Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Преподобный Силуан Афонский (1866–1938).



Преподобный Силуан Афонский (1866–1938).

Напротив, Он день и ночь с полной любовью заботится о спасении людей, наставляет их с терпением и снисходительностью, благотворит им, врачует их, воскрешает мертвых, прощает людям их злобу и ожесточение, плачет об их упорстве и погибели, молится Отцу Небесному даже за Своих распинателей, прося отпустить им тягчайший грех – грех христоубийства. Жертва любви, принесенная за нас Богочеловеком, так велика, что мысль человеческая теряется, когда старается обнять и уяснить ее себе. Невозможна любовь, большая любви к нам Богочеловека, положившего душу Свою даже не за друзей, а за врагов Своих.

Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. в 1919).

Опытом дознано, что не любящий ближнего не может любить Бога, неблагодарный человекам не может быть благодарным Богу. Ограниченному, малому, ничтожному существу, каков человек, с ограниченного, малого нужно и начинать и, при Божией помощи, идти к менее ограниченному, к высшему. Ты имеешь жену, друзей, родственников? Научись прежде отдавать им должное и потом уже будешь в состоянии отдавать должное всем людям и Самому Богу.

Чтобы по достоянию чтить Богородительницу, научись прежде, как должно, почитать свою родительницу. А чтобы почитать тебе, как следует, Отца Господа Иисуса Христа, научись почитать своего отца по плоти. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10).

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).

Нельзя любить Бога, относясь плохо хотя бы к одному человеку. Это вполне понятно. Любовь с неприязнью не могут быть в одной душе: или та, или другая.

Игумен Никон (Воробьев) (1894–1963).

Вот отличительные черты Бога и человека ревнующего об уподоблении Богу: скромность, незлобие, негневливость, независтливость, благотворительность, сострадательность, непамятозлобие, добротолюбие, доброта равночестие, соблюдение пользы других, общительность, попечительность, негорделивость…

Преподобный Силуан Афонский (1866–1938).

 

Держите же так: всегда принадлежать Господу. Это многого требует: в мыслях всегда носить Господа; в сердце – всегда иметь чувство к Господу; в воле – всё делаемое делать для Господа.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).

Дух страха Божия есть воздержание от злых дел.

Преподобный Максим Исповедник († 662).

Благодарность Богу за полученные от него дары есть сосуд, в который благодать Божия полагает новые.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867).

Случилось ли с тобой хорошее – благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось ли худое – благословляй Бога, и худое прекратится. Так и Иов, быв богатым, благодарил, и, быв бедным, славословил.

Если мы за то благодарим, за что другие богохульствуют, от чего приходят в отчаяние, – смотри, какое здесь любомудрие: во-первых, ты возвеселил Бога, во-вторых, посрамил дьявола, в третьих – показал, что случившееся ничто. В то самое время, когда ты благодаришь, и Бог отъемлет печаль, и дьявол отступает.

Святитель Иоанн Златоуст († 407).

Наипаче будь благодарен в скорбях, потому что чрез них яснее ощутишь вспомоществующую благодать.

Преподобный Нил Синайский (IV–V вв.).

С внутренним действием сознания своего окаянства и смирения себя перед Богом подвигнись и на теплое воспоминание великих милостей, лично тебе явленных Богом и тем оживив в себе любовь к Нему, расположи себя к благодарению и славословию Его, и самым делом возблагодари и восславословь Его тепло из глубины души.

Когда придет тебе на ум какой добрый помысл, обратись к Богу и, сознав, что он Им послан, благодари Его.

Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809).

Благопризнательный скоро входит в любовь Божию, а неблагодарный пес, схватив хлеб, тотчас оставляет давшего.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910–2006).

Твердость веры обнаруживается не тогда, когда выслушиваешь ты льстивые речи, но когда переносишь гонения и обиды.

Как настроиться на молитву?

А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.

(Ис. 66, 2).

Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

(Мк. 11, 25).

Незлобие и милость, прощение согрешившему брату и подаяние просящему – вот два крыла молитвы. Если хочешь чего-либо просить у Бога, то прежде сам не откажи просящему у тебя. Если ищешь прощения у Христа, то прежде сам прости брату, опечалившему тебя.

Русские пословицы.

Гордость – верный знак пустого человека, раба страстей, знак души, к которой учение Христово не нашло никакого доступа.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867).

Начало гордости – конец тщеславия; средина – уничтожение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец – отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав.

Где нет света, там все мрачно; и где нет смиренномудрия, там все наши дела суетны.

Преподобный Иоанн Лествичник († 649).

Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

(Мф. 18, 3).

Простота есть неразлучная черта смирения, почему, когда нет простоты, нет и смирения. Простота не лукава, не подозрительна, не обидчива, не видит себя, никакого себе значения не придаёт, не мудрствует и прочее. Всё сие смирение означает.

Русская пословица.

Ты всё думаешь: вот пришли скорби, вот несчастья, которых нет ни у кого, вот обстоятельства, из которых нет выхода, а это Бог с любовью посмотрел на тебя, это Бог приближается к тебе.

Русская пословица.

Не всё, что замышляют люди, могут уже и сделать. Нет, но только то, что попускается им от Бога.

Преподобный Зосима Палестинский († ок. 560).

Мне очень не нравится в тебе то, что ты находишь причиною своих скорбей других людей, а не себя. Это сильное ослепление происходит от гордости, и потому ты не находишь утешения, и печали твои бывают безотрадные.

Преподобный Ор (IV век).

Будем учиться себя мысленно за все укорять и осуждать, а не других, ибо чем смиреннее, тем прибыльнее; смиренных бо любит Бог и благодать Свою на них изливает.

Русские пословицы.

Если человек любит Бога всем сердцем, всем умом и всею силою своею, то приобретает страх Господень; от страха рождаются слезы, а от слез – мужество.

Русские пословицы.

Нет ничего разорительнее многословия и зловреднее невоздержного языка, и ничто так сильно не расстраивает богатства душевного.

Русская пословица.

Я, еще будучи студентом, спросил однажды моего духовного отца и наставника:

– Как нужно относиться к человеку вообще?

Он, нимало не затрудняясь и не задумываясь, ответил мне, как что-то ему совершенно известное:

– С благоговением!

Я поразился такому ответу, как небывалому. Но он мне объяснил религиозный смысл и повод к нему: всякий человек есть ведь образ Божий; а Богу и иконам мы поклоняемся с благоговением…

Митрополит Вениамин (Федченков) (1880–1961).

Чти всех, как образы Божии, всем благожелай и благодетельствуй по силе, пред всеми смиряйся и всем угождай в пределах добра, радуйся с радующимися и соскорби скорбящим, никого не осуждай и не уничижай, даже в мысли и чувстве, от ищущих у тебя совета и вразумления не скрывай истины, когда знаешь, сам же в учители никому не навязывайся, паче же всего блюди мир и согласие со всеми, с готовностию на всякие для того с своей стороны жертвы, и всевозможно избегай соблазнить кого.

Русская пословица.

хотя случится потерпеть какое огорчение, в душе боголюбивой, состоящей под воздействием Божиим, союз любви не пресекается.

Как обращаться с людьми?

Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.

(Рим. 15, 2).

Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

(Гал. 6, 10).

Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

(Еф. 4, 32).

Встречай не с лестью, а с честью!

Русская пословица.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собой, чтоб тебе не иметь недостатка в любви.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867).

С каждым человеком обращайся так прямодушно и искренно, как с Самим Сердцеведцем – Богом. Говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу (Еф. 4, 25).

Если идешь к кому-либо по какому делу или в гости – иди с духом смирения и любви, но отнюдь не с духом неприязни и гордости. В первом случае тебя встретят с лицом веселым, в последнем – неблагорасположением. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2; Мк. 4, 24). Души чуют друг друга. Тверди, идучи к другому, в сердце заповедь Божию: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39).

Авва Лонгин.

При высокоумии и душевных страстях нельзя избирать уединенное житие.

Русские пословицы.

Чтобы один человек сказал другому, что ему нужно делать, слышащий должен быть смиренным, а говорящий – в десять раз смиреннее его, и, кроме этого, он сам должен стараться применять в своей жизни то, чему учит другого.

Авва Нестерой.

Надобно прежде всего самому очиститься, потом уже других очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать.

Русская пословица.

Добродетельная жизнь без наставления словом более наставляет, нежели наставление словом, которому не соответствует жизнь.

Русские пословицы.

Никого не должно осуждать и судить, также и хвалить бессмысленно; ибо не знаем, что у кого в сердце кроется, и часто безумно называем того злым, кто внутри и на самом деле добр, и того добрым, кто внутри зол, и так судьями неправедными бываем.

Русские пословицы.

Ум, стяжавший духовную любовь, ничего такого не думает о ближнем, что не приличествует любви.

Отчего мы осуждаем других?

Свои грехи за собой, чужие перед собой.

У злой Натальи все люди канальи.

У кого желчь во рту – тому все горько.

Русские пословицы.

Имеющий злое сокровище злое и помышляет.

Ум, движимый любовью к ближнему, непрестанно доброе о нем помышляет (1 Кор. 13, 5); движимый же противным тому, предполагает в нем худое.

Русские пословицы.

Знай, судья, что сам будешь судим, и – меньше согрешишь.

Конфликты

Отчего люди ссорятся?

Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?

(Иак. 4, 1).

В братолюбии изнемогаешь ты оттого, что принимаешь помыслы подозрения на ближнего и веришь своему сердцу; это случается с тобой также и потому, что ты не хочешь ничего потерпеть против твоей воли.

Преподобный Дорофей Палестинский († 620).

Самолюбие и плотское мудрование – вот причины, разъединяющие и ожесточающие людей, натравливающие их друг на друга.

Любовь между друзьями разрушается, если завидуешь или делаешься предметом зависти, если причиняешь или терпишь урон, если бесчестишь или терпишь бесчестие, и наконец, если питаешь и держишь подозрительные на брата мысли.

Не будь самоугодник, не будешь и братоненавистником.

Преподобный Максим Исповедник († 662).

Ничто не бывает столько причиною вражды и раздора, как любовь к настоящим благам, пристрастие или к славе, или к богатству, или к удовольствиям… Для того Христос и повелевает нам быть овцами среди волков, чтобы ты не говорил: я потерпел то и то, и оттого ожесточился. Хотя бы ты потерпел бесчисленное множество обид, продолжай быть овцой и победишь волков… Потому что нет ничего могущественнее кротости, ничего – сильнее долготерпения.

Святитель Иоанн Златоуст († 407).

Все мысли, чувства и расположения сердца, клонящегося к разрушению любви и к насаждению вражды, – от дьявола; напиши это на сердце своем и всячески держись любви.

Замечай, всегда из-за чего-нибудь плотского возбуждает он нелюбовь, а этим ясно себя изобличает.

Земное всё, все снеди, одежды, деньги сочтем за сор и не станем из-за сору прогневлять Господа, угрызая друг друга, враждуя друг на друга. Господа ли продадим за снеди, деньги?

Русские пословицы.

Чада мои! Нет нечестия, которое было бы выше того нечестия, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним.

В чем причина гнева?

Невозможно кому-либо разгневаться, если сердце его сперва не вознесется над ним, если он не уничижит его, и не сочтет себя высшим его.

Преподобный Дорофей Палестинский († 620).

Страсть эта крепится, поддерживается и делается непреодолимою от гордости.

Русская пословица.

Никто не хочет быть ненавидимым врагами – и сам не должен их ненавидеть.

Русская пословица.

Кроткий, принимая на себя все удары, остается твердым; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордыней, в уничижении радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в мире.

Как удержаться от гнева?

Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.

(Притч. 29, 11).

Мстительный получит отмщение от Господа, Который не забудет грехов его.

(Сир. 28, 1).

Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.

(1 Петр. 3, 9).

Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.

(1 Фес. 5, 15).

Язык держи, а сердце в кулак сожми.

Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.

Сила молчит, слабость кричит.

Господин гневу своему – господин всему.

Русские пословицы.

Каким образом можно не приходить в гнев? Если всегда будешь в той мысли, что ты пред очами Зрителя-Бога и близ тебя сущего Бога.

Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого и не думай, чтоб другой какой человек был многим ниже тебя по достоинству. В таком случае наносимые нам бесчестия никогда не приведут нас в раздражение.

Русские пословицы.

Лучше печаль того, кто неправедно терпит, нежели радость того, кто неправедно действует.

Вас оклеветали

Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!

(Лк. 6, 26)

Небыль, как вода, а быль, как смола.

Правда суда не боится.

Всё минется, одна правда останется.

Русские пословицы.

Худые слова лучше всего опровергать хорошими делами.

Не можете простить обиду

Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения; к подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих; сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его?

(Сир. 28, 2–5).

Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

(Мф. 6, 14–15).

Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

(Рим. 12, 17–19).

Тому тяжело, кто помнит зло.

Вою, вою, а Господь с тобою.

Русские пословицы.

Малодушен не переносящий обид, малодушен не переносящий искушений; он именно и есть посеянный на камне.

Святитель Иоанн Златоуст († 407).

То самое, что ты страдаешь, есть признак, что душа твоя больна.

Должен ты благодарен быть брату за то, что чрез него узнал ты ход болезни своей, и то, что ты от него потерпел, с любовью принять, как целительное врачевство, посланное от Самого Господа Иисуса. Если же ты не только не благодаришь, но оскорбляешься, восстаешь против, жалуешься и сплетаешь замыслы против него, то ты чрез то говоришь как бы Господу Иисусу: «не хочу быть уврачеван Тобою; не хочу принимать врачевства Твои; хочу изгнить в ранах моих, хочу быть послушен бесам»…

Преподобный Зосима Палестинский († ок. 560).

Терпя самое великое злословие или тяжкую обиду, не будь злопамятен, но благословляй, ибо кто памятозлобствует на демонов, тот не злопамятен на людей, но с демонами заключает мир, кто памятозлобствует на брата.

Если чем обижен, прибегай к терпению, и вред перейдёт на обидевших.

Священник Дионисий.

Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тотчас же приносит за себя награду в сердце. На первый взгляд тебе покажется, что прощение унизит, посрамит тебя и возвысит твоего недруга. Но не так в действительности. Ты не примирился, и, по-видимому, высоко поставил себя, – а, смотри, в сердце свое ты положил гнетущий, тяжелый камень, дал пищу для душевного страдания и наоборот: ты простил и как бы унизил себя, но зато облегчил свое сердце, внес в него отраду и утешение.

Ущерб от обиды при нашем себялюбии представляется нам слишком большим. А между тем в минуты обидчивости нам следовало бы живо воспроизводить в памяти, что дает нам всепрощение. Плоды его несравненно ценнее самых великих потерь, какие только может получить человек от обид… В притче евангельской наши грехи против Бога оценены тмою талантов, а грехи других против нас сотней динариев (Мф. 18, 23–36). Это все равно, что грехи наши против Бога – тысячи, а грехи других против нас – копейки. И вот, прощая других, мы получаем прощение у Бога, или иначе на копейку мы приобретаем тысячу рублей.

Добрые дела

Доброму человеку – что день, то и праздник.

Русские пословицы.

Если мы что помышляем и делаем ради Бога и во славу Божию, то сие не вводит нас в уныние, но исполняет неизреченной радостью, всё сердце обвеселяющей и все чувства сладко погружающей в тишину премирную.

В чем корни жестокосердия?

Жестокосердие рождается иногда от насыщения; иногда от бесчувствия; а иногда от пристрастия. Пристрастие же опять иногда от блуда, иногда от сребролюбия, иногда от объядения, иногда от тщеславия, и от многих других причин.

Преподобный Иоанн Лествичник († 649).

Из-за чего мы делаемся жестокосердными к бедным и даже к своим родственникам? – не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и проч.?

Кто не щедро дает нищим (имея возможность такую), тот нетверд в уповании на Бога.

Преподобный Силуан Афонский (1866–1938).

Напротив, Он день и ночь с полной любовью заботится о спасении людей, наставляет их с терпением и снисходительностью, благотворит им, врачует их, воскрешает мертвых, прощает людям их злобу и ожесточение, плачет об их упорстве и погибели, молится Отцу Небесному даже за Своих распинателей, прося отпустить им тягчайший грех – грех христоубийства. Жертва любви, принесенная за нас Богочеловеком, так велика, что мысль человеческая теряется, когда старается обнять и уяснить ее себе. Невозможна любовь, большая любви к нам Богочеловека, положившего душу Свою даже не за друзей, а за врагов Своих.

Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. в 1919).

Опытом дознано, что не любящий ближнего не может любить Бога, неблагодарный человекам не может быть благодарным Богу. Ограниченному, малому, ничтожному существу, каков человек, с ограниченного, малого нужно и начинать и, при Божией помощи, идти к менее ограниченному, к высшему. Ты имеешь жену, друзей, родственников? Научись прежде отдавать им должное и потом уже будешь в состоянии отдавать должное всем людям и Самому Богу.

Чтобы по достоянию чтить Богородительницу, научись прежде, как должно, почитать свою родительницу. А чтобы почитать тебе, как следует, Отца Господа Иисуса Христа, научись почитать своего отца по плоти. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь