Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память преподобного отца нашего Иоанна епископа Готфского
С вятой отец наш Иоанн жил в стране Готфской1 в царствование императора Константина2. Он родился по молитве своих родителей, как в древности пророк Самуил (1Цар1: 9-20), и, с юных лет предавшись иноческим подвигам, стал жилищем Христа. Он совершил путешествие в Иерусалим и, обошедши в течение трех лет все святые места, возвратился в отечество. В то время император Константин перевел тамошнего епископа в Ираклию Фракийскую3, и православные христиане готфские усиленно стали просить святого Иоанна быть у них епископом. Они препроводили его в Иверию4, где он принял епископское рукоположение и после этого снова возвратился в родную страну. Когда в его стране произошли неустройства, произведенные каганом5, который истребил мечем много невинного народа, то он едва нашел возможность бежать и прибыл в Амастриду6, где и прожил четыре года. Услышав о смерти кагана, он сказал бывшим при нем: - Чрез сорок дней я пойду судиться с ним пред Христом. Так действительно и случилось. Спустя сорок дней после этого святой Иоанн поучал народ, наставляя его к душевному спасению, и в это время предал дух свой Господу7. Тотчас же согласно его предсказанию к пристани прибыл корабль, и тогда святейший епископ амастридский Георгий, положив тело его во гроб, со свечами и каждением в сопровождении всех жителей города проводил на корабль. На корабле тело святого было доставлено в монастырь его Парфенит8 и погребено здесь на месте погребения иноков монастыря. На сем месте после погребения святого Иоанна совершалось и даже до настоящего времени совершается много чудес. Преподобный совершал много чудес и при жизни своей.
В тот же день память преподобного Корнилия Комельского, Вологодского чудотворца, скончавшегося в 1537 году в основанной им Комельской обители (в 5 верстах от г. Грязовца), где и почивают его святые мощи. ________________________________________________________________________ 1 Под именем Готфской страны разумеется здесь подвластная тогда Готам область на южном берегу крымского полуострова, известная под названием Тавроскифии. Местом жительства святого Иоанна был Парфенитский порт при подошве горы Аюдага. 2 Это был император Константин Копроним, известный в истории гонением на иконы; царствовал с 741 до 775 года. 3 Город Ираклия Фракийская, иначе Перинф, находился на берегу Пропонтиды, или Мраморного моря. Готфокий епископ в 754 году подписал определение иконоборческого собора и за это Константин Копроним поставил его митрополитом Ираклийским. 4 Иверия - нынешняя Грузия. В то время она не была заражена иконоборческою ересью, чем я объясняется то обстоятельство, что святой Иоанн препровожден был для епископского посвящения в эту страну. 5 Хазары заняли своим гарнизоном Дори, главный город епархии святого Иоанна, и он убедил властителя Готфии выгнать Хазар, но каган Хазарокий вновь овладел городом, многих казнил, а Иоанна отдал под стражу, от которой при помощи готфских христиан он бежал за море, в Амастриду. 6 Город Амастрида находился в древней римской малоазийской провинции Пафлагонии на берегу Евксинского или Черного моря. 7 Святой Иоанн скончался 26 июня в конце VIII века, около 790 года. 8 В прологе местом погребения святого Иоанна ошибочно назван Парфенон. Последний находился близ Херсонеса крымского, а тот монастырь, где было погребено тело святого, расположен был у подошвы горы Аюдага. Здесь святой Иоанн жил и здесь же построил большой храм во имя святых Апостолов Петра и Павла, возобновленный в 1425 году митрополитом всей Готфии Дамианом и ныне не существующий.
Страдание святого мученика Фалалея, Память 20 мая В царствование Нумериана1 игемон Феодор воздвиг гонение на Церковь Божию в городе Эгее2 и предавал различному роду смерти верных рабов Христовых. В это время был взят мучителями и христианский юноша, по имени Фалалей, прекрасной лицом и телосложением, с белокурыми волосами, лет восемнадцати от роду, по занятию врач, безмездно лечивший всякие болезни. Юноша был поставлен пред нечестивым судилищем в храме Адриана3. Посмотрев на него и удивившись красоте его, игемон сказал окружающим: - Где взяли вы сего прекрасного юношу? Те же отвечали: - Идя в город Аназар4, мы увидели его впереди нас; он же, заметив нас, быстро скрылся в дубраве. Мы начали старательно отыскивать его и едва нашли его, сидящего под дикою маслиною; затем мы взяли его и привели к тебе на суд. Сказал игемон святому: - Скажи нам, юноша: какой ты веры, из какого города, кто твои родители и как тебя зовут? Отвечал святой: - Я - христианин, имя мое - Фалалей, родом из Ливана5, отец мой, по имени Берукий, был воеводой; мать мою зовут Ромилия; имею еще и брата, состоящего в церковном причте, в сане иподиакона; научился я врачебному искусству от врача Макария. Когда все христиане, жившие в Ливане, бежали в горы и пустыни по причине гонения от язычников, я был взят и приведен к Эдесскому6 игемону Тиверию; будучи от него мучим, я исповедал имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога истинного и всеблагого, Создателя всех, и помощью Господа моего был избавлен из рук мучителей и бежал: ныне же, будучи взят опять, нахожусь в твоей власти. Делай со мной, что хочешь, ибо подобает мне умереть за Христа, небесного Бога, Спасителя моего. Сказал игемон: - Надеешься ли ты, окаянный, избежать рук моих, как избежал рук Тивериевых? Отвечал святой: - Не хочу уже больше бежать, ибо верую в Господа моего Иисуса Христа и надеюсь на Него, что Он не попустит мне быть посрамленным, но поможет мне претерпеть муки до конца. Вблизи святого стояли два палача, Александр и Астерий; игемон приказал им, чтобы они, провертев сверлом голени мученика и продев в отверстие веревку, повесили бы его. Но у них, по устроению Божию, отверзлись душевные очи и они, вместо святого, просверлили и повесили дерево. Один же из верующих, ученик святого Фалалея, по имени Тимофей, стоявший там и видевший всё, что происходило, кивнул святому головой, сказав: - Видишь ли, что они делают? Отвечал ему святой: - Молчи, брат; со мною Христос, помогающий мне. Игемон же, взглянув, увидел не мученика, а дерево висящее и сказал палачам: - Что это вы сделали? я велел вам повесить человека, а вы повесили дерево? И, разгневавшись, игемон, думая, что они насмехаются над ним, повелел обоих бить без милосердия. Они же, подвергаясь ударам, говорили: - Да будет благословенно имя Господне, потому что отныне и мы становимся христианами, ибо веруем в Господа Иисуса Христа и страдаем за Него! Услышав такие слова, игемон тотчас повелел усечь их мечем, и они, скончавшись страдальчески, получили венцы у Христа Бога вместе с прочими святыми мучениками. Святому же Фалалею игемон сказал: - Принеси жертву богам и будешь жив, и вкусишь блага мира сего. Отвечал мученик: - Не убедишь раба Христова принести жертву бесам. Игемон же, исполнившись ярости, захотел сам просверлить святому голени, но в ту минуту, когда хотел встать с своего места, почувствовал, что силы его ослабли и он не мог подняться с места. И все язычники, которые находились в Адриановом храме, видя происшедшее, громогласно воскликнули, говоря: - Велик Бог христианский, творящий таковые чудеса! Игемон же преисполнившись стыда, начал просить мученика, говоря: - Помолись обо мне Богу твоему, Фалалей, чтобы я мог встать со своего места, потому что воистину велик Бог твой. Когда святой помолился, игемон встал, но, видя в этом не божественную силу, а волшебство Фалалея, сильно разгневался на святого, скрежеща зубами своими. Тогда, схватив бурав, начал сам сверлить ноги мученика, но тотчас у него отсохли руки. Игемон снова воззвал к мученику, говоря: - Опять прошу тебя, Фалалей, помолись обо мне, чтобы исцелели руки мои. Святой своей молитвой дал исцеление его рукам. Тогда игемон сказал окружающим: - Возьмите с глаз моих этого волхва и утопите его в глубине морской, дабы погиб он. И сказал ему святой: - Ты начал следствие обо мне; поэтому, ты должен его и докончить. Отвечал игемон: - Уйди от меня, волхв, и погибни в ином месте; ибо я еще не сделал тебе никакого зла, а ты уже столько зол причинил мне своим волшебством! Сказал святой: - Не думай, мучитель, что бы я испугался твоей угрозы и отвергся от Бога моего; знай же, что я ни в каком случае не принесу жертвы твоим богам; не поклонюсь бесам, которым ты служишь. При этих словах взяли святого слуги игемоновы и, посадив его в ладью, поехали с ним на самую средину морской пучины и там его утопили. Будучи же утопляем, святой сотворил такую молитву к Богу: - Господи Боже мой! не дай мне ныне умереть, потому что я хочу еще пострадать за Твое святое имя, дабы, совершив еще больший подвиг мученичества, восприиму от Тебя нетленный венец в жизни вечной. Возвратившиеся после утопления мученика слуги, сказали игемону: - Мы сделали то, что ты повелел нам: мы кинули Фалалея в море и он погрузился на наших глазах. Но пока еще слуги говорили это игемону, пришел святой Фалалей, одетый в белую одежду. Игемон и все, бывшие с ним, увидев святого, весьма изумились. И сказал игемон святому: - Вот твое волшебство одолело и море! Отвечал ему святой: - Где ныне сила и могущество твоих богов? Где ваша гордость? Вот Господь мой, Иисус Христос, разрушил ваши замыслы и не дал мне умереть, чтобы я еще победил диавола, отца вашего. Разгневался игемон и сказал находящимся около него: - Смотрите, как волхв сей и море околдовал, и нас поносит; если мы его отпустим так, то он погубит всех нас своим колдовством. Был же при игемоне один волхв, Ию имени Урвикий; тот дал совет игемону, говоря: - Повели, властитель, отдать его на съедение зверям. И тотчас игемон, призвав стража, кормившего зверей, приказал ему приготовить место для зрелища, а святому сказал: - Фалалей, принесешь ли ты жертву богам, или хочешь, чтобы тело твое стало пищею зверям? Огвечал на это святой мученик: - Неужели ты еще не познал силы и величия Господа и Бога моего Иисуса Христа? Я же объявлю тебе словами пророческими: « Десница Господня высока, Десница Господня творит силу! Не умру но буду жить и возвещать дела Господни » (Пс.117: 16, 17). Затем повели святого на площадь и отдали на растерзание зверям. Но звери не тронули святого. К нему подошла одна лютая медведица, легла у ног его и начала лизать их. Видя это, игемон заскрежетал своими зубами и зарычал, как лев, от ярости. Затем он приказал выпустить на него голодного льва, а также львицу, но и те, приблизившись, припали к ногам мученика и лизали их. Игемон же от ярости разорвал на себе одежды свои, а народ начал громогласно кричать, говоря: - Велик Бог христианский! Бог Фалалея, помилуй нас! Схвативши же Урвикия волхва, бросили его зверям, и тотчас тот был растерзан и съеден ими. Игемон, встав с своего места, приказал мученика убить мечем. И приведен был святой мученик для усекновения на одно нарочито приготовленное место, называемое Едесса, и после молитвы принял кончину, месяца мая в двадцатой день7, в честь и славу Господа нашего Иисуса Христа, прославляемого со Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Кондак, глас 3: Мучеником сострадалец явлься и оружник, воин изрядный Царя славы был еси, искушеньми и муками возвышение идолослужителей попрал еси: сего ради честную твою поем память, мудре Фалалее. ________________________________________________________________________ 1 Император римский Нумериан царствовал с 283 г. по 284 г. 2 Эгея или Эг - приморский город в Киликии - малоазийской области. С именем Аяскала он сохранился и до настоящего времени. 3 Т.е. в храме, построенном в честь императора Адриана (царствовал с 117 г. по 138 г.). Следует заметить, что древние римляне имели обычай строить в честь своих императоров храмы, а также ставить их статуи в храмах в на площадях. 4 Город Аназар находился в Киликии. 5 Ливан - гора в Сирии; принадлежит к той горной системе, которая начинается Синаем, тянется к северу через Аравию, Палестину и Сирию параллельно восточному берегу Средиземного моря и примыкает к Тавру. Ливан образует среднюю, высшую часть этой горной системы. 6 Эдесса - город в Македонии. 7 Кончина святато Фалалея последовала в 284 году.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы