Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ДИОНИСИЙ ЩЕГОЛЕВ



Память 10 / 23 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых.

Родился в декабре 1871 года[166] в селе Рассказань Балашовского уезда Саратовской губернии в крестьянской семье. Поскольку в своих анкетах советского периода в графе образование он указывал «низшее», то можно предполагать, что будущий священномученик закончил лишь церковно-приходскую школу.

Неизвестно, кто и когда совершил рукоположил его в сан диакона и иерея.

В 1930 г. проживал в с. Чиганак Аркадакского района Нижневолжского края[167]  (ныне Саратовская обл.) и был настоятелем местной деревянной церкви во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. В клировой ведомости за 1917 год сообщалось, что в приходе проживало 660 человек, были земская и церковно-приходская школы.

В 1930 году за недоплату налогов осужден к 5 годам лишения свободы с выселением за пределы Нижневолжского края. Наказание о. отбывал в спецпереселенческом Трудпоселке №21 Карагандинской области.

11 ноября 1932 года там же был вновь арестован. Как говорилось в следственном деле, проживая в Трудпоселке №21, о. Дионисий «…проводил службы, религиозные обряды, при этом высказывал свою непримиримость к советской власти, обращался к прихожанам: " Ваше дело просить Бога и влиять религиозными убеждениями на все крестьянство, а наше дело, если вернется старая власть, расправиться с коммунистами" ».

В предъявленном обвинении виновным себя не признал, но не отрицал факта проведения богослужений:

«Как священник, я проводил богослужения в поселке Майкудук и однажды говорил проповедь, где было до 20-ти человек, собравшихся спецпереселенцев. Проповедь была собственного сочинения на основании Священного Писания».

13 января 1933 года тройкой при ПП ОГПУ по Карандинской области был осужден по ст. 58-10-11 УК РСФСР к ссылке в Сибирь.

Период его пребывания в Сибири неизвестен, но в 1937 году он уже священствовал в своем прежнем приходе в селе Чиганак, где 26 октября 1937 года он был арестован Аркадакским районным отделом НКВД.

За время своего служения о. Дионисий так и не скопил никаких тленных богатств — пришедшие производить в его доме обыск сотрудники НКВД констатировали в «Описи вещей, ценностей и документов»: «При обыске ничего не обнаружилось». Священнику было предъявлено обвинение в «систематическом проведении среди населения антисоветской агитации, направленной на разложение трудовой дисциплины в колхозе, на развал колхоза», «дискредитировании политики ВКП/б/ и Советского правительства» и в том, что он «клеветал на существующую колхозную систему, распуская провокационные слухи о голоде в колхозе». Ни по одному из пунктов обвинения он не признал себя виновным.

14 ноября 1937 года тройкой при УНКВД по Саратовской области был осужден по ст. 58-10 УК РСФСР и приговорен к расстрелу.

Расстрелян 23 ноября 1937 года в г. Балашове Саратовской области. Место погребения мученика осталось неизвестно.

24 мая 1989 года областной прокуратурой и Управлением КГБ по Карагандинской области был реабилитирован по 1933 году репрессий.

7 августа 1989 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года был реабилитирован по 1937 году репрессий.

По представлению от Саратовской епархии 27 декабря 2000 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви имя священномученика священника Дионисия Щеголева было включено в поименный состав Собора новомучеников и исповедников Российских. Он стал первым подвижником, официально прославленным в лике святых в Саратовской епархии Русской Православной Церкви.

Литература

  • Дело по обвинению бывшего попа Щеголева Деонисия Ефимовича. // Архив УФСБ по Саратовской области, дело № ОФ-30399, лл. 1 – 15.
  • Алфавитный список новомучеников и исповедников Саратовской епархии, от безбожных властей пострадавших. // Архив Братства свв. равноапп. Мефодия и Кирилла. С. 38.
  • Постановление Священного Синода о канонизации Новомучеников и Исповедников (из заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 года).
  • М. Плякин. Мученическая честная память прииде днесь… // Православная вера, №22, 2001. С. 6.
  • А. Яковлев, В. Теплов, М. Плякин. Чиганакские мученики. // Саратовские вести, № 36, 12 марта 2001 г. С. 4.

Использованные материалы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь