Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Внутрь и вниз: паттерны ТРЛНСформации



 

Когда более четверти века назад я опубликовал книгу «ТРАНСформации», она почти сразу же заняла видное место в литературе о гипнозе. Даже сейчас, когда тираж давно распродан, отдельные экземпляры этой книги продаются по цене, в десятки раз превышающей первоначальную.

До появления моей книги гипноз считался делом загадочным и недоступным. Большинство гипнотерапевтов использовали исключительно прямой подход. Все считали, что гипнотизер должен подавить волю клиента и ввести его в состояние гипноза путем повторяющихся монотонных команд.

Естественно, что на подобный подход реагировало незначительное количество людей. Нет никаких указаний на то, что это была вина гипнотерапевтов. Я считаю, что гипнозу в той или иной степени поддается любой. Это качество является врожденным, как размер стопы или цвет глаз. Если вам трудно войти в транс или продемонстрировать сложные явления глубокого погружения, это показывает, что недостаточно работали вы, а не гипнотерапевт.

Даже Милтон Эриксон считал, что человека нужно «подготовить», чтобы он легко и эффективно поддавался гипнозу. Большинство последователей Эриксона и сегодня считают его чудотворцем, хотя он не делал секрета из того факта, что порой подготовка пациента к терапии занимала от 100 до 1000 часов. В то время немыслимо было даже подумать о том, что гипнозу может научиться любой.

Моя книга изменила мир. Она доказала, что гипноз — это естественное явление, доступное каждому, что введению человека в транс — даже в глубокий транс — легко научиться, что гипноз может быть средством, которым способны пользоваться психотерапевты и учителя в разных областях, что это средство помогает клиентам и ученикам учиться. Моя книга первой показала, что в гипнозе есть структура и что ее можно смоделировать, овладеть ею и обучить других людей.

В своей книге я выделил несколько гипнотических паттернов, каждый из которых можно было сразу же применить. Они были либо смоделированы, либо переработаны из работ Милтона Эриксона или из моего собственного опыта. Целью выявления «внутренней структуры» ряда паттернов было подталкивание гипнотерапевтов к систематизации. Я никогда не считал, что любой из этих паттернов является «единственным» способом проводить гипноз. Я не думал, что гипнотерапевты должны отдавать предпочтение каким- то конкретным паттернам в ущерб другим.

Однако очень скоро эти паттерны стали копироваться и воспроизводиться. В каждой новой книге каждый новый «создатель» этих приемов представлял их как истину в последней инстанции.

Людям следовало понять, что нет индукции, которая автоматически была бы лучше другой. Самые важные факто- ры, определяющие, войдет ли ваш клиент в транс, — это скорость и тональность речи, дыхание и ваша собственная способность изменять состояние, бессознательным образом направляя клиента в измененное состояние.

Конкретные паттерны и приведенные ниже упражнения являются всего лишь руководством и средством развития гибкости. По личному опыту могу сказать, что неспособность ввести кого-либо в состояние гипноза не имеет ничего общего с «гипнотизируемостью» человека. Важно лишь умение гипнотерапевта творчески реагировать на клиента.

Если вы еще мало знакомы с гипнозом, я предлагаю вам изучить каждый паттерн и практиковаться, пока он не станет для вас простым и естественным. Вам не потребуется даже партнер. Очень важно работать самому. Говорите громко, прислушивайтесь к своему голосу и меняйте поведение.

Полезно записать свои усилия и прослушать запись позже, чтобы понять, оказали ли эти паттерны какое-то воздействие на вас. Если вы не можете ввести в транс себя, то вряд ли вам удастся проделать это с кем-нибудь другим.

 

Ритм и тональность

 

Одна из характеристик индуцирующей транс речи — это использование переходных или связующих слов и фраз.

Опытный гипнотерапевт говорит гладко и без усилий, без различимых завершений фраз. Соединения фразы с фразой, предложения с предложением могут быть не грамматическими и даже не логическими. Подобная речь оказывает успокаивающее и ободряющее воздействие на слушателя.

Хотя Милтон Эриксон обладал низким и грубоватым голосом, он был великим мастером ритма. Он добивался это- го различными способами. Иногда он даже раскачивался из стороны в сторону, чтобы подчеркнуть значение некоторых фраз для подсознания слушателя. Строя модель Милтона, мы выявили целый ряд соединительных фраз, причем некоторые были эффективнее других. Как и с другими языковыми паттернами, я настоятельно рекомендую, чтобы вы не только изучили приложения, приведенные в конце этой книги, но еще и придумали и записали как можно больше собственных вариантов.

Пожалуй, самый простой, но и самый слабый способ соединения фраз — это использование простых союзов, таких, как «и» или «чтобы». И...

... когда вы будете делать это... учитесь слушать собственный голос... чтобы развить собственное чувство ритма и уверенности... и стать уверенным... чтобы расширить свои способности.... сделать их гораздо шире, чем вы... и кто-либо еще... могли предположить возможным...

Второй более сильный способ соединения создается тем, что в модели Милтона мы называем «предполагаемым каузативом». Проще говоря, такого рода паттерны предполагают наличие причины, которая конкретно не называется. Тот факт, что прямая причинная обусловленность не выявляется, делает сопротивление подобному паттерну исключительно сложным.

Если вы научитесь включать предполагаемые каузативы в обычную речь и в гипнотические индукции, то заметно повысите свою способность влиять на лю- дей, и, касается ли это вашей карьеры или личной жизни, ваше бессознательное уже начинает искать новые способы применения этих знаний.

Еще эффективнее паттерн причины—следствия. Он исходит из того, что одно событие запускает другое. Второй существует только в силу первого. Сами слова «в силу» или «потому что» могут присутствовать в предложениях, а могут и отсутствовать. Эти паттерны описаны в Приложениях, следовательно, вы с легкостью можете ими пользоваться. И чем больше вы станете практиковаться в этих паттернах, тем более спонтанно они будут генерироваться, потому что простое повторение заставит вас запомнить их сознательно и бессознательно.

УПРАЖНЕНИЕ Создание индукций

Определите, какое состояние вы хотите вызвать в клиенте, и напишите не менее трех 10-минутных ин- дукциий с использованием трех примеров каждого из паттернов:

простые союзы;

предполагаемые каузативы;

примеры паттерна «причина—следствие».

Таким образом, у вас получится девять утверждений, нуждающихся в оттачивании и развитии.

Примечание. Я вовсе не хочу сказать, что вы должны использовать в работе с клиентами подготовленные записи. Смысл этого и большинства других упражнений, описанных в данной книге, заключается в том, чтобы помочь вам научиться генерировать индукции в любой выбранной вами форме абсолютно спонтанно.

Приятный тон голоса очень важен для осуществления эффективных перемен. Смысл имеет не только то, о чем вы говорите человеку. Вы должны окутать все его тело своим голосом. Каждая его клетка должна откликнуться на генерируемые вами звуковые волны. Не могу припомнить, на скольких гипнотических семинарах мне приходилось слышать, как кто-то скрипучим, раздражающим тоном говорил: «Атеперь расслабьтесь... вы чувствуете себя полностью расслабленным...» С самой первой минуты становится ясно, что подобный прием не сработает.

Возможно, от рождения Бог и не дал вам «хорошего голоса», но вы вполне можете его у себя развить. На протяжении многих лет я тренировался для того, чтобы приобрести бархатный голос уроженца Юга. Я научился копировать голос Эриксона, его ритм и тональность, и теперь могу пользоваться им, как своим собственным.

На семинарах я часто предлагаю участникам проделать следующие действия.

Приставьте палец ко лбу и высоким, напряженным голосом произнесите: «Это мой лоб!»

Теперь коснитесь своего носа и в нос произнесите: «Это мой нос!»

Коснитесь рта и низким, глубоким голосом скажите: «Это мой рот!»

Коснитесь груди и еще более глубоким голосом произнесите: «Это моя грудь!».

И наконец, коснитесь живота и скажите с абсолютной верой: «Это мой живот. Если я буду говорить отсюда, то смогу влиять на каждого, кого я встречу, смогу заработать миллионы и иметь такой секс, какой мне захочется...»

Другой важный паттерн — паттерн авторитета и доверия. Для этого вам необходимо научиться понижать голос в нужных местах произносимых фраз.

Как правило, задавая вопрос, вы повышаете голос в конце предложения.

Когда утверждение носит нейтральный характер, никаких ударений делать не надо.

Когда вы делаете утверждение или отдаете приказ, в конце предложения следует понизить голос.

Зная и применяя эти простые правила, вы сможете заметно повысить свою гибкость, а значит, и эффективность своей гипнотической работы. Например, понижая голос в конце вопроса, вы можете превратить его в команду, приказ, отданный подсознанию клиента.

Повторите предложение «Не хотели бы вы сейчас расслабиться?» вслух. Сначала повышайте голос в конце предложения, как обычно. Потом понижайте. Отметьте разницу и в звучании, и во внутренних ощущениях. Мои ученики часто говорят, что начинают чувствовать себя более уверенно, авторитетно. В этом им помогает изменение тональности голоса. Особый авторитет приобретают женщины.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь