Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Перед этим сонмом уходящихСтр 1 из 6Следующая ⇒
Исследовательская работа «Художественное своеобразие поэзии
План. 1. Вступление. стр. 2 2. Своеобразие поэтики С. Есенина. 2.1 Красота и богатство лирики Есенина. 2.1.1. Особенности художественного стиля. стр. 3 2.1.2. Особенности метафоры в поэзии Есенина. стр. 4 2.1.3 Поэтическая лексика. стр. 5 2.1.4. Поэтическая техника С. Есенина. стр. 5 2.1.5. Луна в поэзии Есенина. стр. 6 2. 1.6. Образы животных в поэзии С. Есенина. стр.8 3.1 Ведущие темы поэзии. 3.1.1. Тема деревни. стр. 9 3.1.2 Тема родины в лирике Есенина. стр. 10 3.1.3. Тема любви. стр. 11 4. Заключение. стр. 12 5. Библиография. стр. 13 Вступление. В 1914 году в журнале “Мирок” за подписью “Аристон” было впервые напечатано стихотворение Есенина “Берёза”. Мог ли тогда, в 1914 году, кто-либо предположить, что в лице неизвестного автора, скрывавшегося под псевдонимом Аристон, в русскую поэзию ХХ века пришёл человек, которому суждено было стать достойным преемником пушкинской славы. Вслед за “Берёзой” появляются в печати “удивительно сердечные” и “размашистые” стихи Сергея Есенина. Милые берёзовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих И не в силах скрыть тоски. Поэзия Есенина, удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви “ко всему живому в мире”. Казалось бы, о творчестве Есенина уже всё сказано[ См. библиографию в конце работы.]. И всё - таки каждый человек, открывая томик его стихов, открывает своего Есенина. Я Есенина люблю с детства. Когда я была совсем маленькой, мама читала мне по вечерам стихотворение “Берёза”. Хотя я и не знала, кому принадлежит это творение, но уже с детства меня завораживали эти чудные строки. Вряд ли можно о Есенине, как о Пушкине, сказать “Это - наше всё”. Но в то же время нет в России такого человека, который не знает хотя бы немного строк из стихов Есенина. Чем же он своеобразен, оригинален? В 11 классе, изучая литературу ХХ века, я познакомилась с творчеством многих поэтов-современников Есенина, поэтов, живущих и творивших после него. Тогда-то мы и задумались, где истоки творчества всенародно любимого поэта, есть ли у него последователи. Итак, тема работы: «Художественное своеобразие поэзии С. Есенина» . Цель работы: Выявить своеобразие поэтики С. Есенина. Задачи: · Выявить особенности художественного стиля и поэтической техники. · Рассмотреть основные темы творчества поэта. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: · аналитический; · сопоставительный; · сравнительный Работая над исследованием, мы обратились к литературоведческим материалам В. Ф. Ходасевича, П. Ф. Юшина, В. И. Эрлиха, В. И. Гусева. Основополагающей в нашей работе стала книга В. Ф. Ходасевича “Некрополь”. В этой книге собраны воспоминания о некоторых писателях недавнего прошлого, в том числе и о С. Есенине.
Часть 2. Своеобразие поэтики С. Есенина. Красота и богатство лирики Есенина. 2.1.1. Особенности художественного стиля. Лирика Есенина очень красива и богата. Поэт использует различные художественные средства и приёмы. Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха душистая", "рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани", "во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей"). Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народных песнях, играют повторы. Они используются для передачи душевного состояния человека, для создания ритмического рисунка. Есенин употребляет повторы с перестановкой слов: С моей душой стряслась беда, Конкретность и отчётливость поэтического видения выражается самой обиходной бытовой лексикой, словарь прост, в нём отсутствует книжные и тем более абстрактные слова и выражения. Этим языком пользовались односельчане и земляки, и в нём вне всякой религиозной окраски встречаются религиозные слова, которые поэт использует для выражения своих сугубо светских идей. В стихотворении “Дымом половодье…” стога сравниваются с церквями, а заунывное пение глухарки с зовом ко всенощной. И тем не менее не следует видеть в этом религиозность поэта. Он далёк от неё и рисует картину родного края, забытого и заброшенного, залитого половодьем, отрезанного от большого мира, оставленного наедине с унылым жёлтым месяцем, тусклый свет которого освещает стога, и они, как церкви, у прясел окружают село. Но, в отличие от церквей, стога безмолвны, и за них глухарка заунывным и невесёлым пением зовёт ко всенощной в тишину болот. Видна ещё роща, которая “синим мраком кроет голытьбу”. Вот и вся неброская, нерадостная картина, созданная поэтом, всё, что он увидел в родном затопленном и покрытом синим мраком крае, лишённом радости людей, за которых, право, не грех и помолиться. И этот мотив сожаления о бедности и обездоленности родного края пройдёт через раннее творчество поэта, а способы выражения этого глубокого социального мотива в картинах природы, казалось бы, нейтральных к социальным сторонам жизни, будут всё больше совершенствоваться параллельно с развитием словарного запаса поэта. В стихотворениях “Подражание песне”, “Под венком лесной ромашки”, “Хороша была Танюша…”, “Заиграй, сыграй, тальяночка…”, особенно заметно тяготение поэта к форме и мотивам устного народного творчества. Поэтому в них немало традиционно - фольклорных выражений типа: “лиходейская разлука”, как “коварная свекровь”, “залюбуюсь, загляжусь ли”, “в терем тёмный”, коса - “душегубка-змея”, “парень синеглазый”. 2.1.4. Поэтическая техника С. Есенина. Лирический талант Сергея Есенина заметен и в оформлении строк, строф и отдельных стихотворений, в так называемой поэтической технике. Отметим прежде всего словесное своеобразие поэта: радость и горе, буйство и печаль, наполняющие его стихи, он выражает многословно, добиваясь выразительности в каждом слове, в каждой строке. Поэтому обычный размер лучших его лирических стихотворений редко превышает двадцать строк, которых ему достаточно для воплощения подчас сложных и глубоких переживаний или создания законченной и яркой картины. Несколько примеров: Не дали матери сына, Первая радость не впрок. И на колу под осиной Шкуру трепал ветерок. Две последние строки не только поясняют первые, имеющееся в них метонимическое уподобление содержит целую картину, характерную для сельской жизни. Шкура на колу - знак совершённого убийства, остающегося за пределами стихотворения. Месяц рогом облако бодает, В голубой купается пыли. В голубой купается пыли. 2.1.5. Луна в поэзии Есенина. Есенин - едва ли не самый лунный поэт в русской литературе. Самый распространённый образ стихотворной атрибутики луна, месяц упоминаются в 351 его произведении более чем 140 раз. Лунный спектр у Есенина очень разнообразен и может быть подразделён на две группы. Первая: белый, серебряный, жемчужный, бледный. Здесь собраны традиционные цвета луны, хотя поэзия как раз там и получается, где традиционное преобразуется в необычное. Во вторую группу, кроме жёлтого, входят: алый, червонный, рыжий, золотой, лимонный, янтарный, синий. Чаще всего луна или месяц у Есенина - жёлтый. Затем идут: золотой, белый, рыжий, серебряный, лимонный, янтарный, алый, червонный, бледный, синий. Жемчужный цвет употребляется лишь однажды: Не сестра месяца из тёмного болота В жемчуге кокошник в небо запрокинула,- Ой, как выходила Марфа за ворота… Очень характерный для Есенина приём - в смысле его нехарактерности: поэт употребляет чистые, естественные краски, традиционные для древнерусской живописи. Красной луны у Есенина вообще нет. Может быть, только в “Поэме о 36”: Месяц широк и ал… Есенинская луна всегда в движении. Это не известковый шар, вознесённый в небо и навешивающий сонную одурь на мир, а обязательно живое, одухотворённоё: Дорога довольно хорошая, Приятная хладная звень. Луна золотою порошею Осыпала даль деревень.
Сложная метафоричность, которой не избегает Есенин, не может быть отнесена к некому поэтическому экзотизму. “Речь наша есть тот песок, в котором затерялась маленькая жемчужина, - писал Есенин в статье “Отчее слово”. Многообразная луна Есенина оказывается жёстко подчинённой традиционно - фольклорной образности, от которой столь же зависит, как её небесный двойник - от Земли. Но вместе с тем: как реальная луна управляет приливами земных морей и океанов, так изучение есенинской лунной метафорики позволяет увидеть в кажущейся от повторяемости простоте народных образов концентрат ”весьма длинных и сложных определений мысли” ( Есенин). В беловом автографе “Черного человека” автором зачеркнута строфа: Но лишь только от месяца Брызнет серебряный свет, Мне другое синеет, Другое в тумане чудится. Если мир и не познаваем в слове, то от живописания словом ему не уйти.[ Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. - 2-е издание.- СПб. 2004.- 496с.] Есенин часто употребляет слова с уменьшительными суффиксами. Употребляет он и старые русские слова, сказочные названия: выть, свей и др. Интересна и цветовая гамма Есенина. Он чаще всего употребляет три цвета: синий, золотой и красный. И эти цвета тоже символичны. Синий -- стремление к небу, к невозможному, к прекрасному: Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Золотой -- изначальный цвет, из которого всё появилось и в котором всё исчезает: «Звени, звени, златая Русь». Красный -- цвет любви, страсти: О, верю, верю, счастье есть! Еще и солнце не погасло. Заря молитвенником красным Пророчит благостную весть... Часто Есенин, используя богатый опыт народной поэзии, прибегает к приему олицетворения: Черемуха у него "спит в белой накидке", вербы -- плачут, тополя -- шепчут, "пригорюнились девушки-ели", "словно белой косынкой повязалась сосна", "плачет метель, как цыганская скрипка" и т. д.
2. 1.6. Образы животных в поэзии С. Есенина.
В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе " нового времени " , в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек "проверяется на человечность" отношением к животному. В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив " кровного родства " с животным миром, он называет их "братьями меньшими". Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве Покосившая избенка, Плач овцы, и вдали на ветру Машет тощим хвостом лошаденка, О Русь - малиновое поле И синь, упавшая в реку,- Люблю до радости и боли Твою озёрную тоску. Есенин умеет почувствовать в самой тоске родимой стороны веселость, в дремлющей Руси - накопление богатырских сил. Его сердце отзывается на девичий смех, на пляску у костров, тальянку ребят. Можно, конечно, уставиться в “ухабины”, “кочки и впадины” родной деревни, а можно увидеть “как синеют кругом небеса”. Есенин усваивает светлый, оптимистический взгляд на судьбу своего Отечества. Поэтому так часто в его стихах звучат лирические признания, обращенные к Руси: Но люблю тебя, родина кроткая! А за что разгадать не могу. ……………………………. Слухают ракиты Посвист ветряной… Край ты мой забытый, Край ты мой родной. Можно по стихам Есенина восстановить его ранние мужицко - религиозные тенденции. Выйдет, что миссия крестьянина божественна, ибо крестьянин как бы сопричастен творчеству Божию. Бог - отец. Земля - мать. Сын - урожай. Россия для Есенина - Русь, та плодородящая земля, родина, на которой работали его прадеды и сейчас работают его дед и отец. Отсюда простейшее отождествление: если земля - корова, то признаки этого понятия могут быть перенесены на понятие родина.[ В.Ф. Ходасевич. Некрополь: Воспоминания.- М.: Советский писатель, 1991.- 192с..] Образ страны Есенина невозможно представить без таких всем нам знакомых примет, как “синий плат небес”, “солончаковая тоска”, “извёстка колоколен” и “берёза - свечка”, а в зрелые годы - “костёр рябины красной” и “низкий дом”, “в залихватском степном разгоне колокольчик хохочет до слёз”. Трудно представить себе Россию Есенина и без такой картины: Синее небо, цветная дуга. Тихо степные бегут берега, Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею. “ Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине, - признавался поэт. - чувство Родины - основное в моём творчестве”. Поэтизация родной природы средней полосы России, такая постоянная в поэзии Есенина, была выражением чувства любви к родной земле. Когда читаешь такие ранние стихотворения, как “Cыплет черёмуха снегом …”, “Край любимый! Сердцу снятся…”, когда будто наяву видишь поля с их “малиновой ширью”, синь озёр и рек, баюкающий “мохнатый лес” с его “стозвоном сосняка”, “тропу деревень” с “придорожными травами”, нежные русские берёзы с их радостным приветом, поневоле сердце, как и у автора, “васильками светится”, и “горит в нем бирюза”. Начинаешь по-особому трепетно любить этот “край родимый”, “страну березового ситца”. В бурные революционные времена поэт говорит уже о “воспрянувшей Руси”, грозной стране. Она видится теперь Есенину огромной птицей, приготовившейся к дальнейшему полёту ( “О Русь, взмахни крыльями”), обретающей “иную крепь”, счищающей с себя старый чёрный дёготь. Появляющийся у поэта образ Христа символизирует и образ прозрения, и одновременно новые муки и страдания. Есенин с отчаянием записывает: “Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал”. И поэт мучительно переживает крах своих иллюзий. Тем не менее, в “Исповеди хулигана” он вновь повторяет: Я люблю Родину. Я очень люблю Родину! В стихотворении “Русь уходящая” Есенин уже определённо говорит о том старом, что умирает и с неизбежностью остаётся в прошлом. Поэт видит людей, уверовавших в будущее. Пусть робко и с опаской, но “они о новой жизни говорят”. Автор всматривается в кипение изменившейся жизни, в “новый свет”, который горит ”другого поколения у хижин”. Поэт не только удивляется , но и хочет вобрать в сердце эту новь. Правда, и теперь в стихотворения он вносит оговорку: Приемлю всё. Как есть всё принимаю. Писать о любви Есенин начал в позднем периоде своего творчества (до этого времени он редко писал на эту тему). Есенинская любовная лирика очень эмоциональна, экспрессивна, мелодична, в центре её - сложные перипетии любовных отношений и незабываемый образ женщины. Поэт сумел преодолеть тот налёт натурализма и богемности, который был свойственен ему в имажинистский период, освободился от вульгаризмов и бранной лексики, которая иногда звучала диссонансом в его стихах о любви, резко сократил разрыв между грубой реальностью и идеалом, который чувствовался в отдельных лирических произведениях. Стихотворения, вошедшие в этот цикл, во многом противоречат тем строкам о любви, которые звучали в сборнике “Москва кабацкая”. Об этом свидетельствует уже первое стихотворение этого цикла - “Улеглась моя былая рана”. В “Персидских мотивах” нарисован идеальный мир красоты и гармонии, который, при всей своей очевидной патриархальности, лишён грубой прозы и катастрофичности. Поэтому для отражения этого прекрасного царства мечты, покоя и любви лирический герой этого цикла трогателен и мягок. Заключение. Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими Пригоршнями сокровищ его души. А. Н. Толстой. Слова А. Н. Толстого о Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегося русского поэта ХХ века. И сам Есенин признавался, что хотел бы “всю душу выплеснуть в слова”. “Половодье чувств”, затопившее его поэзию не может не вызывать ответного душевного волнения и сопереживания. Есенин - это Россия. Его стихи - это разговоры о Руси, её прошлом, настоящем и будущем. И, конечно же, время определило значение есенинской поэзии, народной по своей сути. В её центре - великие противоречия нашей эпохи, и прежде всего - национальная трагедия русского народа, раскол между народом и властью, властью и личностью, её сиротство и трагическая судьба. Эти черты в характере русского народа, в русской душе и вошли в характер лирического героя С. Есенина. Есенин - пример для таких поэтов, как Н. Рубцов. К счастью для нас и особенно для будущего русской культуры, наши поэты ХХ века смогли сохранить и донести до нас и до грядущих поколений живую музу русской поэзии. Да, у каждого из них она своя, но есть в ней то, что роднит всех и о чём хорошо сказал А. Передреев в стихотворении “Памяти поэта”: Тебе твой дар простором этим дан, И ты служил земле его и небу, И никому в угоду иль потребу Не бил в пустой и бедный барабан. Ты помнил тех, далёких, но живых, Ты победил косноязычье мира, И в наши дни ты поднял лиру их, Хоть тяжела классическая лира! Таким образом, целью работы являлось выявление своеобразия поэтики С. Есенина. Для этого решались следующие задачи: выявление особенностей художественного стиля и поэтической техники С. Есенина. Как результат: для Есенина характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. приём олицетворения Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обращения к природе. Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. Рассмотрение основных тем творчества. В результате исследования были сделан вывод, что основными темами творчества Есенина являлись тема деревни, родины и любви. Было определено, что поэзия Сергея Есенина и фольклор имеют очень тесную связь, а также следует сказать о мощном воздействии на Есенина древнерусской литературы и иконописи. Практическая направленность видится в возможности использования на уроках литературы.
Библиография 1. Есенин С.А. Собр. соч.: в 3 т. Т. 1, 3. М., 1977 2. Гоголь Н. В. Собр. соч.: в 8 т. Т.1, 7. М., 1984. 3. Рубцов Н.: Время, наследие, судьба: Литературно - художественный альманах. 1994. 4.Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты.- М.: Мегатрон, 1997. - 88с.. 5. Гусев В. И. Неочевидное: Есенин и советская поэзия. М., 1986. С.575 6. Жизнь Есенина: рассказывают современники. М., 1988. 7. Лазарев В. Долгая память // Поэзия российских деревень, М., 1982, с. 6, /140/. 8. Литература в школе. Научно - методический журнал. М., 1996. 9. Прокушев Ю. Л.: Жизнь и творчество Сергея Есенина. М.: Дет. Лит., 1984.- 32с.. 10. Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. - 2-е издание.- СПб. 2004.- 496с. 11. В.Ф. Ходасевич. Некрополь: Воспоминания.- М.: Советский писатель, 1991.- 192с. 12. Эрлих В.И. Право на песнь // С.А.Есенин в воспоминаниях современников: в 2 т. Т.2. М., 1986.. 13. П.Ф. Юшин. Поэзия Сергея Есенина 1910-1923 годов. М., 1966.- 317с..
Исследовательская работа «Художественное своеобразие поэзии
План. 1. Вступление. стр. 2 2. Своеобразие поэтики С. Есенина. 2.1 Красота и богатство лирики Есенина. 2.1.1. Особенности художественного стиля. стр. 3 2.1.2. Особенности метафоры в поэзии Есенина. стр. 4 2.1.3 Поэтическая лексика. стр. 5 2.1.4. Поэтическая техника С. Есенина. стр. 5 2.1.5. Луна в поэзии Есенина. стр. 6 2. 1.6. Образы животных в поэзии С. Есенина. стр.8 3.1 Ведущие темы поэзии. 3.1.1. Тема деревни. стр. 9 3.1.2 Тема родины в лирике Есенина. стр. 10 3.1.3. Тема любви. стр. 11 4. Заключение. стр. 12 5. Библиография. стр. 13 Вступление. В 1914 году в журнале “Мирок” за подписью “Аристон” было впервые напечатано стихотворение Есенина “Берёза”. Мог ли тогда, в 1914 году, кто-либо предположить, что в лице неизвестного автора, скрывавшегося под псевдонимом Аристон, в русскую поэзию ХХ века пришёл человек, которому суждено было стать достойным преемником пушкинской славы. Вслед за “Берёзой” появляются в печати “удивительно сердечные” и “размашистые” стихи Сергея Есенина. Милые берёзовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы