Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И не будь неверующим, но верующим.



28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Каноны читались: Воскресный, святым праотцам, пророку Даниилу и святым отрокам (по одному тропарю). Стихиры на службе были сокращены до минимума.

По окончании службы о.Димитрий поздравил всех с наступающим воскресным днем и напомнил расписание служб.

Литургия.

И вот, наступает сам этот день. О том, что служба пройдет архиерейским чином, ничего ранее сказано не было. Как выяснилось, об этом лишь после ранней литургии сообщил совершающий ее о.Димитрий Осипов. Однако боковой хор к тому времени уже успел уйти (напомню, что если нет архиерейского служения, то ради экономии на зарплате певчим на ранней и поздней литургии поют лишь по одному хору). Впрочем, об этом и я узнал лишь позднее. Но в тот момент я узнал, что боковой хор разошелся, что может означать, что архиерейского служения на поздней литургии не будет. Поэтому и в храм я иду, как обычно. Погода в этот день не самая праздничная – пасмурно, идет дождь. Придя в храм, я совершенно неожиданно обнаруживаю, что здесь все приготовлено для архиерейского служения: в центре стоит архиерейский амвон, а на амвоне обычном стоят аналои с иконами для чтения входных молитв, а также разложены орлецы. Храм еще полупуст, однако служба уже идет. На 6 часе открывается завеса и диакон кадит весь храм, что означает окончание проскомидии. Наконец, чтение часов завершается и воцаряется ожидание. В это время читаются молитвы ко святому причащению.

Неизвестно, сколько проходит время, во всяком случае, читающий успевает прочитать практически все молитвы, включая и те, что не включены в обычное последование, а входят в правило, предназначенное для священников. Именно в этот момент на амвон выходят иподиаконы с архиерейским жезлом, а также подсвечником. Открываются Царские врата и на амвон выходит правящий архиерей в сопровождении о.Антония Новицкого о. Алексия Ковалева из храма Новомучеников. Начинается чтение входных молитв, в которых священнослужители просят у Бога удостоить их возможности совершать литургию (чтение этих молитв для священника не отменяет необходимости чтения правила ко Святому причащению, даже более обширного, чем то, что предназначено для мирян). При чтении особых тропарей архиерей прикладывается к установленным иконам (после чего аналои убираются в стороны), а после чтения молитв просит прощения у верующих, а затем благословляет народ на три стороны, а затем уходит в алтарь через Царские врата, которые сейчас же закрываются. Тем временем, завершается чтение часов, и чтец начинает чтение молитв ко святому причащению. Он успевает прочитать их всего две или три, когда храме загорается весь свет. Открываются Царские врата, и в центр храма выходит правящий архиерей в сопровождении о.Антония Новицкого и о.Кирилла Вовка. . «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Антоний Новицкий) направляется к престолу, а протодиакон идет на амвон. «Благослови Владыко!» - Произносит диакон, Царские врата открываются, а священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Царство Божие – это не только небесные обители, но и сей храм Господень, где совершается богослужение, ибо сказано: «Если где двое или трое (собрались) во имя Мое, там и Я посреди них….». После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Отец Александр Лысенко, как и раньше, исполняет обязанности иподиакона, держа архиерейский чиновник, открывая его во время ектений, дабы архиерей читал положенные для чтения во время литургии священнические молитвы.. Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа!»

Так как в литургии участвует лишь верхний хор, то необходимости в уточнениях нет. Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

Хор поет традиционное песнопение: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!» И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона, включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, в которых Господь говорит о том, что должен делать человек, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, Ветхозаветного. Слова о нищете духа рождает у людей мирских, неверующих, множество злословий. Но правильнее было бы сказать: «блаженны те, кто сознают свою нищету». Человек склонен ко греху и без помощи Божией не способен ни к чему доброму, а если и совершает что, то это добро на поверку отравлено злом, а часто и мотивы для таких поступков отнюдь не благочестивые (гордость, стремление покрасоваться перед людьми, а иногда и просто желание продемонстрировать свое пристрастие к иному из людей или добиться его внимания). Подобное добро не имеет цены пред Богом и мерзко пред Ним. Большинство из нас поражено гордостью, мешающей видеть себя такими, какие мы есть на самом деле, а от гордости этой порождается злоба, возникающая каждый раз, когда человек слышит обличения. Но блажен тот, кто сознает свое подлинное состояние, сознает, что он не имеет ничего своего, а все доброе, что у него есть, дано Богом, а свои у него только грехи. Желая исполнять заповеди Господни, он лишь познает свою немощь, познает, что без помощи Божией неспособен ни к чему доброму. И после многих безуспешных попыток совладать с собой он приходит к осознанию того, что сам он способен лишь грешить, тогда как способность к добру он приобретает лишь при помощи Божией. И тогда он, сознавая свою нищету, вопит к Богу денно и нощно, прося вызволить его из этой ямы. Под плачем понимается не всякий плач, как клевещут безбожники, ибо, как пишет апостол Павел: «печаль мирская производит смерть, а печаль по Богу – жизнь и мир». Речь не об унынии, лишающем сил, но об осознании своего греховного состояния. Познав мерзость греха, он оплакивает свое состояние, прося Бога о прощении и очищении души своей от этой скверны. При этом в нем возникает желание спасения, желание достижения идеала праведности, к которому и призывает его Евангелие, желания совершения воли Божией на нем, а воля Божия – есть спасение каждого человека. Это и есть жажда правды. Притом, занятому плачем о своих грехах и мыслями о спасении некогда судить ближнего, ибо он имеет пред очами своими одного единственного нехорошего человека, достойного всякого осуждения – самого себя. И он укрощает свою злобу, свой гнев, естественный для всякого человека, но от этого не менее мерзкий пред Богом, пока не побеждает их совершенно. Более того, в каждом человеке он видит образ Божий, творение Бога, который так желает спасти каждого человека, как самого нашего человека, так и окружающих его людей. И возгревая в себе богоподобную любовь к ближним, он готов истощать себя, помогая им. Плод же всех этих трудов есть чистота сердца. Страсти отступают и тогда Благодать Божия поселяется в человеке, открывая ему Божественные тайны, давая ему радость и мир, так что познав радость общения с Богом, он не желает терять этой радости. И тогда, вкусив сладости этой, он уже не пожелает променять ее на горькие сиюминутные радости века сего, отлучающие его от любимого им Бога. И ради сохранения этой радости общения с Богом, он готов будет претерпеть любые страдания и муки, даже до смерти. А Благодать Божия, поселившаяся в нем, делает его способным претерпеть любые страдания, так что читая о них, многие (даже иные богословы-рационалисты) начинают сомневаться в реальности того, что написано, что человек может такое преодолеть. Доля правды в это есть. Сам человек своими силами и вправду неспособен на это, ибо инстинкт самосохранения в нем слишком силен. Но с помощью Божией человек оказывается способен преодолевать и его. Таковы эти заповеди. Увы, читая все это, в нарисованном образе человека, которого Господь ублажает, я не узнаю себя. Этот образ коренным образом отличается от того, что мы с вами в реальности из себя представляем. Этому образу более всего соответствовали те люди, коих мы нынче чтим в лике святых. Но в Писании сказано: «будьте святы, как и Я свят» и в другом месте: «будьте совершенны, как и отец ваш небесный совершенен есть». Без достижения этого совершенства Царства небесного никто из нас не достигнет. И потому этот текст призван напомнить нам о них и подвигнуть к изменению нашей жизни. Поэтому, кстати, эти заповеди включены в третий изобразительный антифон, который поется на литургии. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко ты еси Бог мой

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, затем диакон с кадилами, старший диакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Все выстраиваются в центре. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых сый, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….». И снова духовенство пропевает те же слова. По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем многолетие повторяет духовенство. Начинается пение тропарей и кондаков. Поется воскресный тропарь, а также тропарь пророку Даниилу (тропарь праотцам был пропущен), а затем кондак Недели праотец и кондак пророку Даниилу и трем отрокам, который пело духовенство. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем местным хором, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение верхнего хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом, на греческом языке.

Возглашал прокимен и читал Апостольские чтение архидиакон о.Сергий (Пугач).

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Колоссянам: 1Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2о горнем помышляйте, а не о земном.

3Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 6за которые гнев Божий грядет на сынов противления, 7в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; 9не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его 10и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, 11где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

12Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 13снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

14Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

15И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

16Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

17И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

Гнев, ярость, злословие и прочее апостол советует отложить. Для человека гнев естествен, однако это не отменяет факта, что он – греховен (как бы кто его не оправдывал, указывая на эту самую естественность). Это лишь означает, что борьба с ним будет непростой. А вместо злобы апостол советует стяжать мир и братолюбие по образцу Бога, любящего всех. Так и человек призывается любить всех людей, вне зависимости от их национальной или социальной принадлежности. Для нас то, к чему апостол нас призывает, очень и очень высоко, так что кажется недосягаемым. Но с Богом возможно все, потому эти слова нам и читаются…

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

2В ней свидетельствованы древние.

3Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.

4Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

5Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

6А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

7Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

8Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.

9Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

11Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.

12И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.

13Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; 14ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

15И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 16но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

17Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

24Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

27Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.

28Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

29Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.

30Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.

31Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

32И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Глава 12.

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

3Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.

4Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, 5и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.

6Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

7Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

8Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

9Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

10Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

11Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

12Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени 13и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.

Апостол приводит примеры веры из Ветхого Завета, известные соплеменникам. Все эти люди являли веру Богу, повинуясь Его призыву, хоть обетованного спасения, которого ожидали, при жизни они так и не получили. Спасения через много веков принесено Христом. И потому апостол увещевает паству не унывать по поводу скорбей, ибо все эти люди Ветхого Завета претерпели много больше, притом, получив обетования о спасении, не получили само спасение, сойдя во ад, и томясь там, вплоть до прихода Христа. А для современников апостола спасения – реальность. Потерпев скорби здесь, на земле, человек может за гробом наследует обетованное Царство, которое упомянутые выше праотцы получили лишь с сошествием во ад Христа. И людям, имеющим такую надежду, унывать ли? То же самое может быть адресовано и нам. Бог желает нам лишь добра и подает нам для спасения. Потому и Христос адресует нам слова: «Не заботьтесь о том, что вам есть или во что одеться, ибо всего этого ищут язычники. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его и все прочее приложится вам….». Мы призываемся к вере, подобной вере детей родителям. Те не думают о том, как им жить, ибо знают, что родители всегда позаботятся о них. Бог же заботится о человеке не только в веке этом, но желает, чтобы мы наследовали доброе и в веке будущем. Потому нам ли унывать, имея такие обетования, которые через Христа мы можем наследовать?

«Аллилуиа» - возглашает пронзительный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Иподиаконы с дикирием и трикирием становятся у иконы, так что люди подходить к ней пока не могут. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Луки): 1Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.

2И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.

3По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?

4Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.

5При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?

6И не могли отвечать Ему на это.

7Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: 8когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, 9и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.

10Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, 11ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

12Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.

13Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, 14и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

15Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, 17и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20 Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Бог призывает к Себе всех, но многие ли откликаются на зов? В узком смысле Господь имел в виду иудеев, к которым пришел и ради которых проповедовал. Однако избранный народ не принял Его, предпочтя свои земные дела и заботы (ведь они ждали не Спасителя от грехов, а земного царя, избавителя от римского гнета, да правителя, который даст им хлеба и зрелищ). Народ, к которому Он пришел, гнал Его и наконец, распял на Кресте. Это также Господь отражает в притче – в одном из Евангелий Господь говорит, что некоторые из приглашенных извинялись, ссылаясь на некие дела, не позволяющие делать это, а другие начали избивать и убивать гонцов, звавших их на пир. И так как званные отвергли приглашение, Господь призвал всех, кто откликнется. «Истинно говорю вам, придут с востока и с запада и воссядут с Авраамом и Исааком и Иаковом в Царствии Небесном, сыны же Царствия изгнаны будут во тьму внешнюю и там будет плач и скрежет зубов» - этими словами в одном из Евангелий завершается данная притча. Так и произошло – на проповедь апостолов откликнулись люди со всех концов мира, среди которых были и наши с вами предки, овцы, «яже не суть от двора сего». Итак, Господь призывает к себе всех, но каждый из нас, сочетавшись Христу в крещении, попал в число званных. Но откликается ли каждый из нас на зов Христов, либо предпочитает свои сиюминутные дела, либо тоже, извиняясь, уклоняется от пира. Но отказавшийся от пира, не попадет на него, а на его место сядет другой, откликнувшийся на зов. Также в другом Евангелии есть упоминание того, как хозяин приходит, чтобы посмотреть на тех, кто пришел. Увидев среди гостей человека, не одевшегося подобающим образом (здесь уточнялось, что это не просто ужин, а брачный пир, который хозяин устроил в честь свадьбы своего сына), он спросил – как он сюда попал, будучи, пренебрегая сложившимся этикетом. Не получив же ответ, он велел изгнать этого человека вон. Так и человек, чья душа, как одежда, загрязнена грехом, не попадет в Царство, будучи чужда Богу (ведь такая душа ближе по состоянию к демонам, чью волю исполняет, нежели к Богу). Лишь очистив душу свою, как одежду, человек может войти на пир сей. Для подготовки к пиру этому есть время, ибо Хозяин не требует того, чтобы человек приходил прямо сейчас. Для очищения одежд души своей есть время и Бог сам дал для этого все – все эти средства можно найти в Таинствах Церкви. Не отменяются и личные усилия человека, хоть человек слаб и без Бога сделать ничего не может. Но с помощью Божией ризы его могут быть очищены и сам он достойно войдет и возляжет на пиру этом. О том, чтобы удостоиться пира будущего века, подобает заботиться сейчас, пока еще есть время. По этой причине и читается сей текст, дабы мы вспоминали о том, что мы ныне совсем не готовы для участия в пиру, на который нас зовет Господь, а вспомнив, посвятили время подготовке к нему….

Евангелие (от Луки): 14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.

27Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

29Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; 30ибо ка́к Иона был знамением для Ниневитян, та́к будет и Сын Человеческий для рода сего.

31Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

32Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.

33Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

34Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.

35Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

36Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё та́к, как бы светильник освещал тебя сиянием.

37Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.

38Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.

39Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.

40Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?

41Подавайте лучше милостыню из того, что́ у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.

42Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.

43Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.

44Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.

45На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.

46Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.

47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: 48сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.

49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, 50да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, 51от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.

53 Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, 54подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.

Глава 12.

1 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

2Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.

3Посему, что́ вы сказали в темноте, то́ услышится во свете; и что́ говорили на ухо внутри дома, то́ будет провозглашено на кровлях.

4Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; 5но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.

6Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.

7А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.

8Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; 9а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

10И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.

11Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́к или что́ отвечать, или что́ говорить, 12ибо Святый Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить.

Господь обличает фарисеев, приводя их в ярость…. Когда же эта беседа завершается, то Господь заключает: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие….». Лицемерие, то есть, притворство, исполнение роли напоказ, действительно вещь страшная. Здесь Господь говорит о том, что иудейские вожди демонстрируют благочестие, занимаясь актерством перед народом. Такое напускное благочестие обычно именуется ханжеством. Когда тебя хвалят за что-то сделанное тобой доброе, то и правда велик соблазн начать делать добрые дела «на публику», дабы заработать еще больше похвал. Гордый человек легко поддастся на этот соблазн. Гордость же сидит в практически каждом из нас, поэтому призыв остерегаться этой ловушки более чем актуален. Иудейские вожди, слыша похвалы, поверили в свою праведность и начали заботиться об этом внешнем образе, занимаясь уже иключительно им…. Но это уже не имеет никакого отношения к духовной жизни, а является обольщением и себя и других. Когда же ложь раскрывается, то такой «благочестивый» обычно впадает в сильную ярость….. Что сказать? Господь говорит о том, что жить подобает так, чтобы окружающие, видя наши добрые дела, хвалили Бога, но это не означает, что надо именно так заботиться о внешнем образе. В Евангелии от Матфея приведена фраза по этому поводу: «твоя же левая рука да не знает, что делает правая…». К добрым делам человек призван не ради самих дел, но ради размягчения окаменения наших душ, дабы они научались любви Божией…. Итак, эти слова читаются для нас, дабы мы, лишенные всего этого, понимали – в каком направлении двигаться.

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших

ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. При этом, помимо уже традиционных прошений о благополучном завершении строительства двух кафедральных соборов в Новороссийске и Геленджике, были произнесены призывы к молитве о мире в Церкви и о преодолении расколов и нестроений (в связи с желанием Константинопольского патриархата создать автокефальную Украинскую Церковь через голову Московского патриархата, вопреки строгому запрету на действия на чужой канонической территории без согласия того, кто за нее отвечает). После этого была и ектении об усопших, на которой имен было перечислено относительно немного. После нее следует традиционная ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность.… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Традиционной для архиерейского богослужения выклички не было. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях), хор поет один из ирмосов канона Рождества Христова.

На сей раз причастников на службе было меньше, чем в прошлый воскресный день, просто потому что меньше было народу. Однако все же народу было достаточно, чтобы причащение шло на две чаши. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и если ты не причащаешься на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.

И вот, заканчивается литургия. Произносится отпуст. Прежде чем хор пропел традиционное многолетие, Владыка Феогност произнес проповедь на тему Недели праотец. Это воскресенье именуется Неделей святых праотец, то есть, подвижников Ветхого Завета, живших до пришествия Христова. Мы с вами живем в Новозаветные времена, во времена Благодати, после пришествия Христа, принесшего нам спасение. А во времена, когда они жили, спасение лишь ожидалось. Еще после грехопадения Адама Бог сказал о том, что «семя жены сотрет главу змия» (Точный текст: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту»). На этих словах основывалось ожидание человечества прихода Спасителя и совершения спасения человечества. И люди ждали этого часа спасения, уповая на милость Божию. Со временем, большая часть человечества оставила почитание истинного Бога, начав поклоняться творению Его: зверям, птицам, рыбам, звездам, камням и так далее. И Господь избрал один единственный народ, сохранивший знание о Нем. Народ этот так и назван ИЗБРАННЫМ НАРОДОМ. Мы знаем, что не все были избраны, что истинного Бога почитал один лишь Авраам, а его отец Фарра и прочие его родственники поддались всеобщему соблазну идолопоклонства. Потому Бог велел ему уйти из дома отца своего и переселиться в другую землю, которую Он укажет ему. Этот народ хранил веру в истинного Бога, хоть и среди него основная масса подчас уклонялось в язычество. Но именно этот народ ожидал пришествия Христа. Среди него были многие подвижники, которые, храня веру в грядущее спасение, которые, возможно, будет через сто лет, двести, пятьсот, тысячу, или еще когда, старались жить праведно, хоть близость его не была очевидна, а сами они по смерти шли в ад. Но с наступлением времен Благодати все они были вызволены из ада. Всех их мы называем праотцами, ставя их в один ряд с Авраамом. Сегодня также отмечается память пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила. Жили они во времена, когда Вавилонский царь Навуходоносор (он назвал его «персидским царем») разорил Иудею, захватив и разрушив Иерусалим, ведь в те времена такая участь ждала все те города, которые не желали сдаваться на милость победителю. И захватчики лучшую часть еврейского народа, его элиту (здесь он сказал: «не ту элиту, которая сегодня распоряжается деньгами, которые наворовала, ездит на дорогих машинах, которые не заработала – это не элита, а одно недоразумение») отбирали и уводили в свою землю, где готовили для служения своему государству. Сегодня, в какой-то мере, происходит нечто подобное – людей из разных стран приглашают на разные международные форумы и семинары и отбирая среди них лучших, незаметно даже для них самих, но настойчиво опекают, постепенно отрывая от своих стран и привлекая на службу себе. Это – более цивилизованная форма процесса, который проходил в те времена. И вот, пророк Даниил и его друзья, Анания, Азария и Мисаил происходили из этих людей. Многие их собратья впали в уныние, видя, что их государства нет, народа нет, а сами они угнаны в рабство. Но святые не унывали, продолжая жить, чтя Бога. Они отличались красотой, хорошим сложением, но также умом, а потому были замечены. В те времена любая пища предварительно окроплялась идоложертвенной кровью, а потому они, боясь осквернения, гнушались ею, употребляя лишь растительную пищу. Человек, опекавший ими, беспокоился, дескать, если вы будете выглядеть плохо, то царь с меня голов снимет. В ответ Даниил сказал: посмотри. Если через неделю мы будем выглядеть хуже, то мы будем есть пищу, который ты нам предлагаешь, а если нет, то ты позволишь нам питаться так, как мы хотим. И оказалось, что они выглядят не хуже, чем те, кто питаются мясом с царского стола. Царь приблизил их к себе, весьма возвысив. И среди приближенных царя нашлись те, кто начали им завидовать. Так всегда бывает: когда кто-то внезапно возвышается, то те, кто не смогли так возвыситься, начинают им завидовать. И они предприняли целый комплекс мер, «многоходовку», как бы мы сказали сегодня. Сперва они предложили царю создать большую золотую статую самого царя, которой бы все должны были поклоняться под страхом смерти. И позднее, в Риме, императорам должны были воздавать полонение, как богам, а их изображения почитались, как изображения богов. Когда это было сделано, то завистники донесли царю, что те люди, которых он приблизил к себе, не полоняются этому изваянию. И он, разъяренный, приказал их казнить. Даниил был брошен в ров со львами (вообще говоря, это случилось уже позднее – когда он занимал пост при царе мидийском Дарии – прим. моё), а Анания, Азария и Мисаил – в разожженную печь, которую разжигали несколько дней, чтобы она раскалилась, так что те, кто бросали отроков в нее, погибли от ожогов, хоть принимали все меры предосторожности против этого. Так Бог указал им, что законы природы никуда не делись. И когда отроки были брошены в печь, то огонь не причинил им никакого вреда. Мучители недоумевали: в печь были брошены трое, а теперь с ними в печи пребывает некто четвертый. А в печь сошел Ангел, который нейтрализовал воздействие пламени. И потрясенный царь повелел отпустить их. А к Даниилу пришел сам царь, крикнув в ров: Даниил, ты жив? И Даниил отозвался. Львы не причинили ему никакого вреда, став кроткими, как овцы. И тогда, видя чудо, царь велел вызволить его, а вместо него бросить туда доносчиков. И львы тотчас же растерзали их. Почему же мы называем их праотцами? Потому что все они жили, безгранично веря Богу, ожидая обетованного спасения, которое даже еще не было очевидно. Но их усердие в их желании жить, угождая Богу, подкреплялось верой в обетование Божие. Эту веру и нам да дарует Господь по молитвам святых праотцев.

Поздравив всех с праздником, он, под пение многолетия, ушел в алтарь. После этого вышедший о.Антоний, поздравив всех с праздником, ознакомил всех с расписанием служб, особо подчеркнув, что в новогоднюю ночь будет вечерня и утреня, а затем литургия и новогодний молебен, а утром – литургии и молебен. Также он заметил, что так как навечерие Рождества Христова приходится на воскресенье, то в пятницу, когда читаются Царские часы, литургия не положена.

Наконец, праздник окончен. Кто-то, поцеловав Крест, остается на молебне, а кто-то идет домой…

Понедельник 31 декабря.

Сам этот день включает в себя, поистине, громадное количество праздников. Среди них есть, например, праздник прославления праведного Симеона Верхотурского. Но есть и другие праздники, отмечаемые в этот день, о которых речь пойдет ниже.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.121 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь