Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дни памяти: 4 / 17 декабря, Собор Новомучеников и исповедников Российских.
Кира Ивановна Оболенская родилась в 1889 году в семье князя Ивана Дмитриевича Оболенского. Древний род Оболенских восходит еще к князю Рюрику. В 10-летнем возрасте Кира была отдана в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, который окончила в 1904 году с серебряной медалью. После окончания института Кира Ивановна стала давать частные уроки в качестве домашней учительницы. Впоследствии учительство стало главным занятием ее жизни. К этой работе ее побудило глубокое религиозной чувство и искреннее желание служить ближнему. Она никогда и нигде не подчеркивала своего княжеского происхождения и не требовала к себе особого отношения, оставаясь везде человеком простым и добрым. В 1910 году Кира Ивановна стала учительницей в бесплатной школе для бедных, а также преподавала в ряде других школ города. В этих трудах застала Киру Ивановну Первая Мировая война. На ее фронтах погибли два ее брата – Вадим и Борис Оболенские. Потеря горячо любимых братьев не только отозвалась глубоким страданием в душе Киры, но и заставила по-новому осмыслить свою жизнь. Революция внесла в жизнь Оболенских новые личные беды. В 1918 году родной брат Киры Ивановны Юрий вступил в Добровольческую армию и в 1920 году погиб в бою. В том же году другой брат Павел был арестован. Прямо из-под расстрела, раненному, ему чудом удалось бежать из ЧК и эмигрировать за границу, – он спас свою жизнь, но был навеки разлучен с семьей. В 1920 году умер отец. Заботы о семье (престарелой матери и больной сестре) легли на плечи Киры Ивановны, которая работала школьным библиотекарем. В 1930 году Киру Ивановну арестовали, в обвинении было написано: «потенциально является идеологической базой для недокорчевания пока нашей внешней и внутренней контрреволюции». В следственном деле она называется «бывшая княжна», ей были приписаны следующие намерения: «проникать на работу в наши культурные и учебные заведения, и там взращивать в миропонимании подрастающего поколения вредную идеалистическую философию». Других обвинений предъявлено не было. На допросе Кира Ивановна заявила: «Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу советской власти. Мои расхождения с конституцией начинаются с вопроса об отделении Церкви от государства. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Никаких контрреволюционных группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к советской власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии считаю недостойной себя, ибо знаю, что это в условиях советской действительности навлекло бы на них неприятности». Тройка при ОГПУ по Ленинградскому военному округу приговорила княжну Киру Оболенскую к 5 годам лагерей. После вынесения приговора Кира Ивановна была выслана этапом из Ленинградской тюрьмы в Белбалтлаг в городе Кемь в Архангельской области, а затем переведена в Свирьлаг в городе Лодейное Поле в Ленинградской области. В лагере она работала педагогом и медсестрой, работала много и усердно, за что была освобождена досрочно. Въезд в город ей был запрещен, и она поселилась за 101-м километром от Ленинграда. В 1936 году Кира Ивановна переехала в город Боровичи, где стала преподавать иностранные языки в неполной средней школе. Боровичи в то время были местом ссылки духовенства и мирян из Ленинграда и окрестностей. Кира Ивановна общалась со всеми верующими людьми, гонимыми советской властью. Здесь встретились две Петроградские мученицы, сестры Александро-Невского братства, прихожанки Феодоровского собора: княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская. Они были поистине духовно близки друг другу, и обстоятельства их мученического подвига невероятно, удивительно схожи. В 1937 году в Боровичах были произведены массовые аресты ссыльного духовенства и мирян, были арестованы и Кира и Екатерина. Измученные голодной жизнью 20-х годов, заключением в лагере, ссыльной жизнью, новым арестом и допросами, две эти женщины своей праведной жизнью заслужили от Господа силы претерпеть до конца. Они не дали под пытками никаких показаний, не назвали ни одного человека, и даже не признали ни одного обвинения против себя. Особая тройка при НКВД по Ленинградской области приговорила Киру Оболенскую и Екатерину Арскую к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Боровичах 17 декабря 1937 года. В 2003 году Священным Синодом РПЦ причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских. События дня. Вечерня и утреня. Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена обычная вседневная вечерня и утреня с полиелеем в честь святой Великомученицы Варвары. Евангелие на утрени (от Матфея): 1Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2 Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. 7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. 9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. 10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. 12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. 13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. 14Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15и одному дал он пять талантов[21], другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. 16Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. 19По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. 20И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. 21Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 22Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. 23Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 24Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, 25и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. 26Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; 27посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; 30а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! 31Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. 34Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. 41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. 44Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? 45Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. 46И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную. В праздники святых жен часто читается этот текст с притчей о десяти девах. Но интересная для чтения вся глава – Господь в ней рассуждает о Страшном Суде. Здесь следует притча о талантах и слова о самом Суде, с чем прийти должен человек на суд сей. Притча же о десяти девах на простом примере показывает то, как важна забота о состоянии души, которая показывается под видом лампады в руках одной из дев. Иные из них запаслись маслом для лампад, а другие – нет. Душа должна гореть, подобно лампаде, разжигаясь любовью к Творцу своему. Любовь же не появляется просто так, но является плодом многих трудов. Сперва человек вспоминает о том, что неизбежен Суд и воздаяние по делам его и желая избежать адских мук, стремится исполнять заповеди. Однако начав делать это, он вдруг сознает, что не может делать это – его склонная ко греху плоть противится этому, так что он ежедневно и ежечасно ведет брань, в которой часто терпит поражение, а часто, сделав, казалось бы, доброе, понимает, что его «добро» отравлено злом и не имеет никакой ценности. Лишь помощь Божия способна изменить положение. Поняв это, человек стремится к Богу, сознавая, что сам он бессилен исправить свое состояние. И тогда Господь приходит на помощь человеку, ведя его по пути спасения. Притом, любящий Бога, любит и творение Его, а потому Писание очень часто предписывает помогать ближним, проявлять участие, подражая самому Богу, заботящемуся обо всех людях. Плодом этого труда является любовь к ближним, делающая человека ближе к Богу и… подвигающая к новым делам во благо ближнего. Все это – усилия самого человека и помощь Божия, преображает человека, делает его прибежищем Благодати Божией, которая и возжигает светильник его души. И запастись этим маслом, возжигающим сей светильник можно лишь в течение земной жизни. Когда же настанет полночь и вестник объявит, что «Жених грядет», то бежать покупать его будет поздно – тогда человек будет судим по тому, с чем Господь застанет его. Но как же человек запасется топливом для лампады души своей, если спит и почивает, живя беспечно, не думая о том, что, быть может, завтра Господь изымет его душу и он отправится на суд, пусть пока не окончательный, но в значительной мере, определяющий его вечную участь? «Итак, бодрствуйте, ибо не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» - Так завершается притча и что к этому еще прибавить? Это сказано нам всем, дабы мы с вами тоже оставили беспечную жизнь и задумались хоть немного о своей посмертной участи… Литургия. В сам день я был на службе в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Антоний Новицкий, без диакона (который исполнял обязанности отсутствующего псаломщика), при пении верхнего хора. Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. 3Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. 4Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, 5которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. 6Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. 7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. 8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 9не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. 10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. 11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, 12потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. 13 Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению. Апостол продолжает рассуждать о Христе, замечая, что Господь, придя, дал человеку новый Закон взамен старого, так как старый оказался неспособен спасти человека, склонного ко греху, и расположенного, скорей, нарушать заповеди, нежели исполнять их. Притом, каясь в одном грехе, человек тут же совершает десяток, так что одних правил оказалось недостаточно. А если бы тот Закон спасал, то не было смысла и Христу приходить. Но истинное спасение принес человеку Христос. Евангелие (от Луки): 1В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, 2и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? 3Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: 4крещение Иоанново с небес было, или от человеков? 5Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? 6а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк. 7И отвечали: не знаем откуда. 8Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю. 9И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; 10и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. 11Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. 12И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. 13Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. 14Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. 15И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? 16Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет! 17Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? 18Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. 19И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу. 20И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. 21И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; 22позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? 23Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? 24Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. 25Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. 26И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали. 27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: 28Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. 29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; 30взял ту жену второй, и тот умер бездетным; 31взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; 32после всех умерла и жена; 33итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою? 34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; 35а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, 36и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. 37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. 38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. 39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. 40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: 41ка́к говорят, что Христос есть Сын Давидов, 42а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 43доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? 45И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: 46остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, 47которые поедают до́мы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение. Вслед за фарисеями, пытавшимися поймать Христа на слове, попытку сделали саддукеи, отрицавшие возможность всеобщего воскресения мертвых в последний день мира. Положение Закона Моисеева, о котором они говорят, в их устах была доведена до абсурда и, как говорят знатоки Писания, извращена, так чтобы поймать Христа на слове. Но Господь не идет в расставленную ловушку, а укоряет их. В других Евангелиях приводится этот ответ: «Заблуждаетесь, не зная ни Писания, ни силы Божией…». Саддукеи отрицали воскресение, а потому так обращались с текстом. Но Господь приводит им слова, в которых сам Бог говорит: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова», резонно замечая, что Бог есть – Бог живых, а не мертвых, ибо у Него все живы. Против этого ветхозаветные еретики оказались неспособны что-либо возразить. Более того, ответ Христа привел в восхищение даже фарисеев, вроде бы, настроенных ко Христу неприязненно. Апостол Павел рассуждает: «….. Если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес…». Эти мудрецы рассуждали земными категориями, забывая о могуществе Бога, из ничего создав мир. Следовательно, Богу ничего не стоит и самое тело человека возродить из праха, в который оно обратилось, чтобы вернуть в него душу, покинувшую его. Еще интересны слова, сказанные в ответ на приведенный саддукеями пример, доводящий правило из Закона Моисеева до абсурда. В изложении Евангелиста Луки, напомню, они звучат так: «34Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; 35а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, 36и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения». Брак, как бы он ни был велик и каким бы благословением Бог не наделял его, есть учреждение, созданное для жизни в этом веке, для смертных людей. Цель его – укрощение бушующих в человеке инстинктов, наложение на них ярма, а лучше сказать – брак является формой упреждения всяких блудных поползновений. Также в браке решается проблема продолжения рода. Впрочем, цель христианского брака – не легализация половых отношений и даже не деторождения, как думают многие. Лучше сказать, что для человека, в браке бы он находился или нет, не должно быть других целей важнее достижения Царства небесного (если для меня является главным что-то другое, то это уже мои проблемы), а в сем Царстве уже не женятся и не выходят замуж. Более того, не сказал ли апостол Павел некогда: «нет уже ни иудея, ни эллина, нет ни раба, ни свободного, нет ни мужского пола, ни женского, но во всем Христос»? Сказано было о первых христианских общинах с их братскими отношениями. Ни тем более ли такое братство будет в будущем веке? Тем более, люди будущего века уподоблены Ангелам…. Лучше всего сказать, что все верные Божии станут единой семьей, в едином порыве служащей Богу в любви, подобной любви чад к Отцу своему. Так Бог служат Ангелы, у которых, по слову некоего из Отцов, действует одна единая воля и так Богу служат и будут служить люди, удостоившиеся Царства небесного. Брак – явление временное еще потому что супруг не может знать, какой участи удостоится по смерти его вторая половинка – будут ли они в будущем веке вместе, либо смерть навеки разлучит их. Единая же семья верных Божиих пребудет во веки. И здесь стоит напомнить о том, что среди христиан издавна оформилась группа людей, желающих уже здесь, на земле жить не жизнью века сего, но уже тут построить ее по правилам будущего века, «как Ангелы Божии на небеси». Речь, конечно, о монашестве, которое не случайно именуется Ангельским образом, так что у монахов к обычному посту в среду и пятницу прибавляется пост в понедельник, как известно, посвященный Небесным силам бесплотным. Монашество уже на земле призвано уподобиться Ангелам, научиться жизни будущего века, а потому монашество выше брака и если оно ныне подвергается поношению и хуле со стороны людей мира сего (часто – ради злых дел иных из иночествующих), то это не умаляет достоинства самого чина.… Но это не призыв к поголовному принятию пострига, ибо сколь велико сие служение, столь и страшно, а потому каждый выбирает то, что ближе всего ему. И чтения праздника святой Великомученицы Варвары. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? 2Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? 3Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? 4Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! 5Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере? 6Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. 7Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. 8И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. 9Итак верующие благословляются с верным Авраамом, 10а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. 11А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. 12А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. 13Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), 14дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. 15Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. 16Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. 17Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет та́к, чтобы обетование потеряло силу. 18Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию. 19Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. 20Но посредник при одном не бывает, а Бог один. 21Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; 22но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. 23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. 24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. 26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. 28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. 29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники. Все послание к Галатам посвящено обличению уклонившихся в иудейство. Обряды Закона Моисеева никого не спасли, иначе бы не было нужды и Христу приходить. Но спасение даровано Христом, а значит, необходимость в большинстве из них отпала вовсе. Этому посвящена и данная глава, но в конце ее апостол пишет о сути христианства. Христианин – последователь Христа, а значит, он самим званием декларирует то, что исполняет написанное в Евангелие. А главное из предписанного в Евангелии – любовь. Христианин призван не делать разницы между людьми по национальному и социальному признаку, не делить людей на «своих» и «чужих», но любить всех одинаково. Апостол много раз пишет об этом, рассуждая о братолюбии, подчеркивая важность любви (ибо любовь – это сам Бог). «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены, которые кажутся нам слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более полагаем попечения, и наименее благообразные наши наиболее благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют к тому нужды.» - Так рассуждает апостол, уподобляя христианскую общину человеческому телу. К такому единству и такой заботе друг о друге и призываемся все мы. Это очень далеко от нашего нынешнего состояния, но именно потому эти слова нам и пишутся… Евангелие (от Марка): 1И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. 2И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, 3он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, 4потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; 5всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; 6увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, 7и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! 8Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. 9И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. 10И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. 11Паслось же там при горе большое стадо свиней. 12И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. 13Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. 14Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. 15Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. 16Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. 17И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их. 18И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. 19Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. 20И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились. 21Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря. 22И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его 23и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. 24 Иисус пошел с ним. || За Ним следовало множество народа, и теснили Его. 25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, 26много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние,- 27услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, 28ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. 29 И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. 30 В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? 31 Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? 32 Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. 33 Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. 34 Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей. 35Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? 36Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. 37И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. 38Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. 39И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. 40И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. 41И, взяв девицу за руку, говорит ей: "талифа́ куми́", что значит: девица, тебе говорю, встань. 42И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. 43И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть. Исцеление кровоточивой женщины. Эта женщина много лет страдала от болезни, которая, с точки зрения иудеев, делала ее нечистой, так что с ней грешно было прикасаться. Трудно себе представить мучения такого, отверженного обществом, человека. Разумеется, она желала исцелиться от болезни, но ни одно средство, к которому она прибегала, не помогала. Мы не знаем ничего о ее тайных молитвах, как и о многих слезах, которые она проливала, моля Бога о помощи. И вот, Господь помогает ей, рассудив, что это принесет пользу и душе ее. О причинах болезней сказано много. Мы знаем, что согрешающий отдаляется от Бога, попадая во власть духа тьмы и чем больше он скатывается во грех, тем больше эта власть. Часто Бог попускает мучить человека, дабы он осознал то, в чью власть он впадает, совершая грех. Поэтому часто мы не получаем исцеления и потому нам полезней болеть, чем излечиваться. Господь в этом случае смотрит не на наши желания и даже не на молитву, но на то, принесет ли это пользу душе. И если исцеление от болезни даст положительный эффект и душе¸ то Господь и посылает исцеление…. Фактически, вместо указанного в календаре праздничного Евангелия читалось другое… Евангелие (от Луки): 1Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; 2увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, 3и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; 4ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела. 5И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: 6придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено. 7И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? 8Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их. 9Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. 10Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; 11будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба. 12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13будет же это вам для свидетельства. 14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. 16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18но и волос с головы вашей не пропадет,- 19терпением вашим спасайте души ваши. 20Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: 21тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, 22потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. 23Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: 24и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. 25И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; 26люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, 27и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. 28Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. 29И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: 30когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. 31Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие. 32Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; 33небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. 34Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, 35ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; 36итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого. На сей раз нам снова приводятся слова о судьбах мира после Вознесения Господня, и до Второго пришествия Господня. Многие трактуют эти слова, как исключительно пророчество о последних днях мира, но на самом деле, оно более широко. Здесь наше внимание акцентируется на словах, в которых Господь говорит, что как Его гнали, так будут гнать и Его последователей, ибо слово Евангельское для мира – чуждо. Нас никто смерти за веру не предает, однако вера наша часто подвергается насмешкам сор стороны людей века сего. Потому и от нас требуется твердость в исповедании веры нашей…. По окончании службы о.Антоний поздравил всех с праздником, особенно именинниц, чествуемых в этот день. Также он напомнил житие святой Великомученицы Варвары (более подробно оно приведено выше), отметив, что святая мученица считается покровительницей шахтеров, так как ей принято молиться об избавлении от внезапной смерти без покаяния. Господь и нас да сподобит христианской кончины в покаянии и мире с Богом. Святая Великомученице Варваро, моли Бога о нас! Далее он снова поздравил всех именинниц, при этом хор пропел многолетие. Также именинницам были розданы богослужебные просфоры, которые должны были быть разделены между всеми. Разумеется, он поздравил также тех, кто в этот день причащался Святых Христовых Таин, пожелав, чтобы Святые Дары были телам их во здравие, а душам – во спасение. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы