Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Говорит имам Аль Барбахари: «А призывать к одобряемому и запрещать порицаемое является обязательным, кроме как если ты боишься меча или боишься палки».
Если запрещает тебе запрещать порицаемое или приказывать одобряемое правитель, т.е. угрожает тебе физической расправой, тогда ты уже не обязан порицать порицаемое и призывать к одобряемому своим языком и своими руками. Но сердцем все равно обязан, т.е. никто не может заставить твое сердце, ни правитель никто либо иной, ни палка ни меч. И в этом случае ты будешь иметь оправдание перед Всевышним Аллахом Субхану уа Тааля.
[Примечание от редактора стенограммы]: Со слов Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана». Муслим 49.
Аль-Къуртуби говорит, приводя пример тому, каким образом любой мусульманин обязан изменять порицаемое рукой: “Если скажем, Зайд увидел ‘Умара, который желает захватить имущество Бакра, то ему становится обязательным защищать его, если хозяин имущества не в состоянии защитить себя и не доволен этим покушением”. См. "Тафсир аль-Къуртуби" 4/49.
Имена приведены в качестве примера.
Ибн Дакыкъ аль-‘Ид сказал: “Поистине, повелевает и запрещает тот, кто является знающим в отношении того, что велит и запрещает. А если речь идет о явных вещах, как молитва, пост, прелюбодеяние, употребление вина и тому подобное, то каждый мусульманин является ученым в этом. Если же речь идет о тонких вопросах из числа слов и дел, связанных с вопросами иджтихада, то простолюд не влезает в это и не проявляет в этом порицание. Это уже для ученых”. См. “Шарх аль-арба’ин” 88.
Когда шейха Мукъбиля спросили про изменение порицаемого рукой, он ответил: “Если человек в состоянии исправить порицаемое при помощи руки, то он должен это сделать, но при условии, чтобы это не повлекло еще большего порицания. Если же он не в состоянии сделать это при помощи руки, то переходит на язык, а если не в состоянии и на это, то переходит на сердце, и Аллах не возлагает на душу сверх того, что ей под силу. Однако, мы не распределяем хадис про изменение порицаемого так, как распределяют его некоторые современники и некоторые суфии, говоря: Изменение порицаемого при помощи руки – это для правителя; при помощи языка – для ученых; при помощи сердца – для простолюда. Нет! Слова: «Кто увидел порицаемое» из числа обобщенных выражений, включающие в себя всех”. См. “Гъаррат аль-ашрита” 2/210.
Спросили шейха Ибн База: «Является ли призыв к одобряемому и запрещение порицаемого в частности при помощи руки обязанностью каждого или же это право, которое обусловлено правителем мусульман или тем, кого назначил правитель?»
Однако изменение порицаемого при помощи руки обязательно должно быть обусловлено наличием силы и чтобы это не повлекло большего вреда и зла! Поэтому пусть исправляет порицаемое рукой в своем доме в отношении детей, жены, слуги. Или работник в организации, у кого есть полномочия, пусть изменяет рукой. А если у него нет полномочий, то пусть не исправляет рукой, а иначе изменение порицаемого рукой может повлечь много зла, большой вред между ним и людьми, между ним и государством. Однако пусть исправляет порицаемое языком, говоря: «Побойся Аллаха, о такой-то! Это нельзя!», «Это харам тебе!», «Ты обязан делать это!» Пусть приводит шариатские доказательства языком. А что касается исправления рукой, то пусть будет в том, в чем у него есть возможность, в его доме, кто находится под его властью, кому дано полномочие со стороны правителя, как организации призыва к одобряемому и запрещения порицаемого”. См. “Фатауа Ибн Баз” 8/208.
Со слов ан-Ну’мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Оберегающих границы Аллаха и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стрелам, чтобы занять места на корабле, в результате чего одним досталась верхняя часть корабля, а другим – нижняя. Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им приходилось проходить через разместившихся на палубе, и тогда они сказали: “А не проделать ли нам дыру (в днище), чтобы набирать воду через нее, не беспокоя тех, кто находится наверху?” И если находящиеся на палубе предоставят их самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут все. А если они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех». аль-Бухари 2493.
Шейх Салих Али Шейх сказал: “Если изменение порицаемого человеком причинит вред и другим, то нельзя ему делать этого, кроме как с согласия остальных. Однако, если вред испытает только он сам по причине исправления порицаемого, как тот, кто предстанет перед несправедливым правителем и станет ему велеть благое и запрещать плохое, а тот его убьет, то мы скажем: Нет в этом проблем, если ты избрал для себя это, и такой человек будет наилучшим из шахидов, как об этом сообщил пророк (мир ему и благословение Аллаха). Однако, если исправление им порицания станет причинением вреда другим людям, попирание их прав и распространение беды, то поистине, нельзя в таком случае изменять порицаемое по единогласному мнению ученых!” См. “Шарх аль-арба’ин” 473.
Сказал один человек имаму Ахмаду: “Как-то я зашел в дом к человеку, а он оставил меня одного и вышел. Я увидел рядом с собой бутылку, открыв которую я обнаружил финиковое вино. Но я не смог сказать ему ничего”. На это имам Ахмад сказал: “Тебе следовало бросить туда соль или что-либо иное, что испортило бы его!” аль-Халляль в “аль-Амр биль-ма’руф” 115.
аль-Къуртуби сказал: “Мусульмане единогласны, как это передал Ибн ‘Абдуль-Барр, что порицаемое является обязательным изменять для каждого, кто в состоянии это сделать. И если изменение порицаемого повлечет только упрек, который не перейдет в причинение ему вреда, то с него не снимается обязанность изменения порицаемого. И если он не сможет изменить этого (рукой), тогда делает это своим языком. А если не сможет и языком, тогда своим сердцем, и он не обязан большим”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 4/48.
Имам Ибн Муфлих сказал: “Сообщил аль-Маруази: “Как-то я спросил Ахмада: “Как следует призывать к одобряемому и запрещать порицаемое?” Он ответил: “При помощи руки, языка и сердца, и последнее является наименьшим проявлением имана”. Я спросил: “А как изменять это посредством руки?” Он сказал: “Разделить между ними (порицаемым и совершающим порицаемое)”. И я видел, когда Абу ‘Абдуллах (Ахмад) проходил мимо детей, которые дрались между собой, он их разделял”. А в версии от Салиха сказано, что он (Ахмад) сказал: “Исправление порицаемого при помощи рук – это не означает при помощи меча и оружия!” Сказал аль-Къады (Абу Я’ля): “Внешне это указывает на дозволенность изменения порицаемого при помощи руки, если это не повлечет убийства и сражения”. См. “аль-Адаб аш-шар’ия” 1/185.
Къады ‘Ийяд сказал: “Изменять порицаемое следует всеми возможными упомянутыми способами (рукой, словом, сердцем). Если у него есть большая вероятность, что будет польза от изменения им порицаемого делом или словом. Порицаемое изменяется (рукой), как ломание музыкальных инструментов, выливание одурманивающего самому, или сообщить тому, кто имеет на это власть, спасение притесненного из рук притеснителей своими руками или велеть другим схватить их. Но все это в том случае, когда у него есть возможность это сделать”. См. “аль-Икмаль” 1/290.
Ибн Таймия рассказывал: “Однажды, когда татаро-монголы напали на Дамаск, я проходил со своими сторонниками мимо группы из их числа, которые распивали вино. И один из моих спутников решил высказать им порицание, но я запретил ему это, сказав: “Поистине, Аллах запретил вино, потому что оно удерживает от поминания Аллаха и молитвы, а этих вино удерживает от убийства людей, от пленения детей и захвата имущества. Поэтому оставь их”. См. “аль-Истикъама” 2/165.
Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби, говоря про примеры исправления порицаемого рукой, сказал: “Т.е. следует разделить между порицаемой вещью и совершающим ее, забрать ее у него или отдалив его от нее. Если же это будет невозможно сделать, кроме как с применением сражения и оружия, тогда пусть оставит изменение порицаемого, поскольку в таком случае это возвращается к правителю, ибо поднятие оружия среди людей может привести к смуте”. См. “Ахкам аль-Къуран” 1/293.
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Запрещение порицаемого имеет четыре степени:
Так же слушайте разъяснение Руслана по книге: «Основы и правила, на которых строится вынесение постановления о нововведении относительно определенной личности. А также: о необходимости достижения должного уровня знаний для вынесения постановлений о нововведении».
Автор книги: шейх Са'ид ибн Да'ас аль-Яфи'и (да помилует его Аллах и примет у Себя шахидом).
24 Неотложное разъяснение положения заблудших людей и их заблуждений - чаще всего несет за собой превышающую пользу. http://www.youtube.com/watch?v=8Yh3ENGmXh8
25 Необходимость отложить разъяснение положения заблудшего - если от этого разъяснения последует превышающий вред. http://www.youtube.com/watch?v=hYPLyYTPAKo [Конец примечания].
3 (б) Давать Салам мусульманам. Говорит имам Аль Барбахари: "А также из нашей религии является то, что ты должен давать салям всем рабам Аллаха".
Однако кафирам и нововведенцам салям не дается исходя из нашей религии.
[Примечание от редактора стенограммы]: Шейх Усаймин: Этикет приветствия (саляма) в Исламе. Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, который является печатью пророков и предводителем богобоязненных, его семье, сподвижникам и всем, кто последовал за ними, совершая благодеяния, вплоть до Судного дня.
А затем, это наша сто сорок пятая встреча из серии встреч под названием “Лика аль-баб аль-мафтух” (открытая встреча), проводящихся каждый четверг. Сегодня второй четверг месяца Шабан 1417 г.х., и мы продолжаем толкование суры “аз-Зарият”. Последний аят, на котором мы остановились, это слова Всевышнего Аллаха: “Он сказал: “Какова же ваша миссия, о посланцы?” (Св. Коран, сура 51:31). Однако, прежде я хотел бы поговорить об этикете приветствия (саляма), которым ангелы встречали Ибрахима, сказав ему: “Мира тебе!”, а Ибрахим ответил им: “И вам мир!”. Как мы уже упомянули раньше, ответ Ибрахима был лучше приветствия ангелов, т.к. Ибрахим откликнулся в форме именного предложения, означающего утверждение и продолжительное действие, в отличие от приветствия ангелов. Ответ на приветствие. Знайте, что ответ на приветствие является обязательным. Благословенный и Всевышний Аллах сказал: “Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь” (Св. Коран, сура 4:86). В словах Всевышнего “Когда вас приветствуют” не говорится о том, кто приветствует, поэтому из этого выражения понимается, что, кто бы ни был приветствующим, обязательно отвечать ему в той же форме или даже лучшей. Всевышний сказал: “Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым”. Аллах начал с того, что лучше, потому что оно предпочтительней. Слова “…или тем же самым” означают подобное приветствие. Это относится также к иудеям, христианам, буддистам и прочим. Если они нас поприветствуют, мы ответим на их приветствие. Однако, мы не должны первыми давать им салям, т.к. Пророк (мир и благословение ему и его семье) запретил нам делать это. Итак, приветствовать нужно следующим образом: “Ассаляму алейкум”. Именно так постановил шариат. Что же касается слов “добро пожаловать”, “здравствуйте”, “как ваши дела” и подобных им, то они не утверждены шариатом. В соответствии с шариатом разговор следует начинать с саляма. Так, в хадисе про “Мирадж” (вознесение) передается, что Пророк (мир ему и благословение), минуя различных пророков, приветствовал их салямом, и они отвечали ему салямом, после чего говорили: «Добро пожаловать, благочестивый Пророк!» (Бухари). Поэтому начинай со слов “ассаляму алейкум”. Ответ должен быть таким же или еще лучшим — “алейкум ассалям”, или “ва алейкум ассалям ва рахматуЛлах”, или “ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатух” — все это соответствует шариату. Многие люди отвечают на приветствие “ассалям алейкум” словами “добро пожаловать” или “здравствуй”, тогда как эти слова не возмещают вашего приветствия. Т.е. если вам ответят «всегда добро пожаловать», это не будет считаться ответом на ваш салям, потому что Всевышний Аллах сказал: “…отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым…” (Св. Коран, сура 4:86). Известно, что приветствующий кого-то словами “ассаляму алейкум” делает таким образом за него дуа, желая благополучия от любого недостатка, недуга, болезни души или тела. Поэтому недостаточно ответить ему “здравствуйте” или “привет” — необходимо сказать “алейка ассалям” или “ва алейкум ассалям”. Если же добавить к этому слова “ва рахматуЛлахи ва баракатуху”, то это будет даже лучше. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы