Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История возникновения и развития фирменного стиля



Понятие фирменного стиля зародилось относительно недавно, ему менее сотни лет, однако, еще в древности отдельные элементы фирменного стиля использовались довольно часто. Наиболее искусные ремесленники помечали свою продукцию личным клеймом, а покупатели, знающий о высокой профессиональной репутации этих ремесленников, стремились приобрести товары с такими знаками.

В средние века появились цеховые корпоративные торговые марки. По мере централизации производства и расширения географии рынков значение товарных знаков и других фирменных отличительных знаков возрастало.

В середине XIX века в США и странах Западной Европы сформировались предпосылки к возникновению общенациональных торговых марок. В условиях растущей конкуренции и формирования единого информационного пространства производители товаров могли выделить непосредственно потенциальных покупателей в качестве целевой аудитории своих коммерческих коммуникаций. При этом первоочередной задачей крупного товаропроизводителя являлась самоидентификация, выделяющая себя из массы конкурентов.

В постиндустриальную эпоху сфера услуг также переняла систему самоидентификации среди конкурентов.

Первым официальным дизайнером, который создал фирменный стиль, считается Петер Беренс, архитектор, который в начале ХХ столетия, занимая должность художественного директора компании в Германии, создал определенное художественное лицо фирмы, которое соответствовало основным законам стиле образования. Практическая работа Беренса имела огромное значение для формирования нового вида дизайна - деятельности, которая привела к упорядочиванию и стилизации промышленной продукции.

Во второй половине ХХ столетия сложилось целое направление маркетинговых коммуникаций - формирование фирменного стиля.

Началось всё с командного вмешательства Совета Министров СССР -постановления «О товарных знаках», вышедшего 15 мая 1962 года, которое вызвало настоящий «взрыв» в прикладной графике.

Дизайнеры 60-х своей задачей видели прежде всего воспитание высокого эстетического вкуса у населения, облагораживание предметного мира, окружающего человека. Предполагалось, что благодаря повседневному общению с предметами массового потребления, общество усовершенствует культуру, и тем самым ускорится его духовное и эстетическое развитие. Получалось очевидное противоречие между «идейной нагрузкой» оформления и оформляемым объектом.

Товарные знаки стали настоящей школой лаконизма для художников-прикладников. Разработка товарных знаков плавно перешла в проектирование графических комплексов фирменных стилей. Инициатива в данном случае принадлежала прикладной графике, и одной из главных причин этого перехода была заинтересованность в крупных заказах. Сам термин - фирменный стиль - чрезвычайно понравился и очень быстро «прижился». Его даже стали применять к явлениям, не имеющим прямого отношения к фирменной идентификации, например, для обозначения графического оформления городской среды.

К середине 70-х годов на Западе ажиотаж вокруг фирменного стиля несколько улёгся, и это явление вошло в более спокойное «русло».

В России же с большим опозданием началась визуально-коммуникативная модель графического дизайна, господствующего в Европе уже десять лет. Она служила теоретической базой для создания графической части фирменного стиля. Исходя из концепции этой модели, дизайнер-график превращался в связующее звено, преобразующее информацию в визуальные сигналы. Любое графическое изображение должно было однозначно интерпретироваться, мгновенно считываться, быть лаконичным и простым в восприятии. Классикой визуально-коммуникативной модели графического дизайна стала разработка Рамиза Гусейнова - фирменный стиль «Электромера». Для него был даже разработан специальный шрифт, названный «Приборным» по его основному назначению. А проект фирменного стиля «ПРОМО» получил мировую известность и был удостоен Гранпри - на международном бьеннале в Брно. Однако уже на рубеже 70-80-х годов в графическом дизайне стали происходить определённые трансформации, появились новые стилевые явления, которые постепенно превратили визуально-коммуникативную модель в свою противоположность.

В первой половине 80-х эти явления приобрели массовый характер и сформировали новый стиль, впоследствии получивший название - «альтернативного стиля», «новой волны», «концептуального стиля» и т.д.

«Альтернативный стиль», как и «визуально-коммуникативный», пришёл к нам с Запада, его лидером считается англичанин - Невил Броуди. Мировую известность Броуди приобрел, работая дизайнером в журнале «The Face», здесь он получил возможность проводить бесконечные эксперименты в области графического дизайна, так сформировалась концепция «новой волны». Вот как характеризует работу Броуди того периода журнал по графике «КАК»: ««Агрессивный дизайн, первичный по отношению к тексту, активная работа со шрифтом плюс изменения взгляда на рекламу, периодику и шоу-бизнес вообще совершили революцию в мировом графическом дизайне». Фирменные знаки, выполненные в стиле «новой волны», меняют саму установку восприятия графической информации: если в «визуально-коммуникативном стиле» основным требованием было мгновенное считывание информации, то в пластически зрелищных знаках «новой волны» предполагалось медленное прочтение. Это сложные остро-индивидуальные графические композиции, которые невозможно превратить в расхожий штамп. «Новая волна» ценит прежде всего неожиданность идеи, её парадоксальность и непредсказуемость, относительность всякого порядка.».

Для 90-х годов характерно отсутствие доминирующей позиции у какого-либо одного стиля. Дизайнеры использовали в своих разработках весь опыт, накопленный графическим дизайном за время своего существования. Главным событием современного графического дизайна можно считать всеобщую компьютеризацию, открывшую новые широчайшие возможности и перспективы.

Сегодня в России фирменный стиль занимает своё «законное» место и служит по своему прямому назначению. А возрастающая конкуренция делает его всё более актуальным и жизненно важным в борьбе за прибыль.

 

Основные понятия фирменного стиля городской «Центральной библиотеки»

Рекламная деятельность библиотеки предлагает использование разнообразных средств рекламы, различных ее техник, как в сфере подготовки, так и распространения рекламных материалов. Разнообразные виды библиотечно-библиографической рекламы обладают комплексом отличительных признаков и свойств, технологическими особенностями, своими нишами в социуме, спецификой выполнения социальных функций.

Для того, чтобы добиться той или иной цели, предполагающей установление контактов с внешним миром, библиотеке нужен соответствующий имидж. Необходимо правильно преподнести информацию о своей организации, рассказать о предлагаемых продуктах и услугах так, чтобы у потенциальных потребителей возникло желание в дальнейшем узнать о вас подробнее.

Основу имиджа составляют реальные дела библиотеки и умение руководителей показать выгоду, которую получат от контактов с библиотечно-информационным центром пользователи, потенциальные партнеры, спонсоры, администрация региона и региональные структуры гражданского общества. Библиотекам необходимо совершенствовать свой образ, гарантируя своим настоящим и будущим пользователям достойное качество предлагаемых услуг и продукции, профессионализм персонала.

В основе формирования имиджа библиотеки — фирменный стиль, который является важным элементом библиотечно-информационного учреждения. Разработка фирменного стиля библиотеки является частью престижной рекламы. Фирменный стиль способствует закреплению положительной установки на библиотеку, распространяя присущий только данному учреждению образ. Создание фирменного стиля облегчает деловые контакты, и меняет профессиональное сознание библиотекаря.

Специалисты по рекламе определяют фирменный стиль как набор постоянных цветовых, графических, словесных, акустических, типографских, дизайнерских, музыкальных элементов, обеспечивающих единство внешнего и внутреннего оформления библиотеки, всей исходящей от нее информации, аудио-графическое, визуальное и смысловое единство продукции и услуг библиотеки.

Типовой набор компонентов фирменного стиля:

- фирменный или товарный знак (знак обслуживания);

- логотип (начертание названия);

- фирменный шрифт или набор шрифтов;

- фирменный лозунг или девиз (слоган);

- цветовой или композиционный вариант фирменной документации;

- фирменная мелодия;

- фирменные полиграфические константы печатной продукции (верстка текста, расположение иллюстраций и т.п.);

- фирменный цвет или набор цветов, цветовая гамма (одинаковое оформление всех рекламных материалов, помещения и пр.).

Фирменный знак – оригинально оформленное графическое изображение, который библиотека сопровождает свою продукцию. Это своеобразный герб. На нем изображены здание библиотеки или профиль писателя, чье имя она носит. Это может быть и любимый литературный герой. Могут использоваться и иные художественные образы.

Логотип — словесно-изобразительный символ библиотеки, представляющий полное, сокращенное или в виде аббревиатуры название. Логотип должен быть лаконичным, восприниматься мгновенно. Перегруженность текстом или графическими образами лишает его преимущества быстрого восприятия. Важны его эстетические достоинства: яркий, художественный образ, благозвучный слоган-лозунг, удачное сочетание многоцветной гаммы логотипом обычно «помечают» всю рекламную продукцию библиотеки: афиши, листовки, буклеты, библиографические пособия и т.п. И при всех меняющихся требованиях, в разных условиях он должен производить благоприятное впечатление.

Требует внимания подбор шрифта для словесного знака (логотипа), слогана, реквизитов. Использование принципиально разных шрифтов способно разрушить единый образ рекламного издания. Шрифт должен быть пропорционален, красив, широко распространен, легко сочетаться с другими шрифтами и «поддерживать» изобразительный знак.

Слоган – краткая фраза, призыв, девиз, выражающий основную мысль предлагаемой услуги, фирменный лозунг библиотеки. Он используется почти также часто, как фирменный знак, а в звуковой рекламе может его заменить. Слоган как правило, невелик — не более 10-12 слов. Хорошие слоганы легко запоминаются, ибо воздействуют сразу на зрение, слух, эмоции и разум.

Фирменный цвет занимает в создании фирменного стиля весьма важное место. Число фирменных цветов и их выбор зависят от специфики предлагаемых услуг, географических и демографических особенностей региона, особенностей восприятия того или иного цвета аудиторией. Одни цвета успокаивают, другие возбуждают, а третьи никак не воздействуют на человека.

Через особую узнаваемость библиотечно-информационной продукции, культуру оказания услуг, постоянно поддерживаемый позитивный имидж, внешний вид здания и его внутренний дизайн, фирменный стиль позволяет библиотеке активизировать влияние на реальных и потенциальных пользователей, решить многие управленческие задачи.

Планирование рекламной деятельности библиотеки. Факторы, определяющие эффективность рекламной деятельности в библиотеке.

Необходимость тщательного планирования пропагандистских и рекламных мероприятий с освоением и использованием всех форм, методов, средств и каналов библиотечной рекламы является сегодня одной из основных тенденций общего развития библиотечного дела и библиографии в России. Именно планирование позволяет рационально организовать рекламу — систематическую, целенаправленную, действенную.

Рекламодатель учитывает ситуацию, складывающуюся вокруг товара на библиотечно-информационном рынке и предопределяет расходы на рекламу, которые, с одной стороны, диктуются оптимальным набором используемых видов и средств распространения рекламы, а с другой стороны, - объемом размещения рекламы, из которого исходят, устанавливая стоимость покупки места и времени для нее.

Правильное, экономичное использование средств на рекламу возможно только при оптимальном планировании — необходимом условии снижения затрат в сфере рекламной деятельности.

Планы библиотечно-информационной рекламы имеют такую последовательность:

- определение объекта рекламирования и основной задач;

- установление целевой аудитории — контингента лиц, к которым должна быть обращена библиотечно-информационная реклама;

- определение характера и сроков проведения рекламно-информационных библиотечных мероприятий.

Разумный подход к решению вопроса, «где находятся потенциальные покупатели», состоит в том, чтобы давать рекламу там, где сосредоточено большинство потенциальных покупателей.

При составлении плана рекламы очень важно правильно выбрать средства, использование которых позволит достичь наилучших результатов. Их правильный подбор в каждом конкретном случае зависит от ряда обстоятельств и условий, факторов: экономических, психологических, и пр. Важно учитывать степень рентабельности рекламных акций, возможности распространения источников рекламной информации, специфику контингента, на которые они рассчитаны, место и сроки рекламных мероприятий. В плане важно отразить объект рекламы (информационно-библиотечные ресурсы, продукты — например, конкретный библиотечно-информационный центр, его библиографические, информационные, профессионально-практические, учебно-методические и другие издания, библиотечно-информационные услуги), цель рекламирования, средства рекламы, их ассортимент, место и время применения.

Годовые планы библиотечной рекламы необходимы для четкого и последовательного проведения рекламных мероприятий, рассчитанных на длительный срок, прежде всего, рекламно-информационных кампаний. Такие планы служат основанием для расчета бюджета рекламной деятельности, обоснования потребностей в финансовых и материально-технических средствах.

Реклама зависит от конъюнктуры рынка, детальное содержание конкретных акций уточняется в квартальных планах, где определяются четкие параметры рекламно-информационной деятельности, указываются сроки и место проведения рекламно-информационных мероприятий, определяются объемы и характер подготовительных работ, называются конкретные лица, ответственные за подготовку и проведение рекламно-информационных акций. Важный компонент плана – указание на производство и использование рекламных средств, что в некоторых случаях оформляется как отдельный, дополнительный план. В условиях рыночной экономики эффективность рекламы, в частности библиотечной, специалисты рассматривают с точки зрения экономических интересов субъектов рынка.

Эффективность рекламно-информационной библиотечной деятельности – важнейшее условие правильного использования труда и материальных средств, данные о котором позволяют предъявлять научно-обоснованные требования к библиотекам и другим производителям рекламы.

Эффективность библиотечной рекламы определяется количеством пользователей библиотеки, ее ресурсов, баз данных, услугами и частотой обращения к ним. Низкая результативность рекламы может быть связана со стилем рекламных сообщений (низкой запоминаемостью, перегруженностью текстом), с плохим оформлением (дизайном). На ее результативность отрицательно влияет перегруженность рекламой, когда, например, в помещении библиотеки или ее структурных подразделений размещается такое количество выставок, объявлений и плакатов, которые к тому же длительное время не меняются и не обновляются, что они уже не воспринимаются посетителями.

 Поэтому обновляемость рекламы, ее новизна и оригинальность являются важным условием результативности рекламы.

Необходимо достигать высокого уровня эффективности на всех этапах рекламной деятельности библиотеки: в формулировке задач рекламы, определении бюджета рекламных кампаний, создании рекламных сообщений, выборе средств их распространения. Качество рекламных акций предопределяет их успех в решении комплекса задач: формирование у населения определенного уровня знаний о библиотеке, ее ресурсах, услугах интеллектуальной продукции.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 2895; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь