Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память преподобного Лазаря Писца



П реподобный Лазарь жиль в Константинополе и с молодых лет посвятил себя иноческим подвигам. Измлада он проводил суровую жизнь, постоянно пребывая в посте и молитве. Но преимущественно он упражнялся в делах милосердия, питая алчущих и одевая нагих. За свою подвижниче­скую и благочестивую жизнь преподобный был удостоен священнического сана. Это было в царствование византийского импе­ратора Феофила1.

При Феофиле же преподобный Лазарь претерпел и мучения за свою ревность в иконопочитании. Посвятив себя служению Богу, Лазарь изучил иконописное искусство и ревностно зани­мался писанием честных икон во славу Бога, Пречистой Его Матери и святых Его. Феофил же был иконоборец; всех почитателей святых икон он подвергал гонениям, а иконописцев заставлял плевать на иконы и попирать их ногами. Преподобный Лазарь, как иконописец, был схвачен и подвер­гнуть испытанию в вере. Но напрасно старались склонить его к иконоборческому зловерию, прибегая то к льстивым увещаниям, то к угрозам; Лазарь оставался непреклонным; тогда стали немилосердно бить его, а потом ввергли в темницу. Но и в темнице святой муж продолжал писать иконы. Тогда беззакон­ный мучитель повелел прижигать пальцы святого раскаленными плитами железа, чтобы отнять у него всякую способность писать иконы. При этом, преподобному Лазарю угрожала даже смерть. И только с трудом жизнь его была спасена заступничеством благочестивой царицы Феодоры2. Выпущенный на свободу, преподобный Лазарь нашел убежище в церкви святого Иоанна Крестителя, и там написал икону, которая быстро приобрела славу чудотворной. Когда же Феофил скончался, преподобный уже безпрепятственно занимался писанием святых икон. При этом святой нисколько не помнил зла, но даже молился за своего мучителя.

В царствование императора Михаила III 3, сына Феофила и Феодоры, преподобный Лазарь участвовал в числе посольства, отправленного к римскому папе Венедикту III4, и на возвратном пути из Рима скончался. Честные останки его были пере­несены в Константинополь, и здесь погребены в церкви святого Евандра5.

________________________________________________________________________

1 Император Феофил царствовал в 829-842 гг.

2 Царица Феодора известна в истории своими заслугами в пользу православия. Когда, по смерти Феофила, царица, за малолетством сына своего Михаила, сделалась упра­вительницею империи, то она восстановила иконопочитание. В столице иконы с особен­ною торжественностью были поставлены на свое место для поклонения в первые воскре­сенье Великого поста. День этот назван днем " торжества православия" и ежегодно воспоминается церковью.

3 Император Михаил III царствовал с 842- 877 гг

4 Папа Венедикт III управлял римскою церковью с 866- 868 гг.

5 В 1200 году мощи преподобного Лазаря видел в Константинополе русский паломник Антоний, впоследствии архиепископ Новгородский.

 

 

Страдание святого мученика Платона,

Память 18 ноября

С вятой мученик Платон, брат святого мученика Антиоха1, происходил из страны Галатийский, из города Анкиры2, от христианских родителей, и был воспитан в благочестии. Еще до своего совершеннолетия он достиг преуспеяния в добродетелях. Находясь в юношеском возрасте, он уже был зрел разумом. Среди безбожных идолопоклоннике в он дерзновенно проповедовал Христа, Предвечного Бога, и учил пребывавших в заблуждении язычников, чтобы они познали истину и обрати­лись от бесовского заблуждения к Богу. За сие он был взят неверными и приведен на суд к областеначальнику Агриппину.

Агриппин в это время находился в храме Зевса и там сел судить исповедника Христова. Взглянув на него, он сказал:

- Весь мир чтит своих богов, - ты один заблуждаешься и отвращаешься от них!

Святой отвечал:

- Вы заблудились, оставив Бога, создавшего небо и землю, и все красоты их, и покланяетесь камню и тленному дереву, делу рук человеческих.

Агриппин сказал:

- Юность твоя делает тебя дерзким и бесчинным. Скажи мне свое имя, как зовут тебя и из какого ты города?

Снятый отвечал:

- Родители назвали меня Платоном; я - от чрева матери моей раб Христов, гражданин же - этого города; ныне за благочестие предстою на неправедном твоем суде и жду неза­служенной смерти, которую пламенно желаю принять за Господа моего; делай же то, что намерен делать.

- Не должно тебе, Платон, - возразить областеначальник, - учить о Распятом и даже имя Его иметь в уме своем, так как царская власть повелевает предавать тяжкой смерти исповедающих Его, а отрицающихся - удостаивать великих поче­стей: посему советую тебе подчиниться царскому повелению, и тогда ты получишь возможность избежать смертной гибели.

Святый Платон отвечал:

- Я повинуюсь моему Царю - Богу, за Него и воинствую, смерть же временную охотно приемлю, чтобы быть наследником вечного Царства.

- Подумай, Платон, - сказал на это областеначальник, - что лучше для тебя: оставаться ли в живых, или подвергнуться тяжкой смерти?

Платон отвечал:

- Господь промыслит о том, что мне полезнее.

- Разве не знаешь, - возразил областеначальник, - непреложных царских законов, повелевающих, чтобы христиане или приносили жертвы богам, или подвергались смерти? Как же ты смеешь нарушать царские законы и совращать других?

Святый отвечал:

- Я знаю уставы Бога моего и делаю, что повелевают Его святая и животворные заповеди, а они повелевают, отвергнув бесовские жертвы, служить Единому Истинному Богу. Ему Единому я и служу, а ваших богов презираю. Но ты, согласно царскому повелению, подвергай меня мучениям, как хочешь, - вам уже привычно мучить христиан, а христианам - страдать за Христа.

Областеначальник Агриппин, отличавшейся зверским нравом, увидав, что святой не покоряется его безбожной воле и противоречит, в страшном гневе повелел разложить его нагим на земле и приставил двенадцать воинов попеременно бить святого. И били его по всему телу беспощадно долгое время, так что бившие воины очень устали, но святой страдалец не устал терпеть и исповедывать имя Господа своего Иисуса Христа.

Потом, когда воины прекратили побои, областеначальник, как бы щадя его, начал ласково говорить ему:

- По дружески советую я тебе, Платон: уклонись от смерти к жизни.

Мученик отвечал:

- Хорошо учишь ты меня, Агриппин, чтобы я уклонился от смерти к жизни, я и сам бегаю от вечной смерти и ищу бессмертной жизни".

Агриппин на это с гневом сказал святому:

- Скажи мне, несчастный, сколько смертей?

Святый отвечал:

- Две смерти: одна временная, а другая вечная; также и жизни - две: одна маловременная, а другая бесконечная.

- Оставь свои басни, - возразил областеначальник, - и поклонись богам, чтобы избавиться тебе лютого мучения.

Святой отвечал:

- Ни огонь, ни раны, ни ярость зверей, ни лишение членов (тела) не разлучать меня с Богом Живым, ибо не нынешний век я возлюбил, но Христа моего, за меня умершего и воскресшего.

Тогда областеначальник повелел отвести святого Платона в темницу. Когда его вели, за ним следовал народ, смотря на страдание его, как на какое-либо зрелище. Среди народа было множество и христиан. Приблизившись к темнице, твердый и великий духом, мученик Христов, Платон обратился к народу и, повелев ему замолчать, начал говорить громким голосом:

- Мужи, любящие истину, знайте, что я предпринял сей подвига страдания не по иной какой причине, как ради Бога создавшего небо и землю и всё, что в них. Как рабов Христовых, я умоляю вас не смущаться тем, что происходить теперь, ибо " много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь " (Пс.33: 20).

Приидите же и прибегнем все вместе к тихой пристани и к Камню, о Коем великий Апостол говорит: " Камень же был Христос " (1Кор.10: 4). И да не изнемогаем в бедах, коим подвергаемся за веру Христову, памятуя, что " нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас " (Рим. 8: 18).

Сказав сие, мученик вошел в темницу и, преклонив колена на землю, обратился к Богу с следующей молитвой:

- Господи Иисусе Христе, Созда­тель и Промыслитель всех, дарующий рабам Своим терпение и победу, сподоби и меня, смиренного и непотребного раба Твоего, до конца достойно претерпеть за имя Твое святое, и по­шли Ангела Твоего, чтобы он избавил меня от льстивого и всезлобного змия - Агриппина, да познают все, что не боги те, коих создает рука человеческая, но Ты - Единый Истинный Бог, долготерпеливый и многомилостивый, препрославленный во веки. Аминь.

По прошествии семи дней, мучитель снова воссел на судилище в храме Зевса и повелел привести святого мученика. Сначала он разложил пред ним разные орудия пытки: медные котлы, сапоги с гвоздями, раскаленные ядра, острые прутья, железные рогатки, колеса и многие другие, надеясь устрашить ими доблестного воина Христова. Потом начал говорить ему:

- Возлюбленный Платон! видя твою юность и благородство твоих родителей и щадя красоту твоего тела, прежде чем начну снова мучить тебя, советую тебе: вкуси от жертвы богов наших и будь в единении с нами, зная хорошо, что никто из противя­щихся мне, не останется жив, и, напротив, никто, повинующийся мне, не лишился чести и даров, мною обещанных. Я же, пре­красный Платон, если пожелаешь послушаться меня, как отца, дающего тебе добрый совет, отдам тебе в жены единственную дочь моего брата со многим богатством и назову тебя своим сыном.

Но блаженный Платон, насмехаясь над ним, сказал:

- Бедный и человеконенавистный сын диавола и слуга са­таны! Если бы я решился связать себя житейскими прелестями и если бы захотел взять себе жену, то разве не нашел бы лучшей, чем дочь брата твоего! Поистине я взял бы лучше вместо нее рабыню. И так захочу ли я взять ее теперь, когда, оставляя мир, соединяюсь со Христом?

Тогда мучитель, прийдя в ярость, повелел положить святого на медном одре, а под одр подложить множество углей и раз­жигать их, поливая на огонь масло, воск и смолу, и опалять тело мученика, а сверху бить тонким прутом, дабы и биением, и палением усилить его муки. После таких продолжительных мучений, Агриппин сказал святому мученику:

- Несчастный, смилуйся, наконец, над самим собою! И если не хочешь поклониться богам, то скажи только эти слова: велик бог Аполлон, - и я тотчас же перестану мучить тебя, и пойдешь с миром в дом свой.

Но святой на это отвечал:

- Да не будет, чтобы я пощадил тело свое, а душе приготовил геенну огненную.

По прошествии трех часов, в продолжение коих Платон был предаваем таким мучениям, он был снят с одра, но тело его оказалось целым, здоровым и не имеющим даже следа от ран и от огня, как будто он вышел из бани. При сем, от тела его исходило сильное благоухание, так что все, находившиеся тут, удивлялись и говорили:

- Воистину велик Бог христианский!

Областеначальник же сказал святому:

- Если не хочешь принести жертвы богам нашим, то, по крайней мере, отвергнись только Христа твоего, - и я отпущу тебя.

Но святой отвечал:

- Безумный и безбожный, как говоришь ты, чтобы я отвергся Спасителя моего? Неужели хочешь, чтобы я уподобился тебе, нечестивец? Разве не довольно для тебя твоей погибели? но ты хочешь вовлечь в нее еще и других, принадлежащих к числу воинов Христовых! Отступи от меня, беззаконник. Я верую Богу моему, что Он не оставит меня и не даст мне пасть так же, как пал ты.

Тогда Агриппин встал с своего престола и сам сталь мучить святого. Он разжег железные круги, подложил под его плечи и опалял его ребра. Потом положил на грудь муче­ника два сильно раскаленных железных круга, - и показался дым из ноздрей его, ибо сила огня проникала даже до его внутрен­ностей. Многие думали, что он уже умер. Но, спустя немного времени, он сказал мучителю:

- Ничтожны мучительства твои, лютый кровопийца!

Потом, возведши вверх свой взор, святой произнес:

- " Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания " (Ис.50: 6)3, " Не удаляйся от меня, Господи, ибо скорбь близка " (Пс.21: 12), " Для чего язычникам говорить: " где Бог их? " " (Пс.78: 10). Даруй мне, Иисусе Христе, рабу Твоему, освободившись совсем от мучительств противника, с дерзновением предстать пред Страшным Твоим Судом, окончив этот доб­рый подвиг: ибо Тебе на всяком месте владычества Твоего подобает слава, честь и держава, ныне и присно и во веки веков.

И когда он произнес: " аминь", поколебался храм, и все устрашились. Несмотря на то, жестоковыйные не хотели познать силу Божию.

Потом мучитель повелел, изрезав кожу святого Платона на ремни, сдирать ее. Но святой, сорвав один, отвисший от тела его, ремень, бросил его в лице Агриппину с словами:

- Бесчеловечный и свирепейший всех зверей! как ты, не желая познать Бога, создавшего нас по образу Своему, не питаешь жалости хотя к такой же самой плоти, какою облечен и сам ты, и находишь наслаждение при виде раздробления моих членов? Но предавай меня еще более лютым мукам, дабы как твое бесчеловечие, так и мое терпение всем были видны, ибо я радостно терплю все это ради Христа моего, чтобы, благо­дарю Его, обрести себе покой в будущем веке.

- О, до какой степени ты безумен, - возразил Агриппин, что не щадишь даже своего тела, несмотря на то, что внутрен­ности твои уже выходят сквозь рёбра, а ты всё еще не пере­стаешь хулить богов и возбуждать меня к гневу?

Потом Агриппин повелел повесить святого на дереве и бить тело его до тех пор, пока нетронутая еще плоть не отпала совсем от костей и не вылилась почти вся кровь. А святое лице мученика он так истерзал железными рогатками, что не оста­валось даже и следов человеческого образа, но одни только обнаженные кости. Но святой Платон, имея свободный язык, укорял за жестокость мучителя и проклинал идолов и идолопоклонников.

Тогда мучитель сказал:

- Платон! Если бы ты не был так упорен и непокорен, то уподобился бы тому премудрому Платону, главе философов4, который составил божественные учения.

Но святой отвечал:

- Хотя я и одного имени с Платоном, но не одного направления. Имя же не может соединить тех, коих разделяют верования. Посему ни я тому Платону, ни Платон мне не подобен, кроме одного имени. Я учусь и учу той философии, кото­рая - Христова, а он учитель той философии, которая есть безумие пред Богом, ибо написано: " погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну " (1 Кор. 1: 19; ср. Ис. 29: 14). Учения же, принадлежавшие Пла­тону, которые ты называешь божественными, суть ложные басни, посредством хитрых слов развращающие умы бесхитростных простецов.

Когда святой перестал говорить, умолк и Агриппин, ибо он не знал, что еще возразить ему и что сделать с ним, и дивился великому его терпению и смелым ответам. Он приказал отвести его в темницу и не дозволять никому из знакомых его приходить к нему. Но, чтобы святой мученик не умер, мучитель велел каждый день давать ему немного хлеба и воды. Не знал он, несчастный, что " не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек " (Втор.8: 3). Но Христов мученик не принимал ничего из рук идолопоклонников и оставался без пищи и пития восемнадцать дней, так что на нем исполнились слова Писания: " праведный своею верою жив будет " (Авв. 2: 4). Надеялся он, что Тот, Кто пропитал Даниила среди львов во рве (Дан. гл. 6), пропитает и его в темнице нетленною пищею. Стражи же, видя, что он не принимает ни хлеба, ни воды, сказали ему:

- Ешь, человече, и пей, чтобы не умереть тебе, и нам не впасть бы в беду из за тебя.

Но блаженный отвечал:

- Не думайте, братия, что я умру, если не принимаю вашей пищи; вы питаетесь хлебом, я же питаюсь Словом Божиим, пребывающим во веки, - вас насыщают мяса, меня же насыщают святые молитвы, - вас веселят вина, меня же увеселяет Христос, лоза истинная.

После того областеначальник Агриппин, видя, что ничем не может отвратить Платона от Христа, осудил его на усечение мечем. Мученик выведен быль из города. Испросив себе час на молитву, он поднял кверху руки свои и сказал:

- Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что святым Твоим именем Ты защитил меня, раба Твоего, от прельщения вражеского и даровал мне благодать достойно совершить течение подъятого ради Тебя подвига. И ныне молю Тебя, - приими в мире душу мою, ибо Ты благословен во веки. Аминь.

Потом, преклонив святую главу свою, сказал воину, кото­рый должен быль усекнуть его:

- Делай, друже, что тебе повелено. - И тот час же был усечен. Так подвизался святой мученик Платон и умер за Христа, дабы жить и царствовать с Ним во веки5.

 

Кондак, глас 3:

Святая твоя память вселенную веселит, созывающи верныя вся в пречестный храм твой, идеже ныне радостию совокупльшеся, поем в песнех и светлостех. Сего ради Платоне, вопием ти: языческаго нашествия избави град твой, святе.

________________________________________________________________________

1 Память святого Антиоха совершается церковью 16 июля.

2 Галатия - небольшая гористая, но плодородная область Малой Азии, лежащая между Фригией, Вифинией, Понтом и Каппадокией, в центре Малоазийского полуострова. Христианство здесь было насаждено св. Павлом, который основал и благоустроил цер­ковь Галатийскую и впоследствии писал к Галатам, которые слушали его, как Ангела Божия (Гал. 4: 14), послание. - Анкира - ныне Ангора - один яз главных городов Галатии.

3 Сии пророческие слова во всей полноте своей относятся к спасительным страданиям Господа нашего Иисуса Христа. Но они по справедливости могут до некоторой степени относиться и к мученикам Христовым, поскольку они своими страданиями приобщаются страданиям Христовым.

4 Философ - с греческого значит: любитель мудрости. Так называются ученые, посвятившие себя исследованию высших вопросов бытия: о Боге, о начале и законах мира и человека и конечных целях существования мира и т. п. - Платон - знаменитейший и величайший философ древности (конца V и начала VI в., до Р. Хр.), оставивший по себе множество замечательнейших по глубине мыслей сочинений.

5 Мученическая кончина св. Платона последовала около 306 г. - По кончине его, многие, обращавшиеся к нему с молитвою, получили его чудодейственную помощь. Так, на VII вселенском соборе (787 г.) читано было из письма св. Нила, ученика Иоанна Златоуста, к Илиодору о следующем, чуде св. мученика Платона. Сын од­ного инока из Галатии взят был в плен внезапно напавшими варварами. Старец со слезами молил соотечественного ему мученика Платона о помощи в сем заключении. И вот является сыну его всадник на коне, приведший и другого коня, и велит юноше садиться. Юноша, узнал в нем мученика, ибо часто видал его таким на иконе; юноша сел на коня; святой же, доставив его отцу, стал невидим. - В Константинополе император Анастасий I (491-518 г.) построил во имя сего мученика храм, а император Юстиниан (цар. с 527-565 г.) возобновил его.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь