Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Начальство не несет ответственности за отсутствие рабочего настроя в коллективе



Ко мне на консультацию часто приходят люди, жалующиеся на гнетущую обстановку, царящую в их фирме, на отсутствие мотивации к работе. Они подробно объясняют, каким образом начальство не заботится о них. На это я высказываю мысль, что проблемы с рабочей атмосферой в коллективе не являются ответственностью руководства.

Пока они размышляют над этим утверждением, я напоминаю им о том, что рабочий настрой (желание работать) отражает то удовольствие, которое человек получает от выполнения того или иного ответственного задания. В конце концов, кто должен быть ответственным за радость, испытываемую нами во время работы? Неужели мы наивно полагаем, что начальство каким-то образом может контролировать нашу радость?

Мы часто убеждаем себя, что не можем управлять собственным счастьем, хотя на самом деле эксплуатируем его, желая оказать давление на других людей. Как всегда, мне легче объяснить, что я имею в виду, поведав историю из моей личной жизни.

Несколько лет назад мы с моей бывшей женой вместе готовили ужин. Я заметил, что как-то нервно беру посуду, ставлю кастрюли громче, чем нужно. Ну, если быть до конца честным, то грохот можно было услышать за два квартала от нашего дома! Я спросил себя, что происходит, и понял, что между мной и моей женой — нечто вроде холодной войны.

За несколько дней до этого мы решили, что проведем праздник День труда с ее сестрой и матерью. Я предложил пригласить их к нам в Остин и посетить наши владения на озере, а заодно и главный центр. Она же хотела снять небольшой домик на острове.

Пытаясь заставить жену согласиться со мной, я настаивал на том, чтобы она позвонила родным и спросила, как они хотят провести этот день. Прошло уже три дня, а она все еще не звонила. По ее настроению я понял, что если она и позвонит, то точно спросит их так, что они захотят отметить праздник на острове. И тут я понял, что втайне сержусь на нее, а стук кастрюль — это намек на мое плохое расположение духа.

Почему я не выражал свои эмоции открыто? На что же я был зол? Задавая себе этот вопрос, я понял, что разыгрываю из себя несчастного, демонстрируя, что не смогу чувствовать себя хорошо на острове. Я решил, что буду счастлив только в Остине. Просто смешно!

Мне вспоминается случай, произошедший еще до нашей женитьбы, когда в силу обстоятельств мы не могли быть вместе на Рождество. В то время я все отдал бы, лишь бы провести несколько дней с ней и ее семьей — все равно где. Почему же теперь мне кажется, что я не смогу быть счастливым с ними на острове Святого Падре?

И тут мне стало совершенно ясно, что беспокоился я не о том, где проводить время с ее семьей. Мне важно было добиться своего! А причина, почему я не мог открыто сердиться, была в том, что ее семья недолюбливала меня.

Проанализировав свои мотивы, я понял, что хотел привезти их в Остин, чтобы похвастаться своими успехами и доказать им, что я — хороший муж. Это напрямую относится к тому, что Адлер называл «апперцептивной схемой»: восприятие и интерпретация всех происходящих с нами событий зависят от нашего уникального набора установок.

Когда я начал осознанно понимать, в чем было дело, я сказал жене: «Дорогая, мне все равно, где мы проведем этот день. Я просто хочу быть с тобой и твоей семьей». Ее реакция удивила меня. «Давай позвоним и узнаем у них, чего им хочется», — предложила она. Догадайтесь, что же они выбрали? Они решили приехать в Остин, и мы отлично провели время.

Адлер считал, что для того, чтобы понять человека, необходимо взглянуть на его отношения с другими людьми. Нам поможет в этом социальный интерес, о котором мы уже говорили. Когда мы нацелены жить, помогая другим, то развиваем в себе чрезвычайно высокий уровень социального интереса.

И наоборот, когда мы хотим идти лишь своим путем (например, чтобы получить признание от кого-то или самоутвердиться), мы оказываемся в ситуации, в которой чувствуем отчуждение близких, а себя — в положении жертвы.

Взгляните на все стадии, которые мне пришлось пройти, чтобы определить проблему. Сначала я действовал неосознанно, не понимая, почему и зачем гремлю посудой. Затем, когда я начал рассматривать ситуацию с логической точки зрения, то смог прийти к новым выводам, которые указывали на иррациональность моего поведения.

Понимаете ли вы, какое это имеет отношение к вопросу о настроении на рабочем месте?

Работник пытается найти решение проблемы, отказываясь от своего счастья. Точно так же, как я жертвовал своим счастьем, чтобы надавить на мою бывшую жену, сотрудники пытаются оказать давление на руководство. Мы хотим, чтобы все шло только так, как нам хочется, и разыгрываем из себя жертву, когда события развиваются по-другому.

Например, несчастные сотрудники настаивают на том, что они — жертвы, а их шеф является хозяином положения. Как ни странно, в этот же самый момент шефу кажется, что все вышло из-под его контроля, и он ощущает себя жертвой. Подобное отношение к ситуации не поможет ни тем, ни другим.

Радость исчезает, когда мы мысленно ставим себя в положение жертвы. Мы пытаемся давить на других, желая заставить их взять на себя ответственность за наше счастье, а они тоже реагируют, как жертвы. Здесь очень важно осознать, что в данной ситуации не выигрывает никто. В итоге все ощущают собственное бессилие. А бессилие мешает обеим сторонам увидеть новые возможности выхода из создавшегося положения.

Если вы и есть тот самый сотрудник, то для вас выход из положения — стать более ответственным, то есть научиться самому отвечать за свое настроение — счастье — и осознать, что никто в этом мире не может заставить вас грустить, злиться, быть подавленным или чувствовать себя отвергнутым. А чтобы вам было не так страшно брать на себя «эмоциональную ответственность», научитесь отслеживать мысли, которым вы позволяете прокручиваться снова и снова, а также видеть, как они влияют на ваше настроение.

Многие даже не подозревают о том, насколько влиятельны их мысли. Они не замечают, как сами формируют свое отношение к ситуации или к жизни в целом. Когда мы мысленно считаем себя жертвой кого-либо, это заставляет нас концентрироваться на том, насколько у нас мало сил. Это делает нас беспомощными, снижает уверенность в себе и маскирует наши способности. Гораздо выгоднее осознать, что мы сами хозяева своего настроения, своих мыслей и радостей. Вот, что говорит об этом Виктор Франклин:

«Те, и я в том числе, кто когда-либо был в концентрационном лагере, хорошо помнят людей, ходивших от барака к бараку, помогая людям, отдавая им последний кусок хлеба. Их всегда было немного, но их пример доказывает, что у человека можно забрать все, кроме одного: последней из человеческих свобод — выбирать, как относиться к той или иной ситуации, выбирать свой собственный путь».

Многие ли из нас способны на такое поведение в подобных обстоятельствах? Что, если бы от нашего выбора зависела наша жизнь? В данном случае это был концлагерь во время Второй мировой войны. Несмотря на ужасные условия, те мужчины и женщины сделали сознательный выбор, чтобы выжить физически и морально. Если они были способны на такое в нечеловеческих условиях, как у нас поворачивается язык обвинять других, вместо того чтобы самим решать, как поступать в трудных ситуациях?

Обязательство — это то, что нужно вам!

Если вы выбираете что-то, выбирайте со всей силой, всем своим сердцем. Не малодушничайте. Идите вперед! Продолжайте идти к этому решительно.

Нил Дональд Уолш, «Беседы с Богом», книга 2

Я каждый раз нахожу нечто забавное в обязательствах. Большинство людей относятся к ним так, как будто «обязательство — это некая черта характера, которой, по мнению всех вокруг, они должны обладать!» В действительности они считают его чем-то несовместимым с личным счастьем и свободой и предполагают, что оно нужно и выгодно лишь другим.

По словарю, «обязательство» — это способность и желание «поручиться или дать себе слово придерживаться определенного курса действий или способа использования чего-либо».

А теперь скажите мне, зачем кому-то из нас давать себе слово придерживаться определенного курса действий? Не выгоднее ли оставаться не связанным обязательством, чтобы иметь необходимую свободу делать все, что нам захочется, в любой момент времени? Зачем отказываться от свободы?

Здесь есть некоторая тонкость. Обязательство — это НЕ то, что мы делаем для других. Оно нужно нам самим. Обязательство не заставляет нас делать то, чего мы не хотим. Оно помогает нам выполнить то, что наметили. Когда мы считаем обязательство чем-то, что ограничивает нашу свободу, мы совершенно забываем о его преимуществах.

Нам следует пересмотреть понимание обязательства и осознать, что мы способны концентрироваться на желании последовательно идти к цели и достигать ее!

Когда мы начинаем понимать, что обязательство — это на самом деле процесс сортировки наших желаний по первоочередности выполнения, то мы обретаем новое ощущение свободы, которое так боялись потерять! Обязательство помогает нам не застревать на несущественных деталях и целях. Это дисциплина, помогающая концентрироваться на важных для нас вещах.

И вновь Шери Картер-Скотт благодаря своей проницательности поможет вам осознать ценность обязательств. «Если вы сталкиваетесь с тем, что не умеете выполнять обязательства или не видите их ценности, это говорит о вашей неспособности принимать решение и придерживаться своего выбора. Начинается все с того, что вам трудно выбрать, какое мороженое вы хотите, затем вы не знаете, как проводить свободное время, потом вы оказываетесь в тупике, не зная, где хотите жить», — пишет она. По ее мнению, обязательство — это развитие способности «посвящать себя чему-то или кому-то и оставаться с этим несмотря ни на что».

Что мешает людям пользоваться преимуществами обязательств? Существует столько же причин, сколько самих людей. Для каждого это что-то свое. Тем не менее, есть много способов научиться быть более обязательным, особенно если мы узнаем хотя бы некоторые причины, почему люди так боятся этого.

Прежде всего, нам следует согласиться рассматривать обязательство как преимущество. Как-то я разговаривал с небольшой группой людей, проходивших одну из наших инструкторских программ. Одна женщина сказала: «Обязательства — это не для меня. Это слишком больно». Когда я попросил ее пояснить свою мысль, вот что она рассказала: «Каждый раз, когда мы втроем возвращаемся домой после занятий, мы настолько воодушевлены, что берем на себя разные обязательства по благоустройству нашего города. Поездка занимает шесть часов, так что у нас достаточно времени, чтобы настроить кучу планов. Какое-то время после этого мы чувствуем себя превосходно и действительно выполняем некоторое из намеченного, но потом идеи как будто испаряются, и никто ничего не хочет делать. Это всегда слишком сильное разочарование. Так что обязательства — это не для меня».

Ну не удивительно ли? Эта женщина говорила о разочаровании из-за того, что отказалась от обязательств, и при этом утверждала, что испытывает боль от выполнения обязательств. Но ведь сначала обязательства воодушевляли ее. Отметьте, она говорила, что они составляли «замечательные планы» тогда, когда испытывали душевный подъем. Также заметьте, что новые планы, построенные уже тогда, когда они НЕ испытывали воодушевление, затмевали те замечательные планы.

Если вы оглянетесь на свою жизнь, то увидите, что, когда действительно воодушевлены, вы редко отказываетесь от взятых обязательств. Не разумно ли то, что обязательства, принятые в период воодушевления, скорее пойдут вам на пользу, чем те, которые вы принимаете, будучи не столь уверенными в себе?

Выполняя обязательства, вы защищаете себя от решений, принимаемых в состоянии подавленности и разочарования. Что, если бы те три женщины научились не отвлекаться от исполнения своих планов? Понимаете, насколько более ценными и полезными они ощущали бы себя сегодня?

Не сдавайтесь раньше времени!

Сразу после жаркой дискуссии неизбежно возникает что-то, что заставляет вас сомневаться. Стойкое сопротивление сомнению обычно оказывается правильным решением.

Р. Джей Фицгенри

Когда я только начал ходить в детский сад, мои родители приняли очень смелое решение. Они вложили все свои сбережения в сорок акров[4] земли, купив птицеводческую ферму. Они строили множество замечательных планов, собирались построить дом. Я помню, как помогал отцу штукатурить один из курятников, чтобы мы могли где-то жить. Я также помню воздушного змея и то, как лазал по ореховым деревьям. Энтузиазма родителей хватило на полгода, пока не возникли настоящие трудности. Тогда они решили отказаться от этой затеи и переехать обратно в Чикаго.

Они продали хозяйство по очень низкой цене и уехали в город. Там мы жили у кого-то в подвале до тех пор, пока вновь не обрели финансовую независимость.

Ну и что? Птицеферма в сорок акров, которую мы продали почти задаром, находилась в Ван Ньес, в Калифорнии. Взгляните на современный Ван Ньес: там не осталось ни одного свободного клочка земли. Можете себе представить, сколько эта земля стоила бы в наши дни, не откажись они тогда от своего обязательства?

Теперь вспомните, что я писал о решениях, которые мы принимаем, находясь в подавленном состоянии. Изменения, произошедшие в их намерении, не отражали стремления к лучшим возможностям, скорее это был откат назад — к худшим условиям. Мы отказались от сорока прекраснейших акров в солнечной Калифорнии и перебрались в чей-то холодный, мокрый подвал!

Когда вам захочется отказаться от своих обязательств, вспомните эту историю и не сдавайтесь раньше времени!

Краткие тезисы главы 9

1. Рабочий настрой — это показатель радости, которую человек испытывает, взяв на себя ответственность.

2. Мы пытаемся убедить себя, что не управляем собственным счастьем в момент, когда сами же отказываемся от него, надеясь таким образом повлиять или оказать давление на другого человека.

3. Если в нас слишком сильно желание, чтобы все вышло именно так, как мы хотим, и ни как иначе, это значит, что нашей целью является стремление к личному признанию и самоутверждению. Поступая таким образом, мы попадаем в ситуации, в которых чувствуем себя отвергнутыми или в положении жертвы.

4. Радость исчезает, когда мы мысленно представляем себя в позиции жертвы.

5. Решить проблему отсутствия воодушевления можно, если взять на себя ответственность за свое эмоциональное состояние. Помните, что плохое настроение — это всего лишь тактика.

6. Наши мысли формируют наше отношение, и мы недооцениваем, насколько сильно негативное мышление влияет на нас.

7. Обязательство — это способность и желание в момент душевного подъема поручиться или дать себе слово придерживаться определенного курса действий.

8. Преимущество обязательства заключается в повышении способности фокусироваться на конечной цели, чтобы достичь ее.

9. Мы можем рассматривать обязательство как процесс расстановки приоритетов, то есть процесс сортировки наших желаний по первоочередности выполнения, чтобы не отвлекаться.

10. Осознайте, что когда мы берем на себя обязательство и поддерживаем его, то испытываем воодушевление и энергетический подъем. Когда же мы отказываемся от обязательств, возникает ощущение подавленности. Это не случайно. Одно из преимуществ обязательств состоит в том, что оно защищает нас от достижения целей, поставленных в момент разочарования.

11. Помните: важно — не сдаваться раньше времени! Самые прекрасные моменты жизни всегда находятся в одном шаге от почти непреодолимого желания сдаться. Они просто прячутся за углом, и их пока не видно.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь