Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Процесс изготовления куклы марионетки на нитяхСтр 1 из 6Следующая ⇒
Процесс изготовления куклы марионетки на нитях Анатомическое строение марионетки отлично от других кукол. Как уже говорилось, марионетка состоит из отдельных сочленений, соединённых между собой различными способами. Способы соединения сочленений во многом зависят от материалов, из которого они сделаны, а количество сочленений - от тех требований, которые предъявляются к данной кукле. Для изготовления марионетки может быть использован любой материал: дерево, металл, пластмассы, силикон, пенопласт, поролон, ткани, папье-маше. Необходимо помнить, что марионетка должна быть достаточно тяжёлой. Это делается для того, чтобы обеспечить кукле устойчивость и чёткость движений, но нельзя забывать и про актёра, который держит её на весу иногда длительное время. Лёгкая кукла плохо двигается, поэтому конечности, сделанные из легких материалов, обычно утяжеляют. Лучшим материалом для этого служит свинец. Наиболее благоприятным материалом для изготовления головы рук и ног марионетки является дерево. Раньше марионетку целиком резали из дерева, сейчас это практикуется редко, потому что, во-первых, размер головок намного увеличился по сравнению с теми, какие были раньше (вырезанные из дерева они были бы слишком тяжелыми), а во-вторых, нет мастеров-резчиков по дереву, готовых посвятить себя театру кукол. Поэтому целесообразно комбинировать материалы, например: головку куклы сделать из папье-маше, а сочленения для ручек, ножек и туловища - из дерева; за исключением, конечно, тех случаев, когда необходим определённый материал, скажем, поролон или пенопласт (при изготовлении кукол большого размера).
Марионетки из дерева Прежде чем приступить к резьбе из дерева, необходимо иметь специальные инструменты. Для скульптурной резьбы по дереву нужен большой и разнообразный набор инструментов, который условно можно разделить на три группы: 1) разметочный и проверочный; 2) обрабатывающий; 3) режущий. К разметочным и проверочным инструментам относятся: карандаш, линейки, штангенциркуль, пунктировальная малинка. Обрабатывающие инструменты: лучковая пила обыкновенная; лучковая пила выкружная или поворотная мелкозубая с узким полотном для выпиливания криволинейных пропилов; ножовка узкая и широкая; деревянный молоток (киянка). Режущие инструменты: лобзик электрический, наборы стамесок, ножей, резаков и топор. Последние необходимы как для обработки заготовок, так и непосредственно для резьбы. Стамески полукруглые - основной инструмент при выполнении резьбы. Стамески плоские и с закругленным лезвием - для долбления неглубоких отверстий и обработки криволинейных поверхностей. Клюкарзы - специальные стамески (плоские и полукруглые) для глубокой резьбы. Цезарки и уголки - специальные узенькие стамески для резьбы тонких линий. Головка куклы из дерева
Головка куклы предварительно лепится в натуральную величину из пластилина или лучше из глины (затвердевшую глину легче переводить в дерево с помощью пунктировальной машинки). На деревянной болванке (заготовке) необходимого размера рисуют контуры лица, глаза, нос и рот, зажимают болванку в тиски и широкой прямой или полукруглой стамеской срезают и скалывают с помощью киянки всю лишнюю древесину. Точнее сделать копию вылепленной головки позволяет пунктировальная машинка, которой наносят основные точки с оригинала на заготовку и постепенно срезают все лишнее. Пунктировальная машинка - это прибор (при желании его можно изготовить самому), употребляемый для проверки объёмов и пропорций при точном повторении скульптурного оригинала. Действие его основано на стереометрическом принципе определения любой точки по трём данным (фиксированным) точкам. Пунктир-машинку чаще всего используют для воспроизведения гипсового оригинала в камне, а также при использовании копий. В вырезанной головке высверливают отверстие диаметром, чуть большим окружности шеи (шея куклы делается отдельно). Край отверстия срезают на конус. Такое же отверстие необходимо сделать и в туловище, что позволит головке совершать свободные наклоны вперед, назад и в стороны. Головку ошкуривают наждачной бумагой, если необходима гладкая поверхность, но иногда, подчёркивая деревянную фактуру, специально оставляют след резца. Многие марионетки Розера сделаны именно так. В том случае, когда головка получилась слишком тяжёлой, надо расколоть её пополам и выбрать середину полукруглой стамеской (клюкарзой), сколько возможно. Затем обе половинки смазать столярным клеем или клеем ПВА, соединить по линии раскола и крепко прижать друг к другу до высыхания. Резьба скульптуры из дерева - занятие сложное, требующее мастерства художника-скульптора и много времени. Так как для одного спектакля иногда требуется двадцать кукол и более, это заставляет кукольников искать новые материалы для головок марионеток и новые приёмы, ускоряющие процесс изготовления и не требующие мастерства резьбы по дереву. Головка из папье-маше Мы уже говорили о том, что в некоторых случаях, особенно когда кукле требуется большая головка, её можно сделать из папье-маше способом, описанным в разделе методических рекомендаций «Создаём театр кукол своими руками», 3-й выпуск, ЦНК – 2009 г. Но в папье-маше нельзя вколачивать скобочки для подвязки нитей, они не будут держаться. Поэтому в тех местах, где предполагается крепить скобки (виски, затылок, лоб) вклеиваются кусочки дерева с внутренней стороны, когда головка еще не склеена. Головка из мастики Головка из мастики по своим качествам ничуть не уступает головкам из дерева, однако процесс изготовления её значительно проще, чем резьба из дерева, а технология очень похожа на изготовление головок из папье-маше. Существенное различие заключается лишь в том, что гипсовая негативная форма не обклеивается кусочками бумаги, а заполняется слоем толщиной 6-8 мм специально приготовленной мастики путем вдавливания при помощи пальцев (отминания), так, чтобы равномерно заполнились все углубления формы. Мастика представляет собой пластическую массу тестообразного вида, которая состоит из измельченной бумаги, наполнителя и связывающего клеевого вещества. Наполнителем может служить мел (углекислый кальций) и мелкие древесные опилки. Измельчённую бумагу для массы приготовляют из самых простых сортов, вплоть до газет и оберточной бумаги. Бумагу рвут на мелкие кусочки, загружают в кастрюлю с холодной водой и варят до тех пор, пока она не начнёт распадаться, превращаясь в однородную массу. После того как бумага сварится, воду сливают и, остудив массу, протирают её на тёрке, чтобы отдельные кусочки бумаги были не более 2-3 мм. Для приготовления мастики необходимо взять две части бумажной массы, одну часть мела, одну часть опилок и одну часть жидкого столярного клея (вместо столярного клея можно использовать клей ПВА). Всё это тщательно перемешивается с добавлением горячей воды до получения однородной тестообразной массы. Приготовленную мастику нежелательно хранить длительное время. Для удобства хранения бумажную массу можно высушить, а перед употреблением вновь размочить. Гипсовую форму, в которую будет закладываться мастика, предварительно надо несколько раз покрыть лаком, чтобы мастика не могла приклеиться к ней. Процесс вдавливания или отминания довольно прост. Взяв часть мастики, нужно раскатать её в виде толстого блина, как это делают хозяйки, раскатывая тесто для пирога. Получившийся «блин» кладётся в форму и постепенно пальцами вдавливается во все углубления формы. Мастика не будет прилипать к пальцам, если её слегка посыпать тальком или мелом. Мастику, выступающую по краям из формы, лучше срезать сразу, так как высохшая мастика очень твёрдая и с трудом поддается ножу и пиле. Вторая половинка формы заполняется аналогичным образом. Оттиски из мастики сушатся так же, как и оттиски из папье-маше, правда, времени для полного высыхания требуется значительно больше. Дальнейшая их обработка сходна с той, что описана в разделе «Изготовление бумажного оттиска из папье-маше» методических рекомендаций «Создаём театр кукол своими руками», 3-й выпуск, ЦНК – 2009 г. Туловище куклы-марионетки Туловище марионетки может быть цельным или состоящим из двух и более частей, подвижно соединённых между собой. Способы подвижного соединения отдельных частей различны и во многом зависят от материала, из которого сделаны. Деревянные детали могут соединяться кожей (кожа должна быть достаточно эластичной, чтобы не затруднялся сгиб), с помощью металлического шарнира из спирали, скобок, осей и так далее. При соединении кожей достаточно сделать пропилы в обеих деталях, вставить в них на клею кусочек кожи и для надёжности вколотить по паре гвоздиков (см. рисунок А). Соединение кожей мягкое, эластичное, но непрочное и недолговечное в эксплуатации, кроме того, какой бы мягкой ни была кожа, она создаёт сопротивление, что не желательно. Соединение с помощью металлического шарнира, сделанного из проволоки, удобно, достаточно прочно, но позволяет делать сгиб только в одном направлении, вперёд и назад (см. рисунок Б). Исключены повороты туловища в стороны. Соединение в шип (см. рисунок В) также позволяет сгибаться туловищу только вперёд и назад. Повороты туловища можно осуществить с помощью металлического шарнира (см. рисунок Г). Из проволоки сечением 1,5-2 мм наматывается спираль необходимой длины на любом стержне (можно просто на гвозде). Оставшиеся с той и с другой стороны спирали прямые концы (по 20-30 мм) загибаются под прямым углом по отношению к спирали. Второй кусочек проволоки вставляется в отверстие спирали и концы его также загибаются под прямым углом в одном направлении. В дальнейшем те и другие концы закрепляются (вколачиваются или вставляются в приготовленные для них отверстия) в деталях, которые необходимо подвижно соединить между собой. Что бы избежать скрипа от трения металла, в отверстие спирали нужно вставить полиэтиленовую трубку, толщину которой, как и толщину проволоки, вставляемой в неё, необходимо учитывать при наматывании спирали на стержень. Кукла будет не только сгибаться в пояснице, но и поворачивать туловище в стороны, если верхнюю часть с нижней соединить шарнирно. Этого же можно достичь, соединяя детали круглыми скобками (большой и маленькой). Такое простое соединение практично позволяет осуществлять максимум движений туловищем и ногами куклы. Соединяя между собой детали рук в локте и ног в коленях, можно использовать эти же способы соединения, поэтому нет необходимости описывать, как это делается. На схемах вполне убедительно, наглядно и доступно показаны все варианты. Соединение головки с туловищем также может осуществляться различными способами. Чтобы увеличить подвижность головы куклы, шейку чаще всего делают отрезной, и она служит связующим звеном между головкой и туловищем. Концы шейки должны быть полукруглыми, а в туловище и в головке (в местах соединения) высверливаются или вырезаются полукруглой стамеской лунки, чтобы полуокружность шейки входила в них. Если для соединения используют кожy (желательно сыромятную) (см. рисунок 1), в туловище, в головке по центру лунок и в шейке просверливают отверстия. Вставляют один конец кожаного ремешка, свернутого жгутиком, в просверленные отверстия деревянной головки, предварительно смазав его клеем для большей прочности закрепив клинышком - выструганной на конус палочкой, которая вколачивается в отверстие, куда уже вставлена кожа. Если головка куклы из папье-маше, мастики или другого материала, в нижней части её, изнутри, закрепляется кусок дерева и уже в нём вырезается лунка и просверливается сквозное отверстие, чтобы кожаный жгутик можно было закрепить простым узлом изнутри. После того, как один конец жгутика закреплён, второй его конец продевают через отверстие в шейке, вставляют в отверстие в туловище и закрепляют. Мягкий способ соединения (на коже) позволяет головке куклы легко и свободно делать наклоны и повороты на 360°, что, безусловно, является достоинством, правда, кожа вытягивается, и периодически приходится подтягивать жгутик (поэтому конец, который крепится на спине, лучше не приклеивать, а приколотить гвоздиками), кроме того, кожа перетирается значительно быстрее, чем металлическое соединение. При соединении с помощью металлических скобок (см. рисунок 2) отверстие в шейке следует просверлить шире, после чего шейку расколоть вдоль. Из проволоки диметром 1,5-2 мм надо согнуть скобку по длине шейки наподобие вытянутого звена цепочки; ширина её не должна быть больше диаметра отверстия в шейке. Из той же проволоки необходимо сделать ещё две простые скобочки и вколотить одну в головку куклы по центру луночки, а вторую в туловище, затем соединить их приготовленной замкнутой скобочкой и закрыть её половинками шейки, предварительно смазав края клеем. При таком соединении головка поворачивается и вправо и влево на 180°. Если кукле необходим больший поворот, можно вместо замкнутой скобки поставить карабинчик. Порядок сборки тот же, что и в предыдущем варианте (см. рисунок 3). Бывают случаи, когда шейка куклы вырезается или выклеивается вместе с головкой. Это несколько ограничивает подвижность головки, т.к. она соединяется с туловищем одним шарниром, зато сохраняется скульптурная форма шеи (см. рисунок 4). После того как все детали соединены тем или иным способом, и мы имеем основу куклы, её необходимо подвязать к ваге и проверить работу всех сочленений. На этой стадии готовности куклы значительно легче устранить недостатки в движении, чем тогда, когда она полностью завершена. А движение марионетки можно проверить, только подвязав её к ваге. Это подвязка временная, пробная, одежда куклы обязательно затруднит движения суставов и сочленений, поэтому после того, как все обнаруженные недостатки устранены, куклу можно снять с ваги и продолжить работу над ней. Покраска и грим марионетки ничем не отличается от покраски других систем кукол. Используются те же краски и приёмы, описанные в третьем выпуске «Создаём театр кукол своими руками». Движение марионетки во многом зависит от одежды куклы, а также от материала, из которого она сшита и сконструирована. Одежда марионетки должна быть свободной, лёгкой, не мешающей кукле легко и свободно двигаться и сгибаться. Сопротивление ткани должно быть минимальным, поэтому материал не должен быть жёстким, грубым, особенно в местах сгибов. Куклы, как правило, не переодеваются (бывает проще сделать дубль куклы в другом костюме, чем переодеть её), стало быть, отдельные детали костюма могут пришиваться непосредственно на кукле или даже приклеиваться. Разновидности ваг Каждая вага, как правило, делается для определённой куклы только тогда, когда кукла уже готова или почти готова. Рассмотрим несколько вариантов конструкций ваг для управления марионеткой на нитях. Вага с крестовиной Второй вариант вертикальной ваги в целом аналогичен первому. Разница лишь в том, что вместо одной планки, для подвязки головки куклы ставится крестовина, позволяющая точнее управлять поворотами, подъёмом или наклоном головки. Нитки на головке куклы в данном варианте закрепляются не только на висках, но ещё на затылке и на лбу, или на кончике носа. Головка куклы дублирует повороты или наклоны ваги. Вага со съёмным коромыслом
Подобные ваги используются в том случае, когда кукле требуется очень подвижные ноги (чаще всего в сценах танцев). Съёмное коромысло может быть сделано и для рук. Принципиальных отличий данная вага не имеет, но актёр, ведущий куклу на такой ваге, должен держать её по-другому. Поэтому для среднего пальца, на который ложится вся нагрузка, делают упор, как показано на рисунке. Для спинной нитки иногда делают выносную планку перпендикулярно штоку или под углом. На этой же планке удобно крепить пяточные нити от ног и другие второстепенные тяги, которые подвешиваются без натяжения. Вага с подвижным коромыслом (немецкий вариант) Наиболее удобный и распространённый сейчас в театрах кукол вариант вертикальной ваги с подвижным коромыслом, слегка отстоящим от основного штока и управляемым двумя пальцами, свободно лежащими на специальных выступах коромысла. Форма такого коромысла удобна в работе и легко выпиливается лобзиком из пятимиллиметровой фанеры. Крепится коромысло к штоку шурупом. Достаточно лёгкого нажатия пальцем на выступ, чтобы привести в движение коромысло, а, следовательно, и ноги куклы. Чтобы шток ваги не скользил в руке актера, делают упор для среднего пальца - деревянный штырёк, вставленный в шток чуть ниже коромысла, или проволока с колечками на концах, которые могут быть одновременно направляющими для нитки к рукам куклы, как показано на рисунке. Проволоку сечением 2-2,5 мм необходимой длины нужно согнуть вдвое, а концы загнуть в виде колечек; в штоке просверлить отверстие на 20-30 мм ниже коромысла, вставить в него конец проволоки, согнутой вдвое, часть её (20-25 мм) загнуть вдоль штока и закрепить шурупом. Чтобы проволока не очень давила на палец, её можно обмотать тряпочкой с клеем или надеть на неё резиновую трубочку. Нижняя часть ваги делается по-разному, в зависимости от того, кто как привык и что удобнее для подвязки куклы. Мы рассмотрели ряд вариантов вертикальных ваг для управления вертикально расположенными двуногими куклами. Для тех же вертикальных кукол существуют не менее удобные горизонтальные ваги. Основной шток здесь расположен горизонтально. К нему крепится планка для управления ногами куклы. На концах планки просверливаются отверстия для крепления ниток или небольшие вырезы, чтобы привязанная нить не соскальзывала. Коромысло целесообразно подвесить, чтобы головкой можно было управлять независимо от ног, которые приводятся в движение покачиванием ваги в ту или другую сторону. Место для крючка легко наметить, определив центр тяжести, но при условии, что кукла уже подвязана к ваге. Подобной вагой можно пользоваться для вождения птиц, особенно тех, которые ходят, а не летают. Достаточно сместить коромысло, управляющее головой куклы, вперёд и сделать дополнительную съёмную планочку для крыльев. Во время полёта птицы прижимают ноги к телу, и чтобы актёру не держать нити от ног, а освободить руку для других манипуляций, обе ноги подвязываются сквозной ниткой: один конец её привязывают к ноге, второй пропускают через отверстие в планке и в натянутом состоянии завязывают узелок над самой планкой. На уровне второго отверстия завязывают ещё один узелок и, пропустив нитку через отверстие, привязывают её к ноге. Узелки завязываются, чтобы нитка не могла передвигаться в момент работы ног. Достаточно потянуть за нитку над планкой - и птица поджимает ноги, а если сделать крючок на штоке, нитку можно зацепить за него и ноги останутся в прижатом состоянии, пока актёру это необходимо. Как мы уже говорили выше, вариантов ваг очень много. Механика управления марионеткой видоизменяется значительно больше, чем механика других систем кукол. Проследить все видоизменения нет никакой возможности, да и необходимости. Нужно понять основное назначение ваги, основной принцип подвязки куклы, и, само собой разумеется, будут появляться всё новые и новые варианты конструкций ваг, отвечающие требованиям новых кукол. Остановим наше внимание ещё на двух вариантах горизонтальных ваг для вертикальных кукол. Они более сложны в изготовлении, но легки и удобны в работе.
Подвязка куклы Подвязка куклы - очень важный момент в завершающей стадии изготовления марионетки и, как правило, её осуществляют сами актеры. Если места крепления ниток на ваге определены, то на кукле только пробным путём можно найти точное место крепления нитки на любом сочленении, добиваясь какого-то определенного движения или жеста куклы. Нитки на кукле крепятся по-разному. На деревянной марионетке подвязываются к металлической скобочке, которая вколачивается в то место, откуда должна идти нить. Скобочку можно сделать, согнув пополам портновскую булавку, предварительно откусив её головку, или из тонкой сталистой проволоки. Такая петелька удобна тем, что её легко вколачивать и вынимать (при необходимости переставлять в другое место). Если детали куклы сделаны из папье-маше, пенопласта или какого-то другого подобного материала, скобка в них держаться не будет, поэтому в места крепления ниток приходится вклеивать кусочки дерева и уже в них вколачивать скобочки. Есть ещё один способ крепления нитей в папье-маше. Берётся кусочек проволоки 1,5-2,0 мм посередине привязывается нитка, и место соединения смазывается клеем «Момент», чтобы нитка не скользила по проволоке. В папье-маше шилом протыкается отверстие и вставляется в него проволочка с привязанной ниткой так, чтобы она провалилась внутрь, после чего надо потянуть нитку обратно до упора проволоки в папье-маше, а отверстие заклеить или зашпаклевать. В мягкой кукле нитки можно продеть с помощью швейной иглы и завязать обычным узлом. Ранее мы уже говорили о том, что количество ниток (или как их называют «подвязки») у марионеток различное, как различны и их функции. Однако есть определённое количество нитей, без которых нельзя обойтись. Чаще всего в вертикальной кукле основными несущими нитками являются подвязки от головы или от плеч, а в горизонтальной кукле - от спины. Эти нити, так же как нити от коленей всегда находятся в натянутом виде. Нитка от рук (обе руки, как правило, на одной нитке) может быть свободной. Все остальные подвязки делают обязательно свободными, чтобы избежать самопроизвольных движений куклы в момент покачивания или наклона ваги. Если головка у вертикальной куклы больше ширины плечиков, ниток к плечам вообще не должно быть, так как они мешают поворотам головки; в этом случае несущими будут височные нити. Марионетку удобно подвешивать к ваге, используя специальный станок, который предлагает А. Лебединский в книге «Театр в чемодане» (см. рисунок). Данное приспособление не занимает много места, несложно в изготовлении и позволяет менять высоту подвязок. Состоит он из устойчивой площадки, на которой закреплена стойка (деревянный брусок или дюралевая трубка длиной 1,5-2,0 м) с просверленными отверстиями по всей длине через каждый 100-150 мм; кронштейна, опускающегося и поднимающегося по стойке на нужную высоту. С одной стороны кронштейна имеется крючок или скоба, за неё подвешивается вага; а с другой - отверстие, которое должно быть просверлено на уровне отверстий в стойке. Кронштейн закрепляется на стойке шплинтом. Существует определённый порядок или очередность подвески основных нитей, идущих от куклы к ваге. В первую очередь привязываются головные нити или плечевые. Вагу закрепляют на кронштейне. Кронштейн поднимают на нужную высоту и привязывают первые нити от головы или от плечиков куклы к коромыслу ваги так, чтобы ноги куклы стояли на площадке станка. Затем можно привязать нити от коленей куклы к подвижному коромыслу. Ноги должны стоять на площадке, нити быть натянутыми, а коромысло располагаться параллельно площадке. Поскольку руки, как мы уже говорили, могут быть замкнуты одной ниткой, привязывается сначала одна рука, нитку продевают через отверстие или скобочку на ваге, а затем свободный её конец привязывается ко второй руке. Закреплённые таким образом обе руки могут приводиться в движение натяжением нити с одной стороны. Ручки можно разводить в стороны и одновременно поднимать или опускать. Крепление остальных нитей осуществляется в любом порядке. Схема подвески основных нитей горизонтальной и вертикальной марионетки показана на рисунках 1 и 2. Окончательную подвеску куклы на вагу сразу осуществить невозможно; как правило, её меняют, переделывают во время работы с куклой, добиваясь необходимых жестов, движений самой куклы и отдельных её сочленений. Процесс этот кропотливый, но важный и необходимый для чёткой работы марионетки. Рисунок 1 Рисунок 2
Марионетки на проволоке Марионетки на проволочных штоках являются одной из самых древних систем театральных кукол. Подтверждение этому мы находим в мировой литературе. Итальянский физик, математик, философ Джироламо Кардано еще в середине XVI века в сочинении "De Subtilitate" писал: «Если бы я захотел перечислить все чудеса, которые исполняются при помощи проволок маленькими суставчатыми деревянными фигурками, - мне не хватило бы и целого дня. Достаточно сказать, что они сражаются, охотятся, танцуют, играют в кости, наигрывают на трубе и исполняют самым артистическим образом обязанности повара». Задолго до этого Гораций устами своего слуги Дава в седьмой сатире второго тома говорил: «Ты считаешь себя моим господином и командуешь мною с хлыстом в руке, а по отношению к другим ты ведёшь себя как низкий раб, подчиняясь, точно марионетка, движимая проволокой в руках другого». Подобных высказываний можно привести много, но мы не ставим перед собой задачу доказать исторический приоритет марионетки на штоке перед другими системами кукол. Для нас очевидно одно: куклы со штырями в голове, появившиеся так давно, продолжают жить и по настоящее время. Но живут они по-разному: одни сохраняют традиции прошлого как экзотику, для привлечения туристов (бельгийский традиционный театр кукол в Льеже), другие продолжают традиции народного творчества в силу того, что находятся в руках народных кукольников (например, в Сицилии), наконец, третьи, обращаясь к традициям, к фольклорному театру, стараются модернизировать не только форму, содержание, но и в технические приёмы. К последним можно отнести многих кукольников Европы - в Италии, Испании, Франции, Германии, Чехии, Польше. Традиционные марионетки на проволочных штоках очень просты: штырь проходит через голову и закрепляется в туловище, на верхнем конце штыря загнута петля или сделана ручка, за которую актёр управляет куклой. Ноги и руки куклы свободно прикреплены к туловищу, поэтому произвольно болтаются при всяком движении марионетки. Иногда прикреплялся такой же штырь к руке, чтобы она могла, к примеру, владеть мечом. Естественно, о пластической выразительности таких кукол говорить не приходится. Но взяв за основу жёсткое соединение куклы с рукой актёра посредством штока, и соединив это с управлением головой, ногами и руками куклы нитями (как это делается в марионетках на нитках), можно достичь великолепных результатов и обогатить движенческие возможности марионетки.
Существует несколько вариантов штоковых марионеток. В настоящее время, чаще всего встречаются комбинированные марионетки, когда для управления куклой используется шток и нити: Рисунок 1 – шток неподвижно закреплён в голове куклы, а ноги и руки управляются нитями; Рисунок 2 – головка куклы крепится к трубке, через которую проходит шток и крепится к туловищу, ручки и ноги управляются нитями; Рисунок 3 – один шток крепится к туловищу жестко, второй шток – к голове шарнирно, что позволяет легко управлять туловищем и головой куклы одновременно, руки и ноги управляются нитями; Рисунок 4 – туловище жёстко закрепляется на штоке, на нём же крепится кронштейн с крестовиной для управления головой куклы с помощью нитей, ноги и руки управляются нитями.
(См. рисунки на следующей странице)
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4
Рекомендации подготовила В.В. Белоусова, отдел издательской деятельности ЦНК Процесс изготовления куклы марионетки на нитях Анатомическое строение марионетки отлично от других кукол. Как уже говорилось, марионетка состоит из отдельных сочленений, соединённых между собой различными способами. Способы соединения сочленений во многом зависят от материалов, из которого они сделаны, а количество сочленений - от тех требований, которые предъявляются к данной кукле. Для изготовления марионетки может быть использован любой материал: дерево, металл, пластмассы, силикон, пенопласт, поролон, ткани, папье-маше. Необходимо помнить, что марионетка должна быть достаточно тяжёлой. Это делается для того, чтобы обеспечить кукле устойчивость и чёткость движений, но нельзя забывать и про актёра, который держит её на весу иногда длительное время. Лёгкая кукла плохо двигается, поэтому конечности, сделанные из легких материалов, обычно утяжеляют. Лучшим материалом для этого служит свинец. Наиболее благоприятным материалом для изготовления головы рук и ног марионетки является дерево. Раньше марионетку целиком резали из дерева, сейчас это практикуется редко, потому что, во-первых, размер головок намного увеличился по сравнению с теми, какие были раньше (вырезанные из дерева они были бы слишком тяжелыми), а во-вторых, нет мастеров-резчиков по дереву, готовых посвятить себя театру кукол. Поэтому целесообразно комбинировать материалы, например: головку куклы сделать из папье-маше, а сочленения для ручек, ножек и туловища - из дерева; за исключением, конечно, тех случаев, когда необходим определённый материал, скажем, поролон или пенопласт (при изготовлении кукол большого размера).
Марионетки из дерева Прежде чем приступить к резьбе из дерева, необходимо иметь специальные инструменты. Для скульптурной резьбы по дереву нужен большой и разнообразный набор инструментов, который условно можно разделить на три группы: 1) разметочный и проверочный; 2) обрабатывающий; 3) режущий. К разметочным и проверочным инструментам относятся: карандаш, линейки, штангенциркуль, пунктировальная малинка. Обрабатывающие инструменты: лучковая пила обыкновенная; лучковая пила выкружная или поворотная мелкозубая с узким полотном для выпиливания криволинейных пропилов; ножовка узкая и широкая; деревянный молоток (киянка). Режущие инструменты: лобзик электрический, наборы стамесок, ножей, резаков и топор. Последние необходимы как для обработки заготовок, так и непосредственно для резьбы. Стамески полукруглые - основной инструмент при выполнении резьбы. Стамески плоские и с закругленным лезвием - для долбления неглубоких отверстий и обработки криволинейных поверхностей. Клюкарзы - специальные стамески (плоские и полукруглые) для глубокой резьбы. Цезарки и уголки - специальные узенькие стамески для резьбы тонких линий. Головка куклы из дерева
Головка куклы предварительно лепится в натуральную величину из пластилина или лучше из глины (затвердевшую глину легче переводить в дерево с помощью пунктировальной машинки). На деревянной болванке (заготовке) необходимого размера рисуют контуры лица, глаза, нос и рот, зажимают болванку в тиски и широкой прямой или полукруглой стамеской срезают и скалывают с помощью киянки всю лишнюю древесину. Точнее сделать копию вылепленной головки позволяет пунктировальная машинка, которой наносят основные точки с оригинала на заготовку и постепенно срезают все лишнее. Пунктировальная машинка - это прибор (при желании его можно изготовить самому), употребляемый для проверки объёмов и пропорций при точном повторении скульптурного оригинала. Действие его основано на стереометрическом принципе определения любой точки по трём данным (фиксированным) точкам. Пунктир-машинку чаще всего используют для воспроизведения гипсового оригинала в камне, а также при использовании копий. В вырезанной головке высверливают отверстие диаметром, чуть большим окружности шеи (шея куклы делается отдельно). Край отверстия срезают на конус. Такое же отверстие необходимо сделать и в туловище, что позволит головке совершать свободные наклоны вперед, назад и в стороны. Головку ошкуривают наждачной бумагой, если необходима гладкая поверхность, но иногда, подчёркивая деревянную фактуру, специально оставляют след резца. Многие марионетки Розера сделаны именно так. В том случае, когда головка получилась слишком тяжёлой, надо расколоть её пополам и выбрать середину полукруглой стамеской (клюкарзой), сколько возможно. Затем обе половинки смазать столярным клеем или клеем ПВА, соединить по линии раскола и крепко прижать друг к другу до высыхания. Резьба скульптуры из дерева - занятие сложное, требующее мастерства художника-скульптора и много времени. Так как для одного спектакля иногда требуется двадцать кукол и более, это заставляет кукольников искать новые материалы для головок марионеток и новые приёмы, ускоряющие процесс изготовления и не требующие мастерства резьбы по дереву. Головка из папье-маше Мы уже говорили о том, что в некоторых случаях, особенно когда кукле требуется большая головка, её можно сделать из папье-маше способом, описанным в разделе методических рекомендаций «Создаём театр кукол своими руками», 3-й выпуск, ЦНК – 2009 г. Но в папье-маше нельзя вколачивать скобочки для подвязки нитей, они не будут держаться. Поэтому в тех местах, где предполагается крепить скобки (виски, затылок, лоб) вклеиваются кусочки дерева с внутренней стороны, когда головка еще не склеена. Головка из мастики Головка из мастики по своим качествам ничуть не уступает головкам из дерева, однако процесс изготовления её значительно проще, чем резьба из дерева, а технология очень похожа на изготовление головок из папье-маше. Существенное различие заключается лишь в том, что гипсовая негативная форма не обклеивается кусочками бумаги, а заполняется слоем толщиной 6-8 мм специально приготовленной мастики путем вдавливания при помощи пальцев (отминания), так, чтобы равномерно заполнились все углубления формы. Мастика представляет собой пластическую массу тестообразного вида, которая состоит из измельченной бумаги, наполнителя и связывающего клеевого вещества. Наполнителем может служить мел (углекислый кальций) и мелкие древесные опилки. Измельчённую бумагу для массы приготовляют из самых простых сортов, вплоть до газет и оберточной бумаги. Бумагу рвут на мелкие кусочки, загружают в кастрюлю с холодной водой и варят до тех пор, пока она не начнёт распадаться, превращаясь в однородную массу. После того как бумага сварится, воду сливают и, остудив массу, протирают её на тёрке, чтобы отдельные кусочки бумаги были не более 2-3 мм. Для приготовления мастики необходимо взять две части бумажной массы, одну часть мела, одну часть опилок и одну часть жидкого столярного клея (вместо столярного клея можно использовать клей ПВА). Всё это тщательно перемешивается с добавлением горячей воды до получения однородной тестообразной массы. Приготовленную мастику нежелательно хранить длительное время. Для удобства хранения бумажную массу можно высушить, а перед употреблением вновь размочить. Гипсовую форму, в которую будет закладываться мастика, предварительно надо несколько раз покрыть лаком, чтобы мастика не могла приклеиться к ней. Процесс вдавливания или отминания довольно прост. Взяв часть мастики, нужно раскатать её в виде толстого блина, как это делают хозяйки, раскатывая тесто для пирога. Получившийся «блин» кладётся в форму и постепенно пальцами вдавливается во все углубления формы. Мастика не будет прилипать к пальцам, если её слегка посыпать тальком или мелом. Мастику, выступающую по краям из формы, лучше срезать сразу, так как высохшая мастика очень твёрдая и с трудом поддается ножу и пиле. Вторая половинка формы заполняется аналогичным образом. Оттиски из мастики сушатся так же, как и оттиски из папье-маше, правда, времени для полного высыхания требуется значительно больше. Дальнейшая их обработка сходна с той, что описана в разделе «Изготовление бумажного оттиска из папье-маше» методических рекомендаций «Создаём театр кукол своими руками», 3-й выпуск, ЦНК – 2009 г. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 1322; Нарушение авторского права страницы