Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
А вот эта кукла «Кубышка-травница»
Она представляла собой мешочек из различных целебных трав. Такая игрушка излечивала ребенка от болезней. «День-Ночь» Оберегала жилище, имела два лица. Рано утром куклу поворачивали светлой стороной на «день», а вечером темной на «ночь», приговаривая: «День прошел спокойно, слава Богу, пусть ночь так же пройдет» - Давайте вспомним про каких кукол я вам сейчас рассказывала? (ответ детей) - Как вы думаете из чего они сделаны? (ответы) (тряпок) - Значит она какая? (Тряпичная) - Давайте повторим и запомним это слово –тряпичная. - Посмотрите внимательно и скажите, что общего в этих куклах? (Они сделаны из тряпок, у них нет лица) - Все тряпичные куклы делались без лица. У народных кукол нет лица. Наши предки считали, что если кукле нарисовать лицо, то в нее может вселиться душа. Если в куклу вселится злая душа, то она научит ребенка плохому. Чтобы обезопасить детей, решили не рисовать лица. Тряпичные куклы были безликими. - Дети, скажите, пожалуйста, как называли самую первую куклу на Руси? (Кукла-полено) - Тряпичную куклу сделать очень просто. - Хотите смастерить куклу -пеленашку? (Показ образца куклы- пеленашки, ответы детей) - Садитесь за столы, но сначала давайте подготовим наши пальчики к работе, ведь они сейчас будут сматывать, скручивать, сворачивать, неспешно, обстоятельно, с надеждой, а главное с большой любовью. «Пальчиковая гимнастика» - А теперь приступаем к работе. Поэтапное изготовление куклы. Кукла- Пеленашка. Раньше маленьких детей туго-туго, крепко-крепко укутывали в пелёнку – пеленали. Отсюда и пошло название «пеленашка». Как вы думаете для чего ребёнка пеленали? (Ответы детей) А ещё считалось, что беспомощного пеленашку из-за пелёнок не замечают злые духи, которые могли бы обидеть малютку, навредить ему. Малыша называли пеленашкой и тряпичную куколку, которую клали в колыбель или люльку, где он спал, тоже называли пеленашкой. Скатываем лоскуток колбаской, затем перевязываем ниточками при чем красными.Красный цвет считается обережным. Как бы формируем головку. Покрываем платочком Вот наша кукла -пеленашка готова. Самостоятельная работа детей. - Давайте полюбуемся на ваших кукол. В старину куклы никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по дому, берегли. Кукол разрешалось брать в гости. - Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Вам понравилось делать кукол? Вы увидели результат своего труда. Итог: 1. Скажите, что нового вы узнали? 2. Почему народная кукла была безликой? 3. Почему куклы назывались тряпичными? 4. Назовите старинные тряпичные куклы? - Эти куклы, сделанные своими руками, вы можете подарить своим родителям, бабушкам, дедушкам.
Приложение №7 Консультация для воспитателей: Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение, как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. К сожалению, сегодня все дальше от нас уходят красивые выполненные вручную вещи. Возникновению этой тенденции способствует тот факт, что некоторые виды декоративного искусства как бы отошли на второй план, не получили в современной жизни достойного применения и постепенно утрачивают свою актуальность и быту и учебном процессе. в частности изготовление тряпичной народной куклы практически не встречается в качестве предмета обучения, ему не уделяется должного внимания в программах обучения. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Для развития творчества необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить способы деятельности. Работа над тряпичной куклой – это не только источник эмоционального переживания радости и неизменного удивления, важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, необъяснимое отношение к миру. Согласно этимологическим изысканиям слово «кукла» родственно древнегреческому слову «kiklos», которое означает «нечто свернутое». Технология скручивания в рулончик полосок ткани выбрана не случайно: скручивание передает образ слоистого устройства так называемых тонких тел человека. Мы видим, что в конструкции русских тряпичных кукол чаще всего используется скрутка или обмотка куском ткани. Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. Тряпичная кукла была широко распространена в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. в каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местных художественных традиций, наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее «место рождения». Тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, грудь, обязательно кудельная коса. А вот лицо не делали – она оставалась «безликой». Поскольку с древних времен считалось, что кукла выполняет роль оберега ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить. Работа по приобщению детей к традиционной тряпичной кукле предусматривает решение следующих воспитательно-образовательных задач: - прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества; - содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа; - формировать умения и практические навыки работы с текстильными материалами; - развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству; - учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол; - формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности; - прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус. Не каждому ребенку дано стать в будущем художником, дизайнером и т.п., но каждый должен познать азы художественного творчества и попробовать найти свое «Я». И, если ребенок будет заинтересован в этом, то поставленные задачи будут решены. Приобщение дошкольников к народной культуре, будет не эффективно без участия родителей. Опросы, беседы с родителями показывают, что вопросам народного искусства в семье уделяется очень мало внимания, и возникает необходимость построить так работу по художественному труду, чтобы восполнять пробелы семейного воспитания. Основными формами работы с семьей остаются совместные праздники: фольклорные, обрядовые, дни именин, также презентации, семинары-практикумы, мастер-классы, выставки и конкурсы. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Народная игрушка, как и игрушка вообще является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, проходит его социализация в обществе.
Приложение №8 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы