Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ КОВАЛЕВ



Память 14 / 27 декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Российских

Родился в 1884 году в Новочеркасске в семье канцелярского служащего.

В 1919 году был рукоположен в сан иерея в Анапе.

В материалах архивного уголовного дела заведенного на отца Николая в Ленинграде в начале 1930-х годов, говорится, что "...в период нахождения в Анапе барона Врангеля, священник Николай Ковалев был избран Городской Думой в комиссию по защите населения от красных".

В 1934 году был арестован в Ленинграде, куда приехал жить и где совершал богослужения на дому. Как "социально опасного элемента" отца Николая приговорили к высылке из Ленинграда.

С 1935 по 1937 года находился в ссылке в городе Атбасаре Северо-Казахстанской области (близ Астаны, нынешней столицы Казахстана).

22 ноября 1937 года был арестован Атбасарским РО НКВД. На момент ареста был без определенных занятий. На допросе, на требование следователя - рассказать о своей контрреволюционной деятельности - о.Николай ответил: "Контрреволюционной агитацией я никогда не занимался и виновным себя в этом не признаю".

28 ноября тройкой при УНКВД по Северо-Казахстанской области был приговорен к высшей мере наказания.

27 декабря 1937 года был расстрелян.

26 мая 1989 года был реабилитирован прокуратурой Целиноградской области по 1937 году репрессий.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Использованные материалы

  • Жизнеописание с сайта Радио "Град Петров":
    • http://www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?page=descr&id=505
  • БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZe...X6*

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из Соборного послания апостола Иакова, брата Господня: 1Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии,- радоваться.

2С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3зная, что испытание вашей веры производит терпение; 4терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.

5Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,- и дастся ему.

6Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.

7Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.

8Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

9Да хвалится брат униженный высотою своею, 10а богатый - унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.

11Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.

12Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.

13В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

16Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.

17Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

18Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.

19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, 20ибо гнев человека не творит правды Божией.

21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее

Спасти ваши души.

22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: 24он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.

25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.

27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

Апостол пишет, призывая бороться с разными страстями. Начинается отрывок и призыва бороться с гневом. К несчастью, страсть эта стала естественна для человека, а через нее человека можно склонить к любому греху. Мы все подвержены ему, но это не значит, что этот грех допустим. Для христианина допустим только гнев, обращенный против самих греховных страстей и возбудителя их – диавола. Увы, об этом легче говорить и писать, нежели выполнять, так как бороться придется с самим естеством человека. Однако с Богом возможно все. Также апостол пишет о том, чтобы христиане были не только слушателями, Слова Божия, но слушая, исполняли бы. И здесь вспоминается притча о сеятеле. Один слушатель подобен дороге, падая на которую, Слово Божие не принимается, а сейчас же похищается. В иных оно падает, сперва принимаясь, но потом, при изменении обстоятельств, отвергается. Третьи, будто бы и не отвергают Слово Божие, но прорастая в них, оно заглушается свободно растущими в душах их страстями и пороками, с которыми никто не собирается бороться. Часто это сопровождается словами о том, что, дескать, заповеди даны, но даны для каких-то инопланетян, а мы, мол, не можем их соблюдать, а потому и не пытаемся. Наконец, есть те, кто, по мере сил исполняют их, уповая на помощь Божию, а слушая, ревнуют о воплощении услышанного в жизнь, как это делала Евангельская Мария, которую ублажает сам Господь. Именно к этому апостол и призывает нас.… Наконец, апостол призывает к воздержанию языка, дабы человек не давал волю своим речам. Правда, проблема состоит в том, что человек говорит именно то, о чем он думает. Об этом и Господь говорил: «от избытка сердца говорят уста…». Если мой ум нечто занимает, то не удивительно, если я об этом захочу сказать кому-то. Потому, если мои мысли заняты всякими глупостями, то и речи мои будут одним пустословием. Так что борьба с пустословием должна начинаться со слежения за своими мыслями, в противном случае, борец с пустословием добьется лишь того, что начнет говорить сам с собой. Об отсечении греховных мыслей написаны целые книги, так что это не мои только мысли. А победа над пустословием одерживается только когда совершена победа над характерным для всех нас хаосом в мыслях, среди которого удобно возникают греховные влечения. Об этом и апостол пишет, что «умеющий воздерживать язык, есть муж совершенен, могущий обуздывать и все тело…».

Евангелие (от Марка): 1И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

2И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.

3Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.

4И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.

5При сем Петр сказал Иисусу: Равви́! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.

6Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.

7И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.

8И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.

9Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.

13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.

15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.

16 Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

17Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; 22и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

32Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись.

Господь преображается перед учениками своими и ученики испытывают такое блаженство, что не хотят, чтобы видение заканчивалось (несмотря на страх, о котором написано здесь). И тут же Он снова говорит о своих будущих страданиях, смерти и воскресении. Собственно, преображался Господь пред ними исключительно чтобы они понимали, что страдания, которые Он примет вскоре, принимаются не потому что Он не может противиться гонителям, но потому что Он желает принять их, дабы спасти человеческий род. Но в тот момент они не поняли этого и даже слова о смерти и воскресении не восприняли, так что когда он в реальности примет их, сей факт будет для них шоком, вследствие чего они все разбегутся, а многие начнут сомневаться в том, что Он – действительно Мессия. Лишь впоследствии, по сошествии на них Духа Господня, они все поймут. Но теперь их больше волнует «несоответствие» - почему пророк Илия явился сейчас, а не перед приходом Христа. Сейчас разъяснено, что пророчество о приходе пророка Илии будет предварять второе, а не первое пришествие Христа – он будет обличать антихриста. Однако многое из сказанного в этом пророчестве иносказательно относится к Иоанну Крестителю, о котором архангел Гавриил говорил, что он придет «в духе и силе Илии». И здесь, говоря об «Илии», который пришел, но его «не узнали, а поступили с ним, как хотели», имеет в виду, как раз, Иоанна Крестителя, ведь он был широко почитаем, как пророк, притом, о его тюремном заключении и гибели было широко известно, а потому ученики, некоторые из которых раньше были учениками Иоанна, без труда поняли, о чем Господь говорит им.

Пятница 28 декабря.

В этот день праздников совершается относительно много. Например, в этот день отмечается преставление священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. Праздник этот в календаре записан, как полиелейный, хоть совета совершать на этот день полиелей нет (да, и в нашем соборе полиелей не планировался). Отдельно стоит отметить отмечаемый в этот день праздник Собора святых Крымской земли. Установлен 10 марта 1988 года по инициативе архиепископа Симферопольского и Крымского Леонтия (Гудимова) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. День празднования был приурочен ко дню памяти свт. Стефана, архиеп. Сурожского. Также в этот день празднуется память Кольских святых. Установлен 28 ноября 2003 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. День празднования был приурочен ко дню памяти прп. Трифона Печенгского.

Тропарь Собору Крымских святых, Глас 4:

Днесь светло красуется Церковь Крымская / и радостно торжествуют православных множества, / совершая память Таврических всех святых, / от апостол Христовых до ныне прославленных, / с ними же новомучеников и исповедников века двадцатаго, / ихже предстательством и молитвами / даруй Господи всем нам помощь Божественную / непоколебимы пребывати в Православии, / Твою богатую милость, благоденствие и спасение душ наших.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь