Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Взлеты и падения Франца Месмера



Биография Месмера интересна тем, что она включает взлеты и падения, дискуссии и споры в среде ученых, и может быть поучительна для тех, кто вступает на тропу исследования непознанного.

Франц Антон Месмер родился 23 мая 1734 года в Ицнанге, вблизи Боденского озера. Семья была достаточно известной: отец Месмера служил егерем у епископа. Образование Франц получил в Вене. Изучал теологию, также получил звание доктора философии. Став доктором двух наук, он удостаивается еще и степени доктора медицины. Медицинский диплом собственноручно подписал профессор и придворный медик Ван Свитен, светило медицины тех лет. Но Месмер не торопился с врачебной практикой и в качестве ученого следил за новейшими открытиями в области геологии, физики, химии и математики, философии и музыки.

Итак, Месмер — обладатель четырех дипломов, профессиональный врач, музыкант, юрист и философ, образованнейший человек своего времени и один из богатейших людей Вены. Но этого было недостаточно беспокойной натуре Месмера. Он, музыкант-меценат, музицировал с Леопольдом Моцартом и его гениальным сыном, маленьким Вольфгангом Амадеем, удивляя их своей искусной игрой на фисгармонии. Месмер играл на клавире, виолончели. Музыкальные вечера в доме Месмера стали самыми популярными в Вене. Каждое воскресенье появлялись Гайдн, Моцарт и в дальнейшем Бетховен. Дом на Загородной улице, 261, прославился как один из самых изысканных уголков искусства и науки.

Однажды Месмер узнал о случае удачного исцеления больной при помощи магнита. В роли целителя выступил друг Месмера астроном Гелль, вовсе не имевший медицинского образования. Летом 1774 года к нему обратился иностранец с просьбой изготовить магнит для лечения жены, страдающей заболеванием желудка. Об этом Гелль и сообщил Месмеру.

Месмер всегда был готов испытать новые методы и поэтому попросил друга держать его в курсе результатов лечения. Узнав, что при наложении магнита у больной рези в желудке прекратились, Месмер всерьез заинтересовался этим методом лечения. Он попросил Гелля изготовить ему такие же магниты. С этого эпизода начинается слава Месмера.

После целого ряда успешных исцелений он приобретает в Вене заслуженную известность. Обратив внимание, что при групповом лечении эффективность воздействия магнитов увеличивается, Месмер отступает от принятых стереотипов и начинает лечить новым методом. Он собирает в группы пациентов вокруг наполненного водой деревянного чана с множеством ручек. Каждый из пациентов держится за одну из ручек или за соседа. Месмер прикасался своим «магическим» жезлом к чану, вследствие чего люди начинали смеяться, плакать, некоторые даже галлюцинировали. И все это, как он считал, от воздействия «животного магнетизма», якобы порождаемого водой, текущей по железным ручкам чана. Во время лечения все было обставлено как в театре — с декорациями и прочими аксессуарами. Звучала волшебная музыка, курились благовония.

Месмер выдвигал идею, что можно передавать магнетическую энергию путем проводов, наполнять ею бутылки, собирать в аккумуляторы.

Не прошло и года, как Месмер начал лечить, а его слава уже пересекла границы Австрии. 28 ноября 1775 года Баварская академия наук избирает Месмера своим членом. Но достигнув, казалось, полного триумфа, он вдруг неожиданно для себя начинает ощущать сперва затаенную, а затем и откровенно проявляющуюся враждебность ученых Баварского университета.

И в Вене растет сопротивление его магнетическим сеансам, в прессе появляются статьи, высмеивающие его метод, и в довершение всего его стали обвинять в знахарстве и шаманстве. Профессор Штерк, как глава медицинского ведомства в Австрии, дает, по поручению императрицы, приказ «положить конец этим обманам».

Немаловажную роль в подобных обвинениях сыграло то, что Месмер у своих пациентов вызывал криз — особого рода истерический припадок, выражавшийся в пронзительных криках, безудержном смехе или плаче, в подергиваниях отдельных частей тела и в конвульсиях. Месмер считал, что каждая нервная болезнь должна быть искусственно доведена до высшей точки своего развития — криза, чтобы тело могло исцелиться. Буйствующих, впавших в криз пациентов переносили в устланный коврами и перинами «зал кризов», где больные, придя в себя, освобождались от своих недугов.

Австрийское правительство предписывает Месмеру покинуть страну, и он уезжает во Францию.

В Париже события роковым образом повторяются по австрийскому сценарию: сначала шумный успех, слава, а затем, после разбирательства, учиненного Парижской академией наук, полный разгром и выдворение за пределы Франции…

Чтобы погасить разгоревшиеся страсти, Людовик XVI учредил для изучения месмеризма две комиссии, в которые вошли видные ученые. В первую входили пять членов Академии наук — председательствовал известный астроном Байи — и четыре профессора медицинского факультета Парижского университета. Во вторую комиссию входили пять членов Королевского медицинского общества. Каждая из комиссий опубликовала свой доклад, в которых категорически отрицалось существование флюида.

Потеряв в результате этой критики миллионное состояние, Месмер покидает Париж в 1793 году и возвращается в Вену. Однако и там он не находит покоя: его вызывают в полицию, затем высылают в Швейцарию. Но он все же продолжает лечить людей.

И тут происходит новый всплеск внимания к Месмеру: Берлинская академия наук, разбираясь с очередным магнетизером, вспоминает об авторе теории магнетизма и посылает к нему эмиссара с приглашением прибыть в Берлин. Но 80-летний Месмер отказывается — он устал от преследований и страстей.

В конце концов Месмер возвращается к Боденскому озеру, где прошли его счастливые годы. Там 5 марта 1815 года закончилась его жизнь.

 

Через тернии непонимания

 

Приговор 1784 года сделал свое дело в отношении месмеризма. Но, к сожалению, стремление отрицать непонятное наносит вред самой же науке. По мнению одного из ведущих магнитобиологов мира доктора биологических наук Ю. Д. Холодова, развитие магнитотерапии было отодвинуто на целое столетие. Ведь еще в 1780 году специальная комиссия французского Королевского медицинского общества пришла к выводу о целебном действии искусственных магнитов, которое объяснили непосредственным действием «магнитной силы» на нервы. Это действие, по мнению комиссии, так же реально, как и в случае приложения «магнитной силы» к железу. Однако приговор 1784 года вскоре был автоматически перенесен и на «минеральный магнетизм».

В некоторых работах по истории месмеризма содержатся упреки Месмеру в заимствованиях у своих предшественников. Например, Дюрвилль в 1898 году обвинил Месмера в плагиате у Джона Максвелла. В 1900 году Крок утверждал, что Месмер целиком повторил концепцию Парацельса. В 1956 году в «Журнале исторической медицины» была опубликована статья Патти, название которой говорит само за себя: «Медицинская диссертация Месмера и ее заимствования у Мэдовской «О влиянии Солнца и Луны».

Основатель месмеризма, будучи одним из самых образованных людей своей эпохи, просто не мог не знать о трудах своих предшественников. Он лишь воспринял и развил те их рациональные, по его мнению, моменты, которые способствовали построению всеобъемлющей концепции универсального (вселенского, космического, мирового) флюида, составной и далеко не основополагающей частью которой было учение о целебном животно-магнетическом флюиде.

В XVIII веке процветали суеверия, а непонятные, но явные, по мнению очевидцев, факты влияния человека на человека объяснялись магией, чародейством и колдовством. Напомним, что последняя колдунья была сожжена в 1782 году. Месмер же предложил гипотезу взаимного влияния людей друг на друга.

Одним из самых ревностных последователей Месмера был его прямой ученик, маркиз и маршал артиллерии М. Пюисегюр (1751–1825). Большое значение

Пюисегюр придавал категории движения, электричество считал особым видом энергии, магнетизм — особой формой электричества. Согласно Пюисегюру, мы погружены во всемирный флюид, который постоянно находится в движении, но способны ощутить единственный вид его движения — электричество. Последнее, «оживленное» при прохождении через наше тело, преобразуется в животный магнетизм, который по нашему желанию может быть направлен куда угодно.

Человека можно рассматривать как машину для выработки животного электричества, причем самую совершенную из всех существующих. Магнетизм — это просто циркуляция эфира, движение, которое может проявляться по-разному. Нервы же человека, в высшей степени электрические по своей природе, представляют собою каналы, способные воспринимать и передавать это движение. Возбуждаемая усиленным вниманием воля определяет успех магнетизации. Хотя наша электрическая организация и совершенна, не каждый, отмечает Пюисегюр, способен эффективно магнетизировать; многое зависит и от природных данных магнетизера, и от его работы над собой.

В истории гипнотизма Пюисегюр известен сделанным в 1784 году открытием возможности магнетическими приемами искусственно погружать своих пациентов в гипнотическое состояние, входить в словесную связь с ними, а также делать им гипнотические и пост-гипнотические (т. е. выполняемые после пробуждения) внушения.

Французский исследователь А. Морин был, по-видимому, первым, кто пришел к осознанию факторов, которые способны создать иллюзию передачи мысли по «магнетическому» каналу связи, в то время как в действительности передача идет за счет едва уловимых невольных подсказок со стороны магнетизера. Свои взгляды на этот предмет он изложил в книге «Магнетизм и оккультные науки» (Париж, 1860).

Морин утверждает, что кажущееся действие воли магнетизера сводится к узнаванию его мыслей и намерений магнетизируемым, он отрицает действие флюида или любого другого физического агента на органы чувств. Мысли как таковые, считает исследователь, непосредственно не передаются, они могут передаваться только опосредованно, за счет внешних проявлений, например в жестах, мимике, дыхании магнетизера.

Вот типичный телепатический эксперимент, который известный английский физик и психоисследователь У Баррет в 1875 году провел с деревенскими детьми. Одна девочка оказалась, как посчитал исследователь, исключительно чувствительной к мысленному внушению.

Баррет так описывает свои опыты: «Я принес кое-что из кладовой для съестных припасов и поставил на стол около себя, позади девочки, глаза которой тщательно завязал. Я взял немного соли и положил себе в рот. Девочка моментально сплюнула и воскликнула: «Почему вы кладете мне в рот соль? » Затем я отведал сахар. Она сказала: «Это лучше! » На вопрос, на что это похоже, она отвечала: «Это сладкое! » Потом я попробовал горчицу, перец, имбирь и тому подобное, и девочка называла, ощущала на вкус, какие пряности я клал в рот. Я положил руку на зажженную свечу и слегка обжегся. Девочка продолжала сидеть ко мне спиной с завязанными глазами. Однако в тот же момент она закричала, что обожгла руку, причем обнаружила явное страдание».

В 1876 году Баррет доложил свои наблюдения на собрании Британской ассоциации для распространения наук, где выдвинул гипотезу прямой передачи мысли от мозга к мозгу. Коллеги восприняли его сообщение с интересом.

Показательны опыты немецкого эстетика и психолога Макса Дессуара. Опыты проводились в доме одного барона, его жена выступала в качестве перципиента. Индуктором был сам Дессуар, в ряде случаев к передаче подключался и барон. Все происходило в одной и той же комнате, только жена барона сидела за другим столом. Дессуар рисовал на бумаге подлежащие передаче рисунки-мишени — какие придут на ум, стараясь, чтобы перципиент не только не видел их, но и не слышал скрипа карандаша. Затем индуктор сосредоточивал свое внимание на рисунке, а баронесса пыталась воспроизвести передаваемый образ на бумаге, на что у нее уходило от 20 до 45 секунд. Далее переданный и воспринятый образы сравнивались.

Впоследствии подобные опыты ставились не раз. В 1902 году приват-доцент Я. Жук в статье «Взаимная связь между организмами» описал похожие условия эксперимента по мысленной передаче образов и полученные результаты.

Рисунки-мишени заготавливались третьим лицом заранее. Они брались из детских альбомов, хранились в особом конверте и только перед опытом вручались индуктору. Последний внимательно смотрел на каждый из рисунков, стараясь мысленно передать его образ перципиенту, который набрасывал на бумаге воспринятое изображение. В 1925 году немецкий исследователь доктор К. Брук издал в Штутгарте книгу «Экспериментальная телепатия». Известный американский писатель Эптон Синклер в 1930 году опубликовал книгу «Мысленное радио». В ней он изложил результаты экспериментов по мысленному внушению рисунков своей жене Мэри. Телепатическая передача обычно велась из другой комнаты.

Интересны некоторые особенности подобного рода восприятия. Например, индуктор рисует извергающийся вулкан, перципиент изображает нечто очень похожее, но объясняет рисунок так: «Большой черный таракан с усами». В этом случае воспринялся именно образ, а не понятие. Но бывает и наоборот. На рисунке изображена мишень — зависшая на ветке головой вниз обезьянка. Воспринятое перципиентом изображение не имеет почти ничего общего с мишенью, зато в пояснительной подписи Мэри указала категорию образов, к которой относится эта мишень: «Буйвол или лев, тигр — дикое животное». Действительно, эта обезьянка — дикое животное, перципиент восприняла именно понятие, но не образ.

Сегодня подобные опыты выглядят архаично, они весьма уязвимы для критики.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь