Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Собор святыхсемидесятиАпостолов,
Память 4 января К роме двенадцати апостолов Господь Иисус Христос избрал еще семьдесят других. Святой евангелист Лука об этом говорит так: " После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим " (Лк.10: 1). Двенадцать находились при Нем, как свидетели его жизни, а семьдесят подготовляли людей к принятию Христа Спасителя, проповедуя раньше в тех городах какие намеревался посетить Христос Господь. Впоследствии многие из учеников Господних и, конечно, в том числе многие из семидесяти отпали от Христа и перестали служить ему. Святой евангелист Иоанн пишет: " Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? " (Иоан.6: 66-67) Когда же наступили дни страданий Христовых, число учеников Христа умалилось еще более, и едва ли кто из числа семидесяти остался при Нем, когда и один из двенадцати отпал от Него. По воскресении Христовом, лик святых двенадцати апостолов был восполнен Матфеем, лик же семидесяти наполнился не сразу, а мало по малу - из числа тех, кто был обращаем ко Христу двенадцатью апостолами и проповедью святого апостола Павла, свыше призванного в тот же первенствующий лик и ставшего, вместе с Петром первоверховным в том лике. На основании божественного писания, предания святых отцов древних историков и достоверных церковных повествователей, можно представить лик святых семидесяти апостолов в следующем виде. Первым из семидесяти апостолов был святой Иаков брат Господень, о котором упоминает святой апостол Павел в посланий к Галатам говоря: " ходил я в Иерусалим видеться с Петром; другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня" (Гал.1: 18-19). Он был поставлен первым епископом иерусалимским по свидетельству предания, избранный к этому и посвященный Самим Христом во время его земной жизни. Проповедуя Христа в Иерусалиме, апостол Иаков был сброшен иудеями с крыши храма на землю, потом был побит камнями и скончался от удара палицею по голове1. Святой евангелиста Марк написавшей святое евангелие, под руководством святого апостола Петра, который упоминает о нем в первом своем соборном посланий, в таких словах: " Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой " (1Пет.5: 13). Тот же святой апостол Петр поставил Марка епископом в город Александрию2, где за проповедь о Христе, идолопоклонники, связавши его, влачили по камням и били. В это время ему явился Господь Иисус Христос, призывая его к небесной славе, и апостол предал ему свой дух3. Святой евангелист Лука, написавший святое евангелие под руководством святого апостола Павла, который и упоминает о нем в посланий к Колоссянам: " Приветствует вас Лука, врач возлюбленный" (Кол.4: 14). Он же написал и книгу Деяний Апостольских и много проповедовал о Христе4, преимущественно в Беотии5. Скончался мученически в Ахаии6. Святой Клеопа, младший брат святого Иосифа Обрученника. Он на дороге в Еммаус вместе со святым Лукою виде Господа по воскресений Его потом узнал воскресшего Христа, когда Он явился собравшимся ученикам в одном доме, где совершил преломление хлеба (Лк.24: 13-35). За проповедь о Христе святой Клеопа был умерщвлен иудеями7. Святой Симеон, сродник Господень по плоти, был вторым епископом после апостола Иакова, в Иерусалим, где и окончил, свою жизнь, будучи распят за распятого Христа.8 Святой Варнава, названный так Апостолами, а прежде называвшийся Иосия (Деян.4: 36). О нем упоминается в книге деяний Апостольских (Деян.11: 24) и в послании святого апостола Павла к Галатам: " ходил я, - говорит апостол Павел, - в Иерусалим с Варнавою " (Гал.2: 1). Сей апостол Варнава вместе со святым апостолом Павлом послужил благовестию и сначала проповедовал о Христе в Риме, а потом был поставлен епископом в Медиолан9. Скончался он на своей родине, на острове Кипре, где был побит камнями гонителями веры Христовой. Христиане с честью погребли его и положили с ним в гроб, согласно его завещанию, святое евангелие от Матфея, которое Варнава некогда сам переписал и с которым никогда не разлучался10. Святой Иосия или Иосиф называвшийся также Варсава и Иуст. О нем упоминается в Деяниях Апостольских, где повествуется, что он был вместе с Матфеем избран на место отпавшего апостола Иуды Искариотского (Деян.1: 23), и в послании святого апостола Павла к Колоссянам, в котором Апостол, перечисляя приветствия верных Колосской церкви, говорить: " также Иисус, прозываемый Иустом " (Кол.4: 11). Учители Церкви говорят, что сей Иосия был сын Иосифа Обрученника, как и Иаков и Симон и Иуда не Искариот, и занимал епископскую кафедру в Елевферополе11, где и скончался мученическою смертью.12 Святой Фаддей был сначала учеником святого Иоанна Предтечи, а потом учеником Христовым. Его нужно отличать от святого апостола Иуды Фаддея или Левия, одного из двенадцати. Он крестил Едесского князя Авгаря и исцелил его от проказы. После долговременных трудов в деле благовестия о Христе он почил о Господе13 в Финикийском город Берите14. Святой Анания, крестивший апостола Павла (Деян.9: 10-18), был сначала епископом в городе Дамаске15. Окончил же свою жизнь святой Анания в Елевферополе, где был побит камнями по приказанию игемона Лукиана16. Святой первомученик Стефан архидиакон первый принял мученический венец за Христа, будучи побит камнями, почему и назван " Первомучеником" 17. Незадолго до смерти он удостоился видеть отверстые небеса и Господа Иисуса, в образе Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян.7: 55). Святой Филипп, один из семи диаконов, крестивший Симона волхва в Самарии18 и евнуха Кандакии царицы (Деян.8: 26-39), был епископом в городе Траллии19 и там просветив многих Христовою верою, в глубокой старости отошел к Господу.20 Святой Прохор один из семи диаконов (Деян.6: 5), спутник святого апостола Иоанна Богослова и участник его трудов. Он был первым епископом в Вифинском городе Никомидии21, а потом проповедовал о Христе, в Антиохии22, где и скончался мученически. Святой Никанор один из семи диаконов был умерщвлен вместе с двумя тысячами уверовавших во Христа, в тот же день, в который был побит камнями святой Стефан первомученик; случилось это, как написано в книге Деяний Апостольских во время великого гонения, воздвигнутого на церковь Иерусалимскую (Деян.8: 1). Святой Тимон, один из семи диаконов, был епископом города Востры в Аравии23 и, в то время, как проповедовал имя Христово, много потерпел страданий от евреев и греков. Затем будучи брошен в разожженную печь, он вышел оттуда невредимым и потом отошел к Господу. Святой Пармен, один из семи диаконов, совершая порученное ему Апостолами дело благовестия, умер мученически пред очами Апостолов24. Святой Тимофей, трудившийся в деле благовестия Христова вместе со святым апостолом Павлом, который написал к нему два послания, был епископом в Ефесе25, где и скончался мученическою смертью26. Святой Тит также трудился вместе со святым апостолом Павлом в деле благовестия. Святой апостол Павел упоминает о нем в своих посланиях (2Кор. 2: 12-13; 12: 18; 2 Тим. 4: 10), а также написал и к нему послание. Святой Тит был епископом Гортины, на острове Крит. Скончался в глубокой старости в мире.27 Святой Филимон, к которому святой апостол Павел написал особое послание, был епископом в Газе28. Скончался мученически в царствование Нерона.29 Святой Онисим, о котором пишет святой апостол Павел в своем посланий к Филимону (Флм.1: 10-19), проповедовал христианство в Испании, Греций и Малой Азии. Скончался мученически вскоре после кончины святого Игнатия Богоносца, будучи побит камнями в Риме.30 Святой Епафрас, о котором также святой апостол Павел упоминает в том же послании к Филимону, говоря: " Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса " (Флм.1: 23), был епископом города Колосс и церквей Лаодикии и Иераполя31. Вместе со святым апостолом Павлом он содержался в узах в Риме, откуда Павел писал Колоссянам: " Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе " (Кол.4: 12-13). Святой Архипп упоминаемый в том же посланий к Филимону, был после святого Епафраса (заключенного в узы в Риме), епископом в городе Колоссах32; о чем святой апостол Павел пишет Колоссянам: " Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе " (Кол.4: 17). Там святой Архип и скончался мучинической смертью.33 Святой Сила был учеником и ближайшим сотрудником святого апостола Павла, вместе с которым проповедовал слово Божье и претерпел многие страдания, раны и тюремное заключение (Деян.16: 13-24). О нем упоминается в Деяниях Апостольских: " Павел, избрав себе Силу, утверждал церкви " (Деян.15: 40-41). Впоследствии он был епископом в Коринфе34и, немало потрудившись в деле проповедования слова Божья и сотворивши знамения и чудеса, отошел к Господу.35 Святой Силуан проповедовал слово Божье вместе со святыми апостолами Петром и Павлом. О нем упоминает святой апостол Петр в своем соборном посланий в таких словах: " Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата " (1Пет.5: 12). Также и святой апостол Павел во втором посланий к Коринфянам: " Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном " (2Кор.1: 19). Апостол Силуан был епископом в Солуни36, где, претерпев немало бедствий во время своих подвигов для утверждения святой веры Христовой, отошел к Подвигоположнику Христу.37 Святой Крискент38, о котором святой апостол Павел упоминает в своем втором посланий к Тимофею (Тим.4: 10), был епископом в Галатии39, а потом проповедовал Христа в Галлии. Там в городе Вьенне40, Крискент поставил епископом ученика своего, Захарию, и снова возвратился в Галатию, где и скончался мученически в царствование Траяна41. Святой Крисп, о котором упоминают Деяния Апостольские в следующих словах: " Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим " (Деян.18: 8), и о котором святой апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что он " крестил Криспа " (1Кор.1: 19), был епископом на остров Эгин, близ Пелопоннеса42, между Эгейским и Ионическим морями. Скончался в мире. Святой Епенет43, о котором упоминает святой апостол Павел в посланий к Римлянам говоря: " Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа " (Рим.16: 5), был епископом в Карфагене44. Святой Андроник, о котором святой апостол Павел упоминает в том же посланий к Римлянам, говоря: " Приветствуйте Андроника", и называет его своим сродником и сопленником, одним из важнейших апостолов ранее его уверовавших во Христа (Рим.16: 7), был епископом в Паннонии45. Скончался в мире46. Святой Стахий47, о котором упоминает святой апостол Павел в том же посланий, говоря: " Приветствуйте и Стахия, возлюбленного мне " (Рим.16: 9), был святым апостолом Андреем Первозванным поставлен первым епископом Византийским. Вместе с ним святой Стахий воздвиг в Аргирополе48церковь, куда собиралось много верующих и он поучал их заповедям Христовым. Святой Амплий, о котором святой апостол Павел упоминает в том же посланий, говоря: " Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе " (Рим.16: 8), был епископом в городе Диосполе49, где проповедовал Христа. Скончался в городе Одиссе50, будучи умерщвлен еллинами за свою проповедь о Христе51. Святой Урван, о котором святой апостол Павел вспоминает в том же послании, говоря: " Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе " (Рим.16: 9), был епископом в Македонии52и скончался мученически53. Святой Наркисс54, о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании, говоря: " Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе " (Рим.16: 11), был епископом в Афинах55. Святой Апеллий56, о котором упоминает в том же послании святой апостол Павел говоря: " Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе " (Рим.16: 10), был епископом города Смирны57. Святой Аристовул, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: " Приветствуйте верных из дома Аристовулова " (Рим.16: 10), был епископом в Британии58и там после долгих трудов и страданий скончался59. Святой Иродион или Родион, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: " Приветствуйте Иродиона, сродника моего " (Рим.16: 11), был епископом в Патрах60. Скончался мученически в Риме61. Святой Агав имел дар пророчества. О нем упоминается в Деяниях Апостольских в таких словах: " пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников " (Деян. 21: 10-11; ср. 11: 28). Апостол Агав проповедовал во многих странах и многих обратил к Христу.62 Святой Руфь63, о котором упоминает святой апостол Павел в Послании к Римлянам, говоря: " Приветствуйте Руфа, избранного в Господе " (Рим.16: 13), был епископом в Фивах, городе Греции64. Святой Асинкрит, который упоминается в том же послании (Рим.16: 14), был епископом в Гиркании, малоазийской области, где много пострадал за имя Христово65. Святой Флегонт66, упоминаемый в том же послании (Рим.16: 14), был епископом в Марафоне, городе Фракии67. Святой Эрм, который упоминается в том же послании (Рим.16: 14), был епископом в Филиппополе68, где и скончался мученически69. Святой Патров, упоминаемый в том же послании (Рим.16: 14), был епископом в Неаполе70и Путеолахе71, где многих обратил к Христу72. Святой Ермий73, о котором упоминается в том же послании, был епископом в Далмации74. О сих пяти апостолах упоминает святой апостол Павел в послании к Римлянам в таких словах: " Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия " (Рим.16: 14). Святой Лин о котором упоминает святой апостол Павел во втором посланий к Тимофею (2Тим.4: 21), был епископом в Риме, после святого апостола Петра75. Святой Гаий76, о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Римлянам говоря: " Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви " (Рим.16: 23), был епископом в Ефесе, после святого Тимофея. Святой Филолог, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: " Приветствуйте Филолога " (Рим.16: 15), святым апостолом Андреем был поставлен в епископа в Синопе77, где и скончался в мире.78 Святой Лукий или Лука79, о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании (Рим.16: 21), был епископом в Лаодикии Сирской80. Святой Ясон, который упоминается в том же послании (Рим.16: 21), был епископом в Тарсе81, где много пострадал за имя Христово. Скончался в глубокой старости в мире82. Святой Сосипатр также упоминаемый в послании к Римлянам (Рим.16: 21), был епископом в Иконии83. Скончался Сосипатр в мире84. О последних трех апостолах святой апостол Павел в послании к Римлянам пишет так: " Приветствуют вас и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои " (Рим.16: 21). Святой Олимпан или Олимп, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании (Рим.16: 15), присутствовал при страдальческой кончине святого апостола Петра в Риме, и потом сам вместе со святым апостолом Иродионом был обезглавлен по повелению Нерона, как пишет Метафраст в сказании на день святых апостолов Петра и Павла85. Святой Тертий писал послание святого апостола Павла к Римлянам, о чем он сам говорит в этом послании: " Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание " (Рим.16: 22). Он был вторым епископом в Иконии, после святого Сосипатра и там стяжал себе мученический венец86. Святой Ераст87, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании (Рим.16: 23), был диаконом и казнохранителем иерусалимской церкви, а потом епископом в Панеаде88. Святой Куарт или Кварт89, о котором упоминается в том же послании, был епископом в Берите. Об этих двух апостолах святой апостол Павел пишет так: " Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт " (Рим.16: 23). Святой Евод был епископом Антиохийским после святого Петра. О нем упоминает святой Игнатий Богоносец в своем послании к Антиохийцам, говоря: " Поминайте блаженного Евода, отца вашего, он же первый ваш пастырь ". Скончался мученически90. Святой Онисифор, о котором упоминает святой апостол Павел во втором послании к Тимофею, говоря: " Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих " (2Тим.1: 16), был епископом в Колофоне91и Кирине92. Скончался мученически93. Святой Климент94, о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Филиппийцам, говоря: " подвизавшийся вместе со мною и с Климентом " (Флп.4: 3), был епископом в Сардике95. Святой Сосфен, который после святого Криспа был начальником иудейской синагоги в Коринфе, обращен был в христианство святым апостолом Павлом. О нем в Деяниях Апостольских говорится: " А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем " (Деян.18: 17). Его имя упоминает и сам святой апостол Павел наряду со своим в послании к Коринфянам, которое начинается так: " Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат " (1Кор.1: 1). Впоследствии святой апостол Сосфен был епископом в Колофоне96. Святой Аполлос упоминается в Деяниях Апостольских: " Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно " (Деян.18: 24-25). Упоминает о нем и святой апостол Павел в первом посланий к Коринфянам говоря: " Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог " (1Кор.3: 6). Впоследствии Аполлос был в Крите97и еще поздние был епископом Кесарии98. Святой Тихик упоминается в Деяниях Апостольских (20: 4) и в посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (4: 7) и к Ефесянам, где говорится: " дабы и вы знали о моих делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши " (Еф.6: 21-22). И снова, во втором посланий к Тимофею, апостол Павел говорит: " Тихика я послал в Ефес " (2Тим.4: 12; ср. Тит.3: 12.). Тихик был епископом Колофонским после святого Сосфена99. Святой Епафродит100упоминается в послании святого апостола Павла к Филиппийцам, где апостол Павел говорит: " Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей " (Флп.2: 25). Епафродит был епископом в Адриаке101. Святой Карп, о котором святой апостол Павел упоминает во втором послании к Тимофею в таких словах: " Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги " (2Тим.4: 13), был епископом в Берии Фракийской102. Окончил жизнь в мире103. Святой Кодрат был епископом в Афинах и Магнезии104, где, проповедуя слово Господне, принял от руки афинян мученическую кончину105при царе Адриане106. Святой Марк, он же и Иоанн, о котором как спутнике Павла и Варнавы, много раз упоминают Деяния Апостольские, как например, в следующем месте: " А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком " (Деян.12: 25 и др.), был епископом в городе Библосе, в Финикии107. Святой Марк творил многие чудеса и имел такую благодатную силу, что от одной его тени исцелялись болящие108. Святой Зина, по прозваний Законник т. е. учитель закона Моисеева, о котором святой апостол Павел упоминает в послании к Титу, говоря: " Зину законника позаботься отправить ко мне " (Тит.3: 13), был епископом в Диосполе. Святой Аристарх о котором упоминается в Деяниях Апостольских (19: 29) и в посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (4: 10) и к Филимону (1: 23), был епископом в городе Апамеи109. Святой Пуд, о котором упоминает святой апостол Павел во втором посланий к Тимофею, говоря: " Приветствует тебя и Пуд " (2Тим.4: 21), был членом римского сената. Он был человек благочестивый, принимал в своем доме святых апостолов Петра и Павла и многих верующих. Впоследствии дом его был обращен в церковь, которая называлась " Пастырскою" и в которой, по преданий, священнодействовал святой апостол Петр. Святой Трофим, о котором дважды упоминают Деяния Апостольские (Деян. 20: 4; 21: 29) и святой апостол Павел в том же послании к Тимофею, говоря: " Трофима же я оставил больного в Милите " (2Тим.4: 20), вместе с апостолами Пудом и Аристархом сопутствовал во всех гонениях апостолу Павлу и, наконец, когда святой апостол Павел в Риме при Нероне был усечен мечем вместе с своими двумя сотоварищами также был обезглавлен110. Святой Марк111, племянник апостола Варнавы, был епископом в Аполлониаде Вифинской112. О нем упоминает святой апостол Павел в послании к Колоссянам вместе с выше упомянутым апостолом Аристархом: " Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы " (Кол.4: 10). Святой Артема113, о котором говорит святой апостол Павел в послании к Титу: " Когда пришлю к тебе Артему " (Тит.3: 12), был епископом в Листрахе114. Святой Акила, о котором упоминается в Деяниях Апостольских (Деян.18: 1-3) и в посланиях апостола Павла (Рим.16: 3-4 и др.), был епископом в Гераклее, слово же Божье проповедовал в Азии и Ахаии и за проповедь свою приял мученический венец115. Святой Фортунат, о котором упоминает святой апостол Павел в первом посланий к Коринфянам (16: 17-18), неустанно трудился, проповедуя имя Христово; и после многих трудов воспринял блаженную кончину. Святой Ахаик, о котором вместе с Фортунатом упоминает в том же послании к Коринфянам святой апостол Павел, говоря: " Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили " (16: 17-18). Святой Дионисий Ареопагит, о котором упоминают Деяния Апостольские (17: 34), сначала был епископом в Афинах, а потом проповедовал Христа в Галлии116и здесь был обезглавлен. О том, что и он принадлежал к апостольскому лику, свидетельствует Евсевий, епископ Кесарии Палестинской117, который, перечисляя 70 апостолов говорит: " прибавь к ним того Ареопагита, по имени Дионисия, о котором Лука в Деяниях Апостольских пишет, что он был обращен к вере проповедь Павла в Афинах". Святой Симеон по прозванию Нигер; о нем упоминает в Деяниях святой апостол Лука, говоря: " В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер " (Деян.13: 1). О том же, что и он принадлежал к лику апостольскому, свидетельствует святой Епифаний, поставляя его между апостолами, ибо он так перечисляет их имена: " Марка, Луку, Иуста, Варнаву, Апеллия, Руфа, Нигра (т. е. Симеона Нигра) и прочих семьдесят два118. Таким образом, святой Епифаний удостоверяет нас, что лик сих меньших апостолов состоит из семидесяти двух лиц, и что святые Симеон Нигер - был один из этого числа апостолов. Кроме того, святой Иоанн Дамаскин119, в Октоихе пятого гласа в среду на вечерне, после двенадцати апостолов упоминает и собор семидесяти двух апостолов. Благодатными молитвами всех сих апостолов да сподобимся и мы быть причастниками небесного блаженства и лицезреть Высшего Апостола и Архиерея исповедания нашего Иисуса Христа, восхваляя его с Богом Отцом и Святым Духом, во веки веков, аминь. Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, в первой книге своей истории, в двенадцатой главе пишет следующее: " им каждого (из двенадцати) апостола Христова довольно известно всякому из свидетельства евангельских, а перечня семидесяти апостолов вполне точного, нет нигде. Если же внимательнее всмотреться в дело, то можно найти их более семидесяти, придерживаясь только одного свидетельства святого апостола Павла, который в первом посланий к Коринфянам говорит: " Что явился ( Христос по воскресений Своем) Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили " (1Кор.15: 5-6). Из таковых многих трудившихся в деле благовествования о Христе, в первенствующей Церкви, просветивших верою разные страны подобно святым апостолам, и достойных поэтому имени апостольского, о некоторых упомянем здесь особливо. Святой Лазарь, бывший мертвым в течение четырех дней и воскрешенный Господом. Во время гонения на церковь Иерусалимскую, после убиения святого первомученика Стефана, он был изгнан из пределов Иудеи (Деян.8: 1) и пущен в море на лодке, без весел вместе со святым учеником Господним Максимином и со святым Келидонием, который родился слепым, но был исцелен Господом. По Божественному произволению, лодка приплыла к острову Кипру и святой Лазарь начал проповедовать в городе Кидонии о Христе. Впоследствии он был в этом город рукоположен апостолом Варнавой в сан епископа, и там же на острове Кипре он почил в мире. Святое тело его спустя много лет было обретено на том острове в мраморном ковчеге, на котором была надпись: " четверодневный Лазарь, друг Христов" 120. Святой Иосиф, происходивший из Аримафеи121и бывший тайным учеником Иисуса Христа, а потом испросивший пречистое его тело у Пилата (Лк.23: 50-52; Мф. 27: 67; Мрк. 15: 42; Иоан. 19: 38), также был изгнан завистливыми иудеями из пределов иудейских и проповедовал Христа в Англии, где и преставился. Жителями Англии он почитается как апостол их страны122. Святой Никодим, приходивший к Иисусу ночью послушать его учения (Иоан.3: 1-2) и давший благой совет иудеям не осуждать его, прежде чьи услышать его Самого и рассмотрят его дело (Иоан.7: 50-51), а потом предавший вместе с Иосифом тело Иисусово погребению и намастивший его ароматами (Иоан.19: 39), - также пострадал от иудеев за веру во Христа и Апостольскую проповедь, и был изгнан из Иудеи123. Святой Гамалиил был учителем святого апостола Павла. Он подал благоразумный совет синедриону относительно проповеди святых апостолов, сказав: " если это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками" (Деян.6: 34-40). После мученической кончины архидиакона Стефана, он взял его тело и похоронил у себя в селе недалеко от Иерусалима. Также он скрывал изгнанного за проповедь Христову святого Никодима, которого и похоронил после кончины его, близ гроба святого первомученика Стефана, где потом был погребен и сам124. Евнух царицы Эфиопии Кандакии, крещенный святым апостолом Филиппом на дороге (Деян.8: 26-39) и обративший эту царицу к Христу, был первым проповедником о Христе в Эфиопии125, где и скончался мученическою смертью. Святой Закхей, который принял с радостью в доме своем Господа и услышал от Него: " ныне пришло спасение дому сему " (Лк.19: 1-10). По вознесении Господнем Закхей последовал за святым апостолом Петром им был поставлен епископом Кесарии Палестинской126, где и проповедовал о Христе127. Святой Корнилий сотник, крещенный святым апостолом Петром (Деян. 10 гл.), которым был потом поставлен епископом, проповедовал Христа в городе Скепсии128, где и скончался с миром129. Святой Логгин сотник, который стоял на страже при кресте Господнем и исповедал, что Иисус есть воистину Божий Сын (Мф.27: 54). После погребения Господа Логгин опять стоял на страже у гроба Господня и был очевидцем Воскресения Христова, о чем и свидетельствовал пред всеми. Впоследствии он проповедовал о Христе в Каппадокии, где и пострадал мученически130. Святой Игнатий Богоносец по преданию, то самое дитя, которое Господь взял на руки к Себе, и на которое указал Апостолам, сказав: " если не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18: 2-5; Мрк. 9: 37). Святым апостолом Петром он был рукоположен в епископа Антиохийского, где проповедовал о Христе. Окончил жизнь мученическою смертью в Риме, будучи отдан на растерзание львам131. Святой Поликарп был епископом города Смирны132. Он, подобно Апостолам, неустанно проповедовал слово Божье, писал послание ко вновь обращенным христианам и неусыпно заботился о благе и душевной пользе своей паствы. Блаженный Симеон Метафраст133в житии святого Игнатия Богоносца прямо называет Поликарпа божественным апостолом говоря: " прибыли они в Смирну и там святой Игнатий целовал святого Поликарпа, божественного апостола, своего соученика". Скончался мученическою смертью в Риме134. Святой Ерофей, один из членов Афинского ареопага135; святой вере христианской был научен святым апостолом Павлом, которым и был поставлен епископом в Афинах. Вместе с другими святыми Апостолами и святой Ерофей был перенесен по воздуху ко гробу Богородицы, по Успении Пречистой Богоматери в Иерусалим. Скончался мученически136. Святой Антипа, епископ Пергамский137, также пострадал за апостольскую проповедь о Христе138. О нем Сам Господь Иисус Христос в Откровении святого Иоанна Богослова, сказал так: " Антипа, свидетель мой верный, был убит " (Откр.2: 13). Святой Димитрий, о котором упоминает святой апостол Иоанн Богослов в своем третьем послании (1: 12). Святой Димитрий был епископом в Асийском городе Филадельфии139.
Кондак, глас 2: Христовых учеников лик седмьдесят, божественно вернии, в песнех восхвалим: теми бо вси навыкохом Троицу почитати нераздельную, и пребывают светильницы божественныя веры ________________________________________________________________________ 1Память его совершается Церковью 23 октября. 2Александрия - знаменитый город основанный Александром Македонским в 331 г. до Р. X., на берегу Средиземного моря, в Нижнем (Северном) Египте, при устье Нила. В древности был богатейший торговый и промышленный город. В настоящее время Александрия принадлежит к числу укрепленнейших портовых городов и важнейших торговых пунктов при Средиземном море, с населением до 230, 000 человек. 3Память его совершается 25 апреля, в день, его мученической кончины. 4Память святого апостола и евангелиста Луки празднуется православною Церковью 18 октября, а день перенесения святых мощей его 22 апреля. 5Беотия - область средней Греции. 6Как свидетельствует о сем святой Григорий Богослове в первом слове на императора Юлиана. 7По преданию в том самом доме, в котором он со святым Лукою узнал воскресшего Христа чрез преломление Им хлеба. 8Празднование памяти его установлено Церковью 27 апреля и 18 сентября. 9Медиолан - ныне Милан - значительнейший городе Северной Италии, в области Ломбардии; основан в глубочайшей древности и всегда имел большое значение. 10Память святого апостола Варнавы празднуется особо 11 июня. 11Елевферополь - город в южной Палестине, на дороге между Иерусалимом и Газой. В настоящее время здесь расположено селение, лежащее при выходе из равнины Сефельской в нагорную землю Иудину. Недалеко от него лежать развалины древнего Елевферополя. 12Празднование памяти его 30 октября. 13Память святого апостола Фаддея совершается Церковью 21 августа. 14Берит - нынешней Бейрут - древний город Финикии, на берегу Средиземного моря; в V веке процветал и славился своей высшей школой риторики, поэзии и праве; ныне - главный административный город Азиатско-Турецкой Сирии и важнейший торговый пункт Сирийского побережья, с населением до 180, 000 жителей. 15Дамаск - главный, богатейший торговый город Сирии, один из древнейших городов во всем мире; лежит к северо-востоку от Палестины, при реке Бараде протекающей чрез него, в прекрасной и плодоносной равнине, при восточной подошве Анти-Ливана. И в настоящее время г. Дамаск входящей в состав Турецкой империи, - один из богатейших городов Азии и имеет до 150 тысяч жителей. 16Память ап. Анании совершается 1-го октября. 17Память святого первомученика Стефана совершается Церковью три раза в годы 27-го декабря, в день мученической кончины святого, 15-го сентября, когда празднуется обретение мощей его, и 2-го августа, в день перенесения мощей святого Стефана из Иерусалима в Константинополь. 18Самария, как страна или область Палестины, занимала средину Палестины, на запад от Иордана. Границы ее к северу - Галилея, к югу - Иудея, к востоку - Иордан, к западу - Средиземное море. Самария, главный город страны Самарийской и некогда столица царства Израильского, находилась в расстоянии почти трех верст на север от Иерусалима. В настоящее время от древнего славного города не осталось камня на камне, - на Месте его стоить одна бедная деревенька Сабустье (прежде город Севастия). 19Траллия - Лидейский город на северо-запад Малой Азии. 20Память апостола Филиппа совершается Церковью 11-го октября. 21Никомидия - богатый и цветущий город в области Вифинии, в северо-западной части Малой Азии. От древней цветущей Никомидии и доселе, сохраняется много развалин, свидетельствующих о ее славном прошлом. 22Антиохия - столица Сирии, древнейший и богатейший город; Антеохия лежит при реке Оронте, верстах в 10 от впадения ее в Средиземное море, между горными хребтами Ливана и Тавра. В настоящее время Антиохия находится под Турецким владычеством и представляет собою небольшой и бедный городок, в котором насчитывается до 10 тысяч жителей. 23Бостра - город в Аравии. В древности был богатый торговый город. Теперь в развалинах. Сохранившиеся длинные ряды каменных магазинов свидетельствуют о его былом могуществе и богатстве. 24Память святых апостолов: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена празднуется всех вместе 28-ю июля; кроме того, память св. Никанора празднуется 28-го декабря и память св. Тимона 30-го декабря. 25Ефес главный город малоазиатской провинции Асии; расположен на реке Каистре. В настоящее время на месте древнего города Эфеса находится бедная турецкая деревушка, называемая Айся - Солюк. 26Память святого апостола Тимофея совершается Церковью 22-го января. 27Память св. апостола Тита совершается 25-го августа. 28Газа - один из самых древнейших Филистимских городов служивший пределом Хананеев на юге Палестины. Впоследствии этот цветущий город потерял все свое значение, и теперь только песчаные холмы и жалкие развалины служат свидетельством, что здесь существовал некогда великий город. Недалеко отсюда расположен новый город позднейшего происхождения, того же имени. 29Память святого апостола Филимона православная Церковь празднует 19-го февраля и 22-го ноября. 30В царствование римского императора Траяна около 109 года. Память св. апостола Онисима празднуется 15-го февраля. 31Города в Малой Азии. 32Колоссы - город в юго-западной части Фригии, при реке Ликусе, близ Лаодикии и Иераполя. В древности был большой, населенный, богатый город. В настоящее время это небольшая деревенька на одном из скатов горы Хокас, при которой сохранились еще развалины древнего города Колоссы. 33Память святого апостола Архиппа совершается Церковью 19 февраля и 22 ноября. 34Коринф - древнейший, знаменитый и богатый торговый город Ахали прекрасной и плодоносной равнине на юго-восточном углу Коринфского залива, между Ионическим и Эгейским морями. В настоящее время развалины древнего Коринфа находятся близ нынешнего Коринфа, называемого Куронто, который имеет около 5000 жителей. 35Память его празднуется 30-го июля. 36Солунь или Фесалоника - весьма значительный, древний город Македонии, лежал в глубине большого Солянского или Фермейского залива при Эгейском море (Архипелаг). В настоящее время город этот под именем Салоники, после Константинополя, первый торговый и мануфактурный город в европейской Турции, с весьма многочисленным населением. 37Память его совершается 30-го июня. 38Память св. ап. Крискента совершается 30-го июля. 39Галатия - небольшая гористая, но плодородная провинция Малой Азии, лежащая между Фригией, Вифинией, Понтом и Каппадокией. Название получила от Галатов - воинственных племен Галльского или Кельтического происхождения. 40Виенна - ныне Виеннь - древняя римская колония и потом столица различных государств основанных германскими племенами, расположена на левом берегу р. Роны. В настоящее время город богат остатками римских древностей. 41Траян - римский император- царствовал с 98-117 г. 42Пелопоннес - южная часть Греции. 43Память его Церковь празднует 30-го июля. 44Карфаген - древнейшая, знаменитая колония Финикиян на севере Африки, достигшая в древней истории высшей степени могущества и разрушенная в 146 г. До Р. X. На развалинах древнего Карфагена при первых Римских императорах возник новый Карфаген, который существовал, с большим блеском в продолжение весьма долгого времени. 45Паннония - одна из значительных придунайских областей Римской империи; ныне Паннония составляет часть Венгрии. 46Память святого апостола Андроника св. Церковь празднует три раза в году: 17-го мая, 30-го толя и 22-го февраля. 47Память его 31-го октября. 48Аргирополь, ныне Фундукли, предместье Константинополя, близ Перы и Галаты 49Диосполь находился в Палестине, к северу-западу от Иерусалима. 50Одисса - город в Мизии, в северо-западной части Малой Азии, ныне Варна- пристань у северо-восточной покатности Балкан на берегу Черного моря, имеет более 25, 000 жителей. 51Память его празднуется Церковью 31-го октября. 52Македония находилась к северу от Греции, между Иллирией, Фракией, Эгейским морем и Гетом или Балканом. Некоторое время она составляла независимое государство, которое особенно возвысилось и прославилось при царе Александре Великом. Во времена Апостолов Македония входила в состав Римской империи. Теперь она во власти Турок. 53Память св. апостола Урвана 31 октября. 54Память его 31 октября. 55Афины - столица древнегреческого государства; славилась своими постройками, статуями, развитием торговли и промышленности, и особенно школами. Здесь до позднейших времен (VI в. до Р. X.) находились знаменитые философские училища, в которых получали образование жители древних стран. 56Память его 31 октября. 57Смирна - знаменитый торговый город Ионии, на восточном берегу Эгейского моря (или Архипелага), один из древнейших городов Малой Азии Христианством была Смирна просвещена святым апостолом Иоанном Богословом. В настоящее время Смирна принадлежит Туркам, но и доныне сохраняется там православная вера христианская. Город остается и до сих пор одним из самых цветущих и очень населенных городов Турецкой империи. 58Британия - древнее название Англии. 59Память св. апостола Аристовула празднуется Церковью дважды в году: 16 марта и 31 октября. 60Патры или Патара, приморский торговый город в Малоазийской провинции Ликии (ныне Анатолия). Основан Финикиянами; ныне в развалинах. 61Память святого апостола Иродиона совершается Церковью 8 апреля и 10 ноября. 62Память его - 8 апреля. 63Память его празднуется 8 апреля. 64Фивы - главный город Беотии, области Греции. 65Память его - 8 апреля. 66Память его празднуется 8 апреля. 67Марафон - древний город во Фракии, лежавшей к северо-востоку от Македонии. 68Филипполь - древний укрепленный город во Фракии, ныне в Восточной Румелии, на реке Марице; доселе весьма значителен по своей промышленности и численности населения. 69Память его совершается Церковью 8 марта и 5 ноября. 70Неаполь - главный город провинции Итальянского королевства с тем же названием, расположен по северному берегу Неаполитанского залива. 71Путеолы - приморский город Италии на берегу Тирренского моря, близ Неаполя, в области Кампании. 72Память св. ап. Петрова 9 ноября. 73Память святого апостола Ермия празднуется православною Церковью дважды в год: 8 апреля и 31 мая. 74Далмация - южная часть иллирийской провинции, которая граничила на Севере с Паннонией, на западе с Италией и Адриатическим морем. 75Память его б ноября. 76Память его празднуется 5 ноября. 77Синоп - город на южном берегу Черного моря. 78Память его 5 ноября. 79Память его празднуется 10 сентября. 80Лаодикия Сирская - некогда главный город Фригии, на юго-запад ее, в Малой Азии, при реке Ликус; славился широкой торговлей. В настоящее время только одни развалины на одном невысоком холме, при опустошенном селении Эски-Гассара, служат памятником того древнего города. 81Тарс - большой и населенный город Киликии (юго-восточная провинция Малой Азии), в южной части ее, в плодоносной равнине, при реке Кидне, недалеко от кого впадающей в Средиземное море. И в настоящее время Тарс - еще довольно значительный торговый город. 82Память апостола Иасона празднуется 28 апреля. 83Икония - город на высокой плодоносной равнине внутри Малой Азии, при подошве горы Тавра; был некогда главным городом Ликаонии; ныне Кония, главный Малазийской Турецкой области Карамании. 84Память его - 28 апреля. 85Память св. ап. Олимпа празднуется 10 ноября. 86Память святого апостола Тертия празднуется Церковью 10 октября и 10 ноября. 87Память его 30 ноября. 88Панеада - город на севере Палестины; иначе называется - Кесария Филиппова. 89Память его 10 ноября. 90Кончина святого Евода последовала в 66 году по Рождестве Христовом, в гонение Римского императора Нерона. Память Евода празднуется 7 сентября. 91Колофон - древний город Лидий, в северо-западной части Малой Азии. В недавнее время открыты развалины этого города. 92Киринея - главный город области того же названия - находился в Ливии, на северном берегу Африки, на запад от Египта. Это был великолепнейший и богатейший город в северной Африке. В настоящее время от него остались одни развалины. 93Память святого апостола Онисифора празднуется Церковью дважды: 7 сентября и 8 декабря. 94Память его 10 сентября и 22 апреля. 95Сардика - древний Сардис или Сарды, богатый город Лидий, в Северо-западной части Малой Азии, бывший некогда столицею и резиденцией известного своим богатством царя Креза. Во времена апостольские был еще значительным городом; рано возникла там и христианская Церковь. В настоящее время здесь лишь ничтожная деревенька, и только развалины свидетельствуют о прошлом величии этого города. 96Празднование памяти святого апостола Сосфена совершается Церковью дважды в год: 30 марта и 8 декабря. 97Остров Крит, (называемый иначе Кандия - от главного города того же имени), находится в восточной части Средиземного моря, к югу от Эгейского моря. По своей обширности и плодородию назывался прежде " царицею островов" Средиземного моря. Христианство здесь началось еще во времена апостольские; первые начала его положены были очевидцами события Сошествия Св. Духа на Апостолов ибо при сем были и Критяне (Кн. Деяний Апостольских гл. 2, ст. 11). В настоящее время Критом владеют Турки. 98Память святого апостола Аполлоса празднуется Церковью дважды в год: 30 марта и 8 декабря. 99Память его празднуется 8 декабря. 100Память его празднуется 30 марта и 8 декабря. 101Адрия или Адриака - город во Фракии при Черном море, недалеко от Филиппе, города Македонского, лежавшего на границе с Фракиею. 102Берия - город в восточной части Македонии В нем проповедовал христианство апостол Павел между 40-65 гг. по Р. X. В настоящее время он называется Веррия или Кара Веррия (Черная Верия); в нем около 10000 жителей. 103Память апостола Карпа празднуется 26 мая. 104Магнезия - восточный полуостров и область Фессалии. 105Память его 21 сентября. 106Адриан - римский император - царствовал с 117 по 138 г. 107Библос - древний город в Финикии, недалеко от моря, между Триполисом и Беритом был знаменит как центр культа Адониса, которому здесь был построен великолепный храм. В настоящее время на месте Библоса небольшое местечко, называемое Джебель, в котором всего 600 человек жителей. Оно окружено развалинами римских времен и времени крестовых походов, а также обширными кладбищами, в которых находятся египетские и финикийские древности. 108Память его Церковь празднует 27 сентября. 109Апамея - один из городов Сирии. 110Память апостолов Аристарха, Пуда и Трофима празднуется святою Церковью 15 апреля. 111Память его совершается 30 октября. 112Аполлониада - город в Вифинии, северной области Малой Азии, впоследствии причисленной к Лидии 113Память его 30 октября. 114Листры - один из городов Ликаонии, серединной области Малой Азии, граничащей с Фригией. Здесь апостол Павел исцелил хромого, и язычники, при виде сего чуда, признали его и Варнаву за богов (Кн. Деяний Апостольских гл. 14, ст. 6-18). 115Память его празднуется 14-го июля. 116Галлия - нынешняя Франция. 117Евсевий - долгое время занимавший епископскую кафедру в Кесарии Палестинской и близко стоявший ко многим великим событиям своего времени, известен как отец церковной историй и вообще богослов сочинения коего высоко ценились в христианской Церкви, отличался обширною ученостью; жил с 268 по 340 г. Евсевий собрал во едино все записи и повествований о мучениках в сборнике, носящему название: " Собрание древних мученичеств". Сборник сей содержал в себе сказания о мучениках, епископах, исповедниках, святых женах и девах по всем епархиям. Он состоял по мнению одних из 20-ти, а по свидетельству другие - из 16-ти книг. 118Св. Эпифаний - современник святого Иоанна Златоуста; был епископом на острове Кипре в течение 36 лет. Известный отец Церкви, оставивший после себя много творений, направленных против ересей его времени. Скончался в 408 году. Память его празднуется 12-го мая. 119Св. Иоанн Дамаскин - замечательнейший христианский песнописец и богослов скончавшийся в 776 году. За его ревностную защиту св. икон против иконоборцев ему была отсечена рука, но, по изволению Божью, вновь приросла к телу. Память его празднуется Церковью 4-го декабря. 120Память святого Лазаря четверо дневного празднуется Церковью 17-го октября, когда вспоминается перенесение мощей его с о. Кипра в Царьград. 121По Евсевию и Иерониму, Аримафея тоже, что Рама или Рамафа - город на горе Ефремовой, на два часа пути к северу от Иерусалима, недалеко от Лиды; иначе называется Рамафаим-Цофим. Он был отечеством Иосифа Аримафейского, одного из учеников Христовых (Иоан. гл. 19, ст. 38), члена верховного совета иудейского, который в своем гробе, высеченном в скале, похоронил Иисуса Христа. 122Празднества святому Иосифу не положено, но он вспоминается в неделю " жен мироносиц". 123Память святого Никодима празднуется Церковью 2-го августа и в неделю " Жен Мироносиц". 124Вместе со св. Гамалиилом скончался и благочестивый сын его Авив, который также веровал во Христа; память святых Гамалиила и Авива празднуется Церковью 2-го августа, в день перенесения мощей их. 125Эфиопия - в Африке, соответствует нынешней Абиссинии. Она находилась в верховьях реки--Нила и граничила с Фивалдискою областью Египта на севере, с Ливией на западе, с южною Эфиопией на юге и с Аравийским заливом и Черным морем на востоке. 126Кесария Палестинская - город на восточном берегу Средиземного моря, построенный царем иудейским Иродом на месте древнего города Стратон и названный так в честь Кесаря Августа (римского императора Октавия Августа). Город сей подвергался неоднократным разрушениям и в настоящее время на его месте - только развалины, покрытые дикими растениями. 127Воспоминание о святом Закхее Церковь совершает в 32 неделю, пред началом постной триоди. 128Скепсия - город в западной малоазийской провинции Мизии. 129Память святого Корнилия совершается 13-го сентября. 130Память святого Логгина сотника празднуется Церковью 16-го октября. 131Память святого Игнатия Богоносца празднуется Церковью два раза в годе: 29-го января, когда вспоминается перенесение мощей его учениками из Рима в Антиохию и 20-го декабря, день кончины святого. 132Смирна знаменитый торговый город Ионии, на восточном берегу Эгейского моря (или Архипелага), при устье реки Мелес один из древнейших городов Малой Азии, Христианская вера была насаждена в Смирне святым апостолом Иоанном Богословом. Смирна в настоящее время принадлежит Туркам, но и доселе там сохраняется и процветает православная христианская вера. Город остается и теперь одним из самых цветущих и очень населенных городов империи. 133Симеон Метафраст - известный церковный писатель X в. (940 г.), составитель и собиратель Житий Святых, что он делал по поручению константинопольского императора Константина VII (912-954 г.). Движимый великою ревностью к славе святых подвижников, Симеон не только собрал повествованья о них, но многие из них переработал отчасти сократил и, что важнее всего, старинную, тяжелую и во многом неудобопонятную речь заменил современным ему чистым и лучшим слогом. За это Симеон и получил наименование Метафраста, что значит: пересказчик перелагатель. его труды в этой области послужили впоследствии главным источником для Четиих-Миней св. Димитрия Ростовского. 134Память св. Поликарпа празднуется 23-го февраля. 135Ареопаг - верховный Афинский государственный совет и судилище. 136Память священно мученика Ерофея празднуется 4-го октября. 137Пергам - город в великой Мизии (в северо-западной части Малой Азии), был столицею Пергамского царства. В древности он славился богатством роскошью и обширной библиотекой, также изобретением, или вернее усовершенствованием обработки пергамента, (что заменяло теперешнюю писчую бумагу). Впоследствии этот город был присоединен к Римской империи. О нем упоминается в Апокалипсис (гл. 2, ст. 12). 138Память его празднуется св. Церковью 11-го апреля. 139Филадельфия - город Лидийский в Малой Азии, недалеко от Сард при подошве горы Тмолуса. Название получил от своего основателя Аштала II Филадельфа, царя Пергамского. В древности он был богатым, цветущим городом с большим числом жителей. В настоящее время это небольшой христианский городок под властью Турок.
Житие святого Евстафия, архиепископа Сербского1 С вятой Евстафий жил и подвизался во второй половине тринадцатого столетия, в дни благочестивого сербского короля Стефана Уроша II Милутина, правившего Сербией с 1262 года по 1320. Родился он в области Будимльской2 от благочестивых родителей. Горячо любя своих родителей, он с раннего детства укреплялся в любви к Богу: избегая суетных забав он старался усваивать добрые нравы, постоянно ходил в церковь и с наслаждением внимал божественному пению и чтению, запоминал слышанное, и старался уразуметь смысл оного. Раз он приходит к своим родителям и говорит: - У меня возгорелось сильное желание учиться, отдайте меня на изучение словес книжных. Родители, слыша такие слова, возрадовались, возблагодарили Бога, внушившего такое благое желание их детищу, подыскали учителя, отдали ему своего сына на обучение книжной мудрости. Споспешествуемый благодатью Святого Духа, он вскоре выучился, так что, будучи молодым учеником, он являлся сведущее многомудрых учителей. Юноша нисколько не думал и не заботился о еде, питье, одежде, мало думал даже о родителях но, всецело направив ум свой на божественное учение, всю свою сердечную любовь и упованье возложил на Господа. Достигнув же большей зрелости и строго размыслив о своем призвании, он решил оставить родительский дом и идти в путь Господень. Он отправился в область Зетскую3, в монастырь архангела Михаила, где находилась Зетская епископская кафедра. Здесь от епископа Неофита он принял пострижение в иноческий чин и начал жизнь подвижническую, строго выполняя монашеские обеты. Отличаясь воздержанием чистотою жизни, изнуряя себя постом и бдением, он неукоснительно спешил в церковь на дневные и ночные службы, строго соблюдал келейное молитвенное правило, а в остальное время предавался богомыслию и умной молитве. Не имея никакой собственности, он старался сберегать от урочной своей монастырской доли в пище и одежде для раздачи нищим. Подвизаясь в монастырской тишине с полным смирением, он скоро, однако, сделался известным по всей той стране, как великий подвижник, подражавший древним отцам. Не довольствуясь иноческим подвижничеством в своем монастыре, Евстафий горел желанием посетить святой град Иерусалим, чтобы поклониться гробу Господню и прочим святыням на месте страстей Господних. Не открывая никому своего намерения, он обратился с горячею молитвою к Господу Иисусу Христу, чтобы Он сподобил его благополучно совершить путь во святой град и видеть то место, где Он пролил Свою кровь за спасение рода человеческого и где сотворил великие чудеса. Молитва угодника была услышана. Когда он размышлял о том, где бы обрести ему богобоязненных спутников являются к нему как бы посланные Самим Господом два инока и сообщают в беседе, что они идут в Иерусалим поклониться гробу Господню и честным страстям Христовым. Возблагодарив Господа Бога и поклонившись пречистому его образу и образу архистратига Михаила, с радостью и весельем в сердце он пустился в давно желанный путь. При помощи Божьей он легко и благополучно совершил путь и достиг Иерусалима. Здесь он с благоговением поклонился гробу Господню и всем святыням на месте страстей Господних; не спеша, обходил он все святые места и насладился их созерцанием. Посетил он и все окрестности Иерусалима, где жительствовали преподобные и богобоязненные мужи-подвижники, наблюдал и усваивал их правила жизни и подвигов. Пробыв долгое время в святой земле, он отправился в обратный путь, но не прямо на родину, а на святую гору Афонскую, желая видеть тамошнюю иноческую жизнь и насладиться душеполезными беседами относительно подвижничества и чистоты душевной и телесной. Придя на святую гору, преподобный Евстафий поселился в Сербском монастыре Пресвятой Богородицы Хиландарском построенном святым Симеоном в мире - великим Сербским жупаном Стефаном Неманей, и сыном его Саввой, первым архиепископом Сербским. Здесь он с великим усердием предался подвигам монашеским, со смирением и покорностью исполняя всякую работу, которая ему назначалась в послушание, неопустительно посещая все церковные службы и предаваясь наедине ночной молитве и богомыслию. Так провел он много лет и сделался известным среди всех афонских подвижников. Многие древние старцы, а не только более молодые иноки, почасту приходили к Евстафию и вели с любовью и духовным утешеньем душеспасительные беседы. После нескольких лет такой подвижнической жизни, общим советом и убеждением собора всей святой горы Евстафий возведен был в сан игумена Хиландарского монастыря. Став правителем монастыря, Евстафий еще усерднее стал подвизаться, подавал пример во всяком труде и добродетели, уча словом и делом. Заняв такое видное место и ведя добродетельную жизнь, преподобный Евстафию приобрел большую известность и всеобщую любовь не только у афонских подвижников, но и у мирян, не только у простых людей, но и у вельмож и царей. Все спешили оказать Евстафию честь и давали щедрые дары. Но эти дары он не для себя собирал, а щедрою рукою раздавал бедным вдовам сиротам неимущим пропитания и крова. Неудивительно, что при таких достоинствах и добродетелях преподобный Евстафий был избран и рукоположен в епископа Зетской епархии, в которой он принял пострижение. Став владыкой, опытный в духовной жизни и в делах церковных, Евстафий с великим успехом отправлял свои пастырские обязанности, стал самым видающимся сербским епископом, и когда скончался сербский архиепископ Иоанникий, благочестивый король сербский Стефан Урош Милутин созвал собор епископов игуменов и бояр, и этот собор единогласно избрал на сербский архиепископский престол св. Саввы сего благочестивого Зетского епископа Евстафия. Преподобный Евстафий по своему смирению пытался было отказываться от столь высокого сана, соединенного и с великою ответственностью, но его слов не послушали, и он вскоре торжественно при всем соборе возведен был на архиепископский престол. Св. Евстафий покорился промыслу Божью и возблагодарил Господа Бога в горячей молитв за его великие милости, которых он считал себя недостойным. Неослабно трудясь на спасение своей души, святой Евстафий приложил горячие заботы о благе вверенной ему сербской церкви. Архиепископская сербская кафедра тогда уже обладала большими богатствами, и святой Евстафию приложил все старания к тому, чтобы ни одна церковь его области не испытывала недостатка в насущных потребностях щедро уделяя из сбережений своей кафедры на нужды церквей бедных. Немного лет правил святой Евстафий сербскою церковью: чрез семь лет после своего вступления на высокую кафедру он впал в болезнь и увидел приближение своей кончины. Находясь в предсмертной болезни, он не роптал, но с радостью ждал исхода из сего земного мира в обители небесные. Находясь тогда в своей архиепископии, в Жиче4, он усердно готовился и молил Господа о даровании ему мирной кончины. Вокруг постели больного собрался весь церковный Сербский собор: окрестные епископы, игумены монастырей и чернецы, и весь, причт церковный; все плакали, видя приближение кончины своего учителя и архипастыря. Но больной, привстав с постели, обратился к плачущим: - Оставьте таковую жалость, " Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе " (Пс.33: 4). Все присутствовавшие от плача обратились к молитве и песнопениям на исход души. Затем святой Евстафию приобщился Святых Таин и после некоторого отдохновения обратился к окружающим: - Идите, возлюбленные, воздадим взаимно последнее целование, ибо я уже разлучаюсь с вами. Много рыданий вызвало это прощание у духовных чад святого Евстафия. Наконец воздев руки к небу, он произнес: - Ведающий кончину жизни каждого, Боже богов и Господь господней, в руки Твои предаю дух мой! Так благолепно и славно преставился святой Евстафию, радуясь о Господе. Собравшиеся при гробе духовные лица, совокупно с мирянами, совершили торжественное погребение в Жиче, в храме Спасителя, положив тело в мраморной раке, которую ранее приготовил себе сам Евстафий. Вскоре после погребения, внутри помянутого храма Спасителя, стали совершаться при раке почившего знамения и чудеса. Иногда видели у раки, как будто горящие свечи, иногда ночью ясно слышали у гроба какие-то речи, говор, как будто тут собралось много тысяч людей. Один человек, служивший при храме Спасителя, страдал болезнью носа. Много испробовал он средств и много истратил денег на излечение, но пользы не было. Потеряв надежду на земные средства, больной обратился с горячей молитвой к Господу Богу и Пречистой его Матери в храме Спаса, стоя неустанно за всяким богослужением у раки преподобного Евстафия. В одну ночь больной видит во сне, что он стоит, как по обычаю и наяву, подле раки Евстафия; к нему является благолепный муж в святительской одежде и спрашивает в чем он нуждается. Больной рассказал все по-ряду. Тогда пришедший муж говорит: - Меня Господь послал исцелить тебя, только не согрешай более, чтобы не пострадать хуже. С этими словами он перекрестил больного и коснулся его раны. Больной спросил: - Кто ты такой, владыка святой? Пришедший отвечал: - Я раб Христов инок по имени Евстафий, лежащий в сем месте. Больной проснулся и ужаснулся; с трепетом он поспешил к тогдашнему архиепископу Иакову и сообщил ему и всему собору об этом чудесном видении. Больной тогда же совершенно исцелился, и все прославили Господа и его святого Евстафия. Чудеса при гробе Евстафия стали умножаться. Однажды нашли три цветка дивной красоты, выросшие на его мраморной раке, хотя она представляла совершенно сухой камень, - ни земли, ни даже никакой влаги не было на ней. Это чудесное знамение навело всех на мысль, что Бог прославляет Своего угодника и обновляет тело его нетлением. Тогда же одному из иноков того монастыря, экклисиарху, в ночном видении является некий страшный юноша с пламенным оружием в руках и с гневом говорит: - Почему вы нерадите, видя таковые знамения? или не разумеете, что телу усопшего не предназначено видеть истления, но оно должно быть изъято из земли? О всех сих чудесах возвещено было благочестивому королю Урошу Милутину, который, по совещании с архиепископом повелел торжественно открыть раку, в которой и обретено было тело святителя Евстафия нетленным и положено открыто в новой реки. Спустя некоторое время, в виду опасности от неприятельских нашествий, мощи святого Евстафия, старанием архиепископа Иакова, перенесены были из Жичи в Ипек (или Печь)5и поставлены в тамошнем архиепископском кафедральном храме святых апостолов Петра и Павла. ________________________________________________________________________ 1Житие святого Евстафия написано его младшим современником святым Даниилом II, архиепископом Сербским, и вошло в состав его " Родослова" или " Цароставника": лучшее издание в книге: " Жизни короля и архиепископа сербского", изданной Даничичем в 1866 г. стр. 292-319. Житие св. Даниила см. под 20 декабря в сих Минеях-Четьих. 2Будимльская область или " жупа" находилась там, где теперь в северо-восточной Черногории живет сербское племя Васоевичи. Ныне существует там село Будимль. В древности Будимльская епархия имела кафедру в монастыре св. Георгия, который и теперь существует в полуразвалинах к северу от городка Гусинье в селе Беране. 3Область Зетская, Зета, или в древности Диоклея, ныне Черногория. Монастырь св. Михаила находился на восточном берегу Которского залива, недалеко на юге от города Котора. 4Монастырь Жича (Житьча, Жидьча), существующий до настоящего времени, находится на правом берегу реки Ибра, недалеко от впадения ее в Сербскую Мораву, в пределах теперешнего Сербского королевства. 5Ипек, Пешть, Печь - второе место пребывания Сербских архиепископов; город с монастырем существует и теперь и находится в Старой Сербии, (принадлежащей Турции) на речке Быстрице, впадающей в Белый Дрин в его верховьях.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы