Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Митрополит Московский и Коломенский



22 августа (4 сентября) 1826 года в славный День Священного Коронования на Царство Русское Императора Николая I Павловича (1796-1855) Высокопреосвященнейший Филарет Высочайше возведен Государем в чин Митрополита Московского и Коломенского. В нем владыка Филарет пробудет более 41 года, более чем кто-либо до и после него, до дня блаженной кончины своей на 86-м году жизни.

Время служения владыки Филарета было самым блестящим периодом в истории Московской епархии, как и в истории Русской Православной Церкви после упадка ее в Синодальный период.

Как истинный Архипастырь, владыка Филарет все годы управления Митрополией во все вникал сам, был полным и рачительным хозяином и охранителем паствы, зорко наблюдал за всеми подчиненными органами управления, везде и на все налагал печать своих мудрых резолюций, распоряжений и суждений.

Управление Митрополита Филарета было, в полном смысле, образцовое, которое, строго основываясь на канонических устоях Русской Церкви, вместе с тем, вполне соответствовало и потребностям времени. Столь же образцовым администратором владыка был и в более широкой сфере высшего церковного управления.

С тех пор, как стал он в 1819 году членом Святейшего Синода, ни одного сколько-нибудь важного дела не решали в Синоде без его присутствия, и ожидали его приезда в Царствующий град Санкт-Петербург, а до тех пор не могли и не решались принять решения. И Высокопреосвященный Филарет, прозванный "мудрым" обычно решал самые запутанные, самые трудные дела, часто, составляя при том тщательно бумаги по синодальному делопроизводству.

Митрополит Серафим (Глаголевский) (1757-1843), будучи первенствующим членом Святейшего Синода как Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский, обыкновенно, не просматривая дела, подписывал, если знал, что их посмотрел и одобрил владыка Филарет. При мудром, проницательном, неутомимом деятеле Митрополите Филарете все и везде, как-то невольно, подтягивались, работали тщательно, кропотливо и основательно.

Кроме круга синодального управления, деятельность владыки Филарета простиралась и в область высшего управления. Был он и "мужем государственным" - принимал деятельное участие во многих гражданских делах, где требовалось его увещевание, разъяснение, авторитет православного пастыря и Архиерея, в эпоху славного Царствования Императора Николая I Павловича.

Вся неутомимая деятельность владыки Филарета, среди которой он, по его собственным словам, отдыхал только "на разнообразии занятий", соединялась в нем, кроме того, с подвижнической жизнью, которая делала его истинным Святителем и еще более возвышала его значение, имя его становилось народным.

С постом и молитвой, исполненный глубокого смиренномудрия, прощения, покаяния, дел милосердия и прочих христианских блаженств, владыка Филарет постоянно жаждал соединять уединение и совершенное отшельничество для высших подвигов иноческого жития. Владыка не скрывал волновавших его чувств и жажды уединения в пустыне.

Принимая во внимание и эту Святую жизнь великого Архипастыря, и его многолетнюю деятельность на благо Церкви и России, и его личные достоинства и заслуги, Государь Император Николай I Павлович в день 50-летнего юбилея Святителя Филарета наградил его Высочайшим Рескриптом. В словах этого Рескрипта заключалась высшая и наилучшая оценка и личности, и жизни, и деятельности, и заслуг Митрополита Филарета.

Всеобъемлющий, глубокий, сильный, строго дисциплинированный ум славного Архиерея, его необыкновенная проницательность, мудрость, памятливость, его многолетняя опытность в делах всякого рода, замечательный во всем талант, администраторские способности, непоколебимость убеждения, твердость воли и строгая последовательность мышления и действий заставляли всех, имевших с ним те или иные дела и отношения, видеть в нем необыкновенного человека, самого выдающегося деятеля. Поэтому-то, когда владыка скончался, все сразу почувствовали ничем невосполнимую пустоту. Неслись в Москву и Санкт-Петербург выражения глубокого сочувствия и сострадания, общерусской скорби об утрате, понесенной в лице Архипастыря, который более полвека служил украшением Церкви и Отечества, опорою той и другого, столпом Православия.

Вот что писал о Митрополите Филарете уже после его кончины Епископ Ладожский Гермоген (Добронравин) (1820-1893): "Велик был Московский Святитель как ученый деятель. Все, что возросло благого, что зрело и явилось плодоносным в вертограде нашем, все росло, зрело и приносило плоды под твоим мудрым надзором и попечением. Твоему проницательному взору предоставлено было обозреть первые опыты трудящихся в Академии и направить их стремления вернее к целям духовного образования. И с той поры доныне неусыпным взором ты следишь за всеми движениями мысли в области высшего учения и даешь немощному силу, благому преуспеяние. Под твоим охранением процветало и цветет здесь любомудрие, послушное вере; под твоим блюдением в уроках богословия всегда проповедовалась чистая истина Христова - не было колебаний, не было "ей" и "ни", но всегда твердое "ей".

Велик был Московский Святитель и как хранитель Православия, и как пастырь и благодетель бедных вдов и сирот, и как государственный муж, и как строгий инок. Везде и во всем чувствовалось величие этого Святителя. Как оратор - это образец истинно христианского витийства. Обилие, сила и высота мыслей, сжатость и своеобразие выражений - неотъемлемое свойство почти каждого его слова, каждой речи. Они "блещут мыслями, как алмазами, его слова как будто скованы из стали и золота".

Как литератор и проповедник владыка стоял, и будет стоять, на высоте недосягаемой. Его литературные труды безсмертны, как все гениальные произведения, и очень разнообразны. Он был и оратор, и историк, и догматик, и экзегет, и апологет. Даже поэзия была не чужда ему.

Владыка был защитником Православия во всей его чистоте, во всей заповеданной Вселенскими Соборами и Отцами Церкви неприкосновенности. Все сокровища православного вероучения, толкования духовных тайн, раскрытие силы таинств Церкви, руководящие пути к жизни духовной - все это, накопленное веками вдохновенной мудростью Святых учителей и пастырей церковных, весь этот многовековой опыт отразился в творениях Митрополита Филарета. По богословским трудам своим он может быть назван Отцом Церкви. По составленному им «Катехизису» училась вся подрастающая Россия.

О ревности его как епархиального Архиерея можно судить по тому, что он в сто дней успел объехать всю Тверскую епархию, причем проповедовал в каждой церкви.
В течение полувекового своего пребывания в Москве он совершенно перевоспитал и изменил духовенство. Поставил на значительную высоту духовно-учебные заведения своей епархии и подготовил целые поколения ревностного твердо-православного духовенства.

В служении был неутомим. Во все многочисленные дни памятных Москве и Лавре праздников служил неопустительно сам. После Божественной Литургии, не взирая на множество народа, он благословлял каждого поодиночке, произнося слова: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа", - осеняя неспешным крестным знамением. Совершая богослужение в присутствии Митрополита Филарета, служащие старались "даже не переминаться с ноги на ногу", чтобы не получить замечания со стороны владыки.

По жизни своей владык Филарет был истинный монах, строгий подвижник.

Никто не знал, сколько времени он отдыхал. Келейник, уходя от него поздно вечером и приходя ранним утром, одинаково заставал его за занятиями.
Нося имя Святого праведного Филарета Милостивого, владыка являлся истинным его подражателем в делах милосердия. Нескончаемым потоком текла бедным его милостыня. Денег личных владыки после кончины его не осталось.

Во многих проповедях Святителя Филарета чувствуется стремление его в пустыню, вдаль от многомятежных, но необходимых дел правления. Эти наклонности к уединенному подвижничеству он удовлетворил, создав близ Лавры Гефсиманский скит.

Святитель Филарет являлся самым усердным, горячим почитателем великого подвижника земли русской Святого преподобного Сергия Радонежского и словами редкой силы и вдохновения рисовал в своих проповедях дивный образ основателя Свято-Троицкой Лавры.

Сильное впечатление производил вид Святителя Филарета.

Очень небольшого роста, весь истонченный постом, владыка был полон  духовной силы и энергии. Острого взгляда его проницательных очей никто не мог выдержать.

Православный народ чтил Святителя Филарета как теплого молитвенника.

Еще при жизни, притекавшие к нему с верой и просившие его Святых молитв, получали исцеления. Также продолжаются они и по кончине его.

 



Милости и награды

 

Митрополит Филарет за свою ученость, мудрость и смирение был избран действительным или почетным членом многих других научных, просветительных и благотворительных учреждений. Почетным членом Академии Наук избран 13 (26) декабря 1827 года. Ординарным академиком Академии Наук по отделению русского языка и словесности владыка избран 19 октября (1 ноября) 1841 года.

В разное время своей долгой жизни он был пожалован многочисленными высокими церковными и Императорскими наградами.

Так, 19 апреля (2 мая) 1839 года Митрополит Филарет пожалован был высшим Императорским орденом Святого Апостола Андрея Первозванного. А высшая степень награды - бриллиантовые знаки ордена - пожалованы ему Государем Императором Николаем I Павловичем третьего (16) апреля 1849 г. в День иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет», на 66-м году от рождения. Однако и после того 18-ть с лишним лет, когда уже не было более в России иных наград, какими бы мог быть пожалован выдающийся Архиерей и патриот Отечества, Монархи Всероссийские жаловали ему свои личные милости и награды. 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь