бахтину, суть поэтики.

 

Ссылочки:

http://www.bukinistu.ru/realizm.html(реализм)

https://studme.org/1281041913923/literatura/neorealizm(неореализм)

https://yunc.org/Социалистический_реализм_в_литературе(Соцреализм)

https://gtmarket.ru/concepts/7319(Детерминизм)

http://litena.ru/literaturovedenie/item/f00/s00/e0000571/index.shtml(Типическое)

 

 

 

2. Подготовьте тезисный план ответа на вопрос: «Роль “натуральной школы” в развитии реалистического направления в русской литературе».

 

3. Выделите черты романтизма и реализма в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Результаты наблюдений запишите в рабочую тетрадь.

 

Исследования Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М., 1989.

Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской зарубежной литературе XVII–XIX в. – М., 1983. – С. 92–137.

Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX в. – М., 1982. Николаев П.А. Реализм как творческий метод: историко-теоретические очерки. – М., 1975.

Петров С.М. Критический реализм. – М., 1974.

Развитие реализма в русской литературе / Ред. У.Р. Фохт и др. – М., 1972– 1974. – Т. 1–3.

Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма: Очерки о русской литературе XIX века. – Л., 1971.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 1016; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь