Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Отъезд из Москвы и прибытие в Рязань. Встреча с Павлом, представителем РГГУ, заселение в гостиницу. Знакомство с делегациями и окрестностями города. Сон.



Желаю каждому обязательно съездить в этот истинно русский город, прочувствовать его атмосферу и, быть может, вдохновившись, привести домой её частичку в виде стихов, песен, рассказов, рисунков или необычной творческой энергии.

 В Добрый путь!

Содержание:

1. День первый…….…………………………………………………Н5

Отъезд из Москвы и прибытие в Рязань. Встреча с Павлом, представителем РГГУ, заселение в гостиницу. Знакомство с делегациями и окрестностями города. Сон………….……………………………………………………………………………………..…5

2. День второй…………………………………………………….НН7

Конкурс «Есенинская весна» и экскурсия в Рязанский Кремль. Самостоятельная прогулка по городу……………….………7

3. День третий………………………………………………ННН18

Подведение итогов конкурса и награждение. Поездка в село Константиново. Последний вечер в Рязани…………………………….18

4. День четвёртый…………………………………….…………НННН26

Отъезд в Москву. Песня о Рязани……………………………………26

5. Слова Благодарности……………………………………..…ННННН30

Благодарю Вас Всех За Всё!!!....................................................30

6 Фотографии ………………………….………………..... НННННН31

Моих нет, но есть не менее хорошие)……………………………31

7. Список используемой литературы…………...ННННННН87

И такой тоже нашёлся, это же история!..........................87

Путешествие в Рязань и село Константиново на Родину Есенина и участие в фестивале, полное название которого: «11 Межрегиональный фестиваль Есенинская Весна»  в честь 120-летия со дня рождения С.А. Есенина и 100-летия Вуза имени Есенина с 20 мая по 23.

День первый.

День второй.

Конкурс «Есенинская весна» и экскурсия в Рязанский Кремль.  Вечер друзей и самостоятельная прогулка по городу.

Конкурс

Выехали мы немного позднее, так как Пенза и др. делегации немного припозднились. Собрал нас всех Павел, и передал в руки Ольге. Ехали мы минут 30 в автобусе до улицы Свободы, дом № 45, где и расположен Университет. По приезду нас на входе в главное здание передали студентам – волонтерам, где мы распределились по группам. Я пошёл с пензенской делегацией. Поднявшись на 2-й этаж прошли мимо разнообразных агитплакатов, изображавших рабочих, державших в руках ключи, и кажется, они работали за станками. Поблуждав по коридорам и поднявшись на 2-й этаж, пройдя мимо памятника – бюста Есенина, мы дошли до того самого коридора, где уже были выставлены столы, и за ними сидели волонтёры. Каждый из них отвечал за своё направление в творческом конкурсе по номинациям: художественное слово, фотоработы, живопись на Есенинские мотивы, «Наследник Есенина» и вокально-инструментальный конкурс, а также научные исследовательские работы, посвященные жизни и творчеству Есенина.

Подойдя к ним и зарегистрировавшись, я получил значок с портретом Есенина и подписанным над ним сверху названием института, бэйджик с ФИО и название феста.  А ещё я подтвердил своё участие в номинациях – чтение своих стихов, чтение стихов Есенина, конкурсе фоторабот и вокально-исполнительном сольном исполнении. В этом же коридоре были двери, которые вели в зал – одну из самых больших аудиторий, где и произошло всё действие, связанное с торжественным приветствием, отбором в номинации вокал, а спустя сутки и закрытие феста с вручением грамот и призов, дипломов и объявлением о том, кто какое место занял. Как написано на сайте РГУ, «участниками фестиваля стали более 200 талантливых молодых людей из четырёх федеральных округов, 16 регионов и городов, 36 высших и средних специальных учебных заведений России.

Среди конкурсантов – студенты и аспиранты в возрасте от 17 до 25 лет – исследователи творчества С.А. Есенина, художники, музыканты, поэты, прозаики и чтецы из Москвы, Санкт-Петербурга, Алтайского края, Республики Удмуртия, Саратова, Пензы, Тулы, Арзамаса, Коломны, Орехово-Зуево, Солнечногорска, городов Рязанской области»[1].

 «С приветственными словами к участникам также обратились руководитель сектора развития региональных связей Центра национальной славы России С.А. Чиченёв (г. Санкт-Петербург), первый заместитель министра культуры и туризма Рязанской области Марина Вячеславовна Горожанова, начальник управления Министерства образования Рязанской области Надежда Куликова, начальник отдела Министерства молодёжной политики, физической культуры и спорта Рязанской области Вячеслав Викторович Данченко, ведущий научный сотрудник Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, заслуженный работник культуры РФ Константин Петрович Воронцов. Координатор региональных проектов в области высшего и среднего образования Италии Стефано Кобелло, большой почитатель русской поэзии и творчества С.А. Есенина, не только приветствовал собравшихся, но и профессионально исполнил под собственный аккомпанемент на гитаре итальянскую народную песню».

«На следующий день участники фестиваля смогли услышать в его же прекрасном исполнении песни на стихи С. Есенина и М. Цветаевой на русском языке. Одним из самых трогательных моментов церемонии открытия фестиваля стал телефонный звонок ветерану Великой Отечественной войны, члену Союза писателей России, лауреату Всероссийской Есенинской премии Борису Ивановичу Жаворонкову, который обратился с тёплыми пожеланиями к участникам «Есенинской весны».  Участники представили свои работы в конкурсах научных работ («Творчество С.А. Есенина глазами молодых исследователей»), литературного творчества («Наследники Есенина»), художественно-изобразительного творчества («В мире есенинского образа»), музыкально-исполнительского творчества («Есенинские мотивы»), художественного чтения («Гармония есенинского слова»).

Отбор и оценку произведений, представленных на конкурсы фестиваля, проводило профессиональное жюри по каждому из пяти направлений. Председателями жюри в 2015 году стали доцент кафедры литературы РГУ имени С.А. Есенина, кандидат филологических наук А.В. Сафронов, член Союза писателей России Л.Н. Аладышева, профессор кафедры культурологии РГУ имени С.А. Есенина, доктор культурологии Е.Ю. Ежова, заслуженный работник культуры РФ Г.Б. Гинзбург, художественный руководитель Студенческого народного театра РГУ имени С.А. Есенина, заслуженный работник культуры РФ Г.Д. Кириллов.

Об истории фестиваля рассказала руководитель Есенинского научного центра и Центра региональных проектов университета, профессор Ольга Ефимовна Воронова, которая отметила, что победители конкурсных номинаций разных лет – сегодня аспиранты ведущих вузов страны, работающие над изучением различных граней есенинского наследия, и кандидаты наук, успешно защитившие диссертации». Перед началом открытия я сбегал в местный магазин канцтоваров, распечатал там фотографии для конкурса и разместив их в зале, где были выставлены работы других авторов, отправился в концертный зал».

Прослушивание было для меня одним из долгих и местами волнительных ожиданий, ведь я хотел успеть на все заявленные мной конкурсы. И в голове крутилось: что же петь? «Радоницу», «ой да кто это в ночи», «по заснеженным просторам», или «Ты знаешь что»…а может быть блеснуть испанским? Спеть «La Alegria y la tristeza» или «Fado»? Как-то неуместно петь здесь на испанском. В итоге выбрал «Радоницу», а ещё спел «По заснеженным просторам», акапелла, без гитары. А, да, перед началом торжественного открытия я переоделся, надев свою красивую, любимую и дорогую для меня косоворотку. Дорогую не сколько в плане денег, а скорее воспоминаниями, связанными с ней. Смотрелся я в ней очень колоритно, моя борода и усы в неё выглядели совсем иначе, и очень даже оправдывали себя. Выглядел добрым молодцем, что и на руку мне, окружающих мой внешний вид кажется, радовал. Во всяком случае, я ощущал на себе частые взгляды. (мысли юного нарцисса, мол вот они какие мы!)

       Спев свои песни, я пошёл на чтение стихов, сначала в одном кабинете – Есенина, где исполнил его знаменитые «Я спросил сегодня у менялы», и «В Хорасане есть такие двери», из цикла «персидские мотивы», ну и «Гой ты, Русь моя родная», а в другом кабинете прочёл свои стихи, это были: «Мне бы крылья к мечте прикоснуться», «Девушка в поле играет на скрипке», и стих, посвящённый С. А. Есенину – «Я сегодня вышел из тени». Прослушав меня, один из членов комиссии попросил мой номер телефона, и я с радостью дал его, пребывая в некотором смущении, но с огоньком в глазах. Звали его Жаворонков Борис Михайлович.

Другие участники фестиваля читали не менее знаменитые стихи, так, ребята из Десантного Училища читали отрывки Лермонтова, Есенина и других поэтов. Была прочитана «песня о собаке Качаловой», что переведена на 100 с лишним языков. Иностранцы её очень любили и любят до сих пор. Также из рассказов о городе я узнал, что городом-побратимом Рязани является итальянский город Alesandria, так как в годы ВОВ многие советские воины освобождали Италию, пали в боях за освобождение и похоронены на местном кладбище.

Далее все пошли в буфет, а потом мы поехали на экскурсию в Рязанский Кремль. В Буфете за обедом я познакомился с Семкиной Наталией Алексеевной, она являлась ведущим специалистом по связи с общественностью Центра региональных проектов и анализа баз данных. Она пригласила меня на творческий вечер, который состоится здесь, в Рязани, в Константиново в конце лета – начале осени. Также разговорился с Сергеем Александровичем Чиченевым из Центра Национальной Славы, а также Фонда Святого Всехвального Андрея Первозванного, приехавшего из Санкт-Петербурга. А ещё там были студенты этого вуза, с ними я поиграл на гитаре возле главного здания, скоротал время до нашего отъезда на экскурсию, в Кремль. Познакомился и с девушкой Сашей, она хорошо играет на гитаре панк-рок. Пели с ней даже «Наив» - «моё сердце не остановилось» и др. песни. Ух, там я отыгрался как мог, пел свои песни на русском, английском и испанском. Познакомился и с Юдаковым Андреем Сергеевичем, тоже студеном сего вуза, и с другими…

Кремль

Но вот подошло время садиться в автобус. Мы проезжали мимо красивых домов, очень много было старых, деревянных, с резными ставнями, много в центре сохранилось домов под 19 век. Есть и новые, но построенные с учётом старой архитектуры, и подстраивающихся под них. Большинство не деревянных домов выстроено в жёлто-белых тонах. Центр вообще радует своей историчностью. У деревьев, почти у всех, подпилены стволы, но сами они какие-то все разухабистые. С пышной зелёной кроной, торчащими зелёными ветками…Проезжали мимо памятника Евпатию Коловрату, Фисгармонии…

Вышли из автобуса, прошлись по улице Почтовой – местном Арбате. Вышли на Соборную площадь, где расположен сам Ансамбль Рязанского Кремля, а в нём дворец князя Олег, соборы: Успенский, Архангельский, Церковь Богоявления, Спасо-Преображенский, Соборная колокольня, Певческий корпус, Консисторский корпус, Гостиница Черни, Хозяйственные постройки, Солодовенные палаты, Гостиница Знати, стены и башни Спасского Мужского монастыря, Христорождественский собор, ранее Успенский (до 18 века), Глебовский мост, который ведёт к Кремлю.

Но Кремль сей не самый древний, так как Старая Рязань, основанная в 1095 году осталась в прошлом, погибшей от набегов татаро-монгольских войск Батыя в 1237 году неожиданно напавшего на Русь. 100-тысячное войско окружило Рязань, и потребовало одной десятой всего того, что было в городе, но мужественные Рязанцы отказались сдаваться, и приняли неравный бой.

Пять дней и ночей бился русский воин с Монгольской Ордой, бился без перерыва, в то время как с противной стороны приходили отдохнувшие свежие силы, вражьи воины сменяли друг друга. Рязанцы сражались храбро, но силы были не равны. Деревянный город пылал, всё боеспособное население мужское, а и женское стояло на стенах город, к которым на приступ шли войска неприятеля, шли с осадными лестницами и осадными машинами, заимствованными из покорённого Китая. В героическом подвиге своём, сражаясь с многочисленным противником, Русь всё же не смогла сдержать Орду, и разграбленная Рязань спустя пять дней пала, превратившись в пепелище.

Город, который равнялся на Новгород и Киев, вёл торговые связи с другими городами, город, в котором были развиты кузнечное, гончарное, ювелирное, плотническое искусство, судостроение – где создавались шедевры русского ювелирного искусства – чернь, зернение, филигрань, где совмещали золото с серебром, красивые наручи, мечи, зерцало, другое  оружие и доспехи, бусы, раковины каури, церковная утварь, город, где рядом на одной улице мог селиться и богатый, знатный и бедный в своих усадьбах-теремах и избах, где за Кремлём, ближе к воде и во избежание пожаров селились кузнецы и иные мастера, в делах которых требовался огонь, где из каменных зданий на тот момент были лишь церкви и соборы, всё это покрылось пеплом, легло в землю за раз сожженное, и хоть и после набегов и селились там люди, а в своём былом Величии старая Рязань так и не смогла восстановиться.

Итак, мы приехали в Кремль. Ещё издали видны были кресты Церквей и Соборов, Колокольня и белые стены – это уже не кремль, а монастырские я бы сказал стены. Подойдя поближе к колокольне мы узнали, что она была построена 3-мя разными архитекторами в разное время.

       3-х ярусное сооружение жёлто-белого цвета с колоннами и высоким, более чем 20 метров (кажется 25, это стандартная длина бассейна) остроконечным шпилем, на 3-м ярусе стоят ангелы, а сам ярус сделан из железных листов для упрочнения  всей конструкции. Колонны 1-го и 2-го яруса разные – круглые, квадратные с отличающимися орнаментами. 1-й архитектор успел построить лишь фундамент, второй – построил 2 яруса, а 3-й  - Ангелов и шпиль, если я всё правильно запомнил, то так всё и было.

       Подходим к Успенскому Собору. Этот Собор является здесь самым большим сооружением, на вид он квадратный, сложен из красного кирпича, и стоит также, как и колокольня на платформе – фундаменте, в которой раньше были арчатые своды, но их  их-за массивности здания позже решили заложить кирпичом, ещё бы – стены Собора в толщину достигают аж 2 метра! А со стороны этого и не видно, хотя глядя на него понимаешь,  что строился он добротно, на века. Возможно это из-за того, что архитектор удачно разместил в окнах кованные решетки по всем з-м рядам-этажам. По бокам Собора расположены небольшие отверстия, дающие свет на лестницу, ведущую наверх – к 5ти золочёным и голубым куполам (одна маковка золотая, стоит посередине, а другие голубые) с золотыми звёздами на них.

Историческая справка на сайте самого Кремля:  «центральный памятник Кремля – Успенский собор (1693-1699), построенный крупнейшим русским зодчим Я. Г. Бухвостовым. Собор является летним кафедральным храмом Рязанской епархии. Это грандиозное сооружение (площадь 1600 кв. м, высота 72 м) своими размерами превзошло почти все свои современные постройки. Успенский Собор – самый значительный памятник архитектуры эпохи «нарышкинского» барокко. Уникальный памятник древнерусского искусства, он является непревзойдённым образцом органичного синтеза архитектуры, скульптуры и иконописи. Шедевром, не имеющим аналогии, является резьба по белому камню порталов и наличников окон собора».

Мдя… читая это уже дома я понял, что это нужно было зреть воочию…Но Собор мы так и не посетили[2]. Касаясь внешнего вида отмечу, что бортики возле окон на каждом этаже разны, то квадратные полностью на первом этаже, то уже квадратные с переходом в спираль и наконец на третьем этаже полностью спиральновидные.

Рядом с Успенским Собором стоит Архангельский Собор – памятник древнерусской архитектуры 15-17 вв., одно из древнейших сооружений Рязанского кремля. Это бывшая княжеская домовая церковь и одновременно – усыпальница рязанских архиереев (22 захоронения), в числе которых известный религиозны и общественный деятель, сподвижник Петра великого Стефан Яворский. Собор представляет собой четырёхстопный, крестовокупольный, одноглавый храм с тремя апсидами и тремя выходами. Несмотря на значительную перестройку после разрушительного пожара 1647 года, собор сохранил типичные признаки архитектуры 15 в. В 19 в. к Собору пристроили пониженного объёма трапезную с большим порталом в псевдорусском стиле[3].

Что ещё я там узнал?

Храм этот от своей массивности ушёл на целый метр под землю, а полы внутри настилали один слой за слоем, так как были они деревянные.

Раньше возле Дворца Олега было озеро, но его закопали, а сам дворец был построен князем Олегом, памятник которому можно лицезреть в городе. Дворец Олега является памятником архитектуры 17-18 вв., это самое большое гражданское здание Кремля, имеющее площадь 2530 кв. м. Оно сооружено на участке Рязанского кремля, где до 16 в. предположительно находился княжеский двор. Красивое здание с цветными наличниками, барочным фронтом и теремными окнами не только в народе, но и в специальной литературе зовётся как «Дворец Олега». На его фронте было изображение самого известного рязанского князя – Олега Ивановича (умер 1402 )

Прямоугольное в плане каменное трехэтажное здание возводилось поэтапно: первые два этажа (архитектор Ю.К. Ершов) – в середине 17 в., третий этаж (архитектор Г.Л. Мазухин) – в конце 17 в. Позднее (1778-1780) архитектор Я. Шнейдер сделал пристройку к восточной стороне, увеличив длину здания до 95 метров. Дворец Олега – это жилые палаты рязанских архиреев. Помимо жилых палат в здании размещалась домовая церковь архиереев (западное крыло 2-го и 3-го этажей) и хозяйственные службы (1-й этаж).

       Кажется, перечислять все эти достопримечательности можно долго, но самое главное, что все они обладают своей собственной историей, притягивают к себе человеческое внимание, живя своей собственной жизнью. Прогулявшись по Кремлю, мы вышли за его пределы, где рядом с ним стояла небольшая старинная старообрядческая церковь – Церковь Святого Духа. Церковь Святого Духа — памятник архитектуры первой половины XVII в. Построена в 1642 г. известным мастером из Солигалича В. Х. Зубовым и представляет собой редкий образец двухшатрового храма. Особенностью церкви является наличие двух апсид — пример, характерный для Рязанского края. Небольшой, вытянутый в поперечном направлении четверик храма увенчан горкой живописных кокошников и двумя шатрами. В конце XVIII в. к церкви была пристроена трапезная, а в 1864 г. архитектором И. С. Стопычевым возведена трехъярусная шатровая колокольня вместо разобранной первоначально. В настоящее время в здании находится Библиотека Музея.

       Напротив неё расположен Дом для Причта. Дом Причта построен в 1910 г. Двухэтажный корпус имеет каменный первый и деревянный второй этажи. Здание оформлено скромно, без декора. Оно предназначалось для размещения различных духовных служб духовного ведомства.

Также интересно то, что «на территории Спасского монастыря располагалось одно из наиболее богатых ы многие представкладбищ Рязани, где были захороненители древних рязанских родов — духовные лица, дворяне, купцы и другие. В середине ХХ века надгробия были убраны, за исключением двух захоронений: профессора академической живописи, гравера И. П. Пожалостина (1837-1909), писательницы и художницы Софьи Хвощинской (1828-1865) — младшей из сестер Хвощинских, популярных литераторов в России XIX в. В конце 1950-х годов на территории бывшего кладбища был перезахоронен один из крупнейших русских поэтов и писателей XIX в. Я. П. Полонский (1819-1898).»[4]

Уф, лучше бы писал о своих эмоциях, а то получается как-то суховато. Зато более информативно. Итак, мы вышли из Кремля и прошлись по Валам к Набережной, возле которой расположились ещё пару Церквей. Это очень красивая Преображенская Церковь Спаса на Яру. Расположена она по адресу: г. Рязань, ул. Петрова, д. 14. Церковь Спаса на Яру, выстроенная в конце XVII века.

 

 

После революции 1917 года храм был разорен, а в 1935 году закрыт. В здании длительное время проводились занятия морской школы ДOСААФ. С 1994 г. церковь Спаса на Яру - действующий храм.

Возле церкви Спаса на Яру находится памятник великому поэту России Сергею Есенину. Памятник был открыт 2 октября 1975 года. Автор - народный художник СССР, почетный гражданин города Рязани академик А.П. Кибальников[5].

Сфотографировались и мы возле этого памятника.

 

 

Вечер Друзей и самостоятельная прогулка по городу

После дружной фотосессии Павел повёл нас всех в Клуб Кафе Старый Парк, что на газетном переулке, дом №2,  где состоялся Вечер Друзей. Представители Делегации от каждого города-участника фестиваля исполняли песни, читали стихи, презентовали видео о своём городе и его достопримечательностях. Мне выпала честь первому выступить перед всей аудиторией, за что огромная благодарность Павлу и всем кто меня слушал, я прочитал пару своих стихов из цикла «Дваждырождённые», а также спел на русском, английском и испанских песнях. Да, я презентовал свой клип для испанских песен про Майорку, на которой мне посчастливилось побывать. После меня выступали ребята и девушки с очень интересной программой, одна из девушек читала Генерал «Бродского», молодой человек исполнил стихи итальянского основателя неофутуриста на русском, в переводе. Был прочтён и Чёрный Человек С. А. Есенина.  Атмосфера была очень дружественная и тёплая, я сидел за столом, на котором уже была поставленная вкусная еда, со мной рядом сидели представителе Пензенской делегации, а также Андрей, абитуриент института имени Есенина, местный, Рязанец.

Время шло довольно быстро, и вот уже стемнело. Пора расходиться по домам. Впереди нас ждал очень интересный и насыщенный день – нам скажут, кто же стал победителем, а ещё у нас намечена поездка в село Константиново – на Родину С.А. Есенина. Выйдя из кафе, мы ещё раз прошлись по прекрасным Рязанским улицам мимо РГУ, а потом каждый пошёл своей дорогой. Я под вечер довольно таки подустал, возможно, сказывалась дневная активность – я ведь учувствовал в 3х номинациях, а ещё по дороге в автобус пел свои песни, и поэтому не спеша я пошел гулять по городу. Как же мне нравиться Рязань! Я это чувствовал, ощущал с каждым пройденным шагом!

Атмосфера летнего города пронизывала моё сознание, а приятные жёлтые дома вперемешку с деревянными, с резными ставнями ещё больше добавляли чувство восхищения к этому городу. Почему-то мне казалось, что я где-то в южном курортном городке, возможно, это потому, что рядом стояли какие-то необычайно раскоряченные толстенные деревья с широкими ветвями и обрезанным стволом, но сплошь покрытые зеленью.  Я шёл наверх, пока не увидел слева дорогу, ведущую к Кремлю, прямо на валы.

Я не спеша продвигался вперёд по уже ставшей для меня любимой Рязанской земле, поднимаясь в гору, всё выше и выше. По центру холма была видна плешь, оставленная от активных велосипедистов, которые и ночью катаются здесь, посреди древнего наследия предков. И вот я уже стою на вершине, внизу слева от меня простирается современный город, небольшие деревянные и другие дома, в которых на половину зажжен свет. А справа – старина. На переднем виду возвышается колокольня, дальше видны купола Храмов, и всё это в сказочном сиянии, купола вмещают в себе свет выплывших из ночной мглы звёзд, и яркого месяца, который смеясь, застыл как раз надо мной.

Пройдя чуть вглубь вала, я уселся на его краю, и достал флейту. Мысли ходили одна за другой. Здесь, в этих Краях Есенин родился, здесь учился, пел, сочинял первые стихи. Любил. И всегда, даже вдалеке от Родимого Края помнил о нём, и воспевал его с любовью и нежностью. Для него это и была его Русь. И под такие мысли я начал играть, глядя на всё это великолепие. На мне была косоворотка, и я, наверное, был очень похож на пастуха, присевшего отдохнуть после буднего дня. Проходили мимо туристы и местные жители. Останавливались, прислушивались. Проезжали на велосипедах, оборачивались и дальше по своему, неведомому мне маршруту. После своей трели пришли и мысли, достал дневник, записал. Наконец-то – вот и песня почти готова. А ещё позже, в поезде – сочинил и стихи. Но идеально вписать их сюда, пока мысленно я тут, на этих Валах.

СТИХ – «Майская Песня»:

Была Тёплая Майская Ночь.

Месяц ясный светил над собором,

Рядом с ним сияла звезда.

Вспомню я может когда

Склон холма, как летит по просторам

Рязанской Земли песня прочь

 

Одинокой флейты моей,

Что звучала там по пастушьи,

Призывая окутаться в сон

Все в округе дома близ церквей,

Тишину вдруг нежданно нарушив,

Но всё ж спевши с ней в унисон.

 

Где вы ратники нашей Отчизны?

- Где вы братия этих церквей,

Что хранят их столетья всебденно?

Ночь устроила прошлому тризну;

Я пою, вспоминая всё с ней

О судьбе, моей жизни бренной.

 

Хороша же на память гора,

Где следы ведут вниз к домам,

А над ними Ангелы хвалят

Место это и что сей храм

Высоченный – доступен всем нам

(для посещений и взоров, играет

Доступен для взора, играет)

 

Здесь песнь колокольную

Успенского к миру ввысь

Поднимаясь над градом

Соединив Рязань-Первопрестольную

Хором людским; улыбнись,

Друг мой, всегда рядом

 Ведь с тобой Ангел-Хранитель,

Что знает тебя наизусть,

Все твои тайны-секреты!

 

Простите меня вы простите

(Местный житель и посетитель

Случайный что этим летом)

Местный житель, что этим летом

Что на вас навожу грусть

 

По округе играя на флейте

Я, так забравшись высоко

Вниз с любовью смотря…

Жалейте меня – не жалейте

- Мне по-прежнему одиноко,

Хотя нет – ведь монастыря

 

Слышен мне клич к обедне под боком

(и я с высоты своих дней

Вспоминаю к свету жизни своей

К любимой дорогу и к Богу

-дай же всем по чуть чуть, понемногу

И не забудь про меня*[6].

Да, пожалуй на этом и остановлюсь, ведь завтра ещё один день…в Рязани!

День третий.

Канцона

Храм Твой, Господи, в небесах,
Но земля тоже Твой приют.
Расцветают липы в лесах,
И на липах птицы поют.

Точно благовест Твой, весна
По веселым идет полям,
А весною на крыльях сна
Прилетают ангелы к нам.

Если, Господи, это так,
Если праведно я пою,
Дай мне, Господи, дай мне знак,
Что я волю понял Твою.

Перед той, что сейчас грустна,
Появись, как Незримый Свет,
И на все, что спросит она,
Ослепительный дай ответ.

Ведь отрадней пения птиц,
Благодатней ангельских труб
Нам дрожанье милых ресниц
И улыбка любимых губ

Вот и сон подошёл. Доброй Вам ночи, дорогой мой читатель! Благодарю, что был со мной всё это время! Желаю наипрекраснейших сновидений!

 

 
















День Четвёртый.

Песня о Рязани

Я Сидел на валах

Ой старинных ой валах

Ну а рядом в Купалах

Отражался золотой

Ой да месяц ночью той

Отражался золотой

 

Ну а рядом я узрел

Ой я звёзд о них я пел

Обративши взор к Кремлю

Про Рязань что я люблю

Эти Земли Небосвод

И бурчанье синих вод

Шелест трав в закате дня

Перезвон Монастыря

День за Днём что славит Русь

Я Рязань – тобой горжусь

Сохранить ведь ты смогла

Русский дух, твоя молва

Разнеслась про подвиг твой

Русский воин что герой

Защищал свой отчий край

А попавши после в рай

Пел о Родине своей

Как весенний соловей

P.S. На самом деле у меня как бы получилось две песни, но можно соединить в одну, поэтому немного разделю, что бы Вы, дорогие мои читатели, смогли прочесть так, как Вам захочется.

Песня о Рязани

На Рязанщине моей

Много золотых церквей

Древнерусской старины

В эту землю влюблены

Все кто зрел её хоть раз

Оторвать не смогли глаз

От твоих полей и рек

Что прославил человек

Из Константинова села

Жизнь всегда его вела

Не простым прямым путём

Но зато сейчас поём

Его песни мы с тобой

Привезём потом домой

Образ кроткой тишины

От которой мы пьяны…

Рядом здесь войска стоят

Что на страже, знаю, бдят

Охраняют наш покой

И гордятся синевой

Их погон ведь в небесах

Покорён был ими страх

И качаясь на стропах

Каждый ловит на ветрах

Свой мотив от песни той

Что наполнен синевой

Здесь Маргелов есть герой

Он живей-живых герой

И Евпатий Коловрат

Не снимает своих лат

Чтобы дать отпор врагам

Как мощнейший ураган

Он врага за раз сметёт

И прославит свой народ

И спасёт он свой народ)

Вот так и закончилась моя поездка, с обогащением в виде новых апесен, занкомств и информации о славном городе Рязани в 2015 году, год этот не простой, год этот является годом Литературы в России, стоит напомнить и о том, что Фестиваль Есенинская Весна был посвящен в честь 120-летие со дня Рождения С.А. Есенина и 100-летие со дня основания института имени С.А. Есенина.

Слова Благодарности

Благодарю всех тех, кто организовывал этот фестиваль, мне очень понравились песни в исполнении Стефана Кобело, его любовь к нашей русской культуре, передаю привет всему Рязанскому Воздушному Десантному Командному Училищу имени Генерала Армии В.Ф. Маргелова, ребята, так держать, вы молоды! Также хочется поблагодарить Павла Квартирникова, С.А, Чичинёва, Жаворонкова Бориса Ивановича, Сёмкину Н. А., Гинзбурга Г.Б., ребят – волонтёров, всех, в том числе  Сашу и Андрея, всю делегацию из Пензы, всех тех, кто общался со мной, слушал мои пенсии и делился бесценными знаниями об истории Рязанской Земли. Желаю всем Вам счастья, здоровья, удачи и творческих успехов!

Успенский Собор

Гостиница Знати

Гостиница Черни

Дворец Олега

На фото внизу – Древнерусские украшения с старинной техникой чернения серебра, золота, зернение… Некоторая техника утеряна… особенность – редкость русского золота тех веков.

Певческий корпус

Консисторский корпус

Спасо-Преображенский Собор

Хозяйственная постройка

Солодовенные Палаты


Фундамент Солодовен

Церковь Богоявления

Церковь СвятогоДуха

Христорождественский Собор

Захоронения

Дом для Причта

Камень со стихом Есенина

Дом священника

Внутри Дома

Сени

Кухня

В комнате

Красный Угол

Крест матери поэта

Кровать и сундук, убранство

Вид из окна

Амбар – кабинет поэта

Сеновал

Конкурс Есенинская Весна

Комиссия Конкурса

 

и.о. ректора РГУ имени С.А. Есенина А.А. Зимина


·

 

А это гость из Италии – Стефан Кобелло


 

 

Руководитель сектора развития региональных связей Центра национальной славы России С.А. Чиченёв (Санкт-Питербург)


·


·


·




 












Желаю каждому обязательно съездить в этот истинно русский город, прочувствовать его атмосферу и, быть может, вдохновившись, привести домой её частичку в виде стихов, песен, рассказов, рисунков или необычной творческой энергии.

 В Добрый путь!

Содержание:

1. День первый…….…………………………………………………Н5

Отъезд из Москвы и прибытие в Рязань. Встреча с Павлом, представителем РГГУ, заселение в гостиницу. Знакомство с делегациями и окрестностями города. Сон………….……………………………………………………………………………………..…5

2. День второй…………………………………………………….НН7

Конкурс «Есенинская весна» и экскурсия в Рязанский Кремль. Самостоятельная прогулка по городу……………….………7

3. День третий………………………………………………ННН18

Подведение итогов конкурса и награждение. Поездка в село Константиново. Последний вечер в Рязани…………………………….18

4. День четвёртый…………………………………….…………НННН26

Отъезд в Москву. Песня о Рязани……………………………………26

5. Слова Благодарности……………………………………..…ННННН30

Благодарю Вас Всех За Всё!!!....................................................30

6 Фотографии ………………………….………………..... НННННН31

Моих нет, но есть не менее хорошие)……………………………31

7. Список используемой литературы…………...ННННННН87

И такой тоже нашёлся, это же история!..........................87

Путешествие в Рязань и село Константиново на Родину Есенина и участие в фестивале, полное название которого: «11 Межрегиональный фестиваль Есенинская Весна»  в честь 120-летия со дня рождения С.А. Есенина и 100-летия Вуза имени Есенина с 20 мая по 23.

День первый.

Отъезд из Москвы и прибытие в Рязань. Встреча с Павлом, представителем РГГУ, заселение в гостиницу. Знакомство с делегациями и окрестностями города. Сон.

20 мая я покинул Москву, поехав в Рязань с Казанского вокзала, сев на экспресс «Москва-Рязань», время отправления -  12.34. Билет взял по цене 445 рублей, а в 15.30 уже прибыл на станцию Рязань-1. Созвонившись с Павлом, представителем Рязанского Государственного Института им. Есенина, который должен был приехать и отвезти меня в гостиницу на заселение, я использовал своё свободное время в поисках местных сувениров. Недалеко от станции стоял ларёк с печатной продукцией, и, подойдя к нему, я обнаружил разнообразные магнитики с видом Рязанского Кремля, села Константинова, а также отличающихся друг от друга по своему внешнему виду церквей. Цены были разные, и по 120 рублей и больше, я решил не покупать до изучения цен сувениры в первой же палатки, а тут уже и Павел позвонил, говорит что подъезжает, мол, жди меня возле входа на станцию. Взяв себе обычную пол-литровую бутылку воды и карту города  за 65 рублей, я вежливо попрощался с продавщицей, и пошёл к станции.

Через некоторое время ко мне подъехала машина, и я общался с Павлом, любовался красотами города. Когда видишь что-то в первый раз – всё кажется каким-то необычным, волшебным, красивым. Так было и тогда. Мы проезжали по центру города, минули здания жёлто-белого цвета, на одном из них была написана фамилия Казакова, известного архитектора. Погода стояла Солнечная, я бы сказал летняя, жаркая, а ведь совсем вчера ещё было пасмурно, и целую неделю попеременно шел дождь. За разговором в беседе мы подъехали к Дворцу Спорта «Олимпийский», расположенного по адресу: улица Зубковой, дом 12, корпус 2, где я остановился в предоставленном мне любезно 3-х местном номере в общем номере на 5-ть мест с общим санузлом и гардеробом в коридоре. Чуть позже, уже ближе к вечеру я узнал, что соседями моими в другой комнате оказались две девушки из Пемзы.  Пообщался с ними перед сном, выяснилось, что они   приехали сюда целой делегацией в составе аж 7ми человек, представляют свой институт, одна из них здесь была в прошлом году, а за день до моего приезда они ходили смотреть Кремль.

       Какой же повод застал нас вех приехать сюда, в город Рязань?

- 120 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина, и 100 лет со дня основания Рязанского Государственного Университета имени С. А. Есенина.

После заселения мне было предоставлено время до 21 00, где мы все, прибывшие из других городов должны были встретиться на орг. сборе для уяснения завтрашней программы. Но так как я утомился в дороге, а скорее всего и до неё, то я принял душ и попытался уснуть под чтение Восточных Притч, поставив в проигрыватель аудиокнигу на ноутбуке.

Прослушав несколько десятков из них, они все были короткими, от 40 секунд до 3х минут, я, пролежал больше 2-х часов, затем решил, что пора прогуляться по городу. Узнав у соседей о том, что рядом находятся «МАГНИТ» и «ПЯТЁРОЧКА» я вышел на улицу, где ночь встретила меня во всей красе. Ещё до того, как лечь спать я смотрел на уходящее в закат Солнце, и в сознании моём пробегали самые разные мысли. Какой сегодня был замечательный Солнечный день! Как ласково встречает нас земля Рязанская! Как приветливо Солнце! И я ему очень рад.

Итак, выйдя на улицу, я решил запастись провизией, и пошёл к первому ближайшему магазину, что через дорогу от Дворца, но он был слишком скуден на ассортимент, а другой – «МАГНИТ» и вовсе закрыт. Но спасла меня «ПЯТЁРОЧКА».

Купив хлебные булочки из гречневой муки, сыр, яблоки, бананы и козинаки, я пошёл обратно, в номер, где утолив свой голод, побеседовал немного с моими соседками, а потом лёг спать. А утром нам надо было стоять у входа в гостиницу в 9 00, так как нас должен был отвезти автобус прямо в РГУ, что и произошло. 

День второй.

Конкурс «Есенинская весна» и экскурсия в Рязанский Кремль.  Вечер друзей и самостоятельная прогулка по городу.

Конкурс

Выехали мы немного позднее, так как Пенза и др. делегации немного припозднились. Собрал нас всех Павел, и передал в руки Ольге. Ехали мы минут 30 в автобусе до улицы Свободы, дом № 45, где и расположен Университет. По приезду нас на входе в главное здание передали студентам – волонтерам, где мы распределились по группам. Я пошёл с пензенской делегацией. Поднявшись на 2-й этаж прошли мимо разнообразных агитплакатов, изображавших рабочих, державших в руках ключи, и кажется, они работали за станками. Поблуждав по коридорам и поднявшись на 2-й этаж, пройдя мимо памятника – бюста Есенина, мы дошли до того самого коридора, где уже были выставлены столы, и за ними сидели волонтёры. Каждый из них отвечал за своё направление в творческом конкурсе по номинациям: художественное слово, фотоработы, живопись на Есенинские мотивы, «Наследник Есенина» и вокально-инструментальный конкурс, а также научные исследовательские работы, посвященные жизни и творчеству Есенина.

Подойдя к ним и зарегистрировавшись, я получил значок с портретом Есенина и подписанным над ним сверху названием института, бэйджик с ФИО и название феста.  А ещё я подтвердил своё участие в номинациях – чтение своих стихов, чтение стихов Есенина, конкурсе фоторабот и вокально-исполнительном сольном исполнении. В этом же коридоре были двери, которые вели в зал – одну из самых больших аудиторий, где и произошло всё действие, связанное с торжественным приветствием, отбором в номинации вокал, а спустя сутки и закрытие феста с вручением грамот и призов, дипломов и объявлением о том, кто какое место занял. Как написано на сайте РГУ, «участниками фестиваля стали более 200 талантливых молодых людей из четырёх федеральных округов, 16 регионов и городов, 36 высших и средних специальных учебных заведений России.

Среди конкурсантов – студенты и аспиранты в возрасте от 17 до 25 лет – исследователи творчества С.А. Есенина, художники, музыканты, поэты, прозаики и чтецы из Москвы, Санкт-Петербурга, Алтайского края, Республики Удмуртия, Саратова, Пензы, Тулы, Арзамаса, Коломны, Орехово-Зуево, Солнечногорска, городов Рязанской области»[1].

 «С приветственными словами к участникам также обратились руководитель сектора развития региональных связей Центра национальной славы России С.А. Чиченёв (г. Санкт-Петербург), первый заместитель министра культуры и туризма Рязанской области Марина Вячеславовна Горожанова, начальник управления Министерства образования Рязанской области Надежда Куликова, начальник отдела Министерства молодёжной политики, физической культуры и спорта Рязанской области Вячеслав Викторович Данченко, ведущий научный сотрудник Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, заслуженный работник культуры РФ Константин Петрович Воронцов. Координатор региональных проектов в области высшего и среднего образования Италии Стефано Кобелло, большой почитатель русской поэзии и творчества С.А. Есенина, не только приветствовал собравшихся, но и профессионально исполнил под собственный аккомпанемент на гитаре итальянскую народную песню».

«На следующий день участники фестиваля смогли услышать в его же прекрасном исполнении песни на стихи С. Есенина и М. Цветаевой на русском языке. Одним из самых трогательных моментов церемонии открытия фестиваля стал телефонный звонок ветерану Великой Отечественной войны, члену Союза писателей России, лауреату Всероссийской Есенинской премии Борису Ивановичу Жаворонкову, который обратился с тёплыми пожеланиями к участникам «Есенинской весны».  Участники представили свои работы в конкурсах научных работ («Творчество С.А. Есенина глазами молодых исследователей»), литературного творчества («Наследники Есенина»), художественно-изобразительного творчества («В мире есенинского образа»), музыкально-исполнительского творчества («Есенинские мотивы»), художественного чтения («Гармония есенинского слова»).

Отбор и оценку произведений, представленных на конкурсы фестиваля, проводило профессиональное жюри по каждому из пяти направлений. Председателями жюри в 2015 году стали доцент кафедры литературы РГУ имени С.А. Есенина, кандидат филологических наук А.В. Сафронов, член Союза писателей России Л.Н. Аладышева, профессор кафедры культурологии РГУ имени С.А. Есенина, доктор культурологии Е.Ю. Ежова, заслуженный работник культуры РФ Г.Б. Гинзбург, художественный руководитель Студенческого народного театра РГУ имени С.А. Есенина, заслуженный работник культуры РФ Г.Д. Кириллов.

Об истории фестиваля рассказала руководитель Есенинского научного центра и Центра региональных проектов университета, профессор Ольга Ефимовна Воронова, которая отметила, что победители конкурсных номинаций разных лет – сегодня аспиранты ведущих вузов страны, работающие над изучением различных граней есенинского наследия, и кандидаты наук, успешно защитившие диссертации». Перед началом открытия я сбегал в местный магазин канцтоваров, распечатал там фотографии для конкурса и разместив их в зале, где были выставлены работы других авторов, отправился в концертный зал».

Прослушивание было для меня одним из долгих и местами волнительных ожиданий, ведь я хотел успеть на все заявленные мной конкурсы. И в голове крутилось: что же петь? «Радоницу», «ой да кто это в ночи», «по заснеженным просторам», или «Ты знаешь что»…а может быть блеснуть испанским? Спеть «La Alegria y la tristeza» или «Fado»? Как-то неуместно петь здесь на испанском. В итоге выбрал «Радоницу», а ещё спел «По заснеженным просторам», акапелла, без гитары. А, да, перед началом торжественного открытия я переоделся, надев свою красивую, любимую и дорогую для меня косоворотку. Дорогую не сколько в плане денег, а скорее воспоминаниями, связанными с ней. Смотрелся я в ней очень колоритно, моя борода и усы в неё выглядели совсем иначе, и очень даже оправдывали себя. Выглядел добрым молодцем, что и на руку мне, окружающих мой внешний вид кажется, радовал. Во всяком случае, я ощущал на себе частые взгляды. (мысли юного нарцисса, мол вот они какие мы!)

       Спев свои песни, я пошёл на чтение стихов, сначала в одном кабинете – Есенина, где исполнил его знаменитые «Я спросил сегодня у менялы», и «В Хорасане есть такие двери», из цикла «персидские мотивы», ну и «Гой ты, Русь моя родная», а в другом кабинете прочёл свои стихи, это были: «Мне бы крылья к мечте прикоснуться», «Девушка в поле играет на скрипке», и стих, посвящённый С. А. Есенину – «Я сегодня вышел из тени». Прослушав меня, один из членов комиссии попросил мой номер телефона, и я с радостью дал его, пребывая в некотором смущении, но с огоньком в глазах. Звали его Жаворонков Борис Михайлович.

Другие участники фестиваля читали не менее знаменитые стихи, так, ребята из Десантного Училища читали отрывки Лермонтова, Есенина и других поэтов. Была прочитана «песня о собаке Качаловой», что переведена на 100 с лишним языков. Иностранцы её очень любили и любят до сих пор. Также из рассказов о городе я узнал, что городом-побратимом Рязани является итальянский город Alesandria, так как в годы ВОВ многие советские воины освобождали Италию, пали в боях за освобождение и похоронены на местном кладбище.

Далее все пошли в буфет, а потом мы поехали на экскурсию в Рязанский Кремль. В Буфете за обедом я познакомился с Семкиной Наталией Алексеевной, она являлась ведущим специалистом по связи с общественностью Центра региональных проектов и анализа баз данных. Она пригласила меня на творческий вечер, который состоится здесь, в Рязани, в Константиново в конце лета – начале осени. Также разговорился с Сергеем Александровичем Чиченевым из Центра Национальной Славы, а также Фонда Святого Всехвального Андрея Первозванного, приехавшего из Санкт-Петербурга. А ещё там были студенты этого вуза, с ними я поиграл на гитаре возле главного здания, скоротал время до нашего отъезда на экскурсию, в Кремль. Познакомился и с девушкой Сашей, она хорошо играет на гитаре панк-рок. Пели с ней даже «Наив» - «моё сердце не остановилось» и др. песни. Ух, там я отыгрался как мог, пел свои песни на русском, английском и испанском. Познакомился и с Юдаковым Андреем Сергеевичем, тоже студеном сего вуза, и с другими…

Кремль

Но вот подошло время садиться в автобус. Мы проезжали мимо красивых домов, очень много было старых, деревянных, с резными ставнями, много в центре сохранилось домов под 19 век. Есть и новые, но построенные с учётом старой архитектуры, и подстраивающихся под них. Большинство не деревянных домов выстроено в жёлто-белых тонах. Центр вообще радует своей историчностью. У деревьев, почти у всех, подпилены стволы, но сами они какие-то все разухабистые. С пышной зелёной кроной, торчащими зелёными ветками…Проезжали мимо памятника Евпатию Коловрату, Фисгармонии…

Вышли из автобуса, прошлись по улице Почтовой – местном Арбате. Вышли на Соборную площадь, где расположен сам Ансамбль Рязанского Кремля, а в нём дворец князя Олег, соборы: Успенский, Архангельский, Церковь Богоявления, Спасо-Преображенский, Соборная колокольня, Певческий корпус, Консисторский корпус, Гостиница Черни, Хозяйственные постройки, Солодовенные палаты, Гостиница Знати, стены и башни Спасского Мужского монастыря, Христорождественский собор, ранее Успенский (до 18 века), Глебовский мост, который ведёт к Кремлю.

Но Кремль сей не самый древний, так как Старая Рязань, основанная в 1095 году осталась в прошлом, погибшей от набегов татаро-монгольских войск Батыя в 1237 году неожиданно напавшего на Русь. 100-тысячное войско окружило Рязань, и потребовало одной десятой всего того, что было в городе, но мужественные Рязанцы отказались сдаваться, и приняли неравный бой.

Пять дней и ночей бился русский воин с Монгольской Ордой, бился без перерыва, в то время как с противной стороны приходили отдохнувшие свежие силы, вражьи воины сменяли друг друга. Рязанцы сражались храбро, но силы были не равны. Деревянный город пылал, всё боеспособное население мужское, а и женское стояло на стенах город, к которым на приступ шли войска неприятеля, шли с осадными лестницами и осадными машинами, заимствованными из покорённого Китая. В героическом подвиге своём, сражаясь с многочисленным противником, Русь всё же не смогла сдержать Орду, и разграбленная Рязань спустя пять дней пала, превратившись в пепелище.

Город, который равнялся на Новгород и Киев, вёл торговые связи с другими городами, город, в котором были развиты кузнечное, гончарное, ювелирное, плотническое искусство, судостроение – где создавались шедевры русского ювелирного искусства – чернь, зернение, филигрань, где совмещали золото с серебром, красивые наручи, мечи, зерцало, другое  оружие и доспехи, бусы, раковины каури, церковная утварь, город, где рядом на одной улице мог селиться и богатый, знатный и бедный в своих усадьбах-теремах и избах, где за Кремлём, ближе к воде и во избежание пожаров селились кузнецы и иные мастера, в делах которых требовался огонь, где из каменных зданий на тот момент были лишь церкви и соборы, всё это покрылось пеплом, легло в землю за раз сожженное, и хоть и после набегов и селились там люди, а в своём былом Величии старая Рязань так и не смогла восстановиться.

Итак, мы приехали в Кремль. Ещё издали видны были кресты Церквей и Соборов, Колокольня и белые стены – это уже не кремль, а монастырские я бы сказал стены. Подойдя поближе к колокольне мы узнали, что она была построена 3-мя разными архитекторами в разное время.

       3-х ярусное сооружение жёлто-белого цвета с колоннами и высоким, более чем 20 метров (кажется 25, это стандартная длина бассейна) остроконечным шпилем, на 3-м ярусе стоят ангелы, а сам ярус сделан из железных листов для упрочнения  всей конструкции. Колонны 1-го и 2-го яруса разные – круглые, квадратные с отличающимися орнаментами. 1-й архитектор успел построить лишь фундамент, второй – построил 2 яруса, а 3-й  - Ангелов и шпиль, если я всё правильно запомнил, то так всё и было.

       Подходим к Успенскому Собору. Этот Собор является здесь самым большим сооружением, на вид он квадратный, сложен из красного кирпича, и стоит также, как и колокольня на платформе – фундаменте, в которой раньше были арчатые своды, но их  их-за массивности здания позже решили заложить кирпичом, ещё бы – стены Собора в толщину достигают аж 2 метра! А со стороны этого и не видно, хотя глядя на него понимаешь,  что строился он добротно, на века. Возможно это из-за того, что архитектор удачно разместил в окнах кованные решетки по всем з-м рядам-этажам. По бокам Собора расположены небольшие отверстия, дающие свет на лестницу, ведущую наверх – к 5ти золочёным и голубым куполам (одна маковка золотая, стоит посередине, а другие голубые) с золотыми звёздами на них.

Историческая справка на сайте самого Кремля:  «центральный памятник Кремля – Успенский собор (1693-1699), построенный крупнейшим русским зодчим Я. Г. Бухвостовым. Собор является летним кафедральным храмом Рязанской епархии. Это грандиозное сооружение (площадь 1600 кв. м, высота 72 м) своими размерами превзошло почти все свои современные постройки. Успенский Собор – самый значительный памятник архитектуры эпохи «нарышкинского» барокко. Уникальный памятник древнерусского искусства, он является непревзойдённым образцом органичного синтеза архитектуры, скульптуры и иконописи. Шедевром, не имеющим аналогии, является резьба по белому камню порталов и наличников окон собора».

Мдя… читая это уже дома я понял, что это нужно было зреть воочию…Но Собор мы так и не посетили[2]. Касаясь внешнего вида отмечу, что бортики возле окон на каждом этаже разны, то квадратные полностью на первом этаже, то уже квадратные с переходом в спираль и наконец на третьем этаже полностью спиральновидные.

Рядом с Успенским Собором стоит Архангельский Собор – памятник древнерусской архитектуры 15-17 вв., одно из древнейших сооружений Рязанского кремля. Это бывшая княжеская домовая церковь и одновременно – усыпальница рязанских архиереев (22 захоронения), в числе которых известный религиозны и общественный деятель, сподвижник Петра великого Стефан Яворский. Собор представляет собой четырёхстопный, крестовокупольный, одноглавый храм с тремя апсидами и тремя выходами. Несмотря на значительную перестройку после разрушительного пожара 1647 года, собор сохранил типичные признаки архитектуры 15 в. В 19 в. к Собору пристроили пониженного объёма трапезную с большим порталом в псевдорусском стиле[3].

Что ещё я там узнал?

Храм этот от своей массивности ушёл на целый метр под землю, а полы внутри настилали один слой за слоем, так как были они деревянные.

Раньше возле Дворца Олега было озеро, но его закопали, а сам дворец был построен князем Олегом, памятник которому можно лицезреть в городе. Дворец Олега является памятником архитектуры 17-18 вв., это самое большое гражданское здание Кремля, имеющее площадь 2530 кв. м. Оно сооружено на участке Рязанского кремля, где до 16 в. предположительно находился княжеский двор. Красивое здание с цветными наличниками, барочным фронтом и теремными окнами не только в народе, но и в специальной литературе зовётся как «Дворец Олега». На его фронте было изображение самого известного рязанского князя – Олега Ивановича (умер 1402 )

Прямоугольное в плане каменное трехэтажное здание возводилось поэтапно: первые два этажа (архитектор Ю.К. Ершов) – в середине 17 в., третий этаж (архитектор Г.Л. Мазухин) – в конце 17 в. Позднее (1778-1780) архитектор Я. Шнейдер сделал пристройку к восточной стороне, увеличив длину здания до 95 метров. Дворец Олега – это жилые палаты рязанских архиреев. Помимо жилых палат в здании размещалась домовая церковь архиереев (западное крыло 2-го и 3-го этажей) и хозяйственные службы (1-й этаж).

       Кажется, перечислять все эти достопримечательности можно долго, но самое главное, что все они обладают своей собственной историей, притягивают к себе человеческое внимание, живя своей собственной жизнью. Прогулявшись по Кремлю, мы вышли за его пределы, где рядом с ним стояла небольшая старинная старообрядческая церковь – Церковь Святого Духа. Церковь Святого Духа — памятник архитектуры первой половины XVII в. Построена в 1642 г. известным мастером из Солигалича В. Х. Зубовым и представляет собой редкий образец двухшатрового храма. Особенностью церкви является наличие двух апсид — пример, характерный для Рязанского края. Небольшой, вытянутый в поперечном направлении четверик храма увенчан горкой живописных кокошников и двумя шатрами. В конце XVIII в. к церкви была пристроена трапезная, а в 1864 г. архитектором И. С. Стопычевым возведена трехъярусная шатровая колокольня вместо разобранной первоначально. В настоящее время в здании находится Библиотека Музея.

       Напротив неё расположен Дом для Причта. Дом Причта построен в 1910 г. Двухэтажный корпус имеет каменный первый и деревянный второй этажи. Здание оформлено скромно, без декора. Оно предназначалось для размещения различных духовных служб духовного ведомства.

Также интересно то, что «на территории Спасского монастыря располагалось одно из наиболее богатых ы многие представкладбищ Рязани, где были захороненители древних рязанских родов — духовные лица, дворяне, купцы и другие. В середине ХХ века надгробия были убраны, за исключением двух захоронений: профессора академической живописи, гравера И. П. Пожалостина (1837-1909), писательницы и художницы Софьи Хвощинской (1828-1865) — младшей из сестер Хвощинских, популярных литераторов в России XIX в. В конце 1950-х годов на территории бывшего кладбища был перезахоронен один из крупнейших русских поэтов и писателей XIX в. Я. П. Полонский (1819-1898).»[4]

Уф, лучше бы писал о своих эмоциях, а то получается как-то суховато. Зато более информативно. Итак, мы вышли из Кремля и прошлись по Валам к Набережной, возле которой расположились ещё пару Церквей. Это очень красивая Преображенская Церковь Спаса на Яру. Расположена она по адресу: г. Рязань, ул. Петрова, д. 14. Церковь Спаса на Яру, выстроенная в конце XVII века.

 

 

После революции 1917 года храм был разорен, а в 1935 году закрыт. В здании длительное время проводились занятия морской школы ДOСААФ. С 1994 г. церковь Спаса на Яру - действующий храм.

Возле церкви Спаса на Яру находится памятник великому поэту России Сергею Есенину. Памятник был открыт 2 октября 1975 года. Автор - народный художник СССР, почетный гражданин города Рязани академик А.П. Кибальников[5].

Сфотографировались и мы возле этого памятника.

 

 

Вечер Друзей и самостоятельная прогулка по городу

После дружной фотосессии Павел повёл нас всех в Клуб Кафе Старый Парк, что на газетном переулке, дом №2,  где состоялся Вечер Друзей. Представители Делегации от каждого города-участника фестиваля исполняли песни, читали стихи, презентовали видео о своём городе и его достопримечательностях. Мне выпала честь первому выступить перед всей аудиторией, за что огромная благодарность Павлу и всем кто меня слушал, я прочитал пару своих стихов из цикла «Дваждырождённые», а также спел на русском, английском и испанских песнях. Да, я презентовал свой клип для испанских песен про Майорку, на которой мне посчастливилось побывать. После меня выступали ребята и девушки с очень интересной программой, одна из девушек читала Генерал «Бродского», молодой человек исполнил стихи итальянского основателя неофутуриста на русском, в переводе. Был прочтён и Чёрный Человек С. А. Есенина.  Атмосфера была очень дружественная и тёплая, я сидел за столом, на котором уже была поставленная вкусная еда, со мной рядом сидели представителе Пензенской делегации, а также Андрей, абитуриент института имени Есенина, местный, Рязанец.

Время шло довольно быстро, и вот уже стемнело. Пора расходиться по домам. Впереди нас ждал очень интересный и насыщенный день – нам скажут, кто же стал победителем, а ещё у нас намечена поездка в село Константиново – на Родину С.А. Есенина. Выйдя из кафе, мы ещё раз прошлись по прекрасным Рязанским улицам мимо РГУ, а потом каждый пошёл своей дорогой. Я под вечер довольно таки подустал, возможно, сказывалась дневная активность – я ведь учувствовал в 3х номинациях, а ещё по дороге в автобус пел свои песни, и поэтому не спеша я пошел гулять по городу. Как же мне нравиться Рязань! Я это чувствовал, ощущал с каждым пройденным шагом!

Атмосфера летнего города пронизывала моё сознание, а приятные жёлтые дома вперемешку с деревянными, с резными ставнями ещё больше добавляли чувство восхищения к этому городу. Почему-то мне казалось, что я где-то в южном курортном городке, возможно, это потому, что рядом стояли какие-то необычайно раскоряченные толстенные деревья с широкими ветвями и обрезанным стволом, но сплошь покрытые зеленью.  Я шёл наверх, пока не увидел слева дорогу, ведущую к Кремлю, прямо на валы.

Я не спеша продвигался вперёд по уже ставшей для меня любимой Рязанской земле, поднимаясь в гору, всё выше и выше. По центру холма была видна плешь, оставленная от активных велосипедистов, которые и ночью катаются здесь, посреди древнего наследия предков. И вот я уже стою на вершине, внизу слева от меня простирается современный город, небольшие деревянные и другие дома, в которых на половину зажжен свет. А справа – старина. На переднем виду возвышается колокольня, дальше видны купола Храмов, и всё это в сказочном сиянии, купола вмещают в себе свет выплывших из ночной мглы звёзд, и яркого месяца, который смеясь, застыл как раз надо мной.

Пройдя чуть вглубь вала, я уселся на его краю, и достал флейту. Мысли ходили одна за другой. Здесь, в этих Краях Есенин родился, здесь учился, пел, сочинял первые стихи. Любил. И всегда, даже вдалеке от Родимого Края помнил о нём, и воспевал его с любовью и нежностью. Для него это и была его Русь. И под такие мысли я начал играть, глядя на всё это великолепие. На мне была косоворотка, и я, наверное, был очень похож на пастуха, присевшего отдохнуть после буднего дня. Проходили мимо туристы и местные жители. Останавливались, прислушивались. Проезжали на велосипедах, оборачивались и дальше по своему, неведомому мне маршруту. После своей трели пришли и мысли, достал дневник, записал. Наконец-то – вот и песня почти готова. А ещё позже, в поезде – сочинил и стихи. Но идеально вписать их сюда, пока мысленно я тут, на этих Валах.

СТИХ – «Майская Песня»:

Была Тёплая Майская Ночь.

Месяц ясный светил над собором,

Рядом с ним сияла звезда.

Вспомню я может когда

Склон холма, как летит по просторам

Рязанской Земли песня прочь

 

Одинокой флейты моей,

Что звучала там по пастушьи,

Призывая окутаться в сон

Все в округе дома близ церквей,

Тишину вдруг нежданно нарушив,

Но всё ж спевши с ней в унисон.

 

Где вы ратники нашей Отчизны?

- Где вы братия этих церквей,

Что хранят их столетья всебденно?

Ночь устроила прошлому тризну;

Я пою, вспоминая всё с ней

О судьбе, моей жизни бренной.

 

Хороша же на память гора,

Где следы ведут вниз к домам,

А над ними Ангелы хвалят

Место это и что сей храм

Высоченный – доступен всем нам

(для посещений и взоров, играет

Доступен для взора, играет)

 

Здесь песнь колокольную

Успенского к миру ввысь

Поднимаясь над градом

Соединив Рязань-Первопрестольную

Хором людским; улыбнись,

Друг мой, всегда рядом

 Ведь с тобой Ангел-Хранитель,

Что знает тебя наизусть,

Все твои тайны-секреты!

 

Простите меня вы простите

(Местный житель и посетитель

Случайный что этим летом)

Местный житель, что этим летом

Что на вас навожу грусть

 

По округе играя на флейте

Я, так забравшись высоко

Вниз с любовью смотря…

Жалейте меня – не жалейте

- Мне по-прежнему одиноко,

Хотя нет – ведь монастыря

 

Слышен мне клич к обедне под боком

(и я с высоты своих дней

Вспоминаю к свету жизни своей

К любимой дорогу и к Богу

-дай же всем по чуть чуть, понемногу

И не забудь про меня*[6].

Да, пожалуй на этом и остановлюсь, ведь завтра ещё один день…в Рязани!

День третий.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.403 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь