Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мониторинг восприятия детьми шумовых звуков



КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «Описание опыта работы»

Ершова Ольга Анатольевна, музыкальный руководитель

МБДОУ Детский сад комбинмрованного вида № 87 «Петушок»

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед педагогами задачу поиска современных образовательных технологий, актуализирует необходимость использования личностно – ориентированного подхода при взаимодействии с детьми.

В наши дни редко встретишь человека, который увлечен классической музыкой. Если его спросить, какие произведения написал В.А. Моцарт, ответ будет однозначным и сухим: «Симфония, кажется». Зато на вопрос: «Какие песни Егора Крида или Джигана вы слушаете?» последует эмоциональный развернутый ответ. В последние годы дети, как и взрослые, стали более раздражительными, безразличными. В мультфильмах и компьютерных играх преобладают так называемые «стрелялки». Любимыми игрушками мальчиков стали «бластеры», а девочек – «Монстр Хай». Такая социальная обстановка вызывает большую тревогу, ведь перед взрослыми стоит большая задача – не просто воспитать ребенка, а сформировать гармоничную личность.

Эстетическая культура человека связана с его мировоззрением, поэтому формирование гармоничной личности тесно переплетается с эстетическим воспитанием, одним из средств которого является музыка. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».

Проблема

В процессе слушания музыки на занятиях с детьми была выявлена проблема - дети затрудняются подбирать слова, характеризующие музыку, у них отсутствует заинтересованность. Мониторинг освоения основной образовательной программы дошкольного образования по музыкальному воспитанию показал, что лишь нкоторые дети могут назвать 2-3 прилагательных, описывающих характер произведения, а также выделить из общего звучания отдельные средства музыкальной выразительности, (Приложение 1). Наилучшим решением оказалась опытно – экспериментальная деятельность.

Цель: развитие музыкальности у детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

- изучить и проанализировать научно – педагогическую  литературу по проблеме развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста;

- разработать критерии и провести мониторинг знаний воспитанников о шумовых звуках;

- установить и применить наиболее действенные формы и методы работы по теме;

- создать картотеку игр и экспериментов со звуком;

- создать картотеку сказок – шумелок;

-провести итоговый мониторинг освоения основной образовательной программы дошкольнго образования по музыкальному воспитанию, а также восприятия детьми шумовых звуков и их характеристик.

Этапы работы:

1. Подготовительный (январь 2015 – май 2016)

2. Практический (сентябрь 2016 – декабрь 2017)

3. Результативность (январь 2017 – декабрь 2018)

Теоретическая значимость

Изучив и проанализировав научно – педагогическую литературу по проблеме развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что данной проблемой занимались научные деятели и выдающиеся педагоги такие, как Н.А. Метлов, О.П. Радынова,
Л.Н. Комиссарова, Е.А. Дубровская, О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова,
В.В. Щетинина.

Н.А. Метлов в книге «Музыка детям» предлагает поднять общую музыкальность детей посредством слушания музыки и знакомства с основными элементами музыки: мелодией, ладом, гармонией.

Е.А. Дубровская в пособии «Ступеньки музыкального развития» говорит, что процесс приобщения к музыке и музыкальной деятельности должен быть основан на хорошем знании ребенка, его предпочтений и интересов, музыкального опыта, эмоционального состояния, возрастных психофизических особенностей.

О.П. Радыновой создана система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психо-физиологические особенности детей.

В пособии «Неизведанное рядом», авторов О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников разных возрастов в том числе со звуком.



Практическая значимость

Мониторинг восприятия детьми шумовых звуков и их характеристик показал достаточно низкие результаты (Приложение 2).

Во время опытно – экспериментальной деятельности было выяснено, что звуки делятся на музыкальные и шумовые. Шумовые звуки можно услышать всюду, поэтому было решено провести опыты со звуками, издаваемыми посудой (стеклянной, металлической, глиняной, деревянной). Во время игр со звуком и экспериментов (Приложение 3) воспитанники обсуждали, спорили, доказывали, какие это звуки – хрустящие, звенящие, стучащие, гудящие идр. В опытах и экспериментах со звуками были использованы статьи и аудио - пособия Т.Э. Тютюнниковой. Ее записи звуков сравнивались с издаваемыми в процессе экспериментирования.

Во время опытно – экспериментальной деятельности дети научились находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений, а также был сделан вывод, что шумовые звуки можно воспроизводить самим и даже озвучивать ими природные явления или сказочных персонажей. Так, шелест листьев озвучивался шуршанием бумаги, а пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику. При озвучивании сказочных персонажей использовались сказки – шумелки и музыкальные сказки, предложенные Екатериной Железновой (Приложение 4). При озвучивании такой сказки в первую очередь следует подобрать соответствующий инструмент для характеристики героя. Мышка – стук палочкой по хрустальному стаканчику, ежик - шуршание пакетом или бумагой. Сначала детям было предложено прослушать уже озвученный эпизод и лишь подыгрывать на своих инструментах (Приложение 5). Когда воспитанники научились достаточно хорошо справляться с заданием, перед ними была поставлена более сложная задача: текст сказки читал взрослый, а дети самостоятельно озвучивали эпизоды, используя предложенные им шумовые инструменты.

На следующем этапе при слушании сказки детям было предложено отгадать сказочных персонажей по звучанию шумового инструмента, пропустив слова, обозначающие персонажей. Звучал только озвучивающий персонажа инструмент: «Стоит в поле…(рубель); он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо… (палочка по стаканчику) и т.д. Такие задания непростые для детей, но интересные и полезные, развивающие символическое мышление, воображение, реакцию и память.

В процессе данной работы дети пришли к выводу, что можно самим изготовить шуршащие и гремящие инструменты. Воспитанники принесли из дома пустые баночки, бутылочки, футляры от киндер-сюрпризов, а также наполнители - крупы, бусины, бисер и изготовили свои шумовые инструменты.

Многие дети привлекли к изготовлению самодельных шумовых инструментов родителей, которые откликнулись с большим энтузиазмом и проявили творческую фантазию.

Дети с удовольствием продолжили эксперименты с шумовыми звуками, издаваемыми на своем собственном инструменте. При этом они чувствовали свою значимость и самостоятельность (Приложение 6).

Наряду со сказками – шумелками была использована такая форма работы, как спонтанные игры с инструментами. Они проводились под руководством «дирижера». Дети брали свои инструменты, распределяясь по группам (шуршащие, стучащие, звенящие и др.), а дирижер показывал какой группе играть. Сначала они просто издавали шумовые звуки, а потом стали играть в определенном ритме и динамике под аккомпанемент музыкального произведения (Приложение 7).

Резльтативность

Итоговый мониторинг восприятия детьми шумовых звуков и их характеристик выявил положительную динамику развития (Приложение 8).

Дети научились слышать и характеризовать отдельные звуки, выделять средства музыкальной выразительности, применять эти навыки при слушании музыкальных произведений.

Итоговый мониторинг освоения основной образовательной программы дошкольного образования по музыкальному воспитанию также показал положительную динамику музыкального восприятия, особенно по разделу «Слушание музыки» (Приложение 9).  

Таким образом, использование опытно – экспериментальной деятельности со звуком позволило создать условия для развития музыкальности детей, умения слушать и понимать музыку разных жанров, в том числе классическую. Также удалось вовлечь в эту работу воспитателей и родителей, которые с интересом создавали шумовые инструменты и оркестровали прослушанные на занятиях музыкальные произведения дома.

Результатом данной работы также являются:

1. Статья «Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях в ДОУ». Научно – методический журнал «Инновационный вестник образования», Курган. 2015, № 2 (Приложение 10).

2. Доклад на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОО». Всероссийский научно – методический семинар «Актуальные проблемы современного музыкального образования детей дошкольного и школьного возраста», 2015 г (Приложение 11).

3. Выступление на тему: «Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности на музыкальном занятии в ДОУ». Вебинар «Школа молодого воспитателя: реализации комплексно-тематического плана в проектной деятельности», ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2015 (Приложение 12).

4. Статья «Познавательно – исследовательская деятельность в ходе музыкальных занятий». Материалы VIII заочных педагогических чтений «Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации», часть 2, Курган, 2016 (Приложение 13).

Новизна работы состоит в сочетании форм и методов применения опытно – экспериментальной деятельности для развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста.

Данный опыт работы может быть использован музыкальными руководителями, воспитателями и родителями, воспитывающих и обучающих детей дошкольного возраста.

 

 

Список литературы

1. Апраксина, О. Из истории музыкального воспитания. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.

2. Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития: пособие для муз. Руководителей и воспитателей дошк. образоват. учреждений, работающих с детьми седьмого года жизни / Е. А. Дубровская. – М.: Просвещение, 2006. – 111 с.: ноты. – ISBN 5-09-014306-4.

3. Зацепина, М.Музыкальное воспитание в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 89 с.

4. Метлов, Н.А. Музыка – детям: Пособие для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада / Сост. С. И. Чешева, А. П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с., нот.

5. Неизведанное рядом [Электронный ресурс] / авт.-сост.
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – Режим доступа: MIRKNIG.COM. Элементарные опыты и эксперименты для дошкольников.

6. Радынова, О.П., Комиссарова, Л.Н, Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебник для студентов высших учебных заведений. Дубна: Феникс+, 2011. – 253 с.

 

 




МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №87

«Петушок»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Курган, 2019

Приложение 1

Мониторинг освоения основной образовательной программы дошкольного образования по музыкальному воспитанию

Приложение 2

 

И их характеристик

 

 

 

Приложение 3

 

Что звучит?

Задачи: Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Материалы и оборудование: Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

Ход: За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т.д.). Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.).

 

Музыка или шум?

Задачи: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Материалы и оборудование: Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.).

Ход: Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.

 

Почему все звучит?

Задачи: Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Материалы и оборудование: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают из серии опытов:

— рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» (если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают — возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание рукой и уточняют, есть ли звук (он прекращается);

— рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом);

-- лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали (звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит (колеблется);

— дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй — проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк (прижать предмет, взять его в руки — прекратить колебание предмета).

Откуда берется голос?

Задачи: Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Материалы и оборудование: Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

Ход: Взрослый предлагает детям «пошептаться» — сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выяснить, что для этого сделали (сказали громким голосом); откуда выходили громкие звуки (из горлышка). Подносят руку к горлышку, произносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют, что почувствовали рукой, когда говорили громко (в горлышке что-то дрожит); когда говорили шепотом (дрожания нет). Взрослый рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали). Далее проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить. Выясняют, что надо сделать, чтобы звук был громче (дернуть посильнее — звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (если дернуть сильно за нить, она порвется). Дети уточняют, что, разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки.

 

Как распространяется звук?

Задачи: Понять, как распространяются звуковые волны.

Материалы и оборудование: Емкость с водой, камешки; шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью; глубокая емкость с водой или бассейн; тонкостенный гладкий бокал с водой (до 200 мл) на ножке.

Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга (звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в емкость с водой. Определяют, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается она по воздуху.

Располагают шашки или монеты вплотную друг к другу на гладкой поверхности. Резко, но не сильно ударяют по крайнему предмету. Определяют, что произошло (последний предмет отскочил — силу удара передали ему остальные предметы, так же передается звук по воздуху).

Дети выполняют опыт по алгоритму: ребенок прикладывает ухо к емкости (или краю бассейна), другое ухо закрывает тампоном; второй ребенок бросает камешки. Первого ребенка спрашивают, сколько камешков брошено и как он догадался (услышал 3 удара, их звуки передались по воде).

Наполняют водой тонкостенный гладкий бокал на .ножке, водят пальцем по краю бокала, извлекая тонкий звук. Выясняют, что происходит с водой (по воде пошли волны — передается звук).

Где живет эхо?

Задачи: Подвести к пониманию возникновения эха.

Материалы и оборудование: Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

Ход: Дети определяют, что такое эхо (явление, когда сказанное слово, песенка слышится еще раз, как будто кто-то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо (в лесу, в арке дома, в пустой комнате). Проверяют серией опытов, где оно бывает, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, есть ли в нем эхо (да, звуки повторяются). Затем заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т.п.; произносят звуки. Выясняют, повторяются ли они в этом случае (нет, эхо исчезло).

Играют с мячом: отбивают его от пола, от стены; от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик (хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется о твердые предметы, и не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы). Так же происходит со звуками: они ударяются о твердые предметы и возвращаются к нам в виде эха. Выясняют, почему в пустой комнате эхо живет, а в заполненной мягкой мебелью — нет (звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам).

 

 

Почему Мишутка пищал?

Задачи: Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.

Материалы и оборудование: Струны разной толщины, натянутые на деревянную планку; нити разной толщины, закрепленные одним концом на деревянной подставке (или привязанные к любому тяжелому предмету).

Ход: Вспоминают сказку «Три медведя». Изображают, как говорил Михайло Иванович, как говорила Настасья Петровна, как говорил Мишутка, какими были их голоса (у Михаила Ивановича — грубый, громкий, у Настасьи Петровны — не очень грубый, у Мишутки — тоненький голосок, не говорил, а пищал). Выясняют, почему у медведей такие разные голоса, проводя серию опытов.

Вспоминают, в результате чего появляются звуки речи (дрожание голосовых связок). Выбирают струны, звуки которых напоминают голос Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Объясняют свой выбор (толстая струна звучит похоже на голос Михайло Ивановича, самая тоненькая — на голос Мишутки, средняя — на голос Настасьи Петровны).

Привязывают нить любой толщины к подставке. Зажав нить между большим и указательным пальцами, проводят ими по всей длине нити. Раздается звук, так как нить дрожит. Взрослый предлагает выполнить следующее задание: из набора нитей (заметно отличающихся по своей толщине) выбрать ту, которая будет звучать похоже на голоса Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Выполняют задание подгруппами.

 

 

Как появляется песенка?

Задачи: Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.

Материалы и оборудование: Ксилофон, металлофон, деревянная линейка.

Ход: Взрослый предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию («чижик-пыжик»), затем повторить мелодию на другом регистре. Выясняют, одинаково ли звучали песенки (первый раз — нежнее, второй раз — грубее). Обращают внимание на размер трубочек инструмента, повторяют эту же мелодию на высоких нотах, делают вывод: у трубочек большого размера звук грубее (ниже), у маленьких — тоньше (выше). В песенках встречаются высокие и низкие ноты.

 

 

Как сделать звук громче?

Задачи: Выявить причины усиления звука.

Материалы и оборудование: Пластмассовая расческа, рупор из картона.

Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески (зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук). Звук очень тихий, слабый. Ставят один конец расчески на стул. Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче (в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время — легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т.д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет).

Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту, выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче (звук усилился), какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.

 

 

Коробочка с секретом

Задачи: Выявить причины ослабления звука.

Материалы и оборудование: Коробочки с мелкими предметами из разных материалов или крупами; одна коробочка с «секретом»: внутри полностью обложена поролоном.

Ход: Взрослый предлагает детям отгадать по звуку, что находится в коробочках. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал (звук резкий, громкий — металл; звук шуршащий — крупа). Взрослый, не показывая внутренней части коробочки, помещает в нее мелкие металлические предметы, закрывает крышку, ставит коробочку в один ряд с остальными, меняет их местами. Дети пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, не характерный для металла). По пометке на донышке находят коробку с «секретом», рассматривают ее устройство, выясняют, почему звук исчез (он как бы «застрял» в поролоне). Дети изготавливают коробочки с «секретом», обертывая их сверху поролоном. Проверяют, как звучат они и сохранила ли коробочка свой «секрет» (звук стал глуше, тише, неопределеннее). Взрослый предлагает детям подумать и ответить: если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных (накрыть будильник чем-нибудь мягким — подушкой, одеялом и т.п.)

 

 

Почему не слышно?

Задачи: Выявить причины ослабления звука.

Материалы и оборудование: Большая емкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.

Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки. Дети проводят следующие опыты.

В большой емкости у одного края помещают легкие кораблики из бумаги или пробки. У противоположного края бросают камешки. Выясняют, что происходит с водой, корабликами (по воде пошли волны, кораблики у противоположного края неподвижны). Распределяют кораблики по всей поверхности емкости. Бросая камешки, обращают внимание на силу волны, заставляющей кораблики двигаться. Чем ближе кораблик, тем сильнее он качается; то же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дальше, тем звук тише).

Дети закрепляют в емкости преграды — «волнорезы», расположив их в любом направлении. С одной стороны емкости имитируют рукой «волны», наблюдают за их распространением. Выясняют, есть ли волны за преградой (нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают). То же самое происходит со звуками в городе, помещении.

 

 

Как быстрее?

Задачи: Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

Материалы и оборудование: Бечевка, клейкая лента, ватный тампон.

Ход: Дети с помощью взрослого отмеряют длинную бечевку (не менее 60 см), один конец прикрепляют к столу, а за другой — натягивают бечевку и отпускают. Дети наблюдают, как она дрожит, колеблется, издавая негромкий звук, который по воздуху доходит до слуха. Наматывают на палец бечевку, закрывают одно ухо ватным тампоном, в другое — вставляют палец с намотанной бечевкой. Вновь оттягивают бечевку и отпускают. Выясняют, что звук от колебания бечевки становится громче, попадает сразу в ухо.

Передай секрет

Задачи: Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

Материалы и оборудование: Водопроводная длинная труба не менее 10 м, два обрезка металлической трубы.

Ход: На прогулке взрослый предлагает детям встать у разных концов трубы так, чтобы они не видели друг друга. Один ребенок несильно стучит по трубе, второй — у противоположного конца считает удары (он сначала стоит у трубы, затем приставляет к ней ухо.

«Связной» выясняет, все ли передаваемые звуки услышал второй ребенок и когда они были громче (когда звук передавался не по воздуху, а сразу в ухо). Вторая пара игроков передает звуковой сигнал сначала по воздуху (удары металлических обрезков трубы друг о друга), затем по трубе. «Связной» выясняет, услышал ли второй игрок все передаваемые удары (звук по трубе — через твердый предмет был громче, чем передаваемый по воздуху). Взрослый просит детей объяснить, почему дома нельзя стучать по отопительным батареям (батареи установлены во всех квартирах дома и соединены между собой; если ударить по одной батарее, то звук передастся по другим батареям, это будет мешать соседям).

 

 

Звуки в воде

Задачи: Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

Материалы и оборудование: Большая емкость с водой, камешки.

Ход: Взрослый предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости. Затем приложить ухо к емкости и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делают вывод: во втором варианте звук был громче; значит, через воду звук проходит лучше, чем через воздух.

Спичечный телефон

Задачи: Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

Материалы и оборудование: Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички.

Ход: Дети выполняют действия по алгоритму: через центры двух пустых спичечных коробков протягивают нить, закрепив ее с обеих сторон с помощью спичек. Натягивают нить, пробуют передать друг другу «секрет». Для этого один ребенок, прижав коробок к губам, говорит; другой, приложив ухо ко второму коробку, слушает. Дети выясняют, что звук могут услышать только двое, непосредственно участвующие в опыте. Звук заставляет дрожать коробок, «бежит» по нитке ко второму коробку. По воздуху звук передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим. Взрослый спрашивает, что может почувствовать третий ребенок, если во время разговора двоих (по коробкам) приложит палец к нитке, к коробку (палец, прикасаясь к нити, к коробку, ощущает колебания). Дети узнают, что спичечный «телефон» работает по принципу настоящего телефона: там звук бежит по проводам. Дети зажимают нить посередине рукой — «телефон» не работает (звук передается при дрожании нитки; если нитка не дрожит, звук не передается).

 

 

Поющая струна

Задачи: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Материалы и оборудование: Проволока без покрытия, деревянная рамка.

Ход: Дети с помощью взрослого закрепляют проволоку на деревянной рамке, слегка натянув ее. Дергая проволоку, слышат звук, наблюдают за частотой колебаний. Выясняют, что звук слышится низкий, грубый, проволока дрожит медленно, колебания хорошо различимы. Натягивают проволоку сильнее, повторяют опыт. Выясняют, каким получился звук (звук стал тоньше, проволока часто дрожит). Меняя натяжение проволоки, еще несколько раз проверяют зависимость звучания от частоты колебаний. Дети делают вывод: чем сильнее натянута проволока, тем выше звук.

 

 

Как видят летучие мыши?

Задачи: Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука.

Материалы и оборудование: Иллюстрации летучих мышей, подводной лодки, корабля; мяч, емкость с водой.

Ход: Дети рассматривают иллюстрации летучих мышей, рассказывают, что летучие мыши плохо видят, ведут ночной образ жизни. С помощью опыта выясняют, что помогает летучим мышам не наталкиваться на предметы и друг на друга: берут емкость с водой, у одного края емкости изображают волны; наблюдают, как волны доходят до противоположного края и идут в обратном направлении («как звуки»). Затем берут мячи, отбивают с большого расстояния и с близкого. Взрослый обращает внимание, что похожее явление происходит и со звуками: долетая до твердых предметов, они возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них. Дети узнают, что летучие мыши издают особые звуки, которые помогают им. измерять расстояния. Взрослый предлагает угадать: если звук возвращается быстро, значит... (предмет близко); если звук возвращается нескоро, значит... (предмет далеко). Взрослый обращает внимание детей на то, что, используя свойство звука передаваться на большие расстояния, человек изобрел особый прибор— эхолот. Прибор необходим морякам. С его помощью можно измерять глубину моря, посылая звук и принимая его обратно.

 

Приложение 4

 

Сказки-шумелки

Зима в лесу

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирали еду на зиму

(бегать пальцами по барабану)

А белочки прыгали по веткам, собирая шишки (кастаньеты)

И вот с неба стали падать снежинки (удары палочкой по металлофону )

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом и на снегу были видны следы маленьких лапок (удары по треугольнику)

Белочки устраивали себе гнезда на деревьях, мыши попрятались в свои норки и делали себе гнездышки из травы (шуршать бумагой)

У всех было много еды: белки грызли орешки (удары деревянными ложками)

 

Медведь

«Шел однажды медведь по лесу (барабан). Захотелось ему медку поесть. Вдруг видит он улей, а пчелы в нем так и жужжат (расчёска). Знал медведь, что связываться с пчелами опасно. Но уж больно ему медку хотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и залез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали жалить (расчёска). Завыл медведь, застонал. (голос).еле ноги унес. Бежит по лесу, а сам пчелам грозит: (барабан).

–Вот уж я вас! Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу! Вскарабкался он на дерево. Сел на самый толстый (барабан) сук (тёрка) и начал его пилить. Летела мимо птичка-синичка (дудочка).

- Не пили, медведь, веточку! Гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском.

- Без тебя обойдусь!- прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит. (терка).

Скакала по веткам белочка: (шумовой колокольчик).

- Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!

- Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит (терка).

Пробегал мимо олень: (трещётки).

- Не пили, медведь, сук! Нас без свежей травы оставишь и сам упадёшь!

Не слушает медведь никого, знай себе пилит (тёрка).

Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит. Тут мимо ворона пролетала и каркнула: (голос).

- Ой, упал медведь!

Сук (смять стаканчик пластиковый) обломился и рухнул. (барабан) Упал медведь с дерева. Все бока отшиб. Заплакал, застонал. (голос).

- Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.

Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться. И впредь наказали:

- Никогда не пили сук, на котором сидишь!»

 

Чей голос лучше

  Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше. «У меня просто волшебный голос», - сказал большой хрустальный бокал. И он зазвенел.   ТРЕУГОЛЬНИК или БОКАЛ
  «У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем сыграть песенку», - сказали чашечки и зазвенели.   ДВЕ ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН
   Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки и сыграли что-то весёлое.   ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
  «Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но интересный голос». И она загремела:   БАНОЧКА С КРУПОЙ ИЛИ МАРАКАСЫ
  «Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала.   КОРОБКА ИЛИ БАРАБАН
  «Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол:   СКОВОРОДКА ИЛИ ТАРЕЛКА
  Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала: «Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!» И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела. И это был самый лучший голос!  

Теремок

  Стоит в поле теремок.   БУБЕН
  Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.   КОЛОКОЛЬЧИК
  Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает — Терем-теремок! Кто в тереме живет?   УДАРЫ ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ
  — Я, мышка-норушка! А ты кто?   КОЛОКОЛЬЧИК
  — А я лягушка-квакушка   ЛОЖКИ
  Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.   КОЛОКОЛЬЧИК
  Бежит мимо зайчик-побегайчик остановился и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет?   ТРЕУГОЛЬНИК
  — Я, мышка-норушка   КОЛОКОЛЬЧИК
  — А я лягушка-квакушка — А ты кто?   ЛОЖКИ
  — А я зайчик-побегайчик.   ТРЕУГОЛЬНИК
  — Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.   ТРЕУГОЛЬНИК
  Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет?   ШУРШАЛОЧКА
  — Я, мышка-норушка   КОЛОКОЛЬЧИК
  — А я лягушка-квакушка   ЛОЖКИ
  —А я зайчик - побегайчик — А ты кто?   ТРЕУГОЛЬНИК
  — А я лисичка-сестричка— иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.   ШУРШАЛОЧКА
  Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет?   ШУМЕЛОЧКА
  — Я, мышка-норушка   КОЛОКОЛЬЧИК
  — А я лягушка-квакушка   ЛОЖКИ
  —А я зайчик - побегайчик   ТРЕУГОЛЬНИК
  — А я лисичка-сестричка — А ты кто?   ШУРШАЛОЧКА
  — А я волчок-серый бочок.   ШУМЕЛОЧКА
  — Иди к нам жить!Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.   МЕТАЛЛОФОН
  Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:— Терем-теремок! Кто в тереме живет?   УДАРЫ ПО БАРАБАНУ
  — Я, мышка-норушка.   КОЛОКОЛЬЧИК
  — А я лягушка-квакушка   ЛОЖКИ
  —А я зайчик - побегайчик   ТРЕУГОЛЬНИК
  — А я лисичка-сестричка   ШУРШАЛОЧКА
  — А я волчок-серый бочок.— А ты кто?   ШУМЕЛОЧКА
  — А я медведь косолапый   БАРАБАН
  Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:— А я лучше у вас на крыше буду жить.   МЯТЬ БУМАГУ
  Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился   ТРЕЩЕТКИ
  Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.   КОЛОКОЛЬЧИК, ЛОЖКИ,ТРЕУГОЛЬНИК,ШУРШАЛОЧКА,ШУМЕЛОЧКА
  Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего построили!!   РАСЧЁСКОЙ ПО КРАЮ СТОЛА МЕТАЛЛОФОН

Репка

  Жил-был дед с бабкой да внучка   БУБЕН
  И были у них собака Жучка, кошка Муська и мышка-норушка.   ПОГРЕМУШКА, ТРЕУГОЛЬНИК, КОЛОКОЛЬЧИК
  Посадил как-то дед репку, и выросла репка большая-пребольшая — рук не хватит обхватить!   МЕТАЛЛОФОН
  Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.   МЯТЬ БУМАГУ
  Позвал дед на помощь бабку.   ШУМЕЛОЧКА,
  .Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.   УДАР ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ
  Позвала бабка внучку   ШУРШАЛОЧКА
  .Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.   3 раза УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ
  Кликнула внучка Жучку.   ПОГРЕМУШКА
  Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.   4 раза УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ
  Кликнула Жучка кошку.   ТРЕУГОЛЬНИК
  Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут   5 раз УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ
  Кликнула Муська мышку.   КОЛОКОЛЬЧИК
  Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку.   6 раз УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ, МЕТАЛЛОФОН

 


Приложение 5

 


Приложение 6

 

 

Приложение 7

 

Приложение 8

 



И их характеристик

 

 

Приложение 9

 

Итоговый мониторинг освоения основной образовательной программы дошкольнго образования по музыкальному воспитанию

Приложение 10

Приложение 11

 

 

Приложение 12

 

 

Приложение 13

 

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «Описание опыта работы»

Ершова Ольга Анатольевна, музыкальный руководитель

МБДОУ Детский сад комбинмрованного вида № 87 «Петушок»

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед педагогами задачу поиска современных образовательных технологий, актуализирует необходимость использования личностно – ориентированного подхода при взаимодействии с детьми.

В наши дни редко встретишь человека, который увлечен классической музыкой. Если его спросить, какие произведения написал В.А. Моцарт, ответ будет однозначным и сухим: «Симфония, кажется». Зато на вопрос: «Какие песни Егора Крида или Джигана вы слушаете?» последует эмоциональный развернутый ответ. В последние годы дети, как и взрослые, стали более раздражительными, безразличными. В мультфильмах и компьютерных играх преобладают так называемые «стрелялки». Любимыми игрушками мальчиков стали «бластеры», а девочек – «Монстр Хай». Такая социальная обстановка вызывает большую тревогу, ведь перед взрослыми стоит большая задача – не просто воспитать ребенка, а сформировать гармоничную личность.

Эстетическая культура человека связана с его мировоззрением, поэтому формирование гармоничной личности тесно переплетается с эстетическим воспитанием, одним из средств которого является музыка. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».

Проблема

В процессе слушания музыки на занятиях с детьми была выявлена проблема - дети затрудняются подбирать слова, характеризующие музыку, у них отсутствует заинтересованность. Мониторинг освоения основной образовательной программы дошкольного образования по музыкальному воспитанию показал, что лишь нкоторые дети могут назвать 2-3 прилагательных, описывающих характер произведения, а также выделить из общего звучания отдельные средства музыкальной выразительности, (Приложение 1). Наилучшим решением оказалась опытно – экспериментальная деятельность.

Цель: развитие музыкальности у детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

- изучить и проанализировать научно – педагогическую  литературу по проблеме развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста;

- разработать критерии и провести мониторинг знаний воспитанников о шумовых звуках;

- установить и применить наиболее действенные формы и методы работы по теме;

- создать картотеку игр и экспериментов со звуком;

- создать картотеку сказок – шумелок;

-провести итоговый мониторинг освоения основной образовательной программы дошкольнго образования по музыкальному воспитанию, а также восприятия детьми шумовых звуков и их характеристик.

Этапы работы:

1. Подготовительный (январь 2015 – май 2016)

2. Практический (сентябрь 2016 – декабрь 2017)

3. Результативность (январь 2017 – декабрь 2018)

Теоретическая значимость

Изучив и проанализировав научно – педагогическую литературу по проблеме развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что данной проблемой занимались научные деятели и выдающиеся педагоги такие, как Н.А. Метлов, О.П. Радынова,
Л.Н. Комиссарова, Е.А. Дубровская, О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова,
В.В. Щетинина.

Н.А. Метлов в книге «Музыка детям» предлагает поднять общую музыкальность детей посредством слушания музыки и знакомства с основными элементами музыки: мелодией, ладом, гармонией.

Е.А. Дубровская в пособии «Ступеньки музыкального развития» говорит, что процесс приобщения к музыке и музыкальной деятельности должен быть основан на хорошем знании ребенка, его предпочтений и интересов, музыкального опыта, эмоционального состояния, возрастных психофизических особенностей.

О.П. Радыновой создана система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психо-физиологические особенности детей.

В пособии «Неизведанное рядом», авторов О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников разных возрастов в том числе со звуком.



Практическая значимость

Мониторинг восприятия детьми шумовых звуков и их характеристик показал достаточно низкие результаты (Приложение 2).

Во время опытно – экспериментальной деятельности было выяснено, что звуки делятся на музыкальные и шумовые. Шумовые звуки можно услышать всюду, поэтому было решено провести опыты со звуками, издаваемыми посудой (стеклянной, металлической, глиняной, деревянной). Во время игр со звуком и экспериментов (Приложение 3) воспитанники обсуждали, спорили, доказывали, какие это звуки – хрустящие, звенящие, стучащие, гудящие идр. В опытах и экспериментах со звуками были использованы статьи и аудио - пособия Т.Э. Тютюнниковой. Ее записи звуков сравнивались с издаваемыми в процессе экспериментирования.

Во время опытно – экспериментальной деятельности дети научились находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений, а также был сделан вывод, что шумовые звуки можно воспроизводить самим и даже озвучивать ими природные явления или сказочных персонажей. Так, шелест листьев озвучивался шуршанием бумаги, а пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику. При озвучивании сказочных персонажей использовались сказки – шумелки и музыкальные сказки, предложенные Екатериной Железновой (Приложение 4). При озвучивании такой сказки в первую очередь следует подобрать соответствующий инструмент для характеристики героя. Мышка – стук палочкой по хрустальному стаканчику, ежик - шуршание пакетом или бумагой. Сначала детям было предложено прослушать уже озвученный эпизод и лишь подыгрывать на своих инструментах (Приложение 5). Когда воспитанники научились достаточно хорошо справляться с заданием, перед ними была поставлена более сложная задача: текст сказки читал взрослый, а дети самостоятельно озвучивали эпизоды, используя предложенные им шумовые инструменты.

На следующем этапе при слушании сказки детям было предложено отгадать сказочных персонажей по звучанию шумового инструмента, пропустив слова, обозначающие персонажей. Звучал только озвучивающий персонажа инструмент: «Стоит в поле…(рубель); он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо… (палочка по стаканчику) и т.д. Такие задания непростые для детей, но интересные и полезные, развивающие символическое мышление, воображение, реакцию и память.

В процессе данной работы дети пришли к выводу, что можно самим изготовить шуршащие и гремящие инструменты. Воспитанники принесли из дома пустые баночки, бутылочки, футляры от киндер-сюрпризов, а также наполнители - крупы, бусины, бисер и изготовили свои шумовые инструменты.

Многие дети привлекли к изготовлению самодельных шумовых инструментов родителей, которые откликнулись с большим энтузиазмом и проявили творческую фантазию.

Дети с удовольствием продолжили эксперименты с шумовыми звуками, издаваемыми на своем собственном инструменте. При этом они чувствовали свою значимость и самостоятельность (Приложение 6).

Наряду со сказками – шумелками была использована такая форма работы, как спонтанные игры с инструментами. Они проводились под руководством «дирижера». Дети брали свои инструменты, распределяясь по группам (шуршащие, стучащие, звенящие и др.), а дирижер показывал какой группе играть. Сначала они просто издавали шумовые звуки, а потом стали играть в определенном ритме и динамике под аккомпанемент музыкального произведения (Приложение 7).

Резльтативность

Итоговый мониторинг восприятия детьми шумовых звуков и их характеристик выявил положительную динамику развития (Приложение 8).

Дети научились слышать и характеризовать отдельные звуки, выделять средства музыкальной выразительности, применять эти навыки при слушании музыкальных произведений.

Итоговый мониторинг освоения основной образовательной программы дошкольного образования по музыкальному воспитанию также показал положительную динамику музыкального восприятия, особенно по разделу «Слушание музыки» (Приложение 9).  

Таким образом, использование опытно – экспериментальной деятельности со звуком позволило создать условия для развития музыкальности детей, умения слушать и понимать музыку разных жанров, в том числе классическую. Также удалось вовлечь в эту работу воспитателей и родителей, которые с интересом создавали шумовые инструменты и оркестровали прослушанные на занятиях музыкальные произведения дома.

Результатом данной работы также являются:

1. Статья «Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях в ДОУ». Научно – методический журнал «Инновационный вестник образования», Курган. 2015, № 2 (Приложение 10).

2. Доклад на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОО». Всероссийский научно – методический семинар «Актуальные проблемы современного музыкального образования детей дошкольного и школьного возраста», 2015 г (Приложение 11).

3. Выступление на тему: «Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности на музыкальном занятии в ДОУ». Вебинар «Школа молодого воспитателя: реализации комплексно-тематического плана в проектной деятельности», ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2015 (Приложение 12).

4. Статья «Познавательно – исследовательская деятельность в ходе музыкальных занятий». Материалы VIII заочных педагогических чтений «Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации», часть 2, Курган, 2016 (Приложение 13).

Новизна работы состоит в сочетании форм и методов применения опытно – экспериментальной деятельности для развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста.

Данный опыт работы может быть использован музыкальными руководителями, воспитателями и родителями, воспитывающих и обучающих детей дошкольного возраста.

 

 

Список литературы

1. Апраксина, О. Из истории музыкального воспитания. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.

2. Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития: пособие для муз. Руководителей и воспитателей дошк. образоват. учреждений, работающих с детьми седьмого года жизни / Е. А. Дубровская. – М.: Просвещение, 2006. – 111 с.: ноты. – ISBN 5-09-014306-4.

3. Зацепина, М.Музыкальное воспитание в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 89 с.

4. Метлов, Н.А. Музыка – детям: Пособие для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада / Сост. С. И. Чешева, А. П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с., нот.

5. Неизведанное рядом [Электронный ресурс] / авт.-сост.
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – Режим доступа: MIRKNIG.COM. Элементарные опыты и эксперименты для дошкольников.

6. Радынова, О.П., Комиссарова, Л.Н, Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебник для студентов высших учебных заведений. Дубна: Феникс+, 2011. – 253 с.

 

 




МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №87

«Петушок»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Курган, 2019

Приложение 1

Мониторинг освоения основной образовательной программы дошкольного образования по музыкальному воспитанию

Приложение 2

 

Мониторинг восприятия детьми шумовых звуков

И их характеристик

 

 

 

Приложение 3

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.358 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь