Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СВЯТОГОР (БОГАТЫРЬ-ВЕЛИКАН)



Один из самых загадочных и до конца не изученных образов русской былины – богатырь Святогор представляет собой нечто среднее между мифическим существом и героем в человеческом обличье. Святогор – потомок древних русских былин, богатырь-великан, которого не способна выдержать матушка-земля, поэтому он вынужден всю жизнь быть на Святых горах, в честь которых и получил он свое имя.

КАКОВА СУДЬБА ГЕРОЯ

Святогор упоминается во многих былинах, сюжет которых дошел до нас только во фрагментах. Неизвестна до конца причина его кончины, сказители четко определяют его в качестве переходного звена между новыми богатырями и старыми. Огромный рост Святогора, его непомерная сила в новом веке, когда нужно обороняться от захватчиков татаро-монгольского ига, оказываются бесполезными. Его не способна выдержать земля и на всю жизнь ему только и остается, что в одиночестве доживать свой век.

Интересен и вид трагической гибели, который выбрали для него сказители. По одной из легенд Святогор становится жертвой собственной же силы. Однажды, проезжая на коне, он видит суму. Решает ее поднять, но ничего не выходит, тогда Святогор слезает с коня, пытается вновь поднять загадочную суму и погрязает в земле, так и не достав находку. По все той же легенде, в сумме была сокрыта вся мощь русской земли, вся ее сила. Богатырь хотел переместить ее, поднять, а нужно было лишь облагородить и обработать.

Вторая легенда рассказывает о предначертанной гибели Святогора и о крышке гроба, которую ему не удалось поднять над собой. Последним, кто видел богатыря перед смертью, был Илья Муромец. Он, по задумке великана, должен был получить силу богатыря себе. Однако Илья Муромец отказался от всей силы, тем самым окончательно разорвал связь между древними природными (языческими) силами и православными русскими.


ЧТО ОЗНАЧАЕТ СИМВОЛ СВЯТОГОРА

Многие исследователи отмечают схожесть образа Святогора с самой русской землей. Сильный, крепкий, такой, что даже силами ему не с кем помериться – настоящий прототип крепкого народа, который всех побеждает. В Святогоре сказители заключили одновременно и силу, и отчаяние. Это великан, наследник древности, обречен на вечное одиночество. Даже любимая по одним преданиями становится падшей женщиной, пытающейся соблазнить Илью Муромца, по другим – умирает от язв и струпней, поэтому Святогор вынужден ее убить и в первом, и во втором случае. Всю жизнь великан носит тело любимой в хрустальном гробу на спине у коня.

Почему же тогда Святогора так любит русский народ? Сам великан ни разу не вступался за свободу Руси и уж тем более не защищал ее от набегов татаро-монгол. Все очень просто - Святогора считают хранителем русской силы, получеловеком-полувеликаном, который смог взрастить в себе такую мощь и частично передать другим богатырям.


Святогор-богатырь – кратко

Святогор, наряду с Вольгой Святославичем и Микулой Селяниновичем, относится к трём старшим богатырям русских былин.

«Старшими» эти богатыри были названы самим народом: калики перехожие, отправляя на ратные подвиги Илью Муромца, запретили ему биться со «старшими богатырями», которые в другой былине называются «силой нездешней». И действительно, они совсем не связаны никакими земными интересами, – они не служат ни князю Владимиру, ни русской земле, – живут особняком, вдали от всех прочих русских богатырей. Это – туманные существа, перегруженные силой, более приближающиеся к образам сказочным, чем былинным, в которых историк, хотя и с великим трудом, все-таки вскрывает зерна исторической действительности. Но называя этих богатырей «старшими», народ не определил этим словом ни времени их жизни, ни власти их над младшими богатырями.

 

Святогор-богатырь

Святогор не совершает в былинах никаких подвигов. Он так велик, что «мать сыра земля его через силу на себе носит». Имя Святогора свидетельствует о какой-то святости – может быть, поэтому и не может грешная земля его на себе нести.

Вот, что рассказывает одна былина. Скакал раз по чистому полю Илья Муромец, самый сильный и могучий из киевских богатырей, и «наехал» на незнакомого ему огромного богатыря, который, сидя на коне, дремал. Илья догнал незнакомца и ударил его со всей силы по спине своей палицей, «весом в девяносто пуд». Однако незнакомец даже не проснулся. Три раза Илья разгонял своего коня и наносил незнакомцу страшные удары. На третьем ударе неведомый богатырь очнулся, оглянулся, увидал Илью, взял его вместе с конем, положил к себе в карман и поехал дальше. Три дня и три ночи ехал Святогор (это был он) с Ильей в кармане. На третий день стал конь под Святогором «спотыкатися».

«Что ты спотыкаешься, волчья сыть, травяной мешок? » – спросил Святогор коня. – «Трудно мне три дня и три ночи возить на себе двух богатырей, да еще коня богатырского», – отвечал конь. Тогда Святогор вынул из кармана Илью Муромца и, узнав, что он тоже могучий богатырь, «побратался» с ним: обменялся с Ильей крестами.

Дальше они двинулись вместе и вскоре приехали на высокую гору, увидав на ней огромный гроб. Даже для Ильи Муромца этот гроб был слишком велик. Попробовал лечь в него Святогор, и оказалось, что гроб, как раз подходит к его росту. Святогор попросил Илью закрыть его крышкой. Илья исполнил просьбу, но снять крышку с гроба уже не мог.

Святогор дохнул на Илью из щели гроба духом богатырской мощи. От этого сила Ильи возросла. Он сумел теперь поднять огромный меч Святогора и стал рубить крышку гроба, но от всякого удара появлялись на гробе железные обручи и ещё крепче сковывали его.

Святогор предложил прибавить Илье еще силы, но тот отказался. Тогда сказал Святогор, что Илья, отказавшись, поступил правильно, – если бы на этот раз он наклонился к щели, дохнул бы на него Святогор «мертвым духом», и умер бы Илья у гроба. «Видно, тут на роду смерть мне написана», – произнёс Святогор из гроба. Он так и умер в этом огромном гробу на неведомой горе, перед смертью завещав Илье свой богатырский меч.

Другая былина рассказывает о встрече Святогора с Микулой Селяниновичем, богатырем-крестьянином. Святогор на своем богатырском коне и долго не мог догнать Микулу, шедшего пешком с небольшой сумочкой переметной за плечами. Насилу нагнал его Святогор и стал спрашивать, что он несет в суме? Бросил Микула сумку на землю и предложил Святогору ее поднять.

Святогор слез с коня, ухватился за суму, но не мог оторвать её от земли. Все силы напряг Святогор, так что он напряжения погряз в землю по пояс, но небольшой сумочки не сдвинул с места. Тогда нагнулся Микула Селянинович, поднял свою сумку одной рукой и закинул себе на спину.

Оказалось, что нес он в суме всю «тягу земную» – как бы всю тяжесть земледельческого труда, которая под силу была лишь ему, богатырю-крестьянину.

 

        ЛИКИ СЛАВЯНСКИХ БОГОВ. СВЯТОГОР  

Святогор — сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего»; его с трудом носит мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке Мать-сыра Земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.
Святогор старше многих богов. Его отец назван «тёмным», то есть слепым,


Слободчиков Виктор Геннадьевич. «Святогор».

ошибочно: Род изначален, вездесущ, всевидящ. Рождён же Святогор был для того, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать сюда тёмных чудищ из Нави. Вход туда находился у подножия огромнейшего каменного столпа, на котором держалось небо. Сам же столп (или Мировое Древо) находился в святых горах, откуда и происходит имя великана. Нелёгкое это дело — стоять на границе Света и Тьмы. Другие великаны, Горынычи — Горыня, Дубыня и Усыня, — были рождены тёмным, слепым владыкой Вием из зависти и в противовес Святогору. Вий, отчасти знакомый нам по повести Гоголя, поставил трёх своих сыновей стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не могли сбежать души умерших. Так что, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора.

Надоело великану оборонять богов, которых он и не видел толком, и решил он построить каменную лестницу в небо, да сам на них посмотреть. Силой его Род не обделил и с работой Святогор справился: до самого престола Всевышнего в небесах добрался. Бог не стал его бранить за самовольство, похвалил за труд и сказал, что исполнит любое желание великана. Святогор попросил силы немеренной да мудрости побольше, чем у любого из богов.
Эх, знал бы, что любое желание имеет еще и оборотную сторону, так, наверное, остерёгся бы просить ума и силы. «Будешь ты сильнее

Сварожичей, но тебя самого осилит камень, — ответил ему Вышний. — Станешь мудрее богов, а человек-то тебя и обманет! » Лишь ухмыльнулся

великан в ответ, не поверил сказанному. Уж ему ли, построившему из скал

лестницу в небеса, камушка какого-то опасаться! Ну, а мелкий род людской, что жучки под ногами, что они могут ему сделать?

Николай Константинович Рерих. «Святогор». 1942


Андрей Рябушкин. «Святогор». 1895

Огромный вес Святогора мешал ему покинуть свой пост и переселиться в иные места. Всё же однажды он, по предсказанию Макоши, вынужден был оставить Святые горы.
Святогор спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным (Сиверским) горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о будущем, тот предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве 30 лет на гноище. Святогор поехал туда и, найдя больную Плёнку Поморскую на гноище, положил около неё 500 рублей, ударил её в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая её, сошла; она превратилась в красавицу, и богатырь, услыхав о её красоте, приехал и женился на ней. После свадьбы Святогор увидел на её груди шрам, узнал в чём дело и понял, что от судьбы не уйдёшь.


Клименко Андрей. «Святогор и кузнец Судьбы».

Однажды, чувствуя в себе исполинские силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович и бросил на землю суму, в которой была заключена «вся тягость земная». Святогор тщетно пытается сдвинуть суму, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за суму обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев «тяги земной», заключавшейся в суме, кончает свою жизнь. В другой версии былины Святогор не умирает, а Микула открывает ему секрет сумы.


Иван Васильевич Симаков. «Русский богатырь Святогор тянет суму перемётную». 1917

По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель длиной 10 саженей, шириной 6 саженей. Он засыпает на ней на три дня. На третий день с северной стороны послышался шум; конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена-красавица. Пока Святогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и затем сажает его в карман мужа.


И. Я. Билибин. «Илья Муромец и Святогор». 1900-е


И. Я. Билибин. «Илья Муромец и жена Святогора». 1912—1916

В дальнейшем пути конь говорит Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везёт двух богатырей. Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал туда, убивает неверную жену, а с Ильёй вступает в братство. На пути у Северной горы богатыри встречают гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка, и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с каждым ударом гроб покрывается железным обручем.


А. Клименко. «Илья и гроб Святогора».

На гривастых конях на косматых,
На златых стременах на разлатых,
Едут братья, меньшой и старшой,
Едут сутки, и двое, и трое,
Видят в поле корыто простое,
Наезжают - ан гроб, да большой:
Гроб глубокий, из дуба долбленный,
С черной крышей, тяжелой, томленой,
Вот и поднял ее Святогор,
Лег, накрылся и шутит: " А впору!
Помоги-ка, Илья, Святогору
Снова выйти на божий простор! "
Обнял крышу Илья, усмехнулся,
Во всю грузную печень надулся,
Двинул кверху... Да нет, погоди!
" Ты мечом! " - слышен голос из гроба.
Он за меч, - занимается злоба,
Загорается сердце в груди, -
Но и меч не берет: с виду рубит,
Да не делает дела, а губит:
Где ударит - там обруч готов,
Нарастает железная скрепа:
Не подняться из гробного склепа
Святогору во веки веков!
Кинул биться Илья - божья воля.
Едет прочь вдоль широкого поля,
Утирает слезу... Отняла
Русской силы Земля половину:
Выезжай на иную путину.
На иные дела!

Бунин Иван Алексеевич

История Святогора известна и в Греции: то ли её туда принёс арийский народ дорийцев, то ли балканские славяне. Только Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Плёнку считали океанидой Плейоной. Дочерей же их нарекли Плеядами . Девушки эти стали звёздами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими.


Константин Васильев. «Дар Святогора».


Юдин Георгий. «Микула Селянинович и Святогор».


Константин Васильев. «Дар Святогора».


К. Челушкин. «Святогор».


Андрей Мазин. «Святогор».


Алексей Фанталов. «Святогор и кузнецы».


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 1013; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь